Много величавых подвижников вышли из русского народа; что они на своем веку сделали, представляет собой изумительно разнообразную сокровищницу нравственного богатства русского племени. И среди этих дивных людей видится старец Серафим. Он точно не жил на земле, а лишь соприкасался с ней. И какое невидимое откровение любви к людям и безграничного смирения явил этот старец, кланявшийся в землю и целовавший руки всякому посетителю: богатому барину и нищему, праведнику и изболевшему в грехах грешнику.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Жизненный подвиг старца Серафима Саровского" »
Автор Полунин Александр
Михайлович учитель истории и ОПК
МОУ «Нижнегридинская средняя общеобразва-тельная школа»
Большесолдатский р-он
Курская область
Оформление: плакаты с высказываниями о Серафиме Саровском. Иллюстрации. С ИЗОБРАЖЕНИЕМ Серафима Соровского.
«Мы как копеечные свечи. А он — как пудовая свеча — всегда горит пред Господом как прошедшей своей жизнью на земле, так и настоящим дерзновением пред Святой Троицей».
Архиепископ Воронежский Антоний .
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
УЧИТЕЛЬ. Много величавых подвижников вышли из русского народа; что они на своем веку сделали, представляет собой изумительно разнообразную сокровищницу нравственного богатства русского племени. И среди этих дивных людей видится старец Серафим... Он точно не жил на земле, а лишь соприкасался с ней... И какое невидимое откровение любви к людям и безграничного смирения явил этот старец, кланявшийся в землю и целовавший руки всякому посетителю: богатому барину и нищему, праведнику и изболевшему в грехах грешнику.
«Радость моя» — это постоянное теплое обращение старца ко всем точно слышится и теперь от его могилы.
Ученик. Пред нами образ старца величавый,
С очами светлыми, с приветливым лицом,
Сияющий небесной ныне славой.
Увенчанный нетленныя венцом.
В труде тяжелом, подвиге суровом
Он нрава светлого в себе не угашал –
Встречал пришедшего всегда приветным словом
И радостью своею называл.
Из уст его лилось живое слово,
И слушающий пользу получал:
Он речью языка простого
С очей людских как бы покров снимал.
Не отчуждением холодным, но приветом,
Любовью к ближнему и ласкою дыша,
Звучала речь его смиренная при этом –
И умилялася от слов его душа.
Вся жизнь его суровая, святая,
Была великим подвигом одним…
И мы теперь, «житье» его читая,
Молитвой теплою угодника почтим!
УЧИТЕЛЬ. 2 января 1833 года в Саровской пустыни мирно отошел ко Господу блаженный старец иеромонах Серафим.. Вся жизнь его представляет поучительные образцы истинно христианского подвижничества, пламенной веры в Бога и самоотверженной любви к ближним.
Будущий святой появился на свет 19 июля 1754 года в Курске, в верующей купеческой семье Мошниных, и был наречен Прохором. С раннего детства, благодаря матери, которая рассказывала сыну о православной вере, Прохор полюбил церковные богослужения и чтение молитв. И на протяжении всей жизни небесные силы оберегали святого от зла и болезней. Так, в 7 лет мальчик случайно упал с возводившейся церкви и нисколько не пострадал.
УЧЕНИК.От самых малых детских лет
Всегда особый Промысл Божий
Его хранил от всяких бед.
Раз как-то в летний день погожий
Его с собою мать взяла,
Когда смотреть за стройкой шла.
На колокольню по лесам
Они вдвоем взобрались там,
Взойдя на ряд лесов последний
Неловко как-то ножкой стал
И с высоты такой упал
На землю мальчик семилетний.
В отчаянье напрасно мать,
Стремглав с крутых мостков сбегая,
Его убитым уж считала
И бросилась к нему, рыдая,-
Уже успел малютка встать
И тихо продолжал стоять,
Не испугавшися нпмало…
Воочью Божья благодать
На том младенце почивала!
УЧИТЕЛЬ. В отрочестве Прохор тяжело заболел. Как-то ночью ему во сне привиделась Богородица, которая пообещала ему выздоровление.
Спустя недолго крестный ход
С иконой «Знаменья» идет
По Курску , улицею той,
Где в доме мучился больной.
Вдруг начал сильно дождь идти.
Чтоб не измок честной народ,
Для сокращения пути,
Свернул с дороги крестный ход
Чрез двор Машнинский проходной.
Несомый матерью, больной
Во двор навстречу им спустился
И там к иконе приложился.
С того чудесного мгновенья
Злой недуг стал ослабевать
И началось выздоровленье.
А скоро Прохор мог уж встать.
Вот так исполнилось виденье
И совершилось исцеелнье!
УЧИТЕЛЬ. Шло время, и усердные молитвы с каждым днем укрепляли в душе Прохора желание посвятить свою жизнь служению Богу. К 17 годам юноша твердо решил оставить мирскую жизнь, и, получив родительское благословение, ушел из дома.
УЧЕНИК. Оставив брата, мать , именье
Во имя Господа Христа,
Он просит лишь благословенья
У матери родной – креста.
Благословила его медным,
Рыдая, мать большим крестом,
И он, в своем наряде бедном,
Не расставался с ним потом.
И вот он юношей цветущим,
В свои семнадцать только лет,
Нам представляется идущим
В град стольный Киев. Там совет
Получит он и указанье:
В какой обители святой
Исполнит он свое призванье
И даст обет желанный свой.
УЧИТЕЛЬ. Проницательный Досифей увидел присутствие Святого Духа в молодом человеке и порекомендовал ему идти в Саровскую Успенскую пустынь, которая находится между Тамбовской и Нижегородской областями. Последовав совету святого отца, Прохор пришел в указанное место, и был принят отцом Пахомием в число послушников монастыря. Местность, где расположен нынешний Саров, была издавна населена народом финского племени, мордвою.
В сказании о Сарове говорится так о превращении бывшего тут города в пустыню: «Лес великий, и древа, дубы, сосны и прочие поросли, и в том лесу живуще многие зверие — медведи, рыси, лоси, лисицы, куницы; а по речкам Сатису и Сарову — бобры и выдры. И место то незнаемо бысть от человек, кроме бортников — мордвы». Триста лет ни одна душа не жила в этом месте.
.УЧЕНИК. В 1664 году пришел сюда пензенский инок Феодосии и, поставив келью на валу бывшего города,. Не раз по ночам он видел небо как бы раскрывшимся; оттуда являлся свет, озарявший всю гору. Иногда сходил сверху огненный луч, иногда слышался громкий благовест многих колоколов. Все это утверждало Феодосия в мысли, что этому месту суждена великая будущность.
Живший здесь после него инок Герасим был тоже свидетелем разных знамений. Стоя на молитве в праздник Благовещения, он услышал такой сильный звон, что гора, казалось, колебалась от него, и с тех пор этот звон слышался ему часто. «Мню, яко место сие свято», — говорил старец.
Из подвижников XIX века, принадлежащих Саровской пустыни, особенно памятны знаменитый игумен и возобновитель Валаама Назарий, полагавший начало в Сарове и проведший там же последние годы жизни, молчальник схимонах Марк, долгое время ютившийся в дремучем лесу Саровском, в шалашах или пещерах.
Главное, что доселе влекло сюда богомольцев и что теперь привлечет сюда внимание России и стремление к этому месту всех верующих сердец, — это могила старца Серафима. Как солнце, он сияет на небе Сарова. Весь Сэров как бы полон им. Назвать Саров — значит назвать и старца Серафима. Передадим же с благоговением и любовью главные черты его жизни.
УЧИТЕЛЬ Легко научившись всему необходимому, Прохор со старанием брался за монастырскую работу, а как только появлялась свободная минутка, уходил в лесную чащу, где размышлял о Спасителе и искренне молился. Когда со времени прихода в монастырь прошло два года, Прохора постигла тяжелая болезнь. Но она ни на мгновение не поколебала веру послушника: он сносил все страдания покорно и не желал обращаться за помощью к врачам.
УЧЕНИК. Господь мой будет врачеватель,
Все продолжал больной твердить. —
Христу себя я поручаю
С Пречистой Матерью Его,
А Вас, убогий, умоляю
Его мне дайте Врачебство4".
Тогда больного причастили
Святых Великих Тайн Христа
И радость в душу возвратили,
Улыбку счастья на уста.
Лежал он в трепетном волненье
И с просветленною душой,
Сомкнув уста в немом моленье,
И небо видел пред собой...
И Богоматерь в несказанном
Сиянье стала перед ним
С Петром –апостолом, с Иоанном.
Перстом указывая им.
Сказала: «Нашего сей рода»;
К больному взор свой устремила
И на страдавшего три года
Чело десницу возложила.
Болезнь тогда же ослабела
И вдруг исход себе нашла,
И вся материя из тела
Чрез правый бок струей текла.
И стало тело все здорово,
Лишь, где текла матерья, след
Остался на боку больного
Еще на много, много лет.
Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви.
УЧИТЕЛЬ. В 1786 году Прохор принял иноческий постриг, получив имя Серафим. Вскоре, уже после посвящения в диаконы, Серафим стал все свое время проводить в молитвах. В часы служб он созерцал в небе Иисуса Христа в окружении Ангелов, который осенил молящихся крестом. В 1793 году Серафим стал иеромонахом и скоро принял решение покинуть монастырь. Он поселился в одинокой скромной келье в глубине леса. Здесь преподобный Серафим Саровский обращался к Господу с молитвами, читал Евангелие, трудился. Видя в молитвах, посту и добрых поступках пусть к добродетели, Серафим Саровский совершил здесь знаменитый подвиг столпничества – тысячу суток он молился, стоя на коленях и обращаясь к Господу с просьбой: «Милостив буди мне, грешному!».
УЧИТЕЛЬ.Однажды Серафим Саровский стал жертвой злодеев., которые жесточайшим образом избили старца, требуя денег и не обнаружив их. К счастью, вовремя нашедшие святого послушники немедленно попросили помощи врача, который сделал неутешительное заключение о состоянии больного. Целых семь дней преподобный Серафим находился между жизнью и смертью, и тогда, в третий раз, его спасла Богородица. После этого, для укрепления в своей душе Святого Духа, Серафим принял трехлетний подвиг безмолвия: он ни с кем не разговаривал и все время проводил в посту и молитвах.
УЧЕНИК. Раз, забравши топор,
Он пошел в темный бор,
Чтобы дров для себя нарубить.
Вдруг увидел старик
Трех злодеев лихих.
И злодеи те стали грозить:
"Деньги нам подавай!
У тебя денег, чай,
Много. Куры, поди, не клюют.
К тебе ходят всегда
Богачи, господа, Да и денег немало несут".
"Денег нет у меня, Бессребреник я", -
Улыбаяся, старец сказал.
Но никто из воров
Не послушал тех слов,
Будто Божий угодник им лгал.
Был силен Серафим
И топор острый с ним,
Но противиться, кроткий, не стал.
"Нож поднявший, ножом
И погибнет потом", -
Как нам мира Спаситель сказал.
Он отбросил топор,
И схватил его вор
И на старца святого напал.
И с разбитым челом
Топора обухом
Без сознанья угодник упал.
Изо рта, из ушей
И пробитых костей
Головы его хлынула кровь.
Но злодеи опять
Его стали терзать
И избили всего его вновь.
Не найдя ничего
Во всей келье его,
Испугались злодеи деянья,
И напал на них страх;
И они второпях
Убежали, страшась наказанья.
. Долго, долго в беспамятстве старец лежал,
Но пришел понемногу в сознанье.
Кое-как свои руки от пут развязал
И тотчас, несмотря на страданье,
Он в молитве Творцу упадает немой,
Вознося Ему пылко моленье
За спасенье свое. А злодеям, святой,
Просит Бога простить согрешенье.
УЧИТЕЛЬ.В 1825 году к святому снова снизошла Богородица с повелением завершить испытание. С тех пор у Серафима Саровского открылся дар провидения и чудотворения. Со всех концов земли стали приходить к нему люди за советом и исцелением, и, ласково называя каждого «Радость моя!», святой Серафим помогал страждущим. Всякого посетителя, богатого барина и нищего, праведника и грешника, изболевшего грехами, он целовал, кланялся до земли и, благословляя, целовал ему руки. Речи его дышали проникающей, тихой, живительной властью. Они согревали захолодевшие в жизни сердца, снимали завесу с глаз, озаряли ум, приводили к раскаянию и, чудной силой охватывая разум и волю, осеняли душу человека тишиной. Целым откровением, живым и мощным доказательством бытия духовного мира был ясный, покоряющий вид его, как яркий луч солнца, засиявший в темноте жизни.
Толпы народа неотступно притекали к старцу в последние годы его жизни, когда в некоторые дни число посетителей его доходило до 2000 в сутки. Заживо народ признал его святым и чудотворцем. А этот истинный последователь Христа до последних дней до того угнетал себя вольными страданиями, что без ужаса нельзя было смотреть на его жизнь, без ужаса нельзя и теперь вспомнить о муках его.
Серафим Саровский рассказывал своим ученикам, как защититься от бесов, которые пытаются помешать совершению молитвы, нагоняя на человека скуку или заставляя его одновременно с обращением к Всевышнему приводить в порядок лежащие рядом вещи. Цель христианской жизни преподобный видел в обретении Святого Духа, которое рождает в душе умиротворение, а в сердце – радость и тепло. Он считал, что путь к добродетели лежит через искренние молитвы, единство ума и сердца, соблюдение поста и бескорыстную помощь окружающим. Мудры высказывания святого Серафима о том, что не стоит без надобности открывать свое сердце другому человеку: если мы сами не сохранили свою тайну, можно ли надеяться, что другой сохранит ее?
В 1832 году святому во сне явилась Богородица и сообщила, что земной путь его подходит к концу. 2 января 1833 года Серафим Саровский умер во время молитвы перед образом Пресвятой Деве. В 1903 году он был причислен к лику святых. В настоящее время мощи Серафима Саровского покоятся в основанном им Троицком соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.
Кончилось для него земное странствование. Настала небесная слава. И что же, в каком образе предстает он теперь людям?.. Та же кротость, та же любовь. Тем же ласковым словом зовет он людей, как звал их на земле: «Радость моя!»
«Я пришел навестить своих нищих. Давно здесь не был», — говорил он в 1858 г., явившись для исцеления дивеевской инокини Евдокии.
«Радость моя, — говорит он, явившись Саровскому монаху, впавшему в уныние, — я всегда с тобой. Мужайся, не унывай!»
Вот он является во сне шацкой (город Шацк) купчихе Петаковской, знавшей его при жизни, и говорит: «В ночь воры подломили лавку твоего сына. Но я взял метелку и стал мести около лавки, и они ушли».
«Сын твой выздоровеет и испытание в науках выдержит!» — говорит он, явившись во сне в 1864 году в Петербурге г-же Сабанеевой, у которой сын заболел перед экзаменом в Горный институТ.
«…Вся жизнь преподобного Серафима Саровского – это пламенная проповедь любви к Богу и ближнему. Как сказал Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди, горящий светильник не может спрятаться, но виден всем, и свет его просвещает всякого ходящего во тьме. Преподобный Серафим – это величайший молитвенный светильник земли Русской. Такие святые уже при жизни получают всенародное и даже вселенское признание. Их подвиги и чудеса, многочисленные исцеления свидетельствуют о силе стяжания Духа Святого. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», - этими словами Преподобный напоминает нам об истинной цели христианской жизни».