kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "Лес и Лесное хозяйство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс " Лес и Лесное хозяйство"разработанно для 5-8 классов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Лес и Лесное хозяйство"»

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС



«Лес и лесное хозяйство»





Разработала учитель географии –биологии:

Рябцева Анжела Андреевна



Пояснительная записка.

Лес точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

И. Бунин

Программа элективного курса «Лес и Лесное хозяйство» предусматривает ознакомление учащихся с основными направлениями лесного хозяйства и экологии, взаимосвязь экологического, биологического образования для учащихся 10 – 15 летнего возраста. Основное внимание направлено на подготовку из числа учащихся будущих кадров лесного хозяйства, с использованием имеющегося опыта и вековых российских традиций.

При разработке программы учитывалось, что работа школьников по охране леса - одна из основных для сельских школ, расположенных в лесной зоне.

Содержание программы предусматривает получение не только теоретических и практических знаний, но и массу познавательных, развлекательных и игровых моментов, что позволяет лучше усвоить теоретический материал.

В содержание программы заложены следующие идеи:

- природа в своём естественном развитии претерпевает и динамическое развитие;

- результатом воздействия человека на природу является смещение природного равновесия приводящего к изменению состава компонентов окружающей среды;

- осмысленное познавание жизнедеятельности организмов в биоценозах приводит учащихся к мысли, что состояние природы можно регулировать (возобновление, охрана лесов)

- формирование у учащихся ценных черт характера (настойчивость, бережливость, ответственность, гуманность)

- знания лесоведения - неотъемлемая часть экологически грамотного человека.

Цель программы: сформировать у учащихся правильное отношение к рациональному использованию и охране леса, приобщение к поисково-исследовательской деятельности, природоохранной, просветительской деятельности, воспитание патриотизма. Также основной целью курса является развитие познавательного интереса к лесу, природе. Формирование умений и навыков по изучению видового состава леса России и Амурской области и изменениях, происходящих в результате антропогенного воздействия. Развитие опыта творческой и экологической деятельности учащихся. Углубление знаний по научно-естественным дисциплинам в том числе по биологии и географии. Пополнение сведений о влиянии хозяйственной деятельности человека на лес и мерах её охраны.



Задачи программы:

- обобщение, углубление и расширение знаний по лесному делу, формирование целостного представления о взаимодействиях природы, человека, общества;

- дать возможность учащимся приобрести знания, умения, навыки необходимые для достижения целей, выражаемых программой;

- обучение специальным навыкам исследования природы леса, привлечение к участию в опытно- исследовательской работе;

- углубление знаний о лесном хозяйстве Амурской области;

- воспитание экологической культуры, обеспечивающей становление нового поколения живущего в гармонии с природной средой;

- профессиональная ориентация учащихся;

- пропаганда среди населения бережного отношения к лесу, его охране,

Программа элективного курса «Лесничество» в количестве 17 часа в год предназначена для учащихся 6-8 классов.

Особенности элективного курса:

I.Ориентация на личность школьника, его потребности и интересы.

II.Профильность курса

III.Формирование эколого- краеведческих знаний учащихся, связанных с непосредственным изучением лесных сообществ Амурской области. Формирование опыта эмоционально- ценностного отношения к миру, посредством раскрытия вопросов.





Требования к уровню подготовки обучающихся

В конце второго года обучения, обучающиеся должны знать:

- типы и основные свойства леса;

- структуру лесного биоценоза: основные компоненты и связи между ними;

- доминирующие, редкие и исчезающие виды;

- характерные экологические группы растений и животных в лесах края;

- основы ухода и пользования лесом;

- факторы антропогенного воздействия на лесные биоценозы в своей местности;

- методы искусственного Лесовосстановление;

- методы охраны и защиты лесов;

- основы лесной таксации;

- основные мероприятия по рациональной организации лесозаготовок и переработки древесины;

должны уметь:

- определять типы леса;

- сравнивать растительные сообщества леса;

- оценивать влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы и принимать решения по их охране;

- распознавать и определять виды древесных, кустарниковых и травянистых растений;

- ориентироваться на открытой местности и в лесу;

- применять знания для составления экологических прогнозов и оценки деятельности человека;

- проводить таксационные исследования;

- работать с различными источниками знаний;









Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год

5 класс

Содержание программы

часы

1

Введение в образовательную программу

0,5

2

Экскурсия «как прекрасен этот мир посмотри»

0,5

3

Роль пропаганды знаний по охране труда природы и воспроизводству природных ресурсов. Соблюдение законов об охране природы.

0,5

4

Важнейшие документы Российского правительства по охране природы.

0,5

5

Основные свойства леса. Значение лесных насаждений в жизни человека.

0,5

6

Типы Леса

0,5

7

Возраст деревьев. Определение возраста.

0,5

8

Лиственные и хвойные породы Амурской области.

0,5

9

Древостой. Рост и развитие

0,5

10

Градация пород. Ярусность

0,5

11

История лесоизучения и лесоразведения в России.

0,5

12

Современное лесоведение.

0,5

13

История лесного хозяйства Ромненского района

0,5

14

Лесохозяйственные учреждения Амурской области

0,5

15

Основные термины и понятия лесоводства

0,5

16

Основные положения законов об охране леса

0,5

17

Охрана леса от пожаров и лесонарушений

0,5

18

Организация охраны леса

0,5

19

Охрана леса. Оформление стенда

0,5

20

Акция: «Чистый лес»

0,5

21

Природоохранные мероприятия. Распространения буклетов

0,5

22

Виды лесных пожаров и методы их нарушения.

0,5

23

Знакомство с работой противопожарной службы.

0,5

24

Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве.

0,5

25

Химическая переработка древесного сырья

0,5

26

Основные станки и механизмы применяемые при переработке древесины.

0,5

27

Меры безопасности работы на станке и деревообрабатывающих механизмах

0,5

28

Ознакомление способами заготовки древесины

0,5

29

Обобщение и систематизация знаний умений

0,5

30

Пробное занятие по решению теоретических и практических заданий

0,5

31

Итоговое тестирование

0,5

32

Итоговая конференция

1



Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год

7 класс



Содержание программы

часы

1

Введение в образовательную программу

0,5

2

Понятие о лесе. Значение леса в жизни общества

0,5

3

Основные древесные породы.

0,5

4

Лес в работах художников-передвижников и художников второй половины ХIХ века

0,5

5

Лес и среда. Учение о лесе, как о фитоценозе, типы леса.

0,5

6

Рост и развитие леса

0,5

7

Искусственное лесовозобновление

0,5

8

Лесосеменное дело. Лесные питомники.

0,5

9

Защитное лесоразведение

0,5

10

Рубка ухода за лесом.

0,5

11

Рубки главного пользования.

0,5

12

Пользование лесом.

0,5

13

Болезни леса и меры борьбы с ними.

0,5

14

Лесные насекомые-вредители и меры борьбы с ними.

0,5

15

Лесные звери и птицы.

0,5

16

Лекарственные растения леса. Грибы, ягоды.

0,5

17

Охрана леса. Охрана леса от пожара.

0,5

18

Осушение лесов как метод повышения их продуктивности.

0,5

19

Животный мир. Знакомство с многообразием животного мира местного леса. Взаимосвязь леса и животных.

0,5

20

Учёт зверей, птиц, муравейников.

0,5

21

Характеристика фауны, видов, состояние животных.

0,5

22

Красно – книжные виды животного мира. Природоохранные законодательства и ответственность за их нарушение.

0,5

23

Экскурсия: «Птицы - наши друзья».

0,5

24

Охрана леса и его обитателей.

0,5

25

Оформление презентаций: «Редкие растения Амурской области», «Редкие животные Амурской области».

0,5

26

«Охрана редких и исчезающих животных и растений Амурской области».

0,5

27

Лес и здоровье человека

0,5

28

Экскурсия: «Чудесные превращения дерева»

0,5

29

Обобщение и систематизация знаний умений

0,5

30

Пробное занятие по решению теоретических и практических заданий

0,5

31

Итоговое тестирование

0,5

32

Итоговая конференция

1

Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год

8 класс

Содержание программы

часы

1

Вводное занятие

0,5

2

Краткий обзор истории лесоведения

0,5

3

Выдающиеся деятели русского лесоведения.

0,5

4

Профессии, связанные с лесным хозяйством.

0,5

5

Экскурсия в лесхоз: «Ознакомление с работой специалистов лесного хозяйства»

0,5

6

Лесные культуры. Уход за лесными культурами (агротехнический, механизированный уход).

0,5

7

Ознакомление со способами создания культур (чистые, сплошные, смешанные, частичные).

0,5

8

Проектирование лесных культур и организация их производства.

0,5

9

Основные положения лесовыращивания, посадка леса.

0,5

10

Лесокультурная площадь. Вырубки леса, гари, пустыри, прогалины.

0,5

11

Посадки лесных культур с использованием ручных орудий труда.

0,5

12

Экскурсия: «Многообразие лесных культур и технология их создания»

0,5

13

Экология леса.

0,5

14

Кодекс экологической этики. Основы лесного законодательства РФ Классификация экологических факторов, их значение и влияние на лес (абиотические, биотические, антропогенные).

0,5

15

Экологические системы: микроэкосистемы, мезоэкосистемы, макроэкосистемы.

0,5

16

Взаимосвязь экосистем. Биосфера – самая большая экосистема.

0,5

17

Биологический круговорот веществ в экосистеме – лес.

0,5

18

Типы загрязнения среды, воздуха, лесных водоёмов и последствия загрязнения.

0,5

19

Влияние реакционной нагрузки на лесное сообщество.

0,5

20

Роль животных в поддержании экологического равновесия леса.

0,5

21

Знакомство с лесом


0,5

22

Характеристика лесного фонда области.

0,5

23

Составные части леса: древостой, подлесок, подрост, живой надпочечный покров. Видовой состав, строение, размножение, рост и питание древесное – кустарниковых пород в районе деятельности школьного лесничества.

0,5

24

Исследование лесов, промежуточное лесопользование.


0,5

25

Лесовосстановление. Побочное использование лесов (заготовка лекарственного сырья, плодов).

0,5

26

Охрана леса от пожаров. Виды пожаров, их предупреждение.

0,5

27

Влияние самовольных вырубок на рост и размножение растений.

0,5

28

Сохранение ценных лесных массивов.

0,5

29

Обобщение и систематизация знаний умений.

0,5

30

Пробное занятие по решению теоретических и практических заданий.

0,5

31

Итоговое тестирование.

0,5

32

Итоговая конференция.

1









Средства контроля

Дидактический материал (занимательные упражнения и задания)

1. Головоломка-загадка

Найдите начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество делений, прочитайте загадку. Отгадайте ее. (Ответ: На горе шумит, а под горой молчит. – лес)




2. Криптограмма «Кто он?»

Впишите в клеточки названия растений, изображенных рядом. Если задание выполнено правильно» то в выделенных клеточках вы прочтете фамилию известного русского ученого-биолога, основоположника лесоводческой науки.

(Ответ: сфагнум, сосна, папоротник, хвощ, берѐза, прострел, подберѐзовик. Морозов)

3. Головоломка «Влияние солнечного света»

Известно, что растения в фитоценозах растут ярусами. Наибольшее количество солнечной энергии поглощает верхний ярус деревьев. Однако не все деревья светолюбивы. Расположите деревья, изображенные здесь, в ряд — по их чувствительности к солнечному свету, как показано на схеме слева, и напишите рядом с деревом его название.

(Ответ: лиственница, берѐза, сосна, дуб, ясень, клѐн, липа, граб, ель, бук, пихта, тис)





4. Головоломка-загадка

Найдите начало головоломки и по непрерывной линии прочитайте загадку. Отгадайте ее.

(Ответ: И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло. – лес)

5. Закончи поговорку

В лесу дождь дважды ……. (идѐт)

В лесу не без…….( зверя)

Старые деревья молодые …….(охраняют)

Деревья, которые рано зазеленели, раньше……..(потеряют листву)

По опушке леса …….( не узнаешь)

Лес точится червем …….(изнутри)

Малый червяк большой дуб…….( губит)

Сосна кормит, липа ……..(обувает)

Сосна — дубу ……..(сестра)

Велик дуб, да дупласт, а мал дуб, да……(здоров)

Осина и без ветра…..( шумит)



6. Лабиринт «Найди пару»

На почвах, богатых органическими веществами и сырым гумусом, возникает симбиоз деревьев и грибов. Пройдя по лабиринту, определите пары симбиоза.

(Ответ: белый-сосна, дуб, ель; маслѐнок-лиственница; подберѐзовик- берѐза, осина)

7. Кроссворд «В лесу»

Разгадав кроссворд, вы прочтете в выделенных рядах названия лесных растительных сообществ, встречающихся в средней полосе России.

1. Небольшой кустарничек хвойного и смешанного леса с сочными черно-синими ягодами. 2. Вечнозеленое многолетнее травянистое растение хвойного леса с ползучими стеблями и приподнимающимися спороносными колосками. 3. Одна из основных лесообразующих пород хвойных и смешанных лесов. 4. Небольшое травянистое растение хвойного леса, имеющее два листа сердцевидной формы и мелкие белые цветки, собранные в соцветие кисть. 5. Вечнозеленый кустарничек с глянцевитыми темно-зелеными кожистыми листьями и ярко-красными ягодами кисло-сладкого вкуса, б. Травянистое растение хвойного леса с трехраздельными листьями и белыми цветками, богатое солями щавелевой кислоты. 7. Цветущее весной в дубравах травянистое растение с малиново-синими соцветиями, богатыми нектаром. 8. Кустарник смешанного и лиственного леса с плодами красного и черного цвета, кора и плоды его используются в медицине как слабительное средство. 9. Теплолюбивая древесная широколиственная порода, произрастающая на плодородных почвах. 10. Один из самых распространенных кустарников в дубравах. 11. Травянистое раннецветущее растение эфемероид, произрастающее в дубравах и других лиственных лесах, его семена распространяются муравьями. 12. Один из наиболее распространенных папоротников лиственного и смешанного лесов. 13. Теневыносливая древесная порода, встречающаяся в дубравах, цветет пахучими цветками в середине лета, хороший медонос.

(Ответы:1-черника, 2-плаун, 3-ель, 4-майник, 5-брусника, 6-кислица, 7-медуница, 8-крушина, 9-дуб, 10-орешник, 11-хохлатка, 12-щитовник, 13- липа.

Ельник, дубрава)

8. Травянистые растения широколиственного леса

Светлый и сухой широколиственный лес имеет богатую растительность. Пахучие травы и многоцветье отличают такой лес. Найдите растения из этого леса на рисунках

9. Травянистые растения елового леса

Темный и сырой еловый лес дает приют цветущим травянистым растениям. Найдите растения из этого леса на рисунках

10. Загадки

  1. Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Ваню – хворостинкой! (Лес)

  1. Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нем! (Лес)

  1. Есть у ребят Зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет

Сотни рук И тысячи ладошек. (Лес)

  1. Жаль озябшего бедняжку – Всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку Раздарил по лоскуткам (Лес)

  1. Кто, как только жарко станет, Шубу на плечи натянет.

А нагрянет холод злой – Скинет с плеч ее долой? (Лес)

6. Его весной и летом Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)

7. Нам в дождь и зной Поможет друг,

Зеленый и хороший – Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево)

8. Весной веселит,

Летом холодит, Осенью питает,

Зимой согревает. ((Дерево)

9.В шубе летом,

А зимой раздеты.( Деревья)

10.Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок (Дуб) 11. детки на ветках С рожденья в беретках.

С деревьев упадут –

Береток не найдут. (Желудь)

12. Висит васюкин,

Под ним хрю-хрюкин,

Васюкин упадет, Хрю-хрюкин подберет. (Желудь и кабан)

13. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель, сосна)

14. Летом и зимой

В рубахе одной. (Ель, сосна)

15. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

16. Меня в лесу оставили, Весь век торчать заставили:

В ушанке заячьей – зимой, А летом с бритой головой. (Пень)

17. С виду он похож на зонтик, Только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте, Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло, Он считает – повезло! (Гриб) 18. Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

19. Даже ночью муравьишка Не пропустит свой домишко: Путь-дорожку до зари Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят. (Ландыш)

20. Беленькие горошки

На зеленой ножке. (Ландыш)

21.Все паны скинули кафтаны,

Один пан не скинул кафтан. (Сосна, ель в лиственном лесу)

22.Весной — в цветном платьице,

Зимой — в белом сарафане.( Лиственный лес)

23.Не сучок, не листок, а на дереве растет. (Мох)

24.На лесной поляне красуется Татьяна: алый сарафан, белые крапинки. (Земляника)

24.Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник)

11. Головоломка «Секрет русских лесов»

Разгадав эту головоломку, вы узнаете, какое хвойное дерево широко распространено в нашей стране. (Лиственница-гордость русских лесов)

12. Головоломка-загадка

Соедините не пересекающиеся линией квадратики с буквами так, чтобы можно было прочесть загадку. Отгадайте ее. (Много рук, а нога одна. - Дерево)



13. Ребусы

Какое значение имеют хвойные растения в природе, вы узнаете, расшифровав ребус 1. (Хвойные –основные лесообразующие породы)

Из ребуса 2 вы узнаете, почему воздух в хвойных лесах практически не содержит болезнетворных бактерий — микробов. (Хвоя выделяет фитонциды, убивающие микробы).

Когда вы разгадаете ребус 3, то прочтете, какие особенности есть у древесины хвойных растений. (Древесина хвойных содержит смоляные ходы)





14. Кроссворд «Лес»


По горизонтали

  1. Надземная часть жилища муравьев в виде кучи из хвои, листьев, комочков земли (муравейник)

  2. Лесная птица с длинным, сильным клювом, позволяющим ей долбить кору и древесину и добывать пищу из выдолбленных щелей, трещин (дятел) 6. Животное с лопастистыми рогами, лесной великан (лось)

  1. Лиственное дерево смешанных лесов (клѐн)

  2. Небольшой пушной зверек отряда грызунов, живущий на деревьях (белка)

  1. Лесная перелетная птица, обычно не вьющая гнезда и кладущая яйца в чужие гнезда (кукушка)

  2. Хищная ночная птица с большими глазами и крючковатым клювом (сова)

  3. Небольшой пугливый зверек с длинными задними ногами, длинными ушами и коротким хвостом (заяц)

По вертикали

  1. Съедобный гриб, обычно с ярко окрашенной шляпкой (сыроежка)

  2. Травянистое растение с белыми цветками, дающее душистые кисло-сладкие ягоды розовато-красного цвета (земляника)

  3. Куст с яркими ягодами, из которых делают полезный витаминный напиток (шиповник)

  1. Природное сообщество (лес)

  2. Парнокопытное млекопитающее семейства свиней с большими клыками (кабан) По горизонтали

  1. Надземная часть жилища муравьев в виде кучи из хвои, листьев, комочков земли (муравейник)

  2. Лесная птица с длинным, сильным клювом, позволяющим ей долбить кору и древесину и добывать пищу из выдолбленных щелей, трещин (дятел) 6. Животное с лопастистыми рогами, лесной великан (лось)

  1. Лиственное дерево смешанных лесов (клѐн)

  2. Небольшой пушной зверек отряда грызунов, живущий на деревьях (белка)

  1. Лесная перелетная птица, обычно не вьющая гнезда и кладущая яйца в чужие гнезда (кукушка)

  2. Хищная ночная птица с большими глазами и крючковатым клювом (сова)

  3. Небольшой пугливый зверек с длинными задними ногами, длинными ушами и коротким хвостом (заяц)

15. Кроссворд «Жизнь леса»

  1. Ярус расположенный под деревьями.

  2. Сообщество всех обитателей леса тесно связанных между собой.

  3. Растения образующие самый верхний ярус.

  4. Ярус, где произрастают мхи и лишайники.

  5. Ими питаются многие лесные животные.

  6. Гриб, которым лечится лось.

  7. Ниже кустарничков произрастают ... .

  8. Ярус, ниже яруса кустарников.

  9. Грибы способствуют ... растительных остатков в лесу. 10. «Этажи» в лесу.










16. Кроссворд «Этажи леса»

17. Кроссворд «Лесные звери»

  1. Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. медведь

  1. Иголки – булавки Сели под лавку,

На меня глядят,

Молока хотят. ёж

  1. Вот зверюшка непростая - Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый гнет дугой.

  1. Ее узнаем мы с тобой лиса

По двум таким приметам;

В шубе серенькой – зимой,

А в рыжей шубе – летом. белка


  1. Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу. кабан

  1. Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. волк

  1. В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца. крот

  1. Меньше тигра,

Больше кошки, что за ушки – Будто рожки!

С виду кроток, но не верь:

Очень страшен этот зверь. рысь

  1. Зимой беленький, а летом серенький,

Никого не обижает, а всех сам боится. заяц



  1. Головоломка-пословица

По ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество слогов, прочтите пословицу. Объясните ее смысл. (Много леса- не губи, мало леса- береги, нет леса- посади)

  1. Прочитай пословицу

Найдите начало и ключ к головоломке-пословице. Прочитайте пословицу и объясните ее смысл. (Дерево погубить - в пять минут, а вырастить его- годы пройдут)

  1. Продолжи пословицу

Леса от ветра защищают и урожаю….(помогают)

Один человек оставляет в лесу след, сотня тропу, а тысяча - …… (пустыню)

Кто с дерева кору снимает, тот его …… (убивает)

Берёзовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на ……. ……. (рубль изведёшь)

Немудрено дерево срубить – мудрено …….(вырастить)

Кто дерево посадил, тот человеку …… (друг)

Срубил дерево – посади ……(два) Дальше в лес- больше- ……(дров)



  1. Кроссворд «Лесные животные» По горизонтали:

  1. Вот так рыжая плутовка!

След свой заметает ловко!

  1. Этой птице по ночам не спится.

К утру домой воротится большеглазая охотница.

1

2

3

2

3

4

4

  1. Большой, коричневый, лохматый. Неуклюжий, косолапый.

  2. Любитель жёлуди искать

И спину о корягу почесать.

По вертикали:

1. Он длинноногий и рогатый И говорят о нем: сохатый. 2. Фыркает четвероножек, Маленький, колючий ...

  1. По лесу серый хищник ходит. На зайцев ужас он наводит.

  2. Трусишка этот летом - серый.

Ну а зима придаёт - он белый.

22. Кроссворд «Животные леса»

Впишите в клетки названия известных Вам животных.

23. Разгадай анаграммы «Основные понятия в лесоводстве»

Л_ _ _ _ _ _ _ _ _ е Л_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _е

Л_ _ _ _ _ _ _ _ _ _к

Л_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _а



24. Головоломка «Дерево»

На рисунке зашифрована пословица о бережном отношении к окружающему миру. Расшифруйте ее. Как вы понимаете эту пословицу?

Ответ. Не мудрено дерево срубить - мудрено вырастить. (Читать следует по часовой стрелке, «перепрыгивая» через слоги.)


5.2. Викторины

1. Лесная флора

  1. Почему лес – «зелѐное золото»?

  2. Что такое тайга?

  3. Что такое красный лес?

  4. Какой лес чернолесье?

  5. Почему лиственницу так называют?

  6. Чем славится сибирский кедр?

  7. Ценность лиственницы 8. Почему у ели острая вершина?

  1. Что такое живица?

  2. Что такое «ведьмины мѐтлы»?

  3. Какие древесные породы растут в Чувашии? Какие древесные породы образуют леса в местности, в которой ты живѐшь?

  4. Какое дерево называют «ореховой сосной»?

  5. Почему «плачет» берѐза? Можно ли много сока выпить из берѐзы?

  6. В каком лесу темней? Почему?

  7. Отчего хвойный лес «шумит»?

  8. Почему сосна укрепляет пески, а ель нет?

  9. Есть ли у дерева лишние ветки?

  10. Из какого дерева в старину делали обувь?

  11. Причина лесных пожаров?

  12. Почему лес погибает, если вырубить старые дуплистые деревья?

  13. Берѐза добрая… ели. Почему?

  14. Роль ивы для берега реки.

  15. Почему их так называют? «Калужница», «Незабудка», «Копытень».

  16. Какое растение ценят металлурги?

  17. Почему кислицу (заячью капусту) называют северной мимозой? 26. Сколько лет живѐт сосна обыкновенная?




Ответы

  1. Лес – одно из главных богатств в России. Это – топливо, строительные материалы, сырьѐ. Лес – это лѐгкие планеты. Сохраняет влагу, смягчает климат, источник здоровья и т.д.

  2. Лес, образованный одним или несколькими видами деревьев. В основном из группы еловых. С небольшой примесью лиственных пород. Деревья растут беспорядочно. В глубине тайги – мрак.

  3. Это лес – хвойной породы. Имеют ценную древесину (сосна, ель, пихта, кедр. лиственница) не теряют иголок, а меняют постепенно, за исключением лиственницы.

  4. В чѐрном лесу деревья теряют листву осенью, это – дуб, клѐн, липа, берѐза. Вяз, осина, ольха, рябина, черѐмуха. Из кустарников: калина, шиповник, орешник и др.

  5. Имеет мягкую опадающую на зиму хвою.

  6. Всѐ. Что есть у кедра – идѐт на пользу человеку – орехи, масло, жмых, древесина.

  7. Древесина очень устойчива против гнили, очень твѐрдая. Живица применяется в лакокрасочном производстве.

  8. Ель морозостойкая, теневыносливая, она растѐт непрерывно в высоту, закрученная вершина – первый признак прекращения роста.

  9. Из сосны обыкновенной «сибирской» добывают живицу, которая идѐт для приготовления бальзама, скипидара, канифоли.

  10. «метла» образуется на берѐзе, ели, в этом месте появляются грибы …., под его влиянием просыпаются спящие почки, из которых развивается целый пучок веток, напоминающих метлу.

  11. Сосна – сосновый бор, ель – ельник. Берѐза – берѐзовая роща, осина – осинник, пихта – пихтач, кедр – кедровый бор, по берегам рек – ива.

  12. Кедр – кедровая сосна.

  13. Берѐза плачет вовремя сокодвижения – весной. Много сока выпускать у берѐзы нельзя, она засохнет.

  14. Темнее в еловом лесу, т.к. кроны елей смыкаются. Светло и чисто в сосновом. Ветки сосны находятся высоко. Светло и в лиственном лесу.

  15. Звук в хвойном лесу вызывают вихри, образующиеся струями воздуха. Эти слабые звуки, сливаясь, образуют шум леса.

  16. У сосны корни вертикальные, у ели горизонтальные, ель любит влажную плодородную почву, и на песках расти не может.

  17. Есть, нижние ветки, они тратят на дыхание больше веществ, чем производят, их можно в лесу обрезать. А в городе нельзя, они собиратели сажи.

  18. Из липы плели лапти.

  19. Пожары возникают из-за халатности людей (окурки, спички, костры). Охрана леса от пожара – государственное дело.

  20. В дуплах старых деревьев живут птицы, летучие мыши. Они истребляют вредных насекомых леса. Не стало гнѐзд. Не станет птиц. Молодой лес погибает от насекомых.

  21. Берѐза нужна ели. Ель на голом месте мѐрзнет.

  22. Корни ивы густой сетью покрывают прибрежную полосу воды, как бетон, предохраняет реку от излишнего испарения.

  23. Калужница – от древнерусского – болото. Она растѐт в болотистых местах. На старых местах растут голубые незабудки, с желтой серединкой и пятью небесно-голубыми лепестками и как будто говорят: «Не забудь меня».

  24. Плаун. Споровое растение. Собирают споры и их используют для обсыпки форм, чтобы расплавленный металл не прилипал к форме.

  25. Кислица растѐт в тени, под елью. Зайцы любят кислицу. В листьях содержатся органические кислоты. Если на неё падает солнечный луч. Она свёртывает листочки – «засыпает», если ударить по листочкам, то медленно свёртываются и опускаются. Как у мимозы стыдливой.

  26. 350-500 лет живѐт сосна обыкновенная.

2. Лесная аптека

  1. Почему лес называют «зелѐной аптекой?

  2. Какие болезни лечит берѐзка?

  3. Какую траву любят кошки?

  4. Какие болезни лечат этой травой?

  5. Где применяется дикая рябина?

  6. Какая ягода заменит лимон?

  7. Какие ягоды богаты витамином С?

  8. Назови ядовитые растения леса?

  9. Хищное растение, которое используется в медицине.

  10. Можно ли чернику назвать лекарством?

Ответы

  1. Много лекарственных трав, кустарников, деревьев. Можно найти лекарство от любой болезни.

  2. Почки берѐзы используют как мочегонное средство.

  3. Валериану. Лечат первые расстройства и бессонницу.

  4. Лекарственными свойствами обладают цветы. Делают смягчительные припарки, лечат ангину, кашель.

  5. Пижма, или дикая рябина, листья и цветы похожи на рябиновые. Используют при желтухе, глистах, желудочно-кишечных заболеваниях.

  6. Клюква. В ней содержится лимонная кислота, которая возбуждает деятельность пищеварительных желез.

  7. Чёрная смородина. ½ стакана содержит 135 мг витамина С.

  8. Белена, волчье лыко, плоды ландыша, вороний глаз, купена, болиголов. Эти растения содержат ядовитые вещества, могут вызвать смерть.

  9. Росянка, растѐт на болоте. Ею выводят бородавки. 10. Да. Ещё экстракт обостряет зрение в сумерках и ночью. В плодах содержится марганец.



3. Грибы леса

  1. Роль грибов в жизни леса.

  2. Назови съедобные и ядовитые грибы.

  3. Что нужно для роста грибов?

  4. Когда грибы лучше собирать?

  5. Сколько живѐт гриб?

  6. Грибница какого гриба разрушает дерево?

  7. Назови трубчатые грибы

  8. Назови пластинчатые грибы.

  9. Какие животные питаются грибами?

Ответы

  1. Участвуют в почвообразовательном процессе.

  2. Съедобные грибы: белый, подосиновик, подберѐзовик, маслѐнок, опѐнок, рыжик, сыроежка, груздь, валуй, сморчок, лисичка.

  3. Богатая перегноем почва, влага, тепло, тень.

  4. На рассвете гриб самый крепкий, душистый, ядрѐный. Отправляться с рассветом.

  5. Век гриба – одна декада.

  6. Грибница опѐнка.

  7. Белый гриб, подберѐзовик, подосиновик. Маслѐнок, зелѐный моховик. У всех у них обратная сторона плѐнки из отдельных тонких нитей, образующих губчатую массу плѐнки.

  8. Опѐнок, рыжик, груздь, сыроежка, лисичка, волнушка, валуй, маслѐнок. На оборотной стороне тонкие пластинки расходятся лучами от ножки. 9. Белки, ежи, бурундуки, лоси и другие.



4. Знаете ли вы ягодные места? Когда их собирают?

  1. Земляника – растѐт там, где светло. По опушкам, пригоркам, вырубкам (собирают июнь-июль).

  2. Черника – ягода сырого елового бора(июль-август).

  3. Брусника – в еловом, сосновом бору, только где суше(август-сентябрь).

  4. Черная смородина – по берегам рек, ручейков, в сырых местах (июль-август).

  5. Малина – любит хорошую землю, заселяет гари, овраги, вырубки (август).

  6. Костянка – полутёмный, смешанный и лиственный лес (июль-август).

  7. Черѐмуха – по берегам рек. Лесным опушкам (август-сентябрь).

  8. Рябина – в лесах повсеместно (сентябрь-до глубокой зимы).

  9. Калина – влажные места в лесах, оврагах, по берегам рек, ручьёв (в конце августа – до ноября).

  10. Клюква – любит болото (ноябрь-март, когда болото замерзает).

5. Звери леса

  1. Крупный хищник. На зиму впадает в спячку.

  2. Небольшое животное с иглами. Питается насекомыми, мелкими грызунами.

  3. Хищник средних размеров, рыжего цвета, с длинным хвостом. Питается мелкими позвоночными, птицами.

  4. Небольшое животное с длинным хвостом. Может прыгать по деревьям.

  5. Является диким предком домашних свиней. Самцы обладают клыками, длиной до 10 см. Питается травой, желудями, клубнями, кореньями.

  6. Лесной житель. Опасный хищник. Может появляться в населенных пунктах, задирая собак. Изредка нападает на людей.

  7. Мелкое животное, ведущее подземный образ жизни. Почти не видит. Питается дождевыми червями, насекомыми и их личинками.

  8. Хищник семейства кошачьих с кисточками на ушах.

  9. Животное среднего размера 30-50 см. Передвигается прыжками. Обладатель длинных ушей.

Ответы: 1. медведь, 2. еж, 3. лиса, 4. белка, 5. кабан, 6. волк, 7. крот, 8. рысь, 9. заяц

6. Леса России

  1. По рисункам определите животных леса







  1. Назовите изображенные на рисунках растения

  1. Вставив недостающие буквы – получишь новые слова

Д

У

Б

Д

У

Б

Д

У

Б

Д

У

Б

Д

У

Б

Д

У

Б

Д

У

Б

Д

У

Б


  1. Из древесины какого дерева делают спички?

  2. Для укрепления песков, склонов используют сосну. Почему для этого нельзя использовать ель?

  3. Какое растение кормит, лечит, одевает, наказывает?

  4. Какие виды лесных пожаров Вам известны?

  5. Назовите погодные условия, влияющие на распространение пожара

  6. Какая нить в лесу прочнее стальной проволоки?

  1. 1- дятел, 2- медведь, 3- сорока

  2. 1- сосна кедровая, 2-вороний глаз, 3- колба, черемша, 4- папоротник орляк, 5 -Липа

  1. Осина

  2. У сосны корневая система глубинная, а у ели поверхностная

  3. Крапива

  4. Низовой; Верховой: беглый и устойчивый; Почвенный.

  5. Ветер, влажность, время года, рельеф.

  6. Паутинная






Теоретические задания по лесоведению:

Природные приметы

Состояние погоды

Задание 1.Приведите примеры прогноза погоды по народным приметам. Впишите ответы в соответствующие графы.





Задание 2.Опишите известные способы обеззараживания воды.

Задание.3.Определите съедобные и ядовитые грибы по представленным иллюстрациям. Впишите их номера и названия в таблицу.

Съедобные грибы

Ядовитые грибы



Практические задания по лесоведению:

Задание 1. Опишите определение сторон света без компаса и времени дня без часов вы период выполнения заданий.

Задание 2. Определите 5 лекарственных растений на заданной территории и опишите их применение.

Задание 3.Определите высоту предложенного дерева высотомером и диаметр дерева мерной вилкой.

Задание 4. Перечислите заповедники, заказники, памятники природы Амурской области, вписав их названия.

Заповедники

Заказники

Памятники природы



Задания 5.Перечислите эндемичные, редкие и охраняемые растения Амурской области.

Задания 6. Перечислите природные зоны амурской области.

Задание 7. Дайте понятие лесоустроительных знаков:

Квартальный столб

Деляночный столб

Пикетный столб

Задание 8.Определите породы деревьев и кустарников по изображениям и иллюстрациям

Породы деревьев и кустарников



Задание 9.Определите 5 лекарственных растений на заданной территории и опишите их применение.

Задание 10. Определите видовую принадлежность птиц по представленным изображениям.

Учебно –методические средства обучения 6.1. Учебное оборудование

Печатные пособия.

Комплект таблиц по биологии

Карта природных зон

Атласы Белгородской области

      1. Гербарии

          1. Растительные сообщества

          2. Основные группы растений

          3. Лекарственные растения

4.Гербарий деревьев и кустарников

5. Дикорастущие растения

Коллекции



        • Кора и древесина

        • Коллекционные сборы обучающихся

        • Муляжи грибов

Оборудование и принадлежности для проведения практических работ и экскурсий

        • Планшет

        • Рулетка

        • Верёвка с колышками

        • Рамка, Лупа

Список литературы:

  1. Аверкиев И.О. Атлас вредных насекомых леса / И.О. Аверкиев. – М.: Лесная пром-сть, 1984.

  2. А.М. Дремина. Теоретические и практические задания по лесоведению, ботанике, зоологии, экологии областного слета школьных лесничеств.

  3. Н.Г. Павлюк. География Амурской области: Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса образовательных учреждений.

  4. Н.К. Шульман. По рекам и тропам верхнего Приамурья.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Элективный курс "Лес и Лесное хозяйство"

Автор: Рябцева Анжела Андреевна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377381

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "программа элективного курса "Лесоводство" "
    ["seo_title"] => string(43) "proghramma-eliektivnogho-kursa-liesovodstvo"
    ["file_id"] => string(6) "111566"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407653149"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства