Цель: Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Мустая Карима.
Образовательные:
- формирование чувства гордости за своего национального поэта.
Развивающие:
- развитие познавательных способностей учащихся, интерес к познанию родной культуры, родного края.
- привить учащимся чувство патриотизма к Родине, чувство любви к родной природе.
Воспитательные:
- формирование толерантности у учащихся.
Коррекционные:
- коррекция долговременной памяти
Технологии: технология коллективного творческого воспитания
Оборудование: Портрет М.Карима, выставка книг М.Карима, карта Башкортостана на фоне «березового листа», афоризмы М.Карима (в виде плакатов), распечатки стихотворений поэта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начинается с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
- Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.
- Как бы вы объяснили эти слова?
(Ответы детей).
- Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине.
- Итак, внимание на экран.
Слайд 2
Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средство для существования и развития.
Кроме того, профессия - это еще и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – это уровень профессионального мастерства.
Помимо профессии и специальности, каждый человек может занимать какую-то определенную должность на своей работе.
Должность – это служебная обязанность в учреждении или предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.
Например, директором школы может быть человек любой специальности: учитель биологии или географии.
Кстати, какую специальность имеет Анастасия Семеновна? (учитель русского языка и литературы).
Как видим, многие из вас дали правильные толкования этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
Игра «Визитка». В свое время родители бывших моих учеников оставили мне свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержаться и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На доске записаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, специальность, квалификацию, должность в каждой характеристике.
(Воспитатель читает профессиональные характеристики с доски, дети отвечают)
Например: Учитель 1-ой категории, историк, завуч по ВР. Учитель- это профессия, учитель истории- специальность, 1-ая категория-квалификация, завуч по ВР – должность.
Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 1-й городской больницы. (врач-профессия, хирург-специальность, 3-я категория-квалификация, заведующий отделением-должность)
Учитель математики высшей категории, директор школы. (учитель-профессия, учитель математики -специальность, высшая категория-квалификация, директор –должность)
Инженер-механик, старший специалист, мастер инструментального цеха. (инженер –профессия, инженер-механик-специальность, старший специалист-квалификация, мастер-должность)
Токарь-карусельщик 6-го разряда, бригадир 2-й бригады.
Повар-кондитер 3-го разряда, заведующий столовой.
-Молодцы! Справились с заданием.
- Какие из этих профессий вы не можете выбирать и почему?
(учитель, врач, инженер).
- Свидетельство об окончании 9 класса, которое выдается по окончании нашей школы-интерната не позволяет продолжить обучение в вузе или техникуме.
- Почему?
- Потому, что в коррекционных школах учатся по облегченной программе.
И завершая обучение в нашей школе, вы можете получить следующие профессии:
( слайд 3 о профессиях)
- Что необходимо для того, чтобы получить профессию? (образование).
- Дворник, грузчик, уборщица – это профессия? (Нет,потому, что нигде не обучают этим занятиям, хотя они и являются трудовыми).
- А каким профессиям вы обучаетесь в школе? (столяр, слесарь, швея, штукатур – маляр, овощевод, цветовод).
- Какую профессию, из названныхсмогут получить девочки нашего класса? (швея, штукатур-маляр, цветовод, овощевод).
- А какую профессию из перечисленных смогут получить мальчики?(столяр, слесарь, штукатур-маляр, каменщик).
- Где ее можно освоить? (училище, колледже; показать слайд4)
В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе.
-Ребята, от чего зависит мастерство? Какими качествами должен обладать человек?(трудолюбие, выносливость, терпение, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, старательность, усидчивость, собранность, внимательность, художественный вкус).
Каждый представитель рабочей профессии должен обладать повышенной работоспособностью, организованностью, аккуратностью, исполнительностью, дисциплинированностью, ответственностью, старательностью и эти качества присутствуют в каждом из вас.
Дети приходят к выводу: «Потому что именно ответственный, порядочный, трудолюбивый человек принесет пользу обществу, его труд послужит на благо Родины».
- А теперь предлагаю вам поработать в группе. Как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг увеличат выпуск продукции в 3 раза и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…).
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица.
Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.
Предлагаю вам сделать списки таких профессий.В 1-ой группе перечислите «Самые модные профессии», во 2-ой группе – «Самые нужные профессии» и в последней – «Самые забытые профессии».Список профессий на доске: трубочист,строитель, учитель, телеведущий, земледелец, автослесарь, ямщик, топ-модель, программист, бондарь.
самые забытые:трубочист- рабочий, занимающийся чисткой дымоходов, печных труб, ямщик – возница на ямских лошадях, бондарь- мастер, изготовляющий крупную посуду из дерева(бочки, кадки);
самыенужные – учитель, строитель, земледелец)
- Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.
Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:
«Человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
«Человек-техника» - все технические профессии.
Человек- человек» - все виды профессий, предполагающие взаимодействие людей.
«Человек – знаковая система» - использование различных знаковых систем.
«Человек – художественный образ» - различные виды художественно-творческого труда.
Ч-З: программист, бухгалтер, фотограф, редактор издательства.
Ч-Х: артист, художник, композитор, искусствовед, скульптор.
- Ну, а теперь, немного отдохнем.
Физкультминутка. Возьмитесь за руки. Я говорю: «А мне нравится профессия учителя». Следующий говорит то же, что я и добавляет еще одну профессию. Итак, я начинаю…
- Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовалсядальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал такой ответ: примерно каждый третий(!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начать сначала, то пошел бы по иной стезе (дороге). Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Ответы детей: - Идут за модой.
- «Давят» родители.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают за «компанию».
- Не позволяет здоровье.
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии. Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
- Подражают героям кино и телесериалов, подражают знакомым.
-Молодцы! Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка своих сил и способностей.
- Но как же тогда правильно выбрать профессию?
Мини- лекция «Формула профессии».
- Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей комнаты умножить на ширину. (площадь комнаты)
- А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего воспитательского часа: «хочу», «могу», «надо»?
(Воспитатель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы воспитательского часа, получаются плюсы.Дети высказывают предположения.)
- Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
(Воспитатель дописывает на доске после трех слов название воспитательского часа: «= осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины: (слайд 5)
-хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу – это все, что мне по силам, по способностям;
- надо – это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии.
Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
Проблемная ситуация. Сейчас Тимоша будет читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить: случайный или осознанный этот выбор профессии.
Таня не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей что-то, а что не знает. Кстати, таких чудаков немало – больше половины выпускников. Только они об этом пока не знают.
- Понимает ли Таня, что надо выбрать профессию? (да.)
- Знает ли Таня, чего она хочет? (нет.)
- А что она может? (ничего особенно не может.)
- Сможет ли она выбрать профессию по душе? (Нет. В сфере «хочу» и «могу» у нее пустота, а значит профессию по душе она не сможет выбрать.)
- Чтобы вы посоветовали Тане? (Тане нужно разобраться в своих целях, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.)
Следующую ситуацию прочитает Артур. Пожалуйста.
Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звёзд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.
- Ребята, Лена понимает, что выбрать профессию надо? (да.И она знает, что в ее городе не хватает воспитателей.)
- Чего Лена хочет? (она любит заниматься с детьми и хочет стать воспитателем.)
- У Лены выбор оказался удачным, но прочный ли это выбор? (не очень.)
- Почему? ( Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.)
- Что бы вы посоветовали в таком случае Лене? (Ей нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.)
Третий случай прочитает Дима Г.
Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор у Саши оказался удачным.
- Как же у Саши получился такой удачный выбор? (потому, что Саша знает чего он хочет: он хочет стать программистом.Он интересуется будущей профессией, много читает, изучает, Саша сам сделал сайт, хорошо знает компьютер.)
- Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он её обязательно достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
- В этом мешочке лежат карточки с названиями профессий. Вы вытаскиваете из мешочка одну карточку и читаете.
-Вы довольны своим выбором? Почему? (если не совпало)
- А какую профессию ты хотел выбрать? (ответы).
И в жизни может получиться так, что вы выберете профессию случайно.
Мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Ни для кого не секрет, что значительную, а возможно большую часть жизни мы проводим на работе. Поэтому важно, чтобы она не стала тяжелой повинностью, а была бы нужным и интересным делом. И хочу закончить наше занятие словами К.Д. Ушинского: «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».
Рефлексия.
– О чем мы сегодня говорили? (О выборе профессии)
- Что вы узнали на сегодняшнем занятии?
- Много нового о профессии (познакомились профессиями; профессии бывают :модными, всегда нужными, забытыми; говорили о профессиональной характеристике: профессия, специальность, квалификация, должность; узнали типы профессий: Ч-П, Ч-Т, Ч-Ч, Ч-З, Ч-Х.)
- Как правильно выбрать профессию (выбирать осознанно, чтобы совпадали сферы «хочу», «могу» и «надо»).
- Узнали новые слова: ямщик, трубочист, бондарь.
- Удачи вам в выборе профессии!
- На этом наш воспитательский час закончился. Всем спасибо!
ГБОУ Уфимская коррекционная школа – интернат №13 для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Воспитательский час на тему:
«В мире профессий».
Воспитатель: Зиновьева С.В.
Уфа-2017 г.
ГБОУ Уфимская коррекционная школа – интернат №13 для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Открытое воспитательское занятие
на тему: «Россия – родина моя».
Воспитатель: Зиновьева С.В.
Уфа-2018 г.
Цель: воспитание любви к месту, где ты родился.
Задачи:
Воспитательные:
- формировать представление о России и её символах;
- воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к государственным символам;
Развивающие:
- развивать чувство собственного достоинства, положительные качества личности;
- учить рассуждать, анализировать, развивать кругозор учащихся и обогащать их словарный запас;
Образовательные:
- содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала.
Коррекционные:
- работать над развитием речи, памяти, мышления детей.
Технологии: личностно-ориентированные
Оборудование: компьютер и мультимедиа для просмотра презентации; репродукции картин Шишкина и Левитана и др. художников; плакаты с пословицами; магнитофон и аудиозапись песни “С чего начинается Родина?” выставка книг о Родине;иллюстрации детей по теме классного часа.
Ход классного часа
- Ребята, сегодня мы проведём необычный классный час, но очень важный для каждого из нас. Послушайте песню и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского “С чего начинается Родина?”)
(ответы детей)
И сегодня на занятии мы будем говорить о самом дорогом – о своей родине, о родном крае.
- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.
Слово «родина» много значит для каждого из нас. Этим словом, прежде всего, называется город или село, где ты родился. Родным краем мы называем место, где прошло наше детство, где мы выросли. А Родиной с большой буквы мы называем Россию – страну, в которой все вместе живём. Наше государство называют Российской федерацией или Россия. Слово федерация говорит о том, что в государстве объединено много республик, краёв и областей. От соседних государств Россия отделена морскими и сухопутными границами. Их охраняет армия. У России, как и у других государств мира, есть символы – флаг, герб и свой гимн. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или для всего народа очень важное значение. Есть символы, которые представляют собой и страну, и её историю, и народы её населяющие. В нашей стране это Государственный герб, Государственные флаг и Государственный гимн. Эти символы закреплены основным Законом нашей страны - Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент. Владимир Владимирович Путин. Все страны мира имеют свои государственные символы. Относиться к Государственным символам нужно с уважением. Посягательства на герб и флаг на всех странах мира воспринимается как знак не уважения и враждебности к стране, её населению.
— Ребята, а наш интернат можно назвать родным уголком?
(Ответы детей)
— Почему?
(Ответы детей)
— Правильно. Все ваши школьные годы проходят здесь. Здесь вы приобрели новых друзей, здесь вам дают знания учителя и воспитатели, повара вас кормят, врачи лечат, если вы заболели. Все эти люди стали для вас родными и близкими. И я уверена, что закончив учебу в интернате, вы еще не раз будете вспоминать их, скучать по интернату и приезжать в гости.
- Послушайте стихотворение Васильева "Что мы Родиной зовём?
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой растём, И берёзку у дороги, По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом И душистый, золотистый хлеб За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём? Край, где мы с тобой живём, И рубиновые звёзды. Звёзды мира над Кремлём.
Спасибо большое за стихотворение, ребята Вам понравилось?
- А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:
Кедр - символ Ливана.
Сакура - символ Японии.
Канадский клен - символ Канады.
Баобаб - главный национальный символ Сенегала.
Мимоза - символ Австралии.
Гинко билоба, сосна, кипарис, тополь и верба - символы Китая.
Веерная пальма или Коко-де-мер ("морской кокос") - символ Сейшел, расположенный на гербе страны.
Кокосовая пальма - символ островов Килинга в Индийском океане.
Липа и дуб - символы Латвии.
Липа - также национальный символ Словении.
Дуб - также символ Германии и США.
Равенала ("дерево путешественников") - национальный символ Мадагаскара.
Банья (Banyan) - национальный символ Индии.
Тюльпаное дерево - национальный символ некоторых штатов США.
Восковая пальма из департамента Киндио - национальный символ Колумбии.
Королевская Пальма - национальный символ Кубы.
Дерево нарра (или птерокарпус индийский) - символ Филиппин.
Сейбо, или эритрина считается национальным символом Аргентины.
Цейлонское железное дерево - национальный символ Шри-Ланки.
Красное дерево (махагони) - символ Белиза.
Сахарная пальма (Borassus Flabellifer) - символ Камбоджи.
Кактус (это для нас он маленькое растение) - национальный символ Мексики.
- А какое дерево – символ России?
(Ответ детей)
Игра “Знаете ли вы Россию?”. (Задания на карточках тестового характера)
Столица России:
Москва
Киев
Петербург
Древнерусское сооружение?
собор
мечеть
кремль
Жилой дом русского народа?
хата
изба
юрта
Праздник проводов русской зимы?
рождество
масленица
крещение
Предметы одежды русских женщин?
чалма
сарафан
кимоно
А теперь познакомимся с государственными символами современной России, узнаем, что они обозначают. Государственный герб России Понятие герб происходит от немецкого слова наследство или наследие и является знаком отличия эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц родов. Изображение герба помещают на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и т. д., чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. Рассмотрим рисунок Государственного герба нашей страны. Герб Российской Федерации является символом единства народов, а короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация. За тысячелетнюю историю России её символы не раз менялись. В современной России принят старинный герб, на котором изображён двуглавый орёл символ могущества государства. В центре герб города Москвы. На гербе Москвы изображён легендарный Георгий Победоносец, пронзающий дракона. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него копье, которое помогло победить ему змея: чёрный змей – символ зла. Он повержен героем. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единства. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава - золотой шар с крестом на верху. Крылья орла похожи на лучи солнца, а сама птица на – солнце. Итак, герб России символизирует красоту и справедливость, победу над злом. Рассмотрим рисунок Государственного флага Российской Федерации. Что означают цвета Российского флага? Красный цвет означает отвагу, мужество, и героизм. Белые и синие цвета были цветами русской православной церкви. Синий – это небо, верность; белый – благородство, совершенство. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в народных костюмах. Шили рубахи и нарядные сарафаны. Игра
Я предлагаю вашему вниманию три высказывания, с которыми вы можете согласиться или не согласиться:
1.Родина –это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие люди.
2.Родина –это место, где человеку хорошо жить.
3.Родина –это место, где человек живёт
Ответы детей.
А сейчас давайте поиграем и попробуем сложить пословицы:(ребятам выдаются конверты с разрезанными пословицами)
1.Если дружба велика, а)одна у него и Родина
2.Родина любимая - б)не сходи
3.Береги землю родимую в)Родине служить
4.Жить- г)Веру,Родину и Мать
5.Ни на что не променять д) мать родимая
6.Одна у человека родная мать е)как мать любимую
7.С родной земли –умри ж)будет родина крепка
Молодцы, замечательно справились с зданием.
Ребята, о своей Родине, можно говорить много, давайте с вами отдохнём немного и продолжим нашу беседу
Физминутка (видео физминутка)
— Сейчас я вам предлагаю поиграть в парах. Игра называется «Собери флаг».
У вас на столе лежат цветные полоски, клей и картон. Из этих полосок вам нужно сделать флаг России. Побеждает та пара, которая быстрее и правильнее справляется с заданием. Молодцы! Справились с этим заданием!
У вас на партах лежат карточки с цифрами 1 2 3. Посмотрите внимательно на экран, вам надо найти флаг России и поднять нужную карточку. Умницы! Правильно!
Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали?
Спасибо всем большое свидание
Список используемой литературы:
Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалёв В.Е. Государственные символы России. Моя Родина-Россия.-М.: «Триада-фарм», 2002.-64с.
Знакомство с Конституцией России: Иллюстративно-дидактический материал для детей младшего школьного возраста.-М.: АРКТИ, 2005.-28с.
ГБОУ Уфимская коррекционная школа – интернат №13 для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
внеклассное занятие
на тему: «Маленькие герои большой войны».
Учитель: Вахов Р.Р.
Уфа-2019 г.
Ход мероприятия
Цель: воспитание эмоционально-ценностного, патриотического отношения к своей Родине.
Задачи:
Образовательные:
- формирование жизненных ценностей, мировоззрения учащихся;
Развивающие:
-развитие гражданской позиции на основе общечеловеческих ценностей;
Воспитательные:
- воспитание любви к Родине.
Коррекционные:
- развитие мышления, памяти, коррекция внимания.
Технологии: гуманно-личностные технологии
Оборудование: экран, проектор, фонограммы военных песен, кадры из фильмов.
Оформление: подготовлена выставка книг, рисунков детей, плакатов с портретами пионеров - героев. Ведущие и ученики, читающие стихи, одеты в форму военных лет. Звучит фонограмма марша «Прощание славянки». На экране – кадры военной хроники.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята. Вспомним сегодня то страшное явление, которое коротко зовется «война». Войн на земле было много, да и сейчас они не прекращаются. Мы вспомним о войне, которая не зря зовется Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней. Но больше всего досталось детям.
Война и дети…Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает…
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово война.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями.
Сражались повсюду. На море. В небе. В партизанском отряде. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было.Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:
Подготовленный кадет читает стихотворение
Жил мальчик на хуторе Мшинском, За дальним кордоном лесным, Когда появились фашисты, Он стал партизанским связным. Ходил он, как нищий, по селам С холщовой сумой на плече, В отцовских ботинках тяжелых И мамином рваном плаще. То в окна стучался немые, То брел к старикам на покос. И танк подрывался на мине, И поезд летел под откос... Забылось негромкое имя, Осталась лишь кличка – Связной. Он пережил осень и зиму. Его расстреляли весной… (М.Вайцман)
Семь десятилетий минуло с тех огненных лет. Давно залечены военные раны. Наша страна восстановлена. Она стала ещё прекраснее, ещё величественнее. В честь погибших на войне во всех населённых пунктах поставлены мемориальные доски, горит вечный огонь. К сожалению, нынешняя молодёжь оскверняет память людей, которые боролись и умерли за наше счастье. Можно часто видеть, как возле вечного огня выгуливают собак, о мемориальные доски чистят обувь. Как горько осознавать, что память погибших на войне за наше счастье, за мирное небо над нашими головами, забывается и оскверняется молодёжью.
Вам, кому ещё нет шестнадцати,
Вам, кто не знает, что такое война
Посвящается,
чтобы поняли,
чтобы помнили…
Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы! Обагрил кровью и слезами детство. Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Разрушил светлые мечты…
Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.
Но не может рассказать история, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата… О чём думал голодный десятилетний мальчик, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных… Но дети в ту суровую пору были не только жертвами. Они становились и воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.
Пришел час – и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью!
Подготовленные учащиеся делают сообщения о пионерах – героях, показывают их фотографии.
Валя Котик родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. В 12 лет уже стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался к врагам, добывал для партизан важные сведения. На его счету шесть взорванных эшелонов, множество успешных задач. Погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами.
Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.
Володя Дубинин
Пи онер-герой Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях вблизи города Керчи. Он сражался наравне со взрослыми: подносил боеприпасы, воду, питание, ходил в разведку. Так как Володя был еще очень маленьким, он мог выбираться на поверхность по очень узким лазам каменоломни и незаметно для фашистов и разведывать боевую обстановку.
Погиб мальчик 2 января 1942 года, помогая разминировать проходы к каменоломням. Володя похоронен в братской могиле партизан в центре Камыш-Бурунского порта в г. Керчи. Посмертно юный герой награжден "Орденом Красного Знамени".
Марат Казей
В белорусскую деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в пятый класс школы. Здание учебного заведения фашисты превратили в свою казарму.
За связь с партизанами была схвачена мама Марата Анна Александровна, и вскоре мальчик узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.
Мальчик участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою, сражаясь до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их вместе с собой. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. А в столице Беларуси городе Минске поставлен памятник юному герою.
Лёня Голиков
Леня рос в деревне Лукино в Новгородской области, на берегу реки Поло. Когда его родное село захватили фашисты, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд, под откос летели вражеские поезда и машины, рушились мосты, горели вражеские склады.
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с немецким генералом. Бросив гранату, он подбил машину, из которой выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня погнался за ним. Долго преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Погиб Леня в бою под селом Острая Лука Псковской области зимой 1943 года. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
В декабре 1943 года Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Саша Бородулин
Уже зимой 1941-го он носил на гимнастерке орден Красного Знамени. Было за что. Саша вместе с партизанами дрался с гитлеровцами в открытом бою, участвовал в засадах, не раз ходил в разведку.
Партизанам не повезло: каратели выследили отряд, взяли в кольцо. Трое суток партизаны уходили от преследования, прорывали окружение. Но каратели вновь и вновь преграждали им путь. Тогда командир отряда вызвал пятерых добровольцев, которые должны были огнем прикрыть отход основных партизанских сил. На призыв командира Саша Бородулин шагнул из строя первым. Отважной пятерке удалось на какое-то время задержать карателей. Но партизаны были обречены. Последним погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках.
Галя Комлева
Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи - на юге Ленинградской области - была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смелая, любознательная девочка. За шесть своих школьных лет она была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу".
Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам.
Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала и за это юная патриотка была расстреляна.
Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени.
Воспоминания детей тех огненных лет…
…Дом сожгли. Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…
…Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: “Сына уведите, сына уведите, чтоб не смотрел ”. А я все видел. И все помню…
…Отца вытолкали на улицу, я бежала за ним босиком и кричала: “Папочка, папа!” А бабушка дома причитала. Она не смогла пережить смерть отца, плакала все тише и тише, и через две недели умерла, а рядом спала я и обнимала ее мертвую. В доме больше никого не осталось…
Из письма пятнадцатилетнего бойца Петра Крылова матери. «….Меня посадили в чулан и сказали, что жить мне осталось одну ночь. Дорогая мама, мне только шестнадцатый год пошёл и вся жизнь впереди, но всё равно я решил фашистам ничего не говорить. Пускай лучше убивают. Утром приходит солдат и требует показать дорогу на Филимоново. Как сказали на «Филимоново», так у меня сразу в голове план сложился. Я согласился. Как стали мы подъезжать к Филимоново, я даже вспотел, потому что у самой околицы мины были заложены. Я сам видел, как наши сапёры минировали дорогу. Спрашивают меня немцы: «как лучше тут проехать? Я прямо на это место показываю, а сам глаза закрываю. И вот тут произошёл взрыв. Но я дорогая мама, остался жив, и только меня в голову ушибло…»
Это наши сверстники! А им тогда было столько лет, сколько сегодня нам! И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я мог бы поступить так?»…
Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше мероприятие? Какие выводы вы сегодня для себя сделали? Спасибо всем большое.
Использованная литература:
1.“Говорят погибшие герои”. Москва Издательство политической литературы,1990
2.Назарова Н.Ф., Ганжина Ю.Н. Внеклассная работа по литературе, 2005
3.Парамонова С.А., Зайцева Т.В. Блокадный Ленинград: Литературно-историческая композиция 4.Преподавание истории и обществознания в школе: Журнал. 2004.№9
ГБОУ Уфимская коррекционная школа – интернат №13 для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Открытое внеклассное занятие
на тему: «Жизнь и творчество М.Карима».
Воспитатель: Зиновьева С.В.
Уфа-2019 г.
Цель: Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Мустая Карима.
Образовательные:
- формирование чувства гордости за своего национального поэта.
Развивающие:
- развитие познавательных способностей учащихся, интерес к познанию родной культуры, родного края.
- привить учащимся чувство патриотизма к Родине, чувство любви к родной природе.
Воспитательные:
- формирование толерантности у учащихся.
Коррекционные:
- коррекция долговременной памяти
Технологии: технология коллективного творческого воспитания
Оборудование: Портрет М.Карима, выставка книг М.Карима, карта Башкортостана на фоне «березового листа», афоризмы М.Карима (в виде плакатов), распечатки стихотворений поэта.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. Мы сегодня поговорим о творчестве М.Карима. Есть личности, которые навсегда оставляют добрый след в истории, творческое наследие которых неподвластно времени. Для людей всех поколений Мустай Карим стал культурным символом, патриархом духовности, эпохой в литературе. Волшебство его лиры, нравственная страстность, поэтическое многообразие его творчества известны у нас каждому – от первоклассника до ветерана.
Выдающийся поэт современности, писатель, философ Мустай Карим родился в деревне Кляшево, ныне Чишминского района Башкирии 20 октября 1919 года, когда коса второй послереволюционной осени докашивала оставшиеся патриархальные травы “Руси уходящей”. Еще гремели залпы гражданской войны, и через аул Кляшево, где издревле жили его предки, шли на Уфу волна за волной военные тыловые обозы, догоняя Красную Армию, добивающее белогвардейское, бегущее на восток, деморализованное воинство адмирала Колчака. Суровый девятнадцатый год поставил окончательную точку в девятнадцатом столетии. На горизонте вовсю горела утверждающаяся заря девятнадцатилетнего ХХ века.
Ребята, я предлагаю вам ответить на вопросы кроссворда
Педагог: Откуда же к нам пришел гений Мустай Карим? Откуда солнечным ветром ворвался в нашу жизнь? Он явился не со стороны, не из чужого мира. Его выносила родная земля, ее щедрая прекрасная природа и затаенная в степных травах душа. Его могучая, одаренная натура жадно впитывала грамотность, и сразу же стала самовыражаться в творчестве. Еще в 6 классе Мустай Карим начал писать стихи. Уже в 16 лет он опубликовал несколько стихотворных подборок.
Молодцы, хорошо справились с заданием, а теперь давайте послушаем стихотворение стихотворение «О березовом листе»
Взгляни на глобус:
Вот он - шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же - великая Россия -
Так зелена, так высока!
Веками тот листок
Сорвать с березы
Пытались и огонь,
И ливни, и морозы,
Заморские далекие ветра,
И заморозки
С самого утра.
И сколько гусениц
К ней прилипало встарь?
«Религия»,
«Покорность»,
«Государь!».
Но зеленел листок
Среди ветвей,
Питаясь соком
Матери своей.
Но, бури и ветра
Преодолев,
Крепчает листьев
Радостный напев.
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком,-
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой!
Родной моей, единственной, великой
Простерлась ты от Ика до Яика,
И у тебя такие горы есть:
Вершин достичь - орел сочтет за честь!..
Я с детства так люблю -
Твой сын -
И гордость гор, и красоту долин,
И золото земли,
И серебристость вод,
Но всех дороже мне
Родной народ!
«Один человек – а сколько огня и света оставил!» (М.Карим)
М.Карим на протяжении всей своей жизни – и в боях, и в мирном труде, и в будни, и в праздники, и в поле, и за письменным столом, и в родной деревне, и в столицах, и на Родине, и за рубежом – всегда оставался простым, добрым и мудрым ЧЕЛОВЕКОМ. Поэтому о нем по праву можно сказать словами одного из его стихотворений: «Один человек – а сколько огня и света оставил он!»
Рефлексия. Подведение итогов мероприятия.
Сегодня мы с вами еще раз ознакомились с жизнью и творчеством нашего народного поэта Мустая Карима. Нам повезло – мы были его современниками, могли слушать его выступления, ощущать тепло его рукопожатия, заглянуть в бездонную глубину его проницательных глаз. Жизненный и творческий подвиг, волшебный дар мудрого слова, само имя этого человека неотделимо от родного Башкортостана, составляют его славу и гордость, являются символом его духовного богатства его народа.
Мустай Карим стал целой эпохой башкирской, российской, мировой литературы. Это был воин, поэт, гражданин, человек большой души и доброго сердца. На его долю выпала не простая, но интересная жизнь. Он достойно прожил ее.
Использованная литература.
1.Мустай Карим. Жизнь и творчество, Уфа «Китап» 2000
2. Мустай Карим. Избранное. Сборник стихотворений, поэмы, сказки, трагедии. Москва «Художественная литература» 1973