Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на занятиях теоретического и практического обучения
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на занятиях теоретического и практического обучения
Название программы (плана)
«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на занятиях теоретического и практического обучения по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
Реализуемая цель (и)
повысить качество теоретического и практического обучения по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» путем духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся;
формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;
приобщение обучающихся к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на занятиях теоретического и практического обучения»
СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум»
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на занятиях теоретического и практического обучения по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
Цель: показать, что на занятиях теоретического и практического обучения можно успешно реализовать направление духовно-нравственного и патриотического воспитания
Актуальность
Духовно-нравственное воспитание - это нравственные чувства (совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм); облик (терпение, милосердие, кротость, незлобивость); позиция (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний); здоровье (создание условий для сохранения физического, психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);поведение (готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В современном обществе жизни наблюдается низкий уровень общественной морали, постепенно утрачиваются семейные традиции и ценности, патриотические чувства, среди подростков процветает алкоголизм, курение, наркомания. Проблема духовно-нравственного воспитания становится актуальной. Какими бы нам хотелось видеть своих детей? Отвечая на этот вопрос, мы скажем: порядочными, добрыми, умными, честными, справедливыми. А что мы взрослые делаем для того, чтобы вырастить наших детей таким? Здесь важную роль играет семья, социум, техникум. Одной из приоритетных задач техникума – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса.Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и общества. Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.П.Вахтеров.
Формировать духовно-нравственность нужно не только в воспитательной работе, но на уроке, в том числе и на занятиях специальных дисциплин. Специальные дисциплины являются не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Профессиональные дисциплины неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.
Я на своих уроках реализую данное направление через решение практических задач. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе обучающегося. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого, сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение. Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге нашего народа.
Профессиональные дисциплины учат строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение профессиональных задач требует от обучающихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у обучающихся воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.
Я на уроке по практическому обучению и во внеурочное время духовно-нравственное воспитание осуществляю посредством четырех факторов: содержание образования; методы и формы обучения; использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций; личность самого преподавателя (прежде всего и в наибольшей степени).
Пример(из опыта работы)
Название программы (плана)
«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на занятиях теоретического и практического обучения по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
Реализуемая цель (и)
повысить качество теоретического и практического обучения по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» путем духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся;
формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;
приобщение обучающихся к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание реализуется в рамках общетехникумовских, муниципальных, региональных творческих конкурсных работ (проекты, компьютерная графика, презентации, анимация, web-сайты, посвященные знаменательным датам в истории малой Родины и Отечества). Немаловажную роль в гражданско-патриотическом воспитании играет краеведческая и исследовательская работа, проводимая в музее техникума. Помимо этого необходимо включать в процесс обучения задачи, несущие исторические данные о своей семье, о нашей стране и народе, статистические данные Российской Федерации (население, национальности, географические данные, исторические сведения и т.п.), сведения о героях ВОВ, людях, являющихся гордостью России.
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности
Системность
Учебная активность
Учебная успешность
Духовность
Нравственность
Патриотизм
Познавательная деятельность
Творческая активность
Творческая самостоятельность
Креативное мышление
Самоорганизация обучающихся
Академическая успеваемость
Модель духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся на занятиях теоретического и практического обучения по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» помогает обеспечить целенаправленное формирование у студентов активной позиции, способствовать включению их в решение общественных задач, создавать условия для развития у них привычки действовать в соответствии с национальными интересами России.
Результаты деятельности
Определены теоретические основы и психолого-педагогические условия духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Обоснованы положения необходимости духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» в процессе теоретического и практического обучения в современных условиях.
Проведена апробация элементов методики духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» в процессе теоретического и практического обучения и оценено ее влияние на уровень усвоения теоретических знаний и на формирование профессиональных компетенций, на духовно-нравственное развитие обучающихся:
произошло осознание обучающимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
развитие у обучающихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности;
становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества;
уровень социализации обучающихся повысился на 8%;
уровень освоения обучающимися учебного материала повысился на 17%;
повысился уровень познавательной самостоятельности обучающихся на 11%;
повысился уровень академической успеваемости обучающихся на 7%
Конечным результатом реализации модели духовно-нравственного и патриотического воспитания на занятиях теоретического и практического обучения по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» должны стать: духовный и культурный рост студента, гражданская позиция и патриотическое осознание себя как гражданина великой страны, достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей и традиций российского государства, а также повышению их социальной активности.