kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод творческих проектов. Этапы выполнения, стадии и приемы педагогического взаимодействия, используемые на различных этапах проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особого внимания заслуживает среди методов, способствующих развитию технических и творческих способностей метод творческих проектов

Учебный творческий проект самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, созданное учащимся с консультированием педагога.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод творческих проектов. Этапы выполнения, стадии и приемы педагогического взаимодействия, используемые на различных этапах проектной деятельности»

Метод творческих проектов.

Этапы выполнения, стадии и приемы педагогического взаимодействия, используемые на различных этапах проектной деятельности


Особого внимания заслуживает среди методов, способствующих развитию технических и творческих способностей метод творческих проектов

Метод творческих проектов - гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем педагога новых товаров или услуг, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.

Этот процесс предполагает выполнение учебных творческих проектов.

Учебный творческий проект самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, созданное учащимся с консультированием педагога.

Проектность – определяющая черта современного мышления. Проектное мышление – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого учащийся использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию товаров или услуг от идеи до ее реализации.

В процессе выполнения творческих проектов развивается способность учиться и действовать самостоятельно, т.е. формируются такие качества как инициатива, самоопределение, выбор, заинтересованность, творческая самореализация.

Творческий проект – практико-ориентированная, межпредметная, интегрированная, оригинальная, завершенная работа школьников (изделия, творческие отчеты, рефераты, эссе, рецензии и т.д.).

В творческом проекте присутствуют элементы исследования, конструирования, дизайна, эвристики, интегративности (естественно-научные, гуманитарные и технологические знания), межпредметности. Проект выполняется в свободном режиме, маршрут деятельности проектируется школьником и результат виден сразу.

Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным изучением обучающимися необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения творческих изобретательских задач. Важно сформировать способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей, научиться выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна и потребностям школы или рынка вариант их реализации.

Последовательность выполнения творческого проекта представлена ниже в таблице.


Этапы выполнения творческого проекта


Название этапа

Содержание работы

Постановка проблемы

Педагог ставит перед учащимися проблему; предлагает банк проектов; раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и критерии оценивания

Исследование, отбор идей. Обоснование темы проекта

Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации (банк данных и предложений, книги, журналы, теле-, видео-, радиоинформацию, справочники и др.), учащиеся исследуют потребности в определенных изделиях и услугах для дома, школы, организации досуга, производства и т.д.; проводят мини-маркетинговые исследования. Определение темы проекта. Анализ предстоящей деятельности – составление «опорной схемы размышления»

Исследование объекта проектирования

Исследование истории проекта, конспектирование. Художественное моделирование: выполнение набросков, эскизы альтернативных моделей изделий, изготовление наглядных рисунков, чертежей. Дизайн-анализ, определение достоинств и недостатков альтернативных вариантов

Развитие идей

Анализ и синтез лучших идей. Выбор и развитие из многих вариантов наиболее подходящего решения (модели). Разработка рабочего эскиза модели с описанием. Детальное исследование и оценка возможностей:

– выбор материалов, инструментов, оборудования;

– предварительные экономические расчеты себестоимости;

– мини-маркетинговые исследования (если изделие производится с целью реализации);

– экологические ограничения и достоинства проекта, безопасность труда и т. п.

Планирование

Разработка рациональной технологии изготовления с учетом требований дизайна. Определение критериев контроля. Разработка технологических карт

Организация и технология изготовления изделия

Организация рабочего места. Раскладка, раскрой, технологическая обработка изделия. Текущий самоконтроль и корректировка своей деятельности. Рассмотрение дизайна в качестве улучшения проекта в процессе обработки

Экологическое обоснование и экологическая экспертиза

Проведение экологической экспертизы изделия. Подсчет себестоимости изготовленного изделия, предполагаемых прибыли и сроков окупаемости. Разработка бизнес-плана, рекламы, товарного знака изделия (услуги). Возможные идеи дальнейшего совершенствования

Подведение итогов

Подготовка документации к защите.

Самооценка проекта (достоинства и недостатки, самооценка результатов). Оценка экспертов. Перспективы производства

Защита проекта

Доклад и демонстрация; ответы на вопросы


Стадии и приемы педагогического взаимодействия, используемые на различных этапах проектной деятельности

Стадии выполнения проекта



Педагог



Учащиеся

Исследовательско-поисковый этап

1. Поиск проблемы. Исследование рынка, выявление потребности

Ставит проблему перед учащимися

Слушают учителя, анализируют окружающую действительность и свои качества с точки зрения совершенствования

2. Выбор и обоснование темы проекта

Уточняет интересы учащихся; помогает выбрать и сформулировать тему

Изучают банк проектов; сравнивает свои интересы и потребности с темами проектов; составляют перечень приемлемых видов проектов; выбирают тему

3.Выбор оптимального варианта выполнения проекта

Помогает в выборе варианта выполнения проекта; знакомит с требованиями к выполнению проекта и критериями его оценки

Изучают первоначальную информацию по теме проекта; соотносят свои возможности с требованиями к выполнению проекта; разрабатывают варианты выполнения проекта; выбирают приемлемый для себя вариант выполнения проекта

4. Подбор необходимых

материалов и средств

Информирует учащихся о необходимых информационных и литературных источниках. Консультирует о подборе необходимых материалов и подготовке рабочего места

Анализируют информацию; исследуют литературу, материалы по теме проекта; подбирают необходимые материалы и инструменты; подготавливают рабочее место

Расчетно-технологический этап

1. Планирование технологического процесса и разработка документации

Обращает внимание учащихся на содержание, условия и средства различных этапов деятельности

Окончательно планируют этапность выполнения проекта; изучают содержание, средства деятельности на каждом этапе создания проекта

2. Выполнение технологических операций

Наблюдает, консультирует, помогает, анализирует результаты учащихся

Подбирают режимы обработки; осуществляют контроль качества обработки деталей

3. Самоконтроль своей деятельности

Акцентирует внимание учащихся на самооценке деятельности и ее результатов

Осуществляют самоконтроль своей деятельности; вносят изменения в технологический процесс

4. Корректирование технологического процесса

Обращает внимание на недочеты; оказывает необходимую помощь в корректировке процесса создания проекта

Корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки

5. Соблюдение трудовой дисциплины и культуры труда

Контролирует дисциплину; убеждает в необходимости сотрудничества

Формируют в себе организационные, коммуникативные качества, творческое отношение к труду

6. Соединение деталей проекта и оформление

Расширяет знания учащихся о способах оформления; консультирует, оказывает помощь

Собирают отдельные компоненты проекта (эскизы, схемы, чертежи, текст) и оформляют проект









Экспертно-оценочный этап

1. Контроль, испытание и оценка изделия на основе экспертных оценок, сравнение, соответствие

Наблюдает, обобщает результаты деятельности, советует

Анализируют полученные результаты и сравнивают их с задуманными; подготавливают демонстрацию и защиту проекта (репетируют, корректируют, составляют план)

2. Оформление документации

Расширяет знания учащихся о способах оформления и демонстрации проекта

Пополняют свои знания и умения оформительской, графической деятельности; составляют план

3. Защита проекта

Смотрит, анализирует, помогает, участвует в защите и демонстрации проекта – по необходимости

Демонстрируют проект; показывают, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы жюри, экспертов

4. Подведение итогов

Высказывает свое мнение по поводу усилий учащихся, креативности, качества используемых источников; оценивает качество защиты проекта

Слушают, беседуют; осуществляют самоанализ; высказывают свои мнения и ощущения от процесса работы над проектом от его защиты



Особое значение имеет оценка школьником собственных достижений в процессе проектирования. Такая оценка поможет ученику понять свои сильные и слабые стороны. При этом важно оценить не только ход и результаты проектирования, но и свои личные качества, способность работать с другими. Показателями такой самооценки могут быть следующие моменты: какие новые знания и умения получены, насколько интересна была работа, степень самостоятельности в процессе проектирования, глубина анализа, инициативность, организованность, решительность и настойчивость, степень продвижения в проектировании по сравнению с предыдущим опытом и т.д.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Будайчиев Виталий Кенасович

Дата: 05.02.2020

Номер свидетельства: 538500


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства