kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Калейдоскоп"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Цель программы:  развитие умственных способностей детей, эмоциональной и коммуникативной сферы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Калейдоскоп"»



Министерство труда и социального развития Краснодарского края


Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Белореченский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»




Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

Калейдоскоп


Уровень программы: краткосрочная

Срок реализации: 16 часов

Возрастная категория: от 3 до 7 лет



Разработчик: Злобина Е.В., воспитатель

















Великовечное, 2020

с. Великовечное, 2020





Министерство труда и социального развития Краснодарского края


Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Белореченский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»



РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»

«___»_______2020 г., протокол № ___

УТВЕРЖДЕНА

приказом

ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»

от «__»____________2020 г. №____





Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Калейдоскоп»


Уровень программы: краткосрочная

Срок реализации: 16 часов

Возрастная категория: от 3 до 7 лет




Разработчик: Злобина Е.В., воспитатель






с. Великовечное, 2020

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Калейдоскоп» имеет социально-педагогическую направленность, рассчитана на ознакомительный уровень. Содержание данной программы направлено на освоение воспитанниками

элементарных математических знаний и умений. Учит их коммуникативным навыкам.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача воспитателя предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является игровая деятельность

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Воспитанник должен учиться способности действовать в уме т.е. ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба. Решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, угасает интерес к учению. И лучше всего логическое мышление и сенсорное развитие формировать при помощи развивающих игр.


Новизна программы.

Новизна программы заключается в том, что каждое занятие не взаимосвязаны и вновь поступивший несовершеннолетний может присоединится и спокойно влиться в познавательный процесс.


Актуальность программы.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. У детей, которые попадают в реабилитационный центр, чаще всего нарушена эта познавательная активность и плохо развита моторика рук. Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. У ребенка уже до школы необходимо формировать логическое мышление.


Педагогическая целесообразность программы.

Занятия по общеобразовательной программе «Калейдоскоп» направлены на развитие умственных способностей несовершеннолетних, памяти, сообразительности, наблюдательности, формирование мыслительных умений. Занятия закладывают основу для развития качеств личности: активность, самодисциплина, ответственность, умение находить правильные ответы, тем самым сохранить свою индивидуальность. На занятиях дети учатся взаимодействовать друг с другом и приобретают коммуникативные навыки необходимые для дальнейшей социализации.


Отличительные особенности программы

Отличительными особенностями общеразвивающей программы «Калейдоскоп» от имеющихся программ в дополнительном образовании по данному направлению являются:

1.Программа адаптирована к особенностям пребывания несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре.

2. Рассчитана на небольшое количество часов (16 часов).

3. Занятия запланированы с учетом небольшого количества детей и на занятие находятся дети от 3-до 7 лет.

4. Больше времени отводится игровой деятельности (80%).


Цели и задачи программы.


Цель: развитие умственных способностей детей, эмоциональной и коммуникативной сферы.


Задачи программы:

  1. Формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание).

  2. Развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику рук.

  3. Развивать самостоятельность и инициативность.

  4. Обогащать опыт самопознания дошкольников.

  5. Воспитывать у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.

  6. Воспитывать коммуникативные навыки.


Методика и технология реализации.

Для реализации программы используется методика дифференцированного обучения: при такой организации занятий воспитатель излагает новый материал всем воспитанникам одинаково, а для практической деятельности предлагает игры разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого несовершеннолетнего).

Программа основана на принципах наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Занятия проводятся в игровой форме Программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания занятий, которые строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их разносторонних интересов и увлечений.

Каждое занятие реализуется как самостоятельное мероприятие. Общее количество занятий – 16.


Категория несовершеннолетних.

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста, проходящих курс социальной реабилитации в социально-реабилитационном центре.


Уровень программы, объем и сроки реализации.

Уровень программы: краткосрочный.

Занятия по данной программе будут проходить еженедельно 2-3 раза в неделю продолжительностью от 15 мин. до 25 мин. (в зависимости от возраста), в течении 3 месяцев. Общее количество часов – 16.


Форма занятий.

Очная. Коллективная, групповая, работа в парах и индивидуальная.


Виды занятий.

- комбинированное занятие;

- занятие–игра;

- занятие – практикум;

- занятие – тренинг;

- занятие – соревнование.


Режим занятий.

Занятия с несовершеннолетними проводятся 2-3 раза в неделю продолжительностью от 15 мин. до 25 мин. (в зависимости от возраста).

Общее количество часов – 16 часов.


Ожидаемые результаты.

В результате освоения Программы:

Воспитанники будут знать: счет от 1 до 10; геометрические фигуры; основные цвета; основные правила написания графического диктанта;

Воспитанники будут уметь: работать по образцу; решать простые задачи; решать логические задачи; ориентироваться в пространстве и времени; работать карандашом; работать по образцу; самостоятельно выполнить задание.

Воспитанники смогут решать следующие жизненно-практические задачи: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и находить варианты решения различных задач.

Воспитанники будут способны проявлять следующие отношения: умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности; улучшают свои коммуникативные способности.


Формы подведения итогов.

Для подведения итогов реализации программы используются различные формы и методы контроля:

- графические тесты, соревнования;

- участие в викторинах и олимпиадах в СМИ;

- участие в выставках;

- анализ, обсуждение, сопоставление выполненных работ.



































Министерство труда и социального развития Краснодарского края


Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Белореченский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»



РАССМОТРЕН

на заседании педагогического совета ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»

«___» _______2020 г., протокол № ___

УТВЕРЖДЕН

приказом

ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»

от «__» ____________2020 г. №____



Учебный план

дополнительной общеразвивающей

программы социально-педагогической направленности

«Калейдоскоп»


п/п

раздела (темы)

Раздел, темы

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1

Раздел 1. Признаки (свойства) предметов. Простейшие геометрические фигуры.

4

0,6

3,4

2

Раздел 2. Пространственные отношения.

4

0,8

3,2

3

Раздел 3. Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.

4

0,8

3,2

4

Раздел 4. Содержательно-логические задания.

4

0,6

3,4


Итого:

16ч.

2,8 ч.

13,2 ч.








Министерство труда и социального развития Краснодарского края


Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Белореченский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»



РАССМОТРЕН

на заседании педагогического совета ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»

«___» _______2020 г., протокол № ___

УТВЕРЖДЕН

приказом

ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»

от «__» ____________2020 г. №____


Календарно-тематический план

дополнительной общеразвивающей

программы социально-педагогической направленности

«Калейдоскоп»

п/п

раздела (темы)

Дата проведения

Раздел, тема

Кол-во часов

План

Факт

Всего

Теорети-ческие занятия

Практи-ческие занятия

1

Раздел 1. Признаки (свойства) предметов. Простейшие геометрические фигуры

4

0,6

3,4

1.1



«Давайте познакомимся».

1

0

1

1.2



«Дорога к изумрудному городу».

1

0,2

0,8

1.3



«Поезд».

1

0,2

0,8

1.4



«Длинный, короткий. Большой, маленький»

1

0,2

0,8

2

Раздел 2. Пространственные отношения

4

0,8

3,2

2.1



«Найди клад».

1

0,2

0,8

2.2



«Украшаем салфетку».

1

0,2

0,8

2.3



«Сложи квадрат».

1

0,2

0,8

2.4



«Собери дом».

1

0,2

0,8

3

Раздел 3. Цифры и числа от 1 до 9.

Число 0. Число 10

4

0,8

3,2

3.1



«Наши руки не для скуки». 

1

0,2

0,8

3.2



«Половинки».

1

0,2

0,8

3.3



«Транспорт к выезду готов».

1

0,2

0,8

3.4



«Винни-Пух и его друзья».

1

0,2

0,8

4

Раздел 4. Содержательно-логические задания

4

0,6

3,4

4.1



«Алгоритмы».

1

0

1

4.2



«Умные загадки».

1

0,2

0,8

4.3



«Рисуем узор».

1

0,2

0,8

4.4



Итоговое занятие «Я умею…».

1

0,2

0,8


Итого:

16 ч.

2,8 ч.

13,2ч.

Содержание дополнительной общеразвивающей

программы социально-педагогической направленности

«Калейдоскоп»



Раздел 1. Признаки (свойства) предметов. Простейшие геометрические фигуры:

    1. «Давайте познакомимся».

Теория. Знакомство с группой детей. Приветствие.

Практика. Игра «Кто живет в домике». Пальчиковая гимнастика «Будем пальчики считать…». Дидактическая игра «Портрет». Физминутка «Веселый чудачек». Дидактическая игра «Угадай фигуру». Выполнение самостоятельно карточки. Уборка рабочего места.


1.2. «Дорога к изумрудному городу».

Теория. Изучение фигур по форме, сравнение. Пальчиковая гимнастика «Прогулка». Просмотр фрагмента мультфильма «Волшебник Изумрудного города». Беседа.

Практика. Пальчиковая гимнастика «Прогулка». Дидактическая игра «Геометрический узор». Игра «Веселые цифры». Самостоятельное выполнение карточки. Рефлексии.


    1. «Поезд».

Теория. Изучение фигур по форме цвету и сравнение по длине в процессе игры.

Практика. Пальчиковая гимнастика «Паровоз». Игра «Поезд». Физминутка «Если весело живется делай так…». Дидактическая игра «Сложи картинку». Рефлексия.


    1. «Длинный, короткий. Большой, маленький»

Теория. Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже и др., его использование при выполнение заданий.

Практика. Приветствие. Пальчиковая гимнастика «Шарик». Беседа. Игра «Найди сам». Тест «Нарисуй шарик». Рефлексия.


Раздел 2. Пространственные отношения:

2.1. «Найди клад».

Теория. Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)

Практика. Приветствие. Пальчиковая гимнастика «Поход». Беседа. Игра «Найди клад». Рефлексия.


2.2. «Украшаем салфетку».

Теория. Ориентирование на листе бумаги.

Практика. Приветствие. Пальчиковая гимнастика. «Этот пальчик…». Проблемная ситуация. Графический диктант «Фигуры». Демонстрация презентации «Узоры». Гимнастика для глаз. Физминутка со смешариками. Рефлексия. Организация выставки работ в групп


2.3. «Сложи квадрат».

Теория. Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (внутри фигуры, вне фигуры и др.). Повторение фигуры квадрат.

Практика. Приветствие. Пальчиковая гимнастика «Пальчики». Проблемная ситуация. Игра «Кто быстрее». Физминутка «Если нравится тебе, то делай так…». Игра «Помоги друзьям». Рефлексия.


2.4. «Собери дом».

Теория. Временные представления: раньше – позже; вчера, сегодня, завтра.

Практика. Приветствие. Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять…» Просмотр мультфильма «Кошкин дом». Беседа. Физминутка «Как построить дом». Игра «Строим дом». Рефлексия.


Раздел 3. Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10:

3.1. «Наши руки не для скуки». 

Теория. Счет предметов. Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел.

Практика. Приветствие. Пальчиковая гимнастика. Дидактическая игра «Веселый счет». Задание №1 «Сложение и вычитание». Физминутка «Если нравится тебе, то делай так…» Задание «Больше-меньше». Задание №3 «Покажи правильно». Рефлексия.


3.2. «Половинки».

Теория. Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.). Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Практика.

Практика. Приветствие. Пальчиковая гимнастика «Помощники». Беседа. Дидактическая игра «Половинки». Физминутка «Если нравится тебе, то делай так…». Игра «Раздели предметы». Рефлексия.


3.3. «Транспорт к выезду готов».

Теория. Целое и часть.

Практика. Приветствие. Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять…». Игровая ситуация «Назови часть целого». «Прокатись с ветерком». Физминутка «Танец с Фуксиками» Индивидуальная работа. «Автомобиль из геометрических фигур». Рефлексия.


3.4. «Винни-Пух и его друзья».

Теория. Сложение и вычитание чисел (знаки «+», «-»). Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.

Практика. Приветствие. Постановка цели. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня…». Просмотр мультфильма «Вини Пух и его друзья». Рассказ воспитателя Задача и рассказ». Физминутка «Танец с ускорением». Просмотр презентации. Решение и составление простейших задач. Рефлексия.


Раздел 4. Содержательно-логические задания

4.1. «Алгоритмы».

Теория. Развитие памяти и умения действовать по алгоритму.

Практика. Приветствие. Постановка цели. Пальчиковая гимнастика «У нас гости». Чтение стихотворение Даниила Хармса «Пирог». Беседа. Физминутка «У тете Моти…». Графический диктант «Волшебный карандаш». Алгоритм «Как правильно мыть руки». Рефлексия.


4.2. «Умные загадки».

Теория. Развитие мышления (выделение существенных признаков объектов, проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).

Практика. Приветствие. Постановка цели. Пальчиковая гимнастика «У нас гости». Беседа. Дидактическая игра «Отгадай загадку». Физминутка «Танец Фиксиков» Игра разгадай лабиринт. Индивидуальное задание «Придумай загадку». Рефлексия.


4.3. «Рисуем узор».

Теория. Развитие воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных).

Практика. Приветствие. Постановка цели. Пальчиковая гимнастика «Маша кашу варила». Физминутка «Ладушки» Выполнение карточки «Учимся рисовать узор». Беседа. Демонстрация презентации. Зарядка для глаз «Цветные шары». Самостоятельная работа «Раскрась узор». Рефлексия. Организация выставки работ в группе.


4.4. Итоговое занятие «Я умею…»

Практика. Приветствие. Тренинг «Улыбка». Пальчиковая гимнастика «Шарики». Конкурс№1 «Блиц опрос». Конкурс№2 «Загадка». Конкурс№3 «Говори, наоборот». Конрурс№4 «Кто быстрее подсчитает». Конкурс№5 «Говори наоборот». Подведение итогов. Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

































Методические материалы дополнительной общеразвивающей

программы социально-педагогической направленности

«Калейдоскоп»


Материальное обеспечение: наборы геометрических фигур; раздаточный материал для счёта; детские книги и журналы; наборы для моделирования, лепки, аппликации; кубики Никитина; простые карандаши; цветные карандаши; бумага А4; цветная бумага; ножницы; воздушные шары; цветные ленточки.

Технологические карты представлены в Приложении 5 к данной программе «Сборник технологических карт для занятий по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Калейдоскоп».


Методы обучения и воспитания:

Наглядные методы:

а) наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные, замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы;

б) демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов;

2. Практические методы:

а) упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;

б) моделирование – наглядно-практический метод (карта, план участка и др.);

3. Игровые методы и приемы:

а) дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания. Игра активизирует речевую деятельность, развивает творческие способности, снимает монотонность процесса обучения и помогает преодолеть стеснительность, воспитывает доброжелательность, вызывает чувство удовлетворения. Представлены в Приложении 3 к данной программе «Сборник дидактических игр по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Калейдоскоп»)

б) воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний (приглашение гостей, происшествие в стране кубиков и т.д.)

технологии:

2.ИКТ:

- презентации;

- видео и аудиофайлы;

- мультфильмы представлены в Приложении 5 к данной программе «Сборник мультфильмов по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Калейдоскоп».

3.Здоровьезберегающие:

а) пальчиковая гимнастика представлена в Приложении 1 к данной программе «Сборник пальчиковых гимнастик для занятий по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Калейдоскоп»

б) гимнастика для глаз представлены в Приложении 2 к данной программе «Сборник гимнастик для глаз и физминуток для занятий к дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Калейдоскоп».

в) физминутки представлены в Приложении 2 к данной программе «Сборник гимнастик для глаз и физминуток для занятий к дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Калейдоскоп».



Формы организации учебного процесса:

а) коллективная форма организации обучения. Работа со всей группой, единое содержание. При этом содержанием обучения на коллективных занятиях может быть деятельность творческого характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения.

б) групповая форма организации обучения(индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: разница в возрасте. Формирую две группы: 3-4 года и 5-7 лет. При этом в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

в) работа в парах способствует развитию коммуникативных умений и нравственных качеств. Воспитанники осваивают элементарные способы сотрудничать, помогать, поддерживать, принимать совместные решения, разрешать конфликты, оценивать свои и общие достижения.








Алгоритм учебного занятия

Технологическая карта

Занятие№

Число

Месяц

Год





Тема занятия


Цель

Задается предполагаемый результат по развитию детей

Задачи занятия.

Задачи ставятся по обучению, развитию и воспитанию и коррекционной деятельности детей. (формулируются глаголом совершенного вида сформировать, развивать и т.д.)

Вид занятия

Указать вид занятия (комбинированное занятие, занятие–игра, занятие – практикум, занятие – тренинг, занятие – соревнование).

Оснащение занятия

Материалы и оборудование необходимое для занятия.

Форма занятия

Коллективная, групповая, работа в парах и индивидуальная.

Методы обучения

Указать методы, применяемые на данном занятии (наблюдение, демонстрация, упражнение, моделирование, – наглядно-практический метод (карта, план участка и др.), дидактическая игра, воображаемая ситуация, рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы.

Ход занятия

Этап

Содержание этапа

Задания воспитанникам.

1.Вводный

Приветствие. Постановка цели.

Создание мотивации и интереса к занятию

Указать, что делают воспитанники

2 Теоретический


Пальчиковая гимнастика.

Организация детского внимания, объяснение новых знаний, беседа,

Показ способа действия.

Физминутка. Зарядка для глаз и т.д.




3 практический

Дидактическая игра, самостоятельная творческая работа. закрепление приобретенных знаний.


4 Заключительный




5 Уборка рабочего места

Беседа с детьми о том, что понравилось на занятии, что у них получилось. Организация выставки работ

Воспитанники наводят порядок на своем рабочем месте.





Список литературы:

Основная литература:

1.300 развивающих упражнений 6-7 лет. Дошкольный клуб. РОСМЭН-ПРЕСС, 20017.

2.Большая книга заданий и упражнений на развитие логики малыша. И. Светлова. Издательство: Эксмо, Серия: Большие книги знаний для самых маленьких. 2015.

3.Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей. О.Н. Земцова. Издательство: Machaon, Азбука-Аттикус, 2015.

4.Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2016.

5. Думай, считай, решай. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2016.

6.Бачурина В.Н. Развивающие игры для дошкольников. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2006. 


Дополнительная литература:

7.Нарисуй по образцу. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2018.

8. Ориентировка в пространстве. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2015.

9.Развивающие загадки для самых умных малышей. /Авт.-сост. В Надеждина. Минск: Харвест,2018.

10.Развитие внимания и логического мышления (4-6 лет). Е. Бортникова. Издательство: Литур, Серия: Готовимся к школе, 2015.

11.Цвет, форма, величина. Папка дошкольника. Т. Сиварева Издательство: ИП Бурдина С. В., 2015.

Интернет-источники.

12. «Занимательная математика». Задачи в стихах для детей 5–7 лет // http://www.maam.ru/detskijsad/zadachi-v-stihah-dlja-detei-5-7-let.html

13.Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет // http://eknigi.org/dlja_detej/73228-gramotejka-intellektualnoe-razvitie-detej-4-5-let.html

14. Графические диктанты // http://www.kindergenii.ru/grdiktant.htm

15. Загадки // http://uznavaka.ru/zagadki/

16. 1http://www.maam.ru

17. http://infourok.ru

18. http://www.klassnye-chasy.ru


Приложение№1

К дополнительной общеразвивающей

программе социально-педагогической направленности

«Калейдоскоп»


Министерство труда и социального развития Краснодарского края

 

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Белореченский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»







Сборник

«Пальчиковая гимнастика для занятий по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Калейдоскоп»»


Разработчик: Злобина Е., воспитатель

















с. Великовечное, 2020 г.

Пальчиковая гимнастика

Цель пальчиковой гимнастики – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.

Задачи:

1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.

3.Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.

4.Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.

5.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.


1. «Будем пальчики считать» (Занятие№1.1 «Давайте познакомимся»)

Будем пальчики считать

1,2,3,4,5 –

(показывают ладошки)

И фигуры называть.

(Ладошками и пальчиками изображают фигуры)

Вот квадрат, а вот кружок,

Треугольничик и ромб,

А еще прямоугольник.

Их не трудно сосчитать-

Их по счету ровно пять

(Поочередно загибаем пальчики.)


2. «Прогулка» (Занятие№1.2 «Дорогу к изумрудному городу»)

Пошли пальчики гулять

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики бегом

(Движение средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые пешком

(Медленные движения безымянных пальцев по столу)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичные касание поверхности стола мизинцами)

И в конце пути упал

(Стук кулаками по поверхности стола).


  1. «Паровоз» (Занятие№1.3 «Поезд») (Занятие№3.11 «Транспорт к выезду готов»)

Ехал, ехал паровоз

(Руки сцепить «замок», вращая большими пальцами)

Прицепил вагон повез

(сцепить указательные пальцы)

Повторить несколько раз.

«Шарики» (Занятие№1.4 «Длинный, короткий. Большой. маленький»)

Надуваем дружно шарик-

Он становится большой.

(Все пальцы обеих рук- в «щепотке» и соприкасаются кончиками. При этом дети дуют на руки. )

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

(Соединить ладошки и повторить несколько раз)

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно: У-Б, УС, И т.д.


«Поход» ((Занятие№ 2.5 «Найди клад») (Занятие№3.9 «Наши руки не для скуки»)

Собираемся в поход

(Руки перед собой ладошками в низ)

Путь не близкий нас всех ждет.

(Пальцами рук перебираем по столу)

Через горы и леса.

(Ладошками показываем горы руками)

Океаны и моря.

(Руками показываем горы)

Доплывем до островов и загадочных высот.

(Поднимаем руки над головой)

Погуляем отдохнем и конечно клад найдем.

(Топаем ножками).


  1. «Кулачек» (Занятие№2.6 «Украшаем салфетку»)

Этот пальчик –маленький,

(Массируем мизинец)

Этот пальчик –слабенький,

(Массируем безымянный палец)

Этот пальчик- длинненький

(Массируем средний палец)

Этот палец –сильненький,

(Массируем указательный палец)

Этот пальчик большачек,

(Массируем большой палец)

А все вместе кулачек.

(Собираем пальцы в кулак).


  1. «Пальчики» (Занятие№2.7 «Сложи квадрат»)

Вот это самый толстый пальчик у меня

(Сгибаем и разгибаем большой палец)

Вместе с ним танцуют все друзья.

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

Этот самый ловкий пальчик у меня.

(Указательный палец)

И когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

Вот этот самый длинный пальчик у меня,

(Средний палец)

Вместе с ним танцуют все мои друзья,

А вот этот пальчик лодырь у меня,

(Безымянный палец)

Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

А этот пальчик-мальчик лучший у меня,

(Мизинец)

Вместе с ним танцуют все его друзья.

Все мои пять пальцев дружная семья,

(Выполняем движение «Фонарики»)

И когда они танцуют танцую с ними я.

(Хлопки в ритме текста)

Примечание: в соответствии с текстом, поочередно сгибаем и разгибаем один из пальцев, при этом стараясь не шевелить остальными. А затем сжимаем и разжимаем кулаки.


  1. «Домик» (Занятие№2.8 «Собери дом»)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем домик собирать.

Соберем мы стены,

И поставим крышу,

Не забудем окна

И конечно двери

(загибаем пальцы на одной руке)

Соберем соседей

Буде нам веселье.

На веселье позовем

Кошку, мышку, воробья

Стрекозу и муравья.

(Загибаем пальцы на одной руке)

Будем веселиться.

(Хлопают в ладоши.)


  1. «Помощники» (Занятие№3.10 «Половинки»)

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

(Выполняются движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения)


  1. «Игрушки» (Занятие№3.12 «Вини Пух и его друзья»)

Есть игрушки у меня:

(Хлопают попеременно в ладоши)

Паровоз и два коня.

(Загибают пальчики на обеих руках)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран-

Настоящий великан.

Сколько вместе?

Как узнать?

(Хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга)

Помогите сосчитать!


  1. «У нас гости» (Занятие№4.13 «Алгоритмы»)

В гости к нам пришли сегодня.

(Шагаем пальцами по столу)

Волк, Лисичка, Зайчик, Мишка,

Попрыгунчик воробей.

(Загибаем пальцы по одному на одной руке)

Всех встречай и не робей.

Волка угостим морковкой

А лиса пусть ест свеклу

Зайке достается мясо.

Мишка пусть жует салат.

Воробью сойдет кисель,

Вот такая карусель.

(Загибаем пальцы на другой руке)


9. «Маша кашу варила» (Занятие№4.14 «Умные загадки») (Занятие№4.15 «Рисуем узор»)

Маша кашу варила.

(Указательным пальцем правой руки «мешать» в ладошке левой рукой)

Маша каши наварила

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке в чашку,

Жучке- плошку,

А коту в большую ложку,

В миску курицу, цыплятам

И в корытце поросятам

(Загибаем пальцы на каждое название посуды)

Всю посуду заняла!

(Пальцы разжать. Сдуть воображаемые крошки с ладошки



















Приложение№ 2

К дополнительной общеразвивающей программе

социально-педагогической направленности «Калейдоскоп»


Министерство труда и социального развития Краснодарского края

 

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Белореченский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»




Сборник.

«Гимнастика для глаз и физминутки для занятий по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Калейдоскоп»»


Разработчик: Злобина Е., воспитатель













с. Великовечное, 2020 г.



Физминутки


  1. «Веселый чудачек» (Занятие№1.1 «Давайте познакомимся»)

Много ль нам, ребята,

Для умелых наших рук

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг

А потом еще кружочек,

И огромный колпачок,

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачек.

(Воспитанники встают около своих стульчиков. Повторяют движения согласно тексту.)


  1. «Как построить дом». (Занятие№2.8 «Собери дом»)

Дом построить очень просто,

Очень просто и легко.

(Строятся в один ряд)

Взять раствора, да побольше.

(Крутят руками мешая раствор)

Кирпичей, собрать друзей.

(Передают друг другу кирпичи)

И работа закипит и наш дом

Как вверх взлетит.

(Прыгают на месте, руки вверх)

И узнают все вокруг

(Руки на талию и крутят корпусом)

Вместе дружно, вместе нужно

Строить, красить и строгать.

(Руками делают движения как будто красят)

Вот построили мы дом,

Вместе в нем мы заживем.

(Опускают руки и кланяются)


3. «Если нравится тебе, то делай так…» (Занятие№2.1 «Дорогу к изумрудному городу»), (Занятие№3.10 «Половинки»), (Занятие№4.16 «Я умею…»)


Если нравится тебе, то делай так

(2 щелчка пальцами над головой)

Если нравится тебе, то делай так.

(2 хлопка руками)

Если нравится тебе, то делай так.

(2 хлопка по коленкам)

Если нравится тебе, то делай так.

(2 притопа)

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо»


Упражнения для успокоения воспитанников(Занятие№1.4 «Длинный ,короткий. Большой, маленький»)

Клейкие руки – сделайте вид, что ладони у вас намазаны клеем, и крепко вдавите их друг в друга на 20 секунд. Пусть ребенок повторяет за вами, считайте секунды вслух вместе с ребенком. Теперь скажите ребенку медленно развести ладони и сказать, чувствует ли он, что они действительно стали «клейкими». Повторите эту игру 2-3 раза.

Потягивания – попросите ребенка потянуться. Это можно сделать по-разному: попытаться достать кончиками пальцев до пальцев ног или же стать на цыпочки и вытянуть руки вверх над головой. Другой вариант этого упражнения – прилягте, и пусть ребенок лежа изображает буку «Х» (вытягивает руки и ноги по сторонам) или «Т» (держит ноги прямыми, а руки вытягивает перпендикулярно телу). Между потягиваниями стоит избегать резких движений. Придумывайте также и собственные упражнения на потягивания.

Напряжение и расслабление – попросите ребенка свести ладони в кулаки и прижать плечи к ушам. Сосчитайте до пяти, затем расслабьтесь. Повторите это упражнение пять раз. Используйте мячики-эспандеры, чтобы сделать упражнение немного сложнее


Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз – это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.
Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.
Задачи: 
-Предупреждение утомления,
- Укрепление глазных мышц,

-Снятие напряжения.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

1. «Бабочка» (Занятие№4.15 «Рисуем узор»)

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)


2. «Жук» (Занятие№3.11 «Транспорт к выезду готов» )

В группу жук к нам залетел,

Зажужжал и запел – ЖЖЖ

Вот он вправо полетел, (Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки)

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел (тоже влево)

Жук на нос к нам хочет сесть, (Указательным пальцем правой руки совершить движение к носу)

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился, (Направление рукой вниз сопровождает глазами)

Зажужжал и закружился – ЖЖЖ.  (Делать вращательные движения руками и встать)

Жук, вот правая ладошка, (Отвести руку в правую сторону, проследить глазами)

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко. (Отвести руку в левую сторону, проследить глазами)

Жук наверх полетел,

И на потолок присел (Поднять руки вверх, посмотреть вверх)

На носочки мы привстали, (Поднять руки вверх, посмотреть вверх)

Но жучка мы не достали.

Хлопнем дружно,

Хлоп-хлоп-хлоп.

Чтобы улететь он смог. (Хлопки в ладоши)

  1. «Носик»

Смотрит носик вправо-влево (Резко переместить взгляд   вправо и влево.)

Смотрит носик вверх и вниз (Резко перенести взгляд вверх и вниз.)

Что увидел хитрый носик?  (Мягко провести указательными пальцами по векам.)

Ну, куда мы забрались?

4.Физ минутка «У тети Моти» (Занятие№4.13 «Алгоритмы»)

Ребята становятся в круг и повторяют за водящим следующие слова и движения.

У тети Моти четыре сына

Четыре сына у тети Моти

Они не ели, они не пили,

А повторяли так…

(Водящий называет поочередно части тела , которыми необходимо делать показываемые движения. Пример – правая рука –движение, левая рука – движение…Все движения не прекращаются и таким образом через несколько туров играющие становятся похожи на ”пьяных таракашек”, что вызывает у ребят прилив положительных эмоций.)































П риложение №3

К дополнительной общеразвивающей

программе социально-педагогической направленности

«Калейдоскоп»


Министерство труда и социального развития Краснодарского края

 

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Белореченский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»





Сборник

«Дидактические игры для занятий по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Калейдоскоп»»




Разработчик: Злобина Е., воспитатель











с. Великовечное, 2020 г.




Дидактические игры

  1. «Портрет». (Занятие№1.1 «Давайте познакомимся») Для игры нужна рамочка и набор геометрических фигур. На столе у воспитателя лежит коробочка в которой лежат игрушки. Воспитанники на листе выкладывают зайчика, птичку или кошечку, с помощью геометрических фигур. Затем педагог показывает игрушку и дети сравнивают свой портрет с игрушкой.

  2. «Угадай фигуру» (Занятие№1.1 «Давайте познакомимся»)

Вариант№1. Воспитанник берет в руки фигуру, например, треугольник, указательным пальцем трогает угол фигуры. укололся 3 раза, значит это треугольник и т.д. Круг фигура, которая не колется.

Вариант№2 Отгадай загадки или ответь на вопросы.

  1. Три угла, три вершины, три стороны.

  2. Четыре стороны, четыре угла, стороны равны.

  3. Какую фигуру, нельзя построить при помощи палочек (круг)

  4. Какая фигура получится, если вытянуть круг.

3. «Веселые цифры» (Занятие№2.1 «Дорогу к изумрудному городу»)

Вариант№1

Воспитанник рассматривает карточку с цифрами и отвечает на вопросы.

1. Покажи любую цифру и назови её.

2. Назови все цифры, которые написаны к кругах (квадратах, треугольниках)

3. Назови по порядку числа на красных (синих, зеленых) фигурах, начиная с меньшего или большего

Вариант№2

Карточки с цифрами раскладываются на стульчиках. Ребенок получает задание

«Найди цифру 1 и сядь на этот стульчик» и т.д. Воспитанники по очереди выполняют задания. Находят цифры , меняются местами или ходят по маршруту от цифры 1 до 5 .

4. «Поезд» (Занятие№1.3 «Поезд»)

Детям раздаются билеты На билетах нарисованы геометрические фигуры, а на местах рисунок и ребенок должен найти свое место. Поезд делает остановки и на каждой воспитанники решают загадки или выполняют задание.

5. «Найди сам» (Занятие№1.4 «Длинный, короткий. Большой, маленький»)

Каждый воспитанник получает задание принеси шарик (большой с длинной ленточкой, маленький с короткой и т.д.), тот, кто ошибается выбывает из игры. Побеждает тот, кто ни разу не ошибется.

6. «Найди клад» (Занятие№2.5 «Найди клад»)

Каждый воспитанник делает себе пиратскую шапку. Воспитанники делятся на две команды. И ищут клад по карте, которую должны найти в комнате по подсказкам воспитателя.

7. «Кто быстрее (Занятие№2.7 «Сложи квадрат»)

Заполнить белый квадрат фигурами из набора геометрический фигур.

8. «Помоги друзьям» (Занятие№2.7 «Сложи квадрат»)

В королевстве квадратов случилось несчастье Все квадраты перемешались. Помогите друзьям наведите порядок. Надо сложить квадраты.(Детям выдаются карточки с разрезанными квадратами). Побеждает тот, кто первым соберет квадрат.

9. «Собери узор» (Занятие№2.7 «Сложи квадрат»)

Работа с кубиками Никитина. Собрать узор из кубиков.

10. Игра «Строим дом» (Занятие№2.8 «Собери дом»)

Воспитанники вместе с воспитателем строят дом из геометрических фигур. Фигуры раскладывают на столе справа или слева называя геометрические фигуры.

11. Дидактическая игра «Веселый счет» (Занятие№3.9 «Наши руки не для скуки»)

Вариант№1

Воспитанники считают на пальцах. Например : покажи 5 пальцев и убери 2 сколько у тебя осталось и т.д. Решаем задачки на сложение и вычитание.

Придумайте задачку сами. Скажи на какой руке больше пальчиков, а на какой меньше …

Вариант№2

Посмотри на цифру и покажи ее на пальцах и т.д.

12. Дидактическая игра «Раздели предметы» (Занятие№3.10 «Половинки»)

Воспитанники используя набор геометрических фигур делят фигуры пополам.

Возьмите 4 предмета и поделите их. Предметы поделились поровну. Возьмите 5 предметов. Предметы не делятся поровну. Почему? И т.д. Модно делить стульчики или игрушки.

13.Дидактическая игра «Прокатись с ветерком» (Занятие№3.11 «Транспорт к выезду готов»)

На столе расставлены цифры, дети должны правильно проехать по дорожке и не сделать ошибку.

14. Дидактическая игра «Угадай загадку» (Занятие№4.14 «Умные загадки»)

Воспитатель читает загадки. Воспитанники отвечают и за правильный ответ получают фишку. Кто наберет больше всех, тот и победил.

24. «Сложи узор». (Занятие№2.1 «Дорогу к изумрудному городу»)

Вариант№1 Воспитанник самостоятельно составляет узор из геометрических фигур.

Вариант№2 Сложить такой же узор, какой предложен педагогом, а также составить самые различные узоры из геометрических фигур.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Злобина Елена

Дата: 11.09.2020

Номер свидетельства: 557321


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства