Информация и информационные процессы (10ч) ....................................................................................... 7
Компьютер (8ч) ................................................................................................................................................ 7
Информация и коммуникативные технологии (12ч) .................................................................................. 8
Информация и коммуникативные технологии (12ч) .................................................................................. 8
Создание презентаций в PowerPoint (18ч) .................................................................................................... 8
Работа в программе Publisher (10 ч) .............................................................................................................. 9
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ................................................ 10
Формы аттестации/контроля ................................................................................................................... 14
Оценочные материалы ............................................................................................................................. 14
Методическое обеспечение программы .................................................................................................. 21
Условия реализации программы ............................................................................................................. 22
Список литературы ..................................................................................................................... 23
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Занимательная информатика» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №
196»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; Локальные акты образовательной организации:
Устав образовательной организации МОУ СШ с.Хмелёвка;
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МОУ СШ с.Хмелёвка;
Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в
МОУ СШ с.Хмелёвка;
Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Положение о реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МОУ СШ с.Хмелёвка;
Уровень освоения программы: базовый
Направленность (профиль): техническая
Актуальность программы заключается в том, что современные дети должны владеть необходимыми навыками работы на компьютере и уметь их применять на практике, так как информационное пространство современного человека предусматривает умелое пользование компьютерными технологиями во всех сферах деятельности. Отличительные особенности программы:
Сегодня компьютер воспринимается детьми как источник разнообразных игр, как посредник в получении готовых рефератов, сочинений и других творческих работ. Необходимо переориентировать сознание школьников по отношению к персональному компьютеру, вовлечь их в увлекательный творческий процесс создания собственных программных продуктов, где компьютер выступает как незаменимый помощник в осуществлении планов и реализации идей.
Новизна программы:
Новизна программы заключается в применении современных технических средств (компьютеры, проектор, мультимедийные программы и специальное программное обеспечение)
Адресат программы:
Программа предназначена для обучения детей в возрасте 7-11 лет.
У детей в этом возрасте хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание, ускоряет запоминание содержания. Использование современных технических средств придают учебному процессу творческий, поисковый характер, что способствует развитию творческих способностей, обучающихся и повышению интереса. В первую очередь, это касается вопросов организации и контроля психических процессов: восприятия, внимания, памяти и др. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития.
Наполняемость группы: 8 – 15 человек.
Объем программы: 72часа
Срок освоения программы: 1 год
Форма(ы) обучения: Очная
Форма реализации: С применением дистанционных образовательных технологий
Режим занятий: 1раз в неделю по 2 часа Особенности организации образовательного процесса:
Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере. Понятия и термины вводятся для формирования названных умений и навыков.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование и развитие у детей творческих качеств личности через обучение начальным знаниям в области информатики, элементарным навыкам работы на ПК, развитие логического и алгоритмического мышления. Задачи программы: Образовательные:
научить первоначальным навыкам работы на ПК, учитывая возрастные особенности воспитанников;
обеспечить сознательное овладение понятий «информация» и «виды информации»; формировать умения применять полученные знания для решения реальных практических задач; формировать умения применять теоретические знания на практике.
Развивающие:
расширить кругозор воспитанников в области источника получения информации; развить индивидуальные и творческие способности детей;
способствовать развитию логического и алгоритмического стиля мышления Воспитательные:
воспитать чувство ответственности;
способствовать развитию навыков работы в коллективе;
воспитать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками; способствовать воспитанию дисциплинированности, усидчивости, точности суждений.
1.3.Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
научить работать с информацией и применение в практической деятельности;
научить искать необходимую информацию для поставленной цели;
научить создавать завершенные проекты с использованием изученных компьютерных сред;
узнать назначение и возможности графического редактора;
познакомить с точными способами построения геометрических фигур; ● познакомить с техникой безопасности в компьютерном классе.
научить владеть уверенно компьютером;
научить создавать рисунки из простых объектов;
познакомить с терминологией;
научить выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование и т.п.).
познакомить с необходимостью работы в программе PowerPoint, её возможностями и областью ее применения;
познакомить с возможными способами создания презентаций;
познакомить со всеми возможностями добавления мультимедийных эффектов.
научить самостоятельно создавать типовую презентацию и проектировать свою собственную; ● научить демонстрировать свою работу и защищать её.
Метапредметные результаты:
сформировать навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);
научить излагать свое мнение и обосновывать свою точку зрения, готовность слушать собеседника и вести диалог;
развить компетентность в области использования ИКТ. Личностные результаты:
сформировать мотивации детей к творчеству, познанию, труду;
сформировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; ● сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности.
1.4. Учебный план
№
П/п
Название раздела, тема
Количество часов
Формы
аттестации/ контроля
Всего
Теория
Практик
а
1
Вводное занятие. Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
2
2
Викторина «Своя игра» по ППД
2
Информация и информационные процессы
10
4
6
Опрос, педагогичес кое наблюдение
2.1
Понятие информации. Источник информации.
1
1
2.2
Виды информации.
1
1
2.3
Информация вокруг нас.
1
1
2.4
Кодирование и декодирование информации.
1
3
Тест
3
Компьютер и его программное
обеспечение
8
3
5
3.1
Техника безопасности при работе с компьютером. Основные компоненты компьютера. Задачи и использование компьютера.
1
1
Опрос, педагогичес кое
наблюдение
3.2
Клавиатура. Процессор. Оперативная и долговременная память.
1
1
3.3
Устройство ввода, вывода.
1
1
3.4
Главное меню. Запуск программ.
Практическая работа на компьютере.
2
4
Информация и коммуникативные технологии
12
3
9
4.1
Технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор Word.
Назначение и основные возможности.
1
1
Опрос
4.2
Практическая работа «Набор текста».
1
3
Практическа я работа.
4.3
Практическая работа «Моё любимое время года» (создание рисунка при помощи фигур)
1
1
4.4
Ввод текста. Мини сочинение.
2
4.5
Вставка картинки. Создание титульного листа. Печать изображений.
2
Выставка рисунков.
5
Информационные и коммуникативные технологии
12
2
10
5.1
Графический редактор Paint.
Знакомство с основными
Инструментами. Создание и хранение изображений.
1
1
Педагогичес кое
наблюдение, опрос
5.2
Практическая работа. Рисуем радугу, пейзаж.
1
1
5.3
Практическая работа. Рисуем экзотическую бабочку.
2
5.4
Практическая работа. Рисуем витражное стекло.
2
5.5
Практическая работа.
2
5.6
Практическая работа
2
Тест, промежуточ ная аттестация
6
Создание презентаций в PowerPoint
18
2
16
6.1
Общая характеристика. Запуск программы. Знакомство с инструментами.
1
1
Опрос
6.2
Шаблоны оформления. Цветовое оформление. Создание титульного листа.
1
1
6.3
Создание стандартной презентации.
Работа с текстом, вставка картинок.
Применение анимации.
2
Педагогичес кое
наблюдение, опрос,
практическа я работа
6.4
Работа с презентацией.
12
7
Работа в программе Publisher
10
2
8
7.1
Общая характеристика. Запуск программы. Знакомство с инструментами.
Работа с шаблонами иоформление.
1
1
Опрос
7.2
Создание макета буклета по презентации проекта. Практическая работа.
1
5
Педагогичес кое
наблюдение
7.3
Представление презентации и буклета по выбранной теме на выбор обучающегося.
2
Защита презентации. Итоговая аттестация
Итого
72
18
54
1.5. Содержание учебного плана
Вводное занятие (2ч)
Теория: Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе. Вводное занятие, викторина «Своя игра» по правилам дорожной безопасности.
Оборудование: компьютер, проектор.
Информация и информационные процессы (10ч)
Теория: Введение в образовательную программу. Организационные вопросы. Правила техники безопасности. Знакомство с наукой - информатика, понятие информации, источники информации, виды информации, информационные процессы, алгоритм и его виды представления.
Практика: находим источники информации.
Практика: определяем виды информации.
Практика: составляем примеры информации, окружающие нас.
Практика: учимся приводить примеры информационных процессов, кодирование и декодирование информации.
Практика: Кодирование и декодирование информации.
Форма контроля: тест
Оборудование: компьютер, проектор.
Компьютер (8ч)
Теория: техника безопасности при работе с компьютером.
Основные компоненты компьютера. Задачи и использование компьютера. Практика: определяем основные компоненты компьютера.
Теория: Клавиатура. Процессор. Оперативная и долговременная память. Практика: работа с клавиатурой
Теория: Устройство ввода, вывода.
Практика: определение устройств ввода и вывода информации
Теория: Главное меню. Запуск программ.
Практика: практическая работа на компьютере
Форма контроля: опрос
Оборудование: компьютер, проектор.
Информация и коммуникативные технологии (12ч)
Теория: Технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор Word. Назначение и основные возможности. Вставка картинки.
Создание титульного листа. Печать изображений.
Практика: работа в программе Word.
Практика: Практическая работа «Набор текста».
Практика:Практическая работа «Моё любимое время
года» (создание рисунка при помощи фигур)
Практика:Ввод текста. Мини сочинение.
Практика:Вставка картинки. Создание титульного листа.
Печать изображений.
Форма контроля: опрос
Оборудование: компьютер, принтер, проектор.
Информация и коммуникативные технологии (12ч)
Теория: Графический редактор Paint. Знакомство с основными инструментами. Создание и хранение изображений. Практика: работа в графическом редакторе.
теория: Общая характеристика. Знакомство с инструментами. Практика: запуск программы.
Практика: Шаблоны оформления. Цветовое оформление. Создание титульного листа.
Практика: Создание стандартной презентации. Работа с текстом, вставка картинок. Применение анимации.
Практика:Работа с презентацией
Форма контроля: опрос
Оборудование: компьютер, проектор.
Работа в программе Publisher (10 ч)
Теория: Общая характеристика. Запуск программы. Знакомство с инструментами. Практика: Работа с шаблонами и оформление.
Практика: Создание макета буклета по презентации проекта. Практическая работа. Тест на компьютерную грамотность
Практика: Защита работы – презентация и буклет по выбранной теме на выбор обучающегося.
Форма контроля: опрос, защита презентации Оборудование: компьютер, проектор.
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Место проведения: компьютерный класс школы
Время проведения занятий: 1 раз в неделю по 2часа. . Продолжительность занятий составляет 40 минут.
Год обучения: Программа рассчитана на 2022-2023 учебный год
Количество учебных недель: 36 недель, 72 часа
Учебный процесс организуется по триместрам, разделенным каникулами. Конкретные даты начала и окончания триместров, каникул ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком, утверждаемым приказом директора учреждения.
№
п/п
Тема занятия
Колво часов
Форма занятия
Форма контроля
Дата проведения занятия
Причины изменения даты
планируемая
фактическая
1
Вводное занятие.
Знакомство с группой.
Инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
2
Теоретическое занятие.
наблюдение
Ин формация и информационные про цессы
10
2
Понятие информации. Источник информации.
2
Комплексное занятие
Опрос,наблюдение
3
Виды информации.
2
Комплексное занятие
Опрос,наблюдение
4
Информация вокруг нас.
2
Комплексное занятие
Опрос, наблюдение
5
Кодирование и декодирование информации.
4
Комплексное занятие
Тест,наблюдение
К омпьютер и его программное
обе спечение
8
6
Техника безопасности при работе с компьютером. Основные компоненты компьютера. Задачи и использование компьютера.
2
Комплексное занятие
Опрос, наблюдение
7
Клавиатура. Процессор. Оперативная и долговременная память.
2
Комплексное занятие
Опрос, наблюдение
8
Устройство ввода, вывода.
2
Комплексное занятие
Опрос, наблюдение
9
Главное меню. Запуск программ. Практическая работа на компьютере.
2
Практическое занятие
наблюдение
Ин формация и коммуникативные тех нологии
24
10
Технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор Word. Назначение и основные возможности.
2
Комплексное занятие
Опрос, наблюдение
11
Практическая работа «Набор текста».
4
Практическое занятие
наблюдение
12
Практическая работа «Моё любимоевремя года» (создание
2
Практическое занятие
наблюдение
рисунка при помощи фигур)
13
Ввод текста. Мини сочинение.
2
Практическое занятие
наблюдение
14
Вставка картинки. Создание титульного листа. Печать изображений.
2
Практическое занятие
наблюдение
15
Графический редактор Paint.
Знакомство с основными Инструментами. Создание и хранение изображений.
2
Комплексное занятие
Опрос, наблюдение
16
Практическая работа. Рисуем радугу, пейзаж.
2
Комплексное занятие
наблюдение
17
Практическая работа. Рисуем экзотическую бабочку.
2
Практическое занятие
наблюдение
18
Практическая работа. Рисуем витражное стекло.
2
Практическое занятие
наблюдение
19
Практическая работа.
4
Практическое занятие
Наблюдение, тест
Со здание презентаций в PowerPoint
18
20
Общая характеристика. Запуск программы. Знакомство с инструментами.
2
Комплексное занятие
Опрос, наблюдение
21
Шаблоны оформления. Цветовое оформление. Создание титульного листа.
2
Комплексное занятие
Опрос, наблюдение
22
Создание стандартной презентации.
Работа с текстом, вставка картинок.
Применение анимации.
2
Практическое занятие
наблюдение
23
Работа с презентацией.
12
Практическое занятие
наблюдение
Ра бота в программе Publisher
10
24
Общая характеристика. Запуск программы. Знакомство с инструментами. Работа с шаблонами иоформление.
2
Комплексное занятие
Опрос, наблюдение
25
Создание макета буклета по презентации проекта. Практическая работа.
6
Практическое занятие
Опрос, наблюдение
26
Представление презентации и буклета
по выбранной теме на выбор обучающегося.
2
Практическое занятие
Защита презентации.
2.2. Формы аттестации/контроля
Формы аттестации/контроля для выявления предметных и метапредметных результатов:
Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных качеств:
наблюдение, беседа, опросы, тестирование, Для отслеживания
ожидаемых результатов достижений каждого ребёнка предполагается использовать следующие способы диагностики: 1. педагогическое наблюдение; 2. анализ творческих работ;
Особенности организацииаттестации/контроля:
Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной программе используются следующие формы контроля: • начальный контроль;
текущий контроль;
итоговый контроль;
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, используется только словесная оценка достижений учащихся. поэтому применяются различные критерии, такие как:
текущая оценка достигнутого ребенком; • оценка законченной работы.
Результаты проектных работ помещаются в ученическое портфолио
2.3. Оценочные материалы
По окончании года обучения выполняется итоговая творческая работа, творческий проект.
В ходе работы над проектом отрабатываются и закрепляются полученные умения и навыки, раскрываются перспективы дальнейшего обучения. Итоговые работы обязательно выставляются в школе, это дает возможность ребенку увидеть значимость своей деятельности, увидеть оценку работы, как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых.
1. Вводный контроль проходится в первую неделю проведения занятий, включает в себя тестовое задание из 12 вопросов с 3 вариантами ответов, один из которых правильный. За каждый правильный ответ дается 1 балл. Тест предназначен для выявления уровня первоначальных знаний основных компьютерных программ
Высокий уровень:9 - 12 баллов. Средний уровень: 6 - 8 баллов.
Низкий уровень: 0-5 баллов.
Тест на компьютерную грамотность
1. Какая из перечисленных программ служит для создания и редактирования компьютерных презентаций?
Microsoft Excel
Microsoft Power Point
MicrosoftWord
2. Какую клавишу нужно использовать для окончания абзаца (перехода в тексте на новую строку)?
Ctrl
Shift
Enter
Какое устройство служит для вывода информации на бумагу? a. Монитор
Сканер
Принтер
Какая клавиша используется для фиксации режима заглавных букв? a. Insert
CapsLock
Delete
Какая программа используется для просмотра web-страниц?
Текстовый редактор
Почтовая программа
Браузер
Какой из приведенных адресов является адресом электронной почты? a. [email protected]
http://guoedu.ru
www.radar.msu.ru 7. Какая из перечисленных программ является
программой защиты от вирусов? a. Kaspersky Internet Security
Total Commander
WinRAR 8. Для чего предназначена
программа MicrosoftWord?
Для разработки компьютерных презентаций
Для разработки текстовых документов
Для проведения компьютерных вычислений
9. Как правильно удалить программу, установленную на компьютере?
Удалить файл с ярлыком программы, находящийся на рабочем столе
Удалить папку с файлами программы на жестком диске
Использовать раздел установки и удаления программ в Панели управления 10. Какими сочетаниями клавиш можно аварийно
перезагрузить компьютер: a. Ctrl+Shift+Tab b. Ctrl+Alt
c. Ctrl+Alt+Del
11. С помощью, каких клавиш можно настроить клавиатуру на русский или латинский алфавит:
Alt +Shift
Ctrl+Enter
Alt +Delet
12. Как правильно открыть файл или папку на рабочем столе:
Одинарным щелчком мыши
Двойным щелчком мыши
Промежуточный контроль – определить степень усвоения детьми учебного материала, оценить динамику развития учащихся на данном этапе. Проводится по учебному плану в виде теста.
Итоговый контроль –проводится определение степени достижения результатов по дополнительной общеразвивающей программе, для совершенствования педагогом программы объединения, методов и приемов обучения. Проводится в мае месяце, включает в себя защиту проектов, тестовых заданий.
Оценочные материалы
Показатели (оцениваемые параметры)
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Баллы
1. Теоретическая подгот овка ребенка
1.1. Теоретические знания (по основным разделам программы)
Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);
Средний уровень (объем усвоенных знаний
составляет более 1/2)
Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)
1
3
5
1.2. Владение специальной терминологией
Осмысленность правильность использования специальной терминологией
и
Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); Средний уровень(ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой)
Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием)
1
3
5
Вывод:
Уровень теоретической подготовки
Низкий
Средний
Высокий
До 2
3-6
7-10
2. Практическая подгото вка ребенка.
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебнотематического плана программы)
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
Минимальный уровень
(ребенок овладел менее
чем 1/2, предусмотренных умений и навыков);
Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2)
Максимальный уровень(ребенок овладел практически всеми умениями и навыками,
2
3
7
предусмотренными программой за конкретный период)
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением
Отсутствие в
затруднений
использовании
и
специального оборудования оснащения
Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога) Максимальный уровень
(работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)
2
3
7
2.3. Творческие навыки
Креативность в выполнении практических заданий
Начальный
(элементарный уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога);
Репродуктивный уровень
(выполняет в основном задания на основе образца)
Творческий уровень (выполняет
практические задания с элементами творчества)
2
3
7
Вывод:
Уровень практической подготовки
Низкий
Средний
Высокий
До 6
7-14
15-21
3. Общие учебные умени я и навыки ребенка
3.1.
Учебноинтеллектуальные умения:
3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу
Самостоятельность в подборе и анализе литературы
Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителя)
Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)
3
6
8
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками
Уровни - По аналогии с
п. 3.1.1.
3
7
10
информации
3.2.
Учебнокоммуникатив ные умения:
3.2.1. Умение слушать и слышать педагога
Адекватность восприятия
информации, идущей
от педагога
Уровни - По аналогии с
п. 3.1.1.
2
6
8
3.2.2. Умение выступать перед
Свобода владения и подачи ребенком
Уровни - По аналогии с
п. 3.1.1.
3
6
аудиторией
подготовленной информации
9
3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии
Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств
Уровни - По аналогии с
п. 3.1.1.
3
7
10
3.3. Учебноорганизационные умения и навыки: 3.3.1.
Умение организовать свое рабочее место
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать за собой
Уровни - По аналогии с
п. 3.1.1.
3
6
8
3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным
требованиям
Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема навыков соблюдения ПБ, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2)
Максимальный уровень (ребенок овладел практически весь объем
3
6
8
навыков, предусмотренных программой за конкретный период)
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу
Аккуратность и ответственность в работе
Удовлетворительно
Хорошо
Отлично
3
6
8
Вывод:
Уровень общеучебных умений и навыков
Низкий
Средний
Высокий
До 24
25-50
51-69
Заключение
Результат обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Низкий
Средний
Высокий
До 46
47-89
90-100
2.4.Методическое обеспечение программы Методические материалы:
В программе используются следующие методические материалы:
практические работы на ПК, интерактивные игры, презентации, тесты на
ПК Методики и технологии:
При обучении по данной программе реализуются следующие педагогические технологии: технологии развивающего обучения (образовательная программа «Занимательная информатика» направлена на развитие ребёнка в сфере компьютерной грамотности);
технологии продуктивного обучения (продуктом деятельности компьютерного объединения являются знания и навыки при работе на компьютере, а также детские творческие работы-шедевры, выполненные в графическом редакторе Paint, Powerpoint. Publisher);
технологии игрового обучения (в практике часто используются мультимедийные диски с компьютерными развивающими играми,
соответствующие возрастным особенностям детей);
технологии коллективного взаимообучения;
тестовые технологии (по окончании определенного раздела проверка знаний, умений, навыков у воспитанников кружка проводится в тестовой форме ● здоровьесберегающие технологии. На занятии большое внимание уделяется сохранению физического здоровья детей, используются различные приёмы здоровьесберегающих технологий в виде физкультминуток, упражнений для глаз. Также важен психологический настрой в начале урока и создание благоприятного психологического климата в течение всего занятия. ● информационно-коммуникационные технологии. Работа основана на ежедневном применении в практике компьютеров и данной технологии, кроме этого при изучении определенных тем курса используются наглядные презентации.
Краткое описание работы с методическими материалами:
Во время занятий обучающийся после ознакомления с теорией переходит к выполнению практического задания на ПК. Это может быть практическая работа, тест с выбором ответа, интерактивная игра, работа на тренажере "Руки солиста".Все практические работы хранятся в индивидуальной электронной папке.
2.5. Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы используется компьютерный класс соответствующий необходимым условиям:
помещение для учебных занятий, рассчитанное на 8 – 15 человек. и
отвечающего правилам СанПин; наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся; шкафы стеллажи для оборудования, а также разрабатываемых и готовых
прототипов проекта; наличие необходимого оборудования :компьютеры-8,ноутбуки-
10,принтер, проектор;
Помещение, в котором проводятся учебные занятия - проветриваемое и хорошо освещенное. Предоставляются необходимые для занятий в объединении материально-технические средства и инструменты, а также дидактические и методические материалы - видеофильмы, наглядные пособия, презентации.
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих:
Кабинет для проведения занятий.
Технические средства обучения
Программное обеспечение (операционная система Windows, офисные пакеты Microsoft Office).
Расходные материалы (компакт-диски, бумага, картриджи, маркеры);
Методическое обеспечение (конспекты занятий; дидактические материалы; наглядные пособия; мультимедиа презентации; методические разработки викторин, конкурсов и др.).
Для обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются ноутбуки а также информационно-
телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации ( цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, E-mail,.).
Кадровое обеспечение программы:
Программу реализует педагог дополнительного образования со средним педагогическим образованием.
3.Список литературы Для педагога:
Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика. - СПб.: БХВПетербург, 2010. - 352с.:
Информатика практическое пособие для школьников. «С компьютером на «ты» 1997 год.
Левин А. Самоучитель полезных программ - М.: Издательский торговый дом «КноРус», 2010.
Информатика 5-6 класс (начальный курс).- Питер, 2009.
Малых Т.А. Ребенок у компьютера: за или против// Воспитание школьников М. 2008. № 1.С.56-58
Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика 1-2 класс. («Информатика в играх и задачах») Учебник в 2-х частях. Изд.. 3-е испр. – М.: БаЛасс: Издательство Школьный дом. 2012 .
Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика 3-4 класс. («Информатика в играх и задачах») Учебник в 2-х частях. Изд.. 3-е испр. – М.: БаЛасс: Издательство Школьный дом. 2012 .
Левин А.Ш. Краткий самоучитель работы на компьютере. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Для обучающихся и родителей (законных представителей):
Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010.
Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих / ред. Д.А. Поспелов. — М.: Педагогика-Пресс, 2013. — 352 c.
Макарова Н. В. Информатика и информационнокоммуникационные технологии.- СПб.: Питер, 2011. — 224 с.
Изучаем Интернет: Лабораторный практикум. Саратов: Лицей 2005 г. под ред. Н. А. Бем.
Информатика практическое пособие для школьников. «С компьютером на «ты» 1997 год.
Человек и информация. Азбука информационной самостоятельности: учебное пособие для основной школы. М.В. Ивашина, Н.С.
Сулимова. – Екатеринбург: Форум-книга, 2020г
Информация для карточки в Навигаторе
Полное название: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Занимательная информатика"
Актуальность программы заключается в том, что современные дети должны владеть необходимыми навыками работы на компьютере и уметь их применять на практике, так как информационное пространство современного человека предусматривает умелое пользование компьютерными технологиями во всех сферах деятельности.
Цель программы: формирование и развитие у детей творческих качеств личности через обучение начальным знаниям в области информатики, элементарным навыкам работы на ПК, развитие логического и алгоритмического мышления.
Для реализации цели предполагается решение основных задач: формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков работы в различных компьютерных программах; обучение работе с различными видами информации (графической, текстовой, звуковой); формирование у обучающихся художественных способностей и социальнозначимых качеств личности; развитие потребности к творчеству, познавательной активности; способствование эстетическому восприятию мира.
Формы реализации программы: групповые занятия.
В результате освоения программы дети повысят уровень компьютерной грамотности, научатся самостоятельно создавать буклеты, анимированные презентации в специальных компьютерных программах от разработки сюжета до воплощения спецэффектов, будут знать и применять этические и правовые нормы в информационной деятельности. Научатся создавать и защищать свои проекты.