Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» 4 класс.
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» 4 класс.
Наметившаяся в образовании тенденция новых подходов в вопросах воспитания и обучения способствует созданию программ по здоровье сберегающему сопровождению воспитательно-образовательного процесса, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Данная программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» 4 класс. »
Календарно - тематическое планирование
внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС
«УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» 4 класс.
Пояснительная записка
Наметившаяся в образовании тенденция новых подходов в вопросах воспитания и обучения способствует созданию программ по здоровье сберегающему сопровождению воспитательно-образовательного процесса, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Данная программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре
Цель программы: формирование знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.
Задачи программы:
• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, на реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Педагог должен учитывать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и др.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку, питаться правильно. Надо, чтобы он уже с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, действительно будет здоров.
Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы,
связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например, «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз - дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.
Содержание программы «Уроки здоровья» тесно связано с содержанием программ по окружающему миру, физической культуре, а знания, умения и навыки, приобретаемые на занятиях по внеурочной деятельности необходимы младшему школьнику для успешного обучения.
Формы работы
Форма работы с детьми, занимающимися по данной программе – это групповые занятия, которые проводятся один раз в неделю. На занятиях применяются следующие формы организации деятельности детей:
вводная беседа по теме;
проведение опытов;
оздоровительная минутка;
анализ ситуации;
выполнение практического задания (практикум);
выполнение творческого задания;
выполнение тестового задания;
психогимнастика;
познавательная игра.
Занятия могут проводиться как в учебных кабинетах, так и в спортивном зале, кабинете психолога, на свежем воздухе. Так как в данном курсе много занятий практической направленности педагог может спланировать различные экскурсии исходя из возможностей местонахождения школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
O личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
O метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
O предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» является формирование следующих умений:
O Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
O В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
O Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
O Проговаривать последовательность действий на уроке.
O Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
O Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
O Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
O Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
O Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
O Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
O Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
O Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
O Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
O Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
O Слушать и понимать речь других.
O Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
O Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
O Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
O Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
O осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
O социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению обучающиеся
должны знать:
O основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
O особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
O особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
O основы рационального питания;
O правила оказания первой помощи;
O способы сохранения и укрепление здоровья;
O основы развития познавательной сферы;
O свои права и права других людей;
O соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
O влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
O значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
O знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
O составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
O выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
O различать “полезные” и “вредные” продукты;
O использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
O определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
O заботиться о своем здоровье;
O находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
O применять коммуникативные и презентационные навыки;
O использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
O оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
O находить выход из стрессовых ситуаций;
O принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
O адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
O отвечать за свои поступки;
O отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
№п/п
Тема
Кол-во часов
Дата
1п. 2п.
Предметные результаты
Знать Уметь
Вид деятельности
Примечание
Метапредметные результаты: учить совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; преобразовывать полученную информацию: делать выводы; социальная адаптация детей; добывать новые знания
1.
Человек- созидатель и разрушитель
1
Влияние здоровья на успешную учебную деятельность
Определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье
Игра
2.
Люби природу
1
Этапы развития жизни
Определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье
Тренинг; игра
3.
Почему я такой
1
Основы развития познавательной сферы
Определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье
Тренинг
4
Я думаю, что здоровье- это..
1
Способы сохранения и укрепления здоровья
Определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье
Игра
5.
Внутренние часы организма
1
Способы сохранения и укрепления здоровья
Определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье
Игра
6.
Сон и сновидения
1
Значение соблюдения режима дня
Составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его
Практическая работа
7.
Питание и вес
1
Основные вопросы гигиены
Соблюдать личную гигиену
Составление алгоритма
Метапредметные результаты: учить высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по плану; преобразовывать полученную информацию: делать выводы; осознание необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения
8.
Существуют ли новые методы питания?
1
Строение пищеварительной системы; основы рационального питания
Различать «полезные» и « вредные» продукты
Тренинг
9.
Вода
1
Общепринятые правила в семье, школе, в гостях, транспорте
Применять правила в жизненных ситуациях
Тренинг
10-11.
Как относятся к пище йоги Вредные привычки
2
основы рационального питания
Различать «полезные» и « вредные» продукты
Тренинг
12.10.14
Вечный труженик
1
основы рационального питания; наименование продуктов, содержащих необходимые витамины
Различать «полезные» и « вредные» продукты
Практическая работа
Метапредметные результаты: учить совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; преобразовывать полученную информацию: делать выводы
13.
Массаж
1
Особенности воздействия двигательной активности на организм человека
Выполнять физические упражнения для развития физических навыков
Беседа с медицинским работником; подвижные игры
14
Спорт для здоровья
1
Строение сердца; упражнения, направленные на укрепление сердечной мышцы
Выполнять физические упражнения для развития физических навыков
Беседа с медицинским работником;
15.
Шаги в сторону
1
Особенности движения крови по организму; значение крови
Выполнять физические упражнения для развития физических навыков
Беседа с медицинским работником;
16
Вредные привычки
1
Особенности воздействия двигательной активности на организм человека
Выполнять физические упражнения для развития физических навыков
Беседа с медицинским работником; подвижные игры
17
Проверяем ловкость и координацию движений
1
Особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника
Определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье
Беседа с медицинским работником;
18
Советы мудрого поведения
1
Особенности воздействия двигательной активности на организм человека
Применять полученные знания в жизненных ситуациях; Выполнять физические упражнения для развития физических навыков
Тренинг, диагностика, игра
19.
Всем, кто хочет быть здоров
1
Строение позвоночника; Особенности воздействия двигательной активности на организм человека
Выполнять физические упражнения для развития физических навыков
Тренинг, диагностика, игра
20.
Может ли человек без Солнца
1
Особенности воздействия двигательной активности на организм человека; упражнения, направленные на развитие гибкости
Выполнять физические упражнения для развития физических навыков
Практическая работа
Метапредметные результаты: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации; учиться выполнять различные роли в группе; оформлять свою мысль в устной и письменной речи
21.
Системы закаливания
1
Способы закаливания
Применять полученные знания в жизненных ситуациях;
Тренинг
22.
Самочувствие,активность, настроение
1
О пользе и вреде солнечных лучей
Применять полученные знания в жизненных ситуациях;
Тренинг
23.
Избегайте ссор
1
Способы сохранения и укрепления здоровья; способы безопасного закаливания
Применять полученные знания в жизненных ситуациях;
Тренинг
24.
Внутренняя улыбка
1
Влияние эмоционального состояния на здоровье
Принимать разумные решения по поводу личного здоровья
Тренинг; беседа с психологом, психогимнастика
25.
Никто не заботится о тебе лучше, чем ты сам
1
Влияние эмоционального состояния на здоровье
Находить выход из стрессовых ситуаций; адекватно оценивать свое поведение
Тренинг; беседа с психологом, психогимнастика
26.
Как нужно заботится о глазах?
1
Влияние эмоционального состояния на здоровье
Принимать разумные решения по поводу личного здоровья
Тренинг; беседа с психологом, психогимнастика
Метапредметные результаты: учить совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; преобразовывать полученную информацию: делать выводы;
27.
Моя семья
1
Способы сохранения и укрепления здоровья
Принимать разумные решения по поводу личного здоровья
Тренинг
28.
Путешествие в тайну моего рождения
1
Строение глаза; правила заботы о глазах; правила работы за компьютером, при чтении, при просмотре телевизора
Заботится о своем здоровье; Применять полученные знания в жизненных ситуациях;
Беседа с медицинским работником; практическая работа
Метапредметные результаты:преобразовывать информацию из одной формы в другую; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения; преобразовывать полученную информацию: делать выводы;
29.
Умеешь ли ты дружить?
1
Общепринятые правила в семье; традиции семьи
Применять полученные знания в жизненных ситуациях;
Тренинг, диагностика, игра
30
Я ищу подружку
1
Дату рождения
Тренинг, диагностика, игра
31
Братья, сестры и умение общаться
1
Свои права и права других людей
Отвечать за свои поступки; Применять коммуникативные навыки