Кружок "Юный цветовод" для 6 классов. Составленное тематическое планирование, пояснительная записка, цель и задачи курса. Что должны уметь и знать обучающиеся. Формы работы. Методы обучения. Оборудование. Актуальность данной программы. Кружок дает возможность обучающимся развивать творческие способности, фантазию, воображение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«кружок "Юный цветовод" »
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)школа №2 VIII вида»
Согласовано зам. директора Утверждено:
По УПР В. П. Бачева Директором Т.В Плескач
Программа кружка « Юный цветовод ».
Составила: учитель
по профессионально-трудовому
обучению профиль
«Цветоводство и декоративное садоводство»
Григорьева Л.А.
Соликамск 2014 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс представлен для проведения кружковых занятий учащихся 6-х классов коррекционных учебных заведений, желающих как можно больше узнать о цветоводстве.
Написание данной программы вызвано желанием развить в детях любовь к окружающей среде.
Основная идея программы:
Через знакомство с растениями и заботу о них воспитать в детях бережное отношение к природе, трудолюбие, привить любовь к окружающему миру, желание беречь и заботиться о нем.
А так же развить такие качества, как наблюдательность, аккуратность, трудолюбие, воображение.
Актуальность программы в том, что через выращивание растений и заботу о них дети приобретают положительные качества.
Только убедив подрастающее поколение в необходимости бережного отношения к природе, мы можем рассчитывать на гармоничное развитие личности. Значение экологического воспитания детей не ограничивается развитием знаний о растениях, цветах, о лесе, о природе, развитием полезных навыков. Эта работа позволяет успешно сочетать теоретическую подготовку с практической деятельностью, получить глубокие знания основ цветоводства. Чем осмысленнее ребята познают биологические особенности жизни растений, тем глубже они убеждаются в том, что состояние природы значительно зависит от деятельности человека. В озеленении школы основными организаторами должны быть сами ребята. Значимость этого важного дела можно объяснить тремя обстоятельствами: оно сочетает в себе трудовое воспитание, природоохранную работу и социализацию детей в обществе. Программа предназначена для учащихся 6 классов.
Группа состоит из 6-8человек, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу. Срок реализации программы 1 год.
Программа составлена таким образом, что при необходимости некоторые занятия можно менять местами – отличительная особенность.
Основа курса – изучение разнообразия и агротехнических приемов выращивания цветочно-декоративных растений, элементов оформления садовых участков, интерьера в группе, основ аранжировки.
Данная программа направлена на формирование практических навыков по вегетативному и семенному размножению растений добавлены следующие разделы: выгонка луковичных растений, семенное размножение растений, цветочное оформление мини-участка.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключаются в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность. Кроме того, программа способствует формированию у обучающихся эстетического вкуса и сознательного отношения к труду.
Занятия кружковой работой дают большие возможности для воспитания и развития личности ребенка. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственные представления, воображение, сообразительность, фантазия, творчество.
Цель курса: Создать условия для приобретения навыков самостоятельного наблюдения и ухода за растениями; сформировать интерес к цветоводству. Поддержать интерес к отдельным группам растений путем расширения знаний, сбора коллекций растений; создать условия для общения с теми, кто разделяет увлечение цветоводством. Привить практические умения и навыки по выращиванию растений, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
1. Приобрести практические навыки по уходу и содержанию растений открытого и закрытого грунта. 2.Выработать умение экологически грамотно украсить свое жилище цветами. 3.Овладеть дополнительными знаниями о наиболее интересных видах растений.
4. сформировать у учащихся приемы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов и наблюдений за растениями, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований;
5. обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков ухода за растениями, дать возможность реализовать полученные умения и навыки на практике.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Особое внимание в программе уделяется практическим занятиям и совместной деятельности.
Формы работы:
групповые занятия, практическое выполнение опытов, лабораторных работ, проведение экскурсий и массовых мероприятий в школе, консультации.
Учащиеся должны уметь:
1) самостоятельно проводить лабораторные опыты;
2) ухаживать за комнатными растениями;
З) проводить прививку, черенкование, знать правила агротехники комнатных и садовых растений.
Методы обучения:
монологический,
диалогический,
показательный (рассказ с элементами беседы).
Методы преподавания:
объяснительный,
информационно-сообщающий,
иллюстративный.
Методы учения:
репродуктивный,
частично поисковый,
поисковый,
проблемный (работа с литературой и печатными изданиями, выполнение индивидуальных заданий).
Методы воспитания:
убеждения,
упражнения,
пример.
Принципы:
Научности и доступности.
Природосообразности (по возрасту).
Системности и систематичности.
Эмоциональной окрашенности.
Индивидуального подхода к каждому ребенку.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В конце занятий по данному курсу дети
Должны знать:
биологические и экологические особенности декоративных растений;
способы размножения декоративных растений;
требования к условиям выращивания растений;
связи природы и человека.
Должны уметь:
применять полученные знания на практике;
составлять букеты из живых и высушенных цветов;
работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
наблюдать за растениями;
размножать и выращивать декоративные растения.
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Для оценки результативности применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль - диагностика знаний, умений и навыков, имеющихся у воспитанников.
формы: анкетирование, собеседование.
Текущий контроль – оценка качества усвоения знаний.
формы: текущие тестовые задания, викторины, творческие задания, собеседование, практическая деятельность.
Итоговый контроль – оценка знаний, умений, навыков, имеющихся у ребенка в конце курса занятий.
формы: тестовые задания, качество и количество выращенных растений, выставка творческих работ, оформление альбома; защита проектов; отчеты о проведении опытов и наблюдений; составление коллекций растений.
Практическая значимость курса:
Знания, полученные учащимися, имеют практическое значение для оформления коридоров, классных комнат, библиотеки.
Формы подведения итогов:
организация выставки растений;
проведение открытых мероприятий, викторин, предметных недель.
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Семена комнатных растений.
Гербарные материалы.
Цветочные горшки, кашпо.
Удобрения.
Лопаты.
Грабли.
Лейки.
Ведра.
Носилки.
Подставки.
Камни для оформления клумбы.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: ОБУЧАЮЩИЕ: - познакомить детей с группами и основными представителями декоративных растений; - изучить биологические особенности и агротехнику выращивания цветочных культур; - научить детей ухаживать за растениями; - научить составлять цветочные композиции и планировать цветочно-декоративные участки ; - научить работать со специальной литературой; РАЗВИВАЮЩИЕ: - сформировать у детей системный подход к изучению растений; - формировать интереса к исследовательской деятельности ; - развить понимание неразрывности биологических связей в живой природе и необходимости в сохранении окружающего мира; - развивать интеллектуальные и творческие способности детей, их воображение и духовный мир; ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: - воспитать у детей любовь и бережное отношение к природе; - формировать общественно активную личность, способную реализовать себя в социуме.
6 класс
месяц
содержание занятий
Форма проведения
Сентябрь
1 .Я садовником родился. 2.Цветочная тропинка.
3.Сбор семян цветов.
4.Подготовка земляной смеси для посадки цветов.
игра наблюдение
пр. занятие
пр. занятие
Октябрь
1.Здравствуй цветок (знакомство с комн.растенияим). 2.Составление этикеток комнатных цветов.
3.Посадка черенков растений.
4.Сбор природного материала для цв. композиций.
наблюдение практическая работа
пр. занятие
экскурсия
Ноябрь
1. Уход за комнатными растениями.
2. Цветики-цветочки.
3-4.Подготовка цветочных композиций из природного материала и сухоцветов.
Пр. беседа конкурсная программа практическая работа
Декабрь
1.Роль комнатных растений в жизни человека.
2. Легенды и предания о цветах.
3. Цветочный калейдоскоп.
беседа
беседа
конкурсная программа
Январь
1.Заболевания и вредители комнатных растений.
2. Мой цветок (этапы развития растения в рисунке).
3. Цветы и живопись.
пр. беседа рисование
демонстрация картин
Февраль
1. Комнатное цветоводство и эстетика.
2. Цветы на клумбе.
3.Альпийская горка.
4.Узнай меня
пр.беседа
аппликация
беседа
игра
Март
1.Уход за комнатными цветами в школе.
2.Условия ухода за комнатными растениями.
3. Цветы в природе.
Пр.занятие
наблюдение
беседа
Апрель
1.Подготовка земляной смеси к посадке семян цветов.
2.Посадка семян цветов.
3.Опасные для здоровья комнатные растения.
4.Уход за рассадой.
пр. работа
пр. работа
пр .беседа
пр. работа
Май
1.Первоцветы.
2.Подготовка клумбы к посадке цветочных культур.
3.Посадка цветов в открытый грунт.
4.Итоговое занятие «Чему я научился».
наблюдение
пр.работа
пр.работа
пр.занятие
Ожидаемые результаты
Осознание детьми о том, что нужно вести работу по озеленению школы.
Повышение положительного отношения к комнатным растениям.
Умение учеников нашей школы различать опасные для здоровья растения.
Повышение интереса учащихся к изучению цветочных культур.
Развитие работы в школе кружка « Юный цветовод»
Список рекомендуемой литературы
Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями. – Минск: Народная асвета, 1991.
Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. и др. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1990.
Жизнь растений / под ред. Фёдорова А.А. – М.: Просвещение, 1998.
Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М.: Просвещение, 1986.
Комнатные растения. Большая иллюстрированная энциклопедия / Пер. с франц. И. Крупичевой. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.