kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жизнь замечательных людей. Мухаметзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа была отправлена на научно-практическую конференцию.Тема работы: Жизнь замечательных людей. Мухамезар АбдулвагаповичМухаметкамалов.Цель работы: изучениеистории своей малой Родины через исследование истории Татарской слободы.Работа может быть интересной для любителей истории родного города.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь замечательных людей. Мухаметзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов. »











Секция: татарская филология


Жизнь замечательных людей. Мухаметзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов.


































Содержание


  1. Введение. Почему я стала заниматься этим проектом?


  1. Основная часть

Глава I. Жизнь замечательных людей. Мухаметзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов.

§1.Из истории города

§2. Семья М.А.Камалова.

§3. Мухаметкамалов.-меценат и благотворитель.

§4. Закир ишан Камалов и татарское просвещение.

Исследования и выводы

3. Список литературы


4. Приложение






















1.Введение


Почему я стала заниматься этим проектом?



«Мира не узнаешь, не зная края своего» эта тема так близка мне и понятна потому, что интересуюсь историей и развитием своего города, интересно и важно знать историю предков, откуда ты родом, историю замечательных людей. Это историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. История всегда существует в лицах, историю делают люди. Знание судеб людей, изучение их деятельности даёт нам возможность лучше узнать историю своего края. Наш город всегда был богат интересными и выдающимися людьми. На классном часе, посвященного истории возникновения и развития нашего города, я заметила, как с интересом дети слушали классного руководителя, но при этом не могли ответить на многие вопросы викторины, а особенно на вопросы, связанные с жизнью замечательных людей. Меня очень заинтересовала тема о жизни татар, татарах-купцах, которые.

И это все заставило меня взяться за работу.

Цель: изучение истории своей малой Родины через исследование истории Татарской слободы.

Задачи:

1.Знакомство с историческим прошлым своего, изучение  и обобщение исторического материала по теме.

2. Определение значимости духовного наследия М. Мухаметкамалова.

3. Фотографирование основных достопримечательностей.

4. Посещение «Краеведческого музея», мечети «Нур»,беседа со старожилами нашего города, с целью получения более полной информации.

5. Опрос одноклассников о мусульманских приходах и священнослужителе М.Мухаметкамалове.

Моя задача – донести ныне живущим историю своего народа и великих людях, которые строили эту историю. Чтобы мы, молодое поколение, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времени, чтобы унаследовали все лучшие человеческие качества; чтобы учились и брали пример со старших, помнили и не забывали их. 
Думаю, моя работа поможет подрастающему поколению узнать лучше окружающий мир, быть милосердными, делать добро, ценить все то, что оставили нам прошлые поколения.

Глава I. . Жизнь замечательных людей.

Мухаметзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов

§1.Из истории города


Чистополь –один из старейших городов Татарстана. 2011 год для нашего города- был юбилейным: ему исполнилось 230 лет. Город у нас старинный, своеобразный, каких в России очень мало. Его не сравнить с новыми и безликими городами. Здесь каждый дом - это история, интересная любому человеку. Бок о бок с давних времен в дружбе, понимании и согласии жили народы разных национальностей и вероисповеданий. Духовная жизнь была очень насыщенной, а ее центрами со временем становились храмы- православные христианские и мусульманские. Татары-мусульмане образовали отдельный район, занимали целиком отдельные улицы. Татарская слобода включала в себя Первую, Вторую, Нижнюю Татарские улицы, часть Николаевской (ныне ул. Бебеля) и Старо-Казематной1. Слобода представляла собой самостоятельную общественную структуру, центром которой являлась деревянная мечеть. Рядом с ней разместились женское мусульманское училище и здание медресе. В этом районе также располагались жилые дома духовенства, торговцев средней руки, зажиточных крестьян. Похожая застройка находилась в районе каменной мечети, где также располагались духовное училище мусульман и медресе. Застройка улиц слободы была в основном деревянной, лишь общественно важные здания были каменными2. Крупные предприниматели татарской национальности строились на Екатерининской, Архангельской, Дворянской улицах, среди равных себе русских купцов. Один из ярких представителей татарского купечества был Мухаметзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов.

Мухаметзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов будучи состоятельным купцом 2 гильдии чистопольского купечества,был авторитетным священнослужителем, ишаном, имевший множество последователей. Мухаметзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов был в числе тех людей, который решительно отстаивал право народа на самобытность, боролся за развитие духовной культуры, за достойное настоящее и будущее своих соплеменников Мухаммед-Закир, сын Габдул-Вагапа, Камалов (Абдул-Вагапов, 1804-1893). в течение почти полувека служил имам-хатыбом в г.Чистополе Казанской губернии, содержал весьма крупное по тем временам медресе Камалия, дал путевку в жизнь сотням молодых людей, прибывших сюда для получения образования из самых различных уездов и губерний России. Если Зайнулла ишан Расулев (1833-1917) был лидером суфийского ордена Накшбандийа на юго-востоке России, то М.-З.Камалов выступал в таковом качестве в центральной части страны.


§2. Семья М.А.Камалова.

Уроженец деревни Сасна Мал-мыжского уезда Казанской губернии (ныне Балтасинского района Республики Татарстан) Мухаммед-Закир закончил знаменитое Маскаринское медресе (д. Маскара, ныне в Кукмор-ском районе) и получил должность муллы. 17 сентября 1846 года распоряжением Казанского губернского правления он был назначен имам-хатыбом Чистопольской мечети

Богатырского сложения, брызжущий энергией, пользовавшийся в молодые годы в округе, как и его братья, славой борца, Закир не стоял в стороне от мирских дел, занимался торговлей, стал купцом II гильдии, нажил значительное состояние. Он был женат на Бибигасиме ас-Саснави. Ее отец Хасан построил в Чистополе мечеть. После смерти в 1867 году оставил наследство прихожанам 25,9 тыс. рублей в виде фидии, т.е. искупительной жертвы6.

Семья Закира Камалова была большой, в ней только от первого I брака воспитывалось четверо детей. Одна из его дочерей — Фатима — умирает в молодости, другие две — Бибиганделип и Бибихадича — связывают свою жизнь с имамами Мухаммед-Шагитом и Шигабутдином. Сын, Мухаммед-Наджиб, также берет в жены девушку из почтенного рода. Однако брак Мухаммед-Закира с Бибигасимой не был единственным. Несмотря на свой солидный возраст, хазрат в 1869 году сватается к 14-летней красавице Бибифатиме. С 15-16 лет Бибифатима стала одаривать мужа детьми, и через какое-то время число их достигло 14 (четверо умерли во младенчестве), абсолютное большинство были девочки. Дочь Амина вышла замуж за муллу Наджиба Шамсутдинова (Тунтари), Камилятенниса - за муллу Наджиба Амирхана, Тарифа - за муллу Тарифа Уразгильдиева, Ась-маи-Галия стала женой знаменитого теолога Мусы Бигиева, Уммагульсум - женой фабриканта Абдуллы Акчу-рина, Шамсениса, к которой питал теплые чувства Фатих Амирхан, нередко гостивший в семье своего дяди Наджиба в Чистополе,- женой «ярлы» (бедного, захудалого) Рустема Акчурина, Ажуайрия - женой му-галлима Миргалима Мансурова. Хатима в гражданскую войну умирает от тифа, будучи фельдшерицей.


§3. Мухаметкамалов.-меценат и благотворитель

Занимавшийся торговлей Мухаммед-Закир Камалов не удовлетворился только обустройством дома, расширением усадьбы и заботами по хозяйству. Будучи образованным, ясно мыслящим человеком, он построил на свои деньги деревянную мечеть, добротное помещение для медресе и с 1847 года стал преподавать в нем3. Позднее, в 1893 году, в духовном завещании М.-З.Камалов писал, что в этом медресе на протяжении 46 лет на собственные средства он обучал богословским наукам, и утверждает право преподавать сыну Ибрагиму и другим ответственным лицам, не выходя за рамки, предписанные ишаном при его жизни, только религиозные дисциплины, а также татарский, арабский и персидский языки. Судя по официальным данным, в 1874 году в этом медресе обучалось 45 мальчиков, в 1883 году — 60.

На месте сгоревшей в 1854 году мечети через пять лет была построена новая5. Согласно неофициальным данным, медресе "Камалия" и мектебе при нем были построены в разные годы на средства Закир ишана и целиком содержались за его же счет. В "Камалии" в конце 80-х годов XIX века обучались одновременно около четырехсот шакирдов из Казанской, Уфимской, Самарской и других губерний. Из его стен вышли известные крупные общественные деятели и просветители — Р.Фахреддин (1859-1936), Ф.Карими (1870-1937), Г.Гафуров-Чыгтай (1867-1942), Х.Файзи-Чистапули (1871-1933), классик татарской литературы Г.Исхаки (1878-1954), деятель революционного движения, журналист и педагог Ф.Туктаров (1880-1938) и другие.

В 1882 году на его средства была построена мечеть второго прихода.


§4. Закир ишан Камалов и татарское просвещение.

В одном из архивных документов 1893 года есть такие строки о Мухаммед-Закире Камалове: "Он был хорошо известен в мусульманском мире, и не только в Казанской губернии, но и далеко за ее пределами... Такую широкую известность мулла Мухамед-ЗакирI приобрел своей обширной ученостью в мусульманских науках и безупречным, с точки зрения магометанского шариата, образом жизни4. Он был в глазах татарского общества и ученый, и святой ишан как носитель магометанской учености, как мударрис (учитель)" Он "...привлекал массу учеников в свое медресе, а как ишан ... собирал вокруг себя последователей и поклонников-мюридов. Ученики его медресе, по окончании в нем курса, сделавшись муллами, распространяли славу своего учителя во все концы России, и число последователей ишана среди мусульманства все более и более увеличивалось" Деятельность ишана популярна среди тюрко-татар центральной России и за ее пределами. Ведь он, как многие другие, вел борьбу за "первозданную чистоту" ислама, призывали к верности заветам пророка и далеких предков. Поэтому не удивительно, что Закир ишана единоверцы почитали "святым", стараясь быть похожими на него. Двери дома ишана были открыты для всех. К нему приходили и за духовными советами-наставлениями, и за милостыней.

Совершивший паломничество в святые мусульманские города Мекка и Медина хаджи изредка приезжал и в Казань, где его встречали с великими почестями. "Местные муллы и именитые татары выезжали к нему навстречу и усердно добивались чести принять его у себя дома. Во время пребывания его в городе среди татар беспрерывно задавались большие обеды то у одного, то у другого мусульманина.

В конце жизни Закир ишан впал в немилость от властей, которые стали вмешиваться в дела учебных заведений татар. Он подвергся преследованиям в течении ряда лет. Ушел из жизни 28 мая 1893 года В 1893 году татарской периодической печати еще не было, поэтому два некролога было отправлено в губернскую русскую газету. Вот несколько строк из одного из них, который содержит весьма высокое мнение об ишане: "Значение его для мусульманского мира в России было очень велико. Он считался великим знатоком и истолкователем Корана, поэтому слово или мнение, высказанное им, считалось мнением самого пророка. При жизни он почитался чуть ли ни "святым" и иначе не назывался как "святой мулла"

Похоронен Мухаммед-Закир ишан Камалов на татарском кладбище г.Чистополя.

Практическая часть.

Опрос учеников 8 А класса.

Ф.И.

Знаешь ли о происхождении татарских приходов?

Слышал ли о духовном служителе М.Мухаметкамалове?

1

Буренина Илона

-

-

2

Бурханова Юлия

-

-

3

Валиуллина Динара

+

+

4

Гайнутдинов Артур

-

-

5

Глазунова Анастасия

-

-

6

Заднев Саша

-

-

7

Карпов Илья

-

-

8

Кириллов Андрей

-

-

9

Киямов Данияр

-

-

10

Колпаков Вадим

-

-

11

Колпакова Катя

-

-

12

Кривошеев Максим

-

-

13

Лукина Вероника

-

-

14

Майоров Никита

-

-

15

Матвеев Юра

-

-

16

Насибуллин Динар

+

+

17

Никитина Маша

-

-

18

Пузырев Артем

-

-

19

Шарифуллина Дина

-

-

20

Шашина Вероника

-

-





Ф.И.

Интересна ли тебе эта тема, и хочешь ли узнать больше?

1

Буренина Илона

+

2

Бурханова Юлия

+

3

Валиуллина Динара

+

4

Гайнутдинов Артур

+

5

Глазунова Анастасия

+

6

Заднев Саша

+

7

Карпов Илья

+

8

Кириллов Андрей

+

9

Киямов Данияр

+

10

Колпаков Вадим

+

11

Колпакова Катя

+

12

Кривошеев Максим

+

13

Лукина Вероника

+

14

Майоров Никита

+

15

Матвеев Юра

+

16

Насибуллин Динар

+

17

Никитина Маша

+

18

Пузырев Артем

+

19

Шарифуллина Дина

+

20

Шашина Вероника

+


Выводы: Из 20 учеников по данной теме владеют информацией только два ученика: Валиуллина Динара и Насибуллин Динар, которые рассказали, что им интересна история своего города и большую часть информации они получили от посещения музея ,чтении книг и рассказов взрослых.

Обрадовал тот факт, что детям интересна эта тема, я с этой темой выступила на классном часе, после которого попросила учащихся ответить на несколько вопросов по данной теме. И на вопросы дали правильный ответ 100% учащихся!

Выводы:

Выполняя работу, во – первых, я изучила материал по историческому прошлому своего города. Для этого я посетила «Краеведческий музей», мечеть «Нур»,беседовала со старожилами нашего города, муллой мечети -Мухаммед хазрэтом, Я еще раз убедилась в том, как много ярких личностей, уважаемых и любимых многими людьми. Действительно, как важно встретиться и поговорить с теми, которые живут рядом с нами. Надо спешить, потому что их становится все меньше и меньше. И изучив весь материал о Мухаммед-Закир ишан Камалове пришла к выводу, что он был, действительно незаурядным человеком. Мухаммед-Закир ишан Камалов вошел в историю не только как крупный религиозный деятель и просветитель, но и как фигура всероссийского масштаба, вырастившая новое поколение национальной интеллигенции. Его усилия на этом благородном поприще не изгладятся из памяти народной. И люди нашего города готовы узнавать все большее о татарской культуре и татарских выдающихся личностях, не смотря на разные вероисповедания.

Список использованных источников и литературы:

1) Щенникова Л. Где эта улица // Ленинский путь. – 1991. – 17 апреля. - № 62. – С.4.

2) Чистополь и чистопольцы. Из прошлого и настоящего. – Казань, 2004. – С. 48, 49, 55, 61-63

3) Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. Т.1. – Казань, 1999. – С.368, 380

4) Архивные документы «Краеведческий музей»

5) Беседа с муллой Мухамедом Чистопольской мечети «Нур» ишана Мухаммедзакира Камалова.

6) Беседа со старожилами города.

Приложение №1














Мухаммед-Закир Камалов














Мемориальная доска на здании мечети «Нур»

Мечеть «Нур»

2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Жизнь замечательных людей. Мухаметзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов.

Автор: Валеева Роза Аглямовна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159656


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства