Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Великий и могучий русский язык» разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ, действующем в МБОУ «Пламенская СОШ».
Актуальность программы. Данная программа ориентирована на обучающихся 5-6 класса, то есть на подростковый возраст, в котором для детей характерен переход к интимно-личностному общению со сверстниками. Именно в этом возрасте раскрывается весь потенциал развития коммуникативных компетенций обучающихся.
Предлагаемая программа имеет социально-гуманитарную направленность, которая ориентирована на освоение гуманитарных знаний и формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной одарённости. В процессе освоения программы учащиеся совершенствуют практические умения использования родного языка, развивают способность ориентироваться в языковедческих понятиях, осознают практическую ценность филологических знаний, их общекультурное значение для человека. Данную программу важно реализовывать, потому что она охватывает теоретические основы русского языка и практическое назначение средств языка в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о системе родного языка, о правилах применения речевых средств в разных коммуникативных ситуациях, в том числе в online-пространстве.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, полученные обучающимися в результате участия в совместной деятельности (игры, викторины, конкурсы, создание продуктов деятельности и др.), позволят им развивать способность к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм и умения эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адаптироваться в меняющемся мире.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих программ является:
насыщенность и разнообразие речевого материала;
простота и доступность выполнения заданий в занимательной форме;
междисциплинарный характер деятельности, что побуждает обучающихся к внедрению приобретённых знаний в повседневную жизнь.
Цель программы: формирование интереса к русскому языку и первичных филологических компетенций.
Основные задачи программы:
образовательные:
- расширять представления обучающихся о системе русского языка;
- продолжать знакомить обучающихся с языковыми явлениями, средствами, механизмами и пр.;
- формировать умение использовать речевые средства адекватно ситуации общения;
развивающие:
- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся;
- создавать предпосылки для приобщения обучающихся к коллективной деятельности;
- способствовать развитию высших психических функций обучающихся (внимания, памяти, мышления, речи, воображения);
- создавать предпосылки для расширения интереса к родному языку, к его истории и перспективам развития.
Планируемые результаты освоения программы
В области лексической стороны речи:
возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий в текстах, дифференцировать грамматическую категорию;
умение определять и называть синонимы, антонимы, паронимы и т.д.;
использование навыков обобщения и классификации понятий.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
умение уверенно отличать звуки от букв, согласные от гласных, звонкие согласные от глухих и т.д.;
наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).
В области грамматического строя речи:
развитие умения использовать потенциал русского народного фольклора в собственной речи;
формирование и дальнейшее развитие навыков словообразования и словоизменения.
В области связной, в том числе письменной, речи:
развитие способности обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;
использование формул речевого этикета в диалоге;
формирование элементов цифровой грамотности в контексте использования социальных сетей и пр.;
развитие параметров темпо-ритмической стороны языка для улучшения навыков чтения (беглость, выразительность, правильность, осознанность).
Программа адресована школьникам возраста 10-12 лет, интересующимся русским языком и его структурными единицами. Особых требований к интеллектуальным способностям обучающихся программа не предъявляет.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов – 34. Продолжительность занятия – 45 минут. Форма проведения занятий – групповая. Количество обучающихся в группе – не более 10 человек.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№
Раздел
Кол-во часов
1
Великий и могучий
13
2
Звук и буква
6
3
Почему нас так зовут?
3
4
Ежели вы вежливы…
3
5
Как мы говорим
3
6
Речь в XXI веке
6
Содержание учебно-тематического плана
Великий и могучий (13 часов)
Вначале было слово… Синонимы. Антонимы. Паронимы. Аз, буки, веди… Презентация буквы. Робота со словарями. От слова к фразе. Фразеологизмы. Малые фольклорные формы. От фразы к предложению. Текст.
Звук и буква (6 часов)
Отличие звука от буквы. Звук, буква, слог. Ударение. Пишу и читаю буквы. Гласные и согласные.
Почему нас так зовут? (3 часа)
Время: название времён года, месяцев, дней недели. Что в имени тебе моём… Названия географических объектов.
Ежели вы вежливы… (3 часа)
Приветствуем и прощаемся. Перейдём на «ты»? Формулы этикета.
Как мы говорим (3 часа)
Голос, темп, ритм, интонация. Слог, стих, мелодия. А не спеть ли мне песню?...
Речь в XXI веке (6 часов)
Соцсети: зачем? Соцсети: как? Альтернатива соцсетям. Подготовка материалов для стенгазеты. Оформление стенгазеты. Что я теперь умею?
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Текущий контроль предполагает проведение анкетирования, опросов с обучающимися по изучаемым темам, а также создание синквейнов, облаков слов, стенгазеты и пр.
Итоговый контроль осуществляется в форме анкетирования.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1 Материально-техническое оснащение:
- кабинет для занятий;
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- колонки;
- настольные игры, тренажёры (в том числе ИКТ);
- различные словари;
- канцелярские принадлежности.
4.2. Интернет-ресурсы:
1. Игры для развития речи от «Банды умников»: https://apps.apple.com/ru/app/игры-для-развития-речи/id1668802097