№ | Дата | Тема урока, раздела. | Количество часов | Формы организации учебной деятельности учащихся. | Планируемые результаты | Оборудование |
по плану | факти чески | теория | практика | предметные | метапредметные | личностные | |
1 | | | Раздел 1. Введение | 1 | | Введение в предмет «Экология». Как работать с учебником. (фронтальная беседа) Организация проектно-исследовательской деятельности Выбор темы учебного исследования. | Сформировать представления об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязи и взаимодействия между природой и человеком
Основные понятия:экология | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; | Учебник, мультимедийная презентация. |
2 | | | Раздел 2. История взаимоотношений человека и природы (7ч.) 1.Человек и природа в далеком прошлом: присваивающее хозяйство. | 1 | | Работа с учебником и дополнительной литературой;. | Сформировать представления об изменении природной среды под воздействием человека; | Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий; Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами; | Учебник, дополнительная литература, алгоритм наблюдений |
3 | | | 2.Человек и природа в далеком прошлом: присваивающее хозяйство. | | 1 | Осуществление наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом | Сформировать представления об изменении природной среды под воздействием человека | Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий; Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами; | Учебник, дополнительная литература, алгоритм наблюдений |
4 | | | 3.Переход человека к производящему хозяйству. | 1 | | Работа с учебником и дополнительной литературой; выделение главного; учащиеся | Сформировать представления об изменении природной среды под воздействием человека;
Основные понятия: опустынивание | Познавательные: поиск и выделение необходимой нформации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах; Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Воспитание ответственного отношения к природе | Учебник, дополнительная литература. |
5 | | | 4.Переход человека к производящему хозяйству. | | 1 | Работа по выполнению проекта №1:«Озеленение пустыря». | Сформировать представления об изменении природной среды под воздействием человека;
Основные понятия: опустынивание | Познавательные: поиск и выделение необходимой нформации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах; Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Воспитание ответственного отношения к природе | Учебник, дополнительная литература, оформительский материал |
6 | | | 5.Урок – исследование «Развитие человека от колесницы до самолета». | | 1 | Работа с учебником и дополнительной литературой, учебный диалог; организация работы в группе. Работа с проектом №1. | Сформировать представления об изменении природной среды под воздействием человека; | Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Регулятивные: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень освоения; Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | Воспитание сознания необходимости сохранения окружающей среды; | Учебник, дополнительная литература, мультимедийная презентация |
7 | | | 6.Урок – дискуссия: «Человек и природа в настоящем» | 1 | | Работа с учебником и дополнительной литературой, учебный диалог; учащиеся оценивают свою деятельность и деятельность других; Работа с проектом №1. | Сформировать представления об изменении природной среды под воздействием человека; | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Формирование мотивации дальнейшего изучения природы | Учебник, дополнительная литература, мультимедийная презентация |
8 | | | 7.Урок – защита проектов Проект №1: «Озеленение пустыря». | | 1 | Защита проекта, дискуссия по результату. | Применять полученных знаний и умений для решения практических задач; | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Коммуникативные: умение работать с аудиторией при защите проекта, определять общую цель и пути ее достижения; | Формирование мотивации дальнейшего изучения природы | Оформленные проекты, Компьютер. интернет-ресурсы |
9 | | | Раздел 3. Основные понятия экологии (12 часов.) 1.Экология: что это такое. | 1
| | Работа с учебником и дополнительной литературой, Учащиеся дают определение по существенным признакам; обобщают, подытоживают информацию; | Сформировать представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами;
основные понятия:
современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города. | Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Регулятивные: составлять план и последовательность действий; Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; | Сознание необходимости сохранения окружающей среды; | Учебник, дополнительная литература, интернет-ресурсы |
10 | | | 2.Что такое экосистема. | 1 | | Работа с учебником и дополнительной литературой, учащиеся учатся распределять работу при совместной деятельности; участвуют в учебном диалоге; организовывают работу в группе. | Сформировать представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами;
основные понятия:
экосистема | Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий;
Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах; Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих Развитие возможности выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами; | Учебник, дополнительная литература, интернет-ресурсы |
11 | | | 3.Урок-исследование «Взаимосвязи между компонентами экосистемы». | 1 | | Работа с учебником и дополнительной литературой, | Сформировать представления об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязи и взаимодействия между природой и человеком;
основные понятия:
экологические связи | Познавательные: составлять план и последовательность действий; Регулятивные: осуществлять рефлексию способов и условий действий; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Воспитание сознания необходимости сохранения окружающей среды; | Учебник, дополнительная литература, |
12 | | | 4. Урок-исследование «Взаимосвязи между компонентами экосистемы». | | 1 | наблюдение за природными объектами природы на пришкольном участке. | Сформировать представления об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязи и взаимодействия между природой и человеком;
основные понятия:
экологические связи | Познавательные: составлять план и последовательность действий; Регулятивные: осуществлять рефлексию способов и условий действий; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Воспитание сознания необходимости сохранения окружающей среды; | планы и дневники наблюдений |
13 | | | 5. Урок-семинар «Что такое биосфера Земли». | | 1 | Работа с информационным материалом сообщений, дискуссия | сформировать представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами;
основные понятия:
биосфера | Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Регулятивные: составлять план и последовательность действий Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Воспитание сознания необходимости сохранения окружающей среды; | Сообщения по заранее данным вопросам |
14 | | | 6.Урок-конференция «Человек и биосфера». | | 1 | Работа с информационным материалом сообщений, дискуссия | сформировать представления об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязи и взаимодействия между природой и человеком;
основные понятия:
биосфера. | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; | Сообщения по заранее данным вопросам |
15 | | | 7.Распространение живых организмов на Земле. Ледяные пустыни. Смешенные, хвойные и широколиственные леса. | 1 | | Работа с учебником и дополнительной литературой | сформировать умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
основные понятия:
условия окружающей среды | Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий; Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами; | учебник и дополнительная литература, мультимедийная презентация |
16 | | | 8.Распространение живых организмов на Земле. Пустыни. Вечнозеленые леса | 1 | | Работа с информационным материалом сообщений, дискуссия | сформировать представления об освоении базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего курсов естественнонаучных наук;
основные понятия:
условия окружающей среды | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах; Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | сознание необходимости сохранения окружающей среды | учебник и дополнительная литература, мультимедийная презентация |
17 | | | 9.Урок-исследование «Среда обитания живых организмов» | | 1 | Работа с учебником и дополнительной литературой, наблюдение за природными объектами природы на территории микрорайона. | сформировать представления об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязи и взаимодействия между природой и человеком;
основные понятия:
среда обитания, экологические факторы | Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Регулятивные: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень освоения; Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами; | учебник и дополнительная литература, ция, интернет-ресурсы |
18 | | | 10.Факторы среды обитания. | | 1 | Работа с учебником и дополнительной литературой, наблюдение за природными объектами природы на территории микрорайона. | сформировать элементарные представления о зависимости здоровья человека от факторов окружающей среды.
основные понятия:
экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные) | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | сознание необходимости сохранения окружающей среды; | учебник и дополнительная литература, интернет-ресурсы |
19 | | | 11. Свет в жизни растений. Практическая работа №1 «Определение количества солнечных дней в году в своей местности» | | 1 | Работа со справочным материалом, диаграммами и схемами. | Описывать условия необходимые для питания растений . | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов К.:Развивать умение вести проблемный диалог с одноклассниками, участвовать в коллективном обсуждении. Р.: Делать выводы из полученных результатов исследования. Использовать на практике полученные знания | Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке | учебник и дополнительная литература, диаграммы и схемы. |
20 | | | 12.Экологические группы растений по отношению к свету. | 1 | | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль. | Определять растения разных экологических групп. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Формировать этическое отношение к живым организмам | учебник и дополнительная литература |
21 | | | 13.Приспособление растений к меняющимся условиям освещения. Лабораторная работа №1 «Изучение строения листьев светолюбивого и теневыносливого растений под микроскопом». | | 1 | Выполнение лабораторной работы согласно инструкции | Выявлять признаки светолюбивых и теневыносливых растений. | Познавательные: составлять план и последовательность действий; Регулятивные: осуществлять рефлексию способов и условий действий; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; | Формировать навыки работы с увеличительными приборами Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке | учебник и дополнительная литература, микроскопы, растительные объекты. |
22 | | | 14. Тепло как необходимое условие жизни растений. Практическая работа №2 «Определение среднегодовой и среднесезонных температур своей местности и растений, приспособленных к ним» | | 1 | Работа с учебником и дополнительной литературой. Выполнение практической работы согласно инструкции | Определять зависимость прихода тепла и расселение растений. | К.:Развивать умение вести проблемный диалог с одноклассниками, участвовать в коллективном обсуждении. Р.:Делать выводы из полученных результатов исследования. П.:Использовать на практике полученные знания | Применять для решения поисковых задач личные наблюдения | учебник и дополнительная литература, диаграммы и схемы |
23 | | | 15Лабораторная работа №2 Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. | | 1 | Работа с учебником и дополнительной литературой. Выполнение лабораторной работы согласно инструкции | Определять влияние температуры на прорастание растений. | П: Уметь выявлять значение экологического фактора. Умение работать с различными источниками информации, природными объектами. Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | Применять для решения поисковых задач личные наблюдения | учебник и дополнительная литература, семена и проростки, лабораторная посуда. |
24 | | | 16.Экологические группы растений по отношению к теплу. | 1 | | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль | Определять экологические группы растений по отношению к теплу. | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, сериация;
Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Формировать этическое отношение к живым организмам | учебник и дополнительная литература |
25 | | | 17.Вода как необходимое условие жизни растений. Практическая работа №3«Определение количества дождливых и засушливых дней в году в своей местности» | | 1 | Работа с учебником и дополнительной литературой. Выполнение практической работы согласно инструкции | Определять зависимость прихода воды и расселение растений | К.:Развивать умение вести проблемный диалог с одноклассниками, участвовать в коллективном обсуждении. Р.:Делать выводы из полученных результатов исследования. П.:Использовать на практике полученные знания | Применять для решения поисковых задач личные наблюдения | учебник и дополнительная литература, диаграммы и схемы |
26 | | | 18.Экологические группы растений по отношению к воде. Лабораторная работа №3 «Знакомство с водными влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями». | | 1 | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль Работа с учебником и дополнительной литературой. Выполнение лабораторной работы согласно инструкции | Объяснят роль воды для растений, определять экологические группы растений по отношению к воде. | Р.:Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Фиксировать результаты исследования. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения П.:Использовать на практике полученные знания | Формировать личностные качества, необходимые исследователю: внимание, терпение, объективность в оценке результатов своей работы. | Интернет ресурсы, комнатные растения, гербарии. |
27 | | | 19.Приспособления растений к различным условиям влажности. Практическая работа №4 «Приспособленность растений к своей местности и к условиям влажности» | | 1 | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль Работа с учебником и дополнительной литературой. Выполнение практической работы согласно инструкции | Объяснят роль воды для растений, определять экологические группы растений своей местности по отношению к воде. | Р.:Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Фиксировать результаты исследования. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения П.:Использовать на практике полученные знания | личностные качества, необходимые исследователю: внимание, терпение, объективность в оценке результатов своей работы. | Интернет ресурсы, гербарии. |
28 | | | 20. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. | 1 | | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль | Выявлять и оценивать степень загрязнения воздуха Доказывать значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Конструировать схему, поясняющую зависимость жизни человека от растений | П: Уметь выявлять значение экологического фактора. Умение работать с различными источниками информации, природными объектами. Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов К: умение эффективно строить взаимоотношения | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Формировать этическое отношение к живым организмам | учебник и дополнительная литература, интернет -ресурсы |
29 | | | 21.Приспособление растений к опылению и распространению ветром. Лабораторная работа №4 «Изучение приспособления растений к опылению и распространению ветром.» | 0,5 | 0,5 | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль Работа с учебником и дополнительной литературой. Выполнение практической работы согласно инструкции | Признаки ветроопыляемых растений, ветрозависимых семян. | П: Уметь дать характеристику приспособлений к опылению, формы переноса семян. Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам | учебник и дополнительная литература, интернет –ресурсы, гербарии |
30 | | | 22. Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы | 1 | | Комбинированный. Эвристическая беседа. Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль. | почвы для растений, определять экологические группы растений по отношению к почве | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, Регулятивные: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; | Выделять существенные признаки видов почв. Формировать познавательный интерес, потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников | учебник и дополнительная литература, интернет –ресурсы, коллекции почв |
31 | | | 23. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. | 1 | | Комбинированный. Эвристическая беседа. Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль. | почвы для растений, определять экологические группы растений по отношению к почве | П: Уметь систематизировать многообразие групп растений по отношению к почвам, давать определениям понятия, классифицировать объекты Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог | формирование мотивации дальнейшего изучения природы | учебник и дополнительная литература, интернет -ресурсы |
32 | | | 24.Практическая работа №5 «Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков» | | 1 | Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль Работа с учебником и дополнительной литературой. Выполнение практической работы согласно инструкции | Влияние состава почвы на прорастание , растений, определять экологические группы растений по отношению к почве | | формирование мотивации дальнейшего изучения природы | учебник и дополнительная литература, интернет –ресурсы, ящички с различными по структуре почвами , проростки семян. |
33 | | | 25. Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. | 1 | | Комбинированный. Эвристическая беседа. Индивидуальная и групповая работа, работа с таблицей по сообщениям, приобретение знаний, взаимоконтроль | Взаимоотношения нейтрального, конкурентного и паразитического характера между растениями | П.: Умение выделять главное в сообщениях, оформлять таблицу, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль. | Умение работать с аудиторией, презентовать материал. Формирование мотивации дальнейшего изучения природы | Сообщения учащихся, презентационный материал. |
34 | | | 26 Приспособленность растений к сезонам года. | 1 | | Комбинированный. Эвристическая беседа. Индивидуальная и групповая работа, работа с таблицей по сообщениям, приобретение знаний, взаимоконтроль | Физиологические и биохимические изменения в организме растений. Причины Листопада. | П: Умение выделять главное в сообщениях, оформлять таблицу, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль. | Применять для решения поисковых задач личные наблюдения. Умение работать с аудиторией, презентовать материал | Сообщения учащихся, презентационный материал. |
35 | | | 27 Разнообразие жизненных форм растений. Практическая работа №6 «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке» | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль Работа с учебником и дополнительной литературой. Выполнение практической работы согласно инструкции | Отличительные признаки деревьев, кустарников, кустарничков и трав. | П: Уметь систематизировать многообразие жизненных форм растений по отношению к почвам, давать определениям понятия, классифицировать объекты Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог | Выделять существенные признаки форм растений . Формировать познавательный интерес, потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников | учебник и дополнительная литература, интернет –ресурсы, |