ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – групповая
УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ – начальное общее образование
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ – индивидуальность, доступность, результативность.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
стационарная, смешанная, походная
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – активные методы обучения
ДИФФИРИНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ (занятия, конкурсы, соревнования,
экскурсии, походы и т.д.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ИСХОДНЫЕ ПОЗИЦИИ ПРОГРАММЫ
Туристско-краеведческая деятельность обогащает развитие учащихся, т.к. позволяет наиболее полно осуществить объединение «физических и духовных воздействий на личность».
Туризм и краеведение – основные аспекты содержания Программы, они являются объединяющим началом, в котором сочетаются оздоровительная, познавательная и воспитывающая деятельность.
Программа является адаптивной к внешней природной и социальной среде, использует эмоционально-чувственные механизмы познания и накопления опыта.
ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ
Изучение опыта туристско-краеведческой работы в начальных классах города и района показывает, что вопросы активизации данной работы, позволяющей не только совершенствовать двигательную сферу ребенка, но и формировать его личностные качества, а также расширять информацию об окружающей жизни, не знали еще должного места в воспитании и обучении детей.
До сего времени были в наличии детские объединения, которые ориентированы полностью на краеведение, процент туристского материала очень низок, мало внимания уделяется оздоровлению. Материал по образовательным программам либо ориентирован не на наш регион, либо содержит узкие сведения о нем. Однообразие тем не содействует развитию творческих способностей воспитанников. Не развито литературное краеведение, не очень много внимания обращается на этнографию, народные и гражданские праздники. Недостаточно используется такие формы работы, как изготовление поделок и выполнение эскизов (по образу и подобию старинных предметов и игрушек).
Все это указало на необходимость разработки и внедрения данной Программы.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Образовательный процесс по данной Программе ориентирован конкретно на младший школьный возраст.
Обучать детей можно со 2 класса (программа 1-4) или с первого класса (программа 1-3). Семилетние дети, в отличие от шестилетних, во-первых, уже имеют некоторую самостоятельность в передвижении без родителей вокруг школы или по микрорайону, в котором проживают, а во-вторых, они быстрее научаться писать, а это немаловажно для педагога.
При желании педагог может ориентировать программу на шестилетних детей, но тогда должны быть внесены изменения в сторону упрощения.
Программа обращена на ребенка, на создание условий, необходимых для развития его творческого потенциала.
Предлагаемая Программа – результат авторского поиска оптимальных вариантов системного ведения туристско-краеведческого материала в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях.
Важен и тот факт, что это – первая в районе «Туристско-краеведческая Программа для младших школьников».
Программа ориентирована на местный материал. В ней используется накопленный в Центре детско-юношеского туризма и экскурсий опыт. Все это способствует решению многих целевых образовательных и воспитательных задач, дает возможность раскрыть творческие способности детей благодаря богатому и разнообразному материалу Программы. У детей становиться больше шансов реализоваться в различных видах деятельности.
Статистика показывает рост заболеваемости среди детей – учащихся начальных классов города и района, что связанно с ограниченной возможность пребывания их на свежем воздухе и в связи с малой подвижностью. Отсюда следует, что оздоровительная работа приобретает все большую актуальность в сфере решения задач здорового образа жизни.
Вовлечение детей в туристско-краеведческие объединения позволяет более полно реализовать еще и их потребность в сфере общения.
Данная Программа – не догма. Работая по ней можно быстро среагировать на изменения в окружающем мире, откорректировать темы занятий, для того, чтобы не только взрослые, но и дети были в курсе событий.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ ОТ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ
При создании программы, конечно же, учитывался современный опыт комплексного подхода к изучению туризма и краеведения в образовательных учреждениях. Данная Программа построена с использованием самых разных источников. Помимо туризма и краеведения, привлечены материалы: этнографии, топонимики, литературы, географии и т.д.
Программа составлена с учетом региональных особенностей и традиций, перспектив деятельности объединений и уровня подготовки педкадров.
В связи с особенностями психофизического развития детей младшего школьного возраста важное место отводится смене видов деятельности учащихся.
Большое внимание уделяется иллюстрированному материалу, наглядным пособиям. Главное – заинтересовать ребенка, ведь заинтересованный человек может быстрее и глубже усвоить учебный материал.
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Внешние: наличие методической базы; наличие музеев, памятников истории и культуры;сотрудничество с семьей.
Внутренние: создание благоприятного психологического климата, учет возрастных особенностей и способностей детей, доброжелательное отношение к детям; творческое отношение педагога к работе.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Формы реализации Программы: стационарные, смешанные и походные. Стационарные – в помещении ЦДЮТиЭ, других учебных учреждениях (школах). Смешанные – и в помещении, и на природе; например, занятие с элементами игр на воздухе; обрядовые праздники (Масленица), сбор перед экскурсией, прогулкой или походом (уточнение маршрута и т.п.).
Поход – основная форма детского туризма. Он заключается в активном передвижении по маршруту. В год предлагается провести от 2 до 4 однодневных походов (в силу возраста), а летом 2 однодневных или 1 двухдневный поход вместе с родителями.
Программа рассчитана на 216 часов в год. При этом предполагается педагогическая нагрузка 6 часов в неделю. Время работы 9 месяцев.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Оно включает различные рекомендации по видам и формам занятий, экскурсиям и походам, урокам в музеях, туристским праздникам, познавательным и досугово-развлекательным мероприятиям. Особо следует подчеркнуть роль самостоятельной работы школьников при реализации данной Программы. Опять-таки, учитывая психологию детей этого возраста, рекомендуется ввести рисунок, раскрашивание, аппликацию из различных материалов, изготовление поделок, лепку (из пластилина и из глины) и многие другие формы работы. (См. Приложение № 1)
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
В течение учебного года предполагается повторное обращение в разное время года к одним и тем же темам с постепенным усложнением учебного материала. Это позволяет углублять знания воспитанников.
Не стоит забывать, что туристско-краеведческая деятельность включает в себя три этапа: подготовку, проведение и подведение итогов. Последнее может проводиться как после одного занятия, так и после завершения целой серии занятий, но желательно, чтобы ежемесячно проводилось какое-либо мероприятие или учащиеся выполняли какую-либо работу. (Например, оформление «Летописи кружка» и т.д.)
Формы подведения итогов: выставки, конкурсы, соревнования, викторины, кроссворды, конкурсно-игровые программы, тесты и др.
В заключение учебного года проводится слет знатоков-туристят.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
очерковый (воссоздание наиболее ярких страниц жизни, истории, культуры и т.д.)
наглядный. Наряду с указанными её характеризуют:
межпредметная связь
доступности
практической направленности и др.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩИЕ:
формирование у учащихся устойчивого интереса к туризму и краеведению;
углубление знаний по этим направлениям;
владение туристско-краеведческой терминологией;
обучение исследовательской деятельности.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
развитие образного и логического мышления;
умение излагать свои мысли устно и письменно (например, подготовить доклад);
развитие личностных качеств ребенка, в том числе его творческих способностей.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:
оздоровление и физическое развитие учащихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитание всесторонне развитой личности.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 год обучения.
Деятельность направлена на: создание коллектива, расширение общего кругозора, формирование туристско-краеведческих интересов, знакомство и частичное овладение элементарной техникой, воспитание самостоятельности и трудолюбия, раскрепощение ребенка в воспитательно-образовательном процессе, освобождение его от страха перед ошибками, создание ситуации свободного выбора.
Ожидаемые результаты к концу 1 года обучения: учащийся
проявляет интерес к туризму и краеведению;
обладает первичными знаниями основных понятий, ориентируется в них;
владеет умениями первоначальных навыков работы с книгой, туристским инвентарем;
с помощью педагога и самостоятельно выполняет творческие задания (рисунки, лепка, изготовление поделок и др.);
умеет общаться со своими товарищами.
2 год обучения.
Работа ориентирована на: создание туристского и краеведческого актива в группе, создание предпосылок для завершения начальной подготовки, формирование более глубоких знаний, умений и навыков по туризму и краеведению, воспитание дружбы, бережного отношения к окружающей природе, развитие познавательной активности.
Ожидаемые результаты к концу 2 года обучения: учащийся
имеет устойчивую мотивацию к занятиям; выполняет творческие задания;
обладает умением работы с книгой, элементарным планом и картой, умеет наблюдать.
3 год обучения.
Создание условий для: закрепления интересов к туризму и краеведению, владения глубокими знаниями, умениями и навыками, овладения туристской техникой, умения заниматься исследовательской деятельностью, воспитания гражданской позиции к родному краю.
Ожидаемые результаты к концу 3 года обучения: учащийся
имеет устойчивую мотивацию к занятиям туризмом и краеведением;
способен самостоятельно принять решение и прийти на выручку товарищу;
владеет разнообразными, разносторонними знаниями по туризму и краеведению, реализует эти знания в туристско-краеведческой деятельности;
способен приготовить небольшое выступление или доклад на любую изучаемую тему и выступить с ним перед товарищами, а также оказать посильную помощь педагогу в подготовке и проведении мероприятия;
обладает умением работы с источником, умением проводить наблюдения и описывать наблюдаемые явления и объекты;
умеет работать в группе, коллективе;
способен выполнить обязанность по должностям в походе;
сможет принять участие в турслете.
В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА по данной Программе есть возможность раскрытия индивидуальных творческих способностей каждого воспитанника и развития их. Детям будут даны навыки в сохранении своего здоровья и закаливания организма. Также заложены навыки бережного отношения к природе и грамотного пользования её дарами. Воспитанникам будет прививаться любовь к истокам, семье, уважение к традициям и обычаям.
Решаться эти задачи должны через игровую занимательную деятельность, с помощью наглядных материалов.
Программа включает в себя, кроме учебного процесса, оздоровительной работы и досуговой деятельности, работу с родителями, связь с учителями начальных классов.
Т.к. Программа обращена на младший школьный возраст, поэтому по мере необходимости во время занятий (для снятия умственного напряжения у ребят и возврата их к рабочему состоянию) нужно проводить с воспитанниками игровые мини-паузы на 5-8 минут и физкультминутки на 2-5 минут.
ПОЧАСОВАЯ РАЗБИВКА УЧЕБНОГО КУРСА
№ п\п
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Часовая нагрузка по годам обучения
1 год
2 год
3 год
1.
«С рюкзаком за знаниями»
23
24
27
2.
«Путешествуем с умом»
12
12
12
3.
«Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит»
9
7
8
4.
«Если хочешь быть здоров…»
46
49
55
5.
«Роби-Роби-Робинзон»
5
7
8
6.
«Любите родные просторы,
Озера, леса и поля»
31
25
22
7.
«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу»
27
23
23
8.
«На свете добрых слов
Живет немало»
18
18
17
9.
«Обряды и игрушки
Бабушки-старушки»
45
51
44
ИТОГО:
216
216
216
ЧТО ИЗУЧАЕТСЯ В РАЗДЕЛАХ ПРОГРАММЫ:
1. «С РЮКЗАКОМ ЗА ЗНАНИЯМИ» - ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА
2. «ПУТЕШЕСТВУЕМ С УМОМ» - ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, ОРИЕНТИРОВАНИЕ
3.«ВСЕХ ИЗЛЕЧИТ, ИСЦЕЛИТ
ДОБРЫЙ ДОКТОР АЙБОЛИТ» - МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА
4. «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ» - ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
5. «РОБИ-РОБИ-РОБИНЗОН» - ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ
6. «ЛЮБИТЕ РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ,
ОЗЕРА, ЛЕСА И ПОЛЯ» - ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
7. «ДА ВЕДАЮТ ПОТОМКИ ПРАВОСЛАВНЫХ
ЗЕМЛИ РОДНОЙ МИНУВШУЮ СУДЬБУ» - ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
8. «НА СВЕТЕ ДОБРЫХ СЛОВ
ЖИВЕТ НЕМАЛО» - ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
9. «ОБРЯДЫ И ИГРУШКИ
БАБУШКИ-СТАРУШКИ» - ЭТНОГРАФИЯ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН работы по программе "ПУТЬ К ЗНАНИЯМ"
№
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Количество часов
всего
теория
практ.
1
С РЮКЗАКОМ ЗА ЗНАНИЯМИ
23
13
10
Начало любых,
самых дальних, дорог.
5
2
3
Что возьмем с собой в дорогу?
2
2
3. Уложу я в рюкзак все, что есть под рукой.
3
1
2
4. Хорошо, хоть немного, посидеть у костра.
4
2
2
5. Кто-кто в теремочке живет?
2
2
6. Обед Туристенка.
5
3
2
7. Узелок завяжется...
2
1
1
2
ПУТЕШЕСТВУЕМ С УМОМ
12
7
5
1. Знать, где север, а где юг нам поможет добрый друг.
5
3
2
2. "Крестики-нолики". Карта для школьников.
7
4
3
3
ВСЕХ ИЗЛЕЧИТ, ИСЦЕЛИТ
ДОБРЫЙ ДОКТОР АЙБОЛИТ.
9
5
4
1. "А нечистым трубочистам стыд и срам..."
2
2
-
От болезней что полезней?
4
2
2
"Битый небитого везет"
3
1
2
4
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ.
46
4
42
1. Раз, два-три, четыре, руки выше, ноги шире.
12
1
11
2. "Лихо мерили шаги" две туристские ноги...
30
2
28
3. Чтоб в пути нам бодрым быть надо игры разучить.
4
1
3
5
РОБИ-РОБИ-РОБИНЗОН
5
4
1
1. Кто, когда, зачем и где всех нас выручит в беде.
2
2
2. "Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной.
1
1
"Сами с усами".
2
2
6
"ЛЮБИТЕ РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ,
ОЗЕРА, ЛЕСА И ПОЛЯ".
31
16
15
"Люби и знай родной свой край".
6
2
4
"Здравствуй, Лес Березович".
12
5
7
В гостях у знахаря.
2
2
Наши меньшие братья.
11
7
4
7
"ДА ВЕДАЮТ ПОТОМКИ ПРАВОСЛАВНЫХ
ЗЕМЛИ РОДНОЙ МИНУВШУЮ СУДЬБУ".
27
12
15
Быстро сказка сказывается.
12
5
7
Праздничная карусель.
10
4
6
"У меня есть своя история".
5
3
2
8
НА СВЕТЕ ДОБРЫХ СЛОВ ЖИВЕТ НЕМАЛО.
18
8
10
Раскрытая книга.
2
1
1
Старина стародавняя.
10
5
5
Мы - актеры-фантазеры.
6
2
4
9
ОБРЯДЫ И ИГРУШКИ БАБУШКИ-СТАРУШКИ
45
17
28
1. Народные гуляния сейчас и по преданию.
15
5
10
2. Игрушки из бабушкиного сундучка
21
9
12
3.Копилка игр.
9
3
6
216
86
130
ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 ЧЕТВЕРТЬ
«НАЧАЛО ДОРОГ»
Знакомство. Выявление инд.интересов, определение уровня общей подготовки детей.
Введение в туризм и краеведение. Возникновение туризма, виды туризма. Пешеходный туризм. Детский туризм. Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г.Кулебаки.
Практические занятия: занятие с целью ознакомления с Центром туризма и экскурсий; знакомство с фотографиями, альбомами, «Летописями кружков»; «В гости к старшим туристам»; «Посвящение в юные туристы».
«ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ».
Что означают географические названия (страна, область, город и др.)? Географическое положение родного края (поля, леса, реки). Климат. Географическое имя – свидетель прошлого.
Практическое занятие: экскурсия по городу.
«ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕС БЕРЕЗОВИЧ»
Растительность края. Деревья, кустарники, ягоды, грибы. Сезонные изменения. Знание леса в жизни людей. Польза леса.
Практические занятия: экскурсия в парк, сбор природного материала для поделок, творческая работа – изготовление поделок на тему «Осень» или «Лесные человечки», игра «Лесная тропинка».
«НАШИ МЕНЬШИЕ БРАТЬЯ»
Характеристика животного мира. Дикие и домашние животные. Забота человека о животных.
«НАРОДНЫЕ ГУЛЯНИЯ»
Первая встреча осени. Осенины – праздник урожая. Осенние посиделки.
Практические занятия: «Праздник урожая».
«ПРАЗДНИЧНАЯ КАРУСЕЛЬ»
27 сентября – Всемирный День туризма. Туристские песни и забавы.
Практическое занятие: «Кузьминки – по осени поминки»
«РАЗ, ДВА – ТРИ, ЧЕТЫРЕ»
Физические упражнения для укрепления организма.
Практическое занятие: физкультурные занятия.
«ПОСИДИМ У КОСТРА»
Костры. Виды костров. Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания.
Практические занятия: на раскладывание костров.
«КТО – КТО В ТЕРЕМОЧКЕ ЖИВЕТ?»
Палатка. Установка палатки. Бивуак.
«КТО НАС ВЫРУЧИТ В БЕДЕ?»
Техника безопасности. Меры по предупреждению травматизма. Обеспечение безопасности в походе. Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Действие группы в аварийных ситуациях.
«ЧТО МНЕ СНЕГ. ЧТО МНЕ ЗНОЙ,
ЧТО МНЕ ДОЖДИК ПРОЛИВНОЙ?»
Гроза, дождь, град. Разведение огня в неблагоприятных условиях.
«САМИ С УСАМИ»
Самоконтроль в походе. Как оказать помощь самому себе в трудной ситуации? Как поступить, если заблудился?
«ОТ БОЛЕЗНЕЙ ЧТО ПОЛЕЗНЕЙ?»
Характерные травмы туристят. Меры по их профилактике. Признаки заболеваний, первая помощь. Аптечка. Перегревание, переохлаждение, отравление ягодами, грибами и т.д.
Практические занятия: профилактика травм и заболеваний, комплектование мед.аптечки.
«В ГОСТЯХ У ЗНАХАРЯ»
Лекарственные растения нашего края. Способы применения.
«БИТЫЙ НЕБИТОГО ВЕЗЕТ»
Транспортировка пострадавшего.
Практические занятия: практика переноски пострадавшего.
«ИГРУШКИ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА»
Знакомство с народными промыслами: Вознесенская тарарушка. Изготовление рисунков и поделок.
Практические занятия: изготовление рисунков по подобию Вознесенской тарарушки, выставка детского творчества «Вот умелец я какой»
Календарная обрядовая поэзия. Мотивы родного края.
Практические занятия: конкурс – «Лорка – скороговорка», конкурс частушек.
«НАРОДНЫЕ ГУЛЯНИЯ»
Рождество. Рождественские посиделки. Калядование, гадание, игры, прибаутки.
Практические занятия:Рождественские посиделки.
«РАЗ, ДВА – ТРИ, ЧЕТЫРЕ»
Физические упражнения для укрепления организма.
Практические занятия: физкультурные занятия.
«ЧТОБЫ БОДРЫМ БЫТЬ В ПУТИ»
Подвижные игры.
Практические занятия: конкурс «Мастер игры», «Игра – дело серьезное».
«КОПИЛКА ИГР»
Народные игры. Обрядовые игры.
«НАРОДНЫЕ ГУЛЯНИЯ»
Масленица.
«ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕС БЕРЕЗОВИЧ»
Сезонные изменения в природе. Зимний лес полон сказок и чудес.
Практические занятия: творческие работы на тему «Зима», игра «Тайны снежного леса».
«НАШИ МЕНЬШИЕ БРАТЬЯ»
Сезонные изменения у диких и домашних животных.
Практические занятия: составление кроссворда.
«НАЧАЛО ДОРОГ»
Туристские должности. Туристские традиции.
«УЗЕЛОК ЗАВЯЖЕТСЯ»
Узлы. Виды узлов (прямой, восьмерка, проводник)
Практические занятия: вязание узлов.
«ОБЕД ТУРИСТЕНКА»
Питание в походе. Использование сухих и сублимированных продуктов, ягод, грибов, съедобных растений. Режим питания. Меню. Фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.
Практические занятия: составление меню.
«ИГРУШКИ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА»
Городецкая и Хохломская роспись. Игрушки и посуда.
Практические занятия: изготовление эскизов и рисунков.
«ПРАЗДНИЧНАЯ КАРУСЕЛЬ»
23 февраля – День защитников Отечества.
«ЗНАТЬ, ГДЕ СЕВЕР, А ГДЕ ЮГ
НАМ ПОМОЖЕТ ДОБРЫЙ ДРУГ»
Компас. Устройство. Правила пользования.
Практические занятия: работа с компасом.
«КРЕСТИКИ-НОЛИКИ» - карта для школьников
Топография. Условные знаки: населенные пункты, реки, дороги, растительность.
«А МЫ ПОЙДЕМ НА СЕВЕР…»
Ориентирование.
Практические занятия: игра «Ищем клад», конкурс разведчиков, образовательная игра «Топографическая азбука», топографическая прогулка, сочинение топографической сказки.
знать несколько узлов (прямой, восьмерка, проводник и др.);
уметь переправляться по кочкам, бревну, параллельным веревкам;
знать и уметь оказать первую помощь при: кровотечении из носа, солнечном ударе, обморожении, укусе насекомых и т.д.;
уметь делать зарядку из 7-10 упражнений;
знать 15-20 топографических знаков;
уметь собирать ремнабор, аптечку;
уметь нарисовать иллюстрацию по теме;
уметь изготовить поделку самостоятельно;
знать 6-8 народных праздников;
различать игрушки нашей области;
знать туристские песни;
знать народные игры;
знать календарные праздники;
принимать активное участие в оформлении «Летописи объединения».
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
ТУРИСТСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ:
Палатка, костровые принадлежности, спальный мешок, рюкзак, компас, веревки, ремнабор, медаптечка и др.
СПОРТИВНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ:
Мячи, скакалки, обручи, настольные игры, воздушные шары, флажки, кегли или булавы, палки для игр в лапту и т.д.
ТСО:
Музыкальный центр, диапроектор, экран, кинокамера, видеомагнитофон, телевизор, фотоаппарат.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ:
Листы-задания, кроссворды, альбомы, «Летописи», топографические карты, схемы, тесты и т.п. А также яркая, эстетическая грамотная наглядная агитация. Должны быть таблицы предстоящих соревнований, сводные протоколы.
Неплохо для занятий подготовить так называемый «Лесной стадион», где можно разместить переправу по бревну, по кочкам. Иллюстративный материал.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:
Учебники по фольклору для начальной школы, учебные пособия по туризму и краеведению, методические рекомендации по построению занятий, по разнообразным формам занятий, по методике ознакомления детей с туристско-краеведческими понятиями, по методике проведения конкурсов, игр, простейших соревнований, народных праздников и т.п.
Методические разработки игр на местности, материалы по туризму и краеведению.
Образовательно-игровые программы, сценарии туристско-краеведческих мероприятий, праздников; картотека игр и разнообразных конкурсов, туристско-краеведческих викторин.
Топографические карты, краеведческие таблицы, а также таблицы по рисованию, изготовлению поделок и игрушек.
Беседы на различные изучаемые темы. Например: «Чтоб к туризму быть готовым, надо быть всегда здоровым».
Карточки с туристско-краеведческими заданиями.
Плакаты по охране природы.
Особое внимание уделяется материалу, предназначенному для награждения. Среди различных наград могут быть специальные переходные призы, в том числе и шуточные.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОКУМЕНТЫ.
Константинов Ю.С. (составитель) Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.
Андреева И.В. «Отчизноведение», Альманах «Отечество», 1, ЦДЮтур МО РФ, 1995.
Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮтур МО РФ, 1996.
Аппенянский А.И. Физическая подготовка туристов. М.: ЦРИБ «Турист», 1985.