kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Кружка военно-исторического краеведения «

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа является авторской. Рассчитана на возраст 12-17 лет.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Кружка военно-исторического краеведения «»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Ровесник» Надеждинского района»



Принята на заседании

(педагогического) совета

от «__» __________20__г.

Протокол№ __________


Утверждаю:

Директор ЦДТ «Ровесник»

_________________------------.

«___» _____________20__г.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Кружка военно-исторического краеведения «Поиск»



Программа рассчитана на детей 12-17 лет

Срок реализации программы 1 год



Автор-составитель:
Драгина Валентина Александровна,

педагог дополнительного образования








п. Раздольное ЦДТ «Ровесник»

2020г.

Пояснительная записка

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины». Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места края, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу.

Данная программа разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (в ред. от 1.07.2020);

  • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);

  • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

  • СанПин2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

  • Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества «Ровесник» Надеждинского района».


Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.



Отличительные особенности программы.

В отличие от элективных дисциплин аналогичной направленности, освоение данной программы позволяет приобрести дополнительные знания по истории и культуре родного края, в дальнейшем учащиеся могут применить их на уроках истории, литературы, географии. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Поиск» является авторской и имеет военно-историческую краеведческую направленность.

Логика построения модулей располагается так, чтобы дать обучающимся ясные представления об историческом развитии малой родины через комплексное изучение природы, населения, хозяйства, этнографии, истории, археологии, культуры в их динамике в данной местности. В программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей и личного педагогического.

Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.


Адресат программы

Данная программа рассчитана на учащихся 12- 17 лет.


Объём и срок реализации программы

Общее количество учебных часов– 144 часа.

Срок освоения программы 1 год.


Цель программы

Популяризация краеведческих знаний, формирование у обучающихся целостного представления о регионе. Сохранение и развитие социально-экономических и культурных дости­жений и традиций. Эффективное функционирование системы патрио­тического воспитания детей и подростков по отношению к родному краю, району, посёлку.


Задачи программы

- изучение прошлого и настоящего Приморского края, Надеждинского района .

- воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о Приморском крае.

- активизация поисковой деятельности учащихся, выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

- формирование у школьников навыков информационной культуры, использование Интернета и информационных технологий в изучении краеведения.

Обучающие:

- раскрыть значение «малой родины» в жизни человека, которая начинается с его родного дома, родного посёлка, края.

- способствовать приобщению обучающихся к исследовательской и проектной деятельности, творческой работе.

- проба собственных творческих сил в изучении и исследовании наследия и традиций родного края.


Развивающие:

- Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае,

- развивать интерес учащихся к краеведению через проектно – исследовательскую деятельность;.

- формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- создать условия для развития социально – успешной личности, свободной, творческой, саморазвивающейся, обладающей ключевыми компетентностями.

Воспитательные:

- продолжить развитие гражданских качества, патриотического отношения к России и своему краю,

- формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к малой родине.

- способствовать укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей;.

- создать условия обстановки доброжелательности и психологического комфорта, удовлетворения потребностей детей в общении.

- формировать познавательный интерес и потребность к самообразованию;

- развивать коммуникативные компетенции: навыки сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре).

Условия реализации программы.

Условия набора в коллектив: в объединение принимаются все желающие без наличия базовых знаний и навыков. Программа предусматривает свободный набор учащихся в учебные группы на добровольной основе, не имеющих специальной подготовки.

Условия формирования групп: состав группы может быть одновозрастным или разновозрастным.

Количество детей в группе:

I год обучения - состав группы не менее 15 человек.

Количество детей в группах соответствует Гигиеническими требованиям к организации работы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями от 25 апреля 2007 г., 30 апреля 2010 г., 3 сентября 2010).

Особенности организации образовательного процесса.

Содержание и структура Программы направлены на формирование ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края. На воспитание патриотических чувств, на расширение кругозора школьников, развитие их интеллектуального и творческого потенциала.

Основные принципы построения Программы:

  1. Научность. Этот принцип предопределяет сообщение учащимся только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники.

  2. Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.

  3. Связь теории с практикой. Обучение ведётся так, чтобы учащиеся могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.

  4. Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, учащийся не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества.

  5. Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает учащийся, должны быть обоснованы. Нужно учить критически осмысливать, и оценивать факты, делать выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и выработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога.

  6. Наглядность. Для наглядности применяются существующие видео материалы, а так же материалы собственного изготовления.

  7. Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.

  8. Прочность закрепления знаний. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания учащихся. Закрепление знаний должно достигаться целенаправленным грамотно подобранным материалом по выбранным направлениям краеведческой деятельности .

  9. Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей и опираясь на сильные стороны учащегося, доводит его подготовленность до уровня общих требований.

Данная Программа допускает творческий, импровизированный подход со стороны учащихся и педагога, это касается возможной замены порядка освоения разделов, введения дополнительного материала, методики проведения занятий. Руководствуясь данной Программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы, и конкретных условий работы.


По содержанию Программы, обучение разбито на два этапа освоения.

1 этап. Обучение базовым знаниям по историческому краеведению. И на расширение кругозора школьников, развитие их интеллектуального и творческого потенциала.


2 этап. На основе полученных знаний на первом этапе сформировать устойчивые навыки по проектной и исследовательской краеведческой деятельности.


Программа обеспечивает общекультурный уровень развития обучающихся и способствует формированию и развитию творческих способностей детей, формированию общей культуры учащихся; удовлетворению индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организации их свободного времени.


Формы проведения занятий:

  • лекция-практикум демонстрирует учащимся результаты систематизации собственных знаний, достижений, проблем;

  • рассказ-показ осуществляется с применением наглядных пособий (видеоматериалов, презентаций);

  • беседа, используется при знакомстве с новой темой, во время беседы происходит обмен мнениями

  • демонстрация - способствует повышению творческого потенциала учащихся, умению проводить самоанализ, полученных результатов;

  • практическое занятие – происходит углубление теоретических и совершенствование практических навыков, формирование навыков самостоятельной работы;

  • исторические игры, викторины;

  • проектная и исследовательская деятельность.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

В организации деятельности учащихся на занятии используются следующие формы:

  • Фронтальная;

  • Групповая;

  • Работа в парах

  • Индивидуальная (для подготовки к конференциям, выступлениям)


Материально-техническое оснащение:

  • Учебный класс, соответствующий нормам СанПиН 2.4.4.3172-14; СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями от 25.04.2007 г., 30.042010 г., 3 09.2010),

  • Учебные парты;

  • Мультимедийное оборудование.


Планируемые результаты освоения программы.


Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина своей страны, края, района, члена школьного сообщества;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и традициям школы, района, края;

- осознание ценности человеческой жизни;

- осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей;

- способность адаптироваться в сложных условиях социальной среды;

- воспитание любви к школе, поселку, району, краю, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, уважения к старшему поколению, желание продолжать героические традиции российского народа.

Метапредметные результаты:

- осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера);

решать познавательные и практические задачи, в т.ч. с использованием проектной деятельности на занятиях и в доступной социальной практике, направленном на использование элементов причинно-следственного анализа;

- исследовать несложные реальные связи и зависимости;

- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

- выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;

- подкреплять изученные положения конкретными примерами.


Предметные результаты

- владение базовым понятийным аппаратом краеведческого знания; умение правильно употреблять и объяснять термины, понятия,

- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных краеведческих и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- проявлять готовность применять знания по краеведению для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего края: составление, описание важнейших памятников культуры края и района, выражение своего отношения к ним;

- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Содержание обучения

Вводное занятие.

Теория: Знакомство детей с планом работы д/о «Поиск», с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать воспитанники. Инструктаж по технике безопасности.

1. Историческое краеведение.

Теория: Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Музеи. Роль краеведческих знаний в жизни современного человека.

Практика: знакомство с краеведческими объектами. Онлайн и видео экскурсии в школьный и городские музеи.

2. Науки о крае.

Теория: Знакомство воспитанников с науками о крае. Знакомство с научными учреждениями, учебными заведениями и архитектурой края.

Практика: практические занятия «подбор материалов для будущих проектных работ.


3.Изучение археологического наследия.

Теория: Археология как наука. Древнейшая история края. Археологические объекты. Их изучение и охрана.

Практика: знакомство с археологическими объектами, изучение атласа Приморского края, изготовление наглядных пособий.


4. История образования нашего края.

Теория: Край родной Приморье. История становление и образования края.

Практика: изучение атласа Приморского края.


5. История заселения и освоения Приморского края. Народы заселяющие территорию края.

Теория: История заселения и освоения Приморского края. Народы заселяющие территорию края.

Практика: работа по учебному пособию «История Приморского края.


6. Памятники культуры.

Теория: Памятники культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Архитектурные памятники прошлого родного края. Творчество народа. Охрана памятников культуры.

Практика: онлайн и видео-знакомство с памятниками культуры края.


7. Изучение родного края.

Теория: Территории и границы Приморского края и Надеждинского района. Рельеф и природные условия. Раздольное сегодня и перспективы его развития.

Практика: оформление и защита проекта «Знакомство с памятными местами района». Фотографирование и зарисовки. Изучение рельефа местности. Встречи с представителями науки и культуры.



8.Военно-патриотическое наследие.

Теория: Знатные земляки – герои войны и труда. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость

Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы. Экскурсия к Вечному огню. Фотографирование объектов для проектных и исследовательских работ.


9.Промышленные предприятия Надеждинского муниципального района.

Теория: Географическое положение. Разнообразие. Историко-географический обзор предприятий. Экология и промышленность. Занятость населения.

Практика: составление картосхемы промышленного района. Экскурсии на заводы и предприятия.


10.Туристические возможности нашего края.

Теория: Географическая и экономическая характеристика края. Географическое положение, растительный мир. Экскурсионные объекты.

Практика: работа со справочными материалами. Экскурсии.


11.Известные люди.

Теория: Знатные земляки – герои войны и труда. Изучение и охрана памятников, связанных с историей ВОВ.

Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы края, района, посёлка.


12. Индивидуальная работа. Проектно – исследовательская деятельность.

Теория: Рельеф и природные условия. Наш край сегодня и перспективы его развития. Памятники культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Архитектурные памятники прошлого родного края. Творчество народа. Охрана памятников культуры.

Практика: Оформление и защита проектов и исследовательских работ.

13. История казачества на территории Приморского края. Сбор материалов и экскурсия в станицу «Аркуда». Разработка онлайн-экскурсии по истории казачества на Руси и Приморском крае.




14. Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество».

Теория: Цели, задачи, участники движения «Отечество». Целевые програм­мы. Формы участия в движении. Школьный музей как организацион­но-методический центр движения «Отечество». Организация участия обучающегося в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах. Туристско-краеведческая программа учреждения ДО .

Практика: Участие в подготовке и проведении муниципальных и районных конкурсов краеведческой направленности. Подготовка проектных и исследовательских работ.

15. Музей - хранитель наследия веков.

Теория: Исторические предпосылки возникновение музеев. Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бы­тования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Кра­еведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Практика: Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

16.Современное понимание термина «музееведение».

Теория: Предмет исследо­вания науки о музее. Ключевые понятия музееведения (музей, верни­саж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Государственные и частные музеи.

Практика: Творческое сочинение учащихся: «Наследие, которым я дорожу». Со­ставление словаря музейных терминов.

17. Комплектование фондов школьного музея.

Теория: Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Выявление и сбор предметов му­зейного значения.

Практика: Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлениях и предметах музейного значения. На­значение полевой документации. Тетрадь записи воспоминаний и рас­сказов по результатам собеседования с местными жителями. Обеспече­ние научной и физической сохранности находок.

18.Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания школьного музея.

Теория: Определение объектов и источников комплектова­ния.

Практика: Составление планов поисковой деятельности. Рас­пределение обязанностей между участниками поисковой работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций.


19.Вещественные музейные источники и архивные материалы.

Теория: Состав и структура музейного фонда. Обменный фонд. Дублетный фонд. Организация фондовой работы. Вещественные музейные этногра­фические источники и архивные материалы (документальные фото, письма, изоисточники). Пути комплектования фондов школьного му­зея. Порядок передачи ценных документов в государственные музеи и архивы.

Практика: Порядок приема и выдачи музейных материалов. Учет и описание письменных источников по архивным правилам.

  1. Музейная экспозиция.

Теория: Повторение основных понятий раздела («экспонат», «экс­позиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы», «музейная экспозиция» и др.).

Практика: Оформление экспози­ции в школьном музее.

21.Школа экскурсовода. Теория: Экскурсионная работа. Классификация экскурсий.Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и при­родного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Объекты экскурсий. Правила осмотра экскур­сионного объекта (музея) при проведении экскурсии с экскурсоводом. Приемы подготовки экскурсии с использованием опубликованных ис­точников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Развернутый план или индивидуальный текст экскурсии Ма­стерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение матери­алом, этика. Аудитория школьного музея и формы работы с ней.

Практика: Прослушивание тематической экскурсии с заданием установить стру­ктуру экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения. Хронометраж рассказа по подтемам и вопросам. Заслушива­ние и обсуждение отдельных частей экскурсий.

  1. Организация экскурсии.

Теория: Подготовка и проведение экскурсии по населенному пункту и памят­ным местам. История населенного пункта как предмет экскурсионного изучения. Объекты экскурсии по населенному пункту и памятным мес­там, их классификация. Памятники истории и культуры, их эмоцио­нальное воздействие, познавательное и воспитательное значение.

Особенности экскурсионной работы в школьном музее. Выполнение краеведческих заданий в ходе экскурсии (поиск информации по интере­сующей проблеме на стендах экспозиций и экспонатах, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода).

Практика: Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Работа в экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методи­кой проведения экскурсий. Репетиции экскурсий.

Проведение экскурсии по своему населенному пункту. Обсуждение и разбор экскурсий.

22.Развитие навыков общения при проведении экскурсий.

Теория: Освоение правил общения и преодоление коммуникативных трудно­стей. Шкала самоэффективности.

Практика: Тренинг

23.Разработка экскурсии.

Теория: Единство рационального и эмоцио­нального в экскурсии. Требования к языку экскурсовода. Маршрут экс­курсии. Отбор экспонатов в зависимости от состава экскурсантов.

Ис­пользование различных словесных методов и приемов в ходе экскурсии.

Практика: Прослушивание, обсуждение и коллективное утверждение текста экс­курсии. Анализ экскурсии «Наш край », проведенной товарищем. Разработка экскурсии. Проведение экскурсии на местности «По памятным местам поселка» группой экскур­соводов.

  1. Историко-культурные памятники.

Теория: Объекты исторического краеведения: историко-культурные памятни­ки, их идейно-эмоциональное воздействие, познавательное и воспита­тельное значение. Краткая характеристика типов историко-культурных памятников, являющихся объектом краеведческого изучения. Методы изучения памятников. Учет, обеспечение сохранности, исполь­зование памятников истории и культуры. Исторические источники.

Практика: Составление обзора объектов исторического краеведения.

  1. Знакомство с Всероссийской организацией ЮНАРМИЯ.

Теория: цель, задачи (ролик, презентация).

Практика: Основы военной подготовки. Строевая подготовка. Основы медицинской подготовки.


Учебный план


п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего


1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Основы безопасности проведения занятий в учебном классе, на местности. Правила дорожного движения. Меры личной безопасно­сти в критической ситуации. Правила поведения в общественном месте. Взаимоотношения в коллективе.

Знакомство детей с планом работы д/о «Поиск», с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать воспитанники.

1

1

2

Теоретические и практические задания



2

Раздел – историческое краеведение.

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения.

1

1

2

Теоретические и практические задания

3

Музеи. Роль краеведческих знаний в жизни современного человека.

Онлайн и видео - экскурсии в школьный и городские музеи.


1

1

2

Теоретические и практические задания

4

Изучение археологического наследия. Археология как наука. Знакомство с археологическими объектами, изучение атласа Приморского края, изготовление наглядных пособий.


2

2

4

Теоретические и практические задания

5

Изучение археологического наследия. Археологические объекты. Их изучение и охрана. Знакомство с археологическими объектами, изучение атласа Приморского края, изготовление наглядных пособий.


2

2

4

Теоретические и практические задания

6

История образования нашего края.

Край родной Приморье. История становление и образования края.

Работа с атласом Приморского края и хрестоматией ДВ.


2

2

4

Теоретические и практические задания


7


История заселения и освоения Приморского края. Народы заселяющие территорию края.

Практика: работа по учебному пособию «История Приморского края.



1


1


2


Теоретические и практические задания

8

Памятники культуры.

Теория: Памятники культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Архитектурные памятники прошлого родного края. Творчество народа. Охрана памятников культуры.

Практика: онлайн и видео-знакомство с памятниками культуры края.


2

2

4

Теоретические и практические задания

9

Изучение родного края.

Теория: Территории и границы Приморского края и Надеждинского района. Практика: оформление и защита проекта «Знакомство с памятными местами района». Фотографирование и зарисовки. Изучение рельефа местности. Встречи с представителями науки и культуры.


1

1

2

Теоретические и практические задания

10

Изучение родного края.

Теория: Рельеф и природные условия. Раздольное сегодня и перспективы его развития.

Практика: оформление и защита проекта «Знакомство с памятными местами района». Фотографирование и зарисовки. Изучение рельефа местности. Встречи с представителями науки и культуры.


1

1

2

Теоретические и практические задания

11

Военно-патриотическое наследие.

Теория: Знатные земляки – герои войны и труда.

Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Фотографирование объектов для проектных и исследовательских работ.


1

1

2

Теоретические и практические задания

12

Военно-патриотическое наследие.

Теория: Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость

Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы. Экскурсии к памятникам, связанным с историей борьбы нашего народа за свою независимость.

Фотографирование объектов для проектных и исследовательских работ.


1

1

2

Теоретические и практические задания

13

Промышленные предприятия Надеждинского муниципального района.

Теория: Географическое положение. Разнообразие. Историко-географический обзор предприятий.

Практика: составление картосхемы промышленного района.

1

1

2

Теоретические и практические задания

14

Промышленные предприятия Надеждинского муниципального района.

Теория:Историко-географический обзор предприятий. Экология и промышленность. Занятость населения.

Практика: Экскурсии на заводы и предприятия.

1

1

2

Теоретические и практические задания

15

Туристические возможности нашего края.

Теория: Географическая и экономическая характеристика края.

Практика: работа со справочными материалами. Экскурсии.

1

1

2

Теоретические и практические задания

16

Туристические возможности нашего края.

Теория: Географическое положение, растительный мир. Экскурсионные объекты.

Практика: работа со справочными материалами. Экскурсии.

1

1

2

Теоретические и практические задания

17

Известные люди.

Теория: Знатные земляки – герои войны и труда.

Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы края, района, посёлка.

1

1

2

Теоретические и практические задания

18

Известные люди.

Теория: Изучение и охрана памятников, связанных с историей ВОВ.

Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы края, района, посёлка.

1

1

2

Теоретические и практические задания

19

Индивидуальная работа. Проектно – исследовательская деятельность.

Теория: Рельеф и природные условия. Наш край сегодня и перспективы его развития. Памятники культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Архитектурные памятники прошлого родного края. Творчество народа. Охрана памятников культуры.

Практика: Оформление и защита проектов и исследовательских работ.


8

8

16

Теоретические и практические задания

20

Теория: История казачества на территории Приморского края.

Практика: Сбор материалов и экскурсия в станицу «Аркуда». Разработка онлайн-экскурсии по истории казачества на Руси и Приморском крае.


1

3

4

Теоретические и практические задания

21

Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество».

Теория: Цели, задачи, участники движения «Отечество». Целевые програм­мы. Формы участия в движении. Школьный музей как организацион­но-методический центр движения «Отечество». Организация участия обучающегося в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах. Туристско-краеведческая программа учреждения ДО .

Практика: Участие в подготовке и проведении муниципальных и районных конкурсов краеведческой направленности. Подготовка проектных и исследовательских работ.


6

6

12

Теоретические и практические задания

22

Раздел «Музей - хранитель наследия веков».

Теория: Исторические предпосылки возникновения музеев.

Понятие об историко-культурном и природном наследии.

Формы бы­тования наследия. Законодательство об охране объектов наследия.

Кра­еведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Практика: Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

5

1

6

Теоретические и практические задания

23

Современное понимание термина «музееведение».

Теория: Предмет исследо­вания науки о музее. Ключевые понятия музееведения (музей, верни­саж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Государственные и частные музеи.

Практика: Творческое сочинение учащихся: «Наследие, которым я дорожу». Со­ставление словаря музейных терминов.

3

3

6

Теоретические и практические задания

24

Комплектование фондов школьного музея.

Теория: Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Выявление и сбор предметов му­зейного значения.

Практика: Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлениях и предметах музейного значения. На­значение полевой документации. Тетрадь записи воспоминаний и рас­сказов по результатам собеседования с местными жителями. Обеспече­ние научной и физической сохранности находок.

3

3

6

Теоретические и практические задания

25

Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания школьного музея.

Теория: Определение объектов и источников комплектова­ния.

Практика: Составление планов поисковой деятельности. Рас­пределение обязанностей между участниками поисковой работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций.

3

3

6

Теоретические и практические задания

26

Вещественные музейные источники и архивные материалы.

Теория: Состав и структура музейного фонда. Обменный фонд. Дублетный фонд. Организация фондовой работы. Вещественные музейные этногра­фические источники и архивные материалы (документальные фото, письма, и др. источники). Пути комплектования фондов школьного му­зея. Порядок передачи ценных документов в государственные музеи и архивы.

Практика: Порядок приема и выдачи музейных материалов. Учет и описание письменных источников по архивным правилам.

1

1

2

Теоретические и практические задания

27

Музейная экспозиция.

Теория: Повторение основных понятий раздела («экспонат», «экс¬позиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы», «музейная экспозиция» и др.).

Практика: Оформление экспози¬ции в школьном музее.

1

1

2


28

Школа экскурсовода. Теория: Экскурсионная работа. Классификация экскурсий.Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и при­родного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Объекты экскурсий. Правила осмотра экскур­сионного объекта (музея) при проведении экскурсии с экскурсоводом. Приемы подготовки экскурсии с использованием опубликованных ис­точников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Развернутый план или индивидуальный текст экскурсии Ма­стерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение матери­алом, этика. Аудитория школьного музея и формы работы с ней.

Практика: Прослушивание тематической экскурсии с заданием установить стру­ктуру экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения. Хронометраж рассказа по подтемам и вопросам. Заслушива­ние и обсуждение отдельных частей экскурсий.


3

3

6


29

21. Организация экскурсии.

Теория: Подготовка и проведение экскурсии по населенному пункту и памят¬ным местам. История населенного пункта как предмет экскурсионного изучения. Объекты экскурсии по населенному пункту и памятным мес¬там, их классификация. Памятники истории и культуры, их эмоцио¬нальное воздействие, познавательное и воспитательное значение.

Особенности экскурсионной работы в школьном музее. Выполнение краеведческих заданий в ходе экскурсии (поиск информации по интере¬сующей проблеме на стендах экспозиций и экспонатах, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода).

Практика: Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Работа в экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методи¬кой проведения экскурсий. Ре-петиции экскурсий.

Проведение экскурсии по своему населенному пункту. Обсуждение и разбор экскурсий.

3

3

6


30

Развитие навыков общения при проведении экскурсий.

Теория: Освоение правил общения и преодоление коммуникативных трудно­стей. Шкала самоэффективности.

Практика: Тренинг

1

1

2


31

Разработка экскурсии.

Теория: Единство рационального и эмоцио­нального в экскурсии. Требования к языку экскурсовода. Маршрут экс­курсии. Отбор экспонатов в зависимости от состава экскурсантов.

Ис­пользование различных словесных методов и приемов в ходе экскурсии.

Практика: Прослушивание, обсуждение и коллективное утверждение текста экс­курсии. Анализ экскурсии «Наш край », проведенной товарищем. Разработка экскурсии. Проведение экскурсии на местности «По памятным местам поселка» группой экскур­соводов.

3

3

6


32

Историко-культурные памятники.

Теория: Объекты исторического краеведения: историко-культурные памятники, их идейно-эмоциональное воздействие, познавательное и воспитательное значение. Краткая характеристика типов историко-культурных памятников, являющихся объектом краеведческого изучения. Методы изучения памятников. Учет, обеспечение сохранности, использование памятников истории и культуры. Исторические источники.

Практика: Составление обзора объектов исторического краеведения.

3

3

6


33

Знакомство с Всероссийской организацией ЮНАРМИЯ. Теория: цель, задачи (ролик, презентация).

Практика: Основы военной подготовки. Строевая подготовка. Основы медицинской подготовки.

6

6

12



Итого

72

72

144



Календарный учебный график

реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Поиск» на 2020- 2021 учебный год

Год обучения

Дата

начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество

учебных

дней

Количество

учебных

часов

Режим

занятий

1 год

16.09.2020

31.05.2021

36

72

144


2 раза в неделю по 2 часа




Календарно – тематический план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Поиск»

п/п

Разделы и темы программы

Количество часов

Планируемая дата проведения


Фактическая дата проведения

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Основы безопасности проведения занятий в учебном классе, на местности. Правила дорожного движения. Меры личной безопасно­сти в критической ситуации. Правила поведения в общественном месте. Взаимоотношения в коллективе.

Знакомство детей с планом работы д/о «Поиск», с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать воспитанники.

2



Раздел – историческое краеведение.

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения.

2



Роль краеведческих знаний в жизни современного человека.

Онлайн и видео - экскурсии в школьный и городские музеи.


2



Изучение археологического наследия. Археология как наука. Знакомство с археологическими объектами, изучение атласа Приморского края, изготовление наглядных пособий.


4



Изучение археологического наследия. Археологические объекты. Их изучение и охрана. Знакомство с археологическими объектами, изучение атласа Приморского края, изготовление наглядных пособий.


4



История образования нашего края.

Край родной Приморье. История становление и образования края.

Работа с атласом Приморского края и хрестоматией ДВ.


4




История заселения и освоения Приморского края. Народы заселяющие территорию края.

Практика: работа по учебному пособию «История Приморского края.



2



Памятники культуры.

Теория: Памятники культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Архитектурные памятники прошлого родного края. Творчество народа. Охрана памятников культуры.

Практика: онлайн и видео-знакомство с памятниками культуры края.


4



Изучение родного края.

Теория: Территории и границы Приморского края и Надеждинского района. Практика: оформление и защита проекта «Знакомство с памятными местами района». Фотографирование и зарисовки. Изучение рельефа местности. Встречи с представителями науки и культуры.


2



Изучение родного края.

Теория: Рельеф и природные условия. Раздольное сегодня и перспективы его развития.

Практика: оформление и защита проекта «Знакомство с памятными местами района». Фотографирование и зарисовки. Изучение рельефа местности. Встречи с представителями науки и культуры.


2



Военно-патриотическое наследие.

Теория: Знатные земляки – герои войны и труда.

Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Фотографирование объектов для проектных и исследовательских работ.


2



Военно-патриотическое наследие.

Теория: Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость

Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы. Экскурсии к памятникам, связанным с историей борьбы нашего народа за свою независимость.

Фотографирование объектов для проектных и исследовательских работ.


2



Промышленные предприятия Надеждинского муниципального района.

Теория: Географическое положение. Разнообразие. Историко-географический обзор предприятий.

Практика: составление картосхемы промышленного района.

2



Промышленные предприятия Надеждинского муниципального района.

Теория:Историко-географический обзор предприятий. Экология и промышленность. Занятость населения.

Практика: Экскурсии на заводы и предприятия.

2



Туристические возможности нашего края.

Теория: Географическая и экономическая характеристика края.

Практика: работа со справочными материалами. Экскурсии.

2



Туристические возможности нашего края.

Теория: Географическое положение, растительный мир. Экскурсионные объекты.

Практика: работа со справочными материалами. Экскурсии.

2



Известные люди.

Теория: Знатные земляки – герои войны и труда.

Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы края, района, посёлка.

2



Известные люди.

Теория: Изучение и охрана памятников, связанных с историей ВОВ.

Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы края, района, посёлка.

2



Индивидуальная работа. Проектно – исследовательская деятельность.

Теория: Рельеф и природные условия. Наш край сегодня и перспективы его развития. Памятники культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Архитектурные памятники прошлого родного края. Творчество народа. Охрана памятников культуры.

Практика: Оформление и защита проектов и исследовательских работ.


16



Теория: История казачества на территории Приморского края.

Практика: Сбор материалов и экскурсия в станицу «Аркуда». Разработка онлайн-экскурсии по истории казачества на Руси и Приморском крае.


4



Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество».

Теория: Цели, задачи, участники движения «Отечество». Целевые програм­мы. Формы участия в движении. Школьный музей как организацион­но-методический центр движения «Отечество». Организация участия обучающегося в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах. Туристско-краеведческая программа учреждения ДО .

Практика: Участие в подготовке и проведении муниципальных и районных конкурсов краеведческой направленности. Подготовка проектных и исследовательских работ.


12



Раздел «Музей - хранитель наследия веков».

Теория: Исторические предпосылки возникновения музеев.

Понятие об историко-культурном и природном наследии.

Формы бы­тования наследия. Законодательство об охране объектов наследия.

Кра­еведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Практика: Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

6



Современное понимание термина «музееведение».

Теория: Предмет исследо­вания науки о музее. Ключевые понятия музееведения (музей, верни­саж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Государственные и частные музеи.

Практика: Творческое сочинение учащихся: «Наследие, которым я дорожу». Со­ставление словаря музейных терминов.

6



Комплектование фондов школьного музея.

Теория: Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Выявление и сбор предметов му­зейного значения.

Практика: Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлениях и предметах музейного значения. На­значение полевой документации. Тетрадь записи воспоминаний и рас­сказов по результатам собеседования с местными жителями. Обеспече­ние научной и физической сохранности находок.

6



Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания школьного музея.

Теория: Определение объектов и источников комплектова­ния.

Практика: Составление планов поисковой деятельности. Рас­пределение обязанностей между участниками поисковой работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций.

6



Вещественные музейные источники и архивные материалы.

Теория: Состав и структура музейного фонда. Обменный фонд. Дублетный фонд. Организация фондовой работы. Вещественные музейные этногра­фические источники и архивные материалы (документальные фото, письма, и др. источники). Пути комплектования фондов школьного му­зея. Порядок передачи ценных документов в государственные музеи и архивы.

Практика: Порядок приема и выдачи музейных материалов. Учет и описание письменных источников по архивным правилам.

2



Музейная экспозиция.

Теория: Повторение основных понятий раздела («экспонат», «экс¬позиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы», «музейная экспозиция» и др.).

Практика: Оформление экспози¬ции в школьном музее.

2



Школа экскурсовода. Теория: Экскурсионная работа. Классификация экскурсий.Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и при­родного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Объекты экскурсий. Правила осмотра экскур­сионного объекта (музея) при проведении экскурсии с экскурсоводом. Приемы подготовки экскурсии с использованием опубликованных ис­точников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Развернутый план или индивидуальный текст экскурсии Ма­стерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение матери­алом, этика. Аудитория школьного музея и формы работы с ней.

Практика: Прослушивание тематической экскурсии с заданием установить стру­ктуру экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения. Хронометраж рассказа по подтемам и вопросам. Заслушива­ние и обсуждение отдельных частей экскурсий.


6



21. Организация экскурсии.

Теория: Подготовка и проведение экскурсии по населенному пункту и памят¬ным местам. История населенного пункта как предмет экскурсионного изучения. Объекты экскурсии по населенному пункту и памятным мес¬там, их классификация. Памятники истории и культуры, их эмоцио¬нальное воздействие, познавательное и воспитательное значение.

Особенности экскурсионной работы в школьном музее. Выполнение краеведческих заданий в ходе экскурсии (поиск информации по интере¬сующей проблеме на стендах экспозиций и экспонатах, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода).

Практика: Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Работа в экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методи¬кой проведения экскурсий. Ре-петиции экскурсий.

Проведение экскурсии по своему населенному пункту. Обсуждение и разбор экскурсий.

6



Развитие навыков общения при проведении экскурсий.

Теория: Освоение правил общения и преодоление коммуникативных трудно­стей. Шкала самоэффективности.

Практика: Тренинг

2



Разработка экскурсии.

Теория: Единство рационального и эмоцио­нального в экскурсии. Требования к языку экскурсовода. Маршрут экс­курсии. Отбор экспонатов в зависимости от состава экскурсантов.

Ис­пользование различных словесных методов и приемов в ходе экскурсии.

Практика: Прослушивание, обсуждение и коллективное утверждение текста экс­курсии. Анализ экскурсии «Наш край », проведенной товарищем. Разработка экскурсии. Проведение экскурсии на местности «По памятным местам поселка» группой экскур­соводов.

6



Историко-культурные памятники.

Теория: Объекты исторического краеведения: историко-культурные памятники, их идейно-эмоциональное воздействие, познавательное и воспитательное значение. Краткая характеристика типов историко-культурных памятников, являющихся объектом краеведческого изучения. Методы изучения памятников. Учет, обеспечение сохранности, использование памятников истории и культуры. Исторические источники.

Практика: Составление обзора объектов исторического краеведения.

6



Знакомство с Всероссийской организацией ЮНАРМИЯ. Теория: цель, задачи (ролик, презентация).

Практика: Основы военной подготовки. Строевая подготовка. Основы медицинской подготовки.

12



Итого:


144часа






Методические обеспечение.


В процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Поиск» применяются следующие технологии:

Групповые технологии - предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, выявление вклада в общее дело каждого учащегося.

Технология коллективной творческой деятельности – выявление и развитие творческих способностей учащихся и приобщение их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

Информационные коммуникативные технологии позволяют организовать учебную деятельность учащихся более содержательной; сделать учебный процесс более привлекательным и современным, повысить качество обучения, желания учиться.

Проектная деятельность- «от идеи до конечного результата». Проектная деятельность способствует самостоятельному решению поставленных задач исследования; умению работать с информацией (вести поиск источников, анализ и обработку информации), формированию навыков исследовательской работы, передачи и презентации полученных знаний и опыта, навыков работы и делового общения в группе. В работе над проектом формируются личностные качества учащихся, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);

Исследовательская деятельность весьма значима, как на этапе обучения по программе, так и в дальнейшей жизни. Ведь подобные навыки учат самостоятельно познавать, изучать, исследовать, а значит развиваться.

Используемые образовательные технологии связывают три компонента процесса обучения: Учащийся - Педагог – Изучаемый предмет.

В образовательной программе «Поиск» используются методы обучения, которые обеспечивают продуктивное естественно - научное образование.

Методы организации и проведения занятий:

  • словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, обзор справочной литературы);

  • наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографий);

  • практические методы (упражнения, задачи);

  • иллюстративно - объяснительные методы;

  • программированные - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ;

  • репродуктивные методы;

  • частично-поисковые

  • исследовательские

  • синтез и анализ, сравнение, обобщение

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

  • убеждение, упражнение, поощрение;

  • создание ситуации успеха;

  • выполнение творческих заданий;

  • «мозговая атака»;

  • самооценка деятельности и коррекция;

  • рефлексия.


Список приложений


Приложение 1. Входной тест и критерии оценивания.

Приложение 2. Конспект занятия.

Приложение 3. Темы проектных, творческих или исследовательских


Информационные источники:

Интернет-ресурсы

        1. http://www.fegi.ru/PRIMORYE/HISTORY - Приморский край России. Страницы истории. Региональный портал «Приморский край России».

        2. http://dv-people.ru/ - Приморье глазами приморцев

        3. www. museum.ru/E1463 – сайт Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева

        4. www. pgpb.ru – сайт ПГПБ им. А.М. Горького (Приморская государственная публичная библиотека)

        5. http://www.primkray.ru/ - история, культура, искусство

        6. http://www.pgpb.ru/cd/primor/writers/wwww.htm - история и литература Приморья Примориана

        7. http://www.vladivostok.ru/ - Владивосток виртуальный

        8. http://www.vld.ru/ppx/ - Электронная библиотека приморских поэтов, прозаиков и художников «ПОПЫХИ»

        9. http://www.vld.ru/ppx/Krivsh/Kn_o_p/Pisateli.html - Справочник писателей Приморья

        10. http://www.art.bdk.com.ru/ - Сайт «Поэзия Приморья». Есть информация о городах края в целом, стихотворения  по городам, о природе, кораблях, людях и т.д. Имеется информация о художниках, культуре и т.д. На сайте есть стихи, песни,

        11. http://www.tiger.ru/ - Сихотэ-Алинский заповедник

        12. http://vl.vladnews.ru/ - Газета «Владивосток». Тексты статей

        13. http://vladivostok.com/Golden_Horn/ - Газета «Золотой Рог». Тексты статей

        14. http://www.okean.org/ - Всероссийский детский центр "Океан". Есть сценарии, легенды об обитателях моря и др. разработки.

Литература для педагога:

  1. Одинцов А.И. «учебное пособие по начальной военной подготовке» Издательство ДОСААФ М: 1971г.

  2. Пчелов Е.В. «Государственные символы России» М. Русское слово 2003г.

  3. По родному краю. Хрестоматия. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1973.

  4. Приморье, 60 лет 1938-1998. Издательство «Уссури», 1998.

  5. Приморский край, краткий энциклопедический справочник. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1997.

  6. Серых В.Д. «Воинские ритуалы» М. Военные издательство 1986г.

  7. Сингаевский В.Н. «Военно-государственные символы России» М.:АСТ; СПБ: Полигон 2008г.

  8. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. «Основы медицинских знаний и ЗОЖ» М. Просвещение 2002г.

  9. Хрестоматия по истории Дальнего Востока Т.1,2. / сост. Н.К. Кирюхин. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1982.

Литература для учащихся и родителей:

  1. Арсеньев В.К. По Уссурийскому краю / - Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1986.

  2. Атлас. Люби и знай свой край. Москва, 1994.

  3. Атлас Приморского края. Владивосток, 1998

  4. Дальний Восток. Фотоальбом. М.: Планета, 1989 г.

  5. Жемчужина Золотого Рога. Владивосток: Издательство «Уссури», 1992.

  6. Моисейко И.В. «Государственная символика России» ЦНСО Москва 2003г.   6. Марков В. Путеводитель по Владивостоку. Владивосток, 1993.

  7. Николаев С.Н. Памятники и памятные места в Приморье. Владивосток: Приморское книжное издательство, 1958.

  8. По родному краю. Хрестоматия. Владивосток: Дальневосточное книжное издатель-ство, 1973.

  9. Хрестоматия по истории Дальнего Востока Т.1,2. / сост. Н.К. Кирюхин. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1982.



Электронные пособия

        1. Хрестоматия по географии Приморского края. Мультимедийное пособие. Владивосток: ПИППКРО, 2006.

        2. Электронные карты Приморского края. Мультимедийное пособие. Владивосток: ПИППКРО, 2006.

        3. Территория: Приморский край (мультимед. электрон. справочник) / ПГПБ им. А.М. Горького; ред. и сост. Н.С. Иванцова. – Владивосток, 2007. – 1 CD-ROM



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Драгина Валентина Александровна

Дата: 26.09.2020

Номер свидетельства: 558503

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства