Инновационный проект «Духовно-нравственное воспитание школьников в среде социального партнерства»
Инновационный проект «Духовно-нравственное воспитание школьников в среде социального партнерства»
Данный проект предполагает упорядочить работу всех направлений духовно-нравственного развития личности и создать единую систему воспитательной деятельности в школе. Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с социальными партнерами. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационный проект «Духовно-нравственное воспитание школьников в среде социального партнерства»»
Инновационный проект
«Духовно-нравственное воспитание школьников
в среде социального партнерства»
Актуальность проекта
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Социальное партнерство понимается нами как особый вид совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Социальное партнерство – не самоцель, а, в первую очередь, средство для развития социальной компетентности учащихся, формирования способности к нравственному выбору, обеспечения духовного развития учащихся.
Концепция проекта
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Данный проект предполагает упорядочить работу всех направлений духовно-нравственного развития личности и создать единую систему воспитательной деятельности в школе.
Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с социальными партнерами. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Чтобы превратить школу в площадку социального партнерства, необходимо:
наладить систему партнерских отношений в школьном пространстве разного уровня;
сформировать духовно-нравственные качества личности школьника;
организовать совместную деятельность с внешними партнерами: родителями, учреждениями культуры, спорта, социальными объединениями, общественными организациями
Цель проекта: Целенаправленная работа по преобразованию школьного пространства в пространство социального партнерства как средство для развития духовно-нравственных качеств, социальной компетентности школьников.
Задачи проекта:
создание и развитие в школе единой системы формирования базового образования и воспитания учащихся;
расширение социальных проб, практик, проектов учащихся, педагогов, родителей внутри и вне школы для приобретения учащимися социального опыта и формирования нравственной позиции;
создание условий для приобретения партнерских навыков всеми участниками образовательного процесса: развитие инициативы и ответственности, взаимодействия и взаимосодействия;
реализация системы программных мероприятий, направленных на развитие духовных, нравственных качеств, социального здоровья личности.
Социальные партнеры инновационного проекта (соучастники)
1. Некоммерческий Фонд «Детский епархиальный образовательный центр»
(организация работы кружков на базе МБУСОШ№ 56: «Журналистика», «Хоровое пение», «Праздничная культура» «Литературный театр», «Театральная студия "Росток"», «Русская словесность», «Юный кулинар»
2. Духовник Алексей Агафонов клирик Преображенского собора, иерей.
3. «Солнечный город» (сообщество родителей детей с синдромом Дауна)
4. Школьный этнографический Музей русской культуры и уголок боевой славы «Правда в памяти»
6. Ученическое самоуправление и детские и молодежные объединения школы
детское объединение «Славяне», детское патриотическое объединение «Юный патриот», детское экологическое объединение «Росток», детское и молодежное объединение «Верность», пионерский отряд «Огонек», волонтерское объединение «Мы», пресс- центр «Скрепка»
8. ООО «ВМЗ»
9. ТОС№ 9 Автозаводского района и Совет ветеранов 9 квартала
11. Руководители программ внеурочной деятельности: «Фольклорный ансамбль «Веселый балаган», «Юный эколог», «Этикет», «Славяне», «Волшебный мир книг», «Музей в твоем классе», «Славяне»
12. Духовно-нравственный центр «Благотвори»
Сроки и этапы реализации проекта:
1.Стартовый этап
(2013 – 2014гг.)
Анализ состояния учебно-воспитательного процесса, выявление потенциала школы, изучение спроса социальных заказчиков; определение основных направлений работы школы, разработка и утверждение стратегических направлений развития школы.
Анализ нормативно-правовой базы школы.
Разработка программ работы по направлениям.
2.Основной этап
(2014 -2015гг.)
Реализация содержания проекта.
Расширение внутреннего и внешнего партнерства.
Отслеживание процессов, анализ состояния.
Развитие системы общественной экспертизы состояния образовательного и воспитательного процесса школы.
3. Заключительный этап (2016г.)
Подготовка аналитического отчета.
Обобщение и распространение опыта.
Прогнозирование следующих вариантов развития структурных подразделений и школы в целом.
Основные направления реализации проекта:
Доброта в чувствах, мыслях и поступках.
Родина – страна граждан
III. Мировоззрение личности и солидарность людей
IV. Толерантность.
V. Природа – наш хрупкий дом
Содержание инновационного проекта:
Мероприятия проекта «Духовно-нравственное воспитание школьников в среде социального партнерства» проводятся в рамках «Программы «Духовно-нравственное становление личности школьников в условиях современного образовательного пространства» на 2011-2016 учебные годы и Программы воспитания и социализации обучающихся МБУ СОШ №56 г.о. Тольятти.
Доброта в чувствах, мыслях и поступках.
Цель: выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о «Добре» и «Красоте».
Содержание работы:
№
Мероприятия
сроки проведения
участники
Задача 1. Способствовать усвоению ребенком-подростком нравственных ценностей через различение «доброго» от «дурного» в культуре, общественном и личном опыте.
1.
Беседа на тему: «Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений» (Я. Коменский).
сентябрь
7-10 кл.
2.
Подготовка проекта «Нравы эпох», «Сад моей души».
сентябрь-апрель
7 -8 кл.
3.
Подготовка спектакля или новогоднего праздника для детского дома, детей с синдромом Дауна
январь
Театр. студия
4.
Литературная гостиная: «Литературный вечер для людей с ограниченными возможностями».
сентябрь
Театр. студия
Задача 2. Содействовать развитию внутренней потребности подростка поступать согласно своей совести и осуществлять нравственный самоконтроль.
1.
Классный час на тему: «Что мы ценим в людях» («Больше всего я ценю в человеке…», «Что делать, когда хочется что-нибудь сломать и кого-то ударить» и т.д.).
сентябрь
4-6 кл.
2.
Диспут на тему: «Самое главное украшение – чистая совесть» (Цицерон).
сентябрь
9-10 кл.
3.
Беседа на тему: «Как слово наше отзовётся» (Ф. Тютчев).
сентябрь
1-10 кл.
4.
Рефлексия «Всегда ли я прав?»
октябрь
8-10 кл.
5.
Просмотр и обсуждение кинофильма или видеофрагмента, представляющего проблемные нравственные ситуации.
ноябрь
4-7 кл. на уроках ОПК
6.
Самооценка «Когда в моем присутствии обижают человека, я…» или «Моей самой большой ошибкой было…».
март
5-6 кл.
7.
Проект - Стенд Холл «А что есть красота»
март
Пресс-центр
Задача 3. Воспитывать нравственное сознание – целенаправленно учить самостоятельно делать моральный выбор, решать моральные проблемы.
1.
Беседа на тему: «Друзей мы приобретаем не тем, что получаем от них услуги, а тем, что сами их оказываем» (Фукидид).
сентябрь
8-10 кл.
2.
Дискуссия на тему: «Речь имеет нравственную основу?».
сентябрь
Лит. театр
3.
Диспут на тему: «А как поступишь ты?»
октябрь
5-9 кл.
4.
Анализ реальных ситуаций, фрагментов литературных произведений, требующих выбора стратегии поведения.
в течение года
1-10 кл.
Кл.часы
5.
Психотренинг «Мой выбор»
ноябрь
9 кл.
Задача 4. Развивать у школьников умение отвечать за нравственные последствия своих поступков (в том числе речевых) перед своей совестью и другими людьми.
1.
Беседа на тему: «Добродетель проявляется в поступках».
октябрь
Д/О «Славяне»
2.
Дискуссия на тему: «Можно ли мысли человека считать поступком?».
ноябрь
Д/О «Славяне»
3.
Написание эссе на тему: «Пожелание самому себе».
декабрь
8 кл.
4.
Детская благотворительность (написать письмо воспитаннику детского дома, человеку с ограниченными возможностями, подарить игрушку и т.п.).
апрель
Д/О «Славяне»
5.
Акция «К человеку – с любовью» (ярмарки милосердия, благотворительные концерты и пр.).
октябрь
Д/О «Славяне»
Прогнозируемые результаты:
различать «доброе» и «красивое» в культурном наследии России и мира, в общественном и личном опыте, отделять от «дурного» и «безобразного»;
стремиться к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям;
сдерживать себя от уничтожения красоты в мире и добрых отношений между людьми.
учиться решать моральные проблемы, выбирая поступки в неоднозначно оцениваемых ситуациях, при столкновении правил поведения.
учиться отвечать за свой нравственный выбор в неоднозначно оцениваемых ситуациях перед своей совестью и другими людьми
Родина – страна граждан
Цель: учиться проявлять себя гражданином России в добрых словах и поступках:
Содержание работы:
№
Мероприятие
Участники
Задача 1. Создавать условия, помогающие школьникам проявлять себя гражданами России в добрых словах и поступках.
1.
Организация деятельности школьного этнографического музея русской культуры
сентябрь-май
Д/О «Славяне» «Фольклорный ансамбль «Веселый балаган»
3.
Классный час на тему: «Судьба и Родина едины».
октябрь
1-10 кл.
4.
Подготовка проекта на тему: «Уголок Отчизны, отчий дом».
ноябрь
Д/О «Юный патриот»
5.
Литературная гостиная: Литературная мозаика «Я и мир».
ноябрь
Лит. театр
6.
Концерт «Многоликий мир искусств».
март
Фолк. ансамбль «Веселый балаган»
7.
Экскурсии в музеи народного творчества, выставочные залы и т.д.;
октябрь-май
1-6 кл.
8.
Проекты-презентации «Известные люди нашего города»
декабрь
6-9 кл.
9.
Участие в городской поисково-исследовательской экспедиции «Наш Тольятти»;
сентябрь-апрель
Д/О «Юный патриот»
Задача 2. Создавать условия, способствующие осуществлению обучающимися по своему выбору и желанию разных добрых дел, полезных другим людям, своей стране, в том числе требующих ради этого добровольно ограничить часть своих интересов.
1.
Флеш -моб «Добровольцев и чистого класса»
сентябрь
Д/О «Юный патриот»
2.
Флеш-моб «Завтра я встану на час раньше, чтобы до уроков убрать то, что смогу – буду рад, если найдутся помощники».
март
В/О «Мы»
Задача 3. Развивать и укреплять у обучающихся чувство долга и личной ответственности перед людьми своего общества и своей страной за её настоящее и будущее.
1.
Классный час на тему: «Что значит для меня – быть гражданином?».
октябрь
2-10 кл.
2.
Беседа на тему: «Твои гражданские права и обязанности».
ноябрь
6-8 кл.
3.
Литературная гостиная: Литературно-музыкальная викторина «Не потому ли я живу, что умерли они?»
январь
Лит. театр
4.
Просмотр и обсуждение кинофильма, представляющего образцы гражданского и примеры антигражданского поведения.
декабрь
9-10 кл.
5.
Акция «Мы помним!» (подготовка поздравлений, оказание реальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, защитникам Отечества).
февраль
Д/О «Юный патриот»
Задача 4. Воспитывать свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, страной.
1.
Классный час на тему: «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин» (В.Г. Белинский).
ноябрь
9-10 чел.
2.
Беседы на темы: «Родительский дом» или «Тепло родного очага» (совместно с родителями учащихся). Работа по программе «Семья»
март
1-10 кл.
3.
Диспут на тему: «Свободолюбие – это отсутствие всякого запрета и ограничения?».
декабрь
9-10 кл.
4.
Подготовка проекта «Славные сыны родного края».
декабрь
Д/О «Юный патриот»
5.
Акции милосердия и благотворительности «БлагоТвори»
апрель
Д/О «Славяне»
6.
Форум «Реликвии моей семьи».
Май
1-10кл., родители
Задача 5. Пробуждать у обучающихся желание и формировать умение отстаивать гуманные, равноправные, демократические порядки и препятствовать их нарушению.
1.
Рефлексия: «Когда нарушали мои права, я…».
декабрь
9-10 кл.
2.
Ролевая игра «Защита моих нарушенных прав – в школе, на дороге и т.п.»
сентябрь
9-10 кл.
4.
Классные часы «Свобода и ответственность – выбор 21 века»; «Человек свободного общества»
декабрь
8-10 кл.
Задача 6. Развивать готовность и способность адекватно и корректно выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки (в том числе и речевые).
1.
Классный час на тему: «В тебе взрослеет гражданин».
декабрь
5-7 кл.
2.
Беседа на тему: «Разум человека сильнее его кулаков» (Ф. Рабле).
ноябрь
6-7 кл.
3.
Выпуск стенгазеты «Когда язык – наш враг».
февраль
Пресс-центр «Скрепка»
Прогнозируемые результаты:
замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества (друзья, одноклассники, земляки), своего народа (национальности) и своей страны – России (её многонационального народа);
воспитывать в себе чувство патриотизма – любви и уважения к людям своего общества, к своей малой родине, к своей стране – России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и бедах;
осознавать свой долг и ответственность перед людьми своего общества, своей страной;
осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе ради этого добровольно ограничивать часть своих интересов;
учиться исполнять свой долг, свои обязательства перед своим обществом, гражданами своей страны;
учиться отвечать за свои гражданские поступки перед своей совестью и гражданами своей страны;
отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, демократические порядки и препятствовать их нарушению.
Мировоззрение личности и солидарность людей
Цель: Постепенно выстраивать целостность своего мировоззрения.
Содержание работы:
№
Мероприятие
Участники
Задача 1. Способствовать формированию жизненного оптимизма подростка, осознанию им ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
1.
Классный час на тему: «Человек-то мал, а дом его – мир»
январь
6-8 кл.
2.
Беседа на тему: «Ты живёшь среди людей».
ноябрь
1-10 кл.
3.
Полемика на тему: «Стоит ли жить по принципу «я сам по себе»?»
декабрь
Д/О «Верность»
4.
Выпуск альманаха на тему: «Жизнь «для себя и про себя» – не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба» (И.А. Гончаров).
май
Пресс-центр «Скрепка»
Задача 2. Способствовать процессу самостоятельного постепенного выстраивания целостного мировоззрения школьника.
1.
Диспут на тему: «Можно ли примирить верующих и атеистов?»
январь
Духовник, 5-10 кл.
2.
Проект-исследование «Исторические примеры взаимообогащения христиан и мусульман»
сентябрь-апрель
Д/О «Верность»
3.
Беседы с духовным наставником школы
5-10 кл.
4.
Беседа-рефлексия «Кто и как в нашем классе верит в Бога?» (участвуют только желающие!!!).
декабрь
4-7 кл.
5.
Проект-исследование «Мой внутренний мир – строительство мировоззрения».
сентябрь-апрель
Д/О «Верность»
6.
Игра-рефлексия «Кто больше вспомнит ситуаций, когда жизненный опыт заставлял меня менять какие-то свои взгляды на мир».
октябрь
Д/О «Славяне» педагог-психолог
Задача 3. Помогать осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Задача 4. Учить подростков (на конкретных примерах) использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
1.
Проект-исследование «Разные точки зрения и их аргументация».
Сентябрь-апрель
Д/О «Верность»
Задачи 5. Способствовать социальной самоидентификации школьников, освоению основных социальных ролей и форм общения, их норм и правил поведения по мере своего взросления и встраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация), особенно направленной на общий результат.
1.
Ролевая игра «Как меняется (должно меняться) мое поведение, обороты речи, когда я в течение дня перехожу из одной роли в другую: сын/дочь, ученик, пассажир в транспорте и т.д.»;
ноябрь
5-8 кл.
2.
Ситуация решения моральной проблемы: «Ученик, имеющий явные признаки «звездной болезни», назначается капитаном учебной или творческой группы.
5-8 кл.
3.
Проект-акция «Предложение учеников 7-х классов администрации школы по порядку проведения дискотек».
апрель
7 кл.
4.
Ролевая игра – жизненная задача: «Мне интересна компания старших обучающихся, но я стесняюсь с ними знакомиться»
Ноябрь
7 кл.
Задача 6. Развивать собственные представления учащихся о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями.
1.
Организация встреч-бесед со специалистами «Как я выбирал профессию», «Что значит для меня моя профессия»
март
5-10 кл.
2.
Подготовка портфолио «Я и моя будущая профессия».
март
9 кл.
3.
Проведение праздника «Трудовые династии» (совместно с родителями школьников).
март
1-10 кл.
4.
Посещение центров профориентационной работы и диагностирующих центров.
апрель
9 кл.
Задача 7. Знакомить обучающихся с особенностями различных сфер профессиональной деятельности, особенностями местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности.
1.
Подготовка и проведение праздника «Хлеб – всему голова».
сентябрь
1-10 кл.
2.
Экскурсии на базовые предприятия, учреждения профессионального образования.
март
9 кл.
Задача 8. Формировать у школьников ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения культуры своего народа и мировой культуры.
1.
Подготовка проекта на тему: «Язык есть вековой труд целого поколения» (В.И. Даль).
апрель
9-10 кл.
2.
Беседа на тему: «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия».
январь
Д/О «Верность»
3.
Проведение викторины на тему: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни» (К.Д. Ушинский).
Апрель
6-8 кл.
Прогнозируемые результаты:
осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;
учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта.
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Толерантность.
Цель: Выстраивать толерантное (уважительно-доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя, к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции; к народам России и мира – их истории, культуре, традициям, религиям.
Содержание работы:
№
Мероприятие
Сроки
Участники
Задача 1. Знакомить учащихся с общепринятыми нормами и правилами поведения в семье, коллективе, обществе с учётом национальных особенностей культуры поведения человека, сложившихся в результате нравственного развития многих поколений.
1.
Беседы на темы: «Этика и этикет», «Речь и этикет».
декабрь
1-4 кл.
2.
Классный час на тему: «Твои социальные и речевые роли: общее и различное».
март
5-7 кл.
3.
Проведение диспута на тему: «Время проходит, но сказанное слово остается» (Л. Толстой).
март
8-10 кл.
4.
Театрализованный конкурс «Все флаги будут в гости к нам», посвященный национальным традициям и обычаям разных народов и народностей.
декабрь
Лит. театр
5.
Викторина на тему: «А как лучше сказать?».
март
2-7 кл.
Задача 2. Помогать школьникам осмысливать роль семьи в своей жизни.
1.
Работа по программе «Семья»
сентябрь-май
1-10 кл.
2.
Проект-презентация «Как мне удалось помочь младшему брату/сестре», «За какую помощь родители сказали мне «спасибо» и т.п.
сентябрь-апрель
2-10 кл.
3.
Беседа-диспут «На что обижаются родители и как этого избежать?».
Апрель
5-9 кл.
Задача 3. Создавать условия для формирования у обучающихся необходимых для успешного поведения в обществе личностных качеств (доброжелательность, вежливость, достоинство, уверенность, порядочность, тактичность, терпимость и др.).
1.
Беседа на тему: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость»
апрель
2-6 кл.
2.
Ролевые игры «В магазине», «В транспорте», «В офисе», «В кабинете завуча» и т.д.
сентябрь-апрель
5-7 кл.
3.
Проведение диспута на тему: «Если ты не прав…».
апрель
9-10 кл.
4.
Создание альманаха «История моего и твоего имени».
сентябрь-апрель
Пресс-центр «Скрепка»
Задача 4. Создавать условия для принятия подростками необходимости выстраивать толерантное отношение к тому, кто не похож на тебя.
1.
Игра-рефлексия «Напиши пять отличий от тебя твоего соседа по парте, которые мешают/затрудняют ваше общение».
февраль
5-7 кл.
2.
Ролевая игра – жизненная задача: «Две группы болельщиков разных команд, которые враждуют и дерутся друг с другом, оказываются вместе на выездном матче сборной страны, в ходе которого команда начинает проигрывать, игроки ссорятся друг с другом»
март
5-7 кл.
3.
Беседа-рефлексия «Драка, которую можно было предотвратить».
апрель
4-7 кл.
Задача 5. Развивать коммуникативно-речевые умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для достойного выражения своих чувств, мыслей и потребностей в различных жизненных ситуациях.
1.
Работа по программе внеурочной деятельности «Наш пресс-центр»
сентябрь-май
Пресс-центр «Скрепка»
2.
Беседа на тему: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать» (А.П. Чехов).
Классный час на тему: «Язык есть цвет народа, плод его духовной жизни» (В.Г. Белинский).
март
8-10 кл.
5.
Публичные выступления на тему: «Слово о моём роде».
5-9 кл.
Задача 6. Обучать корректному и аргументированному отстаиванию собственной точки зрения в конфликтных ситуациях общения.
1.
Классный час на тему: «Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом» (А.П. Чехов).
апрель
9-10 кл.
2.
Ролевая игра «К барьеру».
апрель
9-10 кл.
3.
Проведение дебатов на тему: «Человек с ограниченными возможностями может быть счастлив».
март
7-10 кл.
Прогнозируемые результаты:
взаимно уважать право другого на отличие от тебя, не допускать оскорблений друг друга;
учиться строить взаимоотношения с другим на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях;
при столкновении позиций и интересов стараться понять друг друга, учиться искать мирный, ненасильственный выход, устраивающий обе стороны на основе взаимных уступок.
не только принимать, но и проявлять любовь и заботу о своих близких, старших и младших;
учиться в своей роли (ребенка-подростка) предотвращать и преодолевать семейные конфликты;
осмысливать роль семьи в своей жизни и жизни других людей.
Природа – наш хрупкий дом
Цель: Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Содержание работы:
№
Мероприятие
Сроки
Участники
Задача 1. Способствовать пониманию школьниками роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности, в необходимости жить в гармонии с природой.
1.
Реализация долгосрочного проекта «Жизнь в стиле «Эко»
сентябрь-апрель
Д/О «Росток»
2.
Дискуссия на тему: «Нетрадиционная энергетика: за и против».
апрель
8-10 кл.
3.
Подготовка мультимедийной презентации «Дом, в котором ты живешь».
сентябрь-апрель
Д/О «Росток»
4.
Проведение игры «Эрудит».
май
Д/О «Росток»
5.
Конкурс на лучший рассказ на тему: «Мир глазами животных».
май
1-6 кл.
6.
Классный час на тему: «Охранять природу – значит охранять Родину» (М. Пришвин).
апрель
1-10 кл.
7.
Подготовка проекта на тему: «Сохрани город, в котором ты живёшь!»
сентябрь-апрель
Д/О «Росток»
9.
Конкурс рисунков «У природы нет плохой погоды».
сентябрь
1-7 кл.
10.
Беседа на тему: «Кто не любит природы, тот не любит и человека…» (Ф.М. Достоевский).
май
7-10 кл.
11.
Экологический брейн-ринг «Человек в природе и его здоровье».
октябрь
Д/О «Росток»
12.
Викторина «Оглянись вокруг!».
май
5-6 кл.
13.
Ролевая игра «Кто, если не мы?».
апрель
7-8 кл.
14.
Конкурс чтецов «Поэзия и природа».
октябрь
1-6 кл.
15.
Проекты: «Загрязнение городов – угроза нашим детям», «Мы живем у природы в долгу», «Сохраним первоцветы в городских парках»
сентябрь-апрель
Д/О «Росток»
16.
Подготовка и проведение конкурса на лучший проект «Край мой родной».
сентябрь-апрель
Д/О «Росток»
17.
Публичные выступления на тему: «Что бы ты сказал, обращаясь к человечеству?»
октябрь
9-10 кл.
18.
Создание экологического кружка.
сентябрь
Д/О «Росток»
Прогнозируемые результаты:
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Учиться вырабатывать стратегию собственного поведения и совершать поступки, нацеленные на сохранение природы.
Оценка результативности работы инновационного проекта:
Критерии
Показатели
Инструментарий
Уровень мотивации школьников
Вовлеченность учащихся в подготовку
и проведение мероприятий.
Повышение самодисциплины.
Повышение внутренней мотивации.
Усиление социальных мотивов и познавательного интереса.
Анкетирование.
Обратная связь с участниками мероприятий.
Диагностика мотивационной сферы.
Наличие ценностных ориентиров
Атмосфера в классе и школе.
Повышение культуры межличностных отношений.
Тестирование.
Наблюдение учителей за межличностными отношениями.
Анкетирование.
Развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников
Охват детей, участвующих в творческих конкурсах, мероприятиях, в интеллектуальной деятельности.
Создание творческих, исследовательских работ.
Статистический анализ результатов проведения мероприятий.
Развитие социального партнерства
Количество партнеров, принимающих участие в школьной деятельности.
Наличие позитивных результатов от партнерских отношений.
Охват детей, вступающих в партнерские отношения.
Статистический анализ уровня удовлетворенности партнерскими отношениями.
Анализ результативности принимаемых решений.
Список использованной литературы
Власова Т. И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в современной отечественной педагогике Текст. / Т. И. Власова // Теоретикометодологические проблемы современного воспитания Текст: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 139-149.
Гудечек Я. Ценностные ориентации личности. Психология личности Текст. / Я. Гудечек. М.: Наука, 1989. - 110 с.
Гуманистическая роль образования: православие и воспитание Текст. / Моск. патриархат, отдел религиозного образования и катехизации. — М.: 1999.-23 с.
Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками Текст: учеб. пособие / И. Н. Ерошенков. М.: МГУКИ, 2000.
Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Текст. / И. П. Иванов. - М.: Изд-во. «Педагогика», 1989. 122 с.
Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) Текст. / В. С. Ильин. - М.: Педагогика, 1984. 144 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2010.
Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии. Сборник методических разработок / под ред. Е.Н. Степанова, Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.В. Володиной. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011.
Соловцова И. А. Духовное воспитание в контексте целостно-гуманитарного подхода Текст. / И. А. Соловцова // Вестник Оренбургского государственного университета.- 2005.- Т. 1: Гуманит. науки, №10.-С. 89-93.
Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
Щуркова Н. Е. Нежная педагогика Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2005. - 160 с.