111.Основная часть: -создать условия для развития познавательного интереса; -организовать работу по дидактическому материалу; - обогащать словарный запас обучающихся. 1. «Признаки зимы» . -Организовать работу по дидактическому материалу. 2. «Природные явления зимы». - Создать условия для развития познавательного интереса. 3.«Растения зимой». - Организовать работу по дидактическому материалу. 4.«Зимний лес». -Обогащать словарный запас обучающихся. 5.«Обитатели леса, зимующие птицы» -Создать условия для развития познавательного интереса. 6. «Отгадай название птиц» -Организовать работу, используя наглядный материал по заданию. 7. «Обитатели леса, животные зимой» -Обогащать словарный запас обучающихся. -Организация работы по умению аргументировать свою точку зрения. 1v.Просмотр мультфильма. «Дед Мороз и Серый волк». - Воспитывать бережное отношение к природе и её охране. V. Вывод по пройденному мероприятию. -Закрепить пройденный материал по теме занятия. Рефлексия. -организовать самооценку деятельности обучающихся на внеклассном занятии. V1.Заключительная часть. | -Назовите имена сыновей зимы? (Слайд 4) -Читает о декабре, январе, феврале. Для того чтобы нам побывать в лесу мы должны выполнить следующие задания, приготовленные месяцами братьями. (Слайд 5-6-7) -В конверте предложены предложения о признаках зимы, нужно прочитать их и проверить правильность написания. -Солнце греет ярко. -Дни длинные. -Реки и озёра не замерзают. -Земля не покрывается снегом. -Много птиц и зверей. -Насекомые не исчезают (Слайд 8) -Написать зимние явления природы на предложенных листах Оттепель – повышение температуры атмосферы до положительных значений зимой и в начале весны Гололедица – после оттепели происходит понижение температуры. Снегопад- выпадение снега из облаков. Метель – перенос снега ветром, поднятого с поверхности земли. Изморозь – отложение льда на тонких и длинных предметах ветвях деревьев, проводах при влажной морозной погоде. (конверт – по группам) (Слайд 11-16) -А что происходит с растениями зимой? - Как они зимуют? Снег для многих растений – теплое пуховое одеяло, оно укрывает корни растений и не дает им замерзнуть. -Ученые измерили температуру воздуха под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20 градусов. (Слайд 17) Читает стихотворение вслух. …Что за чудо - зимний лес, Сколько сказочных чудес! В сказке этой я лесной, Сон иль явь передо мной? Вот берёз роскошный ряд, Шали белые горят Серебром - а вот в сторонке В шубах ёлочки - девчонки. Ах, какая тишина, Бело - белая страна!.... -Какие деревья мы с вами видим в лесу? (Слайд 18) Читает загадки для обучающихся вслух. 1.Кто прошелся по дорожке И оставил здесь свой след? Это птичка - невеличка, А зовут её (синичка). 2.Чудо-птички В серой шубке перовой, И в морозы он герой, Скачет, на лету резвится, Не орёл, а всё же птица. (Воробей) 3.Помнишь, как-то раз зимой В лес ходили мы с тобой? По тропинке шли – вдруг раз! – Снег посыпался на нас: На заснеженную ель Села птица ... (свиристель). 4.Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это … (Снегири) 5.Кто зимой средь хвойных веток В феврале выводит деток? Необычный клюв – крестом, Птичку ту зовут …(клестом) 6.Тащит в дупла лип упорно Желуди, орехи, зерна, Как заправский кладовщик Бойкий ... ямщик. (Поползень) 7.Вертится, стрекочет, Весь день хлопочет. Все стрекочет и вертится, Ей на месте не сидится, Длиннохвоста, белобока. Вороватая (сорока). (Слайд 19) Каждая группа получает конверт. В нём находятся детали пазл, которые необходимо соединить и определить по внешнему виду и окраске зимующих птиц в нашей местности. (Синица и воробей) Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору. Деревья стоят голые, земля покрыта снегом, пруды и озера скованы льдом — пусто в лесу, ни листочка, ни травинки. Холодно и голодно лесным жителям... Как проводят они зиму? Все по-разному: одни устраивают себе тёплые спаленки, другие лакомятся приготовленными с осени запасами, третьи меняют свою шубу на более теплую, а есть и такие, что страдают от голода и всё своё время проводят в поисках пищи.... (Слайд 20-21) -Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, охраняют своих деток. Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям. (Слайд 30-32) -А встречают Новый год звери в лесу? -А как? -Мы можем узнать, только после просмотра мультфильма «Дед Мороз и Серый волк». -ваше мнение по просмотренному мультфильму. -Всё хорошо, когда всё хорошо заканчивается! -И у нас с вами тоже подходит к концу наше занятие. -Какой вы сделали вывод для себя сегодня, побывав в гостях у «Зимушки-зимы»? Обращает детей к целям-результатам. -За грамотные правильные ответы зимушка-зима вас благодарит и дарит новогодние игрушку на ёлку каждому -Трудно представить себе землю без лесов. Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь, а полюбишь - в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее! | Декабрь, Январь, Февраль Выполняют самостоятельно Проверка коллективно Правильные ответы -Солнце не греет ярко. -Дни не длинные. -Реки и озёра замерзают. -Земля покрывается снегом. -Мало птиц и зверей. -Насекомые исчезают. (Слайд 9) пользуются информацией в практических целях; -отвечают на вопросы учителя. Ответы детей (Слайд 10) Ответы детей Ответы детей Ответы детей. Работают под руководством учителя. Работа в группах самостоятельно. Складывание пазл на предложенную тему. Выполнение работ детьми. Сообщения детей. Работают под руководством учителя Зачитывают информацию, заранее подготовленную к занятию. Ученик (Слайд 22) Так выглядит лось зимой. Свои роскошные рога он скинул в ноябре-декабре, а новые вырастут у него только к лету. Зимой лось питается корой деревьев, больше всего любит осину и молоденькую сосну. Вместо воды он ест снег. Длинные сильные ноги помогают ему быстро бегать по глубокому снегу и спасаться от волков. Ученик (Слайд 23) С наступлением холодов медведь начинает готовить себе берлогу. Обычно он устраивает её под корнем упавшего дерева. Выроет яму, прикроет её хворостом, ветками и мхом — вот и готова спальня. Но прежде чем залечь на зиму, медведь запутывает свои следы, петляет, как заяц. Если лето было голодным и медведь досыта не наелся, он не засыпает в берлоге, а всю зиму бродит по лесу. Такой медведь называется шатун, голод делает его злым и очень опасным. Зима - суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору. Ученик ( Слайд 24) Волку не страшны морозы — у него прекрасная шуба, которая к зиме становится ещё пушистее. Но в это время его часто мучает голод. Собираются волки стаю – вместе легче охотиться, легче поймать оленя, лося или кабана. В зимнюю пору волки чаще появляются, вблизи жилья человека, чтобы полакомиться домашним скотом. Бывает, даже собаку схватят. Ученик (Слайд 25) А лисы зимой живут поодиночке. Весь день, особенно в сумерки, рыщет лисица по лесу: гоняется за зайцами, подкарауливает мышей, чаще, чем летом, пробирается в деревни и разбойничает в курятниках. А когда устанет, ляжет поспать, но не в нору — зимой она там почти не бывает, — а устроит себе снежную постель, где и свернётся калачиком. Ученик (Слайд 26) Белка загодя готовится к голодной поре — запасает грибы, сушит их, нанизывая на сучки. У белки острый нюх — она может учуять шишку, спрятанную под огромным сугробом! К зиме белка меняет свой рыженький наряд на тёплую серую шубку. Белки не впадают в зимнюю спячку, но в сильные морозы прячутся в гнезде, которое заранее сплетают из прутьев и выстилают мхом и травой. Иногда в одном гнезде спит несколько белок Ученик (Слайд 27) Заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. Зайцы убегают от хищников по скользкому льду. В отличие от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца – это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу. Ученик (Слайд 28) Соболь. Зимой он не спит, но далеко от гнезда не уходит. Мех у него тёплый, в сильную стужу он предпочитает день за днем сидеть в своём гнезде. А если и выйдет, старается бегать не по снегу и промёрзшей земле, а по валежнику и бурелому – так ему теплее. Иногда ныряет в сугробы, ищет под снегом, чем бы поживиться. Найдёт мышку или землеройку — тут же её и съест. Учитель (Слайд 29) Для кабана зима — самое трудное время года. Особенно когда выпадет много снега. Трудно выкапывать из-под снега корешки и промёрзшие жёлуди, даже ходить и то трудно — уж очень коротки у кабана ноги. Да и холодно ему, поэтому зимой часто забираются кабаны в стога сена, оставленные на сенокосе. Ответы детей. Коллективный просмотр мультфильма «Дед Мороз и Серый волк». Ответы детей Стихотворение читает ученик заранее подготовленный. …Любите родную природу– Озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою, Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобой на ней. Так будем же, люди, все вместе, Мы к ней относиться добрей. … С.Т.Аксаков (Слайд 33) Оценивают результаты своей работы. Каждый ученик получает по новогодней игрушке на ёлку. |