Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа «Мир оригами»
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа «Мир оригами»
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа «Мир оригами» дает возможность детям отдохнуть от школы и в полной мере проявить свою фантазию и творчество. Является общекультурной модифицированной художественно-эстетической направленности.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных творческих проектов, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа «Мир оригами»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
СОЛЬ – ИЛЕЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная
программа «Мир оригами»
ЛТО «Муравей» на базе МОБУ «Красномаякская СОШ»
I – поток с 06.06-30.06.
Срок реализации: 21 день
Возраст детей: 10-14 лет
Составитель : Говоруха Ольга Владимировна
Педагог дополнительного образования
2016 г
Пояснительная записка
Актуальность
Процесс обучения, развития и воспитания детей непрерывный, он продолжается и с наступлением летних каникул в рамках детского лагеря. Организация детского отдыха удовлетворяет потребность детей в творческой самореализации познавательной активности, общении со сверстниками и интересными людьми, содержательной организации свободного времени. Летние занятия являются важным звеном в эстетическом воспитании, художественном образовании, нравственном, патриотическом и трудовом воспитании детей и подростков. Они воспитывают культуру мышления и эстетических суждений, целеустремленность, самоконтроль, глубже и ярче проявляются индивидуальные склонности и способности.
Направленность
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа «Мир оригами» дает возможность детям отдохнуть от школы и в полной мере проявить свою фантазию и творчество. Является общекультурной модифицированной художественно-эстетической направленности.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных творческих проектов, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригами-искусство изготовления бумажных фигурок путем складывания квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея. Слово оригами состоит из двух частей: «ори»- сложенная, «ками»- бумага. Квадрат не случайно выбран в качестве основы оригами, так как в Древней Японии квадрат считался воплощением мира. Поэтому именно квадрат способен бесконечно меняться и преобразовываться, воссоздавая множество новых форм. С этим связан и строжайший запрет разрезать квадрат в процессе складывания фигурки, дабы не нарушать целостность мира.
Главным в оригами считается не результат, а сам процесс складывания. Когда-то оригами было распространено только в Японии. В наши дни этим традиционно японским искусством увлекаются и взрослые и дети. Почти во всех странах мира существуют клубы оригами, проводятся конкурсы и фестивали, составляются компьютерные программы, обучающие искусству складывания бумаги.
Это интересное занятие к тому же и очень полезно. С его помощью развиваются аккуратность, художественный вкус, логика, умение читать чертежи, формируется пространственное воображение и творческие способности, активируются мыслительные процессы. Поскольку последовательность действий при складывании фигурок приходится держать в уме, оригами также стимулирует развитие памяти. Для того, чтобы правильно совершить удивительные превращения с бумагой, необходимо сконцентрировать внимание и запастись терпением, следовательно, занятия оригами развивают внимание и учат ребенка самодисциплине и усидчивости. Кроме того, при складывании бумаги совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер.
Занятия оригами способствуют интеллектуальному развитию ребенка и создают приятную атмосферу взаимного понимания и сотрудничества в школе в кругу одноклассников, в семье. Оригами эффективно также в качестве терапевтического средства при ограниченной подвижности пальцев в преклонном возрасте. И главное, оригами может понравиться каждому независимо от возраста, пола, национальности и языка.
Международным символом оригами является японский бумажный журавлик. Испокон веков в Китае и Японии журавль считался символом удачи и долгой жизни. Вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение - японский журавлик стал символом мира. Поэтому занятия оригами носят не только развивающий, но и воспитательный характер. Роль оригами в процессе обучения и воспитания детей очевидна. Оригами входит в образовательные программы Японии и других стран мира. В России оригами рассматривается как один из дидактических приемов, способствующих обучению и развитию подрастающего поколения.
Формы, методы и цели обучения
Срок реализации программы 21 день. Общее количество часов 12, занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на обучение среднего школьного возраста.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и КТД.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим занятием.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
На занятиях используются следующие методы обучения:
словесные (рассказ, объяснение, беседа);
наглядные (наглядные пособия, схемы, таблицы, рисунки, модели, просмотр видеоматериалов, показ приемов исполнений, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу);
практические (выполнение практических работ);
объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
активные методы обучения;
репродуктивный метод обучения используется на стадии освоения правил работы, новых приемов и техник оригами;
исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся);
метод проблемного обучения: с целью активизации мыслительной деятельности учащихся на занятиях активно используется проблемное изложение материала, частично-поисковые (эвристические).
В образовательном процессе используются педагогические технологии:
здоровье сберегающие технологии;
личностно-ориентированного обучения;
развивающего обучения;
дифференцированного обучения;
самостоятельного поиска решений;
игровые технологии;
нетрадиционные техники оригами.
Реализация задач обучения и воспитания подрастающего поколения требует определенных форм и методов. В своей программе я отдаю предпочтение проектной деятельности. Тема проекта посвящена Восьмидесятилетию создания киностудии «Союзмультфильм»
Цель проекта: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, творческое развитие и формирование интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощенных в конкретных изделиях Задачи проекта: – познакомить детей с основным приемом складывания модульного треугольника; – научить читать технологическую карту, чертежные схемы; – формировать аналитические способности, пространственное воображение, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников; – улучшать память, внимание, волю, глазомер; – развивать мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику; – воспитывать терпение, аккуратность, трудолюбие, усидчивость, критичность, целенаправленность, эстетический вкус, самостоятельность в работе, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, навыки коммуникации, волевые качества. Ожидаемые результаты обучения Овладение учащимися общеучебными навыками, развитие творческих способностей, умения применять знания и умения на практике
Необходимые начальные знания, умения, навыки 1.Общие сведения об оригами. 2.Умения складывать бумагу. 3.Навыки пользователя Microsoft Word, PowerPoint и Интернет ресурсами.
I этап – поисково-исследовательский: - узнать историю оригами; - изучить основные техники оригами; - узнать какие материалы используются для изготовления оригами;. II этап — практический: - анализ изделия; - знакомство с технологической картой; - подобрать материал для изготовления изделия в технике оригами; -освоить технологию изготовления изделия в технике модульное оригами. III этап – творческий: - изготовление изделия в технике модульное оригами IV этап – заключительный: - защита мини-проекта; - оформить выставку «Мир оригами»;
Вопросы, направляющие проект : Основополагающий вопрос : Как создать изделие, не только полезное как вещь, но и позволяющее исследовать потребности людей?
Проблемные вопросы учебной темы: Какие типы и виды оригами существуют? Учебные вопросы: 1.Какие материалы и инструменты используют для выполнения изделий в технике модульное оригами? 2. Как зависит выбор бумаги от техники складывании?
График оценивания До работы над проектом: Стартовая презентация учителя. Критерии оценивания исследований учеников Ученики работают над проектом и выполняют задания: Практическая работа по учебному плану. Консультации учителя. Взаимное обучение После завершения работы над проектом: Самооценка работы. Выступление на защите проекта
Календарно - тематическое планирование
№ урока
Тема
Дата
Количество часов
1-4
Необходимые начальные знания, умения, навыки 1.Общие сведения об оригами. 2.Умения складывать бумагу. 3.Навыки пользователя Microsoft Word, PowerPoint и Интернет ресурсами.
07.06
08.06
09.06
1
1
1
1
5-6
I этап – поисково-исследовательский: - узнать историю оригами; - изучить основные техники оригами; - узнать какие материалы используются для изготовления оригами;
10.06
14.06
1
1
7-10
III этап – творческий: - изготовление изделия в технике модульное оригами
15.06
16.06
17.06
21.06
22.06
1
1
1
1
1
11-12
IV этап – заключительный: - защита мини-проекта; - оформить выставку «Мир оригами»;
23.06
24.06
1
1
Итого
12
Список оборудования и материалов
Компьютер
Фотоаппарат
Учебные столы и стулья
Выставочные стенды
Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия
Схемы складывания изделий
Журналы и книги по оригами
Белая бумага
Цветная бумага тонкая
Цветная бумага плотная
Линейки
Треугольники
Простые карандаши
Цветные карандаши
Фломастеры
Ножницы
Клей ПВА
Кисточки для клея
Бумажные салфетки
Коробочки для мусора
Литература
Агапова И. Давыдова М. Поделки из бумаги. Оригами и другие игрушки из бумаги и картона. «ЛАДА» Москва , 2009
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992