Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Поиск»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Поиск»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности.
В отличие от элективных дисциплин аналогичной направленности, освоение данной программы позволяет приобрести дополнительные знания по истории и культуре родного края, в дальнейшем обучающиеся могут применить их на уроках истории, литературы, географии. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Поиск» является авторской и имеет социально-гуманитарную (военно-историческую краеведческую) направленность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Поиск»»
Управление образования администрации
Надеждинского муниципального района Приморского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 п. Раздольное
Надеждинского района приморского края
Принято на заседании
Педагогического совета
От «__»_______2024г
Протокол №_________
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №2
__________А.В. Михайловская
«_____»_____________2024г.
«Поиск»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
Возраст обучающихся 10-17 лет
Срок реализации программы 1 год
Драгина В.А.
Педагог-библиотекарь,
руководитель школьного музея
П. Раздольное,
2024г.
Раздел №1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Уровень освоения: базовый
Отличительные особенности программы.
В отличие от элективных дисциплин аналогичной направленности, освоение данной программы позволяет приобрести дополнительные знания по истории и культуре родного края, в дальнейшем обучающиеся могут применить их на уроках истории, литературы, географии. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Поиск» является авторской и имеет социально-гуманитарную (военно-историческую краеведческую) направленность.
Логика построения модулей располагается так, чтобы дать обучающимся ясные представления об историческом развитии малой родины через комплексное изучение природы, населения, хозяйства, этнографии, истории, археологии, культуры в их динамике в данной местности. В программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей и личного педагогического.
Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что обучающиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
Адресат программы
Данная программа рассчитана на учащихся 10- 17 лет.
Общее количество учебных часов– 68.
Срок освоения программы 1 год.
Особенности организации образовательного процесса:
Содержание и структура Программы направлены на формирование ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края. На воспитание патриотических чувств, на расширение кругозора обучающихся, развитие их интеллектуального и творческого потенциала.
Условия набора в коллектив:
в объединение принимаются все желающие без наличия базовых знаний и навыков. Программа предусматривает свободный набор учащихся в учебные группы на добровольной основе, не имеющих специальной подготовки.
Условия формирования групп:
состав группы может быть одновозрастным или разновозрастным.
Количество детей в группе: от 10 до 15 человек.
Режим занятий: по одному академическому часу, два раза в неделю.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
Формирование краеведческих знаний у обучающихся Надеждинского района 12 – 17 лет через овладение целостным представлением о регионе, а также сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций Приморского края и Надеждинского района.
Задачи программы:
Воспитательные:
- формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к малой родине.
- воспитание патриотизма у обучающихся через краеведческие знания о Приморском крае.
- способствовать укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей.
- формирование у обучающихся навыков информационной культуры, использование интернета и информационных технологий в изучении краеведения.
- формировать познавательный интерес и потребность к самообразованию;
- развивать коммуникативные компетенции: навыки сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре).
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае,
- развивать интерес обучающихся к краеведению через проектно – исследовательскую деятельность.
- формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
- создать условия для развития социально – успешной личности, свободной, творческой, саморазвивающейся, обладающей ключевыми компетентностями.
Обучающие:
- раскрыть значение «малой родины» в жизни человека, которая начинается с его родного дома, родного посёлка, района, края.
- способствовать приобщению обучающихся к исследовательской и проектной деятельности, творческой работе.
- изучать прошлое и настоящее Приморского края, Надеждинского района.
- активизировать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, выработать умение по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
№
п/п
Тема
Количество часов
Формы контроля
Всего
Теория
Практика
Инструктаж по ТБ.
Вводное занятие: Составление плана работы кружка (юнармейского отряда) «Поиск» на учебный год.
2
1
1
Знакомство с Всероссийской организацией ЮНАРМИЯ, цель, задачи (ролик, презентация)
2
1
1
Подготовка и проведение тематических бесед, занятий по патриотической тематике; выход в классные коллективы школы.
2
1
1
Военно-спортивная игра «Зарница»
2
1
1
Участие в мероприятиях, приуроченных к Дням славы. Пост №1, возложение цветов.
2
1
1
Участие в мероприятиях, приуроченных к Дню героя Отечества: Пост №1, возложение цветов на мемориале посёлка; Участие в митинге у памятника землякам, приуроченных к 80-летию Победы.
2
1
1
Встреча с представителями организации «Боевое братство».
2
1
1
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками боевых действий, детьми войны, военнослужащими запаса.
2
1
1
Урок краеведения «История казачества Надеждинского района». Выезд в станицу «Аркада».
2
1
1
Участие юнармейцев в «Уроках мужества» в юнармейских отрядах и школах с участием ветеранов и военнослужащих, а также с использованием фильмов, созданных в рамках проекта «77-летию Великой Победы –просмотр документальных фильмов «Моя война» с воспоминаниями участников Великой Отечественной войны 1941–1945 годов»
2
1
1
Основы военной подготовки. Разборка и сборка оружия.
2
1
1
Строевая подготовка. Изучение строевых приёмов.
2
1
1
Подготовка и участие в акциях: «Поздравь ветерана», «Бессмертный полк».
2
1
1
Музейные уроки (Посещение музеев).
2
1
1
Экскурсия в воинскую часть 49…..
2
1
1
Профориентация «Профессия военнослужащего». Встреча с интересными людьми.
2
1
1
Профориентация. «Служба МЧС». Встреча с интересными людьми.
2
1
1
Участие в краевом военно-спортивном фестивале «Найди себя».
2
1
1
Урок мужества «День воинской славы».
2
1
1
Юнармейская подготовка. Воинские звания. История, факты.
2
1
1
Юнармейская подготовка.
Вооружение и техника Вооруженных сил РФ.
2
1
1
Юнармейская подготовка.
Основы военно-медицинских знаний, обучение навыкам оказания первой помощи.
2
1
1
Совместная подготовка и проведение декад оборонно-массовой работы, посвященных: - Дню Памяти и Скорби; - Дню Военно-Морского Флота; - Дню Воздушного флота (ВВС России); - Дню народного единства
2
1
1
Поисково-исследовательская деятельность, подготовка и защита работ на краеведческих и районных краеведческих конференциях.
2
1
1
Игра брейн-ринг «Мы – наследники Победы»
2
1
1
Виртуальная поисковая экспедиция в рамках подготовки краеведческих материалов.
2
1
1
Проектная деятельность «Их имена бессмертны»
2
1
1
Научно-исследовательская деятельность «Военно-историческое прошлое посёлка».
2
1
1
Акция «Мемориал» (уборка территории возле памятника ВОВ).
2
1
1
Урок мужества « 80-годовщине Победы посвящается».
2
1
1
День памяти героев Хасана «Дорогами Хасанских событий».
2
1
1
Участие юнармейцев в проекте Минобороны России «Дорога памяти» по размещению фотографий родственников – участников Великой Отечественной войны в галерее ВППК и О ВС РФ «Патриот»
1
1
Участие юнармейцев во Всероссийской акции «Лес Победы»
1
1
Участие юнармейцев во Всероссийской акции «Диктант Победы»
2
1
1
Участие юнармейцев во Всероссийской акции «Свеча памяти»
2
1
1
Итого
68
34
34
Содержание учебного плана
Теория .Инструктаж по ТБ.
Вводное занятие: Практика. Обсуждение, дополнение, предложения по составлению плана работы на следующий учебный год.
Теория. Составление плана работы кружка (юнармейского отряда) «Искра» на учебный год. Практика. Проведение тематической беседы по патриотической тематике;
Теория .Знакомство с Всероссийской организацией ЮНАРМИЯ, цель, задачи. Практика. Просмотр видеоматериалов и презентации по теме занятия.
Теория. Подготовка и проведение тематических бесед, занятий по патриотической тематике; Практика. Подготовка и проведение тематических бесед, занятий по патриотической тематике к дням памяти и воинской славы; выход в классные коллективы школы.
Теория. Знакомство с положением о военно-спортивной игре «Зарница»;
Практика. Военно-спортивная игра «Зарница»
Теория. Подготовка мероприятия к встрече с представителями совета ветеранов ( автопробег) Практика. Участие в мероприятиях, приуроченных к Дням славы. Пост №1, возложение цветов.
Теория . Подготовка мероприятий, приуроченных к Дню героя Отечества: Пост №1, возложение цветов на мемориале посёлка; Практика. Участие в митинге у памятника землякам, приуроченных к Дням героя Отечества.
Теория .Подготовка встречи с представителями организации «Боевое братство».
Практика. Встреча с представителями организации «Боевое братство».
Теория . Подготовка встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками боевых действий, детьми войны, военнослужащими запаса.
Теория .Урок краеведения «История казачества Надеждинского района». Выезд в станицу «Аркада».
Теория .Участие юнармейцев в «Уроках мужества» в юнармейских отрядах и школах с участием ветеранов и военнослужащих, а также с использованием фильмов, созданных в рамках проекта «77-летию Великой Победы –просмотр документальных фильмов «Моя война» с воспоминаниями участников Великой Отечественной войны 1941–1945 годов»
Теория .Основы военной подготовки. Разборка и сборка оружия. Строевая подготовка. Изучение строевых приёмов.
Теория .Подготовка и участие в акциях: «Поздравь ветерана», «Бессмертный полк».
Практика. Музейные уроки (Посещение музеев).
Практика. Экскурсия в воинскую часть 49…..
Теория .Профориентация «Профессия военнослужащего». Встреча с интересными людьми.
Теория .Профориентация. «Служба МЧС». Встреча с интересными людьми.
Практика. Участие в краевом военно-спортивном фестивале «Найди себя».
Урок мужества «День воинской славы».
Теория .Юнармейская подготовка. Воинские звания. История, факты.
Теория .Юнармейская подготовка. Вооружение и техника Вооруженных сил РФ.
Теория .Юнармейская подготовка. Основы военно-медицинских знаний, обучение навыкам оказания первой помощи.
Теория .Совместная подготовка и проведение декад оборонно-массовой работы, посвященных: - Дню Памяти и Скорби; - Дню Военно-Морского Флота; - Дню Воздушного флота (ВВС России); - Дню народного единства
Теория .Поисково-исследовательская деятельность, подготовка и защита работ на краеведческих и районных краеведческих конференциях.
Теория .Игра брейн-ринг «Мы – наследники Победы»
Теория .Виртуальная поисковая экспедиция в рамках подготовки краеведческих материалов.
Теория .Проектная деятельность «Их имена бессмертны»
Теория .Научно-исследовательская деятельность «Военно-историческое прошлое посёлка».
Практика. Акция «Мемориал» (уборка территории возле памятника ВОВ).
Теория .Урок мужества « 77-годовщине Победы посвящается».
Теория .День памяти героев Хасана «Дорогами Хасанских событий».
Теория .Участие юнармейцев в проекте Минобороны России «Дорога памяти» по размещению фотографий родственников – участников Великой Отечественной войны в галерее ВППК и О ВС РФ «Патриот»
Практика. Участие юнармейцев во Всероссийской акции «Лес Победы»
Теория .Участие юнармейцев во Всероссийской акции «Диктант Победы»
Участие юнармейцев во Всероссийской акции «Свеча памяти».
1.4 Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
- сформировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к малой родине.
- воспитать чувства патриотизма у учащихся через краеведческие знания о Приморском крае.
- способствовать укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей.
- сформировать у обучающихся навыки информационной культуры, использования интернета и информационных технологий в изучении краеведения.
- сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию;
- развить коммуникативные компетенции: навыки сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре).
Метапредметные результаты:
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае.
- развивать интерес учащихся к краеведению через проектно – исследовательскую деятельность.
- формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
- создать условия для развития социально – успешной личности, свободной, творческой, саморазвивающейся, обладающей ключевыми компетентностями.
Предметные результаты:
- расширить понятие о значении родины, «малой родины» в жизни человека, которая начинается с его родного дома, родного посёлка, района, края.
- способствовать приобщению, обучающихся к исследовательской и проектной деятельности, творческой работе.
- расширить знания о прошлом и настоящем Российского государства и Приморского края, Надеждинского района.
- активизировать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, выработать умение по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- научить применять знания по военному делу и краеведению для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего края: составления, описания важнейших памятников культуры края и района, выражение своего отношения к ним;
- обучить работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию
РАЗДЕЛ №2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
1.Материально-техническое оснащение:
Учебный класс, соответствующий нормам СанПиН 2.4.4.3172-14; СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями от 25.04.2007 г., 30.042010 г., 3 09.2010),
Учебные парты;
Мультимедийное оборудование
Информационные источники:
Интернет-ресурсы
1. http://www.fegi.ru/PRIMORYE/HISTORY - Приморский край России. Страницы истории. Региональный портал «Приморский край России».
8. http://www.vld.ru/ppx/ - Электронная библиотека приморских поэтов, прозаиков и художников «ПОПЫХИ»
9. http://www.vld.ru/ppx/Krivsh/Kn_o_p/Pisateli.html - Справочник писателей Приморья
10. http://www.art.bdk.com.ru/ - Сайт «Поэзия Приморья». Есть информация о городах края в целом, стихотворения по городам, о природе, кораблях, людях и т.д. Имеется информация о художниках, культуре и т.д. На сайте есть стихи, песни,
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. «Основы медицинских знаний и ЗОЖ» М. Просвещение 2002г.
Хрестоматия по истории Дальнего Востока Т.1,2. / сост. Н.К. Кирюхин. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1982.
Литература для учащихся и родителей:
Арсеньев В.К. По Уссурийскому краю / - Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1986.
Атлас. Люби и знай свой край. Москва, 1994.
Атлас Приморского края. Владивосток, 1998
По родному краю. Хрестоматия. Владивосток: Дальневосточное книжное издатель-ство, 1973.
Хрестоматия по истории Дальнего Востока Т.1,2. / сост. Н.К. Кирюхин. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1982.
Электронные пособия
1. Хрестоматия по географии Приморского края. Мультимедийное пособие. Владивосток: ПИППКРО, 2006.
2. Электронные карты Приморского края. Мультимедийное пособие. Владивосток: ПИППКРО, 2006.
3. Территория: Приморский край (мультимед. электрон. справочник) / ПГПБ им. А.М. Горького; ред. и сост. Н.С. Иванцова. – Владивосток, 2007. – 1 CD-ROM
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации:
1. Текущий и итоговый контроль - тест и критерии оценивания.
2. Темы проектных, творческих или исследовательских работ.
2.3. Методические материалы
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Поиск» применяются следующие технологии:
Групповые технологии - предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, выявление вклада в общее дело каждого учащегося.
Технология коллективной творческой деятельности – выявление и развитие творческих способностей учащихся и приобщение их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
Информационные коммуникативные технологии позволяют организовать учебную деятельность учащихся более содержательной; сделать учебный процесс более привлекательным и современным, повысить качество обучения, желания учиться.
Проектная деятельность- «от идеи до конечного результата». Проектная деятельность способствует самостоятельному решению поставленных задач исследования; умению работать с информацией (вести поиск источников, анализ и обработку информации), формированию навыков исследовательской работы, передачи и презентации полученных знаний и опыта, навыков работы и делового общения в группе. В работе над проектом формируются личностные качества учащихся, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);
Исследовательская деятельность весьма значима, как на этапе обучения по программе, так и в дальнейшей жизни. Ведь подобные навыки учат самостоятельно познавать, изучать, исследовать, а значит развиваться.
Используемые образовательные технологии связывают три компонента процесса обучения: Учащийся - Педагог – Изучаемый предмет.
В образовательной программе кружка «Искра» используются методы обучения, которые обеспечивают продуктивное естественно - научное образование.
Методы организации и проведения занятий:
словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, обзор справочной литературы);
наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографий);
практические методы (упражнения, задания);
иллюстративно - объяснительные методы;
программированные - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ;
репродуктивные методы;
частично-поисковые
исследовательские
синтез и анализ, сравнение, обобщение
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
убеждение, упражнение, поощрение;
создание ситуации успеха;
выполнение творческих заданий;
«мозговая атака»;
самооценка деятельности и коррекция;
рефлексия.
2.4. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
1 год
Продолжительность учебного года, неделя
34
Количество учебных дней
68
Продолжительность учебных периодов
1 полугодие
С 03.09.24
По 31.12.24
2 полугодие
С 12.01.25
По 29.05.25
Возраст детей
10-17
Продолжительность занятия, час
1
Режим занятия
1 раза в неделю по 2 акад. часа
Годовая учебная нагрузка
68
Список литературы и информационных источников:
Интернет-ресурсы:
1. http://www.fegi.ru/PRIMORYE/HISTORY - Приморский край России. Страницы истории. Региональный портал «Приморский край России».
8. http://www.vld.ru/ppx/ - Электронная библиотека приморских поэтов, прозаиков и художников «ПОПЫХИ»
9. http://www.vld.ru/ppx/Krivsh/Kn_o_p/Pisateli.html - Справочник писателей Приморья
10. http://www.art.bdk.com.ru/ - Сайт «Поэзия Приморья». Есть информация о городах края в целом, стихотворения по городам, о природе, кораблях, людях и т.д. Имеется информация о художниках, культуре и т.д. На сайте есть стихи, песни,