kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Физкультурно-спортивная секция «Шахматы» для обучающихся всех специальностей и направлений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Физкультурно-спортивная секция «Шахматы» для обучающихся  всех специальностей и направлений" предназначена для обучения навыкам данного вида спорта студентов очной формы обучения системы СПО. Кроме теоретических основ, большое место в программе отведено практическим занятиям - решению шахматных задач, учебно-тренировочным играм, участию в любительских турнирах уровня образовательной организации, подготовке к официальным спортивным соревнованиям уровня район, город, область.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Физкультурно-спортивная секция «Шахматы» для обучающихся всех специальностей и направлений»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Уральский железнодорожный техникум»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

«Физкультурно-спортивная секция «Шахматы» для обучающихся

всех специальностей и направлений»


для обучающихся по специальностям

среднего профессионального образования


Форма обучения очная
























Екатеринбург

2019



Рабочая программа дополнительного образования «Физкультурно-спортивная секция «Шахматы» для обучающихся всех специальностей и направлений» рассмотрена методическим Советом ГАПОУ СО «УрЖТ» и рекомендована к использованию в образовательном процессе.

Председатель МС

Выскребенцева Н.А.

Протокол № ____ от ____________ 2019 г.

Рабочая программа дополнительного образования «Физкультурно-спортивная секция «Шахматы» для обучающихся всех специальностей и направлений» разработана для специальностей среднего профессионального образования

УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УМР ГАПОУ СО «УрЖТ»

Выскребенцева Н.А.

«____» _____________ 20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Физкультурно-спортивная секция «Шахматы» для обучающихся всех специальностей и направлений» для обучающихся по специальностям среднего профессионального образования направлена на содействие гармоническому физическому развитию, всесторонней физический подготовленности и укреплению здоровья обучающихся: достижению стабильного уровня индивидуального мастерства и успешной реализации в условиях соревновательной деятельности, достижения спортивных показателей; подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих оптимальным уровнем командной игровой подготовки.


Организация - разработчик:

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Уральский железнодорожный техникум»


Разработчики:

Дягилев А.С. – педагог дополнительного образования



 


 



















СОДЕРЖАНИЕ



1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Физкультурно-спортивная секция «ШАХМАТЫ» для обучающихся всех специальностей и направлений»

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Физкультурно-спортивная секция «ШАХМАТЫ» для обучающихся всех специальностей и направлений»

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Физкультурно-спортивная секция «ШАХМАТЫ» для обучающихся всех специальностей и направлений»

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ СЕКЦИЯ «ШАХМАТЫ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ»

13


5. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Физкультурно-спортивная секция «ШАХМАТЫ» для обучающихся всех специальностей и направлений»

15


































1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Физкультурно-спортивная секция «ШАХМАТЫ» для обучающихся всех специальностей и направлений»


    1. Область применения программы:

Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой в организации среднего профессионального образования, реализующей образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО.


Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» предназначена для изучения основ шахматной игры, популяризацию данного вида спорта среди обучающихся.


Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» разработана в соответствии с требованиями по дополнительной (расширенной) подготовке обучающихся техникума к участию в соревнованиях различного уровня.


    1. Место рабочей программы дополнительного образования ««Шахматы» в структуре учебно-воспитательного процесса:

Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» реализуется в рамках внеурочной занятости обучающихся с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.


Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» направлена на всестороннее и гармоничное развитие физических качеств и повышение спортивной подготовленности, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, популяризацию игровых видов спорта, а также для достижения спортивных результатов.


Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» способствует развитию и самореализации личности обучающихся, раскрытию творческого потенциала, интеллектуальному росту и воспитанию в социокультурной среде образовательной организации, адаптации студентов к социальным изменениям, приобретению ими навыков самостоятельно определять задачи личностного развития, формированию ценностей и моделей поведения, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


    1. Цели и задачи рабочей программы дополнительного образования «Шахматы».


Цели обучения:

  • Воспитание социально-активной личности, готовой к социально-значимым видам деятельности; развить мотивацию обучающихся к их всестороннему физическому, интеллектуальному и духовно-нравственному совершенствованию.

  • Привить стойкий интерес к шахматам и практической игре; подготовить обучающихся к дальнейшим занятиям данным видом спорта.

  • Выявление и поддержка одаренных студентов, способных демонстрировать высокие спортивные результаты, формирование из их числа команды для участия в соревнованиях различного уровня.


Задачи программы:


обучающие

  • освоить основные правила, стратегию и тактические приемы шахматной игры путем обучения во время регулярных занятий;

  • создать условия для самоподготовки с помощью индивидуальных домашних заданий.

развивающие

  • содействовать всестороннему физическому, интеллектуальному и духовно-нравственному развитию, самореализации личности и творческого потенциала;

  • создать условия для укрепления здоровья обучающихся, повышения спортивной подготовленности, выполнения нормативных требований к спортивным разрядам;

  • предоставить возможность обучающимся самостоятельно продолжать занятия данным видом спорта и совершенствовать свои игровые навыки.

воспитательные

  • пропагандировать здоровый и безопасный образ жизни;

  • содействовать воспитанию морально-волевых качеств обучающихся, формированию общечеловеческих ценностей и культуры поведения, дисциплинированности, чувства ответственности за общее дело;

  • способствовать приобщению обучающихся к социокультурной среде образовательной организации, адаптации студентов к социальным изменениям, умению принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях;

  • содействовать воспитанию и становлению студентов как социально активных личностей, готовых к профессионально-трудовой деятельности в будущем;

  • сформировать понимание у обучающихся важности организации их свободного времени и полноценного досуга, повысить занятость студентов в свободное время.

Организационно-методическая система

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:

  • Теоретические и групповые практические занятия, в т.ч.:

  • лекции;

  • учебные и товарищеские игры;

  • решение шахматных задач;

  • тренировки по индивидуальным планам;

  • календарные и классификационные соревнования;

  • занятия по подготовке и сдаче контрольных нормативов.


1.4. Количество часов на освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы»:


Максимальная нагрузка – 200 часов;

1. аудиторные занятия – 144 часа;

в т. ч.: теоретические – 72 часа; практические – 72 часа.

2. спортивные соревнования районного, городского, областного уровня – 20 часов;

3. самостоятельная работа – 36 час.


Сроки реализации программы: 1 год.

Продолжительность аудиторных занятий 39 недель (2 раза в неделю по 2 часа), но не более 144 часов, с выделением времени для участия в официальных соревнованиях различного уровня.





















  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Физкультурно-спортивная секция «ШАХМАТЫ» для обучающихся всех специальностей и направлений»


2.1 Структура программы

 

Рабочая программа спортивной секции «Шахматы» состоит из 6 разделов, 72 тем.


Вид учебной работы во время аудиторных занятий

Объём часов

Теоретические занятия

72

Игровая практика, в т.ч.:

учебно-тренировочные игры, решение задач, сеансы одновременной игры,

классификационные турниры.



72

Итого

144

Участие в официальных соревнованиях

20

Самостоятельная работа обучающихся (индивидуальные задания на дом для закрепления пройденного материала)

36


Название разделов Общий объём часов Теория Практика

I. Вводные занятия. Правила игры в шахматы 10 5 5

II. Мат одинокому королю 14 7 7

III. Особенности игры в дебюте 34 17 17

IV. Особенности игры в миттельшпиле 50 25 25

V. Особенности игры в эндшпиле 20 10 10

VI. Выдающиеся шахматисты прошлого 16 8 8

Итого 144 72 72


2.2 Учебно-тематический план и содержание занятий


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем в часах

Раздел I. Вводные занятия. Правила игры в шахматы

10

Тема 1.1. Что такое шахматы. Краткие сведения по истории развития игры

  1. Инструктаж по гигиене и технике безопасности. Первая медицинская помощь. История возникновения и развития шахмат. Что такое шах и мат. Терминология.

  2. Игровая практика. Эволюция правил игры (простейшие примеры при работе с шахматной доской). Решение задач мат в 1 ход. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 1.2 Правила игры в шахматы. Первоначальная расстановка. Ходы фигур. Ценность фигур

  1. Первоначальная расстановка фигур на доске. Ходы фигур. Эволюция техники и тактики игры. Ценность фигур.

  2. Игровая практика. Решение задач мат в 1 ход. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 1.3 Правила игры в шахматы. Рокировка. Взятие пешки на проходе

  1. Что такое рокировка, её значение и целесообразность. Правила проведения рокировки. Взятие пешки на проходе.

  2. Игровая практика, тренировка рокировки и взятия пешки на проходе. Решение задач мат в 1 ход. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 1.4 Правила игры в шахматы. Разновидности ничьей

  1. Ничья в шахматах и её разновидности – вечный шах, пат. Возможность требования ничьей.

  2. Игровая практика, решение задач (добиться или избежать ничьей). Решение задач мат в 1 ход. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 1.5 Правила игры в шахматы. Невозможный ход. Шахматная нотация

  1. Что такое невозможный ход. Фиксирование невозможного хода. Поражение при повторении невозможного хода. Правила и значение шахматной нотации.

  2. Игровая практика (заметить невозможный ход соперника). Решение задач мат в 1 ход. Сеанс одновременной игры.

2

Раздел II. Мат одинокому королю

14

Тема 2.1 Мат королём и ферзём

  1. Особенности матования одинокого короля соперника королём и ферзём. Опасность патовых ситуаций.

  2. Игровая практика. Тренировка поочередного матования королем и ферзём одинокого короля в парах. Решение задач мат в 2 хода. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 2.2 Линейный мат

  1. Особенности матования одинокого короля соперника двумя ладьями. Опасность патовых ситуаций.

  2. Игровая практика. Тренировка поочередного матования одинокого короля при помощи линейного мата в парах. Решение задач мат в 2 хода. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 2.3 Мат двумя ферзями. Мат ферзём и ладьёй

  1. Особенности матования одинокого короля соперника двумя ферзями, ферзём и ладьёй. Опасность патовых ситуаций.

  2. Игровая практика. Тренировка поочередного матования одинокого короля двумя ферзями, ферзём и ладьёй в парах. Решение задач мат в 2 хода. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 2.4 Мат ферзём при поддержке слона или коня

  1. Особенности матования одинокого короля соперника ферзём и конём, ферзём и слоном. Опасность патовых ситуаций.

  2. Игровая практика. Тренировка поочередного матования одинокого короля ферзём и конём, ферзём и слоном в парах. Решение задач мат в 2 хода. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 2.5 Мат королём и ладьёй

  1. Особенности матования одинокого короля соперника королём и ладьёй. Опасность патовых ситуаций.

  2. Игровая практика. Тренировка поочередного матования одинокого короля королём и ладьёй в парах. Решение задач мат в 2 хода. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 2.6 Мат королём и двумя слонами

  1. Особенности матования одинокого короля соперника королём и двумя слонами. Опасность патовых ситуаций.

  2. Игровая практика. Тренировка поочередного матования одинокого короля королём и двумя слонами в парах. Решение задач мат в 2 хода. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 2.7 Мат королём, конём и слоном

  1. Особенности матования одинокого короля соперника королём, конём и слоном. Опасность патовых ситуаций.

  2. Игровая практика. Тренировка поочередного матования одинокого короля королём, конём и слоном в парах. Решение задач мат в 2 хода. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.

2

Раздел III. Особенности игры в дебюте

34

Тема 3.1 Игра в дебюте. Детский и дурацкий мат

  1. Стадии шахматной партии. Важность умения игры в дебюте. Значение центра. Детский мат. Дурацкий мат.

  2. Игровая практика. Умение поставить детский мат и защититься от него. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 3.2 Дебютные катастрофы

  1. Наиболее распространенные дебютные катастрофы, ловушки в дебютах и защита от них.

  2. Игровая практика, разбор дебютных катастроф, ловушек и поиск защиты от них. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 3.3 Дебютный репертуар шахматиста. Открытые, полуоткрытые, закрытые начала

  1. Различие между открытыми, полузакрытыми и закрытыми дебютами. Примеры разновидностей дебютов. Важность овладения дебютным репертуаром.

  2. Игровая практика. Примеры партий с розыгрышем открытых, полузакрытых и закрытых дебютов. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 3.4 Открытые начала. Итальянская партия

  1. Особенности итальянской партии.

  2. Игровая практика. Вилка конём при поддержке слона в успешном развитии итальянской партии. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 3.5 Открытые начала. Испанская партия

  1. Особенности испанской партии.

  2. Игровая практика. Примеры игр с розыгрышем испанской партии. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 3.6 Открытые начала. Защита двух коней. Дебют четырёх коней

  1. Особенности начал защита двух коней и дебюта четырёх коней.

  2. Игровая практика. Примеры игр с розыгрышем защиты двух коней и дебюта четырёх коней. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 3.7 Открытые начала. Английская партия. Шотландская партия

  1. Особенности английской и шотландской партий.

  2. Игровая практика. Примеры игр с розыгрышем английской и шотландской партий. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 3.8 Открытые начала. Русская партия

  1. Особенности русской партии.

  2. Игровая практика. Примеры игр с розыгрышем русской партии. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 3.9 Полуоткрытые начала. Защита Каро –Канн

  1. Особенности защиты КароКанн.

  2. Игровая практика. Примеры игр с розыгрышем защиты КароКанн. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 3.10 Полуоткрытые начала. Французская защита

  1. Особенности французской защиты.

  2. Игровая практика. Примеры игр с розыгрышем французской защиты. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 3.11 Полуоткрытые начала. Сицилианская защита

  1. Особенности сицилианской защиты.

  2. Игровая практика. Примеры игр с розыгрышем сицилианской защиты. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 3.12 Закрытые начала. Защита Нимцовича

  1. Особенности защиты Нимцовича.

  2. Игровая практика. Примеры партий с розыгрышем защиты Нимцовича. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 3.13 Закрытые начала. Староиндийская защита

  1. Особенности староиндийской защиты.

  2. Игровая практика. Примеры партий с розыгрышем староиндийской защиты. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 3.14 Закрытые начала. Английское начало

  1. Особенности английского начала.

  2. Игровая практика. Примеры партий с розыгрышем английского начала. Сеанс одновременной игры.

2

Тема 3.15 Закрытые начала. Ферзевой гамбит. Старинные и современные гамбиты

  1. Что такое гамбит. Королевский и ферзевой гамбиты. Контригра и контргамбит.

  2. Игровая практика. Примеры партий с розыгрышем различных разновидностей гамбитов. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 3.16 Жертва ферзя в дебюте

  1. Значение жертвы ферзя в дебюте. Мат Легаля. Этика поведения во время турнирных партий.

  2. Игровая практика. Разбор партий с жертвой ферзя в дебюте. Старт классификационного турнира на IV разряд для безразрядников первого года обучения шахматам.

2

Тема 3.17 Игра в дебюте чемпионов мира по шахматам. Повторение и закрепление пройденного материала

  1. Игра в дебюте: краткие сведения о достижениях отечественных и зарубежных школ шахмат. Чемпионы мира.

  2. Игровая практика. Примеры игры чемпионов мира (с быстрым выигрышем в дебюте). Турнирные партии на IV разряд.

2

Раздел IV. Особенности игры в миттельшпиле

50

Тема 4.1 Действия после дебюта

  1. Переход игры в миттельшпиль. Проблема самостоятельного выбора продолжения. Универсальные правила стратегии.

  2. Игровая практика. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 4.2 Инициатива в игре

  1. Значение инициативы. Захват и удержание инициативы.

  2. Игровая практика. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 4.3 Рокировка в игре. Атака и защита рокированного и нерокированного короля

  1. Значение своевременной рокировки. Особенности и приёмы атаки и защиты рокированного и нерокированного короля.

  2. Игровая практика. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 4.4 Борьба за центр

  1. Значение борьбы за центр. Особенности и приёмы атаки и защиты центра пешками и фигурами.

  2. Игровая практика. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 4.5 Оценка позиции

  1. Оценка позиции и материального соотношения сил в середине игры для дальнейшего плана действий. Поиск уязвимых мест соперника и защита собственных.

  2. Игровая практика. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 4.6 Комбинационная игра. Значение жертвы

  1. Комбинационная игра в середине игры. Достижение преимущества в атаке при помощи жертвы фигур и пешек.

  2. Игровая практика. Решение задач с жертвой фигур и пешек. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 4.7 Комбинационная игра. Двойной удар

  1. Комбинации, направленные на нанесение двойного удара. Достижение материального преимущества.

  2. Игровая практика. Решение задач с нанесением двойного удара. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 4.8 Комбинационная игра. Открытый (вскрытый) шах

  1. Комбинации, направленные на достижение преимущества с помощью объявления открытого (вскрытого) шаха, при отскоке фигуры или ходе пешкой.

  2. Игровая практика. Решение задач с использованием открытого (вскрытого) шаха. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 4.9 Комбинационная игра. Двойной шах

  1. Комбинации, направленные на достижение преимущества с помощью объявления двойного шаха.

  2. Игровая практика. Решение задач с использованием двойного шаха. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 4.10 Роль связки в комбинационной игре

  1. Комбинации, направленные на достижение преимущества с помощью организации связки.

  2. Игровая практика. Решение задач с использованием связки. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 4.11 Комбинации на отвлечение и завлечение

  1. Комбинации, направленные на достижение преимущества с помощью тактических приёмов отвлечения и завлечения.

  2. Игровая практика. Решение задач с использованием отвлечения и завлечения. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 4.12 Комбинации на уничтожение защитника

  1. Комбинации, направленные на достижение преимущества с помощью уничтожения защитника.

  2. Игровая практика. Решение задач на уничтожение защитника. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 4.13 Комбинации на перекрытие

  1. Комбинации, направленные на достижение преимущества с помощью тактического приёма перекрытия, с жертвой фигуры или пешки на критическом поле (поле, атакованном двумя и более фигурами и пешками соперника).

  2. Игровая практика. Решение задач с использованием перекрытия. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 4.14 Комбинации с освобождением поля или линии

  1. Комбинации, направленные на осуществление эффективной атаки с помощью освобождения поля или линии.

  2. Игровая практика. Решение задач с использованием освобождения поля или линии. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 4.15 Комбинации с промежуточным ходом

  1. Комбинации, направленные на осуществление эффективной атаки с помощью промежуточного хода.

  2. Игровая практика. Решение задач с использованием промежуточного хода. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 4.16 Комбинации с разрушающей жертвой слонов

  1. Комбинации на осуществление эффективной атаки с помощью разрушающей оборону соперника жертвы слонов.

  2. Игровая практика. Разбор ситуаций с использованием разрушающей жертвы слонов в парах. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 4.17 Значение компенсаций в миттельшпиле

  1. Компенсация одной - двумя пешками за лёгкую фигуру.

  2. Игровая практика. Разбор ситуаций с использованием компенсаций. Подведение итогов классификационного турнира на IV разряд (по мере завершения).

2

Тема 4.18 Борьба легких фигур против ладьи с пешками

  1. Приемы борьбы легких фигур с ладьей и пешками соперника.

  2. Игровая практика. Разбор ситуаций и тренировка борьбы легких фигур с ладьей и пешками. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 4.19 Борьба за главную диагональ

  1. Значение и приемы борьбы за главную диагональ и линии.

  2. Игровая практика. Разбор ситуаций с борьбой за главную диагональ и линии. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 4.20 Эффективное использование слонов

  1. Значение правильного развития слонов. «Плохие» и «хорошие» слоны.

  2. Игровая практика. Разбор ситуаций с «плохими» и «хорошими» слонами в парах. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 4.21 Опорный пункт

  1. Значение создания опорных пунктов для позиционной борьбы и проведения эффективных атак.

  2. Игровая практика. Разбор ситуаций с опорным пунктом в парах. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 4.22 Сравнительная ценность и борьба слона и коня

  1. Преимущества и слабые стороны слона и коня в сравнении, их ценность и возможности в игре.

  2. Игровая практика. Разбор ситуаций слон против коня в парах. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 4.23 Спёртый мат

  1. Уязвимость короля при плохом развитии фигур. Спёртый мат.

  2. Игровая практика. Разбор ситуаций с объявлением спёртого мата в парах. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 4.24 Защита в шахматной партии

  1. Значение защиты в шахматах. Защита трудных позиций.

  2. Игровая практика. Разбор ситуаций с защитой и тренировка защитных действий в парах. Учебно-тренировочные игры.

2

Тема 4.25 Особенности борьбы в середине игры. Повторение и закрепление пройденного материала

  1. Миттельшпиль. Борьба за выгодную позицию и материальный перевес, надежную защиту и эффективные атаки.

  2. Игровая практика. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры. Старт классификационного турнира на IV разряд.

2

Раздел V. Особенности игры в эндшпиле

20

Тема 5.1 Переход игры в эндшпиль

  1. Особенности игры в эндшпиле. Упрощение игры как способ реализации преимущества в окончаниях.

  2. Игровая практика. Разбор партий с упрощением игры в окончании. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 5.2 Пешечные окончания

  1. Тактические приёмы и наиболее типичные ситуации в пешечных окончаниях. Правила квадрата и треугольника. Оппозиция королей.

  2. Игровая практика. Разбор ситуаций и тренировка пешечных окончаний в парах. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 5.3 Борьба ферзя против пешки

  1. Особенности борьбы в окончании ферзя и короля против короля с пешкой, близкой к превращению.

  2. Игровая практика. Разбор ситуаций и тренировка борьбы ферзя с пешкой в парах. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 5.4 Ладейные окончания

  1. Особенности ладейных окончаний. Борьба за проходную пешку.

  2. Игровая практика. Разбор ситуаций и тренировка ладейных окончаний в парах. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 5.5 Ладья против ферзя

  1. Особенности борьбы в окончании ладьи против ферзя.

  2. Игровая практика. Разбор ситуаций и тренировка борьбы ладьи против ферзя в парах. Турнирные партии на IV разряд

2

Тема 5.6 Ферзь против двух ладей

  1. Особенности борьбы в окончании ферзя против двух ладей.

  2. Игровая практика. Разбор ситуаций и тренировка борьбы ферзя против двух ладей в парах. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 5.7 Повторение и закрепление темы мат слоном и конём

  1. Закрепление навыков матования слоном и конём при поддержке короля как наиболее сложного из окончаний. Опасность патовых ситуаций и нарушения правила 50 ходов.

  2. Игровая практика. Тренировка матования слоном и конём в парах. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 5.8 «Бешеная фигура»

  1. Что такое «бешеная фигура». Значение «бешеных фигур» в атаке в миттельшпиле и в защите в эндшпиле.

  2. Игровая практика. Разбор ситуаций с применением «бешеной фигуры» в парах. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 5.9 Передача очереди хода

  1. Значение передачи очереди хода. Цугцванг.

  2. Игровая практика. Разбор ситуаций с передачей очереди хода в парах. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 5.10 Особенности игры в концовке игры. Повторение и закрепление пройденного материала

  1. Особенности игры в эндшпиле. Выработка навыков борьбы, самообладания, волевых качеств. Как работать над собой.

  2. Игровая практика. Разбор примеров эндшпилей чемпионов мира и знаменитых гроссмейстеров. Сеанс одновременной игры. Турнирные партии на IV разряд. Личное первенство техникума среди студентов (формула проведения – круговая или олимпийская – в зависимости от количества заявившихся участников, наличия разрядников). Конкурс решения шахматных задач. Командный чемпионат среди специальностей.

2

Раздел VI. Выдающиеся шахматисты прошлого

16

Тема 6.1 Крупнейшие мастера шахмат XVIIIXIX вв. Становление отечественной шахматной школы

  1. Краткие биографические сведения и вклад в развитие шахмат Филидора, Легаля, Андерсена, Морфи. Развитие шахмат в России в XIX в. Петров. Творческое наследие основоположника отечественной шахматной школы Чигорина.

  2. Игровая практика. Разбор примеров знаменитых партий зарубежных мастеров шахмат XVIII – XIX вв. и отечественных мастеров шахмат XIX в. в парах. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 6.2 1-й и 2-й чемпионы мира Стейниц и Ласкер

  1. Краткие биографические сведения, спортивный путь и особенности игры Стейница и Ласкера

  2. Игровая практика. Разбор примеров знаменитых партий Стейница и Ласкера в парах. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 6.3 3-й, 4-й и 5-й чемпионы мира Капабланка, Алехин и Эйве

  1. Краткие биографические сведения, спортивный путь и особенности игры Капабланки, Алехина и Эйве.

  2. Игровая практика. Разбор примеров знаменитых партий Капабланки, Алехина и Эйве в парах. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 6.4 6-й, 7-й и 8-й чемпионы мира Ботвинник, Смыслов и Таль

  1. Краткие биографические сведения, спортивный путь и особенности игры Ботвинника, Смыслова и Таля.

  2. Игровая практика. Разбор примеров знаменитых партий Ботвинника, Смыслова и Таля в парах. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 6.5 9-й, 10-й и 11-й чемпионы мира Петросян, Спасский и Фишер

  1. Краткие биографические сведения, спортивный путь и особенности игры Петросяна, Спасского и Фишера.

  2. Игровая практика. Разбор примеров знаменитых партий Петросяна, Спасского и Фишера в парах. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 6.6 12-й и 13-й чемпионы мира Карпов и Каспаров. Чемпионы мира ФИДЕ

  1. Краткие биографические сведения, спортивный путь и особенности игры Карпова, Каспарова и современных чемпионов мира ФИДЕ.

  2. Игровая практика. Разбор примеров знаменитых партий Карпова, Каспарова и чемпионов мира ФИДЕ в парах. Турнирные партии на IV разряд.

2

Тема 6.7 Женщины – чемпионки мира по шахматам. Суперкомпьютер

  1. Биография, спортивный путь и особенности игры чемпионок мира среди женщин. Появление и прогресс шахматных компьютерных программ. Партии Каспаров – Суперкомпьютер.

  2. Игровая практика. Разбор примеров знаменитых партий чемпионок мира среди женщин, партий Каспаров – Суперкомпьютер в парах. Турнирные партии и подведение итогов классификационных турниров на IV разряд (по мере завершения).

2

Тема 6.8 Итоговое повторение курса, закрепление пройденного материала

  1. Шахматы в современном мире. Спорт, досуг и искусство, гимнастика для ума и средство поддержания мыслительного тонуса. Проблемы в освоении, путь к самосовершенствованию.

  2. Игровая практика. Сеанс одновременной игры. Награждение участников, продемонстрировавших значимые спортивные результаты по итогам личного первенства техникума и классификационных турниров на IV разряд.

2

Итого

144











3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ СЕКЦИЯ «ШАХМАТЫ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ»

3.1 Материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса

1. Учебная аудитория, столы и стулья

2. Комплекты шахматных фигур и досок, 6 шт.

3. Шахматные часы.

3. Раздаточный материал (шахматные задачи на карточках, сборники задач).

 

3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.

Перечень нормативных актов, рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы и интернет-ресурсов


3.2.1 Основная литература


1. Федеральный закон Российской Федерации от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

3. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р.

5. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №2765-р.

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

8. Евсеев А.В., Новожилов А.И. Шахматы в профессиональной подготовке специалистов транспорта : учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2015. – 251 с.

9. Новожилов А.И. Открой красоту шахмат : учеб. пособие. – Екатеринбург, 2001. – 200 с.

10. Журавлев Н.И. Шаг за шагом : учебник по шахматам. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 288 с.


3.2.2 Дополнительная литература и интернет-ресурсы


1. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)

2. Порядок организации внеурочной работы в образовательных учреждениях, реализующих профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования, проект

3. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 г. (Письмо Минобрнауки РФ от 24.01.2013)

4. Бондаревский И.З. Атака на короля. – М. : Физкультура и спорт, 1962. – 112 с.

5. Евсеев А.В., Новожилов А.И. Студенческие шахматы 600 : сборник задач. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2013. – 132 с.

6. Зорин А.П., Билалов Р.Ф. Сборник упражнений по шахматам. – Екатеринбург, 2017. – 58 с.

7. Народицкий Д.В. Шахматы. Мастерство игры в эндшпиле. – М., 2016. – 288 с.

8. Панов В.Н. Курс дебютов : учеб. пособие. – М. : Физкультура и спорт, 1957. – 368 с.

9. Персиц Б.Д. Центр в шахматной партии. – М. : Физкультура и спорт, 1961. – 136 с.

10. Программа подготовки юных шахматистов I разряда. – М., 1974. – 112 с.

11. Яковлев Н.Г. Шахматы. Найди лучший ход! – М., 2016. – 160 с.

12. https://chess96.ru/knigi-po-shahmatam

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ СЕКЦИЯ «ШАХМАТЫ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ»


Контроль и оценка результатов освоения программы секции осуществляется тренером – педагогом дополнительного образования в процессе проведения практических занятий, включающих в себя:

  • учебно-тренировочные игры;

  • сеансы одновременной игры;

  • турнирные партии классификационных турниров и личного первенства среди студентов образовательной организации;

  • разбор и анализ игровых ситуаций, знаменитых и показательных шахматных партий прошлого;

а также выполнения студентами индивидуальных заданий, в т. ч.:

  • демонстрирование игровых навыков, знания правил, тактики обороны и защиты;

  • решение шахматных задач.


4.1 Ожидаемые результаты:

1. Обучающийся в процессе занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должен знать/понимать:

  • смысл и правила шахматной игры;

  • тактические приёмы и стратегию игры;

  • общие сведения о появлении и эволюции шахмат, имена и краткие биографические сведения о мастерах шахматной игры прошлого, чемпионах мира и истории борьбы за шахматную корону;

  • нормативы и условия выполнения спортивных разрядов по шахматам.

2. В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обучающийся должен уметь:

  • успешно проводить учебно-тренировочные игры и турнирные партии, одерживать победы при достижении материального преимущества над соперником;

  • при неблагоприятном развитии партии достойно бороться за перехват инициативы, компенсацию потерь, одержать волевую победу или добиться ничьей;

  • соблюдать этику поведения во время турнирных партий, достойно признать поражение при исчерпании всех возможностей борьбы и поздравить соперника;

  • решать шахматные задачи мат в 1 и в 2 хода, этюды и композиции для начинающих;

  • правильно обращаться с шахматными часами.

3. В результате освоения рабочей программы дополнительного образования секции «Шахматы» обучающийся сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • дальнейшего самосовершенствования, развития внимания, памяти и логического мышления;

  • организации полноценного досуга;

  • достижения определенных спортивных результатов.


4.2 Критерии оценивания результатов освоения программы:

1. Для обучающихся с начальным (первичным) уровнем изучения шахмат будут считаться показателями

а) удовлетворительного освоения программы:

  • овладение правилами шахматной игры;

  • умение правильно решать задачи мат в 1 ход;

  • демонстрирование навыков детского и дурацкого мата, защиты от дебютных катастроф;

  • участие в классификационном турнире на IV разряд и награждение сертификатом участника за результат 40% побед;

б) успешного освоения программы:

  • овладение основными тактическими приемами, навыками игры;

  • регулярные победы в учебно-тренировочные играх с равными соперниками;

  • умение правильно решать задачи мат в 2 хода;

  • результативное участие в классификационном турнире на IV разряд и награждение грамотой за одержанные 50 – 57% побед.

2. Для обучающихся со средним уровнем изучения шахмат, уверенно демонстрирующих знания правил и основных тактических приемов игры, с опытом освоения программ изучения шахмат и результативного участия в турнирах, но не имеющих спортивного разряда, будут считаться показателями

а) удовлетворительного освоения программы:

  • дальнейшее развитие навыков и тактических приемов игры;

  • умение правильно решать задачи мат в 2 хода;

  • результативное участие в классификационном турнире на IV разряд и награждение грамотой за одержанные 50 – 57% побед.

б) успешного освоения программы:

  • умение правильно решать задачи мат в 2 хода повышенного уровня сложности и задач мат в 3 хода;

  • выполнение нормы спортивного разряда в классификационном турнире на IV разряд и награждение грамотой за одержанные 60 и более % побед.

3. Для обучающихся, имеющих спортивные разряды по шахматам, будут считаться показателями

а) удовлетворительного освоения программы:

  • дальнейшее развитие навыков и тактических приемов, стратегии игры;

  • умение правильно решать задачи мат в 2 хода повышенного уровня сложности и задач мат в 3 хода;

  • повторное выполнение нормы IV спортивного разряда в классификационном турнире на III разряд и награждение грамотой за одержанные 50% побед.

б) успешного освоения программы:

  • умение правильно решать задачи мат в 3 хода повышенного уровня сложности;

  • выполнение нормы III спортивного разряда в классификационном турнире разрядников и награждение грамотой за одержанные 75% побед в играх с обладателями IV разряда и 50% побед в играх с третьеразрядниками.

  • вызов в сборную техникума с дальнейшим участием в официальных спортивных соревнованиях различного уровня.































5. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Физкультурно-спортивная секция «ШАХМАТЫ» для обучающихся всех специальностей и направлений»


п/п


Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тематический раздел и тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

1. Вводные занятия. Правила игры в шахматы.

Тема 1.1. Что такое шахматы. Краткие сведения по истории развития игры

учебная аудитория

текущий

2)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 1.2 Правила игры в шахматы. Первоначальная расстановка. Ходы фигур. Ценность фигур

учебная аудитория

текущий

3)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 1.3 Правила игры в шахматы. Рокировка. Взятие пешки на проходе

учебная аудитория

текущий

4)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 1.4 Правила игры в шахматы. Разновидности ничьей

учебная аудитория

текущий

5)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 1.5 Правила игры в шахматы. Невозможный ход. Шахматная нотация

учебная аудитория

текущий

6)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

2. Мат одинокому королю.

Тема 2.1 Мат королём и ферзём

учебная аудитория

текущий

7)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 2.2 Линейный мат

учебная аудитория

текущий

8)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 2.3 Мат двумя ферзями. Мат ферзём и ладьёй

учебная аудитория

текущий

9)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 2.4 Мат ферзём при поддержке слона или коня

учебная аудитория

текущий

10)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 2.5 Мат королём и ладьёй

учебная аудитория

текущий

11)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 2.6 Мат королём и двумя слонами

учебная аудитория

текущий

12)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 2.7 Мат королём, конём и слоном

учебная аудитория

текущий

13)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

3. Особенности игры в дебюте.

Тема 3.1 Игра в дебюте. Детский и дурацкий мат

учебная аудитория

текущий

14)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 3.2 Дебютные катастрофы

учебная аудитория

текущий

15)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 3.3 Дебютный репертуар шахматиста. Открытые, полуоткрытые, закрытые начала

учебная аудитория

текущий

16)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 3.4 Открытые начала. Итальянская партия

учебная аудитория

текущий

17)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 3.5 Открытые начала. Испанская партия

учебная аудитория

текущий

18)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 3.6 Открытые начала. Защита двух коней. Дебют четырёх коней

учебная аудитория

текущий

19)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 3.7 Открытые начала. Английская партия. Шотландская партия

учебная аудитория

текущий

20)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 3.8 Открытые начала. Русская партия

учебная аудитория

текущий

21)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 3.9 Полуоткрытые начала. Защита Каро –Канн

учебная аудитория

текущий

22)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 3.10 Полуоткрытые начала. Французская защита

учебная аудитория

текущий

23)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 3.11 Полуоткрытые начала. Сицилианская защита

учебная аудитория

текущий

24)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 3.12 Закрытые начала. Защита Нимцовича

учебная аудитория

текущий

25)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 3.13 Закрытые начала. Староиндийская защита

учебная аудитория

текущий

26)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 3.14 Закрытые начала. Английское начало

учебная аудитория

текущий

27)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 3.15 Закрытые начала. Ферзевой гамбит. Старинные и современные гамбиты

учебная аудитория

текущий

28)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 3.16 Жертва ферзя в дебюте

учебная аудитория

текущий

29)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 3.17 Игра в дебюте чемпионов мира по шахматам. Повторение и закрепление пройденного материала

учебная аудитория

текущий

30)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

4. Особенности игры в миттельшпиле.

Тема 4.1 Действия после дебюта

учебная аудитория

текущий

31)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.2 Инициатива в игре

учебная аудитория

текущий

32)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.3 Рокировка в игре. Атака и защита рокированного и нерокированного короля

учебная аудитория

текущий

33)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.4 Борьба за центр

учебная аудитория

текущий

34)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.5 Оценка позиции

учебная аудитория

текущий

35)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.6 Комбинационная игра. Значение жертвы

учебная аудитория

текущий

36)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.7 Комбинационная игра. Двойной удар

учебная аудитория

текущий

37)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.8 Комбинационная игра. Открытый (вскрытый) шах

учебная аудитория

текущий

38)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.9 Комбинационная игра. Двойной шах

учебная аудитория

текущий

39)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.10 Роль связки в комбинационной игре

учебная аудитория

текущий

40)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.11 Комбинации на отвлечение и завлечение

учебная аудитория

текущий

41)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.12 Комбинации на уничтожение защитника

учебная аудитория

текущий

42)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.13 Комбинации на перекрытие

учебная аудитория

текущий

43)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.14 Комбинации с освобождением поля или линии

учебная аудитория

текущий

44)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.15 Комбинации с промежуточным ходом

учебная аудитория

текущий

45)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.16 Комбинации с разрушающей жертвой слонов

учебная аудитория

текущий

46)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.17 Значение компенсаций в миттельшпиле

учебная аудитория

текущий

47)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.18 Борьба легких фигур против ладьи с пешками

учебная аудитория

текущий

48)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.19 Борьба за главную диагональ

учебная аудитория

текущий

49)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.20 Эффективное использование слонов

учебная аудитория

текущий

50)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.21 Опорный пункт

учебная аудитория

текущий

51)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.22 Сравнительная ценность и борьба слона и коня

учебная аудитория

текущий

52)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.23 Спёртый мат

учебная аудитория

текущий

53)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.24 Защита в шахматной партии

учебная аудитория

текущий

54)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 4.25 Особенности борьбы в середине игры. Повторение и закрепление пройденного материала

учебная аудитория

текущий

55)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

5. Особенности игры в эндшпиле

Тема 5.1 Переход игры в эндшпиль

учебная аудитория

текущий

56)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 5.2 Пешечные окончания

учебная аудитория

текущий

57)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 5.3 Борьба ферзя против пешки

учебная аудитория

текущий

58)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 5.4 Ладейные окончания

учебная аудитория

текущий

59)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 5.5 Ладья против ферзя

учебная аудитория

текущий

60)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 5.6 Ферзь против двух ладей

учебная аудитория

текущий

61)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 5.7 Повторение и закрепление темы мат слоном и конём

учебная аудитория

текущий

62)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 5.8 «Бешеная фигура»

учебная аудитория

текущий

63)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 5.9 Передача очереди хода

учебная аудитория

текущий

64)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 5.10 Особенности игры в концовке игры. Повторение и закрепление пройденного материала

учебная аудитория

текущий

65)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

6. Выдающиеся шахматисты прошлого.

Тема 6.1 Крупнейшие мастера шахмат XVIIIXIX вв. Становление отечественной шахматной школы

учебная аудитория

текущий

66)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 6.2 1-й и 2-й чемпионы мира Стейниц и Ласкер

учебная аудитория

текущий

67)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 6.3 3-й, 4-й и 5-й чемпионы мира Капабланка, Алехин и Эйве

учебная аудитория

текущий

68)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 6.4 6-й, 7-й и 8-й чемпионы мира Ботвинник, Смыслов и Таль

учебная аудитория

текущий

69)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 6.5 9-й, 10-й и 11-й чемпионы мира Петросян, Спасский и Фишер

учебная аудитория

текущий

70)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 6.6 12-й и 13-й чемпионы мира Карпов и Каспаров. Чемпионы мира ФИДЕ

учебная аудитория

текущий

71)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 6.7 Женщины – чемпионки мира по шахматам. Суперкомпьютер

учебная аудитория

текущий

72)

15.00-16.30

Комбинированный урок

2

Тема 6.8 Итоговое повторение курса, закрепление пройденного материала

учебная аудитория

текущий



18










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дягилев Анатолий Сергеевич

Дата: 10.09.2019

Номер свидетельства: 519418


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства