Дополнительная общеразвивающая программа "Юные фантазёры"
Дополнительная общеразвивающая программа "Юные фантазёры"
Программа предпологает проведение большого количества практических творческих работ, связаных с познанием окружающего мира и природоохранной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«05» сентября 2016 г. протокол №1 ____________ Набережнева В.И.
Зам. директора по УВР приказ № ______
________________ Марченко Р.А. от «____» сентября 2016 года
Дополнительная общеразвивающая программа
«ЮНЫЕ ФАНТАЗЁРЫ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Срок реализации программы - 1 год
Составитель программы:
педагог дополнительного образования Мухина Светлана Николаевна
г. Котовск
2016
Пояснительная записка.
Направленность: естественнонаучная.
Актуальность: процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
В этом случае природа – неисчерпаемый источник вдохновения, и надо научиться видеть, слышать, понимать её. Когда человек осознает себя частью природы, она открывает ему все свои тайны.
Новизна: программой предполагается проведение большого количества практических творческих работ, связанных с познанием красоты окружающего мира и природоохранной деятельности.
Педагогическая целесообразность: одной из основных задач экологического образования и воспитания детей является формирование экологической культуры, умения замечать и любить красоту окружающего мира, формирование природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения и навыки, направленные на охрану родной природы, а также создание своими руками поделок и композиций, отражающих красоту природы . Поэтому в основу программы входит изучение растительного и животного мира, воздействие человека на природу, правил поведения в природе, работа с природным материалом, а так же много занятий отводится на создание детьми композиций и поделок из различного материала, связанных с природой, это помогает детям быть более внимательными к окружающему миру, замечать красоту во всём живом на земле.
Образовательный процесс, строится по двум основным видам деятельности:
- обучение детей теоретическим знаниям ;
- самостоятельная творческая работа обучащихся, практическая отработка умений и навыков.
Цель:
создание условий для интеллектуального и творческого развития учащихся посредством интеграционных связей между различными видами художественного творчества и экологического воспитания.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о едином природном и социальном окружении,
в котором человек является одним из его субъектов;
- научить методам практической работы декоративно-прикладного творчества;
- научить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, ниток, бумаги, картона, бросового и природного материала и т.д;
- научить детей работать самостоятельно и в коллективе;
Развивающие:
-развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес и любовь к окружающей природе;
- развивать творческие способности детей;
Воспитательные:
- способствовать формированию навыков общения и культуры поведения;
- способствовать развитию у обучающихся интереса к природе;
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Отличительная особенность программы: наличие интеграционных связей между различными видами художественного творчества, связанных с объектами природы.
Формы и режим занятий:
вводные и обобщающие занятия, дидактические, методические и сюжетно-ролевые игры (направленные на овладение определёнными правилами поведения в природе), наблюдения, беседы, экскурсии, уроки-путешествия, экологические игры, экологические сказки, творческие занятия, викторины, конкурсы.
Программа рассчитана на один год обучения – 144 часа в год, возраст обучающихся от 7 до 12 лет.
По окончании учебного года обучающиеся должны:
знать:
- объекты живой и неживой природы;
- видовой состав растений и животных своей местности;
- правила техники безопасности, как организовать рабочее место;
- технологию работы с различными видами материалов.
уметь:
- сравнивать и обобщать собственные наблюдения;
- видеть и понимать красоту окружающего мира;
- изготавливать плоские и объемные поделки-аппликации, поделки из бисера, ткани, меха, и из бросового материла;
- изготавливать работы из круп, шпагата;
- заготавливать необходимый природный материал;
- вязать крючком, изготавливать поделки из лент и ниток.
приобрести навыки:
- поведения в природе;
- наблюдения за объектами живой природы;
- экономного расходования различного материала;
- качественного изготовления работ;
- работы в коллективе и самостоятельно.
Способы определения результативности
1.Начальная диагностика:
- письменный опрос;
- беседа
2. Итоговый контроль (по окончании курса обучения по программе):
-опрос, беседа, тематические ролевые игры, кроссворды;
- выполнение дифференцированных практических заданий разных уровней сложности.
Коллективное выполнение творческого задания по пройденному материалу.
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Введение в общеразвивающую программу. Начальная диагностика.
2
1
1
2
Экскурсия в теплицу и зооуголок.
2
2
3
Изготовление композиций из цветов и природного материала.
16
8
8
3.1
Всё для дела пригодится.
2
1
1
3.2
Что растёт вокруг нас?
2
1
1
3.3
История возникновения икебаны.
2
1
1
3.4
Сказка из листьев.
2
1
1
3.5
Что такое топиарий?
2
1
1
3.6
Осень золотая.
2
1
1
3.7
Человек, будь природе другом!
4
2
2
4
Волшебный мир цветов.
46
15
31
4.1
Строение, красота и многообразие цветов в природе.
2
2
4.2
Виды плетения бисером.
4
2
2
4.3
Жемчужная ромашка.
4
4
4.4
Знакомство с техникой «квиллинг».
2
1
1
4.5
«Волшебный цветок».
4
2
2
4.6
Из истории оригами.
2
1
1
4.7
7 лепестков
2
2
4.8
Аппликации из ниток.
2
1
1
4.9
Аппликация «Полевые цветы»
6
1
5
4.10
Работа с крючком и нитками.
2
1
1
4.11
Салфетка «Ромашка»
6
1
5
4.12
Что такое «канзаши»?
2
1
1
4.13
Плоскостная композиция «Цветы в вазе».
6
1
5
4.14
Обобщающие занятие.
2
1
1
5
Загадочный мир.
10
6
4
5.1
Почемучкина поляна.
4
2
2
5.2
Жалобная книга природы.
2
1
1
5.3
Всё обо всём.
2
1
1
5.4
Обобщающее занятие. Викторина «Знатоки природы».
2
2
6
Злаковые растения, что мы о них знаем?
18
8
10
6.1
Разнообразие злаковых растений нашего края.
2
2
6.2
Способы подготовки круп и макаронных изделий для поделок.
4
2
2
6.3
Аппликация из круп «Весёлый кот».
5
1
4
6.4
Поделка из макарон «Ёлка»
5
1
4
6.5
Обобщающее занятие.
2
2
7
Эти забавные животные.
28
8
20
7.1
Домашние питомцы и лесные обитатели. Сходства и различия.
2
2
7.2
Плетение из бисера. «Собачка»
6
1
5
7.3
Работа в технике квиллинг. «Рыжая лиса»
6
1
5
7.4
Амигуруми. Вязание крючком. «Котёнок».
6
1
5
7.5
Аппликация из ниток «Животные волшебного леса».
6
1
5
7.6
Обобщающее занятие.
2
2
8
Красота спасёт мир.
12
6
6
8.1
Работа с картинами художников-пейзажистов.
2
1
1
8.2
Итоговый контроль. Выставка «Фестиваль цветов».
4
2
2
8.3
Подготовка к празднику «День Земли».
2
1
1
8.4
Выставка работ учащихся «Окно радости».
2
1
1
8.5
Экскурсия в музей.
2
1
1
9
Человек, будь природе другом!
8
4
4
9.1
История белого колокольчика.
2
1
1
9.2
Разноцветная река.
2
1
1
9.3
Укрась клумбу.
2
2
10
Земля в цвету
2
2
11
Итоговое занятие.
2
1
1
144
59
85
Список литературы для педагога.
1.Беккер И.Л. Времена года. «ТЦ Сфера». М., 2001.
2.Горощенко В.П. Природа и люди. «Просвещение». М., 1976.
3.Запортович Б.Б. С любовью к природе. «Педагогика». М., 1976.
4.Колесов А.М. Охрана животных. «Сельхозиздат».М., 1983
5.Корабельников В.А. Краски природы. «Просвещение». М., 1989.
6.Петров В.В. Из жизни зелёного мира. «Просвещение», М., 1975.
7.Петров В.В. Лес и его жизнь. «Просвещение», М., 1986. 8. Рондели Д. Л. « Народное декоративно-прикладное искусство». М ., 1984.9. Бардина Р.А. « Изделия народных художественных промыслов и сувениры». М., издательство «Высшая школа», 1986.