Просмотр содержимого документа
««Жаворонки прилетайте, весну красную встречайте»»
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Суворовская школа для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Конспект занятия
с выполнением творческой работы
«Жаворонки прилетайте, весну красную встречайте».
Провела
воспитатель:
И.А. Панкина
март, 2023
Цель: приобщение обучающихся к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать приобщать обучающихся к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы.
Закреплять представление о весне как времени прилёта перелётных птиц, уточнить представление о перелётных птицах, их образе жизни.
Дать представление о дне весеннего равноденствия.
Познакомить обучающихся со способом изготовления птицы из ткани.
Закрепить умение передавать выразительность образа птицы, передавая ее характерные особенности.
Развивающие:
Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей.
Развивать мелкую моторику рук при работе с материалами и инструментами.
Воспитательные:
Воспитывать уважение и память к старинным русским традициям.
Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам.
Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь.
Коррекционные:
Развивать слуховое внимание.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Развитие ассоциативного мышления с опорой на жизненный опыт.
Развивать связную устную речь.
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии: создание благоприятного психологического климата на занятии;
- Технология коллективного творческого воспитания: организация определенного образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения.
- Игровые технологии: помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения.
- Технология проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- Гуманно-личностная технология: способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
- Информационно – коммуникационная технология: работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование исследовательских умений.
Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Презентация «Жаворонки прилетайте, весну красную встречайте»
- Атрибуты к игре «Найди признаки весны»
- Атрибуты к практической работе: лоскуты ткани, нитки, вата, ножницы.
- Обрядовое дерево
- Угощение для обучающихся.
План занятия:
Организационный момент.
Упражнение – приветствие;
Объяснить значение поговорки.
Основная часть.
Игра «Найди признаки весны».
Тема занятия.
Беседа о традициях русского народа.
Физминутка «Жаворонок».
Техника безопасности.
Практическая работа.
Итог занятия.
Украшение обрядового дерева.
Заклички .
Тип занятия: комбинированное.
Ход занятия
Организационный момент.
Слайд 1.
- Нашу встречу начнем с приветствия: встаньте в круг, подайте друг другу руки и скажите слова: -
«Здравствуй, Солнце,
Здравствуй, Земля,
Здравствуйте все мои друзья».
Слайд 2.
– В разные времена, на Руси собирались семьи, друзья и приговаривали: «Посидим рядком, да поговорим ладком!»
- Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей)
- Я предлагаю вам сесть рядком, да поговорить ладком.
- Чтобы наш разговор заладился, я предлагаю вам отгадать загадку.
Основная часть.
Игра «Найди признаки весны».
Слайд 3.
«Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку,
И по цветку и по снежку?» (весна)
- Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали
приближение весны?
(На доске нарисованная Девушка весна)
- Ребята, растеряла все признаки Весна – красна, давайте ей поможем наполнить ее поляну, только весенними признаками:
появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая,
солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный, кружатся осенние листья, тают сосульки, дети купаются в речке, прилетели грачи, падает пушистый снег, появляются подснежники, птицы улетели в теплые края, на деревьях появляются листья, река затянулась льдом. (ребята выбирают нужные картинки)
Тема занятия.
Слайд 4.
- Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием. Ребята, а какая весна без пения птиц! Согласны со мной?
- Тема нашего занятия: «Жаворонки прилетайте, весну красную встречайте».
- Подумайте, с каким праздником связана наша тема занятия?
Беседа о традициях русского народа.
Слайд 5.
- Сейчас мы отправимся в прошлое нашей родины - России и узнаем о том, какой сегодня необычный день.
- Вы, конечно, знаете, что в прошлом не было ни телефонов, ни радио, ни газет. Как же люди узнавали, какая будет погода? Когда зерно засевать? (ответы детей)
- Для этого люди следили за природой и составляли свой народный календарь примет, а самые важные праздновали.
Слайд 6.
- И сегодня один из таких праздников: «День весеннего равноденствия».
- Скажите, пожалуйста, сколько часов в сутках? (24)
- В этот период день и ночь разделяют сутки по 12 часов, поэтому говорят: день равен ночи.
- Этот день, по другому, можно еще назвать астрономической весной. Именно 21 марта день уравнивается по продолжительности с ночью.
- На Руси этот день отмечали по особенному и назывался он Сороки. По мнению древних славян именно в это время прилетает множество птиц, а именно 40. Символом же праздника являлся жаворонок, так как он возвращался первым.
Слайд 7.
Его называют первым вестником, певцом весны. Поэтому праздник День весеннего равноденствия еще называют праздником Жаворонков.
- Если солнечным весенним днём выйти в поле и прислушаться, то можно услышать звонкую песню, похожую на звон колокольчиков. Песня звучит с высокого голубого неба. Это жаворонок. Он поёт с раннего утра и до позднего вечера. Всю весну. (Включить пение жаворонка)
Слайд 8.
- Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, тряпичными птичками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
- Предлагаю смастерить птичек-жаворонков из ткани.
Физминутка «Жаворонок»
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел,
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдёт,
Будет весел целый год.
-Дети выполняют маховые движения руками.
-Вращают кистями поднятых рук.
-Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз.
-Дети приседают, руками обхватывая колени.
-Дети стоят весело хлопают в ладоши.
Слайд 9, 10.
Техника безопасности:
Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
4. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Ножницы клади кольцами к себе.
7. Подавай ножницы кольцами вперед.
8. Не оставляй ножницы открытыми.
9. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
10. Используй ножницы по назначению.
Техника безопасности при работе с тканью, нитками:
1. Все рукоделие в промежутках между работой храните в товарной
упаковке.
2. Во время работы нельзя перекусывать нити зубами или рвать их руками.
Практическая работа.
Слайд 11.
Для работы нам необходимы: лоскуты ткани, нитки, вата, ножницы.
1 шаг. Выбираем одни лоскут ткани, два кусочка ваты, скатанные в шарики, нитки.
Слайд 12.
2 шаг. Лоскут ткани сворачиваем от уголка к уголку, а затем еще раз, получается треугольник из ткани.
Слайд 13.
3 шаг. При помощи нити перевязываем внутренний уголок на ткани. Получается клюв птицы.