№ п/п | Календарные сроки | Тема учебных занятий | Тип и форма занятий | Кол-во часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
Предполагае мые | Фактические |
Ориентировка в окружающем мире (10ч) |
1 | | | На чём люди ездят | 1 беседа | 1 | Рассказ учителя «Транспорт». Беседа «Могут ли животные быть транспортом». | Рассматривание иллюстраций на тему «Транспорт». Отгадывание загадок. Дидактическая игра с картинками. | Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения |
2 | | | Близко – далеко, быстро - медленно | 7 Диалог игра | 1 | Чтение и обсуждение сказки Дж. Харриса «Как Братец Черепаха победил Братца Кролика» («Сказки дядюшки Римуса»). Ученики рассказывают о том, что они видят из окна, используя слова – пространственные характеристики (ближе, далеко, дальше, около, рядом и др.). | Дидактические игры: «Ближе – дальше», «Что мы видим из окна». | Прививать культуру безопасного поведения на дорогах; |
3 | | | Чему нас учат правила дорожного движения | 1 Дискуссия игра | 1 | Беседа о ПДД. Вопрос для обсуждения: «Что было бы в жизни, если бы не было правил дорожного движения?». | Словесная игра «Прочитаем слова». На доске учитель пишет искажённые слова «радгоо» (дорога), «илацу» (улица), «варилпа» (правила). Вопрос для обсуждения: «Почему мы не можем понять смысл этих слов?» (они написаны не по правилам). Коллективное составление памятки «Где нужно соблюдать правила дорожного движения?». | Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения. |
4 | | | Школьник –участник дорожного движения | игра | 1 | Беседа о ПДД. Вопрос для обсуждения: «Что было бы в жизни, если бы не было правил дорожного движения?». | Словесная игра «Прочитаем слова». На доске учитель пишет искажённые слова «радгоо» (дорога), «илацу» (улица), «варилпа» (правила). Вопрос для обсуждения: «Почему мы не можем понять смысл этих слов?» (они написаны не по правилам). Коллективное составление памятки «Где нужно соблюдать правила дорожного движения?». | Развивать мотивацию к безопасному поведению |
5 | | | Мы идём по улице | 2 Экскурсия | 1 | | Организация экскурсии. Наблюдения во время экскурсии: название улицы, её описание, наличие транспорта и дорожных знаков на улице. Самостоятельные задания: понаблюдать, как водители и пешеходы выполняют ПДД. | Воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения. Знать об одностороннем и двустороннем движении |
6 | | | Твой ежедневный маршрут | 5 беседа | 1 | Способствовать овладению младшими школьниками знанием наиболее безопасного маршрута в школу и домой. | Разработка безопасного маршрута движения в школу и домой | Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения Обсудить ситуации , которые могут произойти на перекрестке |
7 | | | Какие бывают дороги | 1 диалог | 1 | Ознакомить с понятием об одностороннем и двустороннем движении. | Выставка рисунков «Внимание, дорога!» | Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте. |
8 | | | Какие бывают дороги | 2 Беседа игра | 1 | Беседа «Умеем ли мы наблюдать?». | Игра-конструирование «Улица города». | Воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. |
9 | | | Где мы будем играть? | 7 игра | 1 | Рассказ учителя о том, почему нельзя играть там, где есть движение транспорта. | Рассматривание картинок с примерами правильного и неправильного поведения детей. Дидактическая игра «Можно – нельзя». Выставка рисунков «Помни,где можно играть!» | Прививать культуру безопасного поведения на дорогах; |
10 | | | Дорога за селом | 1 игра | 1 | Сравнительная беседа «Улицы города и загородные шоссе» (по иллюстрациям). | Подвижная игра «Гуськом» (командная игра-соревнование – кто быстрее пройдёт между двумя досками, не задев их). Заполнение таблицы «Характеристика дорог». | Формировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность. |
Ты – пешеход (15ч.) |
11 | | | Светофоры | 1 Диалог игра | 1 | Ознакомить учащихся с историей появления светофора, развивать интерес к технике. Рассказ учителя «Светофор пешеходный и транспортный». | Дидактическая игра «Кто быстрее». Выставка рисунков «Друзья Светофора» | Прививать культуру безопасного поведения на дорогах; |
12 | | | Светофоры | 2 практикум | 1 | Рассказ учителя «Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними». | Ролевая игра «Разговор с сотрудником ГИБДД». Роли: пешеход, водитель, сотрудник ГИБДД. Викторина «Красный, жёлтый, зелёный» | Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.Изучить элементы дорог; анализировать погодные условия |
13 | | | Дорожные знаки | 1 Беседа игра | 1 | Рассказ учителя о дорожных знаках. | Дидактическая игра «Исправим подписи к знакам». | Развивать мотивацию к безопасному поведению |
14 | | | Дорожные знаки - командиры и помощники водителей и пешеходов | 2 беседа | 1 | Беседа по результатам наблюдения (какие знаки дорожного движения есть по дороге от моего дома до школы). | Выставка рисунков «Дорожные знаки- командиры и помощники» | Воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. |
15 | | | Цвет и форма запрещающих знаков | 4 диалог | 1 | Беседа «Цвет и форма запрещающих знаков» | Выставка рисунков «Запрещающие дорожные знаки» | Формировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность. |
16 | | | Цвет и форма разрешающих знаков | 7 диалог | 1 | Беседа «Цвет и форма разрешающих знаков» | Выставка рисунков «Разрешающие дорожные знаки» | Прививать культуру безопасного поведения на дорогах; |
17 | | | Дорожный знак «Пешеходный переход». | 1 беседа | 1 | Беседа «Какие бывают пешеходные переходы». | Сюжетная игра «Расскажем малышам о правилах перехода улицы». Роли: старшие и младшие братья и сёстры. | Воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. |
18 | | | Виды пешеходных переходов, их обозначение | 7 диалог | 1 | Рассказ учителя о том, как правильно выбрать место перехода через проезжую часть | | Формировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность. |
19 | | | Нас увидят сумерках | 7 практикум | 1 | Рассказ учителя об одежде, которая может стать причиной возникновения опасности на дороге. | Опыт с тёмными очками (какие цвета мы различаем в тёмных очках). Игра «Ателье». Задание: выбрать одежду для передвижения в сумерках. Составление памяток « Как переходить дорогу» | Формировать у детей стереотипы безопасного поведения на дороге |
20 | | | Мы переходим улицу | 1 игра | 1 | Беседа «Как мы будем переходить улицу». | Сюжетные игры. Выбор ситуаций с ориентировкой на знаки дорожного движения. Выставка рисунков «Внимание, дорога!» | Развивать мотивацию к безопасному поведению |
21 | | | Мы переходим улицу | 3 Заочная экскурсия | 1 | Беседа «Нерегулируемые пешеходные переходы в нашем селе». | Заочная экскурсия по селу. Выставка рисунков «Внимание, дорога!» | Воспитывать культуру поведения в транспорте |
22 | | | Перекрёсток | 1 игра | 1 | Виды перекрёстков, правила их пересечения в зависимости от того, есть ли на перекрёстке светофор. | Игра-конструирование «Перекрёсток» (работа со строительным материалом, геометрическими фигурами или конструктором лего). | Воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. Обсудить ситуации , которые могут произойти на перекрестке |
23 | | | Перекрёсток | 2 практикум | 1 | Беседа, обсуждение «Как переходить перекрёсток» | Практическая работа: моделирование перекрёстка дорог. Создание памятки «Как переходить перекрёсток». | Формировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность. |
24 | | | Сигналы машин | 7 игра | 1 | Рассказ учителя «Сигналы, которые подает транспорт при поворотах.» «Перестроение транспортного средства»-рассматривание иллюстраций. | Подвижная игра «Налево – направо». Роли: водители транспортных средств, которые совершают перестроения. | Прививать культуру безопасного поведения на дорогах; |
25 | | | Остановка транспорта | 1 беседа | 1 | Знакомство с правилами поведения пешеходов на остановках общественного транспорта. | Рассматривание иллюстраций «Остановка транспорта». Составление памятки «Правила ожидания автобуса». | Воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. |
Ты — пассажир (8 ч.) |
26 | | | Мы – пассажиры | 1 Диалог игра | 1 | Беседа «Если мы вежливы» на основе стихотворения А. Барто «Любочка». | Сюжетная игра «В трамвае». Составление памятки «Мы едем на автобусе». | Прививать культуру безопасного поведения на дорогах; |
27 | | | Мы – пассажиры | 2 диалог | 1 | Беседа «Правила поездки в транспортном средстве» | Выставка рисунков «Мы – пассажиры» | Воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. |
28 | | | Мы едем на дачу. | 5 игра | 1 | Рассказ учителя «Как мы ехали на дачу». Задание: найти ошибки в рассказе. | Рассматривание иллюстраций – защитного оборудования в автомобиле (детское кресло, ремни и подушки безопасности). Рассказ учителя «Как мы ехали на дачу». Задание: найти ошибки в рассказе. Сюжетная игра-конструирование с куклами «Мы едем на дачу». Задание: построить транспортное средство и рассадить в нём семью с маленьким ребёнком. | Формировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность. |
29 | | | Опасные ситуации | 1 беседа | 1 | Рассказ учителя «Что такое опасная ситуация» (с использованием иллюстраций). | Работа с иллюстрациями «Опасные ситуации» | Прививать культуру безопасного поведения на дорогах; |
30 | | | Опасные ситуации | 5 практикум | 1 | Беседа «Почему нельзя общаться с чужими людьми?». | Сюжетная игра «Поедем к маме…». Роли: девочка, мальчик, незнакомец. Незнакомец должен уговорить ребёнка поехать с ним, а мальчик (девочка) найти способ отказать ему. | Воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. |
31 | | | Опасные ситуации | 6 дискуссия | 1 | Беседа, обсуждение «Как бы ты поступил?» | Разбор различных ситуаций | Формировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность. |
32 | | | Несчастный случай | 1 Беседа практикум | 1 | Рассказ, беседа (с использованием иллюстраций) «Несчастный случай на дороге. Первая медицинская помощь» | Ролевая игра «В кабинете врача». Роли: пациент, врач, медсестра. Задание: рассказать, что с тобой произошло, какая помощь тебе необходима. Игра «Поможем кукле». | Прививать культуру безопасного поведения на дорогах; |
33 | | | Проверим себя | 8 викторина | 1 | Ответы на итоговые вопросы, проведение беседы по изученному материалу. | Викторина «Я знаю ПДД!» | Воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. |
| | | Всего часов: | | 33 | | | |
Календарно - тематическое планирование 2 класс |
№ п/п | Календарные сроки | Тема учебных занятий | Тип и форма занятий | Кол-во часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
Предполагае мы | Фактические |
Ориентировка в окружающем мире (9ч) |
1 | | | О транспорте. Виды транспорта. | 1 Беседа игра | 1 | Рассказ учителя о видах транспорта. | Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители, экскурсоводы. Задания на классификацию транспорта по признакам: городской – сельский, воздушный – водный – наземный – подземный, пассажирский – грузовой | Воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. |
2 | | | Машины специального назначения | 7 диалог | 1 | Рассказ учителя «Машины специального назначения» (с иллюстративным материалом). | Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро». | Формировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность. |
3 | | | Автомобиль – друг или враг? | 2 конкурс | 1 | Рассказ учителя «Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. | Устное сочинение «Автомобиль – друг или враг?» | Прививать культуру безопасного поведения на дорогах |
4 | | | Дорога Состояние дороги (асфальт, грунт | 1 практикум | 1 | Рассматривание и обсуждение рисунка - схемы какие бывают дороги». | Конструирование дороги из строительного материала (лего). | Воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. |
5 | | | Дорога | 2 Занятие-творчества | 1 | Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах». | Составление памятки «как нужно вести себя на дорогах». | Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения |
6 | | | Дорога | 4 конкурс | 1 | Повторение и обобщение по правилам поведения на дорогах. | Выставка рисунков «Правила поведения на дорогах». | Прививать культуру безопасного поведения на дорогах; |
7 | | | Дорога за городом | 6 Занятие-творчества | 1 | Рассказ учителя «Если мы находимся на загородном шоссе». | Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы (часть загородной дороги): поиск ошибок. Составление памятки «Правила поведения на шоссе за городом». | Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения. Изучить элементы дорог; анализировать погодные условия |
8 | | | Части дороги | 1 Занятие-творчества | 1 | Рассказ учителя «Дорога и её элементы, правила поведения на ней». | Упражнение «Закончи предложения»: «Дороги могут быть городские и …»; « городская дорога имеет следующие части: …»; «Проезжая часть – это …»; «Тротуар – это …» и т. д. Заполнение рисунка схемы «Городская дорога», «Загородное шоссе». | Развивать мотивацию к безопасному поведению |
9 | | | Части дороги | 2 практикум | 1 | Повторение-обобщение правил поведения на дороге. | Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. | Воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения. Знать об одностороннем и двустороннем движении |
Ты – пешеход (17ч.) |
10 | | | Дорожные знаки | 1 беседа | 1 | Беседа «Вспомним, зачем нужны знаки дорожного движения». . | Упражнение на классификацию знаков по цвету и форме. | Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения Обсудить ситуации , которые могут произойти на перекрестке |
11 | | | Знаки дорожные помни всегда | 7 Занятие-взаимообучения | 1 | Рассказ-объяснение учителя о значении запрещающих, предупреждающих, предписывающих, информационных знаков | Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по значению и функциям. | Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте. |
12 | | | Внимание! Опасность! | 1 Занятие-творчества | 1 | Беседа на тему «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала). | Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье произойти в тихом дворике жилого дома?». Коллективное сочинение «Что случилось на прогулке?». | Воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. |
13 | | | Внимание! Опасность! | 4 диалог | 1 | Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. | Чтение и обсуждение значения пословиц и поговорок: «Поспешишь – людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись», «Спеши медленно», «Спех людям на смех». «Семь раз отмерь, один отрежь», Торопись, да оглядывайся». | Прививать культуру безопасного поведения на дорогах; |
14 | | | Внимание! Опасность! | 3 беседа | 1 | В каких случаях транспортные средства представляют опасность для пешехода? | Рассматривание иллюстраций «Осторожно, опасность!» (о несоблюдении ПДД). | Формировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность. |
15 | | | Внимание! Опасность! | 5 Занятие-творчества | 1 | Когда пешеходы представляют опасность для транспортных средств и водителей? | Коллективная работа: создание плаката «Осторожно, дорога!». | Развивать мотивацию к безопасному поведению |
16 | | | Мы здесь живём | 1 практикум | 1 | Рассказы детей «Мой дом и мой двор». Беседа «Где и как играть во дворе». | Создание графического макета «Наш двор» с учётом ПДД. | Воспитывать привычку соблюдения правил дорожного движения |
17 | | | Будем уважать людей! | 1 Беседа диспут | 1 | Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и заботливым?» Беседа «Можно ли смеяться над больным человеком?». | Обсуждение ситуации «Как мы можем помочь другим людям?». | Прививать культуру безопасного поведения на дорогах; |
18 | | | Мы – пешеходы | 1 Беседа диалог | 1 | Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». | Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила». | Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения. Внимательно ориентироваться на дороге в тёмное время суток |
19 | | | Мы – пешеходы | 3 игра | 1 | Беседа «Правила юного пешехода» | Ролевая игра «Объясним малышам, как нужно переходить Ролевая игра «К нам в гости пришёл сотрудник ГИБДД. Зададим ему вопросы». | Воспитывать привычку соблюдения правил дорожного движения |
20 | | | Мы – пешеходы | 6 игра | 1 | Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. | Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра«К нам в гости пришёл сотрудник ГИБДД. Зададим ему вопросы». Рисуем дорожные знаки | Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте. Изучить элементы дорог в населенном пункте; |
21 | | | Мы – пешеходы | 5 практикум | 1 | | Ролевая игра «Мы учимся соблюдать правила движения». | Формировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность. |
22 | | | Мы – пешеходы | 8 Беседа конкурс | 1 | Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах». | Обсуждение ситуаций, придуманных детьми | Соблюдать правила дорожного движения при переходе улиц |
23 | | | Мы – пешеходы | 6 Занятие-творчества | 1 | | Создание плаката «Переходи улицу правильно!» | Прививать культуру безопасного поведения на дорогах; |
24 | | | Перекрёсток | 1 практикум | 1 | Познакомить с понятием «перекрёсток», видами перекрёстков и дорожной разметкой. | Сравнение двух рисунков-схем «Регулируемый и нерегулируемый перекрёсток». | Воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. |
25 | | | Перекрёсток | 4 Беседа конкурс | 1 | Беседа – обобщение по теме: «Перекрёсток». | Коллективное разгадывание кроссворда. | Формировать обязательный минимум знаний по ПДД |
26 | | | Регулировщик | 1 игра практикум | 1 | Беседа. Обсуждение видеофильма (или иллюстраций) «Как работает регулировщик». | Сюжетно-подвижная игра «Как ребята улицу переходили» (Сначала в роли регулировщика выступает учитель.) Работа над стихотворением О.Бедаревой «Если бы…» Игра-практикум «Регулировщик» | Прививать культуру безопасного поведения на дорогах; |
Ты — пассажир (8 ч.) |
27 | | | Мы – пассажиры | 1 игра | 1 | Знакомство с правилами для пассажиров. В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна. | Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». | Формировать умение предвидеть результат возникшей ситуации. Воспитывать привычку соблюдения правил дорожного движения |
28 | | | Мы – пассажиры | 3 игра | 1 | Беседа по правилам для пассажиров. | Дидактическая игра «Спрашиваем – отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте. | Формировать умение предвидеть результат возникшей ситуации |
29 | | | Пассажиром быть не просто | 8 путешест вие | 1 | Повторение правил, которые должен соблюдать пассажир. | Тест «Какой ты пассажир?» | Воспитывать привычку соблюдения правил дорожного движения |
30 | | | Будем уважать водителей | 7 диалог | 1 | Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам?». | Демонстрация опытов: может ли автомашина быстро остановиться. Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», «На улице туман», «Тёмное время суток». Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем». | Прививать уважительное отношение к труду водителя. |
31 | | | Мы едем на машине | 7 игра | 1 | Рассказ учителя «Почему в личном автотранспорте нужно соблюдать правила безопасного поведения?». | Рассматривание схемы «Салон автомобиля». Дидактическая игра «Спрашиваем – отвечай». | Формировать у детей стереотипы безопасного поведения на дороге |
32 | | | Мы покупаем велосипед | 1 Ролевая игра | 1 | Рассказ учителя «История создания велосипеда». Знакомство с общим устройством велосипеда. | Упражнение на классификацию знаков дорожного движения. Ролевая игра «Мы выбираем велосипед» Роли: покупатель, продавец. | Развивать мотивацию к безопасному поведению |
33 | | | Мы покупаем велосипед | 6 Игра-соревнование | 1 | Знакомство с правилами для велосипедистов и пассажиров. | Рассказы детей «Объясним малышу правила езды на велосипеде». Игра-соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде». | Воспитывать культуру поведения в транспорте |
34 | | | Проверим себя | 8 конкурс | 1 | Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу. | Викторина «Безопасность на дорогах» | Воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. |
| | | Всего часов: | | 34 | | | |