kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДООП «Великий и могучий русский язык»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Великий и могучий русский язык» (ознакомительный уровень)

Направленность: социально-гуманитарная

Возраст обучающихся: 10-12 лет

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов в год: 34

Автор-составитель: Солошина Нина Дмитриевна, учитель-логопед

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДООП «Великий и могучий русский язык»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пламенская средняя общеобразовательная школа»



Принято на заседании педагогического совета МБОУ «Пламенская СОШ»

Протокол №1 от 30.08.2023 г.


Утверждено приказом

по МБОУ «Пламенская СОШ»

Приказ №












Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Великий и могучий русский язык»

(ознакомительный уровень)





Направленность: социально-гуманитарная

Возраст обучающихся: 10-12 лет

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов в год: 34

Автор-составитель: Солошина Нина Дмитриевна, учитель-логопед



















д. Сяськелево

2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Великий и могучий русский язык» разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ, действующем в МБОУ «Пламенская СОШ».


Актуальность программы. Данная программа ориентирована на обучающихся 5-6 класса, то есть на подростковый возраст, в котором для детей характерен переход к интимно-личностному общению со сверстниками. Именно в этом возрасте раскрывается весь потенциал развития коммуникативных компетенций обучающихся.

Предлагаемая программа имеет социально-гуманитарную направленность, которая ориентирована на освоение гуманитарных знаний и формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной одарённости. В процессе освоения программы учащиеся совершенствуют практические умения использования родного языка, развивают способность ориентироваться в языковедческих понятиях, осознают практическую ценность филологических знаний, их общекультурное значение для человека. Данную программу важно реализовывать, потому что она охватывает теоретические основы русского языка и практическое назначение средств языка в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о системе родного языка, о правилах применения речевых средств в разных коммуникативных ситуациях, в том числе в online-пространстве.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, полученные обучающимися в результате участия в совместной деятельности (игры, викторины, конкурсы, создание продуктов деятельности и др.), позволят им развивать способность к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм и умения эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адаптироваться в меняющемся мире.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих программ является:

  • насыщенность и разнообразие речевого материала;

  • простота и доступность выполнения заданий в занимательной форме;

  • междисциплинарный характер деятельности, что побуждает обучающихся к внедрению приобретённых знаний в повседневную жизнь.


Цель программы: формирование интереса к русскому языку и первичных филологических компетенций.



Основные задачи программы:

образовательные:

- расширять представления обучающихся о системе русского языка;

- продолжать знакомить обучающихся с языковыми явлениями, средствами, механизмами и пр.;

- формировать умение использовать речевые средства адекватно ситуации общения;

развивающие:

- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся;

- создавать предпосылки для приобщения обучающихся к коллективной деятельности;

- способствовать развитию высших психических функций обучающихся (внимания, памяти, мышления, речи, воображения);

- формировать навыки ораторского мастерства.

воспитательные:

- способствовать успешной социализации обучающихся;

- прививать нормы речевого этикета;

- создавать предпосылки для расширения интереса к родному языку, к его истории и перспективам развития.


Планируемые результаты освоения программы

В области лексической стороны речи:

  • возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий в текстах, дифференцировать грамматическую категорию;

  • умение определять и называть синонимы, антонимы, паронимы и т.д.;

  • использование навыков обобщения и классификации понятий.

В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:

  • умение уверенно отличать звуки от букв, согласные от гласных, звонкие согласные от глухих и т.д.;

  • наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).

В области грамматического строя речи:

  • развитие умения использовать потенциал русского народного фольклора в собственной речи;

  • формирование и дальнейшее развитие навыков словообразования и словоизменения.

В области связной, в том числе письменной, речи:

  • развитие способности обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;

  • использование формул речевого этикета в диалоге;

  • формирование элементов цифровой грамотности в контексте использования социальных сетей и пр.;

  • развитие параметров темпо-ритмической стороны языка для улучшения навыков чтения (беглость, выразительность, правильность, осознанность).


Программа адресована школьникам возраста 10-12 лет, интересующимся русским языком и его структурными единицами. Особых требований к интеллектуальным способностям обучающихся программа не предъявляет.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов – 34. Продолжительность занятия – 45 минут. Форма проведения занятий – групповая. Количество обучающихся в группе – не более 10 человек.


































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


    1. Учебно-тематический план


Раздел

Кол-во часов

1

Великий и могучий

13

2

Звук и буква

6

3

Почему нас так зовут?

3

4

Ежели вы вежливы…

3

5

Как мы говорим

3

6

Речь в XXI веке

6


    1. Содержание учебно-тематического плана


Великий и могучий (13 часов)

Вначале было слово… Синонимы. Антонимы. Паронимы. Аз, буки, веди… Презентация буквы. Робота со словарями. От слова к фразе. Фразеологизмы. Малые фольклорные формы. От фразы к предложению. Текст.


Звук и буква (6 часов)

Отличие звука от буквы. Звук, буква, слог. Ударение. Пишу и читаю буквы. Гласные и согласные.


Почему нас так зовут? (3 часа)

Время: название времён года, месяцев, дней недели. Что в имени тебе моём… Названия географических объектов.


Ежели вы вежливы… (3 часа)

Приветствуем и прощаемся. Перейдём на «ты»? Формулы этикета.


Как мы говорим (3 часа)

Голос, темп, ритм, интонация. Слог, стих, мелодия. А не спеть ли мне песню?...


Речь в XXI веке (6 часов)

Соцсети: зачем? Соцсети: как? Альтернатива соцсетям. Подготовка материалов для стенгазеты. Оформление стенгазеты. Что я теперь умею?









ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Текущий контроль предполагает проведение анкетирования, опросов с обучающимися по изучаемым темам, а также создание синквейнов, облаков слов, стенгазеты и пр.

Итоговый контроль осуществляется в форме анкетирования.


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


4.1 Материально-техническое оснащение:

- кабинет для занятий;

- компьютер;

- проектор;

- экран;

- колонки;

- настольные игры, тренажёры (в том числе ИКТ);

- различные словари;

- канцелярские принадлежности.


4.2. Интернет-ресурсы:

1. Игры для развития речи от «Банды умников»: https://apps.apple.com/ru/app/игры-для-развития-речи/id1668802097

2. Мультимедийные интерактивные упражнения: https://learningapps.org/

3. Онлайн-конструктор учебных тренажёров: https://etreniki.ru

4. Создание интерактивных и печатных материалов для учителей: wordwall.net

5. Бесплатные образовательные тренажёры «Умная ворона»: umnayavorona.ru и др.


4.3. Библиографический список:

  1. Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса чтения и письма. – 5 за знания, 2005

  2. В. Буйко, Г. Сыропятова. Речевые игралочки. – Практическое пособие в 5 ч. – Литур, 2012

  3. В. Б. Эдигей. Увлечение чтением. – Перспектива, 2001

  4. Гайдина Л. И., Обухова Л. А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. – ВАКО, 2007

  5. Кодолбенко Е. А. Зашифрованные скороговорки. – ТЦ Сфера, 2011

  6. О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. Большая книга примеров и заданий по всем темам курса начальной школы. Русский язык. – АСТ, 2023

  7. О. Н. Яворская. Игры, задании, конспекты занятий для развития письменной речи школьников 7-10 лет. – Практическое пособие. – КАРО, 2007

  8. Самый эффективный тренажёр по скорочтению / науч. ред. Г. Абдулова. – АСТ, 2018

  9. Ушакова О. Д. Интересный русский язык для младших школьников. — Литера», 2010

  10. Емельянова Е. Н., Соболева А. Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – Питер, 2008

  11. Чистякова О. В. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1—4 классов. —Литера, 2015


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ДООП «Великий и могучий русский язык»

Автор: Солошина Нина Дмитриевна

Дата: 06.02.2024

Номер свидетельства: 645244


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства