Физкультурно-спортивная секция «Шахматы» для обучающихся всех специальностей и направлений
Физкультурно-спортивная секция «Шахматы» для обучающихся всех специальностей и направлений
Рабочая программа "Физкультурно-спортивная секция «Шахматы» для обучающихся всех специальностей и направлений" предназначена для обучения навыкам данного вида спорта студентов очной формы обучения системы СПО. Кроме теоретических основ, большое место в программе отведено практическим занятиям - решению шахматных задач, учебно-тренировочным играм, участию в любительских турнирах уровня образовательной организации, подготовке к официальным спортивным соревнованиям уровня район, город, область.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Физкультурно-спортивная секция «Шахматы» для обучающихся всех специальностей и направлений»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Уральский железнодорожный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
«Физкультурно-спортивная секция «Шахматы» для обучающихся
всех специальностей и направлений»
для обучающихся по специальностям
среднего профессионального образования
Форма обучения очная
Екатеринбург
2019
Рабочая программа дополнительного образования «Физкультурно-спортивная секция «Шахматы» для обучающихся всех специальностей и направлений» рассмотрена методическим Советом ГАПОУ СО «УрЖТ» и рекомендована к использованию в образовательном процессе.
Председатель МС
Выскребенцева Н.А.
Протокол № ____ от ____________ 2019 г.
Рабочая программа дополнительного образования «Физкультурно-спортивная секция «Шахматы» для обучающихся всех специальностей и направлений» разработана для специальностей среднего профессионального образования
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УМР ГАПОУ СО «УрЖТ»
Выскребенцева Н.А.
«____» _____________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Физкультурно-спортивная секция «Шахматы» для обучающихся всех специальностей и направлений» для обучающихся по специальностям среднего профессионального образования направлена на содействие гармоническому физическому развитию, всесторонней физический подготовленности и укреплению здоровья обучающихся: достижению стабильного уровня индивидуального мастерства и успешной реализации в условиях соревновательной деятельности, достижения спортивных показателей; подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих оптимальным уровнем командной игровой подготовки.
Организация - разработчик:
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Уральский железнодорожный техникум»
Разработчики:
Дягилев А.С. – педагог дополнительного образования
СОДЕРЖАНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Физкультурно-спортивная секция «ШАХМАТЫ» для обучающихся всех специальностей и направлений»
3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Физкультурно-спортивная секция «ШАХМАТЫ» для обучающихся всех специальностей и направлений»
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Физкультурно-спортивная секция «ШАХМАТЫ» для обучающихся всех специальностей и направлений»
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ СЕКЦИЯ «ШАХМАТЫ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ»
13
5. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Физкультурно-спортивная секция «ШАХМАТЫ» для обучающихся всех специальностей и направлений»
15
1.ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Физкультурно-спортивная секция «ШАХМАТЫ» для обучающихся всех специальностей и направлений»
Область применения программы:
Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой в организации среднего профессионального образования, реализующей образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО.
Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» предназначена для изучения основ шахматной игры, популяризацию данного вида спорта среди обучающихся.
Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» разработана в соответствии с требованиями по дополнительной (расширенной) подготовке обучающихся техникума к участию в соревнованиях различного уровня.
Место рабочей программы дополнительного образования ««Шахматы» в структуре учебно-воспитательного процесса:
Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» реализуется в рамках внеурочной занятости обучающихся с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» направлена на всестороннее и гармоничное развитие физических качеств и повышение спортивной подготовленности, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, популяризацию игровых видов спорта, а также для достижения спортивных результатов.
Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» способствует развитию и самореализации личности обучающихся, раскрытию творческого потенциала, интеллектуальному росту и воспитанию в социокультурной среде образовательной организации, адаптации студентов к социальным изменениям, приобретению ими навыков самостоятельно определять задачи личностного развития, формированию ценностей и моделей поведения, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Цели и задачи рабочей программы дополнительного образования «Шахматы».
Цели обучения:
Воспитание социально-активной личности, готовой к социально-значимым видам деятельности; развить мотивацию обучающихся к их всестороннему физическому, интеллектуальному и духовно-нравственному совершенствованию.
Привить стойкий интерес к шахматам и практической игре; подготовить обучающихся к дальнейшим занятиям данным видом спорта.
Выявление и поддержка одаренных студентов, способных демонстрировать высокие спортивные результаты, формирование из их числа команды для участия в соревнованиях различного уровня.
Задачи программы:
обучающие
освоить основные правила, стратегию и тактические приемы шахматной игры путем обучения во время регулярных занятий;
создать условия для самоподготовки с помощью индивидуальных домашних заданий.
развивающие
содействовать всестороннему физическому, интеллектуальному и духовно-нравственному развитию, самореализации личности и творческого потенциала;
создать условия для укрепления здоровья обучающихся, повышения спортивной подготовленности, выполнения нормативных требований к спортивным разрядам;
предоставить возможность обучающимся самостоятельно продолжать занятия данным видом спорта и совершенствовать свои игровые навыки.
воспитательные
пропагандировать здоровый и безопасный образ жизни;
содействовать воспитанию морально-волевых качеств обучающихся, формированию общечеловеческих ценностей и культуры поведения, дисциплинированности, чувства ответственности за общее дело;
способствовать приобщению обучающихся к социокультурной среде образовательной организации, адаптации студентов к социальным изменениям, умению принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях;
содействовать воспитанию и становлению студентов как социально активных личностей, готовых к профессионально-трудовой деятельности в будущем;
сформировать понимание у обучающихся важности организации их свободного времени и полноценного досуга, повысить занятость студентов в свободное время.
Организационно-методическая система
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
Теоретические и групповые практические занятия, в т.ч.:
лекции;
учебные и товарищеские игры;
решение шахматных задач;
тренировки по индивидуальным планам;
календарные и классификационные соревнования;
занятия по подготовке и сдаче контрольных нормативов.
1.4. Количество часов на освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы»:
Максимальная нагрузка – 200 часов;
1. аудиторные занятия – 144 часа;
в т. ч.: теоретические – 72 часа; практические – 72 часа.
2. спортивные соревнования районного, городского, областного уровня – 20 часов;
3. самостоятельная работа – 36 час.
Сроки реализации программы: 1 год.
Продолжительность аудиторных занятий 39 недель (2 раза в неделю по 2 часа), но не более 144 часов, с выделением времени для участия в официальных соревнованиях различного уровня.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Физкультурно-спортивная секция «ШАХМАТЫ» для обучающихся всех специальностей и направлений»
2.1 Структура программы
Рабочая программа спортивной секции «Шахматы» состоит из 6 разделов, 72 тем.
Вид учебной работыво время аудиторных занятий
Объём часов
Теоретические занятия
72
Игровая практика,в т.ч.:
учебно-тренировочные игры, решение задач, сеансы одновременной игры,
классификационные турниры.
72
Итого
144
Участие в официальных соревнованиях
20
Самостоятельная работа обучающихся (индивидуальные задания на дом для закрепления пройденного материала)
36
Название разделов Общий объём часов Теория Практика
I. Вводные занятия. Правила игры в шахматы 10 5 5
II. Мат одинокому королю 14 7 7
III. Особенности игры в дебюте 34 17 17
IV. Особенности игры в миттельшпиле 50 25 25
V. Особенности игры в эндшпиле 20 10 10
VI. Выдающиеся шахматисты прошлого 16 8 8
Итого 144 72 72
2.2 Учебно-тематический план и содержание занятий
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала
Объем в часах
Раздел I. Вводные занятия. Правила игры в шахматы
10
Тема 1.1. Что такое шахматы. Краткие сведения по истории развития игры
Инструктаж по гигиене и технике безопасности.Первая медицинская помощь. История возникновения и развития шахмат. Что такое шах и мат. Терминология.
Игровая практика. Эволюция правил игры (простейшие примеры при работе с шахматной доской). Решение задач мат в 1 ход. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 1.2 Правила игры в шахматы. Первоначальная расстановка. Ходы фигур.Ценность фигур
Первоначальная расстановка фигур на доске. Ходы фигур. Эволюция техники и тактики игры. Ценность фигур.
Игровая практика. Решение задач мат в 1 ход. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 1.3 Правила игры в шахматы. Рокировка. Взятие пешки на проходе
Что такое рокировка, её значение и целесообразность. Правила проведения рокировки. Взятие пешки на проходе.
Игровая практика, тренировка рокировки и взятия пешки на проходе. Решение задач мат в 1 ход. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 1.4 Правила игры в шахматы. Разновидности ничьей
Ничья в шахматах и её разновидности – вечный шах, пат. Возможность требования ничьей.
Игровая практика, решение задач (добиться или избежать ничьей). Решение задач мат в 1 ход. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 1.5 Правила игры в шахматы. Невозможный ход. Шахматная нотация
Что такое невозможный ход. Фиксирование невозможного хода. Поражение при повторении невозможного хода. Правила и значение шахматной нотации.
Игровая практика (заметить невозможный ход соперника). Решение задач мат в 1 ход. Сеанс одновременной игры.
2
Раздел II. Мат одинокому королю
14
Тема 2.1 Мат королём и ферзём
Особенности матования одинокого короля соперника королём и ферзём. Опасность патовых ситуаций.
Игровая практика. Тренировка поочередного матования королем и ферзём одинокого короля в парах. Решение задач мат в 2 хода. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 2.2 Линейный мат
Особенности матования одинокого короля соперника двумя ладьями. Опасность патовых ситуаций.
Игровая практика. Тренировка поочередного матования одинокого короля при помощи линейного мата в парах. Решение задач мат в 2 хода. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 2.3 Мат двумя ферзями. Мат ферзём и ладьёй
Особенности матования одинокого короля соперника двумя ферзями, ферзём и ладьёй. Опасность патовых ситуаций.
Игровая практика. Тренировка поочередного матования одинокого короля двумя ферзями, ферзём и ладьёй в парах. Решение задач мат в 2 хода. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 2.4 Мат ферзём при поддержке слона или коня
Особенности матования одинокого короля соперника ферзём и конём, ферзём и слоном. Опасность патовых ситуаций.
Игровая практика. Тренировка поочередного матования одинокого короля ферзём и конём, ферзём и слоном в парах. Решение задач мат в 2 хода. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 2.5 Мат королём и ладьёй
Особенности матования одинокого короля соперника королём и ладьёй. Опасность патовых ситуаций.
Игровая практика. Тренировка поочередного матования одинокого короля королём и ладьёй в парах. Решение задач мат в 2 хода. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 2.6 Мат королём и двумя слонами
Особенности матования одинокого короля соперника королём и двумя слонами. Опасность патовых ситуаций.
Игровая практика. Тренировка поочередного матования одинокого короля королём и двумя слонами в парах. Решение задач мат в 2 хода. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 2.7 Мат королём, конём и слоном
Особенности матования одинокого короля соперника королём, конём и слоном. Опасность патовых ситуаций.
Игровая практика. Тренировка поочередного матования одинокого короля королём, конём и слоном в парах. Решение задач мат в 2 хода. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.
2
Раздел III. Особенности игры в дебюте
34
Тема 3.1 Игра в дебюте. Детский и дурацкий мат
Стадии шахматной партии. Важность умения игры в дебюте. Значение центра. Детский мат. Дурацкий мат.
Игровая практика. Умение поставить детский мат и защититься от него. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 3.2 Дебютные катастрофы
Наиболее распространенные дебютные катастрофы, ловушки в дебютах и защита от них.
Игровая практика, разбор дебютных катастроф, ловушек и поиск защиты от них. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 3.3 Дебютный репертуар шахматиста. Открытые, полуоткрытые, закрытые начала
Различие между открытыми, полузакрытыми и закрытыми дебютами. Примеры разновидностей дебютов. Важность овладения дебютным репертуаром.
Игровая практика. Примеры партий с розыгрышем открытых, полузакрытых и закрытых дебютов. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 3.4 Открытые начала. Итальянская партия
Особенности итальянской партии.
Игровая практика. Вилка конём при поддержке слона в успешном развитии итальянской партии. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 3.5 Открытые начала. Испанская партия
Особенности испанской партии.
Игровая практика. Примеры игр с розыгрышем испанской партии. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 3.6 Открытые начала. Защита двух коней. Дебют четырёх коней
Особенности начал защита двух коней и дебюта четырёх коней.
Игровая практика. Примеры игр с розыгрышем защиты двух коней и дебюта четырёх коней. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 3.7 Открытые начала. Английская партия. Шотландская партия
Особенности английской и шотландской партий.
Игровая практика. Примеры игр с розыгрышем английской и шотландской партий. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 3.8 Открытые начала. Русская партия
Особенности русской партии.
Игровая практика. Примеры игр с розыгрышем русской партии. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 3.9 Полуоткрытые начала. Защита Каро –Канн
Особенности защиты Каро–Канн.
Игровая практика. Примеры игр с розыгрышем защиты Каро–Канн. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 3.10 Полуоткрытые начала. Французская защита
Особенности французской защиты.
Игровая практика. Примеры игр с розыгрышем французской защиты. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 3.11 Полуоткрытые начала. Сицилианская защита
Особенности сицилианской защиты.
Игровая практика. Примеры игр с розыгрышем сицилианской защиты. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 3.12 Закрытые начала. Защита Нимцовича
Особенности защиты Нимцовича.
Игровая практика. Примеры партий с розыгрышем защиты Нимцовича. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 3.13 Закрытые начала. Староиндийская защита
Особенности староиндийской защиты.
Игровая практика. Примеры партий с розыгрышем староиндийской защиты. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 3.14 Закрытые начала. Английское начало
Особенности английского начала.
Игровая практика. Примеры партий с розыгрышем английского начала. Сеанс одновременной игры.
2
Тема 3.15 Закрытые начала. Ферзевой гамбит. Старинные и современные гамбиты
Что такое гамбит. Королевский и ферзевой гамбиты. Контригра и контргамбит.
Игровая практика. Примеры партий с розыгрышем различных разновидностей гамбитов. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 3.16Жертваферзя в дебюте
Значение жертвы ферзя в дебюте. Мат Легаля. Этика поведения во время турнирных партий.
Игровая практика. Разбор партий с жертвой ферзя в дебюте. Старт классификационного турнира на IV разряд для безразрядников первого года обучения шахматам.
2
Тема 3.17 Игра в дебюте чемпионов мира по шахматам. Повторение и закрепление пройденного материала
Игра в дебюте: краткие сведения о достижениях отечественных и зарубежных школ шахмат. Чемпионы мира.
Игровая практика. Примеры игры чемпионов мира (с быстрым выигрышем в дебюте). Турнирные партии на IV разряд.
2
Раздел IV. Особенности игры в миттельшпиле
50
Тема 4.1 Действия после дебюта
Переход игры в миттельшпиль. Проблема самостоятельного выбора продолжения. Универсальные правила стратегии.
Игровая практика. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 4.2 Инициатива в игре
Значение инициативы. Захват и удержание инициативы.
Игровая практика. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 4.3 Рокировка в игре. Атака и защита рокированного и нерокированного короля
Значение своевременной рокировки. Особенности и приёмы атаки и защиты рокированного и нерокированного короля.
Игровая практика. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 4.4 Борьба за центр
Значение борьбы за центр. Особенности и приёмы атаки и защиты центра пешками и фигурами.
Игровая практика. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 4.5 Оценка позиции
Оценка позиции и материального соотношения сил в середине игры для дальнейшего плана действий. Поиск уязвимых мест соперника и защита собственных.
Игровая практика. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 4.6 Комбинационная игра. Значение жертвы
Комбинационная игра в середине игры. Достижение преимущества в атаке при помощи жертвы фигур и пешек.
Игровая практика. Решение задач с жертвой фигур и пешек. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 4.7 Комбинационная игра. Двойной удар
Комбинации, направленные на нанесение двойного удара. Достижение материального преимущества.
Игровая практика. Решение задач с нанесением двойного удара. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 4.8 Комбинационная игра. Открытый (вскрытый) шах
Комбинации, направленные на достижение преимущества с помощью объявления открытого (вскрытого) шаха, при отскоке фигуры или ходе пешкой.
Игровая практика. Решение задач с использованием открытого (вскрытого) шаха. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 4.9 Комбинационная игра. Двойной шах
Комбинации, направленные на достижение преимущества с помощью объявления двойного шаха.
Игровая практика. Решение задач с использованием двойного шаха. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 4.10 Роль связки в комбинационной игре
Комбинации, направленные на достижение преимущества с помощью организации связки.
Игровая практика. Решение задач с использованием связки. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 4.11 Комбинации на отвлечение и завлечение
Комбинации, направленные на достижение преимущества с помощью тактических приёмов отвлечения и завлечения.
Игровая практика. Решение задач с использованием отвлечения и завлечения. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 4.12 Комбинации на уничтожение защитника
Комбинации, направленные на достижение преимущества с помощью уничтожения защитника.
Игровая практика. Решение задач на уничтожение защитника. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 4.13 Комбинации на перекрытие
Комбинации, направленные на достижение преимущества с помощью тактического приёма перекрытия, с жертвой фигуры или пешки на критическом поле (поле, атакованном двумя и более фигурами и пешками соперника).
Игровая практика. Решение задач с использованием перекрытия. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 4.14 Комбинации с освобождением поля или линии
Комбинации, направленные на осуществление эффективной атаки с помощью освобождения поля или линии.
Игровая практика. Решение задач с использованием освобождения поля или линии. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 4.15 Комбинации с промежуточным ходом
Комбинации, направленные на осуществление эффективной атаки с помощью промежуточного хода.
Игровая практика. Решение задач с использованием промежуточного хода. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 4.16 Комбинации с разрушающей жертвой слонов
Комбинации на осуществление эффективной атаки с помощью разрушающей оборону соперника жертвы слонов.
Игровая практика. Разбор ситуаций с использованием разрушающей жертвы слонов в парах. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 4.17 Значение компенсаций в миттельшпиле
Компенсация одной - двумя пешками за лёгкую фигуру.
Игровая практика. Разбор ситуаций с использованием компенсаций. Подведение итогов классификационного турнира на IV разряд (по мере завершения).
2
Тема 4.18 Борьба легких фигур против ладьи с пешками
Приемы борьбы легких фигур с ладьей и пешками соперника.
Игровая практика. Разбор ситуаций и тренировка борьбы легких фигур с ладьей и пешками. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 4.19 Борьба за главную диагональ
Значение и приемы борьбы за главную диагональ и линии.
Игровая практика. Разбор ситуаций с борьбой за главную диагональ и линии. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 4.20 Эффективное использование слонов
Значение правильного развития слонов. «Плохие» и «хорошие» слоны.
Игровая практика. Разбор ситуаций с «плохими» и «хорошими» слонами в парах. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 4.21 Опорный пункт
Значение создания опорных пунктов для позиционной борьбы и проведения эффективных атак.
Игровая практика. Разбор ситуаций с опорным пунктом в парах. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 4.22 Сравнительная ценность и борьба слона и коня
Преимущества и слабые стороны слона и коня в сравнении, их ценность и возможности в игре.
Игровая практика. Разбор ситуаций слон против коня в парах. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 4.23 Спёртый мат
Уязвимость короля при плохом развитии фигур. Спёртый мат.
Игровая практика. Разбор ситуаций с объявлением спёртого мата в парах. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 4.24 Защита в шахматной партии
Значение защиты в шахматах. Защита трудных позиций.
Игровая практика. Разбор ситуаций с защитой и тренировка защитных действий в парах. Учебно-тренировочные игры.
2
Тема 4.25 Особенности борьбы в середине игры. Повторение и закрепление пройденного материала
Миттельшпиль. Борьба за выгодную позицию и материальный перевес, надежную защиту и эффективные атаки.
Игровая практика. Сеанс одновременной игры. Учебно-тренировочные игры. Старт классификационного турнира на IV разряд.
2
Раздел V. Особенности игры в эндшпиле
20
Тема 5.1 Переход игры в эндшпиль
Особенности игры в эндшпиле. Упрощение игры как способ реализации преимущества в окончаниях.
Игровая практика. Разбор партий с упрощением игры в окончании. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 5.2 Пешечные окончания
Тактические приёмы и наиболее типичные ситуации в пешечных окончаниях. Правила квадрата и треугольника. Оппозиция королей.
Игровая практика. Разбор ситуаций и тренировка пешечных окончаний в парах. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 5.3 Борьба ферзя против пешки
Особенности борьбы в окончании ферзя и короля против короля с пешкой, близкой к превращению.
Игровая практика. Разбор ситуаций и тренировка борьбы ферзя с пешкой в парах. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 5.4 Ладейные окончания
Особенности ладейных окончаний. Борьба за проходную пешку.
Игровая практика. Разбор ситуаций и тренировка ладейных окончаний в парах. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 5.5 Ладья против ферзя
Особенности борьбы в окончании ладьи против ферзя.
Игровая практика. Разбор ситуаций и тренировка борьбы ладьи против ферзя в парах. Турнирные партии на IV разряд
2
Тема 5.6 Ферзь против двух ладей
Особенности борьбы в окончании ферзя против двух ладей.
Игровая практика. Разбор ситуаций и тренировка борьбы ферзя против двух ладей в парах. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 5.7 Повторение и закрепление темы мат слоном и конём
Закрепление навыков матования слоном и конём при поддержке короля как наиболее сложного из окончаний. Опасность патовых ситуаций и нарушения правила 50 ходов.
Игровая практика. Тренировка матования слоном и конём в парах. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 5.8 «Бешеная фигура»
Что такое «бешеная фигура». Значение «бешеных фигур» в атаке в миттельшпиле и в защите в эндшпиле.
Игровая практика. Разбор ситуаций с применением «бешеной фигуры» в парах. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 5.9 Передача очереди хода
Значение передачи очереди хода. Цугцванг.
Игровая практика. Разбор ситуаций с передачей очереди хода в парах. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 5.10 Особенности игры в концовке игры. Повторение и закрепление пройденного материала
Особенности игры в эндшпиле. Выработка навыков борьбы, самообладания, волевых качеств. Как работать над собой.
Игровая практика. Разбор примеров эндшпилей чемпионов мира и знаменитых гроссмейстеров. Сеанс одновременной игры. Турнирные партии на IV разряд. Личное первенство техникума среди студентов (формула проведения – круговая или олимпийская – в зависимости от количества заявившихся участников, наличия разрядников). Конкурс решения шахматных задач. Командный чемпионат среди специальностей.
2
Раздел VI.Выдающиеся шахматисты прошлого
16
Тема 6.1 Крупнейшие мастера шахмат XVIII – XIX вв. Становление отечественной шахматной школы
Краткие биографические сведения и вклад в развитие шахмат Филидора, Легаля, Андерсена, Морфи. Развитие шахмат в России в XIX в. Петров. Творческое наследие основоположника отечественной шахматной школы Чигорина.
Игровая практика. Разбор примеров знаменитых партий зарубежных мастеров шахмат XVIII – XIX вв. и отечественных мастеров шахмат XIX в. в парах. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 6.2 1-й и 2-й чемпионы мира Стейниц и Ласкер
Краткие биографические сведения, спортивный путь и особенности игры Стейница и Ласкера
Игровая практика. Разбор примеров знаменитых партий Стейница и Ласкера в парах. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 6.3 3-й, 4-й и 5-й чемпионы мира Капабланка, Алехин и Эйве
Краткие биографические сведения, спортивный путь и особенности игры Капабланки, Алехина и Эйве.
Игровая практика. Разбор примеров знаменитых партий Капабланки, Алехина и Эйве в парах. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 6.4 6-й, 7-й и 8-й чемпионы мира Ботвинник, Смыслов и Таль
Краткие биографические сведения, спортивный путь и особенности игры Ботвинника, Смыслова и Таля.
Игровая практика. Разбор примеров знаменитых партий Ботвинника, Смыслова и Таля в парах. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 6.5 9-й, 10-й и 11-й чемпионы мира Петросян, Спасский и Фишер
Краткие биографические сведения, спортивный путь и особенности игры Петросяна, Спасского и Фишера.
Игровая практика. Разбор примеров знаменитых партий Петросяна, Спасского и Фишера в парах. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 6.6 12-й и 13-й чемпионы мира Карпов и Каспаров. Чемпионы мира ФИДЕ
Краткие биографические сведения, спортивный путь и особенности игры Карпова, Каспарова и современных чемпионов мира ФИДЕ.
Игровая практика. Разбор примеров знаменитых партий Карпова, Каспарова и чемпионов мира ФИДЕ в парах. Турнирные партии на IV разряд.
2
Тема 6.7 Женщины – чемпионки мира по шахматам. Суперкомпьютер
Биография, спортивный путь и особенности игры чемпионок мира среди женщин. Появление и прогресс шахматных компьютерных программ. Партии Каспаров – Суперкомпьютер.
Игровая практика. Разбор примеров знаменитых партий чемпионок мира среди женщин, партий Каспаров – Суперкомпьютер в парах. Турнирные партии и подведение итогов классификационных турниров на IV разряд (по мере завершения).
2
Тема 6.8 Итоговое повторение курса, закрепление пройденного материала
Шахматы в современном мире. Спорт, досуг и искусство, гимнастика для ума и средство поддержания мыслительного тонуса. Проблемы в освоении, путь к самосовершенствованию.
Игровая практика. Сеанс одновременной игры. Награждение участников, продемонстрировавших значимые спортивные результаты по итогам личного первенства техникума и классификационных турниров на IV разряд.
2
Итого
144
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ СЕКЦИЯ «ШАХМАТЫ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ»
3.1 Материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса
1. Учебная аудитория, столы и стулья
2. Комплекты шахматных фигур и досок, 6 шт.
3. Шахматные часы.
3. Раздаточный материал (шахматные задачи на карточках, сборники задач).
3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Перечень нормативных актов, рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы и интернет-ресурсов
3.2.1 Основная литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
3. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р.
5. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №2765-р.
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
8. Евсеев А.В., Новожилов А.И. Шахматы в профессиональной подготовке специалистов транспорта : учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2015. – 251 с.
10. Журавлев Н.И. Шаг за шагом : учебник по шахматам. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 288 с.
3.2.2 Дополнительная литература и интернет-ресурсы
1. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)
2. Порядок организации внеурочной работы в образовательных учреждениях, реализующих профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования, проект
3. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 г. (Письмо Минобрнауки РФ от 24.01.2013)
4. Бондаревский И.З. Атака на короля. – М. : Физкультура и спорт, 1962. – 112 с.
5. Евсеев А.В., Новожилов А.И. Студенческие шахматы 600 : сборник задач. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2013. – 132 с.
6. Зорин А.П., Билалов Р.Ф. Сборник упражнений по шахматам. – Екатеринбург, 2017. – 58 с.
7. Народицкий Д.В. Шахматы. Мастерство игры в эндшпиле. – М., 2016. – 288 с.
8. Панов В.Н. Курс дебютов : учеб. пособие. – М. : Физкультура и спорт, 1957. – 368 с.
9. Персиц Б.Д. Центр в шахматной партии. – М. : Физкультура и спорт, 1961. – 136 с.
10. Программа подготовки юных шахматистов I разряда. – М., 1974. – 112 с.
11. Яковлев Н.Г. Шахматы. Найди лучший ход! – М., 2016. – 160 с.
12. https://chess96.ru/knigi-po-shahmatam
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ СЕКЦИЯ «ШАХМАТЫ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ»
Контрольи оценка результатов освоения программы секции осуществляется тренером – педагогом дополнительного образования в процессе проведения практических занятий, включающих в себя:
учебно-тренировочные игры;
сеансы одновременной игры;
турнирные партии классификационных турниров и личного первенства среди студентов образовательной организации;
разбор и анализ игровых ситуаций, знаменитых и показательных шахматных партий прошлого;
а также выполнения студентами индивидуальных заданий, в т. ч.:
демонстрирование игровых навыков, знания правил, тактики обороны и защиты;
решение шахматных задач.
4.1 Ожидаемые результаты:
1. Обучающийся в процессе занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должен знать/понимать:
смысл и правила шахматной игры;
тактические приёмы и стратегию игры;
общие сведения о появлении и эволюции шахмат, имена и краткие биографические сведения о мастерах шахматной игры прошлого, чемпионах мира и истории борьбы за шахматную корону;
нормативы и условия выполнения спортивных разрядов по шахматам.
2. В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обучающийся должен уметь:
успешно проводить учебно-тренировочные игры и турнирные партии, одерживать победы при достижении материального преимущества над соперником;
при неблагоприятном развитии партии достойно бороться за перехват инициативы, компенсацию потерь, одержать волевую победу или добиться ничьей;
соблюдать этику поведения во время турнирных партий, достойно признать поражение при исчерпании всех возможностей борьбы и поздравить соперника;
решать шахматные задачи мат в 1 и в 2 хода, этюды и композиции для начинающих;
правильно обращаться с шахматными часами.
3. В результате освоения рабочей программы дополнительного образования секции «Шахматы» обучающийся сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
дальнейшего самосовершенствования, развития внимания, памяти и логического мышления;
организации полноценного досуга;
достижения определенных спортивных результатов.
4.2 Критерии оценивания результатов освоения программы:
1. Для обучающихся с начальным (первичным) уровнем изучения шахмат будут считаться показателями
а) удовлетворительного освоения программы:
овладение правилами шахматной игры;
умение правильно решать задачи мат в 1 ход;
демонстрирование навыков детского и дурацкого мата, защиты от дебютных катастроф;
участие в классификационном турнире на IV разряд и награждение сертификатом участника за результат 40% побед;
б) успешного освоения программы:
овладение основными тактическими приемами, навыками игры;
регулярные победы в учебно-тренировочные играх с равными соперниками;
умение правильно решать задачи мат в 2 хода;
результативное участие в классификационном турнире на IV разряд и награждение грамотой за одержанные 50 – 57% побед.
2. Для обучающихся со средним уровнем изучения шахмат, уверенно демонстрирующих знания правил и основных тактических приемов игры, с опытом освоения программ изучения шахмат и результативного участия в турнирах, но не имеющих спортивного разряда, будут считаться показателями
а) удовлетворительного освоения программы:
дальнейшее развитие навыков и тактических приемов игры;
умение правильно решать задачи мат в 2 хода;
результативное участие в классификационном турнире на IV разряд и награждение грамотой за одержанные 50 – 57% побед.
б) успешного освоения программы:
умение правильно решать задачи мат в 2 хода повышенного уровня сложности и задач мат в 3 хода;
выполнение нормы спортивного разряда в классификационном турнире на IV разряд и награждение грамотой за одержанные 60 и более % побед.
3. Для обучающихся, имеющих спортивные разряды по шахматам, будут считаться показателями
а) удовлетворительного освоения программы:
дальнейшее развитие навыков и тактических приемов, стратегии игры;
умение правильно решать задачи мат в 2 хода повышенного уровня сложности и задач мат в 3 хода;
повторное выполнение нормы IV спортивного разряда в классификационном турнире на III разряд и награждение грамотой за одержанные 50% побед.
б) успешного освоения программы:
умение правильно решать задачи мат в 3 хода повышенного уровня сложности;
выполнение нормы III спортивного разряда в классификационном турнире разрядников и награждение грамотой за одержанные 75% побед в играх с обладателями IV разряда и 50% побед в играх с третьеразрядниками.
вызов в сборную техникума с дальнейшим участием в официальных спортивных соревнованиях различного уровня.
5. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Физкультурно-спортивная секция «ШАХМАТЫ» для обучающихся всех специальностей и направлений»
№
п/п
Время
проведения
занятия
Форма
занятия
Кол-во
часов
Тематический раздел и тема
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
1)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
1. Вводные занятия. Правила игры в шахматы.
Тема 1.1. Что такое шахматы. Краткие сведения по истории развития игры
учебная аудитория
текущий
2)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 1.2 Правила игры в шахматы. Первоначальная расстановка. Ходы фигур.Ценность фигур
учебная аудитория
текущий
3)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 1.3 Правила игры в шахматы. Рокировка. Взятие пешки на проходе
учебная аудитория
текущий
4)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 1.4 Правила игры в шахматы. Разновидности ничьей
учебная аудитория
текущий
5)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 1.5 Правила игры в шахматы. Невозможный ход. Шахматная нотация
учебная аудитория
текущий
6)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
2. Мат одинокому королю.
Тема 2.1 Мат королём и ферзём
учебная аудитория
текущий
7)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 2.2 Линейный мат
учебная аудитория
текущий
8)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 2.3 Мат двумя ферзями. Мат ферзём и ладьёй
учебная аудитория
текущий
9)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 2.4 Мат ферзём при поддержке слона или коня
учебная аудитория
текущий
10)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 2.5 Мат королём и ладьёй
учебная аудитория
текущий
11)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 2.6 Мат королём и двумя слонами
учебная аудитория
текущий
12)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 2.7 Мат королём, конём и слоном
учебная аудитория
текущий
13)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
3. Особенности игры в дебюте.
Тема 3.1 Игра в дебюте. Детский и дурацкий мат
учебная аудитория
текущий
14)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 3.2 Дебютные катастрофы
учебная аудитория
текущий
15)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 3.3 Дебютный репертуар шахматиста. Открытые, полуоткрытые, закрытые начала
учебная аудитория
текущий
16)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 3.4 Открытые начала. Итальянская партия
учебная аудитория
текущий
17)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 3.5 Открытые начала. Испанская партия
учебная аудитория
текущий
18)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 3.6 Открытые начала. Защита двух коней. Дебют четырёх коней
учебная аудитория
текущий
19)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 3.7 Открытые начала. Английская партия. Шотландская партия
учебная аудитория
текущий
20)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 3.8 Открытые начала. Русская партия
учебная аудитория
текущий
21)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 3.9 Полуоткрытые начала. Защита Каро –Канн
учебная аудитория
текущий
22)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 3.10 Полуоткрытые начала. Французская защита
учебная аудитория
текущий
23)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 3.11 Полуоткрытые начала. Сицилианская защита
учебная аудитория
текущий
24)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 3.12 Закрытые начала. Защита Нимцовича
учебная аудитория
текущий
25)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 3.13 Закрытые начала. Староиндийская защита
учебная аудитория
текущий
26)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 3.14 Закрытые начала. Английское начало
учебная аудитория
текущий
27)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 3.15 Закрытые начала. Ферзевой гамбит. Старинные и современные гамбиты
учебная аудитория
текущий
28)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 3.16Жертваферзя в дебюте
учебная аудитория
текущий
29)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 3.17 Игра в дебюте чемпионов мира по шахматам. Повторение и закрепление пройденного материала
учебная аудитория
текущий
30)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
4. Особенности игры в миттельшпиле.
Тема 4.1 Действия после дебюта
учебная аудитория
текущий
31)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.2 Инициатива в игре
учебная аудитория
текущий
32)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.3 Рокировка в игре. Атака и защита рокированного и нерокированного короля
учебная аудитория
текущий
33)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.4 Борьба за центр
учебная аудитория
текущий
34)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.5 Оценка позиции
учебная аудитория
текущий
35)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.6 Комбинационная игра. Значение жертвы
учебная аудитория
текущий
36)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.7 Комбинационная игра. Двойной удар
учебная аудитория
текущий
37)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.8 Комбинационная игра. Открытый (вскрытый) шах
учебная аудитория
текущий
38)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.9 Комбинационная игра. Двойной шах
учебная аудитория
текущий
39)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.10 Роль связки в комбинационной игре
учебная аудитория
текущий
40)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.11 Комбинации на отвлечение и завлечение
учебная аудитория
текущий
41)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.12 Комбинации на уничтожение защитника
учебная аудитория
текущий
42)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.13 Комбинации на перекрытие
учебная аудитория
текущий
43)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.14 Комбинации с освобождением поля или линии
учебная аудитория
текущий
44)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.15 Комбинации с промежуточным ходом
учебная аудитория
текущий
45)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.16 Комбинации с разрушающей жертвой слонов
учебная аудитория
текущий
46)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.17 Значение компенсаций в миттельшпиле
учебная аудитория
текущий
47)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.18 Борьба легких фигур против ладьи с пешками
учебная аудитория
текущий
48)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.19 Борьба за главную диагональ
учебная аудитория
текущий
49)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.20 Эффективное использование слонов
учебная аудитория
текущий
50)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.21 Опорный пункт
учебная аудитория
текущий
51)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.22 Сравнительная ценность и борьба слона и коня
учебная аудитория
текущий
52)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.23 Спёртый мат
учебная аудитория
текущий
53)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.24 Защита в шахматной партии
учебная аудитория
текущий
54)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 4.25 Особенности борьбы в середине игры. Повторение и закрепление пройденного материала
учебная аудитория
текущий
55)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
5. Особенности игры в эндшпиле
Тема 5.1 Переход игры в эндшпиль
учебная аудитория
текущий
56)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 5.2 Пешечные окончания
учебная аудитория
текущий
57)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 5.3 Борьба ферзя против пешки
учебная аудитория
текущий
58)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 5.4 Ладейные окончания
учебная аудитория
текущий
59)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 5.5 Ладья против ферзя
учебная аудитория
текущий
60)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 5.6 Ферзь против двух ладей
учебная аудитория
текущий
61)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 5.7 Повторение и закрепление темы мат слоном и конём
учебная аудитория
текущий
62)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 5.8 «Бешеная фигура»
учебная аудитория
текущий
63)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 5.9 Передача очереди хода
учебная аудитория
текущий
64)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 5.10 Особенности игры в концовке игры. Повторение и закрепление пройденного материала
учебная аудитория
текущий
65)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
6. Выдающиеся шахматисты прошлого.
Тема 6.1 Крупнейшие мастера шахмат XVIII – XIX вв. Становление отечественной шахматной школы
учебная аудитория
текущий
66)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 6.2 1-й и 2-й чемпионы мира Стейниц и Ласкер
учебная аудитория
текущий
67)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 6.3 3-й, 4-й и 5-й чемпионы мира Капабланка, Алехин и Эйве
учебная аудитория
текущий
68)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 6.4 6-й, 7-й и 8-й чемпионы мира Ботвинник, Смыслов и Таль
учебная аудитория
текущий
69)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 6.5 9-й, 10-й и 11-й чемпионы мира Петросян, Спасский и Фишер
учебная аудитория
текущий
70)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 6.6 12-й и 13-й чемпионы мира Карпов и Каспаров. Чемпионы мира ФИДЕ
учебная аудитория
текущий
71)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 6.7 Женщины – чемпионки мира по шахматам. Суперкомпьютер
учебная аудитория
текущий
72)
15.00-16.30
Комбинированный урок
2
Тема 6.8 Итоговое повторение курса, закрепление пройденного материала