kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "Школа учёных разведчиков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс по обучению детей основам исследовательской работы.Предназначен для обучающихся 6 класса и рассчитан на 17 часов. В основу программы заложен системно-деятельностный подход. На каждом занятии организуется активная поисковая деятельность обучаемых, основанная на исследовательском мышлении. Программа рассчитана всего на 17 часов, поэтому параллельно с изучением теоретического материала учащиеся занимаются практикой. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Школа учёных разведчиков"»

МБОУ «Нижнетоемская СОШ»

Архангельская область

Верхнетоемский район







Элективный курс для 6 класса







«Школа

Учёных

Разведчиков»













Автор– Вострякова Н.А.,

учитель русского языка и литературы







Срок реализации: январь — май 2016















с.Нижняя Тойма

2015г.



Пояснительная записка

Краткое содержание: элективный курс по обучению детей основам исследовательской работы

Сроки реализации: январь-май 2016г.

Курс предназначен для обучающихся 6 класса и рассчитан на 17 часов.


Актуальность курса


Одной из важнейших задач школы в современном мире является формирование навыков продуктивной деятельности учащихся, развитие творческого мышления школьников, необходимых для успешной социализации личности в будущем. Исследование в современном стремительно меняющемся мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека.

В наше время для школы необходимо не просто давать знания, но и обеспечить обретение учащимися умений искать любую информацию, отстаивать свою точку зрения, доказывая ее, публично выступать, преодолевать трудности в обучении. В связи с этим, актуальным становится формирование исследовательской компетентности у школьников, т.е. умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Цель программы: формирование специальных знаний, развитие общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Задачи программы:

  • обучающие - развитие познавательного интереса и мотивации к исследовательской деятельности, включение в поисковую деятельность, приобретение исследовательских знаний и умений, исследовательского мышления, опыта исследовательской деятельности;

  • воспитательные - формирование поисковой активности личности, культуры научного общения, а также опыта взаимодействия, сотрудничества;

  • развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, трудолюбия, умения преодолевать интеллектуальные трудности, формирование потребности в самопознании, саморазвитии.





Особенности программы


В основу программы заложен системно-деятельностный подход. На каждом занятии организуется активная поисковая деятельность обучаемых, основанная на исследовательском мышлении. Программа рассчитана всего на 17 часов, поэтому параллельно с изучением теоретического материала учащиеся занимаются практикой.


Прогнозируемые результаты


В программу заложен только первый уровень результатовприобретение школьником знаний, умений и навыков проведения исследований, конструктивного делового взаимодействия с членами группы, опыта публичного выступления с результатами исследования перед своими сверстниками, родителями на школьной конференции.


В результате работы по программе учащиеся должны знать:

  • структуру учебно-исследовательской деятельности;

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • способы презентации исследования.


Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;

  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • работать в группе;

  • пользоваться словарями, энциклопедиями, другими учебными пособиями и Интернетом;

  • оформлять исследовательскую работу;

  • представлять своё исследование.










Формы организации занятий

Формы проверки результатов

-лекция;

- активная поисковая беседа;

-практическая работа (в том с элементами игры и тренинга)

-наблюдение;

-эксперимент;

-мозговой штурм;

-составление памятки;

-экскурсия;

-составление мини-картотеки;

-индивидуальные и групповые консультации.


- оформленная исследовательская работа;

- представление работы на конференции (выступления-монологи);

- самооценка и оценка других ребят








Методы и приемы:
В процессе исследовательской работы учащиеся используют следующие методы и приемы работы:
- изучение теоретических источников;
- наблюдение;
- поисковый эксперимент;
- описательный;
- анкетирование (в зависимости от темы).
Основной метод – организация практической, учебно-исследовательской деятельности учащихся с опорой на собственный опыт ребёнка.





























Учебно-тематический план

(включая содержание курса)



Тема

Основное содержание

Количество часов

Форма работы

Самост. работа, виды контроля

теоретич

практич

1

Чем занимаются учёные разведчики.

Что такое исследование?

Аспект, идея, категория, концепция, методология, научное познание, теория, факт

Алгоритмы исследовательской работы.

0,5

0,5

Лекция,

практическая работа-игра


2

Что такое гипотеза?

Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения

Гипотеза. Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость)

0,5

0,5

Лекция,поисковая беседа,

практическая работа с элементами тренинга


3

Саквояж учёного разведчика.

Работа с информацией

Работа с книгой, научной литературой. Правила работы с картотекой. Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план). Экскурсия в библиотеку.

1

1

Поисковая беседа, практическая работа, экскурсия в библиотеку

Составление мини-картотеки

4

Интернет – ресурсы.


Использование образовательных ресурсов.

-

1

Практическая работа

Поиск информации в сети Интернет по выбранной теме

5

Маршруты учёных разведчиков. Наблюдение и наблюдательность.


Знакомство с методом наблюдения. Оформление наблюдений.

0,5

0,5

Лекция, наблюдение, практическая работа

Составление анкеты (опросника)

6

Что такое эксперимент?

Методика эксперимента.

Знакомство с различными методиками эксперимента. Оформление эксперимента.

0,5

0,5

Лекция, мозговой штурм, эксперимент, практическая работа

Оформление методики эксперимента

7

Выбираем научные маршруты

Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Составление плана исследования.

-

1

Практическая самостоятельная работа

Практическая самостоятельная работа

8

В путь по маршрутам!

Выполнение индивидуальных и групповых мини-исследовательских работ


4

Индивидуальные консультации

Работа над индивидуальными мини-исследованиями

9

Оформляем научные записи

Методические рекомендации по выполнению письменных работ. Оформление работы . Знакомство с образцами различных работ


1

1

Групповая консультация

Оформление индивидуальных мини-исследований

10

Представляем

научные доклады.

Составление презентации.

Использование различных средств для представления исследовательских работ. Стендовый доклад, презентация. Культура

выступления и ведения дискуссии

0,5

0,5

Практическая работа

Отчет о работе

11

Конференция учёных разведчиков.

Защита работ.

Представление индивидуальных исследований


1

Индивидуальные выступления-монологи

Представление исследований

12

Итоги научного путешествия.

Рефлексия. Обсуждение результатов конференции и исследований в целом. Анализ ошибок.

0,5

0,5

Индивидульные мини-выступления, активная поисковая беседа

Коллективное составление «Памятки учёного разведчика»

ИТОГО

5

12

ВСЕГО 17 часов




















Список литературы


1.Алферова Е.С. Программа спецкурса «Основы научно-исследовательской деятельности учащихся» http://proshkolu.ru

2.Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации//Психологическая наука и образование.- 2002.- №2.

3.Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развивать свои исследовательские способности. — М.: Генезис, 2005.

4.Савиных О.С. Развитие исследовательских способностей школьников http://proshkolu.ru




Материально- техническое обеспечение

1.Компьютеры с выходом в Интернет.

2.Справочная литература, энциклопедии, словари.

3.Принтер, сканер, бумага для офисной техники.

4.Фотоаппарат.

5.Канцелярские принадлежности.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Элективный курс "Школа учёных разведчиков"

Автор: Вострякова Наталья Аркадьевна

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 278274


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства