kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности "Клуб семейного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирована на развитие интереса у детей и их родителей к совместному чтению художественной литературы, формирование художественного вкуса и эстетических потребностей, на укрепление семьи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности "Клуб семейного чтения"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дуденевская школа»












Дополнительная образовательная программа

по внеурочной деятельности

«Клуб семейного чтения «Светлячок»




Автор:

Морковкина Любовь Геннадьевна,

учитель начальных классов






2017-2018 учебный год



«Книги – часть нашего культурного наследия…
Хорошую книгу можно читать вслух на радость
детям и взрослым. Она объединяет поколения»
Шведская академия детской книги


Пояснительная записка


Федеральный государственный образовательный стандарт впервые в истории нашего образования обозначил не содержание, которое надо «пройти» за время обучения в школе, а главные образовательные результаты, которых должен достичь ученик к завершению этого жизненного этапа. Чтению как одному из главных инструментов самосовершенствования и получения знания отводится одно из ведущих мест в образовательном процессе. Это предполагает переосмысление многих привычных подходов к формированию и совершенствованию умений этого вида речевой деятельности.

В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Уже в дошкольном возрасте дети отказываются от книг, предпочитая просмотр телевизионных передач и компьютерные игры. Сегодня в обществе чтение перестаёт быть безусловной ценностью, потеря его превращается в огромную проблему. Забота о детском чтении – это забота о будущем России, его интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале. Поэтому так важно именно в начальной школе научить ребёнка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно-познавательными и художественными текстами.

Особая роль в решении этой задачи принадлежит формированию у детей 7-10 лет интереса (потребности) к чтению книг. Приобщая ребёнка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.

Не только в школе, но и дома, в семье, мы должны учить детей любить книги. Для того чтобы дети полюбили читать необходимо, чтобы и учитель, и родители прививали интерес к чтению.

Семейный клуб чтения (КСЧ) - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Программа предназначена для работы с детьми начального школьного возраста и их родителями, рассчитана на 4 года.

Программа ориентирована на развитие интереса у детей и их родителей к совместному чтению художественной литературы, формирование художественного вкуса и эстетических потребностей, на укрепление семьи.

Целъ КСЧ: развитие и совершенствование навыков чтения, формирование у детей интереса к книге, развитие творческих способностей учащихся.

Задачи КСЧ:

● привлечь родителей к воспитанию читательского интереса у детей;

● использовать игровые формы для организации общения детей и родителей по прочитанным книгам;

● расширить читательский кругозор учащихся;

● формировать представления об авторах худо­жественных произведений, об особенностях их творчества.



Принципы построения программы


1. Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении неуместны категоричность, требовательный тон.

2. Преемственность согласованных действий.

Взаимопонимание семьи и школы — это единое пространство, выстроенное по принципу уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.

3. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений.

Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях школы и семьи являются гуманность, толерантность, т.е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

4. Индивидуальный подход к каждой семье.

Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.

5.Учет возрастных особенностей детей.

Соответствие подобранной литературы возрастным особенностям и интересам учащихся.


Ценностные ориентиры программы

Результаты детей:

  • у учащихся появляется интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями;

  • учащиеся достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, строить речевые высказывания в ситуации общения.

  • повышается словарный запас учащихся;

  • учащиеся выразительно, с естественными интонациями читают стихи,

участвуют в чтении текста по ролям, в инсценировках;

  • обращают внимание на оформление книги, на иллюстрации;

  • учащиеся обладают установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх;

Результаты родителей:

  • Меняется стиль родителей в плане воспитания своих детей. Осознаётся важность и ценность детско-родительских чтений.

  • Повышается уровень родительской компетентности, ответственности за воспитание своих детей.

  • Родительский коллектив становится более сплочённым, устанавливаются партнёрские отношения со школой.

  • Родители с детьми становятся постоянными посетителями библиотеки.



Условия работы клуба семейного чтения


Данная программа реализуется в рамках раздела «Внеурочная деятельность» по направлению общекультурного воспитания. Занятия клуба семейного чтения проводятся три раза в год. Формы используются разнообразные: литературное лото, викторина, конкурс, КВН, устный журнал, фестиваль, ринг, выставка, литературный праздник, встречи с творческими людьми.

Но самое главное в ходе подготовки к занятию КСЧ – домашнее чтение. Заранее детям выдается список книг, которые необходимо прочитать. Родители контролируют чтение детей и в читательском дневнике отмечают каждый день, сколько страниц прочитано. Все занятия разрабатываются вместе с родителями, при встрече распределяются обязанности, кто за что отвечает. Готовясь к заседанию КСЧ, родители организуют с ребятами выставки поделок; выполняют иллюстрации к прочитанным произведениям; сочиняют на темы заседаний свои загадки, сказки, стихи; пишут отзывы о прочитанных книгах. Частым гостем заседаний КСЧ бывает библиотекарь. Он знакомит детей с новыми книгами, учит ребят работать со справочной литературой и детскими энциклопедиями и находить ответы на интересующие их вопросы.

Когда дети прочитывают предложенные им книги, проводится заседание. КСЧ.


Содержание программы


Круг чтения - фольклор, классическая, современная отечественная и зарубежная литература.

Чтение загадок и русских народных сказок: «Лиса и заяц», «По щучьему веленью», «У страха глаза велики», «Петушок и бобовое зернышко», «Василиса Премудрая», «Царевна-лягушка», «Маша и медведь» (другие по желанию).

Классическая, современная отечественная и зарубежная литература: Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот», Н. Носов «Живая шляпа», В. Драгунский «Тайное становится явным», Ш. Перро «Золушка», В. Катаев «Цветик – семицветик», Э. Успенский «Чебурашка», Б. Гримм «Бременские музыканты», Николай Сладков Рассказы и сказки, Вера Васильевна Чаплина Рассказы, Виталий Бианки Рассказы, Михаил Пришвин Рассказы о животных, Георгий Скребицкий Рассказы о животных, Константин Ушинский Рассказы о природе. Г.Х.Андерсен «Снежная королева», «Русалочка», «Дюймовочка», «Огниво», «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле Лукойе». А. Толстой «Золотой ключик», Д. Родари «Приключения Чиполлино», С. Лагерлеф «Приключения Нильса с дикими гусями», С.Маршак «12 месяцев», С. Аксаков «Аленький цветочек». Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе», Б. Житков «Беспризорная кошка», Е. Чарушин «Кот Епифан», Ш. Перро «Кот в сапогах», Н. Носов «Живая шляпа», С. Маршак «Кошкин дом», Л. Кэролл «Алиса в стране Чудес». Г.Остер «Зарядка для хвоста», Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», Астрид Лингрен «Малыш и Карлсон», А. Милн «Вини-Пух и все-все-все», Ю. Олеша «Три толстяка». А.П. Гайдар «Тимур и его команда»,

«Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Р.В.С.». Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», В.Медведев «Баранкин, будь человеком!», В. Галявкин «Рассказы» («Как я под партой сидел», «Никакой горчицы я не ел», «Секрет», «В шкафу»), М. Зощенко «Не надо врать!». А. Сент – Экзюпери «Маленький принц», Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо», А Рыбаков «Бронзовая птица», К. Булычев «Тайна третьей планеты», В. Железников «Чучело».

Программа реализуются в три этапа: организационный, внедренческий и заключительный.

На первом, организационном этапе, уточняются цели и задачи работы Клуба, изучается список литературы, произведения которого предстоит прочитать учащимся, составляется план заседаний.

На втором этапе (внедренческий) осуществляется чтение книг учащимися. Контроль за чтением детей осуществляется через читательские дневники, которые ведут ученики с родителями.

На заключительном этапе организуется заседание клуба в соответствии с планом работы.

Свою работу Клуб начинает в конце первого класса, когда учащиеся научатся читать. Первоклассники делают первые шаги в чтении. Систематически устраиваются книжные вы­ставки в уголке чтения для организации самостоятельной деятельности детей. Создается класс­ная библиотека, где учащиеся получают первый опыт работы с системой книг. Внимание детей обращается на то, что они уже могут принимать полноправное участие как читатели в семейных чтениях.

Во II классе учащиеся знакомятся с книгами из современной детской ли­тературы, художественными произведениями по всем темам дет­ского чтения. Учитель побуждает их к самостоятельному чтению, выделяет время для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочи­танных книгах.

Учащиеся III класса читают произведения детской художест­венной литературы — современной, русской классической и зарубежной. Получают представления о детской перио­дике, о книгах-справочниках. Особое место отводится литера­туре родного края, произведениям устного народного творчества, отражающим традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в крае.

Материал IV класса насыщен приключенческой литературой, со­циально-бытовыми и историческими повестями, справочной литературой. Учитель направляет чтение детей в русло их личных интересов.


Планируемые результаты реализации программы

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Предметные результаты:

-овладение осознанным и выразительным чтением;

- умение ориентироваться в книге;

- формирование читательской компетентности: потребность в постоянном чтении книг, владение приемами работы с текстом, понимание прочитанного и прослушанного, умение самостоятельно выбрать книгу и оценить её;

- умение составлять отзыв по книге.

Личностные УУД:

-обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию (умение поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Виды личностных действий:

-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД: обеспечивают обучающимся организацию своей деятельности. К ним относятся:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона;

-коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталонов, реального действия и его результата, внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищем;

-оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы;

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию ( к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

-постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

- разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

-управление поведением партнёра с точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Тематическое планирование работы клуба семейного чтения в 1 классе


№ п/п

Заседание

Дата

Формы работы

Чтение книг

1.

Семейный литературный праздник «Сказки водят хоровод»

май

Знакомство с библиотекой школы.

Конкурс рисунков.

Выставка книг.

Анкетирование учащихся Изготовление памятки

« Советы родителям».

Инсценирование сказок

Чтение русских народных сказок:

«Лиса и заяц»

«По щучьему веленью»

«У страха глаза велики»

«Петушок и бобовое зернышко»

«Василиса Премудрая»

«Царевна-лягушка»

«Маша и медведь» (другие по желанию)


Тематическое планирование работы клуба семейного чтения во 2 классе

№ п/п

Заседание

Дата

Формы работы

Чтение книг

1.

Игра «Счастливый случай» на тему:

«Спутники нашей жизни».

октябрь

Конкурс рисунков.

Выставка книг.

Анкетирование учащихся

Инсценирование сказок

Встреча с библиотекарем

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

Русская народная сказка «По щучьему веленью»

Н. Носов «Живая шляпа»

В. Драгунский «Тайное становится явным»

Ш. Перро «Золушка»

В. Катаев «Цветик – семицветик»

Э. Успенский «Чебурашка»

Б. Гримм «Бременские музыканты»

2

Игра «Что? Где? Когда?» на тему: «Природа и мы»

январь

Выставка книг.

Выставка поделок.

Написание загадок и стихов о животных


Николай Сладков Рассказы и сказки

Вера Васильевна Чаплина Рассказы

Виталий Бианки Рассказы.

Михаил Пришвин Рассказы о животных.

Георгий Скребицкий Рассказы о животных.

Константин Ушинский Рассказы о природе.


3

Игра «Слабое звено» на тему: «В гостях у Г.Х. Андерсена»

апрель

Знакомство с биографией автора

Конкурс кроссвордов

Инсценирование сказок

«Снежная королева», «Русалочка», «Дюймовочка», «Огниво», «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле Лукойе».


Тематическое планирование работы клуба семейного чтения в 3 классе

№ п/п

Заседание

Дата

Формы работы

Чтение книг

1.

Интеллектуально-познавательная викторина «Своя игра» на тему

«Что за прелесть эти сказки!»

октябрь

Конкурс рисунков.

Выставка книг.

Инсценирование сказок

Написание своих сказок

А. Толстой «Золотой ключик»

Д. Родари «Приключения Чиполлино»

С. Лагерлеф «Приключения Нильса с дикими гусями»

С.Маршак «12 месяцев»

С. Аксаков «Аленький цветочек»



2

Интеллектуальный ринг «Умники и умницы» на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

январь

Конкурс рисунков.

Выставка книг.

Анкетирование учащихся

Инсценирование сказок

Встреча с ветеринаром

Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе»

Б. Житков «Беспризорная кошка»,

Е. Чарушин «Кот Епифан»,

Ш. Перро «Кот в сапогах», Н. Носов «Живая шляпа»,

С. Маршак «Кошкин дом», Л. Кэролл «Алиса в стране Чудес»

3

Литературное лото на тему «Давайте жить дружно!»

май

Конкурс рисунков.

Выставка книг.

Инсценирование сказок

Написание сочинений

Г.Остер «Зарядка для хвоста»

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

Астрид Лингрен «Малыш и Карлсон»

А. Милн «Вини-Пух и все-все-все

Ю. Олеша «Три толстяка»



Тематическое планирование работы клуба семейного чтения в 4 классе

№ п/п

Заседание

Дата

Формы работы

Чтение книг

1.

КВН «В гостях у А.П.Гайдара!»

октябрь

Знакомство с биографией писателя.

Конкурс рисунков.

Выставка книг.

Инсценирование произведений


«Тимур и его команда»

«Судьба барабанщика»

«Чук и Гек», «Р.В.С.»

2

Турнир знатоков на тему: «Улыбка и смех-радость для всех»

Январь

Конкурс рисунков.

Выставка книг.

Инсценирование произведений

Отзывы по прочитанным произведениям

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

В.Медведев «Баранкин, будь человеком!»

В. Галявкин «Рассказы» («Как я под партой сидел», «Никакой горчицы я не ел», «Секрет», «В шкафу»)

М. Зощенко «Не надо врать!»


3

Фестиваль мини – проектов: «Любимая книга нашей семьи».

апрель

Конкурс рисунков.

Выставка книг.

Инсценирование произведений

Создание проектов

Встреча с поэтом - земляком

А. Сент – Экзюпери «Маленький принц»

Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

А Рыбаков «Бронзовая птица»

К. Булычев «Тайна третьей планеты»

В. Железников «Чучело»

и другие по желанию




Рекомендуемая литература

  1. Диагностика учебной успешности в начальной школе/ Под редакцией П.Г.Нежнова, И.Д.Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д.Эльконина. - М.: Открытый институт "Развивающее образование", 2009

  2. Методика обучения чтению: Учебно-метод. пособие /Сост.: Сальникова Т.П. - М.: Сфера, 2001.

  3. Белоногая В. Вместе читаем, играем, создаем: опыт взаимодействия с ребенком в процессе обучения чтению: [педагог делится опытом обучения чтению ребенка 6-7 лет] // Семейное чтение. - 2008.

  4. Молдавская К. Мы выбираем: [алгоритм выбора книг для детей от критика детской литературы] // Что читать? – 2009.

  5. Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. - СПб: Изд-во РНБ, 2000


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Морковкина Любовь Геннадьевна

Дата: 07.11.2017

Номер свидетельства: 437511


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства