kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знакомство с традицией изготовления хохломской посуды и роспись золотом-"Золотая Хохлома" "Город мастеров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие знакомит детей с уникальной традицией изготовления хохломской посуды  с росписью золотом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с традицией изготовления хохломской посуды и роспись золотом-"Золотая Хохлома" "Город мастеров"»






Конспект открытого занятия

кружка декоративно-прикладного искусства «Город мастеров»

Конспект занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Педагог: Гененова Оюна Владимировна Дом творчества Советского района г Улан-Удэ «Форус»

Кружок: декоративно-прикладного искусства

Тема учебного занятия: «Золотая Хохлома»

Продолжительность учебного занятия: 35 мин.

Форма учебного занятия: комбинированное занятие

Использование современных образовательных технологий: проблемный, частично-поисковый,групповой метод, метод наглядности ,занимательности, личностно-дифференцированный подход.

Цель: развитие творческих способностей средствами изобразительного и декоративно- прикладного искусства , создание условий для расширения знаний обучающихся о народном искусстве,воспитания нравственно-эстетического отношения к миру, Родине, ее истории, традициям и культуре.

Задачи:

-формировать знания об истории и традициях промысла России -Хохломы;

-воспитывать любовь и уважение к народному искусству;

-учить анализировать особенности хохломской росписи, выделять характерные средства художественной выразительности;

-применять полученные знания на практике;

-развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): ноутбук, интерактивная доска, аудиозаписи русских народных мелодий, иллюстрации, народные костюмы, предметы с хохломской росписью, работы детей по мотивам Хохломы, информационный материал к уроку.

Дидактические материалы к учебному занятию:

Для учителя: Презентация на основе ЦОР «Золотая Хохлома», стихи, сказ о Хохломе.

Для детей: Стихи, материалы для росписи, лепки и аппликации по мотивам Хохломы.

Литература и ЦОР:

Красильников А. Золотая Хохлома. – Горький, 1979

Махмутова Х. И. Роспись по дереву. – М., 1987

Яхнин Л. Веселое слово Хохлома. – М.: Малыш, 1987

http://fio.novgorod.ru/projects/Project217/hohloma.htm

Материалы сайта viki.rdf.ru

www.gold-hohloma.narod.ru



Предварительная работа:

-знакомство с историей возникновения российского промысла Хохломы;

- изучение способов изготовления изделий, особенностей элементов росписи, колорита;

-практическое выполнение творческих проектов.

Ход занятия:

  1. Оргмомент.



Заходи, честной народ! «Город мастеров» зовёт!

Аппликаторы, сюда, проходите, господа.

Скульпторы, скорей спешите,

К месту дружно подходите.

А художники решите,

Как места распределите…



Дети занимают места в творческих группах.



Звучит русская народная музыка. На выставочном стенде перед учащимися расставлены хохломские изделия.

1-й купец:   Низко кланяемся вам, дорогие гости!

2-й купец:  Кому посуда для кашки-окрошки,

                   Чудо-блюдо да чашки, ложки?

                   Откуда посуда?

                   Да к вам приехала сама

                   Золотая Хохлома!

Слайд 1

Учитель:  Мы сегодня с вами отправимся в настоящую сказку. Закройте глаза…

Выросла золотая травка на ложке. Распустился цветок на блюде, ягода красная поспела на чашке. А клюковку - ягодку уже птичка хохлатая клюет. Птичка – золотое перо.



Учитель: Вы уже подумали, что сказка началась? А это не сказка, а быль. Попробовала я такой ложкой кисель из расписной чашки и диву далась. Красоты неописуемой посуда была. Слайд 2



И было это в деревушке с необычным названием Хохлома, что под Нижним Новгородом.











II.Сообщение темы и цели



-Как вы думаете. Что объединяет эти картинки? Слайд 3



Россия – страна лесов. Здесь из дерева рубили избы. Для перевозки делали телеги и сани. Самую привычную в прошлом крестьянскую обувь – лапти - плели из липовой коры. А деревянная посуда была основной в жизни и быту русского народа. Вот и появился около 300 лет назад промысел. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

В каждом доме Хохломы эта посуда сверкала своей позолотой.

III. Основная часть

- Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком. Чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы, ковши - «братины»- это всё изготавливали народные умельцы. Слайд 4

Существует сказ о возникновении этого промысла. Слайд 5

Ведущий 1:

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец.

Слайды 6-9.

Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул

царский двор и перебрался в глухие леса. 
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. 
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. 
    Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. 
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. 
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.


    Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области.



Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы. Слайды 10-13.

Ученик: Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.



Как же изготавливают эти изделия, которые приходят в наши дома, чтобы радовать нас?



Процесс изготовления хохломской посуды. Слайды14-15



1. Заготовка. Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельем». Готовое изделие хорошо просушивают.

2. Грунтовка. После сушки изделие грунтуют: разведенную водой до жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов.

Пропитка льняным маслом, сушка.

Олифление. Покрывают 4 слоями олифы, 4 слой - самый густой, сушат в печи при температуре 50-60 градусов.

3. Лужение - порошок олова или алюминия втирают в изделие, оно приобретает красивый бело-зеркальный блеск. Сушка.

4. Роспись. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого ее основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. Практически вся роспись изделий ведется на весу. Девой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно притронутся к изделию.

5. Покрытие лаком и закаливание в печи. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270 -300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого цвета операцию лачения можно повторить несколько раз.

Давайте попробуем восстановить процесс изготовления хохломской посуды. Дети на доске распределяют картинки по порядку.

(Проверка на слайде)

Учитель: Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы (на образцах). Какой орнамент используют художники? (Травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.).

-Какие основные цвета в росписи? (Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый) Красный – огонь, любовь, преданность. Золотой – свет, солнце.

На чёрном фоне великолепно смотрятся все цвета, он символизирует торжественность.



Слайды 16-17

Хохломскую роспись называют пламенной и золотой. Пламенной, потому, что основной в росписи красный цвет, посуда закаливается в пламени печи. А золотая, потому что блестит словно золото. Еще один цвет хохломы – черный. Итак, три основных цвета хохломы: красный, черный, золотой.

Существует два вида росписи: верховое и фоновое письмо .Слайды 18-20

Верховое письмо – художник поверх наносит рисунок (рисунок на золотом фоне)

Роспись "под фон", или фоновое письмо, - это уникальная техника росписи. На полуду (серебряный фон) наносятся контуры будущих листьев, цветов, ягод, птичек и других элементов росписи. Мастер, прочувствовал форму предмета, обдумал рисунок и уже безошибочно знает, в каком месте что разместить. Пространство по наружной стороне контурных линий закрашивается черной или красной краской. Происходит "заливка" фона. После сушки и покрытия лаком, в результате чего "серебро" превращается в "золото", художник начинает расцвечивать ягоды, другие элементы рисунка, оживки. А на свободном пространстве фона, где требуется, нарисует травку.

Элементы хохломской росписи. Слайды 21-26

Птица, ягоды, листья, травинки. Ягодки : калина, малина, клубника, вишня, смородина, листья, травка и птица-жар – являются основными элементами хохломской росписи. Особенность хохломской росписи в том, что художник никогда не пользуется карандашом, не вычерчивает заранее четких деталей в узоре. Поэтому в росписях все штрихи и линии сразу выполняются кистью.



Сегодня Хохлома стала очень популярной, что используется не только народными умельцами .Слайды 27-30.

По мотивам хохломы можно встретить одежду, предметы быта, нетрадиционные для этого промысла, автомобили.

IV. Практическая работа.



Учитель: Сегодня мы будем работать в мастерских и научимся использовать нетрадиционные техники в работе .Мы создадим свою посуду по мотивам Хохломы. Слайд 31.



Физминутка (разминка для рук и глаз):

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.



У детей шаблоны красного, желтого и черного цвета для росписи, аппликации, лепки.



Учитель: Какими цветами вы будете пользоваться? (На желтом – черным и красным, на черном – красным и желтым, на красном – черным и желтым).



Вам необходимо выбрать элементы, создать композицию и защитить свою работу.



В случае затруднения вы можете воспользоваться инструкцией по выполнению работы, которая лежит у вас на столах. (Инструкции прилагаются).



Вы можете пользоваться таблицами с элементами и орнаментами.



А также у вас есть памятка –помощница «Как защитить свою работу»

Приступайте к работе.

Мастера, скорей за дело,
Украшай посуду смело!
Составляй такой узор,
Чтобы радовал он взор.

Работа в группах (под музыку).

Пока дети выполняют задание, на доске вывешивается рисунок домика.



Дети представляют свои работы

Учитель:

  • Посмотрите, какие великолепные изделия получились у вас.

  • Вы действительно настоящие мастера.

  • Взгляните на наш дом. Можем ли мы украсить его хохломской посудой? (Украшают дом. На схеме показаны места для размещения работ).

Мы создали свой музей Золотой Хохломы! Слайд 32.

Ребята представляют работы, выполненные по мотивам Хохломы.



Ученик 3:

Кисть хохломская!

Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди ,служишь Отчизне!



Ученик 4:

А вот наши витражи,

Доски хохломские.

Посмотрите, полюбуйтесь-

Яркие какие!



V. Подведение итогов.

Рефлексия.

Кроссворд Слайд 33.

  1. Материал, из которого хохломская утварь.

  2. Вид письма по фону.

  3. Вид растительного орнамента.

  4. Нанесение силуэтного рисунка.

  5. Узор, в котором травки превратились в кудри-завитки.

Что такое декор?



Учитель: Вот и сказка вся.

Теперь у нас есть свой музей «Золотая Хохлома». Красивые изделия получились. Как в настоящей Хохломе в ваших работах слышится смех и восхищенное «Ох!», и громкое «Ах!»! Любите народное искусство и дарите его людям




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гененова Оюна Владимировна

Дата: 23.08.2019

Номер свидетельства: 518201


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства