kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экскурсоведение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Экскурсоведение" по внеурочной деятельности создана для учащихся 9-12 лет. Программа рассматривает сущность экскурсии, ее особенности, основные этапы подготовки, экскурсии и методику ее проведения.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экскурсоведение»»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экскурсоведение»



Пояснительная записка

Экскурсионное дело - важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу - свыше ста лет, оно по-прежнему востребовано. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно ведущих экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»; Концепцией развития дополнительного образования детей. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1726-р.; Стратегией развития воспитания в РФ до 2025 года; Приказом Минобрнауки России от 09.11.208 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 г. № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».

Программа составлена на основе программ: «Экскурсоведение» доц. кафедры географии Томского государственного педагогического университета Пугачевой Е.Е и ассистента кафедры географии ИГФ ТГПУ Калабиной Н.И., учебника Б.В. Емельянова «Экскурсоведение»/ Учебник,- 5-е изд. - М.: Советский спорт, 2004.

Программа «Экскурсоведение» предназначена для учащихся 9-12 лет, занимающихся в творческом объединении «Школа экскурсоведения», созданном на базе Комплексного музея МАОУ СОШ №2.

Программа рассматривает сущность экскурсии, ее особенности, основные этапы подготовки экскурсии и методику ее проведения. Раскрываются основные характеристики обзорных и тематических экскурсий и специфика их проведения для различных групп населения.

Актуальность программы.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятель­ности в РФ» (гл II, ст 4) говорится о том, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма. Это дает надежду на значительное оживление внутреннего туристского рынка и дальнейшее развитие туристско- экскурсионной деятельности в стране.

Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Специалисты, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания, Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта.

Формирование кадров туристско-экскурсионной направленности - это процесс воспроизводства и воспитания таких квалифицированных работников, которые в максимальной степени отвечали бы требованиям, предъявляемым к технологии обслуживания туристов и экскурсантов. Важная роль при этом отводится подготовке экскурсоводов и качественной разработке самой экскурсии, освоению методики и техники ее проведения.

В процессе освоения учащимися программы изучаются основы музееведения в аспекте экскурсионно-выставочной работы, которая является одной из главных форм просветительской работы в школьном музее. Выявляются современные направления музейной деятельности, учитывающие психологию восприятия экспонатов выставки. Программа «Экскурсоведение» позволит выявить роль экскурсионной деятельности в современном обществе, ориентированном на производство товаров и услуг социокультурной направленности.

Новизна программы.

Экскурсионная теория - это общая сумма теоретических поло­жений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования. Основное внимание в программах подготовки экскурсоводов уделяется методике подготовки экскурсий и технике их проведения, организации экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населения. В то же время мало внимания уделяется экскурсионной теории. Однако и в настоящее время экскурсионная теория не стоит на месте. Важные явления в жизни туристско-экскурсионных организаций, бюро путешествий и экскурсий, государственных и ведомственных музеев - это новые формы обслуживания потребителей, опыт энтузиастов, который, становясь достоянием экскурсионных учреждений, тысяч методистов, экскурсоводов, преподавателей

учебных заведений, приводит к тому, что отдельные положения экскурсионной теории развиваются, заменяются новыми, более совершенными. «Теория возникает на основе практики, но она не просто обобщает практический опыт, а идет значительно дальше, раскрывает новые связи, стороны предмета»2.

Данный курс рассчитан на теоретическое освоение программы и предполагает овладение обучающимися профессиональной терминологией, знание этапов подготовки экскурсии и методики ее проведения, при этом широкие возможности предоставляются для самостоятельной работы по практическому применению полученных знаний.

Целью программы является формирование у учащихся основополагающих знаний об экскурсионной работе.

Задачи. Теоретическое и практическое освоение программы, приобретение навыков разработки экскурсий и их проведения.

Занятия проводятся с учащимися начальной школы, желающими освоить данный курс. Продолжительность курса - 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 3-х часов или 2 раза в неделю продолжительностью 1 час и 2 часа.


Учебный план


Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводная часть. Предмет, задачи, место экскурсоведения в системе географических наук, в музейной деятельности

3

3

-

2

Теоретические и методические основы экскурсионной деятельности.

5

5

-

3

Классификация экскурсий

20

6

14

4

Основы разработки и проведения экскурсии

34

8

26

5

Методика проведения экскурсии

40

14

26

6

Роль музеев в современном обществе

6

6

-


итого

108

42

66


Учебно-тематический план


Основная тема

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

Вводная часть. Предмет, задачи, место экскурсоведения в системе географических наук, в музейной деятельности.

3

3


Теоретические и методические основы экскурсионной деятельности. История экскурсионной деятельности.

5

3


Экскурсионная работа. Сущность и особенности экскурсии.

2


Классификация экскурсий.

20

2

4

Особенности обзорных и тематических экскурсий.

4

10

Технология разработки экскурсии.

30

6

24

Методика проведения экскурсии. Показ в экскурсии.

6

2

4

Методические приемы показа.

10

2

8

Методика проведения экскурсии. Рассказ в экскурсии

6

2

4

Методические приемы рассказа

6

2

4

Сочетание показа и рассказа в экскурсии

6

9

4

Техника ведения экскурсии.

6

2

4

Профессиональное мастерство экскурсовода.

4

2

2

Современные направления музейной деятельности.

6

2


Выставочная деятельность.

4


Итого:

108

40

68


Содержание программы

Вводная часть. Предмет, задачи, место экскурсоведения в системе географических наук, в музейной деятельности.

Тема1. Теоретические и методические основы экскурсионной деятельности. История экскурсионной деятельности. Исторические предпосылки возникновения экскурсий. Взаимосвязь развития экскурсионной деятельности с туризмом, краеведением, музееведением, педагогикой.

Первый этап — дореволюционный: начало 18 века — до 1917 года; проведение первых учебных экскурсий; создание первых экскурсионных организаций. Принцип наглядности в обучении, первые школьные экскурсии и путешествия для взрослых, их познавательно­развлекательный характер, преобладание естественной тематики; просветительно­образовательная деятельность первых экскурсионных организаций.

Первые печатные издания по вопросам экскурсий и путешествий. Педагоги-энтузиасты экскурсионной работы, их теоретическое наследие. Становление экскурсионного дела и его развитие; пропаганда экскурсионного дела, педагоги и методисты, их вклад в развитие экскурсионной теории и практики. Экскурсионные издания: журналы “Экскурсионное дело”, “Экскурсионный вестник” и др.

Роль краеведческих организаций в развитии экскурсионного дела. Экскурсионные общества, их цели и задачи. Роль профессиональных союзов в организации и проведении экскурсий и путешествий.

Значение экскурсий в развитии культуры в целом.


Тема 2. Экскурсионная работа. Сущность и особенности экскурсии

Определение экскурсии. Сущность экскурсии. Признаки и функции экскурсии. Требования к экскурсии: достоверность, полнота изложения материала, законченность композиции, познавательное и эстетическое удовлетворение.

Экскурсанты и их познавательная деятельность на экскурсии.

Цель и тема экскурсии; задача экскурсии; название экскурсии; признаки экскурсии; функции экскурсии; познавательно-воспитательная направленность.

Основа экскурсии. Правильное сочетание показа и рассказа — залог высокой эффективности проведения экскурсии.

Структура экскурсии: введение, основная часть, заключение. Продолжительность экскурсии. Методологическая основа экскурсии; принципы разработки: научность, идейность, взаимосвязь теории с действительностью, правдивость, ясность, доходчивость, действенность.

Подтемы экскурсии и экскурсионные объекты, их взаимообусловленность.

Маршрут экскурсии. Принципы составления маршрута экскурсии: хронологический, тематический, хронолого-тематический.

Экскурсионный объект. Его сущность. Классификация экскурсионных объектов: по содержанию, по функциональному значению, по степени сохранности. Отбор объектов и их оценка для раскрытия содержания экскурсии. Составление карточки (паспорта) экскурсионного объекта.


Тема 3. Классификация экскурсий.

Критерии классификации экскурсий: по содержанию, по составу и количеству участников, по месту проведения, по форме проведения, по способу передвижения, по продолжительности. Понятие классификации. Основные признаки классификации. По составу экскурсантов: для взрослых и детей; городских и сельских жителей; местного населения и приезжающих туристов; индивидуалов; групп, сформированных по профессиональному признаку или соответствующему уровню образования. По содержанию: обзорные (многоплановые), тематические. По тематике: природоведческие, экологические, исторические, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные. По месту проведения: городские, загородные, производственные, музейные. По форме проведения: обычные, рекламные, учебные. Экскурсия как форма учебной работы: экскурсия-урок, экскурсия-прогулка, экскурсия-демонстрация, экскурсия-концерт, экскурсия-консультация. По способу передвижения: пешеходные, транспортные, комбинированные. Учет классификационных признаков: при выборе методики ведения экскурсий, создании условий для работы экскурсовода на маршруте, при определении направлений деятельности методистов или других работников экскурсионных бюро и предприятий. Значение классификации.


Тема 4. Особенности обзорных и тематических экскурсий

Обзорная городская экскурсия. Тематические экскурсии (исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно­градостроительные). Применение в экскурсии логических приемов: сравнения, анализа, абстрагирования, обобщения. Использование для раскрытия темы экскурсии логических переходов: подчиненных, тождественных, противоположных, соотносительных,

соподчиненных.

Логические основы доказательства в экскурсии. Структура доказательства, ее элементы: тезис, аргументы, демонстрация. Логические правила в доказательстве: определенность тезиса, неизменность тезиса. Требования к аргументам доказательства: истинность, непротиворечивость, достаточность, понятность, приемлемость. Основные методы доказательства в экскурсии: дедукция, индукция, аналогия, их выбор для проведения экскурсии.


Тема 5. Технология разработки экскурсии

Этапы подготовки экскурсии: определение цели и задачи экскурсии; выбор темы; отбор и изучение экскурсионных объектов; отбор литературы; ознакомление с экспозициями и фондами музеев; составление и утверждение маршрута экскурсии; объезд (обход) маршрута; подготовка текста экскурсии; комплектование "Портфеля экскурсовода": разработка технологической карты экскурсии; проведение пробной экскурсии и ее утверждение. Экскурсионная методика, ее задачи и требования. Предмет экскурсионной методики. Этапы подготовки экскурсии, их последовательность и взаимосвязь. Характеристика этапов подготовки новой экскурсии: подготовительный этап,

непосредственная разработка, заключительный этап.

Подготовительный этап: цель и тема экскурсии, подбор материалов, изучение источников, подбор зрительного ряда, его изучение, составление картотеки объектов.

Непосредственная разработка: выбор и составление маршрута экскурсии, уточнение объектов и остановок, согласование маршрута. Работа над текстом экскурсии; виды текстов, выполнение требований, предъявляемых к ним. Соотношение общего и локального материала. Логическая взаимосвязь подтем для раскрытия темы экскурсии, их увязка со зрительным рядом. Наглядные пособия, требования к ним, классификация наглядных пособий. Выбор методических приемов.

Методическая разработка, ее структура и оформление. Требования к составлению методической разработки.

Заключительный этап: заключение на текст и методическую разработку экскурсии. Проведение пробной экскурсии. Анализ и обобщение опыта проведения экскурсии на разработанную тему, ее утверждение.


Тема 6. Методика проведения экскурсии. Показ в экскурсии

Показ в экскурсии: задачи, условия, виды и ступени показа. Особенности показа. Средства показа экскурсионных объектов. Виды жестов: иллюстративные,

подчеркивающие, реконструктивные, побудительные, наглядные, эмоциональные.

Недопустимые жесты. Методические приемы как особые способы действий экскурсовода, их задачи, варианты использования.

Классификация методических приемов, ее значение.

Особенности восприятия материала экскурсии, обеспечение интереса и внимания к нему. Методическое мастерство экскурсовода.

Показ в экскурсии, его составляющие, их характеристика.

Виды и особенности, схемы показа.

Методические приемы показа экскурсионных объектов, их определение и использование в различных видах экскурсий. Приемы показа вспомогательного зрительного материала.

Средства показа. Группы жестов, их виды. Эстетика жеста. Жесты как элементы показа, их классификация, специфика использования на экскурсии. Совершенствование применения жестов в экскурсионной практике.

Рассказ как органическая часть экскурсии, его формы и особенности. Требования, предъявляемые к экскурсионному рассказу. Композиция и сюжет рассказа. Раскрытие подтем и логические переходы.

Методические приемы рассказа, их характеристика и особенности. Методические приемы развития активности и познавательной деятельности экскурсантов.

Вступление и заключение на экскурсии, их особенности для экскурсий различной тематики.

Речь экскурсовода. Особые приемы выразительности речи и их использование в экскурсионном рассказе.

Особые приемы проведения экскурсий. Приемы, способствующие эффективному и качественному проведению экскурсий, их характеристика.

Методический прием движения, его формы, связь с постановкой задач экскурсии.

Встречи с участниками, очевидцами событий и содержание материала экскурсии.

Комплексный прием, подтверждающий специфические черты объекта, его влияние на экскурсантов.

Эмоциональное воздействие на участников экскурсии, его приемы.

Использование в экскурсии технических средств как особый прием.

Отработка, усвоение и совершенствование методических приемов проведения экскурсии.

Освоение техники проведения экскурсии, ее сущность, выполнение экскурсоводом ряда требований к ней. Контакт экскурсовода с группой. Выход экскурсантов к объекту.

Выбор схемы расстановки экскурсионной группы. Передвижение участников экскурсии, темп движения. Место экскурсовода. Соблюдение времени проведения экскурсии.

Адресность рассказа. Особенность использования индивидуального текста.

Значение пауз в экскурсии. Технические средства, техника использования иллюстрационного и демонстрационного материала. Ответы на вопросы экскурсантов.

Особые приемы техники проведения экскурсий.


Тема 7. Методические приемы показа

Прием предварительного осмотра. Экскурсионный анализ. Прием зрительной реконструкции. Прием локализации событий. Прием зрительного сравнения. Показ наглядных пособий. Показ объектов по ходу движения. Показ мемориальной доски.


Тема 8. Методика проведения экскурсии. Рассказ в экскурсии

Рассказ, как устная часть экскурсии, звучащий индивидуальный текст экскурсовода. Задачи рассказа на экскурсии. Особенности рассказа на экскурсии.


Тема 9. Методические приемы рассказа

Прием экскурсионной справки, описания, характеристики, объяснения, комментирования, цитирования, репортажа, литературного монтажа, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, новизны материала, соучастия, дискуссионной ситуации, персонификации, проблемной ситуации, отступления. Позиции экскурсовода: информатор, комментатор, собеседник, советчик, эмоциональный лидер.


Тема 10. Сочетание показа и рассказа в экскурсии

Сочетание двух главных элементов — показа экскурсионных объектов и рассказа о них. Главенствующее значение показа, «от показа к рассказу». Пять уровней возрастания роли показа.


Тема 11. Техника ведения экскурсии.

Знакомство экскурсовода с группой. Выход экскурсантов из автобуса (троллейбуса, трамвая). Расстановка группы у объекта. Передвижение экскурсантов. Возвращение экскурсантов в автобус. Место экскурсовода. Техника проведения рассказа и показа при движении автобуса. Соблюдение времени в экскурсии. Ответы на вопросы экскурсантов. Паузы в экскурсии. Техника использования портфеля экскурсовода.




Тема 12. Профессиональное мастерство экскурсовода

Составляющие экскурсоводческого мастерства. Умения и навыки экскурсовода. Речь экскурсовода. Внеречевые средства общения. Личностные качества экскурсовода. Знакомство с психодиагностическими методами профессиональной подготовки и проверки готовности к работе экскурсовода.


Тема 13. Современные направления музейной деятельности

Роль и место музеев в социокультурной сфере. Музеи и их место в структуре экскурсионно-выставочной деятельности. Проблемы музейной педагогики. Специфика детского и подросткового восприятия музейных экспозиций. Психология восприятия экспонатов фонда. Современные тенденции формирования экспозиций. Изменение роли музея в современном мире: отказ от традиций. Концепция Открытого музея. Использование музейных экспозиций в тематических экскурсиях.

Научная классификация музеев в зависимости от характера, назначения и основных функций. Научно-просветительские, исследовательские и учебные музеи.

Тематико-экспозиционный план и музейная экспозиция. Их назначение, составление и содержание. Особенности экспозиции конкретного музея. Подготовка экскурсии по музею. Основные этапы подготовки. Определение цели и темы. Маршрут и объекты показа (экспонаты музея). Включение музейных предметов из фондохранилищ, запасников в “портфель экскурсовода" (рисунки, карты, фото и т.п.).

Тематические экскурсии в музеях. Использование части музейной экспозиции (раздела, определенных стендов) в тематической экскурсии.

Подтема тематической экскурсии — показ экспозиции музея или ее части. Увязка материала экскурсии с содержанием материала, демонстрируемого в музее. Логический переход в музейной экскурсии.

Проведение комплексной тематической экскурсии (городские объекты и экспозиция музеев) одним экскурсоводом.

Совместная работа экскурсоводов по разработке новых тем (подтем) с работниками музея. Глубокое изучение экскурсоводом музейной экспозиции, знакомство с фондами, научными трудами сотрудников музея, изданиями-путеводителями, буклетами, изобразительными материалами. Отбор и освоение методических приемов проведения экскурсии в музее. Изучение опыта работы экскурсоводов — научных работников музеев. Организация учебных занятий в музее. Проведение учебных экскурсий по музейным экспозициям.

Подготовка контрольного и индивидуальных текстов экскурсии по музею, части текста (подтемы) комплексной экскурсии. Рецензирование текстов сотрудниками музея.

Подготовка методической разработки тематической экскурсии по музею, ее раздела в методической разработке комплексной (городской) экскурсии. Согласование структуры и содержания методической разработки с руководством музея.

Методика проведения музейных экскурсий, учет особенностей, типичных для музея: предметная интерпретация явлений и процессов; насыщенность объектов показа; воздействие музейной среды (подкрепление впечатлений документами и предметами); база музея (экспозиции, фонды, литература); запрограммированность маршрута, его протяженность и подчиненность; своеобразие выбора методических приемов.

Значение использования музеев в экскурсионной работе.


Тема 14. Выставочная деятельность

Определения. Классификация выставок. Концепция выставочной деятельности в РФ. Цели экспозиционной деятельности музея. Цели посетителей выставки. Эффективность выставки. Организация участия в выставке.



СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ

  1. Исторические заметки о г. Ноябрьске, высказывания известных людей, посетивших город в разное время.

  2. Презентация музеев г. Ноябрьска. Муниципального музея, школьных музеев.

  3. Классификация экскурсий. Тематические и обзорные экскурсии. Особенности проведения производственных, искусствоведческих, литературных и архитектурно- градостроительных экскурсий.

  4. Отработка этапов подготовки экскурсии. Критерии отбора объектов. Составление карточки экскурсионного объекта.

  5. Тренинг «Описание экскурсионного объекта».

  6. Анализ экскурсионных маршрутов города Ноябрьска.

  7. Правила подготовки текстов экскурсии. Особенности контрольного и индивидуального текста. «Портфель экскурсовода»: специфика комплектования.

  8. Оптимальное сочетание показа и рассказа на экскурсии. Виды показа.

  9. Техника владения методическими приемами показан рассказа. Составление технологической карты экскурсии.

  10. Анализ обзорной экскурсии по экспозиции школьного музея.

  11. Анализ производственной экскурсии на одно из предприятий г. Ноябрьска.

  12. Анализ музейной экскурсии по г.Ноябрьску.


ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темы для экскурсионного проекта

  1. Памятные места города.

  2. Вузы города.

  3. Обзорная экскурсия по городу.

  4. История возникновения города.

  5. Любимые места отдыха жителей и гостей города.

  6. Предприятия города.

  7. Легенды и предания о городе.

  8. Природные ресурсы края.

  9. Обычаи и традиции.

  10. Развитие музейного дела.

  11. История одной или нескольких улиц.

  12. Места жизни и творчества известных людей.

  13. Современные технологии и их применение.

ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Образцы заданий

  1. Выберите один из экскурсионных объектов г. Ноябрьска и составьте к нему карточку объекта.

  2. Подберите варианты экскурсионных программ для туристов S-типа.

  3. Проиллюстрируйте использование любых трех методических приемов показа.

  4. Проиллюстрируйте использование любых трех методических приемов рассказа.

  5. Проанализируйте экскурсию исходя из ее трехчастности.



Итоговый контроль

  1. Определение экскурсии. Основные признаки экскурсии.

  2. Правовое регулирование туристско-экскурсионной деятельности.

  3. Цели и задачи экскурсии.

  4. Функции экскурсии.

  5. Экскурсионный метод познания.

  6. Виды и классификация экскурсий.

  7. Особенности проведения обзорной экскурсии.

  8. Исторические экскурсии.

  9. Архитектурно-градостроительные экскурсии.

  10. Литературные экскурсии.

  11. Искусствоведческие экскурсии.

  12. Производственные экскурсии.

  13. Природоведческие экскурсии.

  14. Музейные экскурсии.

  15. Музеи и их место в структуре экскурсионно-выставочной деятельности.

  16. Технология подготовки экскурсии. Основные этапы.

  17. Выбор объектов экскурсии и составление маршрута экскурсии.

  18. Структура индивидуального и контрольного текстов.

  19. Особенности комплектования «Портфеля экскурсовода».

  20. Методическая разработка экскурсии (Технологическая карта).

  21. Утверждение экскурсии.

  22. Показ в экскурсии.

  23. Методические приемы показа.

  24. Рассказ в экскурсии.

  25. Методические приемы рассказа.

  26. Сочетание показа и рассказа в экскурсии.

  27. Критерии дифференциации экскурсионных групп.

  28. Особенности экскурсионного обслуживания молодежных и детских групп.

  29. Специфика профессии экскурсовода. Мастерство экскурсовода.


Общие методические указания

Итоговый контроль (зачет) осуществляется в форме разработки экскурсионного проекта и последующей его презентации. Задания для выполнения проекта индивидуальны. Студент выбирает тему будущей экскурсии из предложенных, либо формулирует ее самостоятельно и согласует с преподавателем.

Текст экскурсионного проекта должен быть набран и отпечатан на компьютере. Экскурсионный проект должен включать: титульный лист, оглавление, индивидуальный текст экскурсии (вступительное слово, основная часть, заключение, логические переходы), схему маршрута, перечень наглядных пособий, входящих в портфель экскурсовода, технологическую карту экскурсии и список использованных источников. Образец титульного листа и технологической карты приведен в Приложении 1, 2.


Этапы выполнения итоговой проектной работы:

  1. Определить цель и задачи экскурсии.

  2. Выбрать вид, тему и название экскурсии.

  3. Отобрать и кратко прорецензировать литературу.

  4. Изучить и отобрать экскурсионные объекты.

  5. Разработать маршрут экскурсии.

  6. Подготовить текст экскурсии.

  7. Составить технологическую карту экскурсии.

  8. Скомплектовать набор наглядных пособий и документов ("Портфель экскурсовода").

  9. Презентация экскурсионного проекта.

Объем экскурсионного проекта должен быть не более 10 листов формата А4. Все страницы должны быть пронумерованы и скреплены. На титульном листе и на второй страницах номера не ставятся.


В результате освоения программы, учащийся

должен знать:

  1. сущность экскурсии, ее функции;

  2. признаки экскурсии, ее классификационные типы;

  3. основы музееведения в аспекте экскурсионно-выставочной работы;

  4. последовательность этапов проектирования экскурсии;

  5. методику проведения экскурсии;

  6. обязанности экскурсовода.

Учащийся должен уметь:

  1. проектировать экскурсию в соответствии с требованиями;

  2. владеть основными навыками ведения экскурсии.


Условия реализации дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

Материально - техническое обеспечение программы


  • Карта мира 1:20000000,2001 г.

  • Карта Население России 1:5000000, 1987 г.

  • Карта города Ноябрьска.

  • Диктофон

  • Компьютер

  • Наличие музейной экспозиции.


Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Виржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб., 1999. - 192с.

  2. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес: Учебник / Ю. Ф.

  3. Волков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-352 с.

  4. Довженко Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие./Г. П. Довженко. - М.; Ростов-на- Дону: МарТ. 2005.-271 с.

  5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник,- 5-е изд. - М.Советский спорт. 2004. - 216 с.

  6. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. - М., 2001 .-с. 180-184.

  7. Кайманова Т.А. Экскурсоведение: учеб. пособие. - Пенза: ПГУ, 2004. - 185 с.

  8. Культурология и экскурсоведение. Конспекты лекций/Сост. К. В. Кулаев. - М.: Советский спорт: РМАТ, 1998 - 106,[2] с.

  9. Маслюкова Т.А. Экскурсоведение: Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. - Шахты, 2003. - 66 с.

  10. Пузакова Е.П. Чистякова В.А. Международный туристический бизнес. - М.,1997. - 176с.

  11. Федина А.И. Экскурсоведение. - Краснодар: ЮИМ, 2002. - 212 с.

  12. Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник/Т. 10. Юренева. - М.: Академический проект, 2003,- 560 с.

  13. ГОСТ 28681.0-90 Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения.

  14. ГОСТ 28681.1-95/ГОСТ Р 50681-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг.

  15. ГОСТ Р50644-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов.

  16. Ашмарина Л.Л. Москва-столица России. Разработка обзор, экскурсии : Метод, пособие для изучающих дисциплину "Экскурсоведение"/Л. Л. Ашмарина. - М.:РМАТ, 1997. - 69 с.

  17. Внешняя политика России. История Москвы. Музейное дело: Избранные труды / Под ред. С. С. Дмитриева. - М.: Наука, 1988.-380 с.

  18. Квартальное В.А., Науменко Г.Ф. Методика организации, приема и обслуживания иностранных туристов. - Л., 1989. - 79 с.

  19. Музеи. Маркетинг. Менеджмент: Практическое пособие / Г. Артс, Т. Абанкина, С. Кози и др.-М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 222 с.

  20. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. / Министерство культуры Российской Федерации; Российский институт культурологии; Пред. ред. коллегии В. Л. Янин.—М.: Прогресс: РИПОЛ классик, 2001.

  21. Святославский А. В. Городская экскурсия: Основы теории и практики / А. В. Святославский. - М.: Центр подготовки туристских кадров, 2001.- 62 с.











































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец титульного листа экскурсионного проекта



ЭКСКУРСИОННЫЙ ПРОЕКТ

по курсу «Экскурсоведение»

Название экскурсии



Выполнил учащийся________________

Класса____________________________

Проверил_________________________



г.Ноябрьск





































приложение 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ (образец)


Тема экскурсии:

Название экскурсии:

Продолжительность (ч.)

Протяженность (км.)

Автор и разработчик:-

Содержание экскурсии:

Маршрут экскурсии



Участки (этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта' на конкретном участке маршрута

Места

остановок


Объект

показа


Продолжительность осмотра


Основное

содержание

информации

Указания

по

организации

Методические указания






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экскурсоведение»

Автор: Руссу Ольга Михайловна

Дата: 07.02.2020

Номер свидетельства: 538762

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства