Просмотр содержимого документа
«Метод творческих проектов. Этапы выполнения, стадии и приемы педагогического взаимодействия, используемые на различных этапах проектной деятельности»
Особого внимания заслуживает среди методов, способствующих развитию технических и творческих способностей методтворческихпроектов
Методтворческихпроектов - гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем педагога новых товаров или услуг, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.
Этот процесс предполагает выполнение учебных творческих проектов.
Проектность – определяющая черта современного мышления. Проектное мышление – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого учащийся использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию товаров или услуг от идеи до ее реализации.
В процессе выполнения творческих проектов развивается способность учиться и действовать самостоятельно, т.е. формируются такие качества как инициатива, самоопределение, выбор, заинтересованность, творческая самореализация.
Творческий проект – практико-ориентированная, межпредметная, интегрированная, оригинальная, завершенная работа школьников (изделия, творческие отчеты, рефераты, эссе, рецензии и т.д.).
В творческом проекте присутствуют элементы исследования, конструирования, дизайна, эвристики, интегративности (естественно-научные, гуманитарные и технологические знания), межпредметности. Проект выполняется в свободном режиме, маршрут деятельности проектируется школьником и результат виден сразу.
Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным изучением обучающимися необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения творческих изобретательских задач. Важно сформировать способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей, научиться выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна и потребностям школы или рынка вариант их реализации.
Последовательность выполнения творческого проекта представлена ниже в таблице.
Этапывыполнениятворческогопроекта
Названиеэтапа
Содержаниеработы
Постановкапроблемы
Педагог ставит перед учащимися проблему; предлагает банк проектов; раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и критерии оценивания
Исследование,отборидей.Обоснованиетемыпроекта
Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации (банк данных и предложений, книги, журналы, теле-, видео-, радиоинформацию, справочники и др.), учащиеся исследуют потребности в определенных изделиях и услугах для дома, школы, организации досуга, производства и т.д.; проводят мини-маркетинговые исследования. Определение темы проекта. Анализ предстоящей деятельности – составление «опорной схемы размышления»
Исследованиеобъектапроектирования
Исследование истории проекта, конспектирование. Художественное моделирование: выполнение набросков, эскизы альтернативных моделей изделий, изготовление наглядных рисунков, чертежей. Дизайн-анализ, определение достоинств и недостатков альтернативных вариантов
Развитиеидей
Анализ и синтез лучших идей. Выбор и развитие из многих вариантов наиболее подходящего решения (модели). Разработка рабочего эскиза модели с описанием. Детальное исследование и оценка возможностей:
– мини-маркетинговые исследования (если изделие производится с целью реализации);
– экологические ограничения и достоинства проекта, безопасность труда и т. п.
Планирование
Разработка рациональной технологии изготовления с учетом требований дизайна. Определение критериев контроля. Разработка технологических карт
Организацияитехнологияизготовленияизделия
Организация рабочего места. Раскладка, раскрой, технологическая обработка изделия. Текущий самоконтроль и корректировка своей деятельности. Рассмотрение дизайна в качестве улучшения проекта в процессе обработки
Экологическоеобоснованиеиэкологическаяэкспертиза
Проведение экологической экспертизы изделия. Подсчет себестоимости изготовленного изделия, предполагаемых прибыли и сроков окупаемости. Разработка бизнес-плана, рекламы, товарного знака изделия (услуги). Возможные идеи дальнейшего совершенствования
Подведениеитогов
Подготовка документации к защите.
Самооценка проекта (достоинства и недостатки, самооценка результатов). Оценка экспертов. Перспективы производства
Слушают учителя, анализируют окружающую действительность и свои качества с точки зрения совершенствования
2.Выбориобоснование темыпроекта
Уточняет интересы учащихся; помогает выбрать и сформулировать тему
Изучают банк проектов; сравнивает свои интересы и потребности с темами проектов; составляют перечень приемлемых видов проектов; выбирают тему
3.Выбороптимального варианта выполнения проекта
Помогает в выборе варианта выполнения проекта; знакомит с требованиями к выполнению проекта и критериями его оценки
Изучают первоначальную информацию по теме проекта; соотносят свои возможности с требованиями к выполнению проекта; разрабатывают варианты выполнения проекта; выбирают приемлемый для себя вариант выполнения проекта
4.Подборнеобходимых
материалов и средств
Информирует учащихся о необходимых информационных и литературных источниках. Консультирует о подборе необходимых материалов и подготовке рабочего места
Анализируют информацию; исследуют литературу, материалы по теме проекта; подбирают необходимые материалы и инструменты; подготавливают рабочее место
Расчетно-технологическийэтап
1.Планированиетехнологическогопроцессаи разработка документации
Обращает внимание учащихся на содержание, условия и средства различных этапов деятельности
Окончательно планируют этапность выполнения проекта; изучают содержание, средства деятельности на каждом этапе создания проекта
2.Выполнениетехнологическихопераций
Наблюдает, консультирует, помогает, анализирует результаты учащихся
Подбирают режимы обработки; осуществляют контроль качества обработки деталей
3.Самоконтрольсвоей деятельности
Акцентирует внимание учащихся на самооценке деятельности и ее результатов
Осуществляют самоконтроль своей деятельности; вносят изменения в технологический процесс
4. Корректирование технологического процесса
Обращает внимание на недочеты; оказывает необходимую помощь в корректировке процесса создания проекта
Наблюдает, обобщает результаты деятельности, советует
Анализируют полученные результаты и сравнивают их с задуманными; подготавливают демонстрацию и защиту проекта (репетируют, корректируют, составляют план)
2.Оформлениедокументации
Расширяет знания учащихся о способах оформления и демонстрации проекта
Пополняют свои знания и умения оформительской, графической деятельности; составляют план
3. Защита проекта
Смотрит, анализирует, помогает, участвует в защите и демонстрации проекта – по необходимости
Демонстрируют проект; показывают, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы жюри, экспертов
4.Подведение итогов
Высказывает свое мнение по поводу усилий учащихся, креативности, качества используемых источников; оценивает качество защиты проекта
Слушают, беседуют; осуществляют самоанализ; высказывают свои мнения и ощущения от процесса работы над проектом от его защиты
Особое значение имеет оценка школьником собственных достижений в процессе проектирования. Такая оценка поможет ученику понять свои сильные и слабые стороны. При этом важно оценить не только ход и результаты проектирования, но и свои личные качества, способность работать с другими. Показателями такой самооценки могут быть следующие моменты: какие новые знания и умения получены, насколько интересна была работа, степень самостоятельности в процессе проектирования, глубина анализа, инициативность, организованность, решительность и настойчивость, степень продвижения в проектировании по сравнению с предыдущим опытом и т.д.