«Экосистема малой реки Мелекесска Ульяновской области»;
«Экосистема малой реки Мелекесска Ульяновской области»;
Целькурса: формирование комплексного представления об основных закономерностях и специфике экосистемы реки Мелекесска Ульяновской области с выделением основных проблем природно-ресурсного развития в современный период.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Экосистема малой реки Мелекесска Ульяновской области»;»
Программаестественнонаучногокурса
«Экологическиймониторингводныхэкосистем»
Пояснительнаязаписка
Программа данного курса рассчитана на 7 часов. Курс предназначен для учеников 3-5 классов.
Цель:
Формирование знаний и умений для научно-исследовательской деятельности по экологии: навыков экологического мониторинга водных ресурсов. Формирование экологической культуры школьников через участие в природоохранной деятельности.
Программа содержит теоретическую и практическую часть, на которую отведено большее количество часов. Изначально ученики будут знакомиться с понятием экосистема, видами экосистем, их особенностями и в первую очередь с особенностями водных экосистем. Теоретическая часть программы так же включает знакомство с понятиями экологический мониторинг, виды мониторинга.
После теоретической части программы ученики приступают непосредственно к практической части - экологическому мониторингу реки Б. Черемшан. Мониторинг включает проведение исследование водной и береговой растительности, определение качества воды по обрастаниям на подводных предметах, по химическим и физическим показателям, по активности ферментов в донных отложениях.
Программа содержит раздел «Охрана реки», в котором рассматриваются вопросы влияния состава воды на здоровье человека, способы рационального использования пресноводных экосистем.
В заключении элективного курса ученики приступают к обработке результатов исследований, готовят презентации. Результаты своей работы и выводы учащиеся представляют на итоговой конференции.
Подобное содержание программы отобрано не случайно. Экология – как предметная область – уже завоевала прочные позиции в образовательной практике российских школ. Преподавание экологии в теоретическом аспекте уже не является чем-то новым, особенным и модным, более того, продолжающееся ухудшение экологической обстановки требует качественной доработки сложившейся системы образования и воспитания по экологии, создания более действенных механизмов вовлечения учащихся в работу по охране природы. Одним из таких механизмов является привлечение учащихся к исследовательской, экспериментальной работе, которая позволяет оценить экологическую обстановку и наметить пути охраны природных объектов.
Рекомендуемая технология обучения ОЧС будет способствовать развитию творческих способностей детей. Привлечение новейших компьютерных технологий повысит уровень обучения.
Требованиякучастникампрограммы.
Ученикидолжнызнать:
Экологический мониторинг. Виды мониторинга
Экосистема, виды экосистем, разнообразие местных экосистем
Водные экосистемы и их особенности
Рациональное использование водных экосистем
Растительный мир водных экосистем
Животный мир водных экосистем
Растения и животные-биоиндикаторы чистой и загрязнённой воды
Физические и химические показатели качества воды
Влияние состава воды на здоровье человека
Зависимость качества воды от состояния береговой растительности
Морфометрические особенности определённого участка реки
Охрана водных экосистем
Ученикидолжныуметь:
Проводить исследования в соответствии с инструкцией
Исследовать физические свойства воды
Исследовать состояние водной и береговой растительности
Устанавливать зависимость между составом воды и здоровьем человека
Обрабатывать результаты мониторинга
Анализировать результаты исследований, делать выводы
Предполагать необходимые действия для защиты реки
Представлять результаты своих исследований в виде публикаций, презентаций, сайтов
Использовать различные источники информации в исследовательской деятельности
Содержаниепрограммы
(программа рассчитана на 7 часов)
Введение(1час)
Экосистема.Экологическиймониторинг.(1час)
Экосистема. Виды экосистем. Экологический мониторинг. Виды мониторинга. Особенности водных экосистем.
Экологическиймониторингреки(4часа)
Физико-географическая характеристика реки. Физические и химические показатели качества воды. Растительный и животный мир реки. Растения и животные-биоиндикаторы.
Практическаяработа №1
«Определение качества воды по обрастаниям на подводных предметах».
Практическаяработа №2
«Исследование состояния водной и береговой растительности»
Практическаяработа №3
«Физические показатели качества воды»
Практическаяработа №4
«Исследование химического состава воды»
Охранареки(1час)
Состав воды и здоровье человека. Необходимые действия для защиты реки. Рациональное использование водных экосистем. Устройство очистных сооружений.
Тематическоепланированиекурса
№
Тема урока
Виды деятельности
Формы организации работы
Ⅰ
Введение в изучаемый курс
беседа
Формирование групп для проведения исследований, обсуждение плана работы, источников информации.
Ⅱ.
Экосистема.Экологическиймониторинг(1час)
Ⅱ.1
Экосистема. Экологический мониторинг. Особенности водных экосистем
Лекция, беседа
Групповая работа
Ⅲ.
Экологическиймониторингреки(5часов)
Ⅲ.1
Физико-географическая характеристика реки.
Практическая работа №1
«Определение качества воды по обрастаниям на подводных предметах».
Практическая работа
Групповая работа
Отчёт о работе
Ⅲ.3
Практическая работа №2
«Исследование состояния водной и береговой растительности»
Практическая работа
Групповая работа
Отчёт о работе
Ⅲ.4
Практическая работа №3
«Физические показатели качества воды»
Практическая работа
Групповая работа
Отчёт о работе
Ⅲ.5
Практическая работа №4 «Исследование химического состава воды».
Практическая работа
Групповая работа
Отчёт о работе
Ⅳ.
Охранареки(1час)
Ⅳ.1
Состав воды и здоровье человека. Рациональное использование водных экосистем
Лекция, беседа, сообщения
Коллективная работа
Сообщения
Литература
Б.М. Миркин, Л.Р. Наумова «Экология России. Москва. «Устойчивый мир». 2000 г.
Озерова Л. В., Воркулов К. В. «Полевая практика по геоботанике» М.: ЦДЮТур России 1998г.
«Изучаем малые реки России» . Пособие по комплексному исследованию экологического состояния малых рек . Тамбов. 2001г.
Писеров В. А., Заруцкий Б. А. «Памятники природы Тамбовской области»