Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов. в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Берёзовка - моя малая Родина.»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Березовка – моя малая Родина»
для 5 класса
Автор-составитель
Роббек Анна Иннокентьевна
учитель истории и обществознания
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
3. Содержание тематического планирования ………………………………..12
4.Календарно-тематический план .................................................................13
5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение.................13
6. Список литературы...........................................................................................14
Приложение ……………………………………………………………………...15
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Березовка – моя малая Родина» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010.
В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Березовка – моя малая Родина» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история с. Березовка, Среднеколымского района, герои Якутии в годы Великой Отечественной войны. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала; • расширить и углубить знания учащихся о родном крае; • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ; • воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков; • овладение начальными навыками исследовательской работы; • овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; - воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни; - воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей; • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа). 2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями). Программа предназначена для учащихся 5 класса.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
2. Содержание программы
Направленность данной внеурочной образовательной программы: проектная деятельность.
Классы - 5-й.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 34 часа.
Количество часов в 1-ой четверти- 8 ч.;
Количество часов во 2-ой четверти-8 ч.;
Количество часов в 3 –й четверти-10 ч.;
Количество часов в 4-ой четверти-8 ч.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, ветераны, а также другие дети.
Форма и режим занятий:
групповая работа;
экскурсии;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки;
экскурсии, поездки, походы;
трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ,
с географией: работа с картами.
Личностные и метапредметные результаты
результаты
формируемые умения
средства формирования
личностные
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты обучения.
• Изучение истории села Березовка и Среднеколымского района РС(Я). • Сбор материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны. • Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений. • Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться
Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
газета;
плакат;
серия иллюстраций;
справочник;
стенгазета;
сценарий праздника;
фотоальбом;
3.Содержание тематического планирования
«Мой родной край»
Раздел I. Введение в ИКТ. (10 часов).
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint. Работа с интернетом, знакомство с сайтом «Википедия». Исследовательская работа. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Раздел II.История Среднеколымского района и с.Березовка .(10 часов)
Раздел посвящен истории родного района.
Раздел III. Якутия в годы Великой Отечественной войны. (6 часов).
Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм якутян на фронтах войны. Земляки – Герои Советского Союза. Вклад якутян в победу над врагом.
Раздел IV. Трудовые подвиги земляков (5 часов).
Сбор материала о земляках.
Раздел V. Итоговое занятие. (3ч.)
Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.
Открытое мероприятие. Всего: 34 часа
4. Календарно-тематический план (Приложение1)
5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Компьютеры
Проектор
Экран
Карта РФ, Республики Саха (Якутия)
Список литературы для обучающихся
И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 148 с.
Пчелов Е.В., Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с.
Васильев Н.В. История Якутии (с древнейших времен до 1917). Якутск: Бичик, 2007
История Якутии (1917-2003) уч. пособие под ред. М.М. Хатылаева М: Омега – Л, 2005
Колесов М.И. История Колымского края.
Список литературы для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.
Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.
Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.
Приложение
№
Тема
Коли-чество часов
Дата проведеня за-нятия
Форма проведения
Дополнительная деятельность, содержание занятий.
Раздел I.
Введение в ИКТ (10 часов)
1
Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация занятий.
1
Беседа (теория)
Правила ТБ при работе с ПК.Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
2
Программа текстовый редактор Word.
3
Практическое занятие, групповая работа
Работа с компьютером.
3
Программа PowerPoint.
2
Практическое занятие, групповая работа
Работа с компьютером.
4
Работа с интернетом, знакомство с сайтом википедия.
2
Практическое занятие, групповая работа
Работа с интернетом.
5
Формы и методы исследовательской работы.
1
Лекция.
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
6
Исследовательский проект. Разработка исследовательских проектов.
1
Практическое занятие, групповая работа
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем.
Раздел II.
История Среднеколымского района и города Среднеколымка. (10 часов)
7
История становления Среднеколымского района. История появления города Среднеколымск
1
Лекция.
8
Географическое расположение. Топонимика родного края.
2
Практическое занятие, групповая работа
Коллективно-творческая работа с картой Среднеколымского района.
9
Символика Республики Саха (Якутия) и Среднеколымского района. Флаг, герб , гимн .
2
Лекция, викторина.
Сбор информации для призентации. Работа в интернете.
10
Известные люди Среднеколымского района.
2
Лекция, экскурсия.
Практикумы в библиотеке, работа с документами.
11
Музеи Среднеколымского района.
1
Экскурсия.
Экскурсияв в краеведческий музей.
Раздел III.
Среднеколымский район в годы Великой Отечественной войны. (6 часов)
13
Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад.
1
Лекция.
Просмотр документальног фильма о ВОВ .
14
Героизм якутян на фронтах войны.
2
Практическое занятие, групповая работа
Практикумы в библиотеке, работа с архивными документами. Экскурсия в городской архив.
15
Якутяне – Герои Советского Союза.
1
Беседа (теория), экскурсия.
Экскурсия к памятникам героев улуса.
16
Колымчане – фронту.
1
Практическое занятие, групповая работа.
Встречи с ветеранами тыла. Сбор информации.
17
Вклад якутян в победу над врагом.
1
Практическое занятие, групповая работа.
Отчет о проделанной работе групп по III разделу. Знакомство собранной информацией.
Раздел IV
Ратные и трудовые подвиги земляков. (5 часов)
18
История войны на страницах республиканских газет.
2
Практическое занятие, групповая работа
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
19
Встречи с жителями села, ветеранами и тружениками тыла с целью сбора материала.
1
Практическое занятие, групповая работа
Посещение семей ветеранов войны, работавших в нашей школе. Сбор информации для оформления Книги Памяти.
20
Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др.
1
Практическое занятие, групповая работа
Практикумы в библиотеке, работа с документами
21
Анализ и обработка информации.
1
Практическое занятие, групповая работа
Раздел V.
Итоговое занятие. (3ч.)
22
Оформление Книги Памяти « Ветераны тыла, работавшие в нашем селе».
1
Практическое занятие, групповая работа
Творческая работа, оформление альбома.
23
Оформление и защита творческих работ.
1
Практическое занятие, групповая работа
Выставка работ, фотографий
24
Отчёт о работе.
1
Практическое занятие, групповая работа
Проведение открытого мероприятия для учащихся школы “ Березовка – моя малая Родина”