Элективный курс по обучению детей основам исследовательской работы.Предназначен для обучающихся 6 класса и рассчитан на 17 часов. В основу программы заложен системно-деятельностный подход. На каждом занятии организуется активная поисковая деятельность обучаемых, основанная на исследовательском мышлении. Программа рассчитана всего на 17 часов, поэтому параллельно с изучением теоретического материала учащиеся занимаются практикой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Школа учёных разведчиков"»
МБОУ «Нижнетоемская СОШ»
Архангельская область
Верхнетоемский район
Элективный курс для 6 класса
«Школа
Учёных
Разведчиков»
Автор– Вострякова Н.А.,
учитель русского языка и литературы
Срок реализации: январь — май 2016
с.Нижняя Тойма
2015г.
Пояснительная записка
Краткое содержание: элективный курс по обучению детей основам исследовательской работы
Сроки реализации: январь-май 2016г.
Курс предназначен для обучающихся 6 класса и рассчитан на 17 часов.
Актуальность курса
Одной из важнейших задач школы в современном мире является формирование навыков продуктивной деятельности учащихся, развитие творческого мышления школьников, необходимых для успешной социализации личности в будущем. Исследование в современном стремительно меняющемся мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека.
В наше время для школы необходимо не просто давать знания, но и обеспечить обретение учащимися умений искать любую информацию, отстаивать свою точку зрения, доказывая ее, публично выступать, преодолевать трудности в обучении. В связи с этим, актуальным становится формирование исследовательской компетентности у школьников, т.е. умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Цель программы: формирование специальных знаний, развитие общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.
Задачи программы:
обучающие - развитие познавательного интереса и мотивации к исследовательской деятельности, включение в поисковую деятельность, приобретение исследовательских знаний и умений, исследовательского мышления, опыта исследовательской деятельности;
воспитательные - формирование поисковой активности личности, культуры научного общения, а также опыта взаимодействия, сотрудничества;
развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, трудолюбия, умения преодолевать интеллектуальные трудности, формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Особенности программы
В основу программы заложен системно-деятельностный подход. На каждом занятии организуется активная поисковая деятельность обучаемых, основанная на исследовательском мышлении. Программа рассчитана всего на 17 часов, поэтому параллельно с изучением теоретического материала учащиеся занимаются практикой.
Прогнозируемые результаты
В программу заложен только первый уровень результатов — приобретение школьником знаний, умений и навыков проведения исследований, конструктивного делового взаимодействия с членами группы, опыта публичного выступления с результатами исследования перед своими сверстниками, родителями на школьной конференции.
В результате работы по программе учащиеся должны знать:
структуру учебно-исследовательской деятельности;
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы презентации исследования.
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями, другими учебными пособиями и Интернетом;
оформлять исследовательскую работу;
представлять своё исследование.
Формы организации занятий
Формы проверки результатов
-лекция;
- активная поисковая беседа;
-практическая работа (в том с элементами игры и тренинга)
-наблюдение;
-эксперимент;
-мозговой штурм;
-составление памятки;
-экскурсия;
-составление мини-картотеки;
-индивидуальные и групповые консультации.
- оформленная исследовательская работа;
- представление работы на конференции (выступления-монологи);
- самооценка и оценка других ребят
Методы и приемы: В процессе исследовательской работы учащиеся используют следующие методы и приемы работы: - изучение теоретических источников; - наблюдение; - поисковый эксперимент; - описательный; - анкетирование (в зависимости от темы). Основной метод – организация практической, учебно-исследовательской деятельности учащихся с опорой на собственный опыт ребёнка.
Учебно-тематический план
(включая содержание курса)
№
Тема
Основное содержание
Количество часов
Форма работы
Самост. работа, виды контроля
теоретич
практич
1
Чем занимаются учёные разведчики.
Что такое исследование?
Аспект, идея, категория, концепция, методология, научное познание, теория, факт
Гипотеза. Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость)
0,5
0,5
Лекция,поисковая беседа,
практическая работа с элементами тренинга
3
Саквояж учёного разведчика.
Работа с информацией
Работа с книгой, научной литературой. Правила работы с картотекой. Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план). Экскурсия в библиотеку.
1
1
Поисковая беседа, практическая работа, экскурсия в библиотеку
Составление мини-картотеки
4
Интернет – ресурсы.
Использование образовательных ресурсов.
-
1
Практическая работа
Поиск информации в сети Интернет по выбранной теме
5
Маршруты учёных разведчиков. Наблюдение и наблюдательность.
Знакомство с методом наблюдения. Оформление наблюдений.
0,5
0,5
Лекция, наблюдение, практическая работа
Составление анкеты (опросника)
6
Что такое эксперимент?
Методика эксперимента.
Знакомство с различными методиками эксперимента. Оформление эксперимента.
0,5
0,5
Лекция, мозговой штурм, эксперимент, практическая работа
Оформление методики эксперимента
7
Выбираем научные маршруты
Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Составление плана исследования.
-
1
Практическая самостоятельная работа
Практическая самостоятельная работа
8
В путь по маршрутам!
Выполнение индивидуальных и групповых мини-исследовательских работ
4
Индивидуальные консультации
Работа над индивидуальными мини-исследованиями
9
Оформляем научные записи
Методические рекомендации по выполнениюписьменных работ. Оформление работы . Знакомство с образцами различных работ
1
1
Групповая консультация
Оформление индивидуальных мини-исследований
10
Представляем
научные доклады.
Составление презентации.
Использование различных средств для представления исследовательских работ. Стендовый доклад, презентация. Культура
выступления и ведения дискуссии
0,5
0,5
Практическая работа
Отчет о работе
11
Конференция учёных разведчиков.
Защита работ.
Представление индивидуальных исследований
1
Индивидуальные выступления-монологи
Представление исследований
12
Итоги научного путешествия.
Рефлексия. Обсуждение результатов конференции и исследований в целом. Анализ ошибок.