kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Умелые руки" для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Авторская программа  по внеурочной деятельности общекультурного направления "Умелые руки" для 4-х классов в соответствии с ФГОС.Занятия по программе позволяют существенно влиять на трудовое  и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.     Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это  самые распространенные виды декоративно – прикладного  искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая часть  состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Умелые руки" для 4 класса »

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №162

Калининского района



Согласовано:




Утверждаю:

Директор ГБОУ СОШ № 162

Краснянская Р.Ф.





Программу разработала

Воспитатель ГПД:

Захарова Татьяна Николаевна




Программа внеурочной деятельности

Общекультурного направления

для 4 класса

«Умелые ручки»

2015-2016 уч.год


















Санкт-Петербург

2015 год

Пояснительная записка

Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.

Занятия по программе позволяют существенно влиять на трудовое  и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.     Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это самые распространенные виды декоративно – прикладного  искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая часть состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

Курс “Умелые руки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.


На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего края, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

  • формирование информационной грамотности современного школьника;

  • развитие коммуникативной компетентности;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Цели:

  • всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;

  • создание условий для самореализации ученика в творчестве;

  • формирование практических трудовых навыков;

  • развитие индивидуальных творческих способностей.


Задачи:

развитие

  • творчества;

  • сенсорики, мелкой моторики рук;

  • пространственного воображения;

  • технического и логического мышления, глазомера;

  • способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.


овладение

  • начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;

  • опытом практической деятельности по созданию поделок;

  • способами планирования и организации досуговой деятельности;

  • навыками творческого сотрудничества.


воспитание

  • уважительного отношения к результатам труда;

  • интереса к творческой и досуговой деятельности;

  • практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.


Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты, презентации.


Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

«Умелые ручки»

4 класс




Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать навыки работы с информацией.


Наблюдается высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий. Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала; активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне; использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение своих умений и навыков.




Программа рассчитана на 4 года обучения.

Общее количество часов: 134

Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 32 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

Содержание программы 4 класс (34 часа)


1.Введение (1 час).

Теория – 1 час

  • Введение в образовательную программу.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

2.Работа с бумагой и картоном (8 часов).

Теория – 2 часа

  • Виды бумаги и картона.

  • Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов)

Практика6 часов

  • Знакомство с техникой «мозаика» (1 час)

  • Мозаика «Воспоминание о лете» (1 час)

  • Изготовление аппликаций «Осенний лес»(1 час),

  • Изготовление поздравительных открыток ( часа)

  • Оригами (2 час)

3.Работа с тканью (6 часов).

Теория – 1 час

  • Знакомство с профессией швеи (1 час).

Практика5 часов

  • Техника выполнения шва «потайной». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Тренировочные упражнения (1 час)

  • Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Обезьянка» (2 часа)

  • Лоскутная аппликация « Домик в деревне» (коллективная) (2 часа)

4.Работа с природным материалом (5 часов).

Теория – 1 час

  • Флористика.

Практика – 4 часа

  • Изготовление композиций из засушенных листьев (1 час)

  • Изготовление животных из шишек (1 час)

  • Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа) (1 час)

  • Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев) (1час)

5.Работа с пластилином (5 часов).

Теория – 1 час

  • Профессия скульптора.

Практика – 4 часа

  • Лепка людей, животных по образцу (2 час)

  • Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» (по образцу) (1 часа)

  • Лепка по замыслу детей (1 час)

6.Работа с текстильным материалом (6 часов)

Теория – 1 час

  • Беседа о разновидностях ниток

Практика – 5 часов

  • Аппликация из нарезанных ниток «Собачка» (1 часа)

  • Аппликация из ткани. Колобок (1 час)

  • Техника изготовления помпонов (1 час)

  • Игрушка из помпона по замыслу детей (1 час)

7. Работа с различным материалом (2 часа).

Практика – 2 часа

  • Изготовление изделия по замыслу детей (групповая работа)

8. Итоговое занятие (1 часа).

Практика – 1 часа

  • Выставки творческих работ



Тематическое планирование


Название раздела (темы) программы

Общее количество часов

Форма занятия

Виды деятельности обучающихся


1

Введение

1 ч

Инструктаж, беседа с обсуждением,

игра

Теоретическое обсуждение вопросов с использованием элементов игры, работа с учебной литературой


2

Работа с бумагой и картоном

8 ч





Виды бумаги и картона

1

Беседа, практическая работа, игра

Исследуют, анализируют, планируют практическую деятельность



Заочное путешествие на бумажную фабрику

1

Беседа с презентацией, игра

Анализируют, обобщают, делают вывод



Знакомство с техникой «мозаика»

1

Беседа, элементы игры, практическая работа

Исследуют, анализируют, планируют практическую деятельность



Мозаика («Воспоминание о лете»)

1

Беседа, элементы игры, практическая работа

Организовывают деятельность, работают практически, сравнивают, оценивают



Изготовление аппликаций «Осенний лес»

1

Беседа, элементы игры, практическая работа

Организовывают деятельность, работают практически, сравнивают, оценивают



Изготовление поздравительных открыток

1

Беседа, элементы игры, практическая работа

Организовывают деятельность, работают практически, сравнивают, оценивают



Оригами

2

Беседа, элементы игры, практическая работа

Исследуют, анализируют, планируют практическую деятельность


3

Работа с тканью

6 ч





Знакомство с профессией швеи

1

Беседа, элементы игры

Извлекают информацию, анализируют, делают выводы



Техника выполнения шва «потайной». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Тренировочные упражнения

1

Беседа, элементы игры, практическая работа

Исследуют, анализируют, планируют практическую деятельность



Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Обезьянка»

2

Беседа, элементы игры, практическая работа

Организовывают деятельность, работают практически, сравнивают, оценивают



Лоскутная аппликация

«Домик в деревне»

2

Беседа, элементы игры, коллективная практическая работа

Используют необходимую информацию, создают образ


4

Работа с природным материалом

5 ч





Флористика

1

Беседа, элементы игры,

Извлекают информацию, анализируют, делают выводы



Изготовление композиций из засушенных листьев

1

Беседа, элементы игры, практическая работа

Организовывают деятельность, работают практически, сравнивают, оценивают



Изготовление животных из шишек

1

Беседа, элементы игры, практическая работа

Используют необходимую информацию, создают образ



Составление композиции «Животные нашего леса»

1

Беседа, элементы игры, коллективная практическая работа

Исследуют, анализируют, планируют практическую деятельность



Мозаика «Веселые узоры»

1

Беседа, элементы игры, практическая работа

Используют необходимую информацию, создают образ


5

Работа с пластилином

5 ч





Профессия скульптора

1

Беседа, элементы игры,

Извлекают информацию, анализируют, делают выводы



Лепка людей, животных по образцу

2

Беседа, элементы игры, практическая работа

Организовывают деятельность, работают практически, сравнивают, оценивают



Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке»

1

Беседа, элементы игры, практическая работа

Используют необходимую информацию, создают образ



Лепка по замыслу детей

1

Беседа, элементы игры, практическая работа

Практическая работа по изготовлению изделия


6

Работа с текстильным материалом

5 ч





Понятие текстиль

1

Беседа, элементы игры,

Работа с наглядным материалом



Аппликация из нарезанных ниток «Собачка»

1

Беседа, элементы игры, практическая работа

Используют необходимую информацию, создают образ



Аппликация из ткани «Колобок»

1

Беседа, элементы игры, практическая работа

Организовывают деятельность, работают практически, сравнивают, оценивают



Техника изготовления помпонов

1

Беседа, элементы игры, практическая работа

Исследуют, анализируют, планируют практическую деятельность



Игрушка из помпона по замыслу детей

1

Беседа, элементы игры, практическая работа

Организовывают деятельность, работают практически, сравнивают, оценивают


7

Работа с различным материалом

2 ч





Изготовление изделия по замыслу детей

2

Беседа, элементы игры, групповая практическая работа

Организовывают деятельность, работают практически, сравнивают, оценивают


8

Итоговое занятие

1 ч





Выставка работ (презентация работ)


Комбинированное занятие

Выставка работ, показ презентаций, обсуждение, рефлексия






Ожидаемые результаты.


  • Укрепление физических и психологических сил детей.

  • Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.

  • Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

  • Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.

  • Формирование способности применять теоретические знания на практике.


Оценка результатов работы


Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

Литература для учителя

  • Гудилина С. И. “Чудеса своими руками»

  • Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”.

  • Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение.

  • Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”.

  • Докучаева Н. “Сказки из даров природы”.

  • Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка)

  • Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”.

. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

. Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru


Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

7. Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Захарова Татьяна Николаевна

Дата: 02.08.2015

Номер свидетельства: 224183


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства