«ИКТ в воспитательной работе педагога-организатора»
«ИКТ в воспитательной работе педагога-организатора»
Использование ИКТ в воспитательной работе позволяет ожидать создание положительной внешней и внутренней мотвации у всех участников воспитательного процесса, повышение образовательного уровня педагога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ИКТ в воспитательной работе педагога-организатора»»
Доклад педагога-организатора - Кривоспицкой С.В.
«ИКТ в воспитательной работе педагога-организатора» (Слайд)
«Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету». (Слайд)
К.Д.Ушинский
В век компьютерных технологий трудно себе представить воспитание без использования современных коммуникаций. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения и воспитания.
Использование новых информационных технологий в школе дает преимущества в следующем: (Слайд)
повышается интерес, мотивация учебной и воспитательной деятельности;
осуществляется дифферинцированный подход;
каждый воспитанник становится субъектом процесса обучения и воспитания;
за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;
облегчается процесс контроля и оценки знаний;
развиваются привычки учебной и воспитательной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
Первое, что лежит на поверхности, когда мы обращаемся к компьютеру во внеурочной деятельности – это то, что с миром компьютеров связаны интересы многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в школе. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность обучающихся в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включенность. И не важно, насколько владеют компьютерными технологиями взрослые, нужно знать только их возможности. Остальное сделают сами дети.
Далее рассмотрим те возможности, которые дают нам компьютерные технологии. (Схема. Слайд)
Компьютер как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудиоряды): можно использовать с этой целью интернет- ресурсы, информацию на дисках, видео- и аудио- носителях.
Компьютер как средство поиска информации: можно применять с целью контроля успеваемости, учета посещаемости, сбора, обработки и сортировки информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в образовательной деятельности.
Компьютер как средство хранения информации – базы данных, фото- и видеоархивы.
Компьютер как средство обеспечения наглядности: презентации и другие демонстрационные формы, школьные газеты, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины и т.д.
Компьютер как средство коммуникации – сайт, электронная почта и т.п.
Необходимость использования компьютерных технологий в школе очевидна и неоспорима. Воспитательный же процесс строится не столько на усвоении информации и способов ее получения и использования, на что, в первую очередь, направлены компьютерные технологии, сколько он предполагает личностное общение педагога с учеником и основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.
Использование ИКТ в воспитательной работе позволяет ожидать: (Слайд)
создание положительной внешней и внутренней мотивации у всех участников воспитательного процесса;
повышение образовательного уровня педагога;
повышение информационной плотности и эмоциональности мероприятия;
повышение качества воспитательного процесса;
воспитание, развитие и социализация личности обучающихся.
В своей работе педагога-организатора я отвожу особую роль использованию ИКТ и определяю следующие направления использования (ИКТ) информационно-коммуникационных технологий: (Слайд)
использование имеющихся ресурсов, найденных в информационной базе Интернет;
(при подготовке к различным мероприятиям, праздникам, акциям, тематическим неделям я часто беру картинки, сценарии, анимации, презентации, музыку, стихи и т.д. в базе Интернет, перерабатываю их и использую в своей работе);
адаптация готовых презентаций;
(для наилучшего восприятия нашими детьми какой-либо информации мне иногда приходится готовые презентации «переделывать»: убавлять количество слайдов или количество информации; добавлять различные средства наглядности (картинки, фотографии, анимацию); выделять нужное цветом; включать слайды с текстом стихов, песен);
создание своего методического продукта в программе Power Point;
(за период работы педагогом-организатором в нашей школе я создала презентации к таким мероприятиям, как «День учителя», «8 марта», «23 февраля», «9 мая», «Последний звонок», «Снежики в стране Почемучии», «По просторам нашей Родины», «Снежики в стране Здоровья», в рамках празднования 65-летия Великой победы мною созданы такие презентации, как: «Все для фронта, все для победы», «Годы священной войны», « Блокада Ленинграда», «Дневник Тани Савичевой», «Битва под Москвой», «Военно-воздушные силы Краснознаменного Балтийского флота в годы ВОВ», «Взятие Берлина». В завершение Эстафеты Победы был создан «Альбом Победы», который явился итогом всей проделанной работы в патриотическом направлении);
использование видеороликов;
(с целью лучшего усвоения материала, развития познавательной активности наших детей я включала в некоторые из презентаций видеоролики, например, в презентацию о блокадном Ленинграде я поместила видеоролик «Голод» - ребята воочию увидели, как жили люди в осадном положении, как они выглядели; в презентацию «Битва за Берлин» я поместила видеоролик «Парад Победы» - ребята с неподдельным интересом наблюдали за тем, как колонны солдат-победителей: пехота, танковые войска, моряки движутся по Красной площади);
овладение технологией создания анимационных эффектов в презентациях;
(для воздействия на зрительные анализаторы в своих презентациях я часто использую анимацию: ребята заметно оживляются, смотрят на экран с интересом, когда видят движущиеся картинки, таким образом, повышается познавательная активность).
Нашим воспитанникам характерен основной общий недостаток - нарушение сложных форм познавательной деятельности.
Использование мультимедийного проектора позволяет мне организовать работу над речевым материалом более доступно, так как отпадает необходимость в написании многочисленных табличек, схем, название или сам текст стихов, текст песен, игр, заданий. Например, после предъявления загадки или вопроса викторины персонажем праздника (праздник, посвященный 23 февраля, праздник «Путешествие в страну Здоровья») на мультимедийном проекторе появляется в письменном виде. (Слайд)
Это даёт возможность детям с различными особенностями в развитии легче воспринимать её смысл, содержание. Сильные дети отгадывают загадку, а для слабых предъявляется сначала изображение предмета, а затем слово. Благодаря использованию мультимедийных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в мероприятие. К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Исходя из опыта работы, считаю, что разумное использование в воспитательном процессе наглядных средств играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления воспитанников. Действительно, использование мультимедиа на моих мероприятиях позволяет хоть чем-нибудь „зацепить“ каждого обучающегося, насытить мероприятие разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает его ярче и насыщеннее. Максимальная эффективность мультимедийного мероприятия достигается при соблюдении следующих условий: (Слайд)
визуальный материал должен быть очень ярким, образным;
лучше сочетать различные виды материалов ─ фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы и т.п.;
чем оригинальнее материал и неожиданнее сочетание различных материалов ─ тем лучше;
максимально широко использовать нестандартные задания.
В нашей школе практикуется применение ИКТ для проведения общешкольных встреч с родителями (общешкольные родительские собрания), встреч родительского комитета. Они с интересом просматривают презентацию с (Слайд)
фотографиями деятельности их детей (санитарный день, постройка снежного городка; уборка помещений; с различных мероприятий, соревнований и т.д.);
видеороликами или сюжетами выступлений детей;
таблицами, схемами, диаграммами (мониторинг).
Например, к одному из родительских собраний с помощью компьютерной программы Microsoft Office Access был создан буклет, в котором содержалась полезная для родителей информация: статьи уголовного кодекса, административные штрафы, как влияет мобильный телефон на здоровье школьника.
В 2009-2010 учебном году был создан школьный сайт, на котором располагается вся информация о нашей школе. Я с интересом включилась в работу по созданию этого сайта: отвечаю за пополнение информацией странички «Наши новости». Туда я размещаю фотографии с сопроводительным текстом о тех мероприятиях, которые проходили в нашей школе, об успехах наших воспитанников. Таким образом, имея компьютер и интернет, родители могут в любое время узнать полезную информацию (советы) от педагогов-специалистов, а также посмотреть фото и видеоролики всех мероприятий, праздников, соревнований с участием своих детей.
Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. С начала 2009-2010 учебного года мною начал разрабатываться долгосрочный проект «Добротой украсим мир», который имеет свое продолжение и в этом учебном году. Целью данного проекта стало оказание реальной помощи ветеранам ВОВ. Ребята моют пол, протирают пыль, пылесосят, прибираются на балконе, убираются на кухне и т.д. (Слайд)
Средства ИКТ я также использую при проведении различных тематических декад, таких как: «Чуткость. Доброта. Забота», посвященная дню пожилого человека, «Доблесть. Мужество. Отвага», посвященная 23 февраля были с помощью компьютерных программ сделаны открытки, которые подарены ветеранам жилпоселка.
Большие возможности дает использование ИКТ в дополнительном образовании. Например, готовясь к празднику, посвященному 23 февраля, для инсценировки сказки «Каша из топора» была использована презентация с красочными картинками, изображающими сцены из сказки, фотографии ребят, исполняющих главные роли. (Слайд)
Все эти средства наглядности необходимы для лучшего усвоения обучающимися информации.
Конечно, с внедрением ИКТ в работу существуют свои сложности: (Слайд)
- требуется время на обучение педагогов ИКТ;
- при подготовке мероприятия требуется большое количество времени на подбор нужного материала (чаще всего я пользуюсь ресурсами интернета), на набор текстов (сценарии, планы подготовки к мероприятиям), на изготовление презентации к мероприятию;
В заключение своего доклада хочется заметить, что использование ИКТ ни в коем случае не заменяет самого педагога, а всего лишь помогает ему, работает на него, чтобы педагог смог добиться наилучших результатов в своей деятельности.