kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная образовательная программа «Вокальная студия «TUTTI»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая целесообразность образовательной программы “Вокальная студия” определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков данного вида  творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Используемые формы, методы и средства, в ходе образовательного процесса, значительно расширяют кругозор детей.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа «Вокальная студия «TUTTI»»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 513

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА





РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол педсовета № ___ Директор ГБОУ гимназии № 513

от «____» _______20__ _________Г.В. Зубковская

«____»_____________20_____





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА



«Вокальная студия «TUTTI»

Возраст детей от 7 до 17 лет

Срок реализации 3 года





Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Байрамова Лейла Нагыевна









Санкт-Петербург

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Вокальная студия «TUTTI» имеет художественно - эстетическую направленность и общекультурный уровень освоения.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров.

Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к музыкальной культуре, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Данная программа особенно актуальна на сегодняшний день, т.к. базируется на анализе педагогического опыта и на анализе детского и родительского спроса на дополнительные образовательные услуги в школе.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе обучения дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Вокальная студия», направленная на духовное развитие обучающихся.


Новизна программы

В ГБОУ гимназия №513 создана вокальная студия, в которой занимаются учащиеся 1-11 классов в возрасте от 7 до 17 лет. Особенность программы «Вокальная студия «название»» в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.

В данных условиях программа «Вокальная студия» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы педагога дополнительного образования по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся.


Педагогическая целесообразность образовательной программы “Вокальная студия” определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков данного вида творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Используемые формы, методы и средства, в ходе образовательного процесса, значительно расширяют кругозор детей.

Пение является, одним из самых действенных способов обратится к творческому началу в каждом человеке. Для детей и подростков совместная творческая деятельность является ключом к социальной адаптации в обществе. Изучение культурного наследия традиций разных стран развивает в детях толерантное, уважительное отношение, как к ценностям своей страны, так и к ценностям других народов.

Программа «Вокальная студия «название»», предназначена для ознакомления ребят с миром песни, музыки, чувств и настроений. Через музыку и пение, ребенок может раскрывать свой внутренний мир, самовыражаться и духовно обогащаться.

В основе учебно-педагогической работы лежит система воспитания детского и подросткового певческого голоса, и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся.

 ЦЕЛЬЮ программы является - приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной студии, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.

 В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач:


ЗАДАЧИ:


Обучающие:

  • сформировать навыки певческой установки обучающихся;

  • сформировать знания о строении голосового аппарата и охране певческого голоса;

  • сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;

  • сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса. 

 Развивающие:

  • развить гармонический и мелодический слух;

  • совершенствовать речевой аппарат;

  •  развить вокальный слух;

  • развить певческое дыхание;

  •  развить преодоление мышечных зажимов;

  • развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;

  • расширить диапазон голоса;

  •  развить умение держаться на сцене.

 Воспитательные:

  • воспитать эстетический вкус учащихся;  

  • воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;

  •  воспитать чувство коллективизма;

  • способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;

  • воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;

  • воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
     

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Дополнительная образовательная программа «Вокальная студия «название»», является модифицированной, составлена на основе программы по вокалу педагога дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ г. Тимашевска Медведь Л.Н.
В отличие от существующей программы данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. При условии одаренности учащегося возможно освоение программы в сжатые сроки.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

Программа адресована детям и подросткам (мальчикам и девочкам) с 7 до 17 лет.



СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 3 года:

1 года обучения: 144 часа в год,

2 года обучения: 144 часа в год,

3 года обучения: 216 часов в год.



ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Формы, принципы и методы работы.

Формы организации деятельности воспитанников:

- групповая;

- индивидуальная;

- фронтальная.


Формы работы:

- беседа;
- учебное групповое занятие;
- контрольный урок;
- музыкальные спектакли;
- отчётный концерт;
- участие в концертных программах, конкурсах, фестивалях;
- посещение концертов, музыкальных спектаклей.

Принципы:
- единство технического и художественно – эстетического развития учащегося;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;
- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;

- принцип эмоционального положительного фона обучения;
- индивидуальный подход к учащемуся.

Методы:


Метод демонстрации, наглядный:

прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример, показ педагога, просмотр видеоматериалов.

Словесный метод:

объяснение, беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач, объяснение вокально-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д.;

Метод разучивания:

по фразам, по куплетам, в целом виде.

Метод анализа:

все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления.
Метод практический:

участие в конкурсах и смотрах, фестивалях, выступления на концертах, репетиции, самостоятельная работа, использование вокальных упражнений и заданий по освоению изучаемого материала.
Метод репродуктивный

метод показа и подражания.

Метод проблемный:

нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения.


Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально (в рамках группового занятия).

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети развивают навыки правильного певческого дыхания, распеваются, разучивают песни современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный;

– репродуктивный;

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом эстрадной манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– работа над произведением;

- концертная постановка номера;

– анализ занятия;

– задание на дом.

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их способностей. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

Выставка фотоматериала из выступлений студии.

Итоговое занятие.

Урок-концерт.

Успехи, результат.

Беседа о вокальной студии.

Отчетный концерт.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, обучающихся, в призовых местах.


Проверка технической подготовки учащихся, выполнение всех поставленных задач в репертуаре, чистота интонирования, правильное исполнение мелодии и ритма, работа с микрофоном и с фонограммой осуществляется педагогом во время классных занятий и на контрольных уроках в течение каждого учебного года.

Режим занятий

Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.

Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 человек; второй год обучения — 12 человек, третий год обучения — 10 человек.

Занятия групп 1-го года обучения проводятся 2 раз в неделю по 2 часа, т.е. 2 часа в неделю (144 часа в год).

Занятия групп 2-го года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю (144часа в год).

Занятия групп 3-го года обучения проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, т.е. 6 часов в неделю (216 часов в год).



ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ


 Предполагается, что в конце 1 года обучения обучающиеся должны:
 чисто интонировать, петь на дыхании;   — петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
  — должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.

 Предполагается, что в конце 2 года обучения обучающиеся должны:
 петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки; — петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
  — понимать дирижёрские жесты и следовать им;
  — знать средства музыкальной выразительности.  
  — петь под фонограмму в группе и соло;   — уметь преодолевать мышечные зажимы;  
  — уметь вести себя в коллективе.
 
 Предполагается, что в конце 3 года обучения обучающиеся должны:
 петь в диапазоне: первые голоса — си м. октавы – ми 2-ой октавы; вторые голоса – ля м. октавы – ре 2 октавы.;
  — соблюдать при пении певческую установку;
  — петь на цепном дыхании;
  — уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;
  — уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;
  — уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни;
  — уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
  — петь под фонограмму 2-голосные произведения.  
  — обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью; — испытывать потребность к певческой деятельности;
  — иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух.

Способы определения результативности:

  • повседневное систематическое наблюдение за обучающимися и собеседование;

  • участие в концертных программах;

  • участие в конкурсах различного уровня;

  • демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей и педагогов.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Общие критерии оценивания результатов

  • Владение знаниями по программе.

  • Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

  • Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

  • Уровень воспитанности и культуры учащихся.

  • Творческий рост и личностные достижения воспитанников.

     Способы контроля результатов

 Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, смотрах.


ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Формами отслеживания результата творческой деятельности являются обсуждение, анализ участия детей в конкурсах, концертах, фестивалях и смотрах различного уровня, самооценка обучаемых, опрос родителей, контрольные задания, а также анализ открытых занятий. Особое внимание уделяется проведению педагогом открытых занятий, концертов и праздников для родителей.

Родители принимают активное участие в творческой жизни коллектива, помогают в приобретении костюмов для выступлений.

Педагогом систематически проводится опрос родителей об их удовлетворенности образовательным процессом. Это, в свою очередь помогает педагогу находить новые формы проведения занятий и отслеживать результат деятельности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)

  • Педагогические наблюдения.

  • Открытые занятия с последующим обсуждением.

  • Итоговые занятия.

  • Концертные выступления.

  • Конкурсы, фестивали, смотры.
     



























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения




Содержание

Количество часов в год


всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Вокально-хоровые работы

56

16

40

3.

  Слушание музыки

25

6

19

4.

Музыкальная грамота

28

8

20

5.

Подготовка к концертной деятельности

6

2

4

6.

Репетиции и концертные выступления

24

-

24

7.

Итоговое занятие

3

1

2


Итого:

144

35

109



2 год обучения




Содержание

Количество часов в год


всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Повторение изученного материала

8

-

8

3.

Вокально-хоровые работы

52

10

42

4.

  Слушание музыки

22

5

17

5.

Музыкальная грамота

30

6

24

6.

Репетиции и концертные выступления

27

-

27

7.

Итоговое занятие

3

1

2


Итого:

144

24

120



3 год обучения




Содержание

Количество часов в год


всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

2

2

-

2.

Повторение изученного материала

8

-

8

3.

Вокально-хоровые работы

42

8

34

4.

  Слушание музыки

20

4

16

5.

Музыкальная грамота

28

6

22

6.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

13

4

9

7.

Репетиции и концертные выступления

28

-

28

8.

Итоговое занятие

3

1

2


Итого:

144

25

119









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения





Тема



Содержание программы

1.

Вводное занятие



Теория: Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности.
План работы объединения на год. Ознакомление с расписанием занятий, и правилами поведения на занятиях. Форма одежды и внешний вид.

Введение в образовательную программу 1 года обучения.

2.

Вокально-хоровые работы

Теория:  Экскурс в историю музыки и вокального искусства. Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков.

Практика: 2.1 Пение произведения
 Народная песня – раскрытие исторического значения, содержания, анализ её текста, разъяснение непонятных (забытых слов).
 Классика – беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор – классик, анализ произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки. Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона.
 Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения.  
 Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам.  
 Работа над чистотой интонирования по интервалам.  
 Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям.
 2.2 Пение учебно-тренировочного материала:
 Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения.
 Вокальные упражнения для правильного формирования звука.
 2.3 Пение импровизаций:
 Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения.

3.

  Слушание музыки

Теория:  Расширение кругозора учащихся, формирование слушательской культуры (метод. литература) 

 Практика:   Знакомство с творчеством русских, советских, зарубежных, современных композиторов. Объяснение понятия «выразительные средства музыки». Понятие «настроение» и «характер» музыки. Сравнение разных настроений музыки. Понимать, чувствовать характер музыки. Использование иллюстраций.  

4.

Музыкальная грамота

Теория:  Просмотр метод. материала: «Основы музыкальной грамоты».

 Практика:  Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр.

5.

Подготовка к концертной деятельности

Теория: Основные правила поведения на концертной площадке: (выход, выступление, уход со сцены и др.). Грим, костюм, обувь.


Практика: Работа с микрофоном: технические параметры; восприятие собственного голоса через звуко - усилительное оборудование. Сценический мониторинг.

Взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.
 

6.

Репетиции и концертные выступления

Практика: Участие в школьном Новогоднем праздничном концерте.

Участив в школьном праздничном концерте - День Победы!»

7.

Итоговое занятие

Теория: Подведение итогов работы детского объединения.  Поощрение лучших воспитанников.

Практика: Выступление с отчетным концертом.



















2 год обучения





Тема



Содержание программы

1.

Вводное занятие



Теория: Повторение. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования.
Ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии.
План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид.

Введение в образовательную программу 2 года обучения.  

2.

Повторение изученного материала


Практика:  Закрепление ранее усвоенного материала.

Владение своим голосовым аппаратом.
 Закрепление знаний о строении голосового аппарата.

 Повторение песенного материала, пройденного в предыдущий год обучения. 


3.

Вокально-хоровые работы

Теория: Просмотр тематической литературы. Музыкально- теоретический разбор в пределах знаний учащихся (сольфеджио).


Практика: 2.1 Пение произведения
 Народная песня – разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Анализ текста.
 Классика – анализ музыкального произведения. Доведение исполнения до уровня, пригодного для публичного выступления.
 Современная песня – знание структуры песни. Цепное дыхание.  
 Понятие «легато», «нон легато», «стаккато».  
 Приемы звукообразования (мягкая атака). Типы дыхания. Пение по интервалам.  
 Совершенствование правильного дыхания.  
 Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.
 2.2 Пение учебно-тренировочного материала:
 Постановка корпуса. Певческая установка, стоя и сидя.  
 Ритмические упражнения с пением.  
 Упражнения для расширения диапазона.
 2.3 Пение импровизаций:
 Пение импровизация на стихотворные тексты, вопросы-ответы.  
 Инсценирование песен. Музыкально-ритмические упражнения.  
 

4.

  Слушание музыки

Теория:  Просмотр метод. литературы: «Выразительные средства музыки».  

Практика:   Развивать умение анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни.  
 Использование иллюстраций. Выразительные средства музыки.  
 Понимание настроения и характера произведений.

5.

Музыкальная грамота

Теория: Метод. литература: «Формы музыкальных произведений».

 Практика:  Знакомство с формой музыкальных произведений (одночастная, куплетная, вариации). Пение с различным темпом, ритмом, динамикой.  
 Пение на основе приобретенных знаний на слух, с голоса.  
 Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр, ритмического лото.

6.

Репетиции и концертные выступления

  Практика:  Участие в школьном праздничном концерте, посвящённому Международному дню матери.

Участие в школьном Новогоднем праздничном концерте.

Участив в школьном праздничном концерте - День Победы!».

Участие в конкурсах, фестивалях и концертах районного уровня.


7.

Итоговое занятие

   

Теория: Подведение итогов работы детского объединения за учебный курс.

Награждение и поощрение всех обучающихся детского объединения.

Практика:  Отчетный концерт вокального коллектива.































3 год обучения





Тема



Содержание программы

1.

Вводное занятие


  Теория:  Повторение. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования.
Ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии.
План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид.

Введение в образовательную программу 3 года обучения.  

2.

Повторение изученного материала

Практика: Закрепление ранее усвоенного материала.

 Повторение песенного материала, пройденного в предыдущий год обучения. 

 

3.

Вокально-хоровые работы

  Теория:  Беседы о новинках в мире музыки и вокально-хорового искусства. Знакомство с задачами в текущем году.

  Практика: 3.1 Пение произведения
 Народная песня – знакомство с новыми музыкальными терминами. Углубление темы «Народная песня». Рассказ или беседа о содержании произведения, о роли песен в жизни народа, о характерных особенностях музыкального языка. Разучивание и исполнение песенных произведений. Работа над исполнительским мастерством. Знакомство с вокальными средствами выразительности. Показ – исполнение песни. Формирование элементарных исполнительских навыков. Фразировка музыки в движениях. Музыкальные акценты. Обучение умению петь без сопровождения, понимать дирижерские жесты и следовать указаниям руководителя.
 Классика – обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях; спокойному вдоху, правильному звукообразованию, сохранению состояния вдоха перед началом пения, экономному выдоху, пению естественным, звонким, небольшим по силе звуком; правильному формированию гласных, четкому и короткому произношению согласных. Развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны (ми 1 – си1). формирование у всех детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения с вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого воспитанника индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания.  
 Современная песня – обучение непринужденному, естественному, льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных. Развитие диапазона голоса ми 1 – си 1, «опевание» этой зоны в аспекте формирования смешанного звучания, выравнивания по тембру и силе голоса на основе чистого звуковысотного интонирования от «центрального» звука ля1 вверх и вниз. Обучение умению петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, правильно исполнять ритмический рисунок. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения.  
 3.2 Пение учебно-тренировочного материала:
 Продолжить формирование чувства ритма и музыкального слуха посредством упражнений, распеваний и работе над вокальными произведениями. Формирование певческого дыхания, дикции и артикуляции. Певческий голос. Постановка корпуса. Певческая установка стоя и сидя. Ритмические упражнения с пением. Упражнения для расширения диапазона.

Пение импровизаций:

Образное раскрытие сущности каждой импровизации, например: игра в вопросы и ответы (Как тебя зовут? Что ты любишь читать? Какие песни ты любишь? Что мы видим за окном?); сюжетные импровизации: «Прогулка в лес», «Любимая сказка»; импровизации на короткое стихотворение. (Материалом для такого вида импровизаций могут служить детские стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова) В качестве подготовительных упражнений к выполнению импровизации на короткое стихотворение можно использовать:

Пение песенки на одной ноте с четким соблюдением ритма стихотворения.

Пение на двух нотах.

Пение в поступенном движении вниз.

Пение в поступенном движении вверх.

Пение с мелодическим движением по желанию.
 Развитие ассоциативного мышления. Импровизация в заданной тональности.

4.

  Слушание музыки

Теория: Знакомство с творчеством русских, советских, зарубежных, современных композиторов. Музыка России XX века. Использование иллюстраций.  

Практика: Развивать умение анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни.  
 Использование иллюстраций. Выразительные средства музыки.  
 Понимание настроения и характера произведений.

5.

Музыкальная грамота

Теория: Просмотр тематической литературы.

Ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;


Практика:  Развивать умение анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни.  
 Использование иллюстраций. Выразительные средства музыки.  
 Понимание настроения и характера произведений.

 Ознакомление учащихся с основными музыкально – выразительными средствами: мелодией, гармонией, ладом, темпом, ритмом, размером, динамикой. Связь музыкальной грамоты с пением учебно – тренировочного материала (попевок и упражнений) во всех тональностях с названием звуков, но без указания знаков тональности. Ознакомление с тремя видами минора и мажора. Постепенное формирование слуховых представлений, связанных с ощущением лада, устойчивых ступеней, гармонических функций.  
 Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр.

6.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

Теория: Знакомство с творчеством современных композиторов России 21 века. Использование иллюстраций.  

Практика:  Прослушивание и угадывание знакомых мелодий.  

 Расширение кругозора учащихся, формирование слушательской культуры.  
 Коллективное посещение концертных выступлений на уличных мероприятиях и концертных залах СПб.

7.

Репетиции и концертные выступления

Практика:  Участие в школьном праздничном концерте, посвящённому Международному дню матери.

Участие в школьном Новогоднем праздничном концерте.

Участив в школьном праздничном концерте - День Победы!».

Участие в конкурсах, фестивалях и концертах районного и городского уровня.

8.

Итоговое занятие

Теория: Подведение итогов работы детского объединения за учебный курс.

Награждение и поощрение всех обучающихся детского объединения.

Практика:  Отчетный концерт вокального коллектива «Серебряный дождь».



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Тема

Форма организации занятия

Методы и приемы

Использованные материалы

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие

лекция, беседа.


Методы:

словесный, наглядный

Приемы:

показ иллюстраций, объяснение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор .Методические материалы:

инструкции по технике безопасности,

видеоматериалы.

обсуждение


2.

Вокально-хоровые работы

беседа,

практическое занятие, мастер-класс.


Методы:

словесный, наглядный, практический.

Приемы:

показ педагога, объяснение.

Оборудование:

музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, микрофон.

Методические материалы:

учебные пособия. фонограммы (диски).

обсуждение

анализ мастер-класса,

контрольное задание.



3.

  Слушание музыки

беседа,

практическое занятие.


Методы:

словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Приемы:

объяснение, практическая работа.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор музыкальный центр.

Методические материалы:

видеоматериалы,

учебные пособия.

фонограммы (диски).

обсуждение

4.

Музыкальная грамота

практическое занятие,

мастер-класс.

Методы:

наглядный, практический, репродуктивный.

Приемы:

показ педагога, объяснение, практическая работа.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный центр.

Методические материалы:

видеоматериалы, фонограммы (диски).

учебные пособия.

обсуждение,

анализ мастер-класса. контрольное задание.



5.

Подготовка к концертной деятельности

беседа,

практическое занятие, репетиция.


Методы:

словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Приемы:

показ педагога, объяснение, практическая работа.

Оборудование: музыкальный центр, микрофон, компьютер.

Методические материалы:

фонограммы (диски).

учебные пособия.


обсуждение.


6.

Репетиции и концертные выступления

беседа,

практическое занятие,

репетиция.


Методы:

словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Приемы:

показ педагога, объяснение, практическая работа.

Оборудование:

компьютер, музыкальный центр, микрофон,

Методические материалы:

видеоматериалы, фонограммы (диски).

обсуждение.

контрольное задание,

анализ участия в праздничных концертах.

7.

Итоговое занятие

практическое занятие, концерт.

Методы:

практический, репродуктивный

Приемы:

практическая работа.


Оборудование:

видеокамера. компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, микрофон.

обсуждение,

анализ просмотра видеоматериала, анализ итогового выступления



2 год обучения

Тема

Форма организации занятия

Методы и приемы

Использованные материалы

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие

лекция, беседа.


Методы:

словесный, наглядный

Приемы:

показ иллюстраций, объяснение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. Методические материалы:

инструкции по технике безопасности,

видеоматериалы.

обсуждение


2.

Повторение изученного материала


практическое занятие.


Методы:

практический.

Приемы:

Повторение.

Оборудование:

музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, микрофон.

Методические материалы:

учебные пособия. фонограммы (диски).

обсуждение

контрольное задание.



3.

Вокально-хоровые работы

беседа,

практическое занятие, мастер-класс.


Методы:

словесный, наглядный, практический.

Приемы:

показ педагога, объяснение.

Оборудование:

музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, микрофон.

Методические материалы:

учебные пособия. фонограммы (диски).


обсуждение

анализ мастер-класса,

контрольное задание.



4.

  Слушание музыки

беседа,

практическое занятие.


Методы:

словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Приемы:

объяснение, практическая работа.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор музыкальный центр.

Методические материалы:

видеоматериалы,

учебные пособия.

фонограммы (диски).


обсуждение

5.

Музыкальная грамота

практическое занятие,

мастер-класс.

Методы:

наглядный, практический, репродуктивный.

Приемы:

показ педагога, объяснение, практическая работа.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный центр.

Методические материалы:

видеоматериалы, фонограммы (диски).

учебные пособия.

обсуждение,

анализ мастер-класса. контрольное задание.



6.

Репетиции и концертные выступления


практическое занятие,

репетиция.


Методы:

наглядный, практический, репродуктивный.

Приемы:

показ педагога, объяснение, практическая работа.

Оборудование:

компьютер, музыкальный центр, микрофон,

Методические материалы:

видеоматериалы, фонограммы (диски).



обсуждение.

контрольное задание,

анализ участия в праздничных концертах.

7.

Итоговое занятие

практическое занятие, концерт.

Методы:

практический, репродуктивный

Приемы:

практическая работа.


Оборудование:

видеокамера. компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, микрофон.

обсуждение,

анализ просмотра видеоматериала, анализ итогового выступления





3 год обучения

Тема

Форма организации занятия

Методы и приемы

Использованные материалы

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие.

лекция, беседа.


Методы:

словесный, наглядный

Приемы:

показ иллюстраций, объяснение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор .Методические материалы:

инструкции по технике безопасности,

видеоматериалы.

обсуждение


2.

Повторение изученного материала


практическое занятие.


Методы:

практический.

Приемы:

Повторение.

Оборудование:

музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, микрофон.

Методические материалы:

учебные пособия. фонограммы (диски).


обсуждение

контрольное задание.



3.

Вокально-хоровые работы

беседа,

практическое занятие, мастер-класс.


Методы:

словесный, наглядный, практический.

Приемы:

показ педагога, объяснение.

Оборудование:

музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, микрофон.

Методические материалы:

учебные пособия. фонограммы (диски).


обсуждение

анализ мастер-класса,

контрольное задание.



4.

  Слушание музыки

беседа,

практическое занятие.


Методы:

словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Приемы:

объяснение, практическая работа.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор музыкальный центр.

Методические материалы:

видеоматериалы,

учебные пособия.

фонограммы (диски).


обсуждение

5.

Музыкальная грамота

практическое занятие,

мастер-класс.

Методы:

наглядный, практический, репродуктивный.

Приемы:

показ педагога, объяснение, практическая работа.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный центр.

Методические материалы:

видеоматериалы, фонограммы (диски).

учебные пособия.

обсуждение,

анализ мастер-класса. контрольное задание.



6.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

посещение концертных программ,

практическое занятие.


Методы:

наглядный, практический, репродуктивный.

Приемы:

объяснение, практическая работа.


Оборудование: музыкальный центр, микрофон, компьютер.

Методические материалы:

фонограммы (диски), видеоматериалы.


Обсуждение, анализ просмотра концертных программ.


7.

Репетиции и концертные выступления

практическое занятие,

репетиция.


Методы:

наглядный, практический, репродуктивный.

Приемы:

показ педагога, объяснение, практическая работа.

Оборудование:

компьютер, музыкальный центр, микрофон,

Методические материалы:

видеоматериалы, фонограммы (диски).



обсуждение.

контрольное задание,

анализ участия в праздничных концертах, конкурсах, фестивалях.

8.

Итоговое занятие

практическое занятие, концерт.

Методы:

практический, репродуктивный

Приемы:

практическая работа.


Оборудование:

видеокамера. компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, микрофон.

обсуждение,

анализ просмотра видеоматериала, анализ итогового выступления





Методическое и материально-техническое обеспечение

Информационно-методическое обеспечение:

  • Обучающие схемы, таблицы аккордов;

  • Сборники авторских и эстрадных песен;

  • Подборка песенного репертуара из периодических изданий;

  • Электронные носители (диски);

  • Интернет-ресурсы:

www.ateusclub.ru

www.akkords.net

www.pesnibardov.ru

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетициального зала (сцена).

3. Фортепиано, сентизатор.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура.

7. Зеркало.

8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.













































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Литература для педагога:

Документы и материалы:

  1. Закон Российской Федерации “Об образовании”

  2. Типовое положение об учреждениях дополнительного образования детей.

Сборники:

  1. Абрамин Г. Солнечный круг. Музыкальная азбука. – М., 1985.

  2. Журнал «Музыка в школе». М., № 1-6, 2007.

  3. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: Народное образование, 2002.

  4. Сухомлинский В.А. Эмоционально-эстетическое воспитание. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1971.

Книги:

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика вокального образования в общеобразовательной школе. – М., 1983.

  2. Абдулов И.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. – Липецк, 1996.

  3. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.

  4. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.

  5. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004 Вопросы вокальной педагогики. – М., 199

  6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.

  7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.  

  8. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. – М.: Музыка, 1972.

  9. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики.  М.: Музыка,1965

  10. Козлянинова И. Дикция. – М.: ВТО, 1977.

  11. Комякова Г. Уроки технической речи в самодеятельном коллективе. – Л.: ЛГИК, 1972.

  12. Кох И. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1970.

  13. Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. – М.: Просвещение, 1967.

  14. Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. Л.: Музыка, 1977.

  15. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению:Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1987.

  16. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002.

  17. Муругова Г. Н. Вопросы хороведения. – Тамбов, 2000.

  18. Петрова А. Сценическая речь. - М.: Искусство, 1981.

  19. Савкова З. Как сделать голос сценическим. – М.: Искусство, 1988.

  20. Станиславский К. Работа актера над собой. Собр. соч. Т.3. – М.: Искусство, 2008.


 

Список литературы для детей:
 
 1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998
 2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.
 3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.
 4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
 5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.
 6. Старинные и современные романсы.- М., 2003.






































































17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная образовательная программа «Вокальная студия «TUTTI»

Автор: Байрамова Лейла Нагыевна

Дата: 09.09.2016

Номер свидетельства: 342963

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства