«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
(Русская народная мудрость)
Направленность
Программа досуга "Хочу всё знать" духовно – нравственного направления предназначена для детей с УО (интеллектуальными нарушениями). Она имеет культурологическую направленность. Прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.
Только на основе народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.
Актуальность
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Именно со школьного возраста закладывается основа духовно- нравственного развития личности ребенка. И неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в развитии данных качеств.
Формы организации деятельности досуга:
Устный журнал
Круглый стол (беседа – диалог)
Час краеведческих знаний
Час размышления (занимательный час)
Встреча с писателями - земляками
Конкурсно – игровая программа
Художественный салон (конкурс рисунков)
Сказочно – познавательное путешествие
Час общения
Экскурсия
ВИП площадки
Видео салон (просмотр, обсуждение)
Квест - игра
Творческая мастерская по изготовлению поделок, сувениров
Конкурсы, акции
Адресат
Программа ориентирована на детей в возрасте 6.6 до 17 лет, рассчитана на 31 ч (1 ч в неделю).
Время занятий – 40 минут.
Цели и задачи:
Цель деятельности досуга:
Социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий воспитанников, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого воспитанника с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
Формирование толерантности, подготовка к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;
Создание условий для нравственного самовыражения личности.
Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении воспитанников через духовное возрождение народных обычаев и традиций.
Содержание
1.3 КТП
Календарно – тематический план досуга «Хочу всё знать»
Духовно – нравственного направления на 2023– 2024уч.год
№
Название раздела
Тема занятия
Форма проведения
занятия
Дата
СЕНТЯБРЬ
1
«С войной покончили
мы счеты»
Вводное занятие.
«Минувших дней святая память! »
Устный журнал
в рамках 78-летия окончания Второй мировой войны.
2
«Люди пожилые сердцем молодые!»
Нет возраста для тех, кто сердцем молод!
Беседа - диалог.
3
Спешите творить добро!
Творческая мастерская
Изготовление сувениров
4
Практическое занятие
Участие в акции, конкурсе
ОКТЯБРЬ
5
«Мой край родной – моя история живая»
«Земля, что дарит вдохновенье»
Час краеведческих знаний
6
«Глубинкою сильна Россия»
Час размышления
7
«Загадки природы родного края»
Час занимательной экологии
8
«Земли родной талант и вдохновенье
Встреча
с «писателями»-земляками
НОЯБРЬ
9
«Любовью материнской мы согреты»
«Мама –
жизни моей начало»
Конкурсно - игровая программа
10
«Единственной маме на свете».
Творческая мастерская
Изготовление открыток
(сувениров)
ко Дню Матери
участие в поздравительной акции
11
«Мой ангел — Мама»
Художественный салон
Участие в конкурсе
ДЕКАБРЬ
12
«Зимняя сказка»
«Здравствуй, Зимушка-Зима!»
Сказочно-познавательное
путешествие
13
«Весёлые снежки
Увлекательные конкурсы
14
«Давайте будем верить в чудеса!» -
Час общения
15
ВИП – площадка
(весело, интересно, полезно)
Зимние забавы
ЯНВАРЬ
16
Под чистым небом Рождества»
«Свет рождественской звезды» -
Презентация
17
«Ах ты, зимушка-зима!»
Экскурсия в зимний лес
18
«Зимний мультфейерверк»
Видео салон
ФЕВРАЛЬ
19
«Гордись, Отчизна, славными сынами»
«Русский солдат»
Патриотический час
20
«Сыны отечества»
Экскурсия к
мемориальной доске в честь земляков, погибших в ходе СВО на Украине:
(Карасульская СОШ)
21
«23 февраля»
Информационный журнал
22
«Пусть будет мир»
Творческая мастерская
Изготовление открыток
(сувениров) к 23 февраля
МАРТ
23
«Мы славим женщину»
«Ярче всех бриллиантов мира»
Круглый стол
24
«Если руки не для скуки»
Творческая мастерская
25
Островок
безопасности
«Осторожно
тонкий лед»
Беседа – диалог
АПРЕЛЬ
26
«Весенний переполох»
Панорама добрых дел.
Участие в акции:
«Чистый двор»
27
ВИП – площадка
(весело, интересно, полезно)
Турнир настольных игр
28
«Путь к звездам сложен и тернист»
Видео – презентация
(Ю. Гагарин)
29
"Жить здорово"
Квест – игра (ЗОЖ)
МАЙ
30
«Дорогами войны»
«Фронтовые подвиги наших земляков»
Час памяти и мужества
31
Просмотр фильма «Сын полка»
Видео салон
Планируемые результаты
Будут знать:
Социальные, нравственные нормы поведения в обществе
Символы, традиции малой Родины
Историю возникновения народных, современных праздников
Будут уметь:
Проявлять уважение и заботу к окружающим людям
Отличать символику РФ, малой Родины от других стран
Применять первоначальные знания в праздновании
современных праздников
Включаться в творческую деятельность под руководством воспитателя
Выполнять творческие работы в различных техниках
Информационно-методическое обеспечение:
Литература:
Данилюк, А.Я. и др. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. М.: Просвещение – 2011. Методические рекомендации в двух частях.
Классные часы по нравственному воспитанию учащихся начальной школы // Завуч начальной школы. - 2008. - N 7.
- c. 39-78.
Цифровые образовательные ресурсы:
1.Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс]