kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заочная экскурсия В Исаакиевский собор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заочная экскурсия в Исаакиевский собор,  Санкт-Петербург

Цели:

 1) познакомить учащихся с историей создания Исаакиевского собора,                         

     его архитектурными и  художественными особенностями;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 2) прививать интерес к историческому и культурному наследию своей   

     страны;

 3) способствовать приобщению учащихся к духовно-нравственным    

     ценностям и развивать познавательный интерес.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word (2)»

9



Минаева Ольга Петровна


ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ

«ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР»


Цели: 1) познакомить учащихся с историей создания Исаакиевского

собора, его архитектурными и художественными особенностями;

2) прививать интерес к историческому и культурному наследию

своей страны;

3) способствовать приобщению учащихся к духовно-нравственным

ценностям и развивать познавательный интерес.


Предварительная подготовка. Учитель объявляет детям о предстоящей экскурсии. В качестве экскурсовода выступает преподаватель. Из числа учащихся, учитывая их желание, избираются помощники экскурсовода, которые готовят небольшие сообщения по следующим темам: «Жизнь и творчество Огюста Монферрана», «Святой преподобный Исаакий Далматский», «Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери», «Святой Александр Невский», «Святая Екатерина». Еще двое учащихся подготавливают выразительное чтение наизусть стихотворений. Остальные ученики участвуют в создании презентации.


Оборудование: проектор, презентация, выставка книг, иллюстрации, жетоны.


Методы и методические приёмы: рассказ учителя, выступление учащихся, работа с иллюстрациями, беседа.


Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в Исаакиевский собор. (Слайд №1) Представьте, что мы сейчас находимся не в классе, а в комфортабельном автобусе, который везет нас по улицам северной столицы России, по замечательному городу-музею Санкт-Петербургу. Я сегодня сыграю роль вашего экскурсовода, по всем вопросам, касающимся нашей экскурсии, вы можете обратиться ко мне.

Итак, уважаемые экскурсанты, разрешите еще раз поприветствовать вас. Мои помощники раздадут экскурсионные жетоны, чтобы вы не потеряли нашу группу; прошу вас, сохранять жетоны до конца экскурсии. В добрый путь!


  1. Основная часть.

  1. Слово экскурсовода.

- Уважаемые туристы, мы с вами направляемся в центр города, именно там, на пересечении двух площадей – Исаакиевской и Декабристов - находится величественный собор. Золотая шапка Исаакиевского собора видна со всех концов города, вы тоже ее можете увидеть, посмотрев в окно автобуса. (Слайд №2). Среди купольных храмов этот собор по своим размерам занимает четвертое место в мире, уступая лишь соборам Св. Петра в Риме, Св. Пала в Лондоне и Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Размеры постройки поражают и в наши дни. Его высота 101, 5метра, длина 111,3метра, ширина 97,6метра. Внутренний диаметр купола – 21,8метра, наружный – 25,8метра. Здание окружают 112 монолитных колонн, каждая из которых имеет высоту 17метров и весит 114 тонн. Собор одновременно может вместить около 14 тысяч человек. Представляете, какое это величественное здание?!

2.Выступление учащегося.

Учащийся читает наизусть стихотворение Натальи Мурадовой «Исаакиевскому собору в Питере»:


В невесомом кружеве листвы

Куполом, почти достав до неба,

Оберегает он покой Невы,

Защищая город свой от ветра.

Не склоняя гордой головы,

Словно, Илья Муромец на страже,

Смотрит в душу матушки – Руси,

Зная, как мудрец, тревоги наши.

И к нему со всех концов Земли

Путники спешат в духовной жажде.

Он их, по отеческой любви,

Примет, успокоит не однажды.

Дивный Исаакиевский Собор,

Ты свидетель исповеди каждой;

Как Спаситель руки распростер,

Чтоб очистить верой души наши.

Затухает лиственный костёр.

В прошлое уходит день вчерашний.

Но твой крест по-прежнему остёр,

Зорко охраняет Питер спящий.

3. Слово экскурсовода.

- Пока мы находимся в пути, я немного расскажу вам о создании этого удивительного собора, которая уходит к петровским временам. В 1710 году близ Адмиралтейства была построена небольшая деревянная церковь Исаакия Далматского. Об этом святом вам, уважаемые туристы, расскажет мой помощник.

4. Сообщение учащегося о Святом преподобном Исаакии Далматском.

(см. приложение №1)

( Слайд №3)

5. Слово экскурсовода.

(Слайд №4)

- Церковь, построенная в 1710 году, была названа в честь византийского монаха неслучайно. Дело в том, что день памяти этого святого – 30 мая - совпадал с днем рождения императора Петра I. Первый камень будущей церкви был заложен в день тридцатипятилетия государя в 1707 году, и церковь была названа Исаакиевской в честь небесного покровителя Петра. В 1712 году в ней состоялся публичный акт венчания Петра I и Екатерины. Позже церковь неоднократно перестраивали, но неудачно. Облик здания не мог удовлетворить даже самый невзыскательный вкус.

В 1809 и в 1813 годах состоялись конкурсы на создание проекта перестройки собора и перепланировки прилегающей территории, непременным условием которых было сохранение алтарной части существующего храма. Но конкурсы, не смотря на участие в них лучших архитекторов, не дали никаких результатов, большинство участников предлагало полностью разобрать существующее здание. Решить сложную задачу взялся неизвестный молодой архитектор Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Краткую историю его жизни поведает нам еще один из моих помощников.

6. Сообщение учащегося о жизни О.Монферрана. (см. приложение №2)

(Слайд №5)

7. Слово экскурсовода.

- В 1818 году по поручению Александра I Монферран разработал первый проект Исаакиевского собора, который был отправлен на доработку. Для исправления проекта была создана специальный комитет, в который вошли видные русские зодчие. В 1825 году Монферран представил новый проект, по которому от старой церкви сохранялась только восточная часть с алтарями, размеры здания увеличивались, внешний облик его менялся. Собор становился более монументальным и величественным. (Слайд №6)

Исаакиевский собор строился сорок лет – с 1818 по 1858 год. Его возведение стало важным этапом в развитии русской строительной практики, как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Было сделано немало открытий: устройство фундамента, установка монолитных колонн, сооружение центрального купола с использованием металлических конструкций.

Собор возводился руками простых русских людей. Строительство велось непрерывно, даже в зимние месяцы. Крепостные крестьяне трудились в тяжелейших условиях по 13 – 16 часов. Конечно, в таких условиях часто происходили несчастные случаи. По архивным данным в строительстве собора принимало участие около 400000 рабочих, из них от болезней и травм умер каждый четвертый.

Период строительства Исаакиевского собора равен целой эпохе в развитии русской архитектуры и инженерной мысли. Это не могло не отразиться на облике храма. Монферран в нем обобщил опыт архитекторов высокого классицизма и открыл новую эпоху в русском зодчестве, заговорившем на языке эклектики.

- Уважаемые туристы, мы с вами успешно приехали на Исаакиевскую площадь, я предлагаю вам выйти из автобуса и следовать за мной. (Учащиеся встают со стульев и, повторяя за учителем-экскурсоводом, выполняют небольшую разминку).

- Итак, перед собой вы видите величественный Исаакиевский собор. (слайд №7). Здание собора имеет крестообразный план. Его компактный прямоугольной формы массив увенчан золоченым купалом с восьмигранным фонариком, покоящемся на высоком барабане. Зрительно облегчают переход от него к основному объему четыре колокольни. Центральный купол и небольшие завершения звонниц образуют традиционное для русской церковной архитектуры пятиглавие. Торжественность и величавость облику храма придают выступающие на фасадах портики коринфского ордена. Спокойные плоскости стен прорезаны большими арочными окнами с массивными наличниками, углы здания украшены пилястрами.

Важную роль в создании облика храма играет скульптура. Самую большую образную нагрузку в декоре собора несут барельефы фронтонов четырех портиков. (Слайд №8) Авторство двух барельефов принадлежит французу Ф.Лемеру. Северный фронтон украшает композиция «Воскресение Христа», восточный – сцены из жития св. Исаакия Далматского. Эти мастерски выполненные барельефы все же уступают тем, которые созданы русским скульптором И.П.Витали. (слайд №9) Единым пластическим ритмом пронизаны композиции «Поклонение волхвов» на южном фронтоне и «Св. Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия и его жену Флаксиллу» на главном западном.

Витали исполнил большую часть скульптурных произведений, в том числе и изображения апостолов, которые находятся на углах фронтонов. (Слайд №10) Их задумчивые фигуры четко выделяются на фоне неба. Вершины Фронтонов отмечены статуями евангелистов (Слайд 11) – Марка со львом, Матфея с ангелом, Иоанна с орлом и Луки с тельцом. По-барочному выразительные фигуры ангелов со светильниками в руках (слайд №12) акцентируют углы основного объема собора. Велика их роль в формировании облика здания: они зрительно связывают кровлю с бара-

баном.

Изображения ангелов на балюстраде купола, выполненное скульптором И.Германом, также имеет немаловажное значение в решении задач синтеза архитектуры и скульптуры. Ритмично поставленные стройные фигуры служат своего рода переходом к куполу собора. Там располагается смотровая площадка, с которой открывается удивительный вид на город.

Теперь, уважаемые экскурсанты, я приглашаю вас пройти внутрь собора. (Слайд №13) Работы по внутреннему оформлению здания начались в 1841 году. На украшение главного храма империи пошло 400килограммов зоолога, 1000 тонн бронзы, для облицовки архитектурной части алтарей затрачено 16000килограммов малахита и более 11 квадратных метров бадахшанского лазурита. Для покрытия пола, стен, пилонов применены полудрагоценный шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый, тивдийский, желтый, сиенский, красный, французский. Недаром выдающийся российский минералог академик А.Е. Ферсман считал Исаакиевский собор наряду с Эрмитажем сокровищницей цветного камня. Внутренняя площадь собора превышает 4000 кв.метров. (Слайд №14) Ряды пилонов делят внутреннее пространство храма на три нефа. В центре четыре массивных подкупольных пилона поддерживают барабан с двенадцатью окнами. Барабан завершается сводом, достигающим высоты 67метров. В восточной части храма располагается главный иконостас, южная и северная стены которого отделяют его от боковых приделов. Арочные проемы с мраморными группами ангелов над ними, созданными ярославскими мастерами, открывают расположенные в глубине малые алтари. (Слайд №15) С правой стороны находится придел Св. Екатерины. Иконостас его увенчан золоченой скульптурной группой «Воскресение».

О святой великомученице Екатерине расскажет мой помощник.

8. Сообщение учащегося о Святой Екатерине. (см. приложение №3)

( Слайд №16)

9. Слово экскурсовода.

- Главный иконостас поражает своей необыкновенной красотой. (слайд №17) Он облицован белым итальянским мрамором, сочетающимся с насыщенных тонов малахитом и лазуритом, с золоченой бронзой. Длина иконостаса – 45метров, высота центральной части – 25метров. Особую торжественность ему придают 10 малахитовых и 2 лазуритовые колонны. Колонны выполнены особым способом «русской мозаики» – пустотелые металлические цилиндры оклеены тонкими пластинками малахита и лазурита. Камнерезы с большим мастерством подобрали камень по цвету, создав впечатление монолитных колонн. Умение раскрыть богатые возможности камня, выявить его неповторимую красоту прославило русских мастеров на весь мир.

Сквозь царские врата (слайд №18), украшенные шестью мозаиками, в глубине центрального алтаря виден светящийся витраж «Воскресение Христа». (Слайд №19) Витраж был создан в 1843- 1844 годах в Мюнхене Г.Гессом и М.Айнмиллером. Он состоит из отдельных деталей цветного полупрозрачного стекла, скрепленных свинцовыми пайками. Христос представлен на фоне желто-голубого неба, облаченным в пурпурный плащ с золотым шитьем, ярко горящими зелеными изумрудами и бледно-фиолетовыми аметистами. Витраж Исаакиевского собора стал едва ли не первым примером применения витражей в православных соборах.

Иконостас в приделе св. Александра Невского увенчан золоченой скульптурной группой «Преображение» (слайд №20). Эта скульптура, как и та, что украшает иконостас придела св. Екатерины, выполнена Н.С.Пименовым.

О святом благоверном князе Александре Невском вам расскажет мой помощник.

10. Сообщение учащегося о св. Александре Невском. (см приложение №4); (слайд №21)

11. Слово экскурсовода.

- Живописное оформление собора – результат творчества большой группы художников. Здесь работали К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, В.К. Шебуев, П.В. Басин, Н.М. Алексеев, Ф.С. Завьялов, П.М. Шамшин, Т.А. Нефф, С.А. Живаго и другие. Ими создано более 150 произведений. К.П. Брюллов создал в Исаакиевском соборе самую большую роспись «Богоматерь во славе» на плафоне главного купола. (Слайд №22) Ее площадь 816кв. метров. Написанная широкими, свободными мазками в ярких, теплых тонах, роспись даже в дождливые дни создает в соборе ощущение солнечного дня. Брюллов был очень увлечен созданием монументального полотна. Он восклицал: «мне тесно, я бы теперь расписал небо!». Интерес представляет и барабан купола, (слайд №23) украшенный скульптурными фигурами ангелов, которые символизируют жизнь Христа, а также изображениями двенадцати апостолов, росписи которых после смерти Брюллова выполнил Басин. Он создал наибольшее количество росписей в соборе.

Ф.А. Бруни создал в соборе самые значительные свои произведения (Слайд №24): «Страшный суд», «Видение пророка Иезекииля» и «Потоп».

Благодаря созданию Исаакиевского собора в 1850-е годы В России возродилось искусство монументальной мозаики. По замыслу Монферрана мозаика, как наиболее долговечное изобразительное искусство, должна была заменить живопись в соборе. Особенностью мозаик собора является то, что они точно повторяют живописные оригиналы и свидетельствуют о высоком искусстве создавших их мастеров. (Слайд №25)Для воспроизведения многообразия живописной цветовой гаммы использовано 12 тысяч цветов и оттенков смальты. В соборе 62 мозаики, их общая площадь – более 600кв.метров. Лучшими признаны «Св. Екатерина» и «Св. Анастасия».

Открытие и освещение Исаакиевского собора состоялось 30мая 1858 года в присутствии Александра II, членов царской фамилии, важнейших государственных и духовных лиц империи. Тогда же освятили центральный алтарь храма. Исаакиевский собор стал главным кафедральным храмом столицы. В соборе появились святыни, среди которых наиболее чтимыми были икона «Спас Нерукотворный», принадлежавшая Петру I, частицы древа Креста Господня и мощей апостола Андрея Первозванного, а также знамя губернского ополчения времен Отечественной войны 1812года. В год открытия Исаакиевского собора на одной из окраин города обнаружилась чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери. (слайд №26) О ней вам расскажет один из моих помощников.

12. Сообщение учащегося о Тихвинской иконе Божьей Матери. (см. приложение №5)

13. Слово экскурсовода.

Не самые свои лучшие годы переживал собор в годы советской власти. Здесь был открыт один из первых в стране антирелигиозный музей. (слайд №27) Долгие годы тут находился маятник Фуко, доказывающий вращение земли. В годы войны собор значительно пострадал, под сводами собора были укрыты огромные ценности пригородных музеев.

На протяжении 1950-х – 1960-х годов велись реставрационные работы. (слайд №28) Недавно вернулся на свое место бронзовый посеребренный голубь – символ Святого Духа, сменивший маятник Фуко.

Ныне государственный музей «Исаакиевский собор» представляет собой объединенный музей русской культовой архитектуры и изобразительного искусства первой половины XVII – начала XX века. (слайд №29) В храме проходят особенно торжественные богослужения, под его сводами звучит духовная православная музыка.

  1. Итог.

  1. Слово экскурсовода.

- Наша экскурсия подошла к концу. Уважаемые туристы, прошу всех вернуться в автобус и занять свои места.

- Мы возвращаемся домой. По дороге мне хотелось бы услышать ваши отзывы об экскурсии, что вам особенно запомнилось, что произвело неизгладимое впечатление? (ответы учащихся)

- А сейчас небольшая игровая пауза, у меня для вас есть загадки:


Ангелом-хранителем Петра

Был святой, прошедший муки адские.

Гордо носит петербургский храм

Имя… (Исаакия Далматского)


О художниках мы забывать не вправе.

Сколько их, великих мастеров,

Храм расписывало… Но без слов

Потрясает «Богородица во славе».

Автор вам известен —… (Карл Брюллов)


- Молодцы, вы хорошо справились с моим заданием. Мне кажется, хорошим завершением нашего путешествия станет стихотворение А. Розенбаума.

2. Выступление учащегося.

…Прошу тебя, храни меня,

Не дай пропасть в изгнании,

Собор с библейским именем,

Мой Центр мироздания.

Приди ко мне воочию

Ночами полусонными,

На белый лист ляг строчками,

В твои черты влюблёнными.


Вот последний миг оборван,

Попрощаемся, родной,

Не сойти бы без тебя с ума!

Улетаю я, Собор мой,

В край, завьюженный пургой,

Даже летом там всегда зима.


Да ладно, надо проще быть,

Пойду своей дорогою,

Исаакиевской площадью

На Невский, угол Гоголя.

Прошу тебя, храни меня,

Не дай пропасть в изгнании,

Собор с библейским именем,

Мой Центр мироздания.

  1. Рефлексия.

- Вот мы и дома. В начале экскурсии вы получили туристические жетоны. Перед вами две шкатулки – синяя и красная. Если вам понравилось наше путешествие, то, выходя из автобуса, опустите свой жетон в красную шкатулку; если вы скучали и вам было неинтересно – в синюю.

Я благодарю вас за внимание, было приятно работать с вами, до скорых встреч.















Просмотр содержимого документа
«Минаева»

20



Минаева Ольга Петровна


Внеклассное мероприятие для учащихся 7-9 классов «Заочная экскурсия в Исаакиевский собор»


Цели:

1) познакомить учащихся с историей создания Исаакиевского собора,

его архитектурными и художественными особенностями;

2) прививать интерес к историческому и культурному наследию своей

страны;

3) способствовать приобщению учащихся к духовно-нравственным

ценностям и развивать познавательный интерес.


Предварительная подготовка. Учитель объявляет детям о предстоящей экскурсии. В качестве экскурсовода выступает преподаватель. Из числа учащихся, учитывая их желание, избираются помощники экскурсовода, которые готовят небольшие сообщения по следующим темам: «Жизнь и творчество Огюста Монферрана», «Святой преподобный Исаакий Далматский», «Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери», «Святой Александр Невский», «Святая Екатерина». Еще двое учащихся подготавливают выразительное чтение наизусть стихотворений. Остальные ученики участвуют в создании презентации.


Оборудование: проектор, презентация, выставка книг, иллюстрации, жетоны.


Методы и методические приёмы: рассказ учителя, выступление учащихся, работа с иллюстрациями, беседа.


Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в Исаакиевский собор. (Слайд №1) Представьте, что мы сейчас находимся не в классе, а в комфортабельном автобусе, который везет нас по улицам северной столицы России, по замечательному городу-музею Санкт-Петербургу. Я сегодня сыграю роль вашего экскурсовода, по всем вопросам, касающимся нашей экскурсии, вы можете обратиться ко мне.

Итак, уважаемые экскурсанты, разрешите еще раз поприветствовать вас. Мои помощники раздадут экскурсионные жетоны, чтобы вы не потеряли нашу группу; прошу вас, сохранять жетоны до конца экскурсии. В добрый путь!


  1. Основная часть.

1. Слово экскурсовода.

- Уважаемые туристы, мы с вами направляемся в центр города, именно там, на пересечении двух площадей – Исаакиевской и Декабристов - находится величественный собор. Золотая шапка Исаакиевского собора видна со всех концов города, вы тоже ее можете увидеть, посмотрев в окно автобуса. (Слайд №2). Среди купольных храмов этот собор по своим размерам занимает четвертое место в мире, уступая лишь соборам Св. Петра в Риме, Св. Пала в Лондоне и Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Размеры постройки поражают и в наши дни. Его высота 101, 5метра, длина 111,3метра, ширина 97,6метра. Внутренний диаметр купола – 21,8метра, наружный – 25,8метра. Здание окружают 112 монолитных колонн, каждая из которых имеет высоту 17метров и весит 114 тонн. Собор одновременно может вместить около 14 тысяч человек. Представляете, какое это величественное здание?!

2.Выступление учащегося.

Учащийся читает наизусть стихотворение Натальи Мурадовой «Исаакиевскому собору в Питере»:


В невесомом кружеве листвы

Куполом, почти достав до неба,

Оберегает он покой Невы,

Защищая город свой от ветра.

Не склоняя гордой головы,

Словно, Илья Муромец на страже,

Смотрит в душу матушки – Руси,

Зная, как мудрец, тревоги наши.

И к нему со всех концов Земли

Путники спешат в духовной жажде.

Он их, по отеческой любви,

Примет, успокоит не однажды.

Дивный Исаакиевский Собор,

Ты свидетель исповеди каждой;

Как Спаситель руки распростер,

Чтоб очистить верой души наши.

Затухает лиственный костёр.

В прошлое уходит день вчерашний.

Но твой крест по-прежнему остёр,

Зорко охраняет Питер спящий.

3. Слово экскурсовода.

- Пока мы находимся в пути, я немного расскажу вам о создании этого удивительного собора, которая уходит к петровским временам. В 1710 году близ Адмиралтейства была построена небольшая деревянная церковь Исаакия Далматского. Об этом святом вам, уважаемые туристы, расскажет мой помощник.

4. Сообщение учащегося о Святом преподобном Исаакии Далматском. (См. приложение №1)

( Слайд №3)

5. Слово экскурсовода.

(Слайд №4)

- Церковь, построенная в 1710 году, была названа в честь византийского монаха неслучайно. Дело в том, что день памяти этого святого – 30 мая - совпадал с днем рождения императора Петра I. Первый камень будущей церкви был заложен в день тридцатипятилетия государя в 1707 году, и церковь была названа Исаакиевской в честь небесного покровителя Петра. В 1712 году в ней состоялся публичный акт венчания Петра I и Екатерины. Позже церковь неоднократно перестраивали, но неудачно. Облик здания не мог удовлетворить даже самый невзыскательный вкус.

В 1809 и в 1813 годах состоялись конкурсы на создание проекта перестройки собора и перепланировки прилегающей территории, непременным условием которых было сохранение алтарной части существующего храма. Но конкурсы, не смотря на участие в них лучших архитекторов, не дали никаких результатов, большинство участников предлагало полностью разобрать существующее здание. Решить сложную задачу взялся неизвестный молодой архитектор Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Краткую историю его жизни поведает нам еще один из моих помощников.

6. Сообщение учащегося о жизни О.Монферрана. (См. приложение №2)

(Слайд №5)

7. Слово экскурсовода.

- В 1818 году по поручению Александра I Монферран разработал первый проект Исаакиевского собора, который был отправлен на доработку. Для исправления проекта была создана специальный комитет, в который вошли видные русские зодчие. В 1825 году Монферран представил новый проект, по которому от старой церкви сохранялась только восточная часть с алтарями, размеры здания увеличивались, внешний облик его менялся. Собор становился более монументальным и величественным. (Слайд №6)

Исаакиевский собор строился сорок лет – с 1818 по 1858 год. Его возведение стало важным этапом в развитии русской строительной практики, как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Было сделано немало открытий: устройство фундамента, установка монолитных колонн, сооружение центрального купола с использованием металлических конструкций.

Собор возводился руками простых русских людей. Строительство велось непрерывно, даже в зимние месяцы. Крепостные крестьяне трудились в тяжелейших условиях по 13 – 16 часов. Конечно, в таких условиях часто происходили несчастные случаи. По архивным данным в строительстве собора принимало участие около 400000 рабочих, из них от болезней и травм умер каждый четвертый.

Период строительства Исаакиевского собора равен целой эпохе в развитии русской архитектуры и инженерной мысли. Это не могло не отразиться на облике храма. Монферран в нем обобщил опыт архитекторов высокого классицизма и открыл новую эпоху в русском зодчестве, заговорившем на языке эклектики.

- Уважаемые туристы, мы с вами успешно приехали на Исаакиевскую площадь, я предлагаю вам выйти из автобуса и следовать за мной. (Учащиеся встают со стульев и, повторяя за учителем-экскурсоводом, выполняют небольшую разминку).

- Итак, перед собой вы видите величественный Исаакиевский собор. (слайд №7). Здание собора имеет крестообразный план. Его компактный прямоугольной формы массив увенчан золоченым купалом с восьмигранным фонариком, покоящемся на высоком барабане. Зрительно облегчают переход от него к основному объему четыре колокольни. Центральный купол и небольшие завершения звонниц образуют традиционное для русской церковной архитектуры пятиглавие. Торжественность и величавость облику храма придают выступающие на фасадах портики коринфского ордена. Спокойные плоскости стен прорезаны большими арочными окнами с массивными наличниками, углы здания украшены пилястрами.

Важную роль в создании облика храма играет скульптура. Самую большую образную нагрузку в декоре собора несут барельефы фронтонов четырех портиков. (Слайд №8) Авторство двух барельефов принадлежит французу Ф.Лемеру. Северный фронтон украшает композиция «Воскресение Христа», восточный – сцены из жития св. Исаакия Далматского. Эти мастерски выполненные барельефы все же уступают тем, которые созданы русским скульптором И.П.Витали. (Слайд №9) Единым пластическим ритмом пронизаны композиции «Поклонение волхвов» на южном фронтоне и «Св. Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия и его жену Флаксиллу» на главном западном.

Витали исполнил большую часть скульптурных произведений, в том числе и изображения апостолов, которые находятся на углах фронтонов. (Слайд №10) Их задумчивые фигуры четко выделяются на фоне неба. Вершины Фронтонов отмечены статуями евангелистов (слайд 11) – Марка со львом, Матфея с ангелом, Иоанна с орлом и Луки с тельцом. По-барочному выразительные фигуры ангелов со светильниками в руках (слайд №12) акцентируют углы основного объема собора. Велика их роль в формировании облика здания: они зрительно связывают кровлю с бара- баном.

Изображения ангелов на балюстраде купола, выполненное скульптором И.Германом, также имеет немаловажное значение в решении задач синтеза архитектуры и скульптуры. Ритмично поставленные стройные фигуры служат своего рода переходом к куполу собора. Там располагается смотровая площадка, с которой открывается удивительный вид на город.

Теперь, уважаемые экскурсанты, я приглашаю вас пройти внутрь собора. (Слайд №13) Работы по внутреннему оформлению здания начались в 1841 году. На украшение главного храма империи пошло 400килограммов зоолога, 1000 тонн бронзы, для облицовки архитектурной части алтарей затрачено 16000килограммов малахита и более 11 квадратных метров бадахшанского лазурита. Для покрытия пола, стен, пилонов применены полудрагоценный шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый, тивдийский, желтый, сиенский, красный, французский. Недаром выдающийся российский минералог академик А.Е. Ферсман считал Исаакиевский собор наряду с Эрмитажем сокровищницей цветного камня. Внутренняя площадь собора превышает 4000 кв.метров. (Слайд №14) Ряды пилонов делят внутреннее пространство храма на три нефа. В центре четыре массивных подкупольных пилона поддерживают барабан с двенадцатью окнами. Барабан завершается сводом, достигающим высоты 67метров. В восточной части храма располагается главный иконостас, южная и северная стены которого отделяют его от боковых приделов. Арочные проемы с мраморными группами ангелов над ними, созданными ярославскими мастерами, открывают расположенные в глубине малые алтари. (Слайд №15) С правой стороны находится придел Св. Екатерины. Иконостас его увенчан золоченой скульптурной группой «Воскресение».

О святой великомученице Екатерине расскажет мой помощник.

8. Сообщение учащегося о Святой Екатерине. (См. приложение №3)

(Слайд №16)

9. Слово экскурсовода.

- Главный иконостас поражает своей необыкновенной красотой. (Слайд №17) Он облицован белым итальянским мрамором, сочетающимся с насыщенных тонов малахитом и лазуритом, с золоченой бронзой. Длина иконостаса – 45метров, высота центральной части – 25метров. Особую торжественность ему придают 10 малахитовых и 2 лазуритовые колонны. Колонны выполнены особым способом «русской мозаики» – пустотелые металлические цилиндры оклеены тонкими пластинками малахита и лазурита. Камнерезы с большим мастерством подобрали камень по цвету, создав впечатление монолитных колонн. Умение раскрыть богатые возможности камня, выявить его неповторимую красоту прославило русских мастеров на весь мир.

Сквозь царские врата (слайд №18), украшенные шестью мозаиками, в глубине центрального алтаря виден светящийся витраж «Воскресение Христа». (Слайд №19) Витраж был создан в 1843- 1844 годах в Мюнхене Г.Гессом и М.Айнмиллером. Он состоит из отдельных деталей цветного полупрозрачного стекла, скрепленных свинцовыми пайками. Христос представлен на фоне желто-голубого неба, облаченным в пурпурный плащ с золотым шитьем, ярко горящими зелеными изумрудами и бледно-фиолетовыми аметистами. Витраж Исаакиевского собора стал едва ли не первым примером применения витражей в православных соборах.

Иконостас в приделе св. Александра Невского увенчан золоченой скульптурной группой «Преображение» (слайд №20). Эта скульптура, как и та, что украшает иконостас придела св. Екатерины, выполнена Н.С.Пименовым.

О святом благоверном князе Александре Невском вам расскажет мой помощник.

10. Сообщение учащегося о св. Александре Невском. (См приложение №4); (слайд №21)

11. Слово экскурсовода.

- Живописное оформление собора – результат творчества большой группы художников. Здесь работали К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, В.К. Шебуев, П.В. Басин, Н.М. Алексеев, Ф.С. Завьялов, П.М. Шамшин, Т.А. Нефф, С.А. Живаго и другие. Ими создано более 150 произведений. К.П. Брюллов создал в Исаакиевском соборе самую большую роспись «Богоматерь во славе» на плафоне главного купола. (Слайд №22) Ее площадь 816кв. метров. Написанная широкими, свободными мазками в ярких, теплых тонах, роспись даже в дождливые дни создает в соборе ощущение солнечного дня. Брюллов был очень увлечен созданием монументального полотна. Он восклицал: «мне тесно, я бы теперь расписал небо!». Интерес представляет и барабан купола, (Слайд №23) украшенный скульптурными фигурами ангелов, которые символизируют жизнь Христа, а также изображениями двенадцати апостолов, росписи которых после смерти Брюллова выполнил Басин. Он создал наибольшее количество росписей в соборе.

Ф.А. Бруни создал в соборе самые значительные свои произведения (Слайд №24): «Страшный суд», «Видение пророка Иезекииля» и «Потоп».

Благодаря созданию Исаакиевского собора в 1850-е годы В России возродилось искусство монументальной мозаики. По замыслу Монферрана мозаика, как наиболее долговечное изобразительное искусство, должна была заменить живопись в соборе. Особенностью мозаик собора является то, что они точно повторяют живописные оригиналы и свидетельствуют о высоком искусстве создавших их мастеров. (Слайд №25)Для воспроизведения многообразия живописной цветовой гаммы использовано 12 тысяч цветов и оттенков смальты. В соборе 62 мозаики, их общая площадь – более 600 кв. метров. Лучшими признаны «Св. Екатерина» и «Св. Анастасия».

Открытие и освещение Исаакиевского собора состоялось 30мая 1858 года в присутствии Александра II, членов царской фамилии, важнейших государственных и духовных лиц империи. Тогда же освятили центральный алтарь храма. Исаакиевский собор стал главным кафедральным храмом столицы. В соборе появились святыни, среди которых наиболее чтимыми были икона «Спас Нерукотворный», принадлежавшая Петру I, частицы древа Креста Господня и мощей апостола Андрея Первозванного, а также знамя губернского ополчения времен Отечественной войны 1812года. В год открытия Исаакиевского собора на одной из окраин города обнаружилась чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери. (Слайд №26) О ней вам расскажет один из моих помощников.

12. Сообщение учащегося о Тихвинской иконе Божьей Матери. (См. приложение №5)

13. Слово экскурсовода.

Не самые свои лучшие годы переживал собор в годы советской власти. Здесь был открыт один из первых в стране антирелигиозный музей. (Слайд №27) Долгие годы тут находился маятник Фуко, доказывающий вращение земли. В годы войны собор значительно пострадал, под сводами собора были укрыты огромные ценности пригородных музеев.

На протяжении 1950-х – 1960-х годов велись реставрационные работы. (Слайд №28) Недавно вернулся на свое место бронзовый посеребренный голубь – символ Святого Духа, сменивший маятник Фуко.

Ныне государственный музей «Исаакиевский собор» представляет собой объединенный музей русской культовой архитектуры и изобразительного искусства первой половины XVII – начала XX века. (Слайд №29) В храме проходят особенно торжественные богослужения, под его сводами звучит духовная православная музыка.

  1. Итог.

  1. Слово экскурсовода.

- Наша экскурсия подошла к концу. Уважаемые туристы, прошу всех вернуться в автобус и занять свои места.

- Мы возвращаемся домой. По дороге мне хотелось бы услышать ваши отзывы об экскурсии, что вам особенно запомнилось, что произвело неизгладимое впечатление? (ответы учащихся)

- А сейчас небольшая игровая пауза, у меня для вас есть загадки:


Ангелом-хранителем Петра

Был святой, прошедший муки адские.

Гордо носит петербургский храм

Имя… (Исаакия Далматского)


О художниках мы забывать не вправе.

Сколько их, великих мастеров,

Храм расписывало… Но без слов

Потрясает «Богородица во славе».

Автор вам известен —… (Карл Брюллов)


- Молодцы, вы хорошо справились с моим заданием. Мне кажется, хорошим завершением нашего путешествия станет стихотворение А. Розенбаума.

2. Выступление учащегося.

…Прошу тебя, храни меня,

Не дай пропасть в изгнании,

Собор с библейским именем,

Мой Центр мироздания.

Приди ко мне воочию

Ночами полусонными,

На белый лист ляг строчками,

В твои черты влюблёнными.


Вот последний миг оборван,

Попрощаемся, родной,

Не сойти бы без тебя с ума!

Улетаю я, Собор мой,

В край, завьюженный пургой,

Даже летом там всегда зима.


Да ладно, надо проще быть,

Пойду своей дорогою,

Исаакиевской площадью

На Невский, угол Гоголя.

Прошу тебя, храни меня,

Не дай пропасть в изгнании,

Собор с библейским именем,

Мой Центр мироздания.

  1. Рефлексия.

- Вот мы и дома. В начале экскурсии вы получили туристические жетоны. Перед вами две шкатулки – синяя и красная. Если вам понравилось наше путешествие, то, выходя из автобуса, опустите свой жетон в красную шкатулку; если вы скучали, и вам было неинтересно – в синюю.

Я благодарю вас за внимание, было приятно работать с вами, до скорых встреч.






Приложение №1

Преподобный Исаакий Далматский




Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364 - 378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!». Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня. то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.

Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379 - 395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (память 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 22 марта.


































Приложение №2



Жизнь Огюста Монферрана


Огюст Рикар де Монферран родился 19 января 1786 года в предместье Парижа Шайо в семье учителя верховой езды. В 1806 году поступил в Королевскую школу архитектуры, но ради службы в армии несколько раз вынужден был прерывать учебу. Работал в генеральной инспекции архитектуры Парижа. Когда российский император Александр I был в Париже, Монферран показал ему свои проекты и был приглашен в Россию, где ему суждено было создать великие творения и прославить свое имя.

Ему было поручено перестроить Исаакиевский собор в Петербурге, но по сути Монферран создал его заново. При строительстве он использовал многие нововведения, такие как приспособления по подъему тяжестей, стальные закладные детали, золочение куполов огневым способом, устройство воздушного отопления.

После смерти Александра I он возводит Александровскую колонну в память об императоре на Дворцовой площади. Колонна гармонично вписалась в Дворцовый ансамбль и стала связующим звеном всей композиции.

Монферран спроектировал также другие здания для российской столицы (дворцы Лобанова-Ростовского, Демидова и Гагариной), руководил строительством Нижегородской ярмарки. Монферран поднял Царь-колокол из ямы, где он был отлит и установил его в Московском кремле, на том месте, где он стоит и сегодня.

Умер Монферран в Петербурге 28 июня (10 августа) 1858 года. Он хотел быть похороненным в Исаакиевском соборе, но император Александр II запретил это делать. Тогда вдова зодчего увезла его тело в Париж и похоронила на кладбище Монмартр.















Приложение №3.

Святая великомученица Екатерина


Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимина (305 - 313). Живя в столице - центре эллинской учености, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости. Мать Екатерины, тайная христианка, повела ее за советом к своему духовному отцу, святому старцу, творившему молитвенный подвиг в уединении в пещере недалеко от города. Выслушав Екатерину, старец сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает его, а умножает, высота рода Его – неизреченна». Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Истина, к которой рвалась ее душа, открылась ей. На прощание старец вручил Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках и велел с верой молиться Царице Небесной - Матери Небесного Жениха о даровании видения Ее Сына.

Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Пресвятую Деву, Которая просила Своего Божественного Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвращал Свой лик от нее, говоря, что Он не может смотреть на нее, потому что она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и не запечатленный печатью Духа Святого. В глубокой печали Екатерина вновь пошла к старцу. Он с любовью принял ее, наставил вере Христовой, заповедал хранить чистоту и целомудрие и непрестанно молиться, и совершил над ней таинство святого Крещения. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе. Когда видение кончилось и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо - дивный дар Небесного Жениха.

В это время в Александрию на языческое празднество прибыл сам император Максимин. По этому случаю праздник был особенно пышным и многолюдным. Крики жертвенных животных, дым и смрад жертвенников, пылавших непрестанно, гомон толпы на ристалищах наполняли Александрию. Приносились и человеческие жертвы - на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками. Святая любовь к мученикам - христианам и сердечное желание облегчить их участь побудили Екатерину пойти к главному жрецу и владыке империи, императору-гонителю Максимину.

Назвав себя, святая исповедала свою веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы убедить ее и показать торжество языческой мудрости, император повелел созвать 50 ученейших мужей империи, но святая взяла верх над мудрецами, так что они сами уверовали во Христа. Святая Екатерина осенила мучеников крестным знамением, и они мужественно приняли смерть за Христа и были сожжены по повелению императора.

Максимин, не надеясь более переубедить святую, попытался соблазнить ее обещанием богатства и славы. Получив гневный отказ, император приказал подвергнуть святую жестоким мучениям, а затем бросить в темницу. Императрица Августа, которая много слышала о святой Екатерине, пожелала видеть ее. Императрица была поражена силой духа святой Екатерины, лицо которой сияло Божественной благодатью. Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они, уверовав, обратились ко Христу.

На следующий день мученицу вновь привели на судилище, где под угрозой колесования предложили ей отречься от христианской веры и принести жертву богам. Святая непреклонно исповедала Христа и сама подошла к колесам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они разлетелись на куски, перебив многих язычников. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали свою веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь попытался прельстить святую мученицу, предложив ей супружество, и вновь получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху - Христу и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача. Мощи святой Екатерины были перенесены Ангелами на Синайскую гору.




Приложение №4.


Святой благоверный князь Александр Невский



Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор, «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо, братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича. Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор, преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном.

Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский, один из составителей Киево-Печерского Патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.

С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища, кощунственно называвшие себя, с благословения Римского папы, «крестоносцами», носителями Креста Господня. В этот грозный час Промысл Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра - великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. – «Без Божия повеления не было бы княжения его». Воспользовавшись тем, что Русь ослаблена, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. «Король римской веры из Полуночной страны», Швеции, собрал в 1240 году великое войско и на множестве кораблей послал к Неве под командованием своего зятя, ярла (т. е. князя) Биргера. Гордый швед прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, - я уже здесь и пленяю твою землю».

Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне». Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были». С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов, - ждать подмоги от отца, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было времени.

Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князяю, святой Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество…» Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. Но весной 1242 года Александр дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне». Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников. Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой - необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси - продолжал крепить святой Александр Невский.

В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя принял ислам, он нуждался в союзе с православной Русью. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия. В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики -дани и вербовщики воинов - баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти всё наследие Чингис-хана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. Так прославил Бог своего угодника - святого воина-князя Александра Невского.


Приложение №5.


Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.



Икона прославилась чудесами милости Божией в Петербурге в самый год освящения Исаакиевского собора (1858 год) и как бы дарована ему свыше в благословение. В С.-Петербурге, на Песках во 2-й улице, находился дом Ивановых, где жили очень бедные домохозяева: брат не в полном рассудке и сестра, немолодая девушка, ухаживавшая за больным братом. По смерти брата она продала дом и перед смертью поручила священнику взять у нее икону Божией Матери Тихвинской и поставить в церковь. В 1859 году 5 марта, по распоряжению митрополита Григория, чудотворную икону Тихвинскую, так быстро прославившуюся в С.-Петербург, перенесли в новоосвященный кафедральный Исаакиевский собор. После этого в Исаакиевский собор стало собираться много народа, не только во время богослужения, но и во всякое время дня и ночи; не только в праздники и посты, но и во все другие времена храм св. Исаакия ни на минуту не оставался без богомольцев пред чудотворною иконою Тихвинской Богоматери. Богомольцы приходили благодарить Пресвятую Богородицу за полученные благодеяния и молить Ее о заступлении и помиловании от бед и напастей. Неисчислимыми были чудесные исцеления многих неизлечимо больных. Усердие богомольцев выражалось и денежными приношениями. Мера Исаакиевской иконы одинакова с подлинною в Тихвине, т.е. 1 арш. 2 верш. длины и 14 верш. ширины. Перед иконою поставлена великолепная балюстрада из белого мрамора с бронзовым высвеченным подсвечником, в котором постоянно теплятся свечи, возжженные любовью и благодарностью к Царице Небесной за Ее великие милости и благодеяния.









Литература.


  1. Альбедиль М.Ф. Санкт-Петербург. История и архитектура. – С-Пб: Яркий город, 2005.

  2. Нагорский Н. Исаакиевский собор. – С-Пб: П-2, 2004.

  3. Разуваев В.Л. Исаакиевский собор. – Лениздат, 1989.

  4. Серпокрыл С.М. Ленинград. Путеводитель. – Лениздат, 1978.

  5. Соловьев В. Золотая книга русской культуры. – М: Белый город, 2008

  6. http://days.pravoslavie.ru

  7. http://orthodox300.narod.ru








































Справка об авторе.

Минаева Ольга Петровна – 30 лет; учитель русского языка, литературы и ОПК в МОУ Буканоская СОШ Людиновского района Калужской области; квалификационная категория – вторая.

Просмотр содержимого презентации
«Минаева»

Заочная экскурсия в Исаакиевский собор Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой. Ф.Тютчев

Заочная экскурсия в Исаакиевский собор

Глядел я, стоя над Невой,

Как Исаака-великана

Во мгле морозного тумана

Светился купол золотой.

Ф.Тютчев

Золотой купол Исаакиевского собора видный даже с далеких окраин города, является важнейшей доминантой Северной столицы.

Золотой купол Исаакиевского собора видный даже с далеких окраин города, является важнейшей доминантой Северной столицы.

Первая Исаакиевская церковь Пётр I

Первая Исаакиевская церковь

Пётр I

Исаакиевский собор строился  с 1818 по 1858 гг. В.Садовников. Вид Исаакиевского собора и площади Исаакиевский собор в лесах. Литография с рисунка Монферрана

Исаакиевский собор строился с 1818 по 1858 гг.

В.Садовников. Вид Исаакиевского собора и площади

Исаакиевский собор в лесах. Литография с рисунка Монферрана

Северный фронтон – «Вознесение Христа» Восточный фронтон – сцены из жития св. Исаакия Далматского

Северный фронтон – «Вознесение Христа»

Восточный фронтон – сцены из жития св. Исаакия Далматского

Южный фронтон – «Поклонение волхвов» Западный фронтон- «Св. Исаакий благословляет императора Феодосия и его жену Флаксиллу»

Южный фронтон – «Поклонение волхвов»

Западный фронтон- «Св. Исаакий благословляет императора Феодосия и его жену Флаксиллу»

Фигуры апостолов на углах фронтонов

Фигуры апостолов на углах фронтонов

Марк Матфей Иоанн Лука

Марк

Матфей

Иоанн

Лука

Интерьер  собора

Интерьер

собора

Алтарь в приделе св. Екатерины

Алтарь в приделе св. Екатерины

Святая    великомученица   Екатерина

Святая великомученица Екатерина

Воскресение

Воскресение

Алтарь в приделе св.Александра Невского

Алтарь в приделе св.Александра Невского

Св. благоверный князь  Александр Невский

Св. благоверный князь Александр Невский

Ф.А. Бруни. Страшный суд. 1849-1853. Роспись сводов центральной части собора .

Ф.А. Бруни. Страшный суд. 1849-1853. Роспись сводов центральной части собора .

Св. Анастасия Св. Екатерина

Св. Анастасия

Св. Екатерина

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери

Маятник Фуко в Исаакиевском соборе

Маятник Фуко в Исаакиевском соборе

Богослужения в Исаакиевском соборе

Богослужения в Исаакиевском соборе


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Заочная экскурсия В Исаакиевский собор

Автор: Минаева Ольга Петровна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195042

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "К ХОЗЯЙКЕ МЕДНОЙ ГОРЫ" (ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ)"
    ["seo_title"] => string(68) "vnieklassnoiemieropriiatiiekkhoziaikiemiednoigoryzaochnaiaekskursiia"
    ["file_id"] => string(6) "313155"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459437682"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства