kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДООП "Театральная студия "Жар-Птица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театральная деятельность – это один из путей, ведущий ребёнка к жизненному успеху, ведь это путь побед над собой и естественное поле для самовыражения. Приобретая творческие навыки, навыки общения, дети становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе, и всё это происходит естественно во время важного вида деятельности ребёнка – игры, игры с куклой. Формирование творческой, социально адаптированной личности идет непринужденно, на основе принципа природосообразности. Своеобразие программы состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание программы, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных видах деятельности.

Просмотр содержимого документа
«ДООП "Театральная студия "Жар-Птица"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Театр - синтетический вид искусства. Изучая его, ребенок по­гружается в мир литературы, музыки, живописи и др. Эти позна­ния - неотъемлемая частица общей системы эстетического вос­питания, роль которого в развитии личности и ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты труда в твор­ческой деятельности человека. Выдающийся критик В. Белинский подчеркивал: «Искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука».

Театр - коллективное искусство, богатое своим разнообразием форм. Дети приобретают опыт взаимодействия с большими и малыми социальными группами, учатся согласовывать свои действия с действиями других членов группы, т. е. приобретают навыки коллективного творчества и навыки социальной культуры.


Направленность программы «Театральная студия «Жар-Птица»» - художественная. При обучении по программе у детей расширяется кругозор, развивается эстетический вкус, укрепляется желание и умение пользоваться в жизни приобретёнными знаниями.

Направление деятельности – театрализация и актерское мастерство.

Предметы художественно-эстетического цикла занимают особое место в воспитании и развитии детей. Театр - это особый и прекрасный мир, названный А. С. Пушкиным «волшебным краем». В театральной студии для учащихся создаются необходимые условия воспитания, гармоничного развития и становления личности, формирования индивидуальности в процессе практической художественно-театральной деятельности.

На занятиях происходит сплачивание детей разного возраста в единый творческий коллектив. В детском объединении каждый ребенок может узнать самого себя, поверить в себя; заявить о себе окружающим; попробовать, на что он способен; реализовать себя, как творческую личность; расширить свой кругозор; приобрести новых друзей.

Театр-студия является не только начальной ступенью театрального образования, но и эффективной формой общего и эстетического развития детей. Формирования у них навыков социального и эмоционального интеллекта.

Программа не ставит перед собой в принципе невыполнимой задачи воспитать из любого учащегося знаменитого артиста, но помогает любому подростку освоить хотя бы элементарный уровень актерского мастерства, что доступно многим, способствуя тем самым решению многих психологических проблем в этом возрасте.


Вид и уровень. Настоящая программа, являясь альтернативой модифицированной, составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования, на основе и синтезе имеющихся в сети Интернет дополнительных общеобразовательных программ по театральной деятельности с детьми разных возрастов в УДОД.

Уровень освоения программы – базовый.


Отличительная особенность.

Театральная деятельность – это один из путей, ведущий ребёнка к жизненному успеху, ведь это путь побед над собой и естественное поле для самовыражения. Приобретая творческие навыки, навыки общения, дети становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе, и всё это происходит естественно во время важного вида деятельности ребёнка – игры, игры с куклой. Формирование творческой, социально адаптированной личности идет непринужденно, на основе принципа природосообразности. Своеобразие программы состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание программы, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных видах деятельности.

Работа с кукольным театром на первом году обучения позволяет безболезненно углубиться в освоение детьми более сложных методов и приемов театральной деятельности. Кроме того, такое построение образовательного процесса позволяет более комфортно погрузить ребенка во взрослые навыки актерской работы.

Обучение по программе предполагает интеграцию таких областей, как психология, дизайн, видеомонтаж, фотоискусство, литература, режиссура, ИКТ и др, что способствует формированию у ребенка разносторонних навыков и компетенций, а также профессиональному самоопределению не только в области театрального искусства.


Новизна данной программы в следующем:

- Тесная взаимосвязь театральной деятельности, фотоискусства и психологии.

- Нетрадиционная форма проведения занятий (театрализованные рассказы и беседы от имени литературных героев, театр кукол, импровизации, фотосессии и фотопроекты, драматизация, видеопостановки, креативно-экспрессивная терапия и арт-терапия, активное использование социальных сетей как площадки для творчества, литературная компиляция при работе над постановками).

- Вовлечение детей в проведение, игр, сюрпризных моментов, обыгрывании сказки-импровизации с применением кукол-образов, создание фотообразов и фотопостановок.

- Творческая коллаборация с педагогами других направлений (литературное творчество, фотоискусство, дизайн, психология и др.)

- Нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра, декораций, сценических костюмов.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, создавать качественный конкурентоспособный творческий продукт, мыслить креативно. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.


Педагогическая целесообразность. Почти все программы по театральному искусству направлены на начальные этапы освоения актерской профессии. Уроки актерского мастерства используются как наиболее эффективная форма общего эстетического развития ребенка, без учёта развития и воспитания его нравственных качеств. Н. В. Гоголь сказал: «Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…, это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». При помощи театральной педагогики можно развить не только природные способности ребенка, но и воспитать его духовно-нравственные качества.

Кроме того, образовательная деятельность в этом направлении позволяет развить не только вышеупомянутые качества, но и активно способствует профессиональному самоопределению ребенка и развитию навыков softskills, открывая тем самым возможность использования полученных знаний и сформированных качеств в различных отраслях профессий будущего, особенно в области медиакультуры.

Все упражнения, этюды, выбор тем для практических занятий, беседы, экскурсии, творческие поездки, просмотр спектаклей – все перечисленное подчинено одному: полезно ли это ребенку, не навредит ли ему, как способствует его развитию и самовыражению. Задача нетрадиционных театральных занятий данной образовательной программы – подготовить почву, сделать ее достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем дало свои плоды - чем раньше, тем лучше.

«Возраст нежный, – он скоро усвояет в себе то, что ему говорят; и как печать на воск, в душе детей отпечатывается то, что они слышат; а между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку или к добродетели» (Иоанн Богослов).

Ребенок в процессе театральной деятельности имеет возможность отрабатывать жизненные, этические, психологические навыки и сценарии в конкретных ситуациях, выражать сострадание, учится быть готовым к трудностям и не теряться перед преодолением их. Занятия театрализацией прекрасный метод формирования и развития эмоционального интеллекта у детей, начиная с раннего возраста. Именно театрализация и драматизация в полной мере позволяют задействовать работу зеркальных нейронов, стать для них своеобразным психологическим тренажером. Эстетично этот процесс будет выглядеть или нет – не столь важно. Главное, чтобы такой креативно-экспрессивный тренинг был, чтобы в коллективе для него были созданы доверительные условия. Необходимо, чтобы общее развитие и обучение не ограничивалось развитием рук, ног, глаз, слуха, памяти, речи; не ограничивалось узким специальным образованием, а развивалась бы чистая душа и ум ребенка, его способность к широкоформатному восприятию окружающего мира. Воспитание методами театральной педагогики позволяет глубже проникнуть в личность ребенка, способствует формированию его мировоззрения и ориентирует детей в культурно-социальном пространстве общества.

Задача педагога - не учить ребенка, а научить учиться, стремиться к самореализации. Необходимо помочь ребенку раскрыть свои способности, направить его энергию на создание, а не на разрушение. Очень важно создать условия, в которых ребенку будет комфортно, в которых способности перейдут в новое качество - талант.


Актуальность. Особое место среди различных искусств занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее природосообразную и целостную систему социального и эстетического образования и воспитания.

Театр по своей природе близок к игре ребенка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития перечисленных навыков. Кроме того, в работе над образом ребенок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, учится умению встать на позицию исполняемого персонажа, а значит, умению понять другого человека, увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать.

Театральное искусство позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира. Наиболее продуктивным, эмоциональным методом воспитания и обучения ребенка является игра как таковая. В игре ребенок доступными ему средствами учится познавать и осваивать мир, учится общению, проходит ролевой тренинг.

Сверхзадача программы заключается в том, чтобы средствами театрального искусства гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром.

Участие в театральной студии способствует раскрытию позитивных внутренних качеств личности и ее творческой самореализации, формированию содержательного общения, умению взаимодействовать в коллективе.

Программа направлена не только на эстетическое и нравственное воспитание подростков, но и оказывает им помощь в вопросах профессиональной ориентации и социальной адаптации. Материал программы подобран с учетом возрастных особенностей школьников, их возможностей и интересов.

Основными показателями театральной культуры воспитанников студии, закончивших обучение по программе, можно считать: выразительность, правдивость и искренность в передаче образа, манера исполнения, осмысленное отношение к пьесе как к художественному произведению, отражающему чувства и мысли человека, умение подать себя и грамотное позиционирование в зависимости от ситуации.

Современные дети должны представлять собой личность, обладающую внутренней свободой, и осуществлять свою деятельность в соответствии с общечеловеческими ценностями (быть коммуникативным, бесконфликтным и доброжелательным по отношению к окружающим). Создание условий для раскрытия природного творческого потенциала воспитанника в качестве актера, театрального деятеля, зрителя, воспитание внутренней и внешней свободы, совершенствование жизненно важных качеств: воображения, памяти, фантазии - овладение яркой, образной, глубоко осмысленной и выразительной речью. Эти компоненты являются составляющими для развития в ребенке, актуальных для современного этапа навыков softskills. Все это во многом определяет актуальность занятий театральным творчеством.


Цель: творческое развитие личности ребёнка средствами театрального искусства, помощь в профессиональном самоопределении.


Задачи:

Обучающие задачи программы:

  • ознакомить с особым видом искусства - театром; с различными видами театров; с особенностями театрального процесса; с различными театральными профессиями;

  • ознакомить с основными сведениями из истории театра; с театральными школами XX века;

  • ознакомить с жанрами театрального искусства;

  • ознакомить с назначением театрального костюма, грима, реквизита, декораций и т.д.;

  • научить сценической речи и сценическому движению;

  • научить основам актерского мастерства;

  • ознакомить с этикой артиста и зрителя;

  • научить выступать с подготовленными ролями в спектаклях в различных учреждениях, участвовать в фестивалях детского творчества на различных уровнях, вплоть до международного;

  • научить формам и приемам подготовки творческих проектов;

  • научить навыкам работы с фото, видео- и звуковой техникой;

  • научить грамотному использованию социальных сетей для продвижения творческого продукта.

Развивающие задачи программы:

  • сформировать и развить интерес к занятиям кукольным театром, а в последующим и в театральной студии, к театру как виду искусства, развивать познавательные интересы;

  • развивать внимание, память;

  • развивать творческую и сценическую фантазию;

  • развивать технику и культуру речи;

  • развивать индивидуальные актерские способности: чувство ритма, пластичность и выразительность движения;

  • развивать художественный вкус;

  • развивать навыки самостоятельной творческой деятельности;

  • развивать креативное мышление;

  • развивать навыки социальной коммуникации;

  • развивать техническую грамотность в области ИКТ.

Воспитательные задачи программы:

  • воспитывать умение грамотно воспринимать спектакль;

  • воспитывать навыки адекватного позиционирования и эмоционального реагирования;

  • воспитывать коммуникабельность, умение общаться с преподавателем и другими участниками театрального коллектива;

  • воспитывать культуру поведения на репетициях, во время спектакля, на сцене, в зале.

  • воспитывать трудолюбие, самоотдачу, самоорганизацию;

  • воспитывать целеустремленность и умение воплощать в жизнь поставленные задачи.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Учащийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над постановкой или проектом;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»;

  • использовать рефлексию при оценке собственных эмоциональных проявлений.

Познавательные УУД:

Учащийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, фотоматериалов, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • видеть и понимать главную идею, которую транслируют герои произведения и проекта;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий, разработке проектов;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании, участии в фотопроектах и фотосессиях.

Коммуникативные УУД:

Учащийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, брать на себя ведущую роль в постановке проекта;

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • грамотно транслировать собственные потребности и запросы;

  • уважать личные границы окружающих;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Адресат образовательной программы. Программа разработана для детей 6-14 лет. В группу принимаются мальчики и девочки без предварительного отбора. Программа допускает возможность зачисления в группы детей с СДВГ и ограниченными возможностями здоровья (нарушение слуха, артикуляционного аппарата, зрения, пищеварения, органов дыхания и пр.), при наличии справки от врача.

Программа не предполагает гендерного или возрастного разделения групп.


Объем программы. Программа рассчитана на три года обучения и составляет 144 ч. в каждом учебном году.


Формы организации образовательного процесса. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность - 2 академических часа. Занятия в объединении проводятся со всеми детьми без какого-либо отбора или конкурса. Количество воспитанников в группе 12-15 человек.

Занятия актерским тренингом и сценической речью жела­тельно проводить в просторном, регулярно проветриваемом зале со свободным центром. Одежда - спортивная, удобная.

Основной язык театрального искусства - действие, основ­ные видовые признаки - диалог и игра, поэтому основная форма занятий - игра; это ведущий тип деятельности школьников. Она знакома им, близка, дети чув­ствуют себя в состоянии игры комфортно. Игровое начало - основа всех упражнений и заданий для учащихся объединения. Детям младшего и среднего школьного возрас­та необходимо практически все преподносить как забав­ную, увлекательную игру. Это снижает утомляемость, уве­личивает объем и улучшает качество преподносимого ма­териала. Кроме того, игра, как и игра с театральной куклой, дает выход избыточной энергии и помогает детям реализовать инстинкт подражания. Она полезна для тренировки навыков, необходимых в серьез­ных делах, и предоставляет возможность удовлетворить потребность в отдыхе и разрядке. Через игру реализуется стремление к соперничеству и главенству, «компенсируют­ся» вредные побуждения и невыполнимые в реальной жизни желания. Другими словами, дети испытывают потребность в игре, и имен­но в игре формируются их эстетические запросы и формируются социальные навыки взаимодействия.

Занятия проводятся по группам (тренинги, репетиции, этюды, участие фотопроектах и постановках) и индивидуально. Обязательным условием реализации программы является коллективная импровизация. Занятия по истории театра проводятся в форме лекций, бесед, викторин, конкурсов, диспутов, дискуссий с использованием мультимедийных технических средств.

В программе используются следующие формы организации учебного и творческого процесса:

- групповые занятия: теоретические и практические;

- игровой тренинг;

- репетиции: групповые и индивидуальные;

- этюды;

- организация спектаклей;

- инсценировки;

- беседа;

- просмотр и посещение спектаклей;

- творческие показы.

Данная программа может реализовываться в дистанционной форме.


Ожидаемые результаты.

В конце 1-го года обучения дети должны:

  • Использовать в работе театральную куклу.

  • Работать за ширмой.

  • Эмоционально передавать образ кукольного персонажа.

  • Уметь читать по ролям.

  • Уметь изготавливать театральных кукол.

  • Давать краткое словесное описание внешности и основных черт характера каждого члена группы.

  • Найти оправдание любой произвольной позе (бытовое и в пределах сюжета).

  • Узнавать каждого члена группы с закрытыми глазами на ощупь и по голосу.

  • Равномерно распределять свои движения в определенном ритме на определенный счет.

  • Снимать наиболее значительные физические зажимы.

  • Выполнять 2-3 простейших физических действия, находясь на сцене в течение 3-х минут.

  • Описывать эмоции, испытываемые героем этюда или художественного произведения, и уметь дать им приблизительное истолкование.

  • Переключаться с одного ритма на другой по сигналу педагога, не прерывая движения.

  • Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

  • Делать 5-10 артикуляционных упражнений.

  • Овладеть 5-10 дыхательными упражнениями и уметь выпол­нять их индивидуально и в группе.

  • Произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

  • Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с раз­ным подтекстом.

  • Выразительно читать наизусть диалог, произнося слова правильно, четко и с нужными интонациями.

В конце 2-го года обучения дети должны:

  • Выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего человека.

  • Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на реп­лику зрителей.

  • Распределиться по площадке, не перекрывая друг друга.

  • Выполнять упражнения по памяти физических действий (на вы­бор учащегося).

  • Запоминать предложенные режиссером мизансцены.

  • Выполнить простейшее задание и построить этюд в паре с любым партнером, выбранным педагогом.

  • Двигаться цепочкой по комнате, закрыв глаза, за ведущим, глаза которого открыты, в течение 3-5 минут.

  • Владеть техникой безопасного падения с места в любом направлении.

  • Организовать коллективную работу над этюдами и вопло­тить свой замысел, подключив к работе партнеров.

  • Овладеть гигиеническими навыками в обращении со сцени­ческим гримом и знать общие принципы его наложения.

  • Нарисовать эскиз костюма своего персонажа.

  • Создать эскиз декорации к спектаклю.

  • Самостоятельно готовить сцену, бутафорию, реквизит, костю­мы к репетиции.

  • Знать несколько дыхательных упражнений и уметь правиль­но выполнять их.

  • Знать 5-10 сложных звукосочетаний и уметь отчетливо про­износить их в темпе, заданном педагогом.

  • Реализовать полученные навыки в конкретной творческой работе, участвуя в мероприятиях.

  • Владеть навыками фотопозирования.

  • Уметь работать в социальных сетях.

В конце 3-го года обучения дети должны:

  • Показать индивидуальный этюд по опорным словам, коллек­тивный этюд с 1-3 партнерами.

  • Описывать картины, возникающие перед внутренним взором.

  • Рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов.

  • Описать собственные эмоции, испытываемые от созерцания произведений искусства, явлений природы.

  • Запомнить свои места в течение 3-4 перемещений.

  • Воспроизвести расположение группы из 58 предметов и вер­нуть их в первоначальное положение после перемены педагогом.

  • Запомнить свою мизансцену в точности до пластики рук, взгляда и суметь в течение данного урока повторить ее.

  • Воспроизвести мизансцену, построенную другим учеником, в точности повторить ее.

  • Двигаясь по сценической площадке, равномерно заполнять ее.

  • Распределиться по площадке таким образом, чтобы выде­лить главного персонажа.

  • Воспроизводить в пространстве плоскостную мизансцену жанровой картины.

  • Находить элементы характерного поведения персонажа.

  • Выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные незначительной физической нагрузкой (ходьбой, наклонами).

  • Самостоятельно выполнять комплекс дыхательных упражнений.

  • Выполнять словесное действие, заданное педагогом, на зна­комом стихотворном или прозаическом материале.

  • Произнести скороговорку или несложное стихотворение, с учетом 1-2 обстоятельств, предложенных педагогом.

  • Прочитать с листа стихи или прозу, расставляя в них логи­ческие ударения.

  • Иметь представление об основных этапах развития русского театра, о творчестве выдающихся русских актеров, режиссеров и драматургов.

  • Реализовать полученные навыки в спектаклях, которые игра­ются для зрителей в конце учебного года.

  • Создавать самостоятельно заданные фотообразы;

  • Владеть навыками работы над фотопроектами.

  • Уметь работать на камеру.

  • Владеть навыками взаимодействия с фотографом на фотосессиях.

  • Уметь владеть фото-, звуко- и видеотехникой используемой в работе.

  • Уметь презентовать свой творческий продукт в социальных сетях.


Формы контроля и подведения итогов освоения всей программы.

Контроль за результативностью обучения по программе

Проверка результативности образовательного процесса осуществляется путем проведения отчетных выступлений на концертах и показов спектаклей. В объединении проводятся два вида концертов и показов: закрытый и открытый (выступление перед публикой).

В процессе обучения по программе проводятся разные виды контроля за результативностью усвоения программного материала: текущий, периодический, итоговый.

Текущий контроль регулярно проводится на занятиях в виде наблюдения за работой каждого учащегося, а также в форме краткого обсуждения ее результатов.

Текущий контроль ЗУН обеспечивается методикой, демонстрирующей уровень развития следующих параметров:

  • актерские навыки;

  • чувство ритма;

  • импровизация;

  • сценическая речь;

  • сценическое общение.

Контроль осуществляется 2 раза в год – на начало и конец года, и итоговый – на конец обучения по программе. Параметры оцениваются по 10 - бальной системе и фиксируются в таблице.


№ п/п

Ф.И.О воспитанника

Актерские навыки

Чувство ритма

Импровизация

Сценическая речь

Сценическое общение

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года






































































































































В конце учебного года составляется график, позволяющий визуально оценить динамику развития параметров.

Периодический контроль за результатами обучения проводится в различных формах: в форме участия в традиционных конкурсах, фестивалях, концертах различного уровня - от окружного до всероссийского, а также в виде открытых показов спектакля или концерта, приуроченных ко Дню учителя, к Новогодним праздникам, к Масленице, к Женскому дню 8 Марта. Периодический контроль проводится также в форме закрытого концерта - это просмотр выступления или фрагмента спектакля с последующим детальным обсуждением, на котором присутствуют руководитель объединения, учащиеся и приглашенные педагоги.

Итоговый контроль проводится в конце каждого учебного года в виде показа спектакля для родителей и гостей с участием всех воспитанников. Для учащихся первого года обучения итоговый контроль проводится в виде открытого занятия с демонстрацией творческих результатов (показ этюдов по актерскому мастерству, упражнений по сценическому движению и развитию речи).

В конце каждого этапа обучения в качестве итогового контроля проводится открытый показ спектакля в учреждении с приглашением всех желающих.

Критерии оценки выступления и результативности

При оценке выступления используются следующие основные критерии: артистизм и убедительность; эмоциональность и образность; понимание сюжетной линии; понимание задачи и взаимодействие персонажей; сложность исполняемой роли.

Критериями оценки результативности обучения являются: уровень развития речи, уровень развития памяти, уровень эмоционального развития, глубина эстетического восприятия, степень пластичности движения, уровень двигательной импровизации, а также

результаты участия воспитанников в конкурсах, фестивалях, концертах.

Приобретённые детьми знания, умения и навыки оцениваются по трем позициям: высокий, средний и низкий уровень усвоения.


Порядок внесения изменений в программу.

В процессе реализации образовательной программы может возникнуть необходимость ее изменения по таким принципиально значимым основаниям, как: цели, задачи, ожидаемые результаты, содержание программы, организация образовательного процесса, критерии оценки образовательных результатов.










УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й ГОД ОБУЧЕНИЯ


Наименование раздела, темы


Количество часов

теория

практика

всего

РАЗДЕЛ «АЗБУКА КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА»

10

32

42

1. Введение. Из чего складывается кукольный театр.

1,5

0,5

2

2. Кукольные герои разных стран.

1

1

2

3. «Одежда» для сцены.

1,5

0,5

2

4. Виды театральных кукол. Кукловождение.

6

30

36

РАЗДЕЛ «АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»

13

53

66

1.Театральное искусство. Театральная лексика. Культура сцены. Освобождение мышц.

1

7

8

2. Действие. Хотение-задача-действие.


2

2

3. Магическое «если бы». Предлагаемые обстоятельства.

1


5


6


4. Воображение.

1

3

4

5. Сценическое внимание.

2

6

8

6. Чувство правды, логика и последовательность.

1


3


4


7. Сценическая наивность.

1

3

4

8. Эмоциональная память.

1

5

6

9. Общение.

1

5

6

10. Мысль и подтекст

1

3

4

11. Темпо-ритм.

1

5

6

12. Пластика.

2

8

8

РАЗДЕЛ «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»

-

36

36

1. Дыхательная гимнастика

Л Н. Стрельниковой.

-

18


18


2. Дикционные упражнения, артикуляционная гимнастика

-

18

18

ИТОГО

23

121

144




Содержание занятий.


РАЗДЕЛ «АЗБУКА КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА»

1. Введение. Из чего складывается кукольный театр.

1.1. Теория. Знакомство с дополнительной образовательной программой «Театральная студия «Жар-Птица»». Цели и задачи творческого объединения. Знакомство педагога с учащимися. Правила  поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности при изготовлении кукол, при работе на сцене, с ширмой и т.д.

Практика. Игра – импровизация «Чему я хочу научиться».

1.2. Теория. Из чего складывается театр. Знакомство с профессиями:  актер, режиссер, художник, звукооператор, светооформитель, реквизитор, костюмер и т.д. Куклы и кукловод. Роль. Актеры. Активизация познавательного интереса к театру кукол.

Практика. Просмотр презентации: «Кукольные театры России». Обсуждение.

2. Кукольные герои разных стран.

Теория. Изучение кукольных героев разных стран мира (внешний вид, характер, образ, строение куклы). России -  Петрушка, Англия – Панч, Италия – Пульчинелла,  Франция – Полишинель,  Германия – Гансвурст, и т.д. Просмотр презентации на тему: «Театральные куклы мира».

Практика. Игра – импровизация «Я - кукла», «Я - актер».  

3. «Одежда» для сцены.

Теория. Беседа: «Что такое одежда сцены». Разновидности ширм для кукольного театра и их устройство. Просмотр кукольного спектакля «Репка» с последующим обсуждением.

Практика. Игровой тренинг «Буратино и папа Карло», «Я не возьму с собой в театр…».

4. Виды театральных кукол. Кукловождение.

4.1. Теория. Беседа: «Кукла – выразительное средство спектакля». Отработка театральной терминологии. Первые навыки работы с куклой.

Практика. Этюд-фантазия «Мой домашний кукольный театр».

4.2. Теория. Активизация познавательного интереса  к театру кукол: театр верховых кукол, театр марионеток, театр теней, тростевые куклы, ростовые куклы и др. Просмотр презентации на тему: «Виды театральных кукол».

Практика. Разминка «Пальчиковая игра». Работа каждого ребенка с куклой на местах и за ширмой.

4.3. Теория. Просмотр кукольного спектакля «Волк и семеро козлят» с последующим анализом (какие виды кукол, какой характер героев, как соединяются слова и действия и т.д.). Основное положение перчаточной куклы.

Практика. Игры-драматизации с куклой (на выбор).

4.4. Теория. Беседа: «Выразительные возможности определенного вида кукол».

Практика. Этюды и упражнения с куклами «Придумай голос герою», «А я так могу, а ты как?» и др. Танцевальные импровизации с куклой (Д. Шостакович «Вальс-шутка», П. Чайковский «Танец маленьких игрушек», М. Глинка «Вальс-фантазия» и др.).

4.5. Теория. Беседа-диалог «Общение с партнером через куклу, как это…» (с постановкой  проблемных ситуаций).

Практика. Закрепление умения работать с перчаточной куклой.

Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц-хвастун» и др. Показ этюдов на выбранную тему.

4.6. Практика. Импровизированный экзамен (закрепление материала по теме «Виды театральных кукол. Кукловождение») - «Мир куклы и ее возможности». Импровизация через сценические этюды на заданные темы.


РАЗДЕЛ «АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО».

1 .Теория. Театральное искусство. Что это такое?

Театр, как вид искусства. История развития театра. Театр Волкова. Занавес, кулисы, падуги, мизансцена, актер и т.д. – то без чего нельзя начинать театр.

Театральная лексика. Культура сцены. Освобождение мышц. Снятие мышечного зажима.

Практика. Упражнения: Верх – низ, дышу – вижу. Сон-пробуждение, расслабление по частям тела, расслабление на счет до 10-ти.

2. Практика. Действие. Хотение-задача-действие.

Прочла, выбрала, чего хочу, зачем. Сквозное действие.

3. Теория. Магическое «если бы». Предлагаемые обстоятельства.

Практика. Этюды на заданные темы.

4. Теория. Воображение.

Практика. Этюды на заданные темы.

5. Теория. Сценическое внимание.

Практика. Кто во что одет. Время года. Что делал до определенного события и т.д.

6. Теория. Чувство правды, логика и последовательность.

Практика. Этюдное мышление. Упражнения: « Коробка скоростей», «Мостик», ритмические движения по хлопкам.

7. Теория. Сценическая наивность.

Практика. Упражнения на «публичное одиночество», этюды о животных.

8. Теория. Эмоциональная память.

Практика. Этюды на память физических действий (иголка-нитка, «Зеркало», «Обед», «Разговор по телефону»

9. Теория. Общение.

Практика. Этюды «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Я с друзьями, я в школе и т.д.

10. Теория. Мысль и подтекст.

Практика. Упражнения на эмоциональную окраску текста (любить, ненавидеть, восхищаться, просить и др.)

11. Теория. Темпо-ритм.

Практика. Музыка+движение. Упражнения «Пишущая машинка», смена ритма.

12.Теория. Пластика.

Практика. Музыка+движение+мышление. Упражнения «Пластилиновые куклы», «Восковые куклы», «Снег-дождь».


РАЗДЕЛ «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»

1. Практика. Дыхательная гимнастика Л Н. Стрельниковой, артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Насос», «Пружина», «Подскоки»

2. Практика. Дикционные упражнения. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Язык», «Чистка зубов», разминка для губ.












УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й ГОД ОБУЧЕНИЯ


Наименование разделов, темы

Количество часов

теория

практика

всего

РАЗДЕЛ «АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»

17

76

93

1.Инструктаж по технике безопасности.

2

-

2

2. Повторение элементов актерского мастерства, изученных на 1-м году обучения.

-

10

10

3. Мизансцена.

2

5

7

4. Сверхзадача, сквозное действие.

2

8

10

5. Творческое оправдание и фантазия.

-

8

8

6. Создатели спектакля. Художник в театре.

2

-

2

7. Гример.

2

4

6

8. Музыка в театре.

2


2

9. Пластика

1

17

18

10. Постановки, фотопроекты, фотосессии.

4

24

28

РАЗДЕЛ «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»

-

43

43

1. Дыхательная гимнастика

Л. Н. Стрельниковой.

-

11


11


2. Дикционные упражнения, артикуляционная и голосовая гимнастика.

-

16

16

3. Работа с текстом.

-

16

16

РАЗДЕЛ «ИСТОРИЯ ТЕАТРА»

8

-

8

1 . Античный театр.

2

-

2

2. Театр средних веков.

2

-

2

3. Театр эпохи Возрождения.

2

-

2

4. Современный театр.

2

-

2

ИТОГО

25

119

144



Содержание занятий.


РАЗДЕЛ «АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»

1.Теория. Инструктаж по технике безопасности.

2.Практика. Повторение элементов актерского мастерства, изученных на 1-м году обучения.

Я и мой герой. «Плохой – хороший». Что делает, зачем.

3.Теория. Мизансцена. Мизансцена – язык сцены, язык движения.

Практика. Этюды на «пристройку».

4.Теория. Сверхзадача, сквозное действие. Основа действия.

Практика. Этюды на выполнение сверхзадачи (чего хочу и что я для этого делаю)

5.Практика. Творческое оправдание и фантазия. Оправдание позы, продолжение действия из положения «стоп-кадр», этюды по картинам.

6.Теория. Создатели спектакля. Художник в театре.

Краски спектакля, материал, фактура.

7.Теория. Гример. Методы наложения и снятия грима.

Практика. Старческий грим, молодой, грим персонажей пьесы.

8.Теория. Музыка в театре. Музыка – основа спектакля. Специфика подбора настроения.

9.Теория. Пластика. Пластическое решение спектакля. Пантомима.

Практика. Пластика животных, кукол. Пластические этюды.

10.Практика. Постановки. Фотопроекты. Фотосессии.


РАЗДЕЛ «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»

1.Практика. Дыхательная гимнастика Л. Н. Стрельниковой, артикуляционная и голосовая гимнастики.

2.Практика. Дикционные упражнения.

«Пи-би», «пе-бе», «пу-бу» и т.д. Скороговорки.

3.Практика. Работа с текстом. Выбор литературного произведения.

Тема, идея, во имя чего, задача актера. Логический разбор материала.


РАЗДЕЛ «ИСТОРИЯ ТЕАТРА»

1 .Теория. Античный театр.

2. Теория. Театр средних веков.

3. Теория. Театр эпохи Возрождения.

4. Теория. Современный театр.









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3-й ГОД ОБУЧЕНИЯ


Наименование раздела, темы

Количество часов

теория

практика

всего

РАЗДЕЛ «АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»

9

82

90

1.Инструктаж по технике безопасности.

2

-

2

2.Повторение элементов актерского мастерства, изученных на 1-м, 2-м гг. обучения.

-

16

16

3.Импровизации и этюды на свободную тему

-

40

40

4.Мысль и подтекст.

1

4

5

5. Этюдные импровизации на литературный материал (басня, рассказ, отрывок)

-

4

4

6.Чувство правды и контроль

1

3

4

7. Мизансцена толпы. Мизансцена монолога.

1

2

3

8.Характерность образа.

1

4

5

9.Работа актера над образом. Логика действия

2

4

6

10. Выгородка. Декорация. Реквизит.

1

4

5

РАЗДЕЛ «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»

1

21

22

1 . Дыхательная гимнастика

Л.Н. Стрельниковой.


10

10

2. Дикционные упражнения, артикуляционная и голосовая гимнастика. Голосовые импровизации.

1

11

12

РАЗДЕЛ «РАБОТА С ОБРАЗОМ».

10

22

32

1. Фотопозирование

2

6

8

2. Фотосессии.

-

8

8

3. Фотопроекты.

2

8

10

4. Работа в социальных сетях

6

-

6

ИТОГО

16

128

144




Содержание занятий.


РАЗДЕЛ «АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»

1.Теория. Инструктаж по технике безопасности.

2. Практика. Повторение элементов актерского мастерства, изученных на 1-м и 2-м гг. обучения.

3. Практика. Импровизации и этюды на свободную тему.

4. Теория. Мысль и подтекст. Понятие о подтексте.

Практика. Упражнения: слова и фразы в разных интонациях, чтение стиха с грустью, радостью, с удивлением, с обидой и т.д.)

5. Практика. Этюдные импровизации на литературный материал(басня, рассказ, отрывок).

6. Теория. Чувство правды и контроль как способность актера сравнивать сценическое поведение с жизненной правдой.

Практика. Упражнения «ждать, читать письмо, пианист» и т.д.

7. Теория. Понятие мизансцены. Мизансцена толпы, мизансцена монолога.

Простейшая мизансцена и ракурсы.

Практика. Этюды на «пристройку», одиночные этюды на события.

8. Теория. Характерность образа. История героя до пьесы, характер, привычки.

Практика. Этюды на предлагаемые обстоятельства.

9. Теория. Работа актера над образом. Логика действия.

Практика. Этюды на тему: «я- предмет»( телевизор, холодильник, часы, чайник и т. д.)


РАЗДЕЛ «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»

1.Практика. Дыхательная гимнастика К Н. Стрельниковой, артикуляционная и голосовая гимнастики.

2.Практика. Дикционные упражнения. Шипящие и свистящие звуки, скороговорки.

3.Теория. Работа с текстом. Жанры художественного слова.

Практика. Выбор литературного произведения.

Тема, идея, во имя чего, задача актера. Логический разбор материала.


РАЗДЕЛ «РАБОТА С ОБРАЗОМ».

1. Фотопозирование.

Теория. Работа с телом. Передача образа через тело. Открытые и закрытые позы. Психологические основы в работе моделей. Этическое восприятие образа. Культура взаимоотношений на съемочной площадке.

Практика. Работа с позами для создания образов. Фотопозирование на заданную тему.

2. Фотосессии. Практика.

3. Фотопроекты.

Теория. Основы работы над фотопроектами. Логика и планирование. Грим и костюмы. Работа с техникой. Работа в студии и на природе. Как собрать материал для фотопроекта из ничего.

Практика. Работа над заданными проектами. Проработка самостоятельные тем для проектов. Составление проектного плана.

4. Работа в социальных сетях.

Теория. Обзор популярных молодежных соцсетей. Правила работы с ними. Техническое обеспечение для работы в соцсетях. Этика и этикет виртуального общения. Представление творческого продукта в соцсетях. Раскрутка и привлечение внимания. Оформление своей страницы.








Методическое обеспечение программы:


1. Методическое сопровождение программы.

В процессе обучения много внимания уделяется сплочению коллектива, укреплению дисциплины, личной ответственности за общий результат деятельности, формированию трудолюбия и других личностных качеств. В коллективе формируется доброжелательная атмосфера, основанная на уважении и терпеливом отношении друг к другу.

Во время выступления на сцене происходит не только общение детей друг с другом, но и самоутверждение каждого как личности. Именно здесь до конца раскрывается творческий потенциал каждого ребенка и появляется у него желание двигаться и развиваться дальше в выбранном направлении. Выступление на сцене - это всегда ситуация успеха.

Специфика театрального искусства состоит в том, что это искусство синтетическое, коллективное, объединяющее творчество драматурга, актера, режиссера, художника, музыканта и воздействующее на зрителя при помощи многообразных художественных средств. В программе рассматривается общественное назначение театра. На занятиях создается такая творческая ситуация, которая бы подталкивает стремление детей к самосовершенствованию.

С первых занятий начинается воспитание элементарных навыков коллективной творческой работы, к которым относятся: внутренняя собранность, организованность, чувство локтя партнера, готовность активно включиться в процесс сценического действия.

На занятиях детям предлагаются упражнения на преодоление мышечных зажимов, развитие пластики тела, на темп и ритм действия - это является необходимым для освоения такого раздела программы, как сценическое движение. Занятия строятся на принципах театральной педагогики - технологии актерского мастерства, по возможности адаптированной для детей. В программу включены игровые моменты, викторины и подвижные игры. Детям предлагаются различные самостоятельные творческие задачи.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

  • фронтальный - одновременная работа со всеми детьми;

  • коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;

  • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

  • групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек);

  • коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение;

  • в парах - организация работы по парам;

  • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Основные формы проведения занятий на первом (подготовительном) этапе:

- игра;

- диалог;

- различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.)

- слушание;

- созерцание;

- импровизация.

Далее занятия проходят в самых разнообразных формах:

- лекции;

- тренинги;

- репетиции;

- индивидуальные занятия;

- занятия малыми группами (по 3-5 человек).

Содержание программы дает возможность учащимся значительно расширить свой кругозор в театральной сфере, получить такой объем знаний, который поможет им в дальнейшем самостоятельно оценивать творческие явления в театральном искусстве.


2. Диагностические материалы.

Формы подведения итогов: участие в концертах и конкурсах, дистанционное участие в конкурсах театрального мастерства, коллективный анализ выступлений, анализ готового творческого продукта, анализ подачи творческого продукта в социальных сетях, рефлексия, письменные практики.

В театральной студии ставится примерно 1-2 полномасштабных спектакля в год. Кроме того, в течение всего учебного года выпускаются мини-спектакли, литературные спектакли, литературные композиции, а также проводится работа над материалом для индивидуального чтения, готовятся моно-спектакли. Учащиеся учатся готовить фотопроекты и участвовать в фотосессиях.

Очень важную роль при приеме детей в театральную студию играет вводная диагностика, которая позволяет выявить начальный уровень развития актерских способностей детей, что бы на основе ее результатов строить или корректировать дальнейший образовательный маршрут.

Методы исследования на данном этапе:

- Беседа с детьми;

- Наблюдение и анализ театрализованной деятельности;

- Экспериментальные занятия.

При освоении каждого этапа программы предусмотрена начальная и контрольная диагностика, целью которой является определение:

- специальным способностям;

- общей художественной одаренности;

- творческого потенциала личности;

- состояния двигательных и телесно-ориентированных техник;

- способности к импровизации;

- артистических способностей;

- художественно-словесной выразительности.

На основе полученных данных осуществляется индивидуализация и дифференциация процесса обучения. Это способствует созданию ситуации успеха, формирует у воспитанников положительную «Я-концепцию».

Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности:

- знание театральных терминов;

- речевая культура;

- эмоционально-образное развитие;

- основы изобразительно-оформительских деятельности;

- основы коллективной творческой деятельности;

- развитие эмоционального интеллекта.

Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной деятельности:

- поведенческая активность;

- коммуникативно-речевые навыки;

- отношения с взрослыми;

- любознательность;

- стремление к общению в больших группах детей;

- желание стать лидером в группе;

- конфликтность, агрессивность;

Итоговая диагностика развития ребёнка в процессе театрализованной деятельности основана на работе Т.С. Комаровой. Ключевой метод отслеживания, наблюдение позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы, скорректировать дальнейшие планы, наметить перспективу работы всех групп и проведение индивидуальных занятий.

Педагогический мониторинг.

Методами мониторинга являются анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, социометрия.

Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики (рекомендации по использованию диагностических методик, анкет даны в приложении). Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива воспитанников, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.

На начальном этапе обучения программой предусмотрено обязательное выявление интересов, склонностей, потребностей воспитанников, уровень мотивации, а также уровень творческой активности.

В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности воспитанников.

Одной из форм постоянной ежегодной фиксации уровня творческих достижений каждого воспитанника является оформление личного дневника наблюдения, который рассчитан на весь период обучения в театре-студии и включает:

- общую информацию о ребенке (дату рождения, состояние здоровья, сведения о родителях, классном руководителе, домашний адрес);

- заполненную ребенком страницу с ответами на вопросы, предлагаемые в анкете для выявления интересов, любимых занятий, учебных предметов, общего кругозора);

- показатели наличия или отсутствия динамики роста уровня знаний, умений и навыков по каждому из учебных предметов театра-студии, оформленные графически.


3. Дидактические материалы: альбомы репродукций картин, памятки, научная и специальная литература, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.

Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля. Для эффективного проведения занятий необходимо иметь обширную библиотеку различных музыкальных жанров и направлений, библиотеку звуковых шумов и эффектов, звуков живой и неживой природы.

Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы:

  • наличие учебных и служебных помещений (зала для проведения репетиционных занятий, сцены, гардероба, санитарных комнат);

  • магнитофон

  • колонки

  • микрофоны

  • кубы

  • столы

  • стулья

  • ковровое покрытие

  • декорации

  • костюмы

  • грим

  • аптечка

  • музыкальный центр

  • видеокамера

  • фотоаппарат 

  • ноутбук

  • медиапректор

  • штативы

  • осветительные лампы

  • Wi-Fi

  • маты, матрацы, коврики.

Для организации кукольного театра используются перчаточные куклы, начиная с самых простых в управлении.

Занятия кукольного кружка проводятся в кабинете или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:

- куклы;

- театральная ширма;

- декорации к спектаклям.

Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители обучающихся.





ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОМ

1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.

4. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.

5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.

6. Гиппиус З.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.

7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.

8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.

9. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.

10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современные положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.

11. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.

12. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.

13. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.

14. Паламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. - М.: Просвещение, 2006.

15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.

16.Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.

17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.

18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.

19. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.

20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.

21. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.

22. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.


ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

1. Белянская Л.Н. Хочу на сцену! - Донецк, 1997.

2. Ищук В.В., Нагибина М.Н. Народные праздники. - Ярос­лавль, 2000.

3. Казанский О.В. Игры в самих себя. - М., 1995.

4. Пикулева Н.К. Слово на ладошке. - М., 1997.

5. Раугул Е.П., Козырева М.А. Театр в чемодане. - СПб., 1998.

6. «Любимые страницы». - Смоленск, 1999.

7. «Напиток Карабаса Барабаса». - Йошкар-Ола, 1996.

8. «Я познаю мир». - М., 1999.

9. Смолина К.В. «Сто великих театров мира». - М., 2001.

10. Сухин И.А. Незнайка, Хоттабыч. - М., 1994.

11. Сыромятникова И.В.. Искусство грима. - М., 1992.

12. Тарабарина Т.А. 50 развивающих игр. - Ярославль, 1999.

13. Успенские В.А. Мифы древней Греции. - М., 1993.

14. Успенский Э.А. Школа клоунов. - М., 1996.


ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ РОДИТЕЛЯМ

  1. Яблонькина Д.Н. «Психологические тесты для детей».

  2. Сидоркина О.В. «Мой маленький театр».

  3. Деревянкин Н.К. «Театр в школе».

  4. Звонарев К.А. «Я играю в театр».















Приложение 1.


Механизм оценки получаемых результатов при работе с маленькими детьми.


Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.


1.Знание театральных терминов.

Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень (2 балла): интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень (1 балл): не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.


2. Речевая культура.

Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень (1 балл): понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.


3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень (2 балла): владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.


4.Основы изобразительно-оформительских деятельности.

Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создает эскизы к основам действиям спектакля, эскизы персонажей и декорацией с учетом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении деклараций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе).

Средний уровень (2 балла): создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике - инструкции декорации из различных материалов;

Низкий уровень (1 балл): создает рисунки на основные действиях спектакля; затрудняется в изготовлении деклараций из различных материалов.


5.Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.



























Приложение 2.


Оценочные критерии при освоении образовательной программы.

Мероприятия и праздники, проводимые в объединении, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.

Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.

При анализе уровня усвоения программного материала учащимися рекомендуется использовать карты достижений учащихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням:

  • максимальный – программный материал усвоен учащимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения (победитель международных, всероссийских, областных конкурсов, района и т.д.);

  • средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; участвует в смотрах конкурсах и др. на уровне цента детского творчества, села.

  • минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.

















Приложение 3.

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой

"Справочная книга школьного психолога")


Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.


Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: "Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, то "–". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро".


Вопросы:

1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?

16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?


Лист ответов:


1 6 11 16

2 7 12 17

3 8 13 18

4 9 14 19

5 10 15 20


Обработка полученных результатов.

Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

низкий уровень – 0,1 – 0,45;

ниже среднего – 0,46 – 0,55;

средний уровень – 0,56 – 0,65;

выше среднего – 0,66 – 0,75;

высокий уровень – 0,76 – 1.























Приложение 4.



Диагностическое обеспечение базового образовательного минимума
Элементарные знания о природе театра


Вопросы:

1. Что означает слово «Театр»?

Слово «театр» переводится с греческого как «место для зрелища». «Театр» означает:

- род искусства;

- представление, спектакль;

- здание, где происходит театральное представление.

2. Что такое коллективность?

С одной стороны, коллективность – это ответственность каждого за работу всего коллектива, уважение к партнерам, зависимость друг от друга. С другой стороны, театр по своей природе искусство общественное, требующее коллективного восприятия. Театр не может существовать без зрителей, которые создают вокруг спектакля определенную общественную среду.

3. Что такое синтетичность?

Синтетичность – это взаимодействие театрального искусства с другими видами искусства (музыка, танец, живопись). Основоположники синтетического театра – В.И. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Б.Брехт.

4. Что такое актуальность?

Актуальность, с одной стороны, - это востребованность спектакля в определенное время в определенном месте. С другой стороны, - это сиюминутность. Театр воздействует на зрителя путем приобщения его к тому, сто происходит на сцене и чему зритель становится непосредственным свидетелем.

5. Какие вы знаете виды искусства?

Музыка, живопись, скульптура, архитектура, танец, кино, театр.

6. Какие типы театров вы знаете:

Драматические, оперные, балетные, театры промежуточными формами.

Представление об истории театра

Вопросы к устному опросу.

1. Когда возник театр в Древней Греции и в Древнем Риме?

Греческий театр достиг своего расцвета в V в. До н.э., римский – со второй половины III в. и во II в. н.э..

2. Каких греческих драматургов вы знаете? Что они написали?

Эсхил – «Персы», «Орестея»; Софокл – «Антигона»; Еврипид – «Медея»;

Аристофан – «Всадники»; Аристотель – «Поэтика».

3. Назовите римских драматургов и их произведения.
Плавт «Близнецы», «Клад»; Теренций «Братья».

4. Назовите всемирно известных драматургов, писавших в эпоху Возрождения, Классицизма, Просвещения.

Эпоха Возрождения XV – XVII вв.: Лопе де Вега «Собака на сене» (Испания); Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» (Англия).

Классицизм (XVII в): Корнель «Сид», Расин «Фреда», Мольер «Мещанин во дворянстве» (Франция).

Эпоха Просвещения (XVIII в): Вольтер «Заира», Бомарше «Женитьба Фигаро» (Франция); Гольдони «Слуга двух господ» (Италия); Шиллер «Разбойники», Гете «Фауст» (Германия).

5. Когда и где в России возник первый профессиональный театр? Кто его создатель?

XVIII в., г.Ярославль, Федор Волков.

6. Назовите выдающихся актеров прошлого и современности.
К.С. Станиславский, Б. Щукин, В. Качалов, Н. Черкасов, М. Ульянов, И. Смоктуновский, А. Миронов, А. Райкин.

7. Перечислите театры прошлого и настоящего с мировой известностью?
«Глобус» - театр Шекспира, «Комедии Франсез» - Франция, МХАТ, театр им.

Вахтангова и т.д.


Навыки наложения сценического грима:

- Техника наложения простого грима;

- Наложение характерного грима.

Вопросы к собеседованию.

1. Назовите гигиенические правила нанесения грима.

Лицо и руки должны быть чистыми; лицо перед гримировкой смазать вазелином; наносить грим на лицо легко и в одном направлении.

2. Назовите технические правила гримирования.

Гримирующий должен сидеть прямо перед зеркалом. Лицо должно быть хорошо освещено. Волосы должны быть убраны, т.е. зачесаны.

3. Назовите последовательность наложения простого грима.

Сначала наносят краску общего тона. Затем накладывают румянец, рисуют впадины, выпуклости, гримируют глаза, брови, морщины, губы.

4. Что такое характерный грим? Каковы его особенности?

Характерный грим – это грим персонажей спектакля, существенно меняющий внешность актера (старческий грим, клоунский грим, грим образов животных).








Приложение 5.

Педагогическая оценка развития навыков театрализованной деятельности

Диагностическая карта

п/п

Фамилия имя ребенка

Знание театральных терминов

Речевая культура

Эмоционально-образное развитие

Основы изобразительно-оформительских деятельности

Основы коллективной творческой деятельности

Итого

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1













2













3













4













5













6













7













8













9













10













11













12













13













14













15















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ДООП "Театральная студия "Жар-Птица"

Автор: Чучалова Елена Анатольевна

Дата: 27.10.2020

Номер свидетельства: 561421

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства