kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный гитарист"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена для учащихся 10-16 лет для овладения простейшими навыками игры на шестиструнной гитаре в.Срок реализации программы 2 года. В сельской школе, где нет музыкальной школы,дети испытывают острую необходимость овладеть навыками игры на музыкальных инструментах, в том числе на гитаре. В системе школьного дополнительного образования, куда ребенок приходит сам, где нет оценок, стандартных требований, он открывает для себя перспективу "обретения" своего голоса и обучается простым приемам игры на гитаре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Юный гитарист" »

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»







Дополнительная общеразвивающая программа

кружка « Юный гитарист»



Возраст учащихся 10-16 лет

Срок реализации программы- 2 года











Составитель: Ашихмина Л.Е.

педагог дополнительного образования















д.Качкашур

2015год

Пояснительная записка

Информационная эпоха открывает небывалые возможности для самореализации личности, но требует и небывалой ответственности перед обществом, перед самим собой. Объективный вызов времени – острая необходимость воспитания гармоничной личности, самостоятельной, устойчивой, творческой, способной применять нетривиальные решения в стремительной меняющихся обстоятельствах, открытой для новых идей, готовой к сотрудничеству.

В наши дни возможности реализации творческих способностей каждого талантливого человека неизмеримо выросли и нередко потребность людей выразить свои чувства, мысли, настроения проявляются в сочинении и исполнении собственных песен.

Творения современных бардов, как и песни народные, проходят строгий естественный отбор обществом и временем, когда выживают лишь самые лучшие. Поэтому, уже сегодня можно говорить о самодеятельной песне как о явлении, рассматривая его в разных аспектах – социальном, историческом, общекультурном, искусствоведческом.

Песенное творчество превратилось в массовое общественное движение, объединившее в свои ряды тысячи любителей самодеятельных песен. Песня во все времена, во всех социальных группах людей всегда была мощным средством человеческого общения. И в праздники, и в будни.

Многолетний опыт работы с детьми, и особенно с подростками, подтверждает, что формирование правильных навыков образования звука настраивает ученика на собственный, природой данный тембр, способствует становлению его певческой культуры, раскрывает его как творца, снимает психологические комплексы, гармонизует жизнь, как самого ученика, так и его окружение.

В сельской школе, где нет музыкальной школы, дети испытывают острую необходимость овладеть навыками игры на музыкальных инструментах, в том числе на гитаре.

В системе школьного дополнительного образования, куда ребенок приходит сам, где нет оценок, стандартных требований, он открывает для себя перспективу «обретения своего голоса» и обучается простым приемам игры на гитаре. Чтоб развивать эти способности, наклонности, существует кружок « Юный гитарист».







Введение в образовательно-практическую деятельность.

Программа имеет два уровня усвоения:

I-начальный (развивающий). 1 год обучения. Этот уровень для учеников 5-9 классов, рассчитан на один год обучения (108 часов). Режим занятий – 2 раза в неделю, 3 часа. В группе предполагается до 7-10 учащихся. Начальный уровень предусматривает выявление музыкальных, голосовых, речевых данных, чувства ритма, желаний, целей и задач, которые он ставит перед собой, знакомство с элементарными требованиями программы.

Даются предварительные знания для практической игры на гитаре, знакомство с устройством инструмента, получают углубленные знания по нотной грамоте. Дети обучаются легким распевкам, учатся слушать себя, контролировать ритмические рисунки. Происходит знакомство с бардовскими песнями, композиторами. Значительное время на начальном этапе уделяется закладке новых привычек у детей (работе над вокальным исполнением, владением игры на новом инструменте, умению правильно держаться на сцене и т.д.). Важно отметить, что этот уровень не одинаков для всех. Развивающий уровень (базовый) по своей сути «навыковый», поэтому подход каждому ученику дифференцированный.

II- сценический (исполнительство перед аудиторией). 2 год обучения.Для учащихся 6-10 классов, рассчитан на один год ( 36 часов) с режимом работы – 1 раз в неделю ( 1 час). В группах предполагается до 10 учащихся.

Этот отрезок может быть болезненным для подростков в плане необычности роли, в которой он появляется перед своими товарищами. Это трудно, не привычно. Сказываются возрастные, психологические особенности. Ребята участвуют в общих концертах, на школьных мероприятиях. Каждый достигает того уровня, который соответствует его сценическим возможностям.

















Основные цели и задачи

Цели: через музыкальную деятельность и усвоение музыкального инструмента способствовать познанию детьми музыкального искусства, а через него и окружающей жизни и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Задачи:

- научить простым приемам (аккорды, переборы) игры на гитаре, научить подбирать аккорды к песням;

- развивать музыкальный, ритмический слух;

- побуждать детей к сочинению песен;

- прививать любовь к музыке.





Основные формы работы

- индивидуальные занятия (работа с инструментом, разучивание песен)

- групповые занятия ( дуэты, квартеты)

- концертные, тематические проекты

























I год обучения

Учебно-тематический план начального (развивающего) уровня

№ п/п

Разделы занятий

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего часов

1

Вводное занятие. Знакомство с устройством гитары.

1

2

3

2

Приемы игры на гитаре

2

10

12

3

Лад, тональность, размер (термины, схемы – записи), интонирование.

2

10

12

4

Ритм, штрихи, знаковая система.

1

8

9

5

Бардовская песня

1

8

9

6

Песни о школе

1

8

9

7

Песни о Великой отечественной войне

1

8

9

8

Аранжировка песен

1

8

9

9

«Моя первая песня»

1

6

6

10

Осанка. Дикция. Мимика.

2

4

6

11

Эстрадные песни

-

6

6

12

Игра в ансамбле

1

11

12

14

Организация мероприятий

-

4

4

15

Подведение итогов

-

2

2


Всего

14

94

108









Содержание программы

1. Тема 1 (3ч): Вводное занятие. Знакомство с устройством гитары.

Знакомство с элементарными знаниями из области теории музыки. Практическая работа: настройка гитары.

2. Приемы игры на гитаре

Тема 2.1(3 ч.) Общее знакомство с аккордами. Трезвучие.

Тема 2.2 (6ч) Обучение приему игры на гитаре «боем». Размер 2/4.

Тема 2. 3 (3 ч) Знакомство со сложным «боем». Схема игры.

Практическая работа: ритмические задачи на слух с «прохлопыванием».

Контроль: проверка полученных знаний и практическое их применение; ритмические задачи на слух с «прохлопыванием».

3. Лад. Тональность. Размер.

Тема 3.1 (2 ч) Понятие регистров.

Тема 3.2(6 ч) Удобные певческие тональности. Тональность ля минор.

Тональность ре минор.

Тема 3.3(2 ч) Тональность ми минор. Понятие доминанта.

Тема 3.4(2 ч) Септаккорды. Аккорд ми септаккорд (Е-7).

Мажорные аккорды.

Практическая работа: запись схем, аккордов. Исполнение не сложных попевок.

Контроль: знание аккордов наизусть. Чтение с листа.

4. Тема 4.1(2 ч) Ритм. Штрихи. Знаковая система.

Понятие ритма.

Тема 4.2(3 ч) Штрихи как важное художественное средство: Legato, staccato.

Тема, 4.3(2 ч) Закрепление знаний о длительностях (половинные, четверти, восьмые).

Тема4.4(2 ч) Исполнение песен с разными ритмическими схемами и штрихами. Самостоятельная работа.

Практическая работа: дидактическа игра «Эхо», ритмическая игра «Поймай хлопок», песня «Алые паруса».

Контроль: исполнение несложных попевок с разными штрихами, длительностями; опрос по терминам.

5. Бардовская песня.

Тема 5.1 (2 ч) Понятие «бардовская песня». Сведения об авторах песен.

Тема 5.2, (2 ч) Классик авторской песни Б. Окуджава

Тема 5.3(2 ч) Песни Ю. Визбора. «Лесное солнышко» .

Тема5.4(3ч). Песни Н.Матвеевой, В.Высоцкого. Самопроверка правильности игры.

Практическая работа: музыкальный разбор 4-5 несложных песен

( «Солнышко лесное» Ю. Визбора, «Не закрывайте вашу дверь» Б. Окуджава и др.)

Самостоятельная работа: повторение текстов с точным исполнением ритма, аккордов.

Контроль: подготовка тематических песен, исполнительская, сценическая ответственность исполнителя.

6. Песни о школе.

.Тема 6.1 (5 ч) Форма музыкального произведения. Куплет, припев.

Разучивание песни «Ты да я, да мы с тобой».

Тема 6.2(4 ч) Разучивание песни «Алые паруса».

Практическая работа: обобщение и закрепление технических приемов, освоенных на предыдущих этапах.

Самостоятельная работа: пробные записи на магнитофон индивидуально выбранной песни.

Контроль: подготовка песен на школьный концерт.

7. Песни о Великой отечественной войне.

Тема 7.1(9 ч) Попурри военных песен.

Практическая работа: закрепление приемов игры на гитаре. Индивидуальный выбор музыкального репертуара.

Контроль: подготовка военных песен ко Дню Победы, исполнительская ответственность исполнителя.



8.Аранжировка песен.

Тема 8.1(3 ч) Знакомство с приемом игры «перебор» простой на примере песни «Ты у меня одна» Ю.Визбора.

Тема 8.2(3 ч). Знакомство с приемом игры «сложный перебор» на примере песни «Фестивальная».

Тема 8.2(3 ч) Применение «сложного и простого перебора» в одной песне. (Индивидуальный выбор песни).

Практическая работа: исполнение песен перебором.

Контроль: исполнение песен с аккомпанементом в классе.

9. «Моя первая песня»

Тема 9.1(3 ч) Импровизация мелодии на заданную рифму.

Тема 9.2(3 ч) Сочинение несложной песни на свободную тему.

Практическая работа: исполнение собственной песни.

Контроль: мини-концерт в классе.

10. Осанка. Дикция. Мимика.

Тема 10.1(2 ч) Основные требования к исполнительскому образу.

Тема 10.2(4 ч) Дикция – важное условие звуковедения. Значение мимики. Драматизация песни по выбору.

Практическая работа: показ пантомимы на заданную тему, игра «Я - артист!»

Контроль: демонстрация осанки, дикции, тембровой речи, смеха.

11.Эстрадные песни.

Тема 11.1(6 ч) Современная музыка.

Практическая работа: музыкальный разбор 3-4 песен (по выбору учащихся) с применением навыков игры «боем» и «перебором».

Контроль: МУЗ. ИГРА «Угадай-ка».

13. Игра в ансамбле

Тема 13.1 (6 ч) Дуэт - играть вдвоем.

Тема 13.2(6ч) Трио – играть втроем.

Практическая работа: распределившись парами и тройками исполнить песню «Алые паруса»

Контроль: подготовка к школьному мероприятию.

14. Организация мероприятий.(4 ч) Подготовка программ: бардовская песня, песни о ВОВ, для исполнительских проб в рамках школы.

Контроль: в течение года

15. Тема. Подведение итогов.(2 ч) Оформление песенников. Награждение кружковцев.

Практическая работа: исполнение песен по выбору учащихся.









Требования к знаниям и умениям учащихся.

должны знать:

- устройство гитары;

- понятия: лад и тональность, аккорды, ритм и размер (2/4, 3/4, 4/4), дикция, артикуляция, произношение.

должны уметь:

- играть на гитаре «боем», «перебором»;

- правильно выбирать аккорды;

- читать с листа;

- исполнять несложные песни с точной интонацией, ритмическим рисунком, четкой дикцией;

- верно передать образный строй исполняемой песни.

















II год обучения

Учебно-тематический план сценического уровня.

п/п

Разделы

Теоретические занятия

Практические занятия

всего

1.

Введение. Сценическое соло, дуэт, ансамбль

1

2

3

2

Личный творческий план

-

4

4

3

Двухголосие в песне

1

2

3

4

Популярная музыка

1

3

4

5

Музыка из кинофильмов

-

3

4

6

Я - композитор

1

3

4

7

Бардовская песня

-

3

3

8

Организация мероприятий

-

4

4

9

Настройка гитары

1

5

6

10

Подведение итогов

-

1

1


Всего

5

31

36





















Содержание программы

1. Введение. Сценическое соло, дуэт, ансамбль.

Непростой уровень, продвигающих учащихся на сцену с сольным исполнением, который требует большой выдержки, самообладания. Знания и навыки, приобретенные на предыдущем этапе, направляются на решение более сложных задач и «замыкаются» на практике.

Новое восприятие своего голоса, новая акустика помещения, новое окружение исполнения, выход на сцену. Ученик появляется в новом качестве перед товарищами, педагогами и родителями. Мимика, жест, поклон, уход со сцены, куда смотреть, положение корпуса.

2. Личный творческий план.

Составляется приблизительный вариант личного репертуара. Ученик начинает с простейших в техническом отношении песен. Так, к концу 2 года обучения личный репертуар насчитывает у успешного ученика до 8-10 произведений разных авторов, жанров и стилей. Это позволяет лучшим из них выходить на уровень сольного концерта.

Контроль: индивидуальное обсуждение творческих успехов, планирование участия в мероприятиях.

3. Двухголосие в песне.

Аранжировка несложных песен на два голоса, в том числе пройденных. Сольные песни. Совместное пение ученика и преподавателя. Закрепление аккордов. Подбор музыкального репертуара. Разбор более сложного репертуара.

4. Популярная музыка.

Знакомство с популярной, эстрадной музыкой. Форма произведения. Подбор репертуара, аккордов. Выбор приема игры на гитаре. Совместное прослушивание записей.

Контроль: ученики не только исполняют песни, но и рассказывают о стиле, авторах, исполнителях песен.

5. Музыка из кинофильмов.

Практическое знакомство с музыкой, песнями из кинофильмов. Просмотр, слушание песен записи. Разбор песен, подбор аккордов.

Контроль: подготовка и исполнение индивидуально выбранной песни.

6. Я – композитор.

Закрепление знаний о длительностях, ладе и тональности. Попытка сочинить мелодию на стихи поэтов: собственные песни. Выбор приема игры на гитаре. Аранжировка песни.

Контроль: исполнение песни в классе.

7. Бардовская песня.

Прослушивание записей бардовской песни; разбор более сложных песен. Этап усвоения игры на гитаре в ансамбле.

Контроль: исполнение в классе бардовской песни с аккомпанементом.

8. Организация мероприятий.

Организация творческих мероприятий: фестиваль, посвященный дню рождения Чайковского. Выступления на общешкольных праздниках (последний звонок, выпускной вечер и т.п.)

9. Настройка гитары.

Научится слышать звуки (интервалы). Техника безопасности при натягивании струн. Научиться самостоятельно настраивать инструмент.

10. Итоговое занятие.

Подведение итогов. Запись сочиненных песен. Награждение кружковцев.



Требования к знаниям и умениям учащихся



Должны усвоить понятия:

-одноголосие , многоголосие

-соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль

-сценическое поведение

-традиции страны

-композиторы-профессионалы и любители



Должны уметь:

-«держать» свой голос

-слышать другие голоса

-вести себя на сцене

-настраивать гитару

-играть в ансамбле

-использовать разные приемы игры на гитаре





Список литературы:

  1. С.Владимирский «Гитара для всех», 1998 г.

  2. С.В.Кознов «А не спеть ли нам песню»;2001 г.

  3. М.Каркасси «Школа игры на шестиструнной гитаре», 2005г.

  4. А.С.Молодцов «Золотые песни под гитару»; 2006 г.

  5. В.Ф.Суханов «Гитара для всех»,1995г.

  6. Н.Г.Шиндина «Школа игры на шестиструнной гитаре»: новейший самоучитель; 2006 г.

  7. Клуб самодеятельной песни «Поиск» (г.Арзамас – 16) «Программа обучения игре на шестиструнной гитаре».




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный гитарист"

Автор: Ашихмина Лариса Евгеньевна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232250


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства