Просмотр содержимого документа
«Авторская_методическая_разработка_программы__внеурочной_деятельности_»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 143 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» НОВО-САВИНОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНПИ
Утверждена: ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» институт педагогики и психологии
Замалетдинова З.И., ст.преподаватель ПМЦ ПК и ПП РО КФУ
Салихова Л.Ф., зам.директора ПМЦ ПК и ПП РО КФУ
2013г.
Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности
спортивно- оздоровительного направления в рамках внедрения ФГОС НОО
«В здоровом теле - здоровый дух»
Составлено учителем начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 143 с углублённым изучением отдельных предметов» Ново – Савиновского района города Казани
I квалификационной категории
Фаткулиной С.С.
Казань 2013г.
Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения
обучающимися программы
внеурочной деятельности
Литература
Учебный план
Пояснительная записка.
Школа- это второй дом для малыша, а не просто учреждение образования. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды развития ребенка, он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни.
Во многом успех будет зависеть от того, как он прошел процесс воспитания и социализации в школе, какие знания получил.
Внеурочная деятельность – важная, неотъемлемая часть процесса образования детей. Это проявляемая вне уроков активность, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя в окружающей действительности, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника.
Согласно Письму Минобрнауки РФ от 12.05.11 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно- урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:
- территориальное расположение ОУ;
- уровень развития дополнительного образования в школе;
- программное обеспечение воспитательной деятельности учителей начальных классов и классных руководителей;
- кадровое обеспечение воспитательного процесс (психолог, социальный педагог, педагог- организатор, вожатый…);
- материально- техническое обеспечение воспитательного процесса.
Задачи внеурочной деятельности:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- учет возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальной и коллективной форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию.
Внеурочная деятельность может осуществляться через:
- учебный план образовательного учреждения; (в нашей школе существуют традиционные праздники и мероприятия )
- внутришкольную систему дополнительного образования; (в нашей школе работают кружок танцев, спортивные секции по футболу, баскетболу, редакция газеты «Катапульта»)
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей; (мы с детьми посещаем Республиканскую детскую библиотеку, Дом спорта и туризма «Простор», дети посещают другие секции и кружки вне школы)
- организацию деятельности ГПД; (я вела ГПД и проводила разнообразные мероприятия)
- классное руководство (экскурсии…) (сама являюсь классным руководителем 3 класса- проводила праздники, игры, экскурсии…)
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.
Программа внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «В здоровом теле здоровый дух» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно- правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования.
Цели программы:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие, как умение сотрудничать, нести ответственность за принятое решение;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способами приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
- формирование представлений о: факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом питании) и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учебы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимости от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- обучать: осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье; правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье; элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); упражнениям сохранения зрения.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, креативным, инициативным, чувствовать доброту иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открыты внешнему миру.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе,
-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающие принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей,
-укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле -здоровый дух» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Предмет
Содержание учебной дисциплины
Содержание программы «В здоровом теле здоровый дух»
Литературное
Чтение произведений Ю.Тувима, русских народных сказок
Просмотр кукольных спектаклей. Подбор пословиц и поговорок.
Окружающий мир
Сезонные изменения в природе.
Организм человека.
Наше питание.
Экскурсия «У природы нет плохой погоды»
Осанка – это красиво.
Умеем ли питаться.
Технология
От замысла к результату.
Технологические операции.
Изготовление овощей и фруктов из солёного теста.
Изобразительное искусство
Мир фантазии.
Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций: Бетховена, Шопен, Глинки и т. Д.
Физическая культура
Отличие физических упражнений от обыденных.
Эстафеты.
Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс упражнений зарядки. День здоровья.
Музыка
Выразительность музыкальной интонации.
Мир эмоций и чувств.
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебой и внеурочной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа жизни. А будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровья и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.
Продолжительность занятий соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 35 мин.
Занятия проводятся в учебном кабинете, спортивном зале, на территории школы, на территории и в помещении Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Простор» Ново- Савиновского района.
Формы и методы работы: игры, соревнования, веселые старты, экскурсии, «Дни здоровья», школьные конференции, праздники, беседы, тестирование, во время учебного процесса - пальчиковая гимнастика, зарядка для глаз, физминутки, секции.
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение одного часа в неделю: 1 класс – 33ч. в год, 2-4 классы – 34ч. в год.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности самотического, психологического и социального здоровья.
Разделы программы:
«Школа- наш второй дом»: личная гигиена, утренняя гимнастика, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи (8ч.)
«Я и мое здоровье»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений деятельности организма, здоровый образ жизни (8ч.)
«Спорт- это здорово»: конкурсы, соревнования, праздники (17-18ч.)
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырёх лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье. Закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся . Это содержание отражает взаимосвязь всех компоненов здоровья,подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости правильного питания.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
В результате работы формируются следующие УУД:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности науроке и во врем проведении мероприятий;
- определять последовательность постановки целей с учетом конечного результата;
- уметь вносить коррективы в план и способ действий для достижения желаемого результата;
- осознавать, что усвоено и что еще подлежит усвоению;
- уметь выбрать линию поведения.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и мотивом ;
- обеспечивать личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Познавательные УУД:
- уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- уметь добывать, выделять и применять необходимую информацию;
- уметь контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- уметь работать в команде;
- уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и целями деятельности.
Предполагаемая результативность программы:
- осознание учащимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения (Интернет), приобретения опыта взаимодействия с окружающим миром;
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка. Любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого материала.
3.Литература:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в последней редакции от 17.07.2009г.)
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009г., № 373
3. Здоровьесберегающая технология в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: мет. Рекомендации/ под ред.М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. М.,2002г.
ФГОС «Примерные программы начального образования».-«Просвещение»; Москва, 2009г.
ФГОС «Планируемые результаты начального общего образования».-«Просвещение», Москва, 2009г.
Электронный журнал «Учительская» ИРО – РТ, ИЮЛЬ 2009г.
DVD «Уроки тетушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009г.