Просмотр содержимого документа
«Авторская рабочая программа факультативного курса "Культура различных народов мира"»
Авторская рабочая программа факультативного курса
«Культура различных народов мира»
Программа ориентирована на учащихся 5 класса.
Срок реализации 1 год.
Программу составила:
Падафет Наталья Николаевна
учитель математики.
2018 год.
Пояснительная записка.
Для успешного создания социокультурной школьной среды в целях личностного роста учащихся необходимо учитывать не только особенности обучения, воспитания и восприятия социума учащимися, но воспитание обычаев, традиций, религии различных народов преобладающих в нашем регионе. Для успешного развития личности необходимо уметь взаимодействовать в микросреде и макросреде. Микросреда – это среда ближайшего развития, включающая в себе взаимоотношения с ближайшим окружением, а именно, школа, неформальные группы, семья. Макросреда – это среда, включающая в себя систему социальных отношений. Социокультурный фактор включает в себя несколько направлений, которые необходимо учитывать при воспитании личности ребенка, в первую очередь, это обычаи, традиции, религия народов и народностей, которые существуют в мире. Для успешного общения и адаптации в социуме учащиеся должны быть знакомы с различными видами религий, традициями различных народов мира и системой ценностей той или иной культуры. Кроме того изучение культуры различных народов мира позволяет расширить кругозор учащихся, учит толерантности, терпимости, пониманию особенностей поведения различных народов, преобладающих в нашем регионе. Россия богата различными народностями, и каждая из народностей обладает своими традициями и праздниками. Зачастую в классе нет единой народности, нет единой религии, что способствует разобщению классного коллектива. Общение и взаимодействие личности в социуме играет немаловажную роль в становлении личности. Знакомство с различными религиями поможет учащимся расширить кругозор и узнать индивидуальные особенности каждой религии, что способствует сплочению коллектива. Поэтому данный факультативный курс актуален в нашем регионе, так как регион богат различными культурами и традициями.
Рабочая программа рассчитана на один год обучения 34 часа в год, один час в неделю. Включает в себя цикл факультативных занятий изучающих народы мира, их традиций и обычаев.
Цель программы: воспитание духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.
Задачи программы:
1. Знакомство с различными народами мира.
2. Формирование знаний об обычаях различных народов мира.
3. Расширение кругозора учащихся.
4. Воспитание терпимости и толерантности к различным народностям.
Результаты освоения учебного предмета:
Изучение народностей и культур различных народов мира направлено на развитие следующих компетенций:
Личностные УУД:
1. готовность к осознанному выбору своей роли в социокультурном обществе.
2. готовность к изучению различных традиций и культур своей народности.
Регулятивные УУД:
1. умение выстраивать траекторию учебно-познавательной деятельности.
2. умение сравнивать и анализировать полученные знания.
Коммуникативные УУД:
1. способность к диалогу, ради устранения конфликтной ситуации.
2. способность формировать цели познавательной деятельности.
3. способствовать формированию умения выражать свои мысли.
1. самостоятельное формулирование целей познавательной деятельности.
2. способность анализировать полученную информацию.
Предметные:
1. усвоить различную культуру народов.
2. понимать, давать описание различным явлениям различных культур.
3. осознавать и уважать различные культуры народов мира.
Логические универсальные действия:
1. анализ.
2. установление причинно-следственных связей.
3. сравнение и классификация объектов.
Учебно-тематический план.
№ п/п
Тема факультативного занятия
Количество часов
Дата проведения
1.
Адыгейцы. Особенности культуры, традиции и религия адыгейцев.
1
2.
Аварцы. Особенности культуры, традиции и религия.
1
3.
Ингуши. Особенности культуры, традиции и религия.
1
4.
Кабардинцы. Особенности культуры, традиции и религия.
1
5.
Карачаевцы. Особенности культуры, традиции и религия.
1
6.
Осетины. Особенности культуры, традиции и религия.
1
7.
Черкесы. Особенности культуры, традиции и религия.
1
8.
Чеченцы. Особенности культуры, традиции и религия.
1
9.
Калмыки. Особенности культуры, традиции и религия.
1
10-11.
Русские. Особенности культуры, традиции и религия.
2
12.
Армяне. Особенности культуры, традиции и религия.
1
13.
Украинцы. Особенности культуры, традиции и религия.
1
14.
Белорусы. Особенности культуры, традиции и религия.
1
15.
Башкиры. Особенности культуры, традиции и религия.
1
16.
Татары. Особенности культуры, традиции и религия.
1
16.
Мордовцы. Особенности культуры, традиции и религия.
1
17.
Удмурты. Особенности культуры, традиции и религия.
1
18.
Буряты. Особенности культуры, традиции и религия.
1
19.
Народ Коми. Особенности культуры, традиции и религия.
1
20.
Алтайский народ. Особенности культуры, традиции и религия.
1
21.
Народ Чукчи. Особенности культуры, традиции и религия.
1
22.
Арабы. Особенности культуры, традиции и религия.
1
23.
Хорваты. Особенности культуры, традиции и религия.
1
24.
Узбеки. Особенности культуры, традиции и религия.
1
25.
Вьетнамцы. Особенности культуры, традиции и религия.
1
26.
Кумыки. Особенности культуры, традиции и религия.
1
27.
Балкарцы. Особенности культуры, традиции и религия.
1
28.
Ногайцы. Особенности культуры, традиции и религия.
1
29.
Грузины. Особенности культуры, традиции и религия.
1
30.
Азербайджанцы. Особенности культуры, традиции и религия.
1
31.
Туркмены. Особенности культуры, традиции и религия.
1
32.
Абхазы. Особенности культуры, традиции и религия.
1
33.
Шапсуги. Особенности культуры, традиции и религия.
1
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Литература:
1.Интернет yandex.ru
2.Культура и этнос. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. Сост. Л. В. Щеглова, Н. Б. Шипулина, Н. Р. Суродина. Волгоград: Перемена, 2002.
3.Народы мира: Историко-этнографический справочник. М., 1988.
4.Нации и национализм. М.: Геллнер Э. Прогресс, 1991.
5.Национальное самосознание и факторы этнической идентификации Татаринова Л.Н. Саратов, 1998.