Республика Казахстан - многонациональное, независимое, суверенное государство. Оно единственное в мире по количеству национальностей, но при этом все живут дружно и в согласии, не зависимо от национальности, пола, религии, цвета кожи. Благодаря нашему Президенту Нурсултану Абишевичу Назарбаеву наша Республика процветает, развивает и сотрудничает со многими государствами мира. Цель этого классного часа - воспитывать у учеников начиная с начальных класов доброту, уважение к старшим, сплоченность, научит детей к бесконфликтному решению споров, терпимости к окружающим людям,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Казахстан-многонациональное государство »
Классный час на тему «Толерантность»
Цели: научить детей бесконфликтному решению спорных вопросов; воспитывать чуткость, терпимость к окружающим людям.
Ход мероприятия I. Вступительная часть
Чтобы понять, какую личность мы называем толерантной и чем она отличается от интолерантной, нужно знать, что такое толерантность. В переводе с латинского толерантность означает терпение. В современной психологической литературе существует множество определений этого понятия (обращается к плакату):
Т - терпимость к другим мнениям, верованиям и поведению;
О - отказ от причинения вреда и насилия;
Л - лучшее качество человека;
Е - единство, взаимопонимание, дружба;
Р - равноправие народов и рас;
А - альтруизм;
Н - небезразличие к окружающим людям;
Т - творческое общение;
Н - наш мир;
О - ответственность за то, что происходит с нами и вокруг нас;
С - соблюдение прав человека;
Т - терпимость к различиям;
Ь - чуткость и снисходительность.
II. Лекция-беседа о толерантности
Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих различий (по Г. Оллпорту) довольно много.
1. Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больше разрыв между «я - идеальный» (представление о том, каким я хотел бы стать) и «я - реальный» (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека, у которого оба «я» практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но потенциал саморазвития у них выше.
2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения, боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.
3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такая: не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.
4. Потребность в определении. Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей: плохие и хорошие. Они делают акцент на различия между «своими» и «чужими». Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.
5. Ориентация на себя - ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности к внешним институтам и авторитетам, т. к. им не нужно за кого-то прятаться.
6. Способность к эмпатии. Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.
В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных людей. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили своих собеседников.
7. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками и не стремятся к превосходству над другими.
8. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда студентов попросили назвать великих, с их точки зрения, людей, интолерантные назвали имена политических лидеров, имевших власть над другими, а толерантные - имена ученых, артистов. Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью, где царит строгая дисциплина. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.
Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на других, ощущением нависшей угрозы, гипертрофированной потребностью в порядке и власти.
Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя и поэтому признающего право других на личностные и индивидуальные особенности. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
III. Практическая часть
Упражнение 1. Скажи мне что-нибудь хорошее
Задачи: повысить самооценку; получить поддержку от группы; развивать социальную интуицию, чувствительность, понимание другого человека.
Процедура проведения: каждый по очереди говорит соседу справа что-то хорошее о нем (комплимент), а тот соглашается с ним, произнося слова: «Да, а еще я...», и говорит что-то хорошее о себе.
Упражнение 2. Волшебная лавка
Задача: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считать себя подлинно толерантной личностью.
Процедура проведения: ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные вещи (таблички с названиями висят на доске): терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Вызывается один из участников. Он может выбрать одну или несколько вещей, которых у него нет. В качестве платы продавец просит взамен то, что у этого человека имеется в избытке. Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. Покупатель в качестве оплаты предлагает чувство юмора, которого у него в избытке.
Упражнение 3. Как быть толерантным в конфликтной ситуации?
Задача: обучить конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации.
Процедура проведения: перед упражнением ведущий знакомит участников с правилами выхода из конфликтной ситуации (можно каждому раздать отпечатанные листы).
Правило 1. Контролируйте собственные эмоции, которые мешают оценивать происходящее.
Правило 2. Проанализируйте подлинные причины конфликта, иногда они бывают скрыты под мнимыми.
Правило 3. Стремитесь сузить область противоречий до минимума.
Правило 4. Не увлекайтесь самозащитой, это мешает вовремя заметить изменения в обстановке и поведении противника в споре.
Анкета №2
Попробуй проанализировать ситуации и предложи их решения:
1. В вашем классе новенький ученик. У него иной цвет кожи. Классный руководитель тебе предлагает сидеть с ним за одной партой. Ты…
2. Ты идешь по улице. К тебе подходит мальчик-цыган и просит денег. Ты…
3. На твоих глазах оскорбляют человека за то, что он другой национальности. Ты…
4. Тебе предлагают вступить в организацию, которая борется против людей иной веры и национальности. Ты…
5. Ребята во дворе смеются над людьми, которые исповедуют иную религию, отпускают в их адрес неприличные реплики. Ты..
Анкета №3
1. Влияет ли цвет кожи и национальность человека на его интеллектуальные и моральные качества?
2. Зависит ли доброта от национальности?
3. Есть ли у тебя друзья иных национальностей?
4. Как отнеслись бы твои родители к тому, что к тебе в дом пришел твой друг другой национальности?
Ход классного часа
- Толерантность - это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.
Однажды Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова – это не только урок нам, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа. Многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре традициях и обычаях. А продолжением этой красоты в том, что все мы – люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой.
Видимо, поэтому, был учрежден международный день толерантности, который отмечается 16 ноября.
- Что значит быть толерантным?
- У толерантности, терпимости есть обратная сторона. Она проявляется, прежде всего, в том, что человек делит всех на «чужих» и «своих».Чаще всего это деление происходит по национальному признаку. Иногда его называют стереотипным мнением.
- С какими стереотипами в оценке людей, наций вы сталкивались?
Театрализация отрывка пьесы Шварца Е. «Дракон»
Рыцарь Ланцелот въезжает в город. Ему рассказывают о доброте и справедливости деспотичного правителя города –Дракона, который сделал много важного и полезного для страны.
Обмен мнениями по отрывку
Тест «Уровень конфликтности личности»
Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа, под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.
1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, т. е. к тому, чтобы подчинить своей воле других?
а) нет;
б) когда как;
в) да.
2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?
а) да;
б) ответить затрудняюсь;
в) нет.
3. Кто вы в большей степени?
а) пацифист;
б) принципиальный;
в) предприимчивый.
4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?
а) часто;
б) периодически;
в) редко.
5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?
а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;
б) изучил бы, кто есть кто, и установил контакт с лидерами;
в) чаще советовался бы с людьми.
6. В случае неудач какое состояние для вас характерно?
а) пессимизм;
б) плохое настроение;
в) обида на самого себя.
7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?
а) да;
б) скорее всего, да;
в) нет.
8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?
а) да;
б) скорее всего, да;
в) нет.
9. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе:
а) раздражительность;
б) обидчивость;
в) нетерпимость критики других.
10. Кто вы в большей степени?
а) независимый;
б) лидер;
в) генератор идей.
11. Каким человеком считают вас ваши друзья?
а) экстравагантным;
б) оптимистом;
в) настойчивым.
12. С чем вам чаще всего приходится бороться?
а) с несправедливостью;
б) с бюрократизмом;
в) с эгоизмом.
13. Что для вас наиболее характерно?
а) недооцениваю свои способности;
б) оцениваю свои способности объективно;
в) переоцениваю свои способности.
14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?
а) излишняя инициатива;
б) излишняя критичность;
в) излишняя прямолинейность.
Обработка результатов тестирования. Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и посчитайте их общую сумму.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
А
1
3
1
3
3
2
3
3
2
3
2
3
2
1
Б
2
2
3
2
2
3
2
2
1
1
1
2
1
2
В
3
1
2
1
1
1
1
1
3
2
3
1
3
3
Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:
14-17 баллов - очень низкий; 18-20 баллов — низкий; 33-35 баллов - выше среднего
21-23 балла - ниже среднего; 36-38 баллов - высокий
24-26 баллов - ближе к среднему; 39-42 балла – очень высокий
17-29 баллов — средний;
30-32 балла - выше среднего
В Казахстане насчитывается около 130 различных этнических групп. Власти страны принимают активные меры по обеспечению прав этих меньшинств, в том числе, направленные на сохранение языков, культуры и традиций. Об этом говорится в докладе независимого эксперта по вопросам меньшинств Гейи Макдугалл.
«Правительство и многонациональный народ Казахстана заслуживают высокой оценки за то, что в целом в обществе наблюдается межэтническая толерантность», - отмечается в докладе. На этой неделе Г. Макдугалл представила его на рассмотрение сессии Совета по правам человека, которая проходит в Женеве.
Одновременно представитель ООН обратила внимание на то, что лица, принадлежащие к общинам меньшинств в Казахстане, не принимают реального участия в политической жизни страны. В докладе отмечается, что даже в местах их компактного проживания представителей меньшинств редко назначают на руководящие должности в органах власти.
Г. Макдугалл в своем докладе пишет, что после обретения независимости в стране был успешно взят курс на поощрение казахского языка и казахской этнической идентичности, который проводится в целом взвешенно и поступательно. «Но среди ряда общин меньшинств, которые раньше, возможно, были влиятельными и обладали численным превосходством, как, например, этнические русские в советский период, проказахская политика расценивается иной раз как проявление дискриминации», - подчеркнула Макдугалл.
Она добавила, что для многих неказахов, как для славян, так и неславян, сохранение конституционной гарантии использования русского языка наравне с государственным языком рассматривается в качестве одного из ключевых факторов обеспечения развития Казахстана в качестве многоэтнического государства.