kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Мы с ПОСОПА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: воспитание у обучающихся любви к  малой родине, своему Отечеству, чувства гордости за свою Родину, готовности приносить пользу обществу и государству.

Задачи:

  1. Формировать  и развивать личностные характеристики обучающихся, направленные на любовь к своему краю и своему Отечеству,  уважение своего народа, его культуры и духовных ценностей.
  2. Учить  школьников  соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Мы с ПОСОПА»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

городского округа Саранск

Республика Мордовия









Дополнительная

общеразвивающая

программа

внеурочной деятельности

«Мы с ПОСОПА»







Кудрявцева Светлана Юрьевна-

учитель истории и обществознания










Саранск 2016

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая Программа «Мы с ПОСОПА» призвана способствовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию в рамках внеурочной деятельности на основе работы школьного историко-краеведческого музея.

Сохранение исторической памяти имеет огромное воспитательное значение для подрастающего поколения – во все времена и в любом государстве, особенно в переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется наиболее ярко в годы испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, сохранения исторической памяти вышли на первый план.

Программа «Мы с ПОСОПА» разработана в соответствии с ФГОС второго поколения и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и отвечает запросам времени, направлена на системное, комплексное формирование основ духовно-нравственного, гражданско-патриотического развития личности в рамках внеурочной деятельности.

Реализуя Программу «Мы с ПОСОПА» образовательная организация взаимодействует с социумом, развивая сетевое взаимодействие:

  • Детская библиотека им. А. Гайдара

  • Республиканский Мемориальный музей боевого и трудового подвига 1941-1945 гг.

  • Республиканский краеведческий музей им. Д.Воронина

  • Республиканский Музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи

  • МУДО «Центр детского творчества №1» г.о. Саранск

  • ГБУК «Мордовская республиканская юношеская библиотека»

  • ФГБОУ ВПО «МГПИ им. М.Е.Евсевьева»

  • НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт»

  • Государственный архив РМ


  1. Цели и задачи программы

Цель программы: воспитание у обучающихся любви к малой родине, своему Отечеству, чувства гордости за свою Родину, готовности приносить пользу обществу и государству.

Задачи:

  1. Формировать и развивать личностные характеристики обучающихся, направленные на любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение своего народа, его культуры и духовных ценностей.

  2. Учить школьников соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

  3. Развивать базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, семья и др.

  4. Привлекать учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовных нравственных ценностей родного края, школы, семьи.

  5. Развивать у учащихся потребность в познании культурно-исторических ценностей, стимулировать творческую активность, поисково-исследовательскую, проектную деятельность.

  6. Воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите Родине, традициям, обычаям своего народа.

  7. Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны, своей малой родины.

  8. Оптимизировать работу с родителями в сфере нравственного и патриотического воспитания.


  1. Этапы реализации Программы «Мы с ПОСОПА»

Программа «Мы с ПОСОПА» рассчитана на 5 лет.

1 этап: организационный

Цель этапа: анализ и диагностика ситуации, подготовка условий для реализации Программы «Мы с ПОСОПА».

Задачи:

-изучить нормативно-правовую базу;

-проанализировать ресурсное обеспечение программы;

-систематизировать диагностические методики по основным направлениям реализации программы;

-провести мониторинг уровня воспитанности, мотивации обучающихся школы на старте реализации программы;

-разработать План мероприятий Программы.

2 этап: практический

Цель этапа: реализация Программы «Мы с ПОСОПА»

Задачи:

- реализовать план мероприятий по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;

- проводить промежуточный мониторинг результативности работы;

- принимать участие в конкурсах, конференциях по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.

3 этап: аналитический

Цели этапа: анализ итогов реализации Программы «Мы с ПОСОПА»

Задачи:

-проанализировать результаты контроля, данные мониторинга;

-обобщить результаты работы школьного за 5 лет;

-выявить причины затруднений в реализации программы.

Программа является открытой для внесения изменений по ходу ее реализации.


  1. Ресурсное обеспечение программы

  1. Нормативно-правовая база:

1.Федеральный закон от 29.12. 2012 г. ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации»;

2.-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 04.04. 2015 г.;

-Подпрограмма "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Республике Мордовия" на 2015 - 2020 годы Государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2025 годы»; -Подпрограмма «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия на 2016-2018гг.» Государственной программы Республики Мордовия «Развитие культуры и туризма на 2014-2018гг.»

3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2010

4. Федеральные государственные образовательные стандарты. Электронный ресурс. – http//www.standart.edu.ru

2. Кадровые условия:

  • Администрация школы;

  • Педагогический коллектив;

  • Педагог-психолог.

3.Материально-технические условия:

  • Школьный музей;

  • Кабинет информатики;

  • Кабинет истории.


  1. Реализация программы

Программа «Мы с ПОСОПА» составлена на основе принципов:

  • Открытость

  • Научность

  • Системность

  • Преемственность

  • Доступность

Структура и организация Программы «Мы с ПОСОПА» строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их степени подготовленности к жизни и деятельности в коллективе или самостоятельно.

Формы реализации программы

Программа «Мы с ПОСОПА» является основой работы школьного историко-краеведческого музея по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся школы в рамках внеурочной деятельности сроком на 5 лет. Эта работа осуществляется в следующих формах:

  • Кружковая работа;

  • Выставочно-экспозиционная работа;

  • Военно-патриотические праздники, смотры;

  • Уроки мужества;

  • Встречи с ветеранами войны и труда, участниками локальных войн;

  • Беседы, информационные минутки, устные журналы и т.д.;

  • Викторины, игры, конкурсы;

  • Творческая деятельность (написание стихов, сочинений, выполнение рисунков и т.п.);

  • Проектно-исследовательская деятельность;

  • Организация экскурсий;

  • Участие в конкурсах, конференциях;

  • Работа элективного курса «Музейное дело».

Педагогические технологии


         Успех работы школьного музея зависит, прежде всего, от участия в ней широкого постоянного ученического актива, способного систематически собирать, изучать и обрабатывать новые материалы, оказывать содействие педагогу в их использовании. Реализация цели и задач Программы предполагает активное участие школьников в работе музея, а, следовательно, требует применения технологий, активизирующих их деятельность. Поэтому работа музея строится на использовании таких педагогических технологий, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании, как:

  • метод проектов,

  • ученическое исследование;

  • игровые технологии,

  • образовательные путешествия,

  • технология коллективных творческих дел (КТД),

  • технология проблемного обучения.

  • ИКТ


Основные виды деятельности школьного музея:

  • Поисково-исследовательская деятельность.

  • Экскурсионно – просветительская деятельность.

  • Оформительская деятельность.

  • Методическая работа.

  • Урочная деятельность.

  • Работа элективного курса «Музейное дело».



Данная Программа отражает поисково-исследовательскую, оформительскую и экскурсионно-просветительскую деятельность школьного музея.

Реализация этих направлений позволит воспитать у обучающихся такие качества, как:

П – патриотизм

О – ответственность

С – справедливость

О – отвага

П – порядочность

Содержание программы «Мы с ПОСОПА»


Программа «Мы с ПОСОПА» предполагает обучение и воспитание обучающихся образовательных учреждений в процессе обеспечения деятельности школьного музея по направлениям:

- «Крепость на сторожевой черте» (история создания городов - крепостей в мордовском крае);

- «Моя малая родина» (то место, где человек родился, земляки, история, памятники, достопримечательности);

- «Мы нашей школой дорожим» (история школы, знаменитые выпускники);

- «Их подвиг нам забыть нельзя…» (о героях Великой Отечественной войны и локальных войн).

Организация поисково-исследовательской деятельности:

- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, города;

- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование;

- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;

- Написание ученических исследовательских работ и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне города, республики.

Оформительская деятельность:

- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

- оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

- оформление экспозиций, витрин для школьного музея;

- создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).

Экскурсионно-просветительская деятельность:

- проведение встреч, праздников, уроков мужества, устных журналов, информационных минуток и т.д.;

- проведение экскурсий в школьном музее;

- участие в республиканских, городских, районных конференциях, конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории родного края музейно-краеведческими средствами. Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для

- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;

- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;

- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.

Тематический план к программе «Мы с ПОСОПА»


№ п/п.

Содержание программы

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

1


Крепость на сторожевой черте

2

4

6

2


Моя малая родина

3

5

8

3


Мы нашей школой дорожим

3

3

6

4


Их подвиг нам забыть нельзя

10

4

14













Тема 1. Крепость на сторожевой черте (6 часов)

Родной край в истории государства Российского. Мордовский край и засечные черты на охране границ Российского государства. Возникновение городов-крепостей. Первые упоминания о местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства.

Экскурсия по достопримечательным объектам истории и культуры родного края, города.

Тема 2. Моя малая родина (8 часов)

Моя семья и родной край. Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

История места рождения. История моей улицы. Достопримечательности малой родины. Экскурсии на местности.

Тема 3. Мы нашей школой дорожим (6 часов)

История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских, республиканских архивах.

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Ведение исторической хроники и летописи школы.

Тема 4. Их подвиг нам забыть нельзя… (14 часов)

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России.

Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.

Дни воинской славы и памятные даты России.


  1. Перечень мероприятий по реализации программы

«Мы с ПОСОПА»

Направление «Крепость на сторожевой черте»

п/п

Мероприятие

Классы

Ответственный

1

Экскурсия на местности: «Здесь начинался наш город…»

5-8

Руководитель музея

2

Конкурс на лучший отзыв об экскурсии «Исторические места города»

5-8

Руководитель музея

3

Подготовка исследовательских работ учащихся для участия в конференциях:

Всероссийская конференция «Живая культура: традиции и современность»;

Муниципальная конференция «Школьники города – науке 21 века»;

Школьная конференция «Я познаю мир» и др.

7-11

Учитель истории


Направление «Моя малая родина»

п/п

Мероприятие

Участники

Ответственный

1

Организация фотовыставки: «Моя малая Родина»

5-9

Классные руководители

2

Выставка рисунков, плакатов, работ декоративно-прикладного искусства «Любимый уголок моей малой родины»

1-7

Классные руководители

3

Составление генеалогического древа своей семьи «Откуда начинается мой род»

3-6

Учитель истории

4

Выставка творческих работ «Мои бабушка и дедушка живут на селе и в городе»

2-7

Классные руководители

5

Конференция «История семьи – история страны»

9-11

Учитель истории

6

Презентация творческих проектов

«Я родился на …»

7-9

Руководитель музея

7

Экскурсия на местности «Биография моей улицы»

8-9

Руководитель музея

8

Защита исследовательских проектов «Почему так названа моя улица?»

5-9

Руководитель музея

9

Экскурсия на местности «Местные достопримечательности»

7-11

Руководитель музея

10

Подготовка исследовательских работ учащихся об истории малой родины для участия в конференциях:

Всероссийская конференция «Живая культура: традиции и современность»;

Муниципальная конференция «Школьники города – науке 21 века»;

Школьная конференция «Я познаю мир» и др.

3-11

Учитель истории


Направление «Мы нашей школой дорожим»

п/п

Мероприятие

Участники

Ответственный

1

Конкурс сочинений, рисунков, проектов, поделок «Дом, который построим мы» (Школа будущего)

1-11

Классные руководители

2

Защита проектов «Символика класса»

5-9

Классные руководители

3

Акция «Мои родные – выпускники моей школы»

1-11

Учитель истории

4

Защита проектов «История школы в лицах»

7-9

Учитель истории

5

Подготовка исследовательских работ по истории школы для участия в конференциях:

Всероссийская конференция «Живая культура: традиции и современность»;

Муниципальная конференция «Школьники города – науке 21 века»;

Школьная конференция «Я познаю мир» и др.

3-11

Учитель истории


Направление «Их подвиг нам забыть нельзя…»

п/п

Мероприятие

Участники

Ответственный

1

Участие в акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка»

1-11

Классные руководители

2

Торжественный митинг, посвященный Дню Победы, памяти выпускников школы – героев Великой Отечественной войны

1-11

Руководитель музея


3

Торжественные линейки, посвященные Дням воинской славы и памятным датам России

1-11

Руководитель музея

4

Уроки Мужества, посвященные подвигам Героев Советского Союза, Героев России – уроженцев Мордовии

1-11

Руководитель музея

5

Читательская конференция по книге М. Девятаева «Побег из ада»

6-9

Руководитель музея

6

Читательская конференция по книгам Ильиной «Четвертая высота», В.Катаева «Сын полка» и др.

4-6

Руководитель музея

7

Встречи с ветеранами, интересными людьми, участниками спасательных операций и тружениками тыла и т.п.

1-11

Классные руководители

8

Выставка творческих работ «Этих дней не смолкнет слава», посвященная Дню Победы, подготовка поздравительных открыток для ветеранов ко Дню Победы

1-7

Классные руководители

9

Написание сочинений –исследований «Великая Отечественная война в моей семье»

2-11

Учитель истории, классные руководители

10

Фотовыставка, мини-исследования «Награды моей семьи»

1-11

Классные руководители

11

Фотовыставка «Мой прадед – герой войны»

1-11

Руководитель музея

12

Встречи «Мои родные защитники Родины»

1-11

Классные руководители

13

Подготовка исследовательских работ учащихся о членах своей семьи – участниках и героях войны для участия в конференциях:

Всероссийская конференция «Живая культура: традиции и современность»;

Муниципальная конференция «Школьники города – науке 21 века»;

Школьная конференция «Я познаю мир» и др.

3-11

Учитель истории


  1. Результаты реализации программы и оценка ее эффективности

В результате реализации Программы «Мы с ПОСОПА» ожидается создание системы гражданско-патриотического воспитания обучающихся школы на основе деятельности школьного историко-краеведческого музея, обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания, включение в систему духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания всех участников образовательного процесса.

В ходе реализации Программы выпускник будет развивать творческие способности, осознавать ценности общества, ответственность за судьбу своего родного края, своей Родины.

Ожидаемые результаты:

  • формирование и развитие личностных характеристик обучающихся, направленных на любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение своего народа, его культуры и духовных ценностей;

  • умение учащимися соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

  • развитие базовых национальных ценностей: патриотизм, гражданственность, семья и др.

  • привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовных нравственных ценностей родного края, школы, семьи.

  • Развивать у учащихся потребность в познании культурно-исторических ценностей, стимулировать творческую активность, поисково-исследовательскую, проектную деятельность

  • воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Родине, традициям, обычаям своего народа.

  • воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны, своей малой родины.

  • оптимизация и активизация работы с родителями в сфере нравственного и патриотического воспитания.

Оценка результативности реализации Программы «Мы с ПОСОПА» осуществляется с помощью анкетирования, социологического опроса, наблюдения, собеседования, организации внутришкольного контроля, изучения уровня воспитанности, межличностных отношений обучающихся. Оценка результатов и достижений учащихся осуществляется через категорию личностного роста и портфолио.

Таким образом, Дополнительная общеразвивающая Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания «Мы с ПОСОПА» на основе внеурочной деятельности школьного историко-краеведческого музея рассчитана на обучающихся 1-11 классов средней общеобразовательной школы.


Список литературы и источников:

1. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».  Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)

3. Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 04.04. 2015 г.;

3. Подпрограмма "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Республике Мордовия" на 2015 - 2020 годы Государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2025 годы»; 4.Подпрограмма «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия на 2016-2018гг.» Государственной программы Республики Мордовия «Развитие культуры и туризма на 2014-2018гг.»;

5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2010;

6.Федеральные государственные образовательные стандарты. Электронный ресурс. – http//www.standart.edu.ru;

7.Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание  истории в школе №2, 2003 г.


8.Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма// Воспитание школьников. - 2007 -№7.

9.Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А. Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А. П. Пашковец.- М.: Глобус, 2007;

10.Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000;

11.Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие / сост. Г. В. Дмитренко, Т. С. Зорина, Т. В. Черникова / под ред. Т. В. Черниковой. - М.: Глобус, 2006;

12. Туманов В.Е. Школьный музей. М., 2002.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Мы с ПОСОПА»

Автор: Кудрявцева Светлана Юрьевна

Дата: 27.11.2016

Номер свидетельства: 363189


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства