Коррекционная школа. Программно-методический материал по предмету "Коммуникация и развитие речи" 7 класс для детей с тяжелой формой умственной отсталости. В помощь молодым педагогам, работающим с детьми по программе И.М.Бгажноковой. В программе актуальность и специфика данного учебного предмета, цели, задачи и планируемый результат, формы контроля и качества обучения, учебно тематический и календарно-тематическое планирование, а также требования к уровню подготовки учащегося по курсу.
Просмотр содержимого документа
«Коррекционная школа Программно метод материал по коммуникация и развитие речи»
Коррекционная школа.
Программно-методический материал по предмету «Развитие речи и коммуникация для детей с тяжелой формой умственной отсталости. . 7 класс.
Программа (государственная). Данная Рабочая программа разработана на основе программно-методических материалов Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007 г.
Методические пособия:
Программа обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (подготовительный, I - X классы). Авторы: Н.А.Новосёлова, А.А.Шлыкова. Екатеринбург: Центр «Учебная книга» 2004 г.
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой г. Санкт-Петербург ЦДК 2011 год.
3.Содержание учебного предмета
3.1. Предмет Развитие речи и коммуникация (в нед. 1 час, в год 34 час).
3.2. Актуальность и специфика изучения предмета.
Введение в программу учебного предмета «Развитие речи и коммуникация» обусловлено несовершенством речевой практики учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Обучение речи, как средству коммуникации, заключается в формировании умения общаться с взрослыми, со сверстниками, с детьми младшего возраста. Речь детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью скудна и дефектна. Их высказывания отличаются крайней бедностью, в разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих желаний и ощущений, употребляя короткие слова и фразы, имея в запасе небольшое число слов, часто повторяют их. Учебный предмет включает в себя несколько разделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них. В ходе организации и проведения уроков по предмету «Развитие речи и коммуникация» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности : мотивационная (Почему учащийся должен говорить ?), целевая (Зачем он должен говорить ?) и исполнительская (Каким образом он может говорить ?).
Основное внимание в коррекционно-развивающей работе обращается на усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи — главная задача обучения предмету «Развитие речи», а коммуникативный принцип построения уроков-занятий является ведущим. Раздел «Развитие общих речевых навыков» нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Раздел «Развитие навыков общения, диалогической речи, связной речи» ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности, определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. Основное внимание в процессе обучения должно уделяться развитию коммуникативных умений детей, как в вербальной, так и в невербальной формах. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.
3.3. Цели. Формирования представлений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению.
Коррекционно-образовательная: Обучение речи детей с нарушением интеллекта, как средству коммуникации, умения общаться с взрослыми, со сверстниками. Формирование речевого опыта как показателя их общего развития. Задачи:
учить строить устные связные высказывания;
формировать выразительную сторону речи;
обогащать лексический запас у учащихся.
Коррекционно-развивающая : Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей. Развитие первоначальных навыков связной устной речи, учитывая психофизические данные школьников. Задачи:
коррекция мышления и речи;
развитие и обогащение языковой базы устных высказываний детей.
дифференциации неречевых звуков окружающей среды ;
развитию фонематического слуха на основе игр, игровых действий и упражнений;
формированию простейших умений звукового анализа.
Коррекционно-воспитательная : Воспитание культуры речевого общения, нравственных качеств у детей с нарушением интеллекта. Задачи:
Планируемый результат: Готовность учащихся к оптимально- возможному уровню усвоения учебного материала, умение применять полученные знания в жизни.
3.4. Форма обучения практических уроков длительностью до 30-40 мин, с обязательными паузами отдыха и восстановления психических сил.
3.5. Форма контроля качества обучения. Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме практических проб, элементарных контрольных работ методом наблюдения по критерию относительной успешности (продвижение в уровне обученности и воспитанности относительно прежних собственных достижений). Итоговый контроль предполагает выявление уровня овладения навыками:
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 2 3 4 | Повторение материала. Развитие речевых навыков, диалогической речи. Развитие связной речи (описание предмета, сюжета на картинке). Разучивание стихотворений. | 34 час. 5ч. 19 ч. 4 ч. 6 ч |
5. Требования к уровню подготовки учащихся
5.1. Базовый уровень должен обеспечить учащихся следующими умениями и
навыками:
самостоятельно пользоваться в речи основными средствами выразительности;
активно участвовать в беседе; отвечать на вопросы, задавать вопросы по теме;
связно высказываться при обыгрывании речевых ситуаций;
пользоваться средствами культурной речи в различных ситуациях общения;
внятно выражать свои просьбы и желания;
повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
составлять по картинке предложения по вопросам учителя;
заучивать стихотворения, считалки, короткие песенки;
осуществлять простейшую классификацию предметов по инструкции с опорой на наглядность.
5.2. Учащиеся могут знать:
Календарно-тематическое планирование.
Развитие речи и коммуникация
№ п\п | № по теме | Раздел. Тема урока. | Кол.-во часов | Дата | Примечание |
1 | 1 | I четверть Повторение материала VI класса. | 9час 1 | | |
2 | 2 | Развитие связной речи. Пересказ сюжетных картинок «Лето». | 1 | | |
3 | 3 | Создание коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся | 2 | | |
4 | 4 | Упражнения на развитие слухового восприятия. Разучивание стих-я с голоса учителя. | 1 | | |
5 | 5 | Развитие диалогической речи. Беседа на тему «Моя семья». | 1 | | |
6 | 6 | Развитие связной речи (описание предмета, сюжета на картинке). | 2 | | |
7 | 7 | Повторение пройденного материала. | 1 | | |
8 | 1 | II четверть Повторение материала. | 7час 1 | | |
9 | 2 | Развитие связной речи. Пересказ сюжетных картинок «Осень». | 1 | | |
10 | 3 | Создание коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся. | 1 | | |
11 | 4 | Упражнения на развитие слухового восприятия. Разучивание стих.-я с голоса учителя. | 1 | | |
12 | 5 | Развитие диалогической речи. Беседа на тему «Телефон». | 1 | | |
13 | 6 | Развитие связной речи (описание предмета, сюжета на картинке). | 1 | | |
14 | 7 | Повторение пройденного материала | 1 | | |
15 | 1 | III четверть Повторение материала. | 10час 1 | | |
16 | 2 | Развитие связной речи. Пересказ сюжетных картинок «Зима». | 1 | | |
17 | 3 | Создание коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся. | 1 | | |
18 | 4 | Создание коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся. | 1 | | |
19 | 5 | Упражнения на развитие слухового восприятия. Разучивание стихотворения с голоса учителя. | 1 | | |
20 | 6 | Развитие диалогической речи. Беседа на тему «Зимние игры». | 2 | | |
21 | 7 | Развитие речевых навыков. Просмотр кинофильма. | 1 | | |
22 | 8 | Развитие связной речи (описание предмета, сюжета на картинке). | 1 | | |
23 | 9 | Повторение пройденного материала | 1 | | |
24 | 1 | IV четверть Повторение материала. | 8час 1 | | |
25 | 2 | Развитие связной речи. Пересказ сюжетных картинок «Весна». | 1 | | |
26 | 3 | Создание коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся. | 1 | | |
27 | 4 | Упражнения на развитие слухового восприятия. Разучивание стих.-я с голоса учителя. | 1 | | |
28 | 5 | Развитие диалогической речи. Беседа на тему «В магазине». | 2 | | |
29 | 6 | Развитие речевых навыков. Просмотр кинофильма. | 1 | | |
30 | 7 | Повторение изученного материала. | 1 | | |
Перечень учебно-методического обеспечения:
Художественные книги для прослушивания, чтения, просмотра;
Сборник «Детская библиотека».
Словарь-справочник по культуре речи для школьников. А.А.Евтюгина.
Фразеологический словарь русского языка для школьников. Л.А. Субботина.
Толковый словарь русского языка для школьников. Ю.В.Алабугина.
«Развитие речи» И.Н.Верещагина
Картинки по развитию речи В.В.Гербова
Предметные и сюжетные картинки по развитию речи В.В.Гербова
Картинный словарь 2 класс И. Гаркунова
Картинный словарь 2 класс С. Мельников;
DVD-диск «Кино для детей» выпуск №1.
раскраски в соответствии с тематикой.
рабочая тетрадь «Развитие речи». Учимся пересказывать.
Тетрадь «Фонетические рассказы и сказки». Созонова Н.Н. 1, 2, 3-части.
Книга тестов в картинках. В.Е.Гаврина.
Использованная литература.
Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей школьного возраста» Москва, «Творческий центр» / 2004
Алёшина Н.В. «Ознакомление школьников с окружающей и социальной действительностью» Москва, ЦГЛ : 2004
Вильшанская А.Д. «Содержание и методы работы учителя-дефектолога в школе»
Москва «Школьная пресса» / 2008 .
Корчинова О.В «Детский этикет»., Ростов-на-Дону : «Феникс» / 2002
Катаева А.А. , Е.А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» Москва, «Бук-мастер» / 1993
Ковалько В.И. «Школа физминуток в 1-4 классах» В. И. Москва, «Вако» / 2007.
Морозова И.А., М.А.Пушкарева «Ознакомление с окружающими миром» КРО для работы с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. И. А., Мозаика-Синтез : Москва / 2009