kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Переход на 12-летнее образование повышении профессиональной компитетности библиотекарей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход на 12-летнее образование повышении профессиональной компитетности библиотекарей.

 

Цель: оказать методическую помощь в повышении профессиональной компитетности библиотекарей.Переходя на 12-летнее образование государство ставит целью педагогического образования содействие развитию компетентного педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими направлениями обновления 12-летнего образования

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Переход на 12-летнее образование повышении профессиональной компитетности библиотекарей" »

ЗКО Теректинский район

Казиканова Эльмира Биликбаевна


Переход на 12-летнее образование повышении профессиональной компитетности библиотекарей.


Цель: оказать методическую помощь в повышении профессиональной компитетности библиотекарей.


Переходя на 12-летнее образование государство ставит целью педагогического образования содействие развитию компетентного педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими направлениями обновления 12-летнего образования

Новая модель образования, ориентированного на результат, потребует и новых способностей, более широкого круга профессиональных компетенций. В связи с этим информационно-методические потребности работников образования существенно изменились, их образовательные запросы стали более индивидуальными, более многообразными. Нам, школьным библиотекарям, нужно будет работать в соответствии с базовыми программами, новыми требованиями, в связи с этим нужно будет уметь прогнозировать запросы всех членов педагогического коллектива, разрабатывать особую стратегию своей деятельности, начиная с планирования и заканчивая анализом. Здесь обязательно возникнет необходимость непрерывного библиотечного образования всех библиотекарей.

Выход из сложившейся ситуации многие исследователи (Э.Б.Сукиасян, А.Н.Ванеев, И.М.Суслова, Е.б.Артемьева, Е.Б.Соболева и др.) видят в рациональной организации системы непрерывного библиотечного образования, частью которого является система повышения квалификации и переподготовки кадров. В исследовании системы непрерывного библиотечного образования и повышения квалификации библиотекарей, учитывая условия перехода на 12-летнее образование, основное внимание уделяется современным требованиям к учебным программам, соотношению традиционного и инновационного содержания, методике обучения, инфраструктуре непрерывного образования. Теоретики считают необходимым провести разграничение понятий «повышение квалификации» и «переподготовка», закрепить эти термины в справочной профессиональной литературе и регламентирующей документации.

Казахстанские специалисты рассматривают непрерывное профессиональное образование библиотекарей как:

метод ликвидации разрыва между текущими навыками сотрудников и современными квалификационными требованиями к должности;

средство построения корпоративной культуры;

метод мотивации персонала;

способ реализации миссии библиотеки.


Республиканская научно-педагогическая библиотека разработала для учебных библиотек Казахстана систему повышения квалификации библиотекарей, направленную на обновление общего 12-летнего образования, в которой определила основные пути повышения квалификации кадров, структуру и организацию работы системы, функции и задачи методических центров различного уровня, ответственность за организацию работы. Основными формами переподготовки библиотекарей были названы научно-практические конференции, семинары, курсы, стажировки, профессиональное чтение.

Разработчики системы в качестве концептуальных положений определили основные принципы системы:

всеобщность (т.е. необходимость повышения квалификации всех сотрудников библиотек);


непрерывность(т.е. обеспечение постоянного процесса совершенствования профессионального уровня библиотекарей);


разносторонность(т.е. повышение квалификации в трех направлениях — профессиональном, теоретическом и общекультурном)

многообразие( использование форм и методов обучения, взаимодополняющих друг друг)

Для школьных библиотекарей, при переходе на 12-летнее образование, основной формой профессиональной переподготовки определены курсы повышения квалификации при областных институтах повышения квалификации педагогических кадров.

В институте имеется центр методической помощи школьным библиотекарям, вузовская библиотека стремиться к созданию условий для перехода от периодического к непрерывному профессиональному обучению библиотечных кадров школ.

Организация курсов повышения квалификации на базе областных методических центров предусмотрена Положением о Республиканской системе повышения квалификации библиотечных кадров системы образования Казахстана :Утв. Респ.библиотечно-информационной комиссией 26 мая 1997г. В связи с этим положением должны быть разработаны программы курсов для различных категорий библиотекарей.

Программы курсов должны быть ориентированы на:

профессиональную адаптацию начинающих работников библиотек;

совершенствование мастерства сотрудников, имеющих профессиональное образование;

специализацию отдельных групп библиотекарей в связи с внедрением новых технологий и методик, инновацию опытных специалистов в области организации библиотечной деятельности.

В условиях перехода на 12-летнее образование, программы должны предусматривать изучение основ организации работы учебной библиотеки и библиотечного менеджмента, современные методики создания традиционного аппарата библиотеки и электронного каталога, организации работы по формированию информационной культуры пользователей и другие темы. По окончании курсов слушатели должны написать контрольные работы и рефераты по темам, имеющим практическое значение для их конкретной работы. Цель письменных заданий — закрепить у слушателей навыков

организаторской, аналитической, самостоятельной деятельности.

Дальнейшей ступенью, профессиональной учебы, способствующей приобретению более высокой квалификации библиотекаря при переходе на 12-летнее образование, является организация творческих лабораторий на базе лучших библиотек региона. Лаборатории профессионального мастерства и творческие лаборатории являются современной формой Школ передового библиотечного опыта, активно использовавшихся в методической работе в 70-80 годы прошлого столетия. Для них были характерны конкретность тематики, избирательность в подборе участников, тщательность подготовки обучающих занятий. Современные лаборатории профессионального мастерства способны внести дух творчества, метод живого показа эффективных методов и приемов библиотечного труда в определенном направлении деятельности учебной библиотеки.

При определении базы тематических творческих лабораторий специалисты методического центра должны опираться на имеющийся в библиотеках опыт работы и способность сотрудников библиотек участвовать в процессе методической помощи коллегам из учебных библиотек. Занятия на базе таких лабораторий дадут возможность проследить процесс воплощения библиотечных инноваций, достижений библиотечной теории и практики. Опыт работы советских школ передового опыта доказывает, что организация подобных лабораторий способствует распространению передового опыта, содействует развитию творческой инициативы сотрудников базовых библиотек, укрепляет общественный имидж библиотеки и ее сотрудников в педагогическом коллективе организации образования.

Наступление эры электронной коммуникации неизбежно и неотвратимо. Но эту эру не нужно идеализировать и надеяться, что умные машины выполнят все библиотечные работы. К ней нужно серьезно готовиться, искать возможности преемственности и сотрудничества электронной и документальной коммуникации, не поддаваясь соблазнительным иллюзиям.

Мы видим усложнение информационных потребностей современного человека и современного общества; библиотечное дело вооружается новыми технологиями, в том числе компьютерными, возможности которых позволяют достигать невиданных ранее результатов. Обязанностью библиотекарей становится как обучение, консультации пользователей, так и посредничество, поскольку огромный объем информации требует большего, чем прежде, количества специалистов, владеющими навыками поиска информации и умеющих анализировать и оценивать ресурсы и потребности пользователей.

Опыт работы многих школьных библиотекарей свидетельствует о том, что компьютер и книга не антагонисты. Компьютерные технологии, активное использование Интернет-ресурсов, разработка медиоуроков только способствуют активизации чтения школьников.

Поэтому особое внимание уделяется овладению знаниями, умениями и навыками библиотечных работников при пользовании компьютерными технологиями, использованию Интернет-ресурсов, организацией медиоуроков, мультимедийных презентаций. Библиотекарь должен быть настоящим профессионалом, квалифицированным помощником и посредником между информацией и пользователем. Для этого библиотекарю необходимо в совершенстве владеть компьютером.

В планах работы центра методической помощи на первом месте также должна стоять разработка программ, методических материалов и организационных документов для дистанционных семинаров и курсов профессиональной переподготовки школьных библиотекарей. Учитывая то, что компьютеризация школ завершена, многие школы имеют стабильный доступ к Интернету, возможность дистанционного повышения квалификации становится реальной.

Все перечисленные формы не заменяют наиболее доступной формы повышения квалификации — профессионального самообразования. Теоретики и практики высказывают необходимость целенаправленного управления самообразовательного чтения библиотекарей. В ряде библиотек самообразование библиотекарей организуется в форме личных творческих планов, которые предусматривают как самостоятельную работу по определенной теме, так и завершающие формы этой работы (подготовка и защита перед педагогическим коллективом школы реферата по актуальной теме, выступление на семинаре, обзор публикаций на дне профессиональной информации и т.д.

Сегодня, когда идет подготовка к переходу на 12-летнее образование, нам предъявляются высокие требования к образованию и умению учиться. Наша профессия требует постоянного обновления знаний, чуткого реагирования на все изменения, происходящие в социальной и образовательной среде.

Профессия библиотекаря уникальна сама по себе уже тем, что нет границ, которые можно было бы очертить для нее. И образование это только начало. На самом деле библиотекарю приходится учиться все время, пока он работает в библиотеке.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что переход на 12-летнее образование усилиливает роль непрерывного образования — процесса овладения новыми знаниями на протяжении всей профессиональной деятельности человека.

Непрерывное библиотечное образование — это учебный процесс, который основывается на базовых знаниях, полученных специалистом в учебном заведении, постоянном совершенствовании профессиональных навыков, продолжении и развитии повышения квалификации.

С переходом на 12-летнее образование остро чувствуется необходимость изменений во всей системе непрерывного библиотечного образования, в том числе и в системе повышения квалификации.


Новая модель повышения квалификации должна ориентироваться на результат, содержание всех программ должно отвечать потребностям работников образования, развивать их ключевые компетенции, формировать чувствительность к происходящим изменениям и способность конструктивно реагировать на них.

В общем виде технология повышения квалификации, ориентированного на результат, должна включать в себя:


изучение потребностей библиотекарей в обучении;


формирования заказа на повышение квалификации;


разработка обучающих программ, адекватных потребностям;


курсовая подготовка, исследовательская и проектировочная деятельность;


оценка результатов обучения.


Программа переподготовки должна быть направлена на формирование видения будущей школы, а также на формирование ключевых профессиональных компетенций — в первую очередь навыков проектирования и разработки стратегий, ведь переход к новой модели образования принесет множество проблем, которые сегодня даже невозможно предвидеть. Поэтому важно вооружить библиотекарей способностью к продуктивному решению проблем, широкими рефлексивными способностями, навыками проектирования.

Методика активного обучения должна предусматривать проведение небольших исследовательских проектов, анализа данных, решения проблем, принятия решений и т.п. В связи с этим традиционные курсы должны заменяться различными проектами с последующей их реализацией в практической деятельности.

В целях углубления профессиональных знаний организуются и проводятся информационно-тематические семинары. Эта форма повышения квалификации весьма эффективна, так как помимо информационных, обучающих задач, позволяет познакомиться с инновационным опытом других библиотек на практике.

К инновационным формам углубления профессиональных знаний можно отнести такие виды активного обучения, как деловые игры, «круглые столы», разбор проблемных ситуаций, профессиональные тренинги, прайс-листы, мастер-классы. При их организации большое внимание уделяется личностным качествам библиотечных работников. Эти виды обучения активно применяются при проведении курсов повышения квалификации.

Резюмируя вышеизложенное можно отметить, что выполняя государственную программу развития системы образования Республики Казахстан направленную на обновление общего 12-летнего образования, при совершенствовании профессиональной подготовки библиотечных кадров на основе компетентного подхода необходимо:

адаптировать программы курсовой подготовки в соответствии с содержанием школьного образования;

использовать интерактивные формы и методы занятий со слушателями;

систематически проводить послекурсовой мониторинг;

предоставить возможность выбора слушателям индивидуальной траектории повышения квалификации;

внедрять возможности сети Интернет в методическую службу.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Казиканова Эльмира Биликбаевна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163086


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства