"Живая вода" внеклассное мероприятие по программе Разговор о правильном питании.
"Живая вода" внеклассное мероприятие по программе Разговор о правильном питании.
Внеклассное занятие «Живая вода».
Цель данного занятия:
- содействовать развитию у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить знания детей о свойствах воды, её значении для человека и всей природы;
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать логическое мышление, память, диалогическую речь, внимание, тактильные ощущения, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение работать в команде, вести дискуссию.
- воспитывать уважение к природе, бережное отношение к воде.
Оборудование:
у педагога: экран, диапроэктор, подборка слайдов и роликов из документального видеофильма «Живая вода», глобус, лёд, вода, электрочайник, стекло, держатель для стекла, бытовой фильтр для воды, эмблема в защиту реки Алей, музыка дла релаксации, мультфильм о Лунтике «Круговорот воды»;
у детей: таблички с названиями команд, бейджики;
ХОД:
1. Организационный момент.
2. Тема занятия. Беседа.
3. Познавательная игра «Живая вода».
4. Физкультминутка:
5. Экологическая тропа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа «Разговор о правильном питании» адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида. Использованы материалы Монтессори-педагогики, документальный видеофильм «Живая вода». Применялись: расслабление с использованием музыки, опыты, видео- и фотоматериалы, комплекс методических пособий.
Познавательная игра «Живая вода».
Цель данного занятия:
- содействовать развитию у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить знания детей о свойствах воды, её значении для человека и всей природы;
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать логическое мышление, память, диалогическую речь, внимание, тактиль- ные ощущения, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение работать в команде, вести дискуссию.
- воспитывать уважение к природе, бережное отношение к воде.
Возраст детей:12-13 лет. Диагноз:F70.
Продолжительность занятия:35-40 минут.
(В структуре занятий по данной теме –четвёртое занятие.)
Состав участников:педагог, дети.
Оборудование:
у педагога: экран, диапроэктор, подборка слайдов и роликов из документального видеофильма «Живая вода», глобус, лёд, вода, электрочайник, стекло, держатель для стекла, бытовой фильтр для воды, эмблема в защиту реки Алей, музыка дла релаксации, мультфильм о Лунтике «Круговорот воды»;
у детей: таблички с названиями команд, бейджики;
Место проведения:
кабинет социально-бытовой ориентации.
(оформлен для проведения игры:
опытный
участок исследователи
критики очистители
стол для стол для очистки
опытов воды(приборы)
Предварительная работа:
экскурсия к реке Алей (сентябрь); (декабрь);
экскурсия на очистные сооружения г. Рубцовска;
просмотр и беседа по документальному видеофильму «Живая вода» (части 1, 2, 3 (выборочно);
Учебно-методический комплекс:
Программа «Разговор о правильном питании». М.М. Безруких, Т.А.Филиппова. А.Г.Макеева.
Методическое пособие «Разговор о правильном питании». М.М. Безруких, Т.А.Филиппова. А.Г.Макеева.
Авторская программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников коррекционной школы VIII вида на материалах Монтессори» (разработанная воспитателем Рубцовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 1 VIII вида Л.Н.Мурашко).
А.А Катаева, Е.А Стеблева. Дидактические игры и упражнения в обучении детей с отклонениями в развитии. М., ВЛАДОС,2001.
А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры. М.,Просвещение,1991.
Т.Н.Захарова. Формирование здорового образа жизни. Учитель, 2007.
С. И. Ожегов. Толковый словарь.
Документальный видеофильм «Живая вода» части 1, 2, 3 (выборочно).
ХОД:
1. Организационный момент.
Воститатель:
- Здравствуйте, ребята! Перед началом нашего занятия мы с вами немного попутешествуем.
(на фоне музыки для релаксации «шум воды»)
- Закройте глаза, представте, что вы находитесь на берегу реки. Чистая прозрачная вода бежит, переливается по камням. Светит солнце, вам тепло, хорошо. Вы отдыхаете.
- Откройте глаза и с этим прекрасным настроением мы начнём наше занятие.
2. Тема занятия. Беседа.
Воспитатель:
-Что у нас по режиму?
Дети:
- По режиму воспитательское занятие.
Воспитатель:
- Посмотрите вокруг. У нас будет обычное занятие?
Дети:
-Нет, занятие будет необычным.
Воспитатель:Как вы думаете, какое оно будет ?
Дети:
-«Круглый стол», «Путешествие», «Устный журнал», «Соревнование», «Игра» и т. д.
Воспитатель:
-Правильно, сегодня мы проведём игру, но не простую, а познавательную!
Воспитатель:
-Прослушай те отрывок из сказки:
« Однажды мать слегла от неведомой болезни. И хотя сыновья хорошо заботились о ней, с каждым днём старушке становилось всё хуже и хуже. Каких лекарей не приглашали сыновья, никто не мог вылечить её. Совсем они было отчаялись, но пришла как-то раз старая знахарка и сказала:
- Есть на свете такое лекарство, которое может поставить на ноги вашу мать. Но вряд ли вы сумеете его раздобыть.
-Ты только скажи нам, что это за лекарство, а уж мы его раздобудем, пусть даже для этого придётся нам продать и дом, и землю, и пойти нищими по свету.
-Тогда слушайте и хорошенько запомните то, что я вам скажу. Стоит вам окропить живой водой больную мать, как она тотчас же выздоровеет. Эта вода и мёртвого воскресить может, но её достать очень трудно."
-Какое лекарство помогло бы матери?
Дети:
-Живая вода.
Воспитатель:
-Значит вода даёт жизнь и здоровье.
Наше сегодняшнее занятие так и называется: «Живая вода».
( заставка из фильма «Живая вода»)
3. Познавательная игра «Живая вода».
Воспитатель:
-Мы с вами провели большую подготовительную работу: ходили на экскурсии, смотрели фильмы, вели поисковую работу. На сегодняшнем занятии вы обобщите все полученные знания и, поскольку игра познавательная, узнаете много нового и интересного.
-Вы разделились на четыре команды. Как они называются?
Дети:
-Мы - опытный участок.
Воспитатель:
-Как вы думаете, чем вы будете заниматься?
Дети:
-Мы будем проводить опыты.
Воспитатель:
- Правильно. Следующая команда?
Дети:
-Мы — исследователи. Будем проводить исследования.
Воспитатель:
- Третья команда?
Дети:
-Мы- очистители. Будем что-то чистиь или очищать.
Воспитатель:
-И последняя команда?
Дети:
-Мы - критики. Будем ставить под сомнение выводы, исследования, опыты участников других команд, требовать доказательства.
Воспитатель:
-У команды исследователей уже было домашнее задание. Какое?
Исследователи:
- Мы должны были найти стихотворение о воде.
Воспитатель:
-Прочтите.
Исследователи:
(ученик читает стихотворение наизусть)
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
-Откуда ты?
Вода в ответ:
-Из далека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
-Откуда ты? - спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
-Откуда ты? Ты кто такой?
-И я, дружок, из океана!
-Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
-Знай, малыш, и я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Вода, вода, вода!
Воспитатель:
-Где встречается вода?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Критики, увас нет вопросов?
Критики:
-Мы не согласны, что вокруг нас так много воды.
Воспитатель:
-Исследователи, у вас есть доказательства?
Исследователи:
- Вода окружает нас всюду: зимой-это снег, весной-это ручейки, летом-это речка и озеро, осенью-это дождь и лужи. Больше половины земного шара занимает вода-посмотрите на глобус( показ воды на глобусе). Она синего цвета. Даже человек больше, чем на половину состоит из воды ( показ слайда). Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды всего 7 дней!
Воспитатель:
- Критики, исследователи вас убедили?
Критики:
- Да. Но у нас ещё вопрос: как получается, что вода- это и снег, и лёд, и жидкость, и пар?
Воспитатель:
- Это работа для нашего опытного участка.
Опытный участок:
-Мы готовы доказать это.
( демонстрация кадров из фильма «Живая вода» о том, что только вода встречается в природе во всех трёх состояниях)
Проводят опыт: лёд-тает, получается вода; вода кипит- получается пар; пар превращается в воду.
Критики:
-Хорошо, мы согласны, но, если вода превращается в пар под воздействием тепла, то почему она вся не испарилась с поверхности Земли?
Воспитатель:
- Хороший вопрос. Что ответят исследователи?
Исследователи:
-У нас есть ответ. Давайте посмотрим.
(демонстрация мультфильма о Лунтике «Круговорот воды»).
Воспитатель:
- Встаньте, закройте глаза, представьте то, о чём я буду говорить и выполняем соответствующие движения.
4. Физкультминутка:
(под релаксирующую музыку «шум воды»)
От зелёного причала оттолкнулся теплоход.
Раз, два!
Сделал шаг назад сначала.
Раз, два!
А потом шагнул вперёд,
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
Рыбки плавали в водице,
Веселились все вручье,
То сожмуться, разожмуться,
То зароются в песке.
Воспитатель:
- Садитесь, продолжаем занятие. У критиков есть вопрос?
Критики:
-А как вода попадает в дома к жителям города Рубцовска?
Исследователи:
-Её берут из нашей реки Алей.
Критики:
-Как люди пьют такую воду? Она же не пригодна для употребления!
(демонстрация слайда капли неочищенной воды)
-Посмотрите, сколько в ней микробов!
Воспитатель:
-Вы были на экскурсии на очистных сооружениях. Очистители расскажите нам, как очищают воду?
Очистители:
-Мы готовы.
(рассказ с демонстрацией слайдов).
Критики:
-Но, ведь вещество, которое убивает вредных микробов, может быть опасно и для человека?
Очистители:
- Водопроводную воду перед использованием или употреблением нужно очистить от разных примесей. Для этого используют фильтры( демонстрация бытового фильтра и его работы).
-Существуют боле простые и доступные способы очистки воды: кипячение в течение 5-10 минут или отстаивание 7-10 часов и можно готовить или пить воду без вреда для здоровья.
5. Экологическая тропа.
Критики:
-Но, если воды так много, то почему все говорят о необходимости её экономить?
Исследователи:
- Воды много в океанах, но там она солёная, не пригодная для употребления. А пресной воды мало и её количество сокращается, может наступить время и на Земле не останется пресной воды, а без воды исчезнет всё живое и человек. Струйка воды толщиной со спичку даёт утечку 20 ведер в час. Эта чистая, очищенная вода уходит вникуда и её уже не вернуть. А ведь затрачен труд людей, средства, а главное- природная ценность-пресная вода. Поэтому воду нужно беречь, экономить.
Воспитатель:
-Спасибо , ребята! Вы провели замечательные исследования и доказали, что многое узнали о таком близком и привычном — о воде. А. Сент-Экзюпери сказал: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете»
На фоне музыки идёт показ слайд-фильма о воде в природе, загрязнённые водоёмы, берега рек, озёр.
Воспитатель:
-Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Сегодняшние дети завтра станут руководителями промышленных предприятий, автомобилистами, сами создадут семьи. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории.
-Как выглядят берега нашей реки Алей, вы видели на экскурсии?
Дети:
-Они загрязнены, люди оставляют после себя много мусора.
Воспитатель:
- В рамках 2013 года-года экологии, мы провели конкурс на лучшую эмблему в защиту чистоты берегов реки Алей и расклеили эти листовки на домах жителей близлежащих к реке домов. Мы уже начали борьбу за нашу реку, за чистую воду!
-Необходимо воспитывать в себе ответственное отношение к водным ресурсам, активно участвовать в проектах по защите окружающей среды.Вы хотите ещё оказать помощь?
Воспитатель:
-Пусть ваш советник внесёт предложение мэру нашей республики «Данко» об участии старшеклассников нашей школы в ежегодном экологическом рейде по очистке берегов реки Алей от мусора. Ведь если каждый житель города очистит хоть один метр и не будет оставлять после себя мусор, то наша река будет чистой, красивой, здоровой, а вместе с ней и мы!