"Хоровое исполнительство в детском музыкальном театре" рабочая программа
"Хоровое исполнительство в детском музыкальном театре" рабочая программа
Данная программа отражает специфику музыкального театра и является неотьемлемой частью комплекса занятий, предлагаемых обучающимся для освоения. В программе "Хоровое исполнительство" акцент делается на оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, формирование его певческой культуры и культуры коллективного музицирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методическое обеспечение образовательной программы…………...
16
Условия реализации образовательной программы…………………...
20
Список литературы……………………………………………………..
22
Репертуар……………………………………………………………..
Календарно-тематический план на 2015 -2016 учебный год
24
25
Пояснительная записка
Введение
Данная общеобразовательная программа «Хор в детском молодежном музыкальном театре» имеет художественную направленность (далее Программа)
Общеобразовательная программа составлена на основе:
ФЗ №273 «Об образовании в РФ»;
Федерального государственного образовательного стандарта;
Программы начального общего образования «Музыка» Авторы - Усачёва В.О., Школяр Л.В. – М.: Вентана-Граф, 2012;
Программы Т.Н. Овчинниковой «Хор» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (Москва:«Просвещение», 1986).
Технология Емельянова В.В. «Фонопедический метод развития голоса», основанная на принципах здоровьесбережения.
Данная Программа отражает специфику музыкального театра и является неотъемлемой частью комплекса занятий, предлагаемых обучающимся для освоения.
На занятиях в детском молодежном музыкальном театре воспитанники получают возможность приобретать исполнительские навыки:
-владения певческим голосом;
-актерского мастерства;
- сценического движения.
В Программе «Хор в детском музыкальном театре» акцент делается на оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, формирование его певческой культуры и культуры коллективного музицирования. В программе ставятся несколько групп задач, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Настоящая Программа адаптирована к условиям организации дополнительного образования детей в общеобразовательной школе с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла, которые заключаются в следующем:
набор учеников в музыкальный театр ведётся по желанию детей и родителей без отбора, поэтому обучение должно быть рассчитано на детей с разным уровнем развития музыкальных способностей;
наличие комплекса дисциплин практического музицирования, включающего «Сольфеджио», «Музыкальный инструмент», у учеников музыкальных классов обеспечивает обучающимся возможность на практике применять полученные знания в рамках внеурочной деятельности, что обеспечивает реализацию принципов профильного образования.
В связи с этим при реализации программы целесообразно использовать дифференцированный подход и ориентированность на практическое использование теоретических знаний, полученных детьми в школе на уроках сольфеджио и музыкального инструмента.
1.2. Актуальность Программы
Театр традиционно воспринимался как храм искусства, где соединяются усилия актеров, режиссера, художников, музыкантов, мастеров костюма и света, а также усилия зрителей. Театр как школа общения, как школа жизни необходим для воспитания нового поколения, так как в процессе театрального действия происходит не только коллективное восприятие искусства, но и коллективное сопереживание, сочувствие, развивается именно та сфера духовного общения, которая сколь необходима, столь и сложна.
В музыкальном театре основным языком общения со зрителем помимо слова являются музыка и пение. В связи с этим, особое значение приобретает мастерство артистов, способных соединять вокальное искусство со сценическим движением и танцем. Актуальность Программы заключается в том, что в настоящее время, несмотря на большое количество появившихся хоровых школ, вокальных студий, эстрадных коллективов, уровень певческого развития детей неуклонно снижается. Хоровые занятия в программе музыкального театра имеют ключевое значение в обучении детей пению, овладении основами вокального мастерства, расширении и обогащении их музыкального кругозора, повышении общего культурного уровня.
Репертуарная политика хорового класса обусловливается жанровыми особенностями музыкального театра. Исполнение опер, мюзиклов либо спектаклей, где звучит много музыки, требует регулярных занятий по совершенствованию вокального мастерства, разучиванию и отработке сольных и хоровых произведений, и одновременно позволяет формировать культуру осознанного качественного исполнения.
Хоровое пение как вид музыкальной деятельности, имеющий ряд особенностей, благоприятствует массовому охвату детей. Эти особенности состоят в том, что в качестве музыкального «инструмента» выступает голосовой аппарат, орган речи и пения, а также в коллективной природе хорового пения. В процессе занятий активно развивается детский голос и одновременно решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности ребенка и его общего развития. Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции. Таким образом, обучение пению детей является мощным средством их воспитания и развития. Осуществляя эстетическое воспитание, хормейстер решает свою основную задачу - научить любого ребенка петь (исключая патологические случаи), максимально развить его вокальные особенности. А выбираемый репертуар позволяет расширять культурный кругозор современного ребенка, прививать ему уважительное отношение к школе классического пения, к труду профессионального классического певца.
На занятиях создается атмосфера творчества, взаимопомощи и ответственности каждого за общий результат. Важный стимул для детей – это участие в спектаклях, итоговых праздниках-концертах. Традиционно театр участвует в фестивалях театральных коллективов (районных, городских), активно принимает участие в школьных традиционных праздниках: День учителя, Новогодние утренники, концерт к Международному женскому дню, отчетные концерты.
Данная общеобразовательная программа модифицирована для условий работы в хоровом коллективе, участвующем не только в традиционных хоровых выступлениях, но, прежде всего, в музыкальных спектаклях, мюзиклах и операх. Такие выступления значительно осложняются одновременным решением множества творческих задач: вокальное мастерство, сценическое движение и актерское мастерство.
В связи с этим некоторое количество часов отводится на интегрированные занятия, в которых принимают участие хормейстер, балетмейстер и режиссер. Данная работа ведется на занятиях, где создается художественный образ с помощью сценических и танцевальных движений.
Деятельность по общеобразовательной программе реализуется в рамках начального общего и основного общего образования.
1.3. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития вокальных навыков, формирования потребности в коллективном музицировании у обучающихся в рамках творческой образовательно-воспитательной среды детского молодежного музыкального театра средствами хорового пения.
Задачи
Обучающие:
изучение азов вокального искусства;
формирование навыков певческой установки;
знакомство с теорией музыки
формирование стереотипа координации голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкостью, полетностью, мягкостью, оптимальной для каждого силой, при условии сохранения индивидуальности звучания здорового детского голоса;
обучение осмысленному, выразительному и эмоциональному исполнительству;
освоение навыков коллективного музицирования.
Развивающие:
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти;
разностороннее развитие вокально-хорового слуха;
развитие эмоциональной отзывчивости детей, воспитание личного отношения к исполняемой музыке;
формирование умения уверенно чувствовать себя на сцене.
Воспитательные:
воспитание культурного человека, любителя музыки и театра;
воспитание уверенности в своих силах, коммуникабельности;
формирование потребности в творческом труде, готовности к эстетической деятельности.
Решению воспитательных и развивающих задач способствует постоянное включение в работу базовых элементов деятельности детского музыкального театра:
инсценирование песен;
речевые упражнения, которые помогают научиться пользоваться элементарными выразительными средствами, чтобы потом перенести их на исполнение музыки;
пение, сочетающееся с элементарными движениями;
постановка музыкальных спектаклей.
1.4. Организационно-педагогические основы деятельности
Программа рассчитана на детей в возрасте 7-8 лет. В учебном году проводится 108 занятий (3 часа в неделю) с учетом праздничных дней. Наполняемость группы от 15 – 25 человек
Сведения о коллективе обучающихся:
состав учебной группы на период разучивания хоровых партий и работы над произведениями в первом полугодии постоянный. Во втором полугодии в связи с постановочными репетициями и разделением певцов по ролям состав групп варьируется.
вид образовательных групп –профильный. Занятия проходят на базе школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. В связи с этим основной контингент воспитанников – это ученики музыкальных и общеэстетических классов. Статус школы позволяет вести работу на профильном уровне.
Набор в группы производится свободно, по желанию детей и родителей, без отбора музыкально одаренных детей. Первоначальное прослушивание проводится с целью выявления стартовых возможностей воспитанников
Основная форма обучения детей – групповое занятие. Состав группы формируется по возрасту учащихся.
Занятия проходят в актовом зале либо в кабинете музыки школы №168 с углубленным изучением предметов художественно – эстетического цикла.
Необходимые условия для проведения занятий хоровых групп:
- места для удобного размещения юных певцов,
- электронное фортепиано с функциями записи сопровождения и выбора различных инструментальных тембров,
- компьютер, усилитель, микрофоны для работы с фонограммами,
- интерактивная доска с проектором для просмотра видеозаписей с репетиций и выступлений.
- сцена, театральное освещение, декорации и костюмы для музыкальных спектаклей.
Достигаемые уровни подготовки по этапам реализации программы:
для воспитанников, занимающихся в хоре театра первого года- начальный,
1.5. Результативность образовательной программы
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
контрольные прослушивания в сольном исполнении учебно-тренировочных упражнений (таблицу критериев см. в приложении №1)
индивидуальное прослушивание исполнения партий хоровых произведений
участие в концертах;
выступление на конкурсах и фестивалях;
рефлексия (анализ результата проделанной работы).
Требования едины для всех возрастных групп.
Прогнозируемый результат
Личностными результатами обучения в хоре являются:
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами обучения являются:
устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
музыкально-исполнительские навыки в коллективном и сольном музицировании (позиции для оценивания приведены ниже).
Метапредметными результатами обучения являются:
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности
формирование потребности в коллективном или сольном музицировании.
Общие итоги музыкально-исполнительского освоения общеобразовательной программы оцениваются по следующей структурной схеме:
владение вокально-певческими навыками;
развитие диапазона в рамках принятой классификации;
владение вокально-хоровым диапазоном;
умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
интонирование больших, малых и чистых интервалов, а также диатонических звукорядов;
слышание простейших элементов музыкального языка;
чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, понимание его значения для создания ансамбля;
устойчивые навыки чистого исполнения произведений в сопровождении и а΄сареllа;
уверенное пение в простых, сложных и сложно-составных размерах
По окончании первого года обучения дети должны
знать:
не менее 8 песен;
понятия «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
особенности певческой установки
уметь:
петь в диапазоне 1 октавы легким, без напряжения звуком;
чисто интонировать несложные песни с сопровождением и дублированной мелодией на инструменте;
петь и ритмично двигаться под музыку согласно жанровой
характеристике музыки;
Показатели результативности
Показатель
Методы и средства диагностики
Уровень сформированности знаний, умений и навыков
Презентация (контрольное исполнение упражнений, хоровых партий);
Рефлексия (анализ результата проделанной работы)
Выступление на концертах, фестивалях, конкурсах.
Развитость мотивационной сферы
Педагогическое наблюдение
Вокальные навыки проверяют при индивидуальном прослушивании дважды в год, отслеживая сформированность навыков певческого голосообразования.
Показатели певческого голосообразования
Целесообразное использование режимов гортани или регистров
Голосообразующий (фонационный) выдох, многократно превышающий по длительности и интенсивности речевой и жизнеобеспечивающий.
Певческое вибрато и произвольное управление его параметрами: частотой и амплитудой.
Специфическая певческая акустика ротоглоточных полостей, специфическая певческая артикуляция, существенно отличающаяся от речевой.
Контроль показателей развития голоса
(В трех бальной системе оценивания: 0- отсутствие умения,
1 – слабо выраженные , 2- хорошие, устойчивые показатели)
Фамилия
имя
возраст
Управляемость артикуляционной мускулатуры
цционной мускулатуры
Певческая форма рупора, певческая фонетика
Качество фальцетного режима
Качество грудного режима
Активный фонационный выдох
Наличие певческого вибрато
Наличие и осознанность фонетического компонента прикрытия
3.Содержание программы
Введение
В вводной теме юным артистам дается представление о многомерном явлении хорового детского театра тем самым, раскрыть неограниченные сценические возможности детского коллектива, особенности исполнения и внутреннего строения спектаклей.
Вокально-хоровая работа многофункциональна и включает:
Работу с упражнениями, формирующими умения и навыки управления мышцами голосообразующего аппарата.
Развитие речевого голоса и подготовка к работе по развитию вокального голоса.
Речевая подготовка – постановка речевого голоса.
Развитие речевого слуха.
Развитие речевой и актерской выразительности
Развитие навыков произвольного управления мышцами артикуляционного аппарата.
Совершенствование дикции.
Формирование и развитие умения и навыков самостоятельного развития голоса в речевом режиме.
Работа голоса в режиме речь-пение
Вокальная подготовка – вокально –техническое и вокально-исполнительское развитие.
Развитие эмоциональной и актерской вокальной выразительности.
Формирование и развитие умений и навыков мышечно-слуховой координации.
Вокальное исполнение произведений различных стилей .
Самостоятельная индивидуальная работа над голосом.
Упражнения на снятие мышечных зажимов
Артикуляционные упражнения
Дыхательно-голосовые упражнения на развитие звуковысотного голоса
Упражнение на звукообразование
Упражнение на логичное, образно-эмоциональное действие/ на тексте пословиц и стихотворных текстах/ с переносом на хоровое пение.
Раздел I. Пение произведений
Беседы о разучиваемых произведениях в яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной программы других видов искусств.
Показ – исполнение произведения. Интерпретация в контексте исполнения спектакля. Разбор его содержания и значения в раскрытии образов спектакля.
Практические занятия. Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления. При необходимости использования микрофонов отработка навыка пения с фонограммой. Сводные репетиции с хореографом в случае совмещения в исполнении пения и танца.
Контроль и анализ исполнения с помощью аудио, видеозаписей.
Раздел II. Пение учебно – тренировочного материала
Образное доступное раскрытие каждого нового упражнения и его роли для музыкально-певческого развития каждого ребенка. Рассказ о распеваниях и специальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности звучания по тембру и т.д.
Практические занятия
1уровень. Младшие школьники, не проходившие обучение в дошкольных учреждениях: голосовые игры, элементарное голосовое музицирование.
Раздел III. Пение импровизаций
В доступной форме раскрывается сущность импровизации, вокальной импровизации в частности. Показываются и объясняются различные задания.
Практические занятия. Показ для каждого задания возможных вариантов певческих мелодических импровизаций (ответ на вопрос, «музыкальный разговор», игра во «фразы-догадки», в «мелодические прятки», ритмические вариации), сочинение подголосков к теме и др. Даются также импровизации на короткие стихотворные тексты. Дети обучаются различным видам импровизации.
Раздел IV. V. Выступления
Все воспитанники театра принимают посильное участие в создании спектаклей и выступлениях театрального коллектива.
Методическое обеспечение общеобразовательной программы
В вокально – хоровом обучении детей и подростков существуют различные подходы и направления. Одним из таких способов является овладение юными певцами интеграционными знаниями и умениями, которые они получают в музыкальном театре. Это приобщение к хоровому, театральному, литературному и музыкальному искусствам.
Принципы реализации программы
При реализации программы учитываются следующие принципы:
принцип творческого подхода (обучающиеся, занимают активную творческую позицию);
принцип природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей при включении в разные виды деятельности);
личностного подхода (личность каждого ребенка является непреложной ценностью).
При реализации программы применяются различные методы и приемы:
ярким показом и интересной беседой педагог увлекает детей, пробуждает их инициативу, постоянно предлагая проанализировать и оценить исполнение, как других детей, так и себя;
педагог поощряет музыкальные интересы детей, беседует о впечатлениях, полученных на концертах, о любимых музыкальных произведениях;
поддерживает постоянный контакт с родителями обучающихся, способствуя развитию интереса у родителей к занятиям своего ребенка в музыкальном театре, а также стимулируя посещение родителями спектаклей, концертов.
В занятиях хора присутствуют разделы распевания и непосредственно работы над произведениями.
Распевание является необходимой частью занятия и преследует различные цели:
приведение голосового аппарата в рабочее состояние, т.к. певческий режим существенно отличается от речевого, поэтому необходима специальная работа;
с помощью упражнений при распевании нарабатывать вокальные навыки.
По строению вокальные упражнения представляют попевки на выдержанном тоне, по трезвучию в восходящем и нисходящем движениях, по гамме, арпеджио, включающие скачки, скороговорки и др. Также это могут быть отрывки известных песен.
Распевание необходимо для отработки всех элементов вокальной техники: дыхания, атаки звука, артикуляции, для развития голоса, диапазона и т.д.
Основные методические принципы распевания:
выстроенность от простого к сложному;
развитие навыков, необходимых для текущей работы;
материал для упражнений желательно подбирать простой, легко запоминающийся и постоянный. Одно и то же упражнение можно варьировать, разнообразив его динамикой, темпом, штрихами, характером звуковедения, использованием различных слогосочетаний;
любое упражнение необходимо окрасить в определённый эмоциональный тон.
дети должны по возможности знать цели и задачи упражнений;
в упражнениях нужно стремиться к достижению результата, но действовать с умеренностью и давать каждому из навыков время на закрепление;
все упражнения должны быть логически взаимосвязаны;
Работать следует с детьми с большей отдачей, с пониманием психологических, физиологических особенностей детей, быть им воспитателем, учителем и другом одновременно. Необходимо учитывать возраст детей, их интересы, возможности. Кроме этого, необходимо отслеживать рост и изменчивость детского организма, а особенно голоса, поэтому нужно придерживаться ряда правил для его охраны:
не допускать перегрузок, связанных с длительностью репетиций;
проводить занятия в проветренных, не душных помещениях;
не допускать в работе резкого, форсированного пения;
внимательно относиться к подбору репертуара, особенно с точки зрения его тесситурных особенностей;
при болезнях голосового аппарата, при переутомлении освобождать детей от присутствия на занятиях.
Начинать занятие следует с лёгкого массажа головы, ушей, лицевых мышц (гимнастика по методике Емельянова), пальцев – массаж взбадривает, улучшает кровоснабжение и активизирует внимание. По времени это должно быть не более 1 – 2-х минут. Далее желательно применение элементов дыхательной гимнастики (методика Стрельниковой).
Далее можно разучивать каноны как мелодические, так и ритмические, так как они способствуют развитию чувства ритма и интонации.
Необходимо также работать с детьми над произведениями а сарреllа, т.к. именно этот вид пения особенно развивает слух детей. Научить ребёнка слушать и слышать то, что он поёт, первоначальная задача каждого педагога.
Изначально пение а сарреllа вводится во II полугодии 1го класса в форме народных песен, таких как «Савка и Гришка», «Я на горку шла», «Как под горкой, под горой» и т.д.
Пение а сарреllа – достаточно сложный вид пения, но именно он активно развивает слух детей, ритм, вырабатывает звонкость и полётность звука, чувство «локтя» и др.
Кроме этого, очень важную роль играет пение канонов, где дети при выучивании делятся на 3-5 голосов. Этот вид пения также развивает умение слышать себя и слушать других участников пения. На выступления и концерты выносится 2-3х голосные каноны.
Важную роль в работе с детьми играет подбор репертуара, поэтому, при его выборе педагог должен:
учитывать возрастные особенности детей (интересы и физиологические возможности);
включать в репертуар произведения различных эпох, композиторских школ и направлений (зарубежная и русская классика; современная зарубежная и отечественная музыка; обработки народных песен, современные эстрадные песни и др.). Важно, чтобы дети понимали содержание песен, которые они исполняют.
наряду с удобным для исполнения репертуаром осторожно, с учётом всей последовательности изучения вводить более сложные произведения, т.к. это служит стимулом для профессионального роста детей.
В связи с непродолжительностью детского внимания рекомендуется чередовать сложные задания с более простыми, предлагать их в более понятной обучающимся первого года обучения в игровой форме.
Примерный перечень игр:
«Пальчиковые игры»;
«Сломанный телевизор»;
«Угадай-ка, кто такой»;
«Вопрос – ответ»;
«Мы - художники» и др.
На занятиях создается атмосфера творчества, взаимопомощи и ответственности каждого за результат. Важный стимул для детей – это участие в спектаклях, итоговых праздниках-концертах. Традиционно театр участвует в фестивалях театральных коллективов (районных, городских), активно принимает участие в школьных традиционных праздниках: День учителя, Новогодние утренники, концерт к Международному женскому дню, отчетные концерты.
5. Условия реализации общеобразовательной программы
Нормативно-правовое обеспечение:
Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования)» – Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля 2003 года;
Программно-методическое обеспечение:
Для каждого года обучения разработан примерный музыкальный материал, представленный в приложении 4.
Материально-техническое обеспечение программы:
Для успешной реализации программы занятия хора следует поводить в помещении с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией. Инструмент (рекомендуется рояль) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным. Места для участников хора целесообразно располагать амфитеатром. Сводные репетиции целесообразно проводить на сцене.
Для практической реализации данной программы необходимы следующие наглядные материалы, учебные пособия и оборудование:
Фортепиано
CD проигрыватель
Звукоусиливающая аппаратура: микрофоны, усилитель, акустическая система
Нотная литература
Видеоаппаратура
Костюмный фонд
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, быстрое усвоение музыкального материала и высокая активность.
Кадровое обеспечение программы:
Для занятий хорового класса необходим концертмейстер обладающий следующими профессиональными качествами:
обладающий навыком чтения с листа,
техникой подбора музыкального сопровождения
способный импровизировать на заданную тему(требования к профессиональному образованию, уровню квалификации, опыту профессиональной деятельности).
6. Список литературы
Овчинникова Т.Н. Программа по хору. Сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Музыка 1986г.
Программа хорового класса в детской музыкальной школе. Авторы составители: Попов В.С., Тихеева Л.В., Иодко М.Р., Халабузарь П.В.
Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Уровни обучения, последовательность введения упражнений. Методическое пособие. Самара 1997г.
Учите детей петь: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. / Сост. Т. Орлова, С. Бекина. – М.: Просвещение, 1986
Баренбойм, Л.И. Педагогические размышления / Л.И. Баренбойм // Советская музыка. – №9, 1967 – С. 74-79.
Вейс, П.Г. Новое в музыкальном воспитании / И.Г. Вейс // Советская музыка. – №4, 1966 – С. 108-115.
Кабалевский, Д.Д. Как рассказывать детям о музыке / Д.Д. Кабалевкий – М.: Сов.композитор, 1972.
Кабалевский, Д.Д Про трех китов и про многое другое / Д.Д. Кабалевкий – М.: Детская литература, 1970.
Кабалевский, Д.Д. Сила искусства / Д.Д. Кабалевкий – М.: Молодая гвардия, 1984.
Леонтьев, О.П. Карл Орф – для детей / О.П. Леонтьев // Советская музыка. –№7, 1963 – С. 121-129.
Музыка – детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания: Сб. ст. / Сост. Л.Михеева. – Л.: Музыка, 1970.
Португалова, К.А. Музыка и дети / К.А. Португалова – М.: Знание, 1969.
Прасолов, Е. Г. Приобщение к прекрасному / Е.Г. Прасолов, И.М. Пусол – Тула: знание, 1985.
Учите детей петь: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. / Сост. Т. Орлова, С. Бекина. – М.: Просвещение, 1986.
Чепуров, В. П. Музыка в школе / В.П. Чепуров – М.: Просвещение, 1983