Дополнительная Общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «ЮНЫЕ МУЗЕЕВЕДЫ»
Дополнительная Общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «ЮНЫЕ МУЗЕЕВЕДЫ»
Актуальность данной программы заключается в том, что осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная Общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «ЮНЫЕ МУЗЕЕВЕДЫ»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования
Тарасовский Дом детского творчества
«СОГЛАСОВАНО»:
На заседании педагогического
Совета протокол № ____
«___»_______ 20___ г.
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор МБОУДО
Тарасовского Дома детского творчества
___________ Т.И. Хлопонина
Приказ № _____
«___»_________ 20____ г.
Дополнительная
Общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественно-эстетической направленности
«ЮНЫЕ МУЗЕЕВЕДЫ»
Для детей 13 -14 лет
Срок реализации программы: 1 год
Педагог дополнительного образования: Андриянова Людмила Викторовна
п. Тарасовский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Нормативно-правовая база
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей",
Распоряжением правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014 г. «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»,
Приказом Министерства образования и науки РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996 р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года",
Приказом Минобразования Ростовской области № 115 от 01.03.2016 г. «Региональные рекомендации к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»,
Приказами Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
2.Направленность программы
Рабочая программа «Юные музееведы» направлена на организацию деятельности обучающихся от изучения жизни, обычаев русского народа 19 века до простого собирательства предметов и артефактов и описанию конкретных экспонатов и событий, а так же самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Она предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Занятия строятся с учетом сочетания работы в классе, посещение экспозиций школьного музея и музеев города, а так же самостоятельной творческой работы учащихся.
3.Вид программы
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]: под ред. В.А. Горского. – М. Просвещение, 2010. - 111с. – (Стандарты второго поколения).
4.Новизна
Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.
Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
5.Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
6. Педагогическая целесообразность
Музейная педагогика дает возможность: - осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; - сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; - раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; - попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; - объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; - организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
7. Цель:
Главная цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.
- Создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;
- Помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
8. Задачи:
Образовательные: знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области; расширение и углубление знаний учащихся по истории родного края и страны в целом на основе знакомства с материалами музеев;
Формирование исторического сознания;
Формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;
Развивающие: приобщение школьников к поисково-исследовательской, творческой деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучению краеведческого материала; развитие самостоятельности и инициативы, познавательного интереса учеников к изучению истории, развитие культуры речи и увеличение словарного запаса;
Развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
Воспитательные: воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны; формирование толерантности, уважения к истории, культуре, традициям различных народов, активной жизненной позиции.
Воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;
9. Адресат программы
Данная рабочая программа носит научно-познавательный характер и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 7 класса. Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю, и осуществляют взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования.
10. Объем программы
Общее количество часов в год – 72 часа
Количество часов в неделю – 2 часа.
Периодичность занятий – 2 раза в неделю по 45 минут.
11. Форма организации образовательного процесса.
Данная программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
12.Ожидаемые результаты
В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний основам музейного дела, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России. 2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
В результате изучения курса ученики
Должны знать:
Быт и нравы XIX века, историю музейного дела, ведущие музеи города и области, жизнь и деятельность выдающихся людей, внесших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
Должны уметь:
Общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название раздела, темы
Количество часов
Формы организации занятий
Формы аттестации, диагностики, контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.
6
2
4
Беседа, поиск информации в сети Интернет
Викторина, кроссворд
2.
Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина
4
2
2
Поиск информации
3.
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.
4
2
2
Экскурсия, презентация
4.
История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)
6
4
2
Просмотр видеофильмов, поиск материала
Реферат, презентация
5.
История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.)
4
2
2
Просмотр видеофильмов, поиск материала
Реферат, презентация
6.
Музейная сеть и классификация музеев. Школьный музей боевой славы
4
2
2
Беседа, поиск материала
7.
Фонды музея. Работа с фондами.
8
4
4
Работа с экспонатами
Составление учетной карточки фондов музея
8.
Музейная экспозиция и её виды
4
2
2
Поиск материала
Распределение экспозиций и поиск материала
9.
Поисково-исследовательская и научная деятельность музея
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок
4
2
2
Поиск материала
Участие в подготовке тематической выставки в школьном краеведческом музее;
11.
Культурно-образовательная деятельность
4
2
2
Поиск информации
Изготовление стенда
12.
Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея
8
2
6
Работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов: документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).
13.
Организация краеведческой работы в экспедициях
4
2
2
Беседа
Самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
14.
Подготовка и проведение итогового мероприятия
6
2
4
Поиск материала;
Подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.
Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).
2. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина
Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации.
Права и обязанности юных музееведов.
Практическая работа: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов.
3. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев
Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.
Школьный музей боевой славы на современном этапе развития. Структура школьного музея боевой славы и деятельность его подразделений.
Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.
4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVI] вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.
Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира;
Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).
5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17 — первой четверти 18 в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений.
Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.
6. Музейная сеть иклассификация музеев. Школьный музей боевой славы.
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.
Школьный музей боевой славы как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчет о деятельности школьного музея.
Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы.
7. Фонды музея. Работа с фондами
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческою музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).
Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.) Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.
9. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея
Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.
Поисково-исследовательская деятельность школьного музея боевой славы.
Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного музея боевой славы в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.
10. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок
Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.
Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание; посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.
11. Культурно-образовательная деятельность музея Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.
Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.
Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.).
12. Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея
Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).
Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.
Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельностии её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов: документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).
13. Организация краеведческой работы в экспедициях
Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.
Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.
Практическая работа: составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
14. Подготовка и проведение итогового мероприятия Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.
Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной краеведческой конференции по итогам летней экспедиции
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п
Месяц
Число
Количество часов
Время
проведения
занятия
Форма
занятия
Название раздела, темы
Место
проведения
Формы аттестации, диагностики, контроля
1
09
07
6
Беседа, поиск информации в сети Интернет
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.
2
09
08
Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы».
3
09
14
Основные понятия и термины в музейном деле
4
09
15
Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела.
5
6
09
09
21
22
Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.
4
Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина
7
8
09
09
28
29
Поиск информации
Современное понимание термина «музееведение».
9
10
05
Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации.
10
10
06
Права и обязанности юных музееведов.
11
12
13
14
10
10
10
10
12
13
19
20
4
Экскурсия, презентация
Роль Музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.
15
16
17
18
19
20
10
10
11
11
11
11
26
27
02
03
09
10
6
Просмотр видеофильмов, поиск материала
История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)
21
22
23
24
11
11
11
11
16
17
23
24
4
Просмотр видеофильмов, поиск материала
История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.)
25
26
27
28
11
12
12
12
30
01
07
08
4
Беседа, поиск материала
Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей
Поисково-исследовательская и научная деятельность музея
47
48
49
50
02
03
03
03
22
01
02
15
4
Поиск материала
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок
51
52
53
54
03
03
03
03
16
22
23
29
4
Поиск информации
Культурно - образовательная деятельность музея
55
56
57
58
59
60
61
62
03
04
04
04
04
04
04
04
30
05
06
12
13
19
20
26
8
Работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов: документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).
Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея
63
64
65
66
04
05
05
05
27
03
04
10
4
Беседа
Организация краеведческой работы в экспедициях
67
68
69
70
71
72
05
05
05
05
05
05
11
17
18
24
25
31
6
Поиск материала;
Подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма;
Подготовка и проведение итогового мероприятия
72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руководителю кружка) / Ф. Г. Багаутдинова. — М., 1992.
Голованов В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006.
Горский В. А. Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007.
Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000.
Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.
Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь, 1974.
Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринс-кого. — М., 1987.
Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. — М., 2001.
Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудриной. — М., 1985.
Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении / под ред. А. С. Прутченкова. — М., 2003.
Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.
Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.
Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краевед-ческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006.
Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сейненский. —- М., 1988.
Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.
Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности / Б. А. Столяров. — СПб., 1999.
Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике М, Ю. Юхневич. — М., 2001.