Кружок «Экология и краеведение для младших школьников»
Кружок «Экология и краеведение для младших школьников»
Кружок «Экология и краеведение для младших школьников» разработан как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:
- расширение энциклопедических представлений младших школьников;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кружок «Экология и краеведение для младших школьников» »
Программа кружка "Экология и краеведение для младших школьников"
Пояснительная записка
Кружок «Экология и краеведение для младших школьников» разработан как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:
- расширение энциклопедических представлений младших школьников;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
Кружок предназначается для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).
В программе выделено 12 тем, названия которых даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач.
Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов.
В курсе используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.
К концу года учащиеся должны знать:
Простейшие элементы ориентирования на местности.
Связь между человеком и природой.
Природа родного края.
Местные полезные ископаемые.
Связь между состоянием природы и здоровьем человека.
К концу года учащиеся должны уметь:
Составлять маршруты прогулок, дорог и планов.
Различать изученные группы растений и животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.
Выполнять правила поведения в природе.
Изготовлять домики для птиц.
Изготовлять экологические памятки.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ
(Из расчёта 1 часа в неделю. Всего- 34 часа)
Выясняем что такое «экология и краеведение» – 3 часа.
Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.
Связи между природой и человеком.
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения – 4 часа.
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.
Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.
Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение – 4 часа.
Местные лекарственные травы. Правила их сбора, употребления. Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны.
Изучаем способы охраны природы – 2 часа.
Интернет путешествие по заповедникам нашей страны и области. (знакомство с 3-4 конкретными заповедниками).
Выясняем роль неживой природы в жизни живого – 6 часов.
Солнце как источник тепла и света для живых существ.
Теплолюбивые и холодостойкие растения.
Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.
Местные полезные ископаемые.
Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов.
Экологическая сказка.
Изучаем экологические связи в живой природе – 4 часа.
Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. («Дуб и всё вокруг него»). Понятия «прямые связи» и «косвенные связи».
Знакомимся с охраняемыми растениями – 4 часа.
Охраняемые растения Липецкой области.
Лекарственные растения Липецкой области.
Ядовитые растения края.
Причины сокращения численности и меры их охраны.
Мастерим домики для птиц – 2 часа.
Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.
Учимся передавать свои знания другим ребятам – 2 часа.
Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей.
Подготовка и проведение КВНов экологического содержания.
Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека – 2 часа.
Пути попадания вредных веществ в организм человека ( с водой, с пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье .
Подводим итоги нашей работы за год – 1 час.
Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов по практическим делам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА«Экология для младших школьников»
Тема
Кол-во часов
Дата
Выясняем, что такое «экология и краеведение» – 3 часа.
Экология – это наука о связях в природе.
Краеведение – изучение отдельных местностей.
Простейшие элементы ориентирования.
1 1 1
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения – 4 часа.
Экскурсия на природу. Учимся видеть и наблюдать.
Происхождение названий некоторых видов животных и некоторых видов растений.
Дидактическая игра «Природа нужна нам, мы нужны природе».
1 2 1
Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение – 4 часа.
Местные лекарственные травы, правила их сбора, употребления.
Природа родного края (выставка рисунков).
Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны.
Составление «Красной книги» Липецкой области.
1 1 1 1
Изучаем способы охраны природы – 2 часа.
Интернет путешествие по заповедникам Липецкой области (в\фрагменты).
Творческая игра «Живи, ёлочка».
1 1
Выясняем роль неживой природы в жизни живого – 6 часов.
Солнце как источник тепла и света для живых существ.
Теплолюбивые и холодостойкие растения.
Приспособление животных к сезонным изменениям температуры.
Местные полезные ископаемые.
Растения и животные лесов, полей, лугов, водоёмов.
Экологическая сказка.
1 1 1 1 1 1
Изучаем экологические связи в живой природе – 4 часа.
Экологические связи в живой природе на примере «Дубового леса».
Понятие «прямые связи». (зарисовка)
Понятие «косвенные связи». (зарисовка)
2 1 1
Знакомимся с охраняемыми растениями – 4 часа.
Охраняемые растения Липецкой области.
Лекарственные растения Липецкой области.
Ядовитые растения Липецкой области.
Причины сокращения численности и меры их охраны.
1 1 1 1
Мастерим домики для птиц – 2 часа.
Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.
2
Учимся передавать свои знания другим ребятам – 2 часа.