системно-деятельностные Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, исправлять ошибки при повторном чтении; воспринимать на слух прочитанное; оценивать поступки героев. ; читать выразительно; воспринимать на слух прочитанное; Проявлять положительные качества (доброта, чуткость, внимательность)
Умение выражать свои чувства, мысли. Оценивать собственную и коллективную деятельность;
Тип урока Урок формирования навыков и умений
ХОД УРОКА 1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. 2.Проверка домашнего задания. Учащиеся подготовили сжатый пересказ. Чтение по ролям разговора с Фенькой. 3.Фаза вызова интереса. Актуализация опорных знаний. Игрушки Буду мастером таким, Как наш дядя Евдоким: Делать стулья и столы, Красить двери и полы. А пока сестре Танюшке Сам я делаю.? Это детская площадка. Мячик здесь, ведро, лопатка. И мальчишки, и девчушки Принесли с собой. (игрушки) - Скажите, какие игрушки предпочитают мальчики, а какие девочки. Составим два кластера. Каждый из вас запишет название той игрушки, которую очень любит или хочет иметь.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Н.Носова «Саша», которому тоже подарили игрушку. Но вот какая история приключилась с этой игрушкой и этим мальчиком мы сейчас узнаем. 4. Работа по теме урока Вводное слово учителя о писателе. Носов Николай Николаевич (1908 -1976) - прозаик, киносценарист, драматург 23 ноября 1908 года родился Николай Николаевич Носов. Разносторонность дарований писателя проявилась еще во время его учебы в гимназии, а затем в школе рабочей молодежи. Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала "Икс". С 1932 года по 1951 Носов работает в качестве режиссера-постановщика мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. После съемки в 1943 году нескольких учебных фильмов для Красной Армии он был удостоен награды орденом Красной Звезды. Как писатель Носов дебютировал в 1938 году: был издан его первый рассказ для детей, "Затейники". Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов — "Мурзилке".Рассказы "Живая шляпа", "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша", "Огородники", "Фантазеры" и другие были объединены в детгизовском сборнике "Тук-тук-тук" и изданы в 1945 году. Сборники рассказов "Ступеньки" и "Веселые рассказы" (для детей младшего и среднего возраста) вышли в 1947 году. Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило завоевать прочное признание у детей и взрослых, а также занять достойное место в новеллистике для младшего школьного возраста. Имя Николая Носова становится любимым и известным и среди школьников среднего возраста В 50-годах издаются романы: сказки, объединенные в трилогию "Приключения Незнайки", "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне". В 1961 году выходят юмористические новеллы "Приключения Коли Клюквина", где автор высмеивает не только детские недостатки, но и пороки взрослых. Уважение к личности ребенка — отличительная черта прозы Носова. Созданы кинофильмы по киносценариям Н. Носова: "Два друга", Дружок", "Фантазеры", "Приключения Коли Клюквина", пьесы "Незнайка учится", "Незнайка — путешественник", "Незнайка в Солнечном городе". Носов в своих произведениях выступает и как популяризатор знаний политехнических, экономических: знакомя детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой.
Чтение рассказа. - Каковы ваши впечатления? - Понравилась ли он вам? - Оцените поступок Саши?
5.Физкультминутка. Мы ногами топ-топ. Мы руками хлоп-хлоп. Мы плечами чик-чик. Мы глазами миг-миг. Раз – сюда, два – туда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели-встали, Ванькой-встанькой словно стали. Руки к телу все прижали И подскоки делать стали, А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. Раз – два, раз – два, Заниматься нам пора!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, исправлять ошибки при повторном чтении; воспринимать на слух прочитанное; оценивать поступки героев. ; читать выразительно; воспринимать на слух прочитанное;
Проявлять положительные качества (доброта, чуткость, внимательность)
Умение выражать свои чувства, мысли. Оценивать собственную и коллективную деятельность;
Тип урока Урок формирования навыков и умений
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2.Проверка домашнего задания.
Учащиеся подготовили сжатый пересказ. Чтение по ролям разговора с Фенькой.
Буду мастером таким, Как наш дядя Евдоким: Делать стулья и столы, Красить двери и полы. А пока сестре Танюшке Сам я делаю..?
Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой... (игрушки)
- Скажите, какие игрушки предпочитают мальчики, а какие девочки. Составим два кластера. Каждый из вас запишет название той игрушки, которую очень любит или хочет иметь.
Мальчики
Девочки
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Н.Носова «Саша», которому тоже подарили игрушку. Но вот какая история приключилась с этой игрушкой и этим мальчиком мы сейчас узнаем.
4. Работа по теме урока
Вводное слово учителя о писателе.
Носов Николай Николаевич (1908 -1976) - прозаик, киносценарист, драматург
23 ноября 1908 года родился Николай Николаевич Носов. Разносторонность дарований писателя проявилась еще во время его учебы в гимназии, а затем в школе рабочей молодежи. Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала "Икс". С 1932 года по 1951 Носов работает в качестве режиссера-постановщика мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. После съемки в 1943 году нескольких учебных фильмов для Красной Армии он был удостоен награды орденом Красной Звезды. Как писатель Носов дебютировал в 1938 году: был издан его первый рассказ для детей, "Затейники". Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов — "Мурзилке".Рассказы "Живая шляпа", "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша", "Огородники", "Фантазеры" и другие были объединены в детгизовском сборнике "Тук-тук-тук" и изданы в 1945 году. Сборники рассказов "Ступеньки" и "Веселые рассказы" (для детей младшего и среднего возраста) вышли в 1947 году. Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило завоевать прочное признание у детей и взрослых, а также занять достойное место в новеллистике для младшего школьного возраста. Имя Николая Носова становится любимым и известным и среди школьников среднего возраста В 50-годах издаются романы: сказки, объединенные в трилогию "Приключения Незнайки", "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне". В 1961 году выходят юмористические новеллы "Приключения Коли Клюквина", где автор высмеивает не только детские недостатки, но и пороки взрослых. Уважение к личности ребенка — отличительная черта прозы Носова. Созданы кинофильмы по киносценариям Н. Носова: "Два друга", Дружок", "Фантазеры", "Приключения Коли Клюквина", пьесы "Незнайка учится", "Незнайка — путешественник", "Незнайка в Солнечном городе". Носов в своих произведениях выступает и как популяризатор знаний политехнических, экономических: знакомя детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой.
Чтение рассказа.
- Каковы ваши впечатления?
- Понравилась ли он вам?
- Оцените поступок Саши?
5.Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ.
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы плечами чик-чик.
Мы глазами миг-миг.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели-встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!
6.Продолжение работы по теме урока.
Повторное чтение и анализ прочитанного.
О каком приключении идет речь в рассказе?
Почему все мальчики хотят, чтобы им подарили оружие?
Как ты понимаешь выражение «пистолет – это опасная игрушка».
Как милиционер узнал, что пистолет принадлежит Саше?
Какая история случилась во дворе? Подробно опиши поведение Саши. Как ты оцениваешь поведение Саши по отношению к старушки?
Почему Саша подумал, что бабушка пошла жаловаться в милицию? Подберите соответствующую пословицу к состоянию Саши.
На воре и шапка горит.
Знает кошка, чьё мясо съела
А Васька слушает, да ест.
Какой эпизод с современной точки зрения является фантастическим? Почему?
Работа в тетради.
Письменно ответьте на вопросы.
Работа в группах. Прочитайте разговор милиционера и девочек по ролям. Оценивается коллективно.
Урок запланирован на основе семи модулей Программы. Для достижения целей я чередовал индивидуальную, парную и групповую работу. Урок строился на самостоятельной работе учеников, начиная с выполнения творческого домашнего задания(постер) Эта работа была индивидуальной, и чтобы оценить ответы, с учениками разработали критерии оценивания. Данный этап урока был очень удачным, так как ученики могли оценить свою работу благодаря критериям. Потому что такой вид оценивания был более прозрачный и у детей не возникло никаких сомнений .
Непосредственные столкновения с визуальными и устными источниками предлагают детям возможности намеренно практиковать навыки аргументации и обучаться менее формально, более личностно значимыми способами. Они «бросают вызов» традиционному акценту на обучение посредством учебника, и учителям необходимо пересмотреть свою роль, чтобы направлять, а не управлять процессами формирования знаний и исследований.
В начале урока для настраивания на работу выполнили упражнение "Пожелание на урок". Ребята делали друг другу пожелания на текущий урок. Главное условие в том чтобы не повторяться в выражениях. Этот новый подход к обучению, позволяет настроить детей на работу, улучшить микроклимат в группе. Данная стратегия способствовала созданию коллаборативной среды и саморегуляции.
На этапе вызова определить тему помог прием "Корзина идей" с целью формулировки целей урока. Каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (2 минуты). Все идеи потом я записывал на доске, даже если они были ошибочные. При обсуждении эти ошибки устранялись. Параллельно шла диалоговая речь : ученик - учитель; ученик - ученик; ученик- учитель. Больше всего идей собрали ученики с высокой мотивацией, тем самым продемонстрировали готовность к освоению новой информации, извлекая ключевые понятия из темы прошлого урока «Виды древесины». Так ученики перешли к теме и сформулировали цели урока.
На стадии осмысления я запланировала групповую работу. На уроке я объединил детей в группы, для создания конкурентной среды, это позволяет достичь очень большого эффекта при работе с дополнительным материалом, создании конструктивных выводов по теме. Для контроля знаний учащимся даётся установка ответить на вопросы партнёров, используя ключевые понятия темы. За данную работу применялось формативное и суммативное оценивание по критериям, разработанными в группах - отражение темы, нестандартность подхода, владение речью, выразительность представления. Я наблюдал за ходом работы пар, присоединяясь к ним как собеседник. Кроме контроля знаний на этом этапе урока велась диалоговая речь, отражая коммуникативные умения учащихся. Дети с высоким интеллектом показали навыки практического мышления, задавали вопросы по содержанию, аргументировали ответы. Для детей со средней мотивацией барьером являлся психологический фактор : ученикам трудно заставить себя говорить вслух . Для детей со слабой мотивацией - бедный словарный запас. По завершению этой работы, группы оценивали пары при помощи стикеров-классов.
Работая на этапе закрепления темы, детям было предложено выполнить Практическую работу. Для оценивания проектов разработали следующие критерии: 1) соответствие проекта целям урока,
2) полнота раскрытия темы, 3) умение отвечать на вопросы 4) аккуратность и эстетичность. Сильные ученики смогли вовлечь в процесс добывания знаний слабых: они вели диалог, выдвигали идеи, анализировали информацию и делали выводы без помощи учителя. В выполнении этого задания тоже можно отметить активное участие всех детей. Выполняя задание, ученики высказывают свои суждения, сопоставляют предложения с учебником и инструктивной картой. Из чего следует, что обучающиеся не просто переносят информацию в готовом виде, а преломляют через призму своих целей и вопросов.
По завершению задания в каждой команде был выбран спикер, который защищал свою группу, отвечал на вопросы. Группы внимательно слушали, дополняли ответы, если это было необходимо, велась исследовательская беседа.
Надо сказать, что спикеры от команд подготовились хорошо, отвечали на дополнительные вопросы, приводили примеры.
В конце урока использовала рефлексию содержания учебного материаладля выявления уровня осознания содержания пройденного. Обсудили то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценил свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы групп, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказывали обратную связь, выбирая начало фразы из рефлексии на доске:
Меня заинтересовал материал урока, заставил задуматься….
Мои знания по теме выросли…..
Я отвечал на вопросы учителя, вступал в беседу….
Участвовал в диалоге и полилоге на уроке……
Активно работал в группе с раздаточным материалом…..
Работал с литературой учебной и дополнительной….
Выступал перед классом, представлял итоги группы…..
Помогал работать товарищам на общее дело группы…..
Я буду применять знания, полученные на уроке, т.к. они полезны в жизни…
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
Считаю, что на стадии рефлексии важными должны быть и эмоциональные переживания. Дети должны оценить, как они себя чувствовали на уроке; что у них получилось, а что не получилось; что понравилось, а что нет. Такая работа развивает следующие качества: наблюдение за собственными действиями, поиск решений, готовность исправлять ошибки, настойчивость в достижениях целей. А данные качества нужны не только в учёбе, но и в жизненных ситуациях.
В итоге хочу отметить что, на данном этапе моей работы ещё преобладают минусы, но если работать в системе, то можно добиться положительных результатов.
Результат. На уроке сочеталась индивидуальная, парная и групповая форма работы. По ходу урока на каждом этапе включала модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения». На протяжении всего урока учащиеся заполняли оценочные листы, что помогло в подведении итога урока.
Для поддержки детей я использовал словесную оценку, этим я хотел показать удовлетворение от успехов: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься»; «Отлично!»; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать»; «Не огорчайся, у тебя все получится, только будь внимателен...»; «Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!» Кроме того, в процессе оценивания я хотел показать ученику, чего он уже достиг, и что ему предстоит освоить: «Молодец! Но...» Это может быть важной функцией на всех этапах, и особенно на этапах актуализации знаний и применения новых знаний. Оценка – гибкий инструмент, который учитель может использовать по своему усмотрению для управления учебной деятельностью. «Слабый» ученик, который начал проявлять к учебе интерес, нуждается в большем подкреплении, чем «сильный» ученик. После представления своих проектов группы оценивали их по критериям. Работы получили высокие оценки, такая деятельность ребятам понравилась. Цели и задачи урока разрабатывали сами ученики. Что это даёт?
Во-первых, это активизирует мышление, развивает речь учащихся.
Во-вторых, ученики уже на начальном этапе обучения могут разграничить информацию ту, с которой они знакомы и хотят её пополнить. И ту, с которой они не знакомы и хотят узнать. В-третьих, учащиеся могут определять, что является главным и значимым при изучении определённой темы. Здесь же положительным моментом этой стратегии является рефлексия, что обязательно нужно проводить как завершающий этап урока. Она позволяет узнать, достиг ли ученик своей цели урока и как нужно поступать, чтобы достичь ее в будущем.
Проблемы.
Много времени затрачивается на объяснения задания, так как у детей недостаточно выработана саморегуляция.
Опережающие групповое задания выполнили не все учащиеся.
Ученики давали неаргументированные ответы, недостаточно владеют техникой ведения диалога.
Дети не совсем осознанно ставят себе оценки (самооценка завышена или занижена).
При взаимооценивании дети выбирают оценку в зависимости от отношений между собой.
В классе есть "молчуны", которым трудно работать в группе.