Просмотр содержимого документа
«Игры с мячом.Баскетбол.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МБОУ
«СОШ № 1 г. Анадыря»
__________ Т.В.Тиунова
№ 220-о от «29»мая 2020 г.
Внеурочной деятельности
Игры с мячом. Баскетбол.
(название программы)
Для обучающихся 5, 6, 7, 8, 9 класса
Направление: спортивно-оздоровительное
Количество часов 34
Программу составил:
Мудрак М.В.
учитель физической культуры
высшая кв. категория
РАССМОТРЕНО
На заседании МО учителей физической культуры и ОБЖ
протокол № 8 от «28» мая 2020 г.
Руководитель МО______ /Моргунов А.Е./
Анадырь
2020 г.
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии:
_ с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 апреля 2001 года № 03-255 «О введении ФГОС ООО»;
с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897;
с Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897»;
с Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»»;
с Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1578 «О внесении изменений в ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413»;
с Письмом Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 мая 2016 г. N НТ-664/08/269;
с Письмом Минобрнауки России от 18.08.2017г. №09-1672 «О направлении методических рекомендаций»;
с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 1 города Анадыря»;
с Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и программ внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 1 города Анадыря», утвержденного приказом № 45-о от 08 февраля 2018 года «О внесении изменений в Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и программ внеурочной деятельности на основе ФГОС НОО, ООО, СОО».
В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции. Разрабатывая данную программу, мы ставим перед собой цель - воспитание достойных граждан своей страны. Умное, здоровое, сильное поколение, которое уважает свою Родину и готово трудиться на ее благо. Мы стремимся достичь этой цели, реализуя различные направления внеурочной деятельности.
Программа составлена на основе учебного пособия «Внеурочная деятельность. Баскетбол: пособие для учителей и методистов» /Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011, в соответствии с ФГОС ООО 2010 г.
Количество часов: программа рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.
Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Баскетбол» образовательной программы средней школы. Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят обучающимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов, отведённых на изучение раздела «баскетбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в баскетболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.
Цель занятий – сохранение здоровья нации, возрождение и развитие традиций физической культуры и массового спорта для граждан Российской Федерации, совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением.
Задачи внеурочной деятельности:
- пропаганда здорового образа жизни среди населения;
- повышение интереса молодежи к развитию физических и волевых качеств, готовности к защите отечества;
- осуществление контроля за уровнем физической подготовки и степенью владения практическими умениями физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности;
- организация культурно-спортивного и массового досуга школьника.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты.
Личностными результатамиосвоения программы являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами освоения программы являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении упражнений, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
Предметными результатами освоения программы являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Обучающийся научится:
-рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
-характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
-определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
-руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
-руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
-использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
-самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
-тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
-взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности;
-выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
-выполнять основные технические действия и приёмы игры в волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
-выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Обучающийся получит возможность научиться:
-характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
-определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
-вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
-преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
-осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
-выполнять тестовые нормативы по физической подготовке (ГТО).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
Тема раздела
Содержание
Формы организации
Виды деятельности
1
Основы знаний
В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.
Вводная беседа
познавательная
2
Стойки и перемещения игроков
1. В стойке баскетболиста: выпад вправо, влево, шаг вперёд, назад; приставные шаги вправо, влево от одной боковой линии площадки до другой; двойной шаг вперёд, назад. 2. Скачок вперёд одним шагом в стойку. 3. Подпрыгнуть, вернуться в стойку волейболиста и выполнить шаг или выпад: а) вперёд; б) в сторону. 4. По сигналу (в беге) остановка в стойку и прыжок вверх толчком двух ног.
5. В стойке перемещения по сигналу в стороны, вперёд, назад. 6. Эстафеты с перемещениями различными способами, с выполнением различных заданий.
Учебно-тренировочное занятие
Физкультурно – оздоровительная деятельность
3
Передача мяча в парах вперед-вверх(в движении)
Передача мяча двумя руками 1. Имитация перехода из стойки в исходное положение для приёма и передачи мяча.
2. Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения. 3. Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче, мяч на полу. Кисти рук располагаются таким образом, чтобы большие пальцы были направлены друг к другу, указательные — под углом друг к другу, а все остальные обхватывали мяч сбоку-сверху. Мяч поднимается с пола в исходное положение над лицом. 4. В парах. Один из партнёров набрасывает мяч в удобное для выполнения передачи положение, второй ловит мяч в стойке и имитирует передачу, разгибая ноги и руки. 6. В парах. Один из партнёров набрасывает мяч другому, который передаёт мяч сверху двумя руками. 7. Передачи мяча над собой на месте, в движении (приставными шагами, лицом вперёд, спиной вперёд), с изменением высоты полёта мяча.
8. Передача в парах, передвигаясь приставными шагами по длине игровой
Учебно-тренировочное занятие
Физкультурно – оздоровительная деятельность
4
Броски мяча в корзину с точек.
1.Броски мяча в парах с 5-ти точек по полукругу (средний бросок).
2. Броски мяча в парах с 5-ти точек по полукругу по 10 бросков с каждой точки(средний бросок).
3. Броски мяча в парах с 5-ти точек по полукругу, два подряд, переход на следующую (средний бросок).
Учебно-тренировочное занятие
Физкультурно – оздоровительная деятельность
5
Броски мяча в корзину в движении.
1.Броски мяча в парах с рывком от центра поля.
2. Броски мяча с перемещением по звездочке от точки до точки(средний бросок).
Учебно-тренировочное занятие
Физкультурно – оздоровительная деятельность
6
Тактические действия при выполнении передачи мяча
Передача мяча в разные зоны площадки соперника: после подачи принимающий мяч игрок защищающейся команды передаёт его своему партнёру, а тот передаёт мяч на правый или левый фланг, где получивший от него игрок передаёт мяч в ту зону площадки соперника, которая оказывается менее защищённой;
Учебно-тренировочное занятие
Физкультурно – оздоровительная деятельность
7
Индивидуальные тактические действия в защите (при приеме подач)
1.Челночное передвижение обучающихся приставными шагами от одной боковой линии до другой — по сигналу имитация приёма. 2. Челночный бег от лицевой линии до линии нападения (лицом вперёд) и обратно (спиной вперёд) — по сигналу имитация приёма мяча. 3. Приём мяча на месте.
4. Приём мяча, в движении из-за лицевой линии, в различные и с различной траекторией полёта мяча.
Учебно-тренировочное занятие
Физкультурно – оздоровительная деятельность
8
Групповые тактические действия в защите
1.Групповые действия в зонной защите 2-1-2-2.Два игрока находящиеся на верху 3-х очковойлинии делят площадку на две зоны и обороняются от 3-х очкового броска.
3.Игрок, находящийся в центре отвечает за штрафную и 3-х секундную зону.
4.Два игрока задней линии отвечают за игроков нападения у лицевой и угла 3-х очковой линии.
Учебно-тренировочное занятие
Физкультурно – оздоровительная деятельность
9
Учебная игра
1.Игра без ведения с передачей мяча любым способом(5х5).
2.Игра с ведением с передачей мяча любым способом (5х5).
3.Игра с ведением и передачей мяча только с отскоком оп пол(3х3,4х4,5х5).
Учебно-тренировочное занятие
Физкультурно – оздоровительная деятельность
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Темы занятий.
Количество
часов.
1
Правила Т.Б.на занятиях по баскетболу.
1
2
Основные правила игры в баскетбол. Техника овладения мячом. Учебная игра.
1
3
Гигиенические основы занятия физическими упражнениями. Групповые действия. Учебная игра.
1
4
Что такое физкультурно-спортивная этика? Игра в защите. Учебная игра.
1
5
Значение физических упражнений для развития организма. Индивидуальные действия. Учебная игра.
1
6
Стресс. Влияние стресса на состояние здоровья. Учебная игра.
1
7
Цели физического воспитания. Индивидуальные действия. Учебная игра.
1
8
Влияния игровой деятельности на формирование коммуникативных качеств личности. Игра в нападении. Учебная игра.
1
9
Упражнения для развития силы. Гигиенические основы занятия физическими упражнениями. Индивидуальные действия. Учебная игра.
1
10
Упражнения для развития быстроты. Что такое физкультурно-спортивная этика? Основные правила игры в баскетбол. Учебная игра.
1
11
Упражнения для развития прыгучести. Значение физических упражнений для развития организма. Учебная игра.
1
12
Упражнения для развития координации. Стресс. Влияние стресса на состояние здоровья. Учебная игра.
1
13
Упражнения для развития выносливости. Цели физического воспитания. Игра в нападении. Учебная игра.
1
14
Перемещения баскетболиста по площадке. Влияния игровой деятельности на формирование коммуникативных качеств личности. Учебная игра.
1
15
Техника владения мячом. Учебная игра.
1
16
Ловля мяча. Индивидуальные действия. Учебная игра.
1
17
Передача мяча. Индивидуальные действия. Учебная игра.
1
18
Броски в корзину. Основные правила игры в баскетбол. Учебная игра.
1
19
Ведение мяча. Учебная игра.
1
20
Финты. Индивидуальные действия. Учебная игра.
1
21
Техника овладения мячом. Стресс. Влияние стресса на состояние здоровья. Учебная игра.
1
22
Игра в нападении. Учебная игра.
1
23
Индивидуальные действия. Основные правила игры в баскетбол. Учебная игра.
1
24
Групповые действия. Учебная игра.
1
25
Командные действия. Индивидуальные действия. Учебная игра.
1
26
Игра в защите. Основные правила игры в баскетбол. Учебная игра.
1
27
Индивидуальные действия. Стресс. Влияние стресса на состояние здоровья. Учебная игра.
1
28
Групповые действия. Основные правила игры в баскетбол. Учебная игра.