Занятие с элементами тренинга по формированию жизнеутверждающей «Я-концепции» Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ»
Занятие с элементами тренинга по формированию жизнеутверждающей «Я-концепции» Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ»
Этот материал является практическим инструментарием формирования у подростков жизнеутверждающей позиции и антисуицидального иммунитета.
Содержание занятия составлено с учетом возрастных особенностей учащихся 8-9 классов.
Упражнения и задания cпроектированы таким образом, чтобы в максимальной степени реализовать возможность развития у воспитанников активной субъектной позиции, целеустремленности общительности, стремления к успеху.
Сюжет данного тренинга позволяет с помощью психологических техник стимулировать раскрытие основных уровней Я-концепции: самоощущения, самочувствия, самопонимания, самооценки, самопринятия, самоорганизации и самореализации личности.Этот материал является практическим инструментарием формирования у подростков жизнеутверждающей позиции и антисуицидального иммунитета.
Содержание занятия составлено с учетом возрастных особенностей учащихся 8-9 классов.
Упражнения и задания cпроектированы таким образом, чтобы в максимальной степени реализовать возможность развития у воспитанников активной субъектной позиции, целеустремленности общительности, стремления к успеху.
Сюжет данного тренинга позволяет с помощью психологических техник стимулировать раскрытие основных уровней Я-концепции: самоощущения, самочувствия, самопонимания, самооценки, самопринятия, самоорганизации и самореализации личности.Этот материал является практическим инструментарием формирования у подростков жизнеутверждающей позиции и антисуицидального иммунитета.
Содержание занятия составлено с учетом возрастных особенностей учащихся 8-9 классов.
Упражнения и задания cпроектированы таким образом, чтобы в максимальной степени реализовать возможность развития у воспитанников активной субъектной позиции, целеустремленности общительности, стремления к успеху.
Сюжет данного тренинга позволяет с помощью психологических техник стимулировать раскрытие основных уровней Я-концепции: самоощущения, самочувствия, самопонимания, самооценки, самопринятия, самоорганизации и самореализации личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга по формированию жизнеутверждающей «Я-концепции» Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ»»
Занятие с элементами тренинга
по формированию жизнеутверждающей «я-концепции»
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ»
Этот материал является практическим инструментарием формирования у подростков жизнеутверждающей позиции и антисуицидального иммунитета.
Содержание занятия составлено с учетом возрастных особенностей учащихся 8-9 классов.
Упражнения и задания cпроектированы таким образом, чтобы в максимальной степени реализовать возможность развития у воспитанников активной субъектной позиции, целеустремленности общительности, стремления к успеху.
Сюжет данного тренинга позволяет с помощью психологических техник стимулировать раскрытие основных уровней Я-концепции: самоощущения, самочувствия, самопонимания, самооценки, самопринятия, самоорганизации и самореализации личности.
Цель: Развитие у школьников жизненных навыков, необходимых для поддержания и сохранения устойчивой жизненной позиции: коммуникабельности, стремления к цели, мотивации к достижению успеха, осознания ценности жизни, формирования субъектной активности.
Задачи:
формирование чувства ценности личности;
формирование чувства уверенности в себе;
формирование умения самораскрытия, через вербализацию внутренних образов; развитие навыков общения;
развитие умения самостоятельной переоценки жизненных событий;
раскрытие внутренних резервов самовосприятия, через проектирование будущего;
развитие коммуникативных, рефлексивных, качеств личности;
развитие умения проектировать свое будущее, позитивно воспринимать реалии жизни.
Оформление помещения оборудование и материалы:
Пространство помещения оформляется по принципу часового циферблата: стулья участников образуют замкнутый круг; напротив стульев в хронологическом порядке расположены карточки с цифрами от 1 до 12; в центре круга размещается символическая часовая стрелка. Каждый участник получает карандаш, ручку, карточку для визитки, небольшой блокнот с надписью «Заметки путешественника во времени». Аудио DWD проигрыватель или ПК с колонками.
Если в помещении есть интерактивная доска, то на ней по мере работы высвечиваются: тема, задания к упражнениям, тематические иллюстрации и т.п.
Ожидаемый результат:
Создание устойчивой установки в сознании участников тренинга на формирование бережного отношения к жизненному времени и позитивного восприятия действительности.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий.Сегодня нам вместе жизнь предоставила возможность совершить уникальное путешествие – путешествие во времени и пространстве. Для этого нам не нужна фантастическая машина времени или мифический пространственно-временной портал…. «Нить времени подвластна мудрым» — говорили древние старцы. Мы совершим это путешествие благодаря нашему сознанию, используя техники воображения (фантазирования), воспоминания и восприятия реальности. Это позволит каждому сидящему в круге узнать свои сильные и слабые стороны, по-новому взглянуть на печальные и радостные события прошлого и с оптимизмом смотреть в столь таинственное будущее. Здесь, на этом занятии, вы будете самим — собой, научитесь лучше разбираться в своих чувствах, думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем.
Упражнение. «Самопрезентация»
Ведущий.Представьте, что лучшие ученые мира придумали способ, как перемещаться во времени и пространстве. Среди жителей Земли проводили конкурсный отбор на право участия в первой пространственно-временной экспедиции. Вы узнаете о том, что именно вас выбрали на роль членов этой экспедиции. Вы приглашены на пресс-конференцию, где вам необходимо немного рассказать о себе, публично представить себя.
Если у участников тренинга возникают затруднения, ведущий может выступить в роли журналиста и задавать наводящие вопросы. В рамках этого упражнения участникам рекомендуется оформить визитки, для того чтобы не было барьеров в общении.
Ведущий.Спасибо за смелость и открытость, честность и конструктивность!
Сейчас я предлагаю вам ознакомиться и принять правила взаимодействия в группе назовем их «Кодексом взаимодействия группы».
Упражнение. «Кодекс взаимодействия группы».
Правила напечатаны на обороте листков с цифрами, расположенных в форме циферблата. Ведущий предлагает зачитать правила участникам группы обсудить их и принять.
«Кодекс»
Доверительный стиль общения (насмешки и злословия исключаются);
Общение по принципу только «здесь и сейчас» (обсуждаем только, то над чем работаем);
Персонификация высказываний (не должно быть безличной речи говорим только от своего имени);
Искренность в общении, если нет желания говорить правду – молчим;
Активность (даже если задание кажется неинтересным – работаем);
Недопустимость непосредственных оценок (оцениваем не человека, а его поступок);
Уважение к говорящему (даем возможность высказаться, а потом уже задаем вопросы);
Ведущий имеет право на применение санкций в ответ на нарушение правил;
…
Ведущий. Положения кодекса необходимо дополнить(9-12листы) и обсудить. Возможно, с какими-то из них вы не согласитесь или захотите внести поправку. Вы обязательно должны обосновать свое решение. Не забудьте также о регламенте работы, вы должны ценить и правильно использовать время – ведь «материя жизни ткется из нитей времени».
Обсуждение. Проводится дискуссия по предложенным правилам. Участники группы высказывают свое мнение, согласуют его с мнением группы. Принимается коллективное решение.
Упражнение. «Путешествие в прошлое».
Ведущий. У каждого из нас были моменты жизни, которые мы очень часто вспоминаем. Среди событий прошлого выберете то, в которое вам бы хотелось вернуться. Это могут быть печальные моменты или радостные, событие которое вам бы хотелось прожить заново или то событие, в котором вам хотелось бы что-то изменить. В своих блокнотах запишите дату, время этого события и его тему. Если вы точно не помните дату и время, данные можно указать приблизительно. (Например: 2000 год, весна, утро. «Поднимаемся в гору».)
Участники группы показывают свои записи. Далее используется авторская «Техника сенситивного перехода в прошлое». В основе техники лежат приемы «визуализации чувственного образа» и «переоценки значимости события». Участники вспоминают пережитое и рассказывают об этом. Порядок высказываний участников определяется датой события. В процессе обсуждения в случаях вскрытия негативных переживаний, по необходимости, ведущий проводит психокоррекционные процедуры, формируя «положительный эмоциональный фон воспоминаний».
Разминка. «Игра тик-так».
Ведущий. Встаньте в круг, соедините руки ладонями кверху так, чтобы ладонь правой руки лежала поверх левой ладони вашего соседа справа, а на ладони вашей левой руки лежала правая рука соседа слева. (Показывает). По моей команде первый участник слегка прикасается правой рукой к ладони соседа слева, произносит «так». Второй, почувствовав прикосновение к руке, произносит «тик» и сам прикасается к ладони третьего участника со словами «так».
Упражнение выполняется по кругу. С каждым кругом скорость выполнения игры увеличивается, а громкость имитации звука часов снижается до шепота. Игру можно усложнить, если выполнять ее с закрытыми глазами.
Упражнение. «Путешествие в будущее».
Звучит приятная музыка. Ведущий вводит участников в состояние легкого транса с использованием авторской медитативной техники «сосредоточения сознания на образах желаемого будущего». Форма установки выбирается на основании проблем выявленных на этапе «Путешествие в прошлое».
В процессе выполнения упражнения ведущий отслеживает внешние проявления чувственных переживаний, по необходимости проводит специальную коррекцию. По завершении медитации участники делают пометки, зарисовки в блокноте, рассказывают о своих образах, ощущениях и переживаниях (высказывания не обсуждаются). Порядок выступления определяется с помощью свободно вращающейся стрелки расположенной в центре круга.
Ведущий. В благодарность за плодотворную работу каждому присутствующему в этом круге я хочу подарить это четверостишие.
Сегодня выбирая Путь,
о прошлом лишь с улыбкой вспоминай,
Умей прощать и научись любить
и этот дар потомкам передай.
Упражнение «Послание самому себе».
Ребятам предлагается написать в блокноте письмо самому себе. Ведущий.Послание которое вы сейчас напишете адресовано вам самим. Вы прочитаете его тогда, когда сами испытаете потребность в этом. Вы можете написать все, что считаете необходимым, и сделать это так как вы себе представляете (послания не зачитываются).
Получение обратной связи:
На чистом листе блокнота ребенок обводит карандашом свою ладонь (Рука является символом личной открытости для других) В центре изображения свой отзыв о занятии.
Ведущий. В своем отзыве вы можете ответить на вопросы: Что больше всего вам понравилось? Что не понравилось совсем? Что показалось лишним? Какая форма работы запомнилась вам больше всего и т.д.?
(Ведущий собирает листки с отзывами.) А теперь вы можете обменяться своими пожеланиями и впечатлениями друг с другом, оставить памятную запись о нашем занятии в ваших блокнотах. Записать адреса и телефоны новых друзей. Удачи!(Звучит композиция «Есть только миг…»)