kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа кружка "ЛЮБИТЕЛИ ЭКОНОМИКИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа реализуется в социально-экономической напрвленности и призвана сформировать у учащихся первоначальные представления об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа кружка "ЛЮБИТЕЛИ ЭКОНОМИКИ"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Никитинская средняя школа

Починковского района Нижегородской области
















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЛЮБИТЕЛИ ЭКОНОМИКИ»












Возраст детей: 9-13 лет

Срок реализации: 1 год

Руководитель кружка:

Шипилова Л. Н.,

учитель экономики















Пояснительная записка

Современная экономика России сложна и противоречива. Cегодня уже не нужно никому доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, не сталкивающегося с проблемами рыночных отношений. И чем раньше он знакомиться с основными понятиями и категориями экономики, закономерностями экономических процессов, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь.

Направленность программы. Программа «Любители экономики» реализуется в социально-экономической направленности.

Актуальность. Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы дети знали, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умели делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представляли назначение денег, понимали, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Экономические знания важны для учащихся не только как информация. Они дают основу для понимания роли и прав человека в обществе, формируют рациональные экономические ценности, способствуют выработке рационального экономического мышления и поведения в обществе.

Педагогическая целесообразность. Учащиеся должны понять, что экономические знания помогают решать проблему целесообразного выбора, который в течение жизни человек делает постоянно – в своих собственных интересах, в интересах своей семьи, сообщества, что экономическое поведение неотделимо от поведения человека в целом, оно зависит от норм, традиций и обычаев общества. И уже сейчас они начинают участвовать в товарно-денежных отношениях, а знаний для этого порой не хватает. Поэтому кружок, на котором ребята получат основы знаний о рыночной экономике, жизненно необходим. В процессе занятий в кружке важно опираться на знания учащихся в области общественных дисциплин, их собственный опыт, использовать индуктивный метод обучения, предваряя знакомство с экономическими понятиями как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и фактов. Учащиеся получат знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности как экономность, бережливость.

Новизна. Дополнительная общеразвивающая программа «Любители экономики» реализует внеурочную деятельность ФГОС ООО. Программа учитывает основные принципы системно-деятельностного, развивающего, проблемного обучения. Системно - деятельностный и личностный подходы предполагают активизацию познавательной деятельности школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа предусматривает задания развивающего, поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала каждого учащегося реализуется путем индивидуализации заданий. Социальное взаимодействие учащихся между собой и с учителем осуществляется в практической деятельности.

Цель: формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

- обеспечивать осознание обучающимися взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

- способствовать освоению новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;

Развивающие:

- развивать основы потребительской культуры;

- расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;

- показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.

Воспитательные:

- воспитывать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;

- воспитывать бережное отношение к труду людей.

Отбор содержания подчиняется следующим принципам:

  1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

  2. Ориентация на потребности ребёнка и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

  3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у детей закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.

Отличительные особенности программы. В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Дети начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

Работа кружка «Любители экономики» предполагает изучение следующих основных экономических понятий: экономика, потребности, бюджет, собственность, торговля, услуги как особый вид коммерческой деятельности, банк как особый финансовый институт, производство материальных благ как основы жизни, понятие о налогах, способы ведения хозяйства.

Возраст детей. Программа рассчитана на учащихся в возрасте 9-13 лет.

Сроки реализации. Программа «Любители экономики» реализуется по тематическому планированию на протяжении 34 часов в течение учебного года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Формы и режим занятий. Программа представляет педагогу широкую возможность различных форм и методов обучения. Организация учебного процесса в течении всего периода обучения направлена на развитие творческих способностей детей. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

Ожидаемые результаты

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

•   развитие личностных качеств: экономность, бережливость, аккуратность, уважение к человеческому труду;

•    понимание того, что важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи);

•   уважительное отношение к иному мнению. 

Предметные результаты:

•    овладение понятиями: экономный, щедрый, запасливый, бережливый;

•    понимание необходимости бережного отношения к любой собственности;

•   знакомство с различными профессиями;

•    осознание важности домашнего труда для ведения хозяйства;

•    осознание того, что учебный труд, - это не только источник знаний, но залог будущего мастерства. 

Метапредметные результаты:

•    способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);

  • умение планировать этапы выполнения работы, отслеживать продвижения в выполнении заданий, оценивать выполненную работу;

•   умение самостоятельно справляться с поставленными задачами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в рабочей группе, в паре, разделять ответственность за конечный результат.

Занятия в кружке помогут учащимся:

- расширить представления об экономике;

- у них повысится интерес к экономическим знаниям;

- они станут более любознательными и экономически подготовленными.

К концу года обучения ученик узнает:

- какие бывают потребности;

- почему все потребности нельзя удовлетворить;

- какие бывают товары и услуги;

- где можно приобрести товары и услуги;

- почему потребность в образовании - одна из важнейших потребностей человека;

- функции различных учреждений, оказывающих населению услуги;

- что такое деньги и их роль в жизни человека и общества;

- какие бывают доходы и расходы в семье;

- как сформировать бюджет семьи.

К концу обучения ученик сможет научиться:

- соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;

- различать товары и услуги;

- составлять свой бюджет;

- планировать результаты экономии и бережливости

- отличать российские деньги от иностранных;

- рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи.

В качестве текущего контроля знаний будут использованы следующие способы:

- ответы на теоретические, практические, проблемные вопросы;

- решение задач и выполнение упражнений;

- творческие задания;

- экономические тесты, кроссворды;

- бизнес-игры;

- викторины.

Формами итогового контроля знаний будут:

- собеседование;

- конкурс «Экономика для всех»;

- «Торгово-экономическая» викторина;

- участие в школьной олимпиаде по экономике;

- дети примут участие в районных и областных конкурсах «Банк талантов», Интернет-конкурсах.


Учебно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Всего

Тео-рия

Прак-тика

I

Что нам нужно для жизни

5

3

2

1.1.

Потребности — это всё то, что требуется для жизни


1


1.2.

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.


1


1.3.

Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».



1

1.4

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания


1


1.5

Рисование на тему «Мои желания».



1

II

Как товары и услуги исполняют желания

5

2

3

2.1.

Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары.


1


2.2.

Игра «Продавец — покупатель»



1

2.3.

Услуги. Виды услуг. Игра «Парикмахерская»


0,5

0,5

2.4.

Экскурсия на почту.



1

2.5.

Экономическая викторина


1


III

Жила-была денежка

4

2

2

3.1.

Как появились деньги. Монеты и купюры.


1


3.2.

Что такое валюта


1


3.3.

Рисование денег страны Экономики



1

3.4

Игра-путешествие «История денег. Денежные единицы разных стран»



1

V

У всякого товара есть цена

6

2

4

4.1.

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг


1


4.2.

О чём может рассказать чек.


1


4.3.

Исследование «От чего зависит цена товара»



1

4.4

Экскурсия в магазин



1

4.5

Игра «Магазин»



1

4.6

Торгово-экономическая викторина



1

V

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

4

2

2

5.1

Свойства товаров и услуг


1


5.2

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Влияние рекламы на торговлю


1


5.3

Проект «Реклама продукта»



1

5.4

Исследование «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»



1

VI

Доход не бывает без хлопот

5

2

3

6.1

Бюджет семьи. Налоги


1


6.2

Банк – как место сбережения и накопления денег.


1


6.3

Экскурсия в отделение сбербанка



1

6.4

Виды кредитов.



1

6.5

Практическая работа «Составление семейного и личного бюджета»



1

VII

Дом невелик, да лежать не велит

5

2

3

7.1

Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная.


1


7.2

Распределение обязанностей в семье. Экономия и бережливость.


1


7.3

Театрализованное представление «Бизнес Кота Матроскина»



1

7.4

Экономическая викторина.



1

7.5

Подведение итогов. Конкурс «Экономика для всех»



1


Всего

34

15

19

Содержание программы

Что нам нужно для жизни (5 ч)

Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетво­ряются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

Практическая и игровая деятельность:

- рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров», «Мои желания»

Как товары и услуги исполняют желания (5 ч)

Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары - предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец - профессия человека, который продаёт товары. Покупатель - человек, покупающий товары. Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги - действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.

Практическая и игровая деятельность:

- изготовление изделий из природного материала для подарка;

- игры: «Парикмахерская»; «Продавец-покупатель»

- экскурсия на почту.

Жила-была денежка (4 ч)

Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ремёсла - умения людей изготавливать различные вещи. Необходимость обмена. Бартер. Как появились деньги. Монеты - металлические деньги. Две стороны монет: аверс - лицевая сторона монеты, реверс- оборотная. Купюры - бумажные деньги. Рубли и копейки - деньги России. Валюта - иностранные деньги. Доллар - валюта США, евро - валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.

Практическая и игровая деятельность:

- рисование денег страны Экономики;

- игра-путешествие «История денег. Денежные единицы разных стран»

У всякого товара есть цена (6 ч)

Деньги - средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача - это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара. Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.

Практическая и игровая деятельность:

- экскурсия в магазин;

- игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг.

Что нужно знать, чтобы товары покупать? (4 ч)

Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку. Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются? Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

- создание проекта «Реклама продукта»;

- исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»;

- изготовление упаковки для подарка.

Доход не бывает без хлопот (5 ч)

Доходы семьи - деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие. Расходы семьи - деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов. Бюджет семьи - соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов. Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.

Кредит - это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользо­вание кредитом.

Практическая и игровая деятельность:

- составление семейного бюджета, составление личного бюджета;

- экскурсия в отделение сбербанка.

Дом невелик, да лежать не велит (5 ч)

Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. Экономия и бережливость. Экономить - значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие эконо­мить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.

Практическая и игровая деятельность:

-театрализованное представление «Бизнес Кота Матроскина»

Методическое обеспечение программы

При реализации данной программы будут использоваться разработки игр, бесед, конкурсов, практических работ, викторин.

На кружковых занятиях будет использоваться раздаточный дидактический материал:

- тесты;

- карточки с задачами;

- карточки с проблемными вопросами;

- карточки с упражнениями;

- структурно-логические схемы и др.

Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Интерактивная доска

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru

Презентации на темы:

1. История налогов.

2. Достоинства и недостатки рекламы.

3. История денег.

4. Бюджет семьи.

5. Потребности человека.

6. Товары и услуги

7. Профессии и квалификации

Литература

  1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» М.: 2000

  2. Кларина Л.М. «Экономика и экология для малышей» М. : «Вита-Пресс», 1995

  3. Прутченко А.С. , Б. А. Райзберг Б. П., Шемякин «Рынок? Рынок… Ура! Рынок: Сборник игр, тестовых и конкурсных заданий, задач, кроссвордов!» М.: Новая школа, 1994

  4. Рубе В.А., Шабельник Е.С. «Зачем нужны налоги» М. : «Вита-Пресс», 1999

  5. Успенский Э., Агрон И. «Бизнес крокодила Гены» М.: «Самовар». 1993
























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная общеразвивающая программа кружка "ЛЮБИТЕЛИ ЭКОНОМИКИ"

Автор: Шипилова Любовь Николаевна

Дата: 11.10.2017

Номер свидетельства: 431966

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства