В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины». Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места края, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу.
Данная программа разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (в ред. от 1.07.2020);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
СанПин2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества «Ровесник» Надеждинского района».
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Отличительные особенности программы.
В отличие от элективных дисциплин аналогичной направленности, освоение данной программы позволяет приобрести дополнительные знания по истории и культуре родного края, в дальнейшем учащиеся могут применить их на уроках истории, литературы, географии. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Поиск» является авторской и имеет военно-историческую краеведческую направленность.
Логика построения модулей располагается так, чтобы дать обучающимся ясные представления об историческом развитии малой родины через комплексное изучение природы, населения, хозяйства, этнографии, истории, археологии, культуры в их динамике в данной местности. В программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей и личного педагогического.
Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
Адресат программы
Данная программа рассчитана на учащихся 12- 17 лет.
Объём и срок реализации программы
Общее количество учебных часов– 144 часа.
Срок освоения программы 1 год.
Цель программы
Популяризация краеведческих знаний, формирование у обучающихся целостного представления о регионе. Сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций. Эффективное функционирование системы патриотического воспитания детей и подростков по отношению к родному краю, району, посёлку.
Задачи программы
- изучение прошлого и настоящего Приморского края, Надеждинского района .
- воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о Приморском крае.
- активизация поисковой деятельности учащихся, выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- формирование у школьников навыков информационной культуры, использование Интернета и информационных технологий в изучении краеведения.
Обучающие:
- раскрыть значение «малой родины» в жизни человека, которая начинается с его родного дома, родного посёлка, края.
- способствовать приобщению обучающихся к исследовательской и проектной деятельности, творческой работе.
- проба собственных творческих сил в изучении и исследовании наследия и традиций родного края.
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае,
- развивать интерес учащихся к краеведению через проектно – исследовательскую деятельность;.
- формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
- создать условия для развития социально – успешной личности, свободной, творческой, саморазвивающейся, обладающей ключевыми компетентностями.
Воспитательные:
- продолжить развитие гражданских качества, патриотического отношения к России и своему краю,
- формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к малой родине.
- способствовать укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей;.
- создать условия обстановки доброжелательности и психологического комфорта, удовлетворения потребностей детей в общении.
- формировать познавательный интерес и потребность к самообразованию;
- развивать коммуникативные компетенции: навыки сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре).
Условия реализации программы.
Условия набора в коллектив: в объединение принимаются все желающие без наличия базовых знаний и навыков.Программа предусматривает свободный набор учащихся в учебные группы на добровольной основе, не имеющих специальной подготовки.
Условия формирования групп: составгруппы может быть одновозрастным или разновозрастным.
Количество детей в группе:
I год обучения - состав группы не менее 15 человек.
Количество детей в группах соответствует Гигиеническими требованиям к организации работы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями от 25 апреля 2007 г., 30 апреля 2010 г., 3 сентября 2010).
Особенности организации образовательного процесса.
Содержание и структура Программы направлены на формирование ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края. На воспитание патриотических чувств, на расширение кругозора школьников, развитие их интеллектуального и творческого потенциала.
Основные принципы построения Программы:
Научность. Этот принцип предопределяет сообщение учащимся только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники.
Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
Связь теории с практикой. Обучение ведётся так, чтобы учащиеся могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, учащийся не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества.
Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает учащийся, должны быть обоснованы. Нужно учить критически осмысливать, и оценивать факты, делать выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и выработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога.
Наглядность. Для наглядности применяются существующие видео материалы, а так же материалы собственного изготовления.
Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.
Прочность закрепления знаний. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания учащихся. Закрепление знаний должно достигаться целенаправленным грамотно подобранным материалом по выбранным направлениям краеведческой деятельности .
Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей и опираясь на сильные стороны учащегося, доводит его подготовленность до уровня общих требований.
Данная Программа допускает творческий, импровизированный подход со стороны учащихся и педагога, это касается возможной замены порядка освоения разделов, введения дополнительного материала, методики проведения занятий. Руководствуясь данной Программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы, и конкретных условий работы.
По содержанию Программы, обучение разбито на два этапа освоения.
1 этап. Обучение базовым знаниям по историческому краеведению. И на расширение кругозора школьников, развитие их интеллектуального и творческого потенциала.
2 этап. На основе полученных знаний на первом этапе сформировать устойчивые навыки по проектной и исследовательской краеведческой деятельности.
Программа обеспечивает общекультурный уровень развития обучающихся и способствует формированию и развитию творческих способностей детей, формированию общей культуры учащихся; удовлетворению индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организации их свободного времени.
Формы проведения занятий:
лекция-практикум демонстрирует учащимся результаты систематизации собственных знаний, достижений, проблем;
рассказ-показ осуществляется с применением наглядных пособий (видеоматериалов, презентаций);
беседа, используется при знакомстве с новой темой, во время беседы происходит обмен мнениями
практическое занятие – происходит углубление теоретических и совершенствование практических навыков, формирование навыков самостоятельной работы;
исторические игры, викторины;
проектная и исследовательская деятельность.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
В организации деятельности учащихся на занятии используются следующие формы:
Фронтальная;
Групповая;
Работа в парах
Индивидуальная (для подготовки к конференциям, выступлениям)
Материально-техническое оснащение:
Учебный класс, соответствующий нормам СанПиН 2.4.4.3172-14; СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями от 25.04.2007 г., 30.042010 г., 3 09.2010),
Учебные парты;
Мультимедийное оборудование.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина своей страны, края, района, члена школьного сообщества;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и традициям школы, района, края;
- осознание ценности человеческой жизни;
- осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей;
- способность адаптироваться в сложных условиях социальной среды;
- воспитание любви к школе, поселку, району, краю, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, уважения к старшему поколению, желание продолжать героические традиции российского народа.
Метапредметные результаты:
- осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера);
решать познавательные и практические задачи, в т.ч. с использованием проектной деятельности на занятиях и в доступной социальной практике, направленном на использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследовать несложные реальные связи и зависимости;
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;
- подкреплять изученные положения конкретными примерами.
Предметные результаты
- владение базовым понятийным аппаратом краеведческого знания; умение правильно употреблять и объяснять термины, понятия,
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных краеведческих и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- проявлять готовность применять знания по краеведению для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего края: составление, описание важнейших памятников культуры края и района, выражение своего отношения к ним;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание обучения
Вводное занятие.
Теория: Знакомство детей с планом работы д/о «Поиск», с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать воспитанники. Инструктаж по технике безопасности.
1. Историческое краеведение.
Теория: Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Музеи. Роль краеведческих знаний в жизни современного человека.
Практика: знакомство с краеведческими объектами. Онлайн и видео экскурсии в школьный и городские музеи.
2. Науки о крае.
Теория: Знакомство воспитанников с науками о крае. Знакомство с научными учреждениями, учебными заведениями и архитектурой края.
Практика: практические занятия «подбор материалов для будущих проектных работ.
3.Изучение археологического наследия.
Теория: Археология как наука. Древнейшая история края. Археологические объекты. Их изучение и охрана.
Практика: знакомство с археологическими объектами, изучение атласа Приморского края, изготовление наглядных пособий.
4. История образования нашего края.
Теория: Край родной Приморье. История становление и образования края.
Практика: изучение атласа Приморского края.
5. История заселения и освоения Приморского края. Народы заселяющие территорию края.
Теория: История заселения и освоения Приморского края. Народы заселяющие территорию края.
Практика: работа по учебному пособию «История Приморского края.
6. Памятники культуры.
Теория: Памятники культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Архитектурные памятники прошлого родного края. Творчество народа. Охрана памятников культуры.
Практика: онлайн и видео-знакомство с памятниками культуры края.
7. Изучение родного края.
Теория: Территории и границы Приморского края и Надеждинского района. Рельеф и природные условия. Раздольное сегодня и перспективы его развития.
Практика: оформление и защита проекта «Знакомство с памятными местами района». Фотографирование и зарисовки. Изучение рельефа местности. Встречи с представителями науки и культуры.
8.Военно-патриотическое наследие.
Теория: Знатные земляки – герои войны и труда. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость
Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы. Экскурсия к Вечному огню. Фотографирование объектов для проектных и исследовательских работ.
9.Промышленные предприятия Надеждинского муниципального района.
Теория: Географическое положение. Разнообразие. Историко-географический обзор предприятий. Экология и промышленность. Занятость населения.
Практика: составление картосхемы промышленного района. Экскурсии на заводы и предприятия.
10.Туристические возможности нашего края.
Теория: Географическая и экономическая характеристика края. Географическое положение, растительный мир. Экскурсионные объекты.
Практика: работа со справочными материалами. Экскурсии.
11.Известные люди.
Теория: Знатные земляки – герои войны и труда. Изучение и охрана памятников, связанных с историей ВОВ.
Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы края, района, посёлка.
12. Индивидуальная работа. Проектно – исследовательская деятельность.
Теория: Рельеф и природные условия. Наш край сегодня и перспективы его развития. Памятники культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Архитектурные памятники прошлого родного края. Творчество народа. Охрана памятников культуры.
Практика: Оформление и защита проектов и исследовательских работ.
13. История казачества на территории Приморского края. Сбор материалов и экскурсия в станицу «Аркуда». Разработка онлайн-экскурсии по истории казачества на Руси и Приморском крае.
14. Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество».
Теория: Цели, задачи, участники движения «Отечество». Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно-методический центр движения «Отечество». Организация участия обучающегося в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах. Туристско-краеведческая программа учреждения ДО .
Практика: Участие в подготовке и проведении муниципальных и районных конкурсов краеведческой направленности. Подготовка проектных и исследовательских работ.
15. Музей - хранитель наследия веков.
Теория: Исторические предпосылки возникновение музеев. Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Практика: Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
16.Современное понимание термина «музееведение».
Теория: Предмет исследования науки о музее. Ключевые понятия музееведения (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Государственные и частные музеи.
Практика: Творческое сочинение учащихся: «Наследие, которым я дорожу». Составление словаря музейных терминов.
17. Комплектование фондов школьного музея.
Теория: Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Выявление и сбор предметов музейного значения.
Практика: Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлениях и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Тетрадь записи воспоминаний и рассказов по результатам собеседования с местными жителями. Обеспечение научной и физической сохранности находок.
18.Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания школьного музея.
Теория: Определение объектов и источников комплектования.
Практика: Составление планов поисковой деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисковой работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций.
19.Вещественные музейные источники и архивные материалы.
Теория: Состав и структура музейного фонда. Обменный фонд. Дублетный фонд. Организация фондовой работы. Вещественные музейные этнографические источники и архивные материалы (документальные фото, письма, изоисточники). Пути комплектования фондов школьного музея. Порядок передачи ценных документов в государственные музеи и архивы.
Практика: Порядок приема и выдачи музейных материалов. Учет и описание письменных источников по архивным правилам.
Музейная экспозиция.
Теория: Повторение основных понятий раздела («экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы», «музейная экспозиция» и др.).
Практика: Оформление экспозиции в школьном музее.
21.Школа экскурсовода. Теория: Экскурсионная работа. Классификация экскурсий.Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Объекты экскурсий. Правила осмотра экскурсионного объекта (музея) при проведении экскурсии с экскурсоводом. Приемы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Развернутый план или индивидуальный текст экскурсии Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Аудитория школьного музея и формы работы с ней.
Практика:Прослушивание тематической экскурсии с заданием установить структуру экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения. Хронометраж рассказа по подтемам и вопросам. Заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсий.
Организация экскурсии.
Теория: Подготовка и проведение экскурсии по населенному пункту и памятным местам. История населенного пункта как предмет экскурсионного изучения. Объекты экскурсии по населенному пункту и памятным местам, их классификация. Памятники истории и культуры, их эмоциональное воздействие, познавательное и воспитательное значение.
Особенности экскурсионной работы в школьном музее. Выполнение краеведческих заданий в ходе экскурсии (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиций и экспонатах, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода).
Практика: Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Работа в экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методикой проведения экскурсий. Репетиции экскурсий.
Проведение экскурсии по своему населенному пункту. Обсуждение и разбор экскурсий.
22.Развитие навыков общения при проведении экскурсий.
Теория: Освоение правил общения и преодоление коммуникативных трудностей. Шкала самоэффективности.
Практика: Тренинг
23.Разработка экскурсии.
Теория: Единство рационального и эмоционального в экскурсии. Требования к языку экскурсовода. Маршрут экскурсии. Отбор экспонатов в зависимости от состава экскурсантов.
Использование различных словесных методов и приемов в ходе экскурсии.
Практика: Прослушивание, обсуждение и коллективное утверждение текста экскурсии. Анализ экскурсии «Наш край », проведенной товарищем. Разработка экскурсии. Проведение экскурсии на местности «По памятным местам поселка» группой экскурсоводов.
Историко-культурные памятники.
Теория:Объекты исторического краеведения: историко-культурные памятники, их идейно-эмоциональное воздействие, познавательное и воспитательное значение. Краткая характеристика типов историко-культурных памятников, являющихся объектом краеведческого изучения. Методы изучения памятников. Учет, обеспечение сохранности, использование памятников истории и культуры. Исторические источники.
Практика: Составление обзора объектов исторического краеведения.
Знакомство с Всероссийской организацией ЮНАРМИЯ.
Теория: цель, задачи (ролик, презентация).
Практика: Основы военной подготовки. Строевая подготовка. Основы медицинской подготовки.
Учебный план
№
п/п
Тема
Количество часов
Формы контроля
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Основы безопасности проведения занятий в учебном классе, на местности. Правила дорожного движения. Меры личной безопасности в критической ситуации. Правила поведения в общественном месте. Взаимоотношения в коллективе.
Знакомство детей с планом работы д/о «Поиск», с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать воспитанники.
1
1
2
Теоретические и практические задания
2
Раздел – историческое краеведение.
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения.
1
1
2
Теоретические и практические задания
3
Музеи. Роль краеведческих знаний в жизни современного человека.
Онлайн и видео - экскурсии в школьный и городские музеи.
1
1
2
Теоретические и практические задания
4
Изучение археологического наследия. Археология как наука. Знакомство с археологическими объектами, изучение атласа Приморского края, изготовление наглядных пособий.
2
2
4
Теоретические и практические задания
5
Изучение археологического наследия. Археологические объекты. Их изучение и охрана. Знакомство с археологическими объектами, изучение атласа Приморского края, изготовление наглядных пособий.
2
2
4
Теоретические и практические задания
6
История образования нашего края.
Край родной Приморье. История становление и образования края.
Работа с атласом Приморского края и хрестоматией ДВ.
2
2
4
Теоретические и практические задания
7
История заселения и освоения Приморского края. Народы заселяющие территорию края.
Практика: работа по учебному пособию «История Приморского края.
1
1
2
Теоретические и практические задания
8
Памятники культуры.
Теория: Памятники культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Архитектурные памятники прошлого родного края. Творчество народа. Охрана памятников культуры.
Практика: онлайн и видео-знакомство с памятниками культуры края.
2
2
4
Теоретические и практические задания
9
Изучение родного края.
Теория: Территории и границы Приморского края и Надеждинского района. Практика: оформление и защита проекта «Знакомство с памятными местами района». Фотографирование и зарисовки. Изучение рельефа местности. Встречи с представителями науки и культуры.
1
1
2
Теоретические и практические задания
10
Изучение родного края.
Теория: Рельеф и природные условия. Раздольное сегодня и перспективы его развития.
Практика: оформление и защита проекта «Знакомство с памятными местами района». Фотографирование и зарисовки. Изучение рельефа местности. Встречи с представителями науки и культуры.
1
1
2
Теоретические и практические задания
11
Военно-патриотическое наследие.
Теория: Знатные земляки – герои войны и труда.
Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Фотографирование объектов для проектных и исследовательских работ.
1
1
2
Теоретические и практические задания
12
Военно-патриотическое наследие.
Теория: Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость
Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы. Экскурсии к памятникам, связанным с историей борьбы нашего народа за свою независимость.
Фотографирование объектов для проектных и исследовательских работ.
1
1
2
Теоретические и практические задания
13
Промышленные предприятия Надеждинского муниципального района.
Теория: Географическое положение. Разнообразие. Историко-географический обзор предприятий.
Практика: составление картосхемы промышленного района.
1
1
2
Теоретические и практические задания
14
Промышленные предприятия Надеждинского муниципального района.
Теория:Историко-географический обзор предприятий. Экология и промышленность. Занятость населения.
Практика: Экскурсии на заводы и предприятия.
1
1
2
Теоретические и практические задания
15
Туристические возможности нашего края.
Теория: Географическая и экономическая характеристика края.
Практика: работа со справочными материалами. Экскурсии.
1
1
2
Теоретические и практические задания
16
Туристические возможности нашего края.
Теория: Географическое положение, растительный мир. Экскурсионные объекты.
Практика: работа со справочными материалами. Экскурсии.
1
1
2
Теоретические и практические задания
17
Известные люди.
Теория: Знатные земляки – герои войны и труда.
Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы края, района, посёлка.
1
1
2
Теоретические и практические задания
18
Известные люди.
Теория: Изучение и охрана памятников, связанных с историей ВОВ.
Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы края, района, посёлка.
1
1
2
Теоретические и практические задания
19
Индивидуальная работа. Проектно – исследовательская деятельность.
Теория: Рельеф и природные условия. Наш край сегодня и перспективы его развития. Памятники культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Архитектурные памятники прошлого родного края. Творчество народа. Охрана памятников культуры.
Практика: Оформление и защита проектов и исследовательских работ.
8
8
16
Теоретические и практические задания
20
Теория: История казачества на территории Приморского края.
Практика: Сбор материалов и экскурсия в станицу «Аркуда». Разработка онлайн-экскурсии по истории казачества на Руси и Приморском крае.
1
3
4
Теоретические и практические задания
21
Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество».
Теория: Цели, задачи, участники движения «Отечество». Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно-методический центр движения «Отечество». Организация участия обучающегося в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах. Туристско-краеведческая программа учреждения ДО .
Практика: Участие в подготовке и проведении муниципальных и районных конкурсов краеведческой направленности. Подготовка проектных и исследовательских работ.
6
6
12
Теоретические и практические задания
22
Раздел «Музей - хранитель наследия веков».
Теория: Исторические предпосылки возникновения музеев.
Понятие об историко-культурном и природном наследии.
Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия.
Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Практика: Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
5
1
6
Теоретические и практические задания
23
Современное понимание термина «музееведение».
Теория: Предмет исследования науки о музее. Ключевые понятия музееведения (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Государственные и частные музеи.
Практика: Творческое сочинение учащихся: «Наследие, которым я дорожу». Составление словаря музейных терминов.
3
3
6
Теоретические и практические задания
24
Комплектование фондов школьного музея.
Теория: Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Выявление и сбор предметов музейного значения.
Практика: Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлениях и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Тетрадь записи воспоминаний и рассказов по результатам собеседования с местными жителями. Обеспечение научной и физической сохранности находок.
3
3
6
Теоретические и практические задания
25
Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания школьного музея.
Теория: Определение объектов и источников комплектования.
Практика: Составление планов поисковой деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисковой работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций.
3
3
6
Теоретические и практические задания
26
Вещественные музейные источники и архивные материалы.
Теория: Состав и структура музейного фонда. Обменный фонд. Дублетный фонд. Организация фондовой работы. Вещественные музейные этнографические источники и архивные материалы (документальные фото, письма, и др. источники). Пути комплектования фондов школьного музея. Порядок передачи ценных документов в государственные музеи и архивы.
Практика: Порядок приема и выдачи музейных материалов. Учет и описание письменных источников по архивным правилам.
1
1
2
Теоретические и практические задания
27
Музейная экспозиция.
Теория: Повторение основных понятий раздела («экспонат», «экс¬позиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы», «музейная экспозиция» и др.).
Практика: Оформление экспози¬ции в школьном музее.
1
1
2
28
Школа экскурсовода. Теория: Экскурсионная работа. Классификация экскурсий.Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Объекты экскурсий. Правила осмотра экскурсионного объекта (музея) при проведении экскурсии с экскурсоводом. Приемы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Развернутый план или индивидуальный текст экскурсии Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Аудитория школьного музея и формы работы с ней.
Практика: Прослушивание тематической экскурсии с заданием установить структуру экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения. Хронометраж рассказа по подтемам и вопросам. Заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсий.
3
3
6
29
21. Организация экскурсии.
Теория: Подготовка и проведение экскурсии по населенному пункту и памят¬ным местам. История населенного пункта как предмет экскурсионного изучения. Объекты экскурсии по населенному пункту и памятным мес¬там, их классификация. Памятники истории и культуры, их эмоцио¬нальное воздействие, познавательное и воспитательное значение.
Особенности экскурсионной работы в школьном музее. Выполнение краеведческих заданий в ходе экскурсии (поиск информации по интере¬сующей проблеме на стендах экспозиций и экспонатах, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода).
Практика: Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Работа в экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методи¬кой проведения экскурсий. Ре-петиции экскурсий.
Проведение экскурсии по своему населенному пункту. Обсуждение и разбор экскурсий.
3
3
6
30
Развитие навыков общения при проведении экскурсий.
Теория: Освоение правил общения и преодоление коммуникативных трудностей. Шкала самоэффективности.
Практика: Тренинг
1
1
2
31
Разработка экскурсии.
Теория: Единство рационального и эмоционального в экскурсии. Требования к языку экскурсовода. Маршрут экскурсии. Отбор экспонатов в зависимости от состава экскурсантов.
Использование различных словесных методов и приемов в ходе экскурсии.
Практика: Прослушивание, обсуждение и коллективное утверждение текста экскурсии. Анализ экскурсии «Наш край », проведенной товарищем. Разработка экскурсии. Проведение экскурсии на местности «По памятным местам поселка» группой экскурсоводов.
3
3
6
32
Историко-культурные памятники.
Теория: Объекты исторического краеведения: историко-культурные памятники, их идейно-эмоциональное воздействие, познавательное и воспитательное значение. Краткая характеристика типов историко-культурных памятников, являющихся объектом краеведческого изучения. Методы изучения памятников. Учет, обеспечение сохранности, использование памятников истории и культуры. Исторические источники.
Практика: Составление обзора объектов исторического краеведения.
3
3
6
33
Знакомство с Всероссийской организацией ЮНАРМИЯ. Теория: цель, задачи (ролик, презентация).
Практика: Основы военной подготовки. Строевая подготовка. Основы медицинской подготовки.
6
6
12
Итого
72
72
144
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Поиск» на 2020- 2021 учебный год
Год обучения
Дата
начала занятий
Дата окончания занятий
Количество учебных недель
Количество
учебных
дней
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
1 год
16.09.2020
31.05.2021
36
72
144
2 раза в неделю по 2 часа
Календарно – тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Поиск»
№
п/п
Разделы и темы программы
Количество часов
Планируемаядата проведения
Фактическаядата проведения
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Основы безопасности проведения занятий в учебном классе, на местности. Правила дорожного движения. Меры личной безопасности в критической ситуации. Правила поведения в общественном месте. Взаимоотношения в коллективе.
Знакомство детей с планом работы д/о «Поиск», с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать воспитанники.
2
Раздел – историческое краеведение.
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения.
2
Роль краеведческих знаний в жизни современного человека.
Онлайн и видео - экскурсии в школьный и городские музеи.
2
Изучение археологического наследия. Археология как наука. Знакомство с археологическими объектами, изучение атласа Приморского края, изготовление наглядных пособий.
4
Изучение археологического наследия. Археологические объекты. Их изучение и охрана. Знакомство с археологическими объектами, изучение атласа Приморского края, изготовление наглядных пособий.
4
История образования нашего края.
Край родной Приморье. История становление и образования края.
Работа с атласом Приморского края и хрестоматией ДВ.
4
История заселения и освоения Приморского края. Народы заселяющие территорию края.
Практика: работа по учебному пособию «История Приморского края.
2
Памятники культуры.
Теория: Памятники культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Архитектурные памятники прошлого родного края. Творчество народа. Охрана памятников культуры.
Практика: онлайн и видео-знакомство с памятниками культуры края.
4
Изучение родного края.
Теория: Территории и границы Приморского края и Надеждинского района. Практика: оформление и защита проекта «Знакомство с памятными местами района». Фотографирование и зарисовки. Изучение рельефа местности. Встречи с представителями науки и культуры.
2
Изучение родного края.
Теория: Рельеф и природные условия. Раздольное сегодня и перспективы его развития.
Практика: оформление и защита проекта «Знакомство с памятными местами района». Фотографирование и зарисовки. Изучение рельефа местности. Встречи с представителями науки и культуры.
2
Военно-патриотическое наследие.
Теория: Знатные земляки – герои войны и труда.
Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Фотографирование объектов для проектных и исследовательских работ.
2
Военно-патриотическое наследие.
Теория: Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость
Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы. Экскурсии к памятникам, связанным с историей борьбы нашего народа за свою независимость.
Фотографирование объектов для проектных и исследовательских работ.
2
Промышленные предприятия Надеждинского муниципального района.
Теория: Географическое положение. Разнообразие. Историко-географический обзор предприятий.
Практика: составление картосхемы промышленного района.
2
Промышленные предприятия Надеждинского муниципального района.
Теория:Историко-географический обзор предприятий. Экология и промышленность. Занятость населения.
Практика: Экскурсии на заводы и предприятия.
2
Туристические возможности нашего края.
Теория: Географическая и экономическая характеристика края.
Практика: работа со справочными материалами. Экскурсии.
2
Туристические возможности нашего края.
Теория: Географическое положение, растительный мир. Экскурсионные объекты.
Практика: работа со справочными материалами. Экскурсии.
2
Известные люди.
Теория: Знатные земляки – герои войны и труда.
Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы края, района, посёлка.
2
Известные люди.
Теория: Изучение и охрана памятников, связанных с историей ВОВ.
Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы края, района, посёлка.
2
Индивидуальная работа. Проектно – исследовательская деятельность.
Теория: Рельеф и природные условия. Наш край сегодня и перспективы его развития. Памятники культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Архитектурные памятники прошлого родного края. Творчество народа. Охрана памятников культуры.
Практика: Оформление и защита проектов и исследовательских работ.
16
Теория: История казачества на территории Приморского края.
Практика: Сбор материалов и экскурсия в станицу «Аркуда». Разработка онлайн-экскурсии по истории казачества на Руси и Приморском крае.
4
Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество».
Теория: Цели, задачи, участники движения «Отечество». Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно-методический центр движения «Отечество». Организация участия обучающегося в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах. Туристско-краеведческая программа учреждения ДО .
Практика: Участие в подготовке и проведении муниципальных и районных конкурсов краеведческой направленности. Подготовка проектных и исследовательских работ.
12
Раздел «Музей - хранитель наследия веков».
Теория: Исторические предпосылки возникновения музеев.
Понятие об историко-культурном и природном наследии.
Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия.
Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Практика: Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
6
Современное понимание термина «музееведение».
Теория: Предмет исследования науки о музее. Ключевые понятия музееведения (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Государственные и частные музеи.
Практика: Творческое сочинение учащихся: «Наследие, которым я дорожу». Составление словаря музейных терминов.
6
Комплектование фондов школьного музея.
Теория: Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Выявление и сбор предметов музейного значения.
Практика: Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлениях и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Тетрадь записи воспоминаний и рассказов по результатам собеседования с местными жителями. Обеспечение научной и физической сохранности находок.
6
Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания школьного музея.
Теория: Определение объектов и источников комплектования.
Практика: Составление планов поисковой деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисковой работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций.
6
Вещественные музейные источники и архивные материалы.
Теория: Состав и структура музейного фонда. Обменный фонд. Дублетный фонд. Организация фондовой работы. Вещественные музейные этнографические источники и архивные материалы (документальные фото, письма, и др. источники). Пути комплектования фондов школьного музея. Порядок передачи ценных документов в государственные музеи и архивы.
Практика: Порядок приема и выдачи музейных материалов. Учет и описание письменных источников по архивным правилам.
2
Музейная экспозиция.
Теория: Повторение основных понятий раздела («экспонат», «экс¬позиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы», «музейная экспозиция» и др.).
Практика: Оформление экспози¬ции в школьном музее.
2
Школа экскурсовода. Теория: Экскурсионная работа. Классификация экскурсий.Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Объекты экскурсий. Правила осмотра экскурсионного объекта (музея) при проведении экскурсии с экскурсоводом. Приемы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Развернутый план или индивидуальный текст экскурсии Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Аудитория школьного музея и формы работы с ней.
Практика: Прослушивание тематической экскурсии с заданием установить структуру экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения. Хронометраж рассказа по подтемам и вопросам. Заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсий.
6
21. Организация экскурсии.
Теория: Подготовка и проведение экскурсии по населенному пункту и памят¬ным местам. История населенного пункта как предмет экскурсионного изучения. Объекты экскурсии по населенному пункту и памятным мес¬там, их классификация. Памятники истории и культуры, их эмоцио¬нальное воздействие, познавательное и воспитательное значение.
Особенности экскурсионной работы в школьном музее. Выполнение краеведческих заданий в ходе экскурсии (поиск информации по интере¬сующей проблеме на стендах экспозиций и экспонатах, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода).
Практика: Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Работа в экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методи¬кой проведения экскурсий. Ре-петиции экскурсий.
Проведение экскурсии по своему населенному пункту. Обсуждение и разбор экскурсий.
6
Развитие навыков общения при проведении экскурсий.
Теория: Освоение правил общения и преодоление коммуникативных трудностей. Шкала самоэффективности.
Практика: Тренинг
2
Разработка экскурсии.
Теория: Единство рационального и эмоционального в экскурсии. Требования к языку экскурсовода. Маршрут экскурсии. Отбор экспонатов в зависимости от состава экскурсантов.
Использование различных словесных методов и приемов в ходе экскурсии.
Практика: Прослушивание, обсуждение и коллективное утверждение текста экскурсии. Анализ экскурсии «Наш край », проведенной товарищем. Разработка экскурсии. Проведение экскурсии на местности «По памятным местам поселка» группой экскурсоводов.
6
Историко-культурные памятники.
Теория: Объекты исторического краеведения: историко-культурные памятники, их идейно-эмоциональное воздействие, познавательное и воспитательное значение. Краткая характеристика типов историко-культурных памятников, являющихся объектом краеведческого изучения. Методы изучения памятников. Учет, обеспечение сохранности, использование памятников истории и культуры. Исторические источники.
Практика: Составление обзора объектов исторического краеведения.
6
Знакомство с Всероссийской организацией ЮНАРМИЯ. Теория: цель, задачи (ролик, презентация).
Практика: Основы военной подготовки. Строевая подготовка. Основы медицинской подготовки.
12
Итого:
144часа
Методические обеспечение.
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Поиск» применяются следующие технологии:
Групповые технологии - предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, выявление вклада в общее дело каждого учащегося.
Технология коллективной творческой деятельности – выявление и развитие творческих способностей учащихся и приобщение их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
Информационные коммуникативные технологиипозволяют организовать учебную деятельность учащихся более содержательной; сделать учебный процесс более привлекательным и современным, повысить качество обучения, желания учиться.
Проектная деятельность- «от идеи до конечного результата». Проектная деятельность способствует самостоятельному решению поставленных задач исследования; умению работать с информацией (вести поиск источников, анализ и обработку информации), формированию навыков исследовательской работы, передачи и презентации полученных знаний и опыта, навыков работы и делового общения в группе. В работе над проектом формируются личностные качества учащихся, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);
Исследовательская деятельность весьма значима, как на этапе обучения по программе, так и в дальнейшей жизни. Ведь подобные навыки учат самостоятельно познавать, изучать, исследовать, а значит развиваться.
Используемые образовательные технологии связывают три компонента процесса обучения: Учащийся - Педагог – Изучаемый предмет.
В образовательной программе «Поиск» используются методы обучения, которые обеспечивают продуктивное естественно - научное образование.
Методы организации и проведения занятий:
словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, обзор справочной литературы);
наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографий);
практические методы (упражнения, задачи);
иллюстративно - объяснительные методы;
программированные - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ;
репродуктивные методы;
частично-поисковые
исследовательские
синтез и анализ, сравнение, обобщение
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
убеждение, упражнение, поощрение;
создание ситуации успеха;
выполнение творческих заданий;
«мозговая атака»;
самооценка деятельности и коррекция;
рефлексия.
Список приложений
Приложение 1. Входной тест и критерии оценивания.
Приложение 2. Конспект занятия.
Приложение 3. Темы проектных, творческих или исследовательских
Информационные источники:
Интернет-ресурсы
1. http://www.fegi.ru/PRIMORYE/HISTORY - Приморский край России. Страницы истории. Региональный портал «Приморский край России».
8. http://www.vld.ru/ppx/ - Электронная библиотека приморских поэтов, прозаиков и художников «ПОПЫХИ»
9. http://www.vld.ru/ppx/Krivsh/Kn_o_p/Pisateli.html - Справочник писателей Приморья
10. http://www.art.bdk.com.ru/ - Сайт «Поэзия Приморья». Есть информация о городах края в целом, стихотворения по городам, о природе, кораблях, людях и т.д. Имеется информация о художниках, культуре и т.д. На сайте есть стихи, песни,