Занятие школы актива. КТД Спортивно-интеллектуальный турнир
Занятие школы актива. КТД Спортивно-интеллектуальный турнир
Данное занятие предназначено для обучения актива детского общественного объединения (организации) или актива школьного коллектива методике коллективно-творческого дела Игоря Петровича Иванова. В ходе занятия ребята разрабатывают сценарий проведения спортивно-интеллектуального турнира. В дальнейшем им предстоит только раздать пригласительные, пригласить команды и жюри конкурса, подготовить необходимый спортивный инвентарь для спортивной части турнира и провести турнир.
Цель: создание коллективно – творческого дела спортивно-интеллектуальной направленности в форме турнира.
I .Организационный этап (На экране заставка: открытое занятие «КТД: спортивно-интеллектуальный турнир»)
Вожатая: Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит вместе продумать сценарий игровой программы. Но прежде, давайте поделимся на группы. (На экране надпись «Деление на группы»). Я предлагаю вам создать следующие группы: тренеров, игроков, болельщиков и судей. Предлагаю выйти ко мне 4 ребятам и выбрать шарик с названием группы. Теперь вам предстоит пригласить к себе по 1 помощнику. Он также выберет себе помощника, который пригласит в команду друга. Ребята выбравшие красный шар – на вас вся наша надежда! Вам отведена очень значимая роль судей, поэтому ваше место за центральным столом.
Проходим за свои столы. В каждой из 3 групп нужно выбрать капитана, который тоже будет входить в судейскую коллегию и представлять результаты вашей работы.
II. Подготовительный этап
Вожатая: Ребята, кто-нибудь из вас знаком с методикой коллективного творческого дела Игоря Петровича Иванова? Нет? (На экране: Определение КТД. 6 стадий КТД). Тогда вам предстоит интересное открытие.
Оказывается, коллективные: планирование, подготовка, проведение дела и его анализ помогают осуществить мероприятие, в котором учитывается мнение каждого и где вы все время ощущаете поддержку своих друзей.
У нас с вами интересная цель: разработать и представить в конце занятия СПОРТИВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТУРНИР.
Обратите внимание на экран. (На экране: Турнир – это форма проведения личных или командных соревнований. Ассоциативный ряд: участники, турнирная таблица, борьба сильнейших, победа. Время проведения турнира: 1 час (на этап по 15 минут)
Прочитай, пожалуйста, что такое турнир.
Модель турнира по своим организационным особенностям близка спортивным состязаниям.
Если наш турнир спортивно-интеллектуальный, то из каких основных этапов он должен состоять? (Ответ детей: из спортивного и интеллектуального).
Известны две основные системы турниров: круговая (каждый встречается один или несколько раз со всеми) или кубковая (с выбыванием проигравших в очередном турнире).
Выбрав кубковую форму для 4 команд: в рамках спортивного турнира сначала встречаются 1 и 2 команды, затем 3 и 4 команда. Победители каждой пары встречаются затем между собой. Точно также в рамках интеллектуального турнира. (На экране: показ кубковой системы с помощью движущихся человечков).
III. Основной этап
Вожатая: Ответьте мне: А для кого мы будем турнир планировать и проводить известно? (Ответ детей: нет). А название есть? (Ответ детей: нет.)
Посмотрите на экран. Мы приступаем к этапу коллективного планирования дела. Каждой группе необходимо прийти к общему мнению по этим основным вопросам. (На экране: 2 стадия КТД - коллективное планирование.
- для кого проводим? /малышей, сверстников, старшеклассников…/
- дать название турниру
- кому лучше участвовать – всему коллективу или какой-то микрогруппе?
- с кем вместе? (со старшей вожатой, педагогами…..)
- где лучше провести это дело и когда? (в рамках смены, в ДОО, в ОУ.)
Время обсуждения – 1 минута. Волшебная кнопка звуковым сигналом предупредит об окончании отведенного времени.
Вожатая: Я жду ваших предложений. (Ответы командиров групп). Судьи за центральным столом фиксируют ответы и озвучивают общее мнение - 3 минуты.
Вожатая: Предлагаю группам выбрать по разработке одного из основных этапов подготовки турнира.
- что могут взять на себя судьи? Без чего не сможем отследить результативность команд?
- а кто возьмется за разработку спортивного или интеллектуального матча?
- как о нашем турнире смогут узнать команды? Как их пригласить? (реклама). Кто возьмется?
(на экране 3 стадия КТД – коллективная подготовка дела)
На данный практический этап – коллективная подготовка дела отводится 5 минут, затем подается сигнал.
1группа (тренеры) - разработка интеллектуального турнира (1 и 2 тур) (ПАМЯТКА: форма проведения, категории, вопросы, ответы для жюри, реквизит, необходимая аппаратура, таблица для жюри; цветные карточки с загадками, ребусами…по различным темам и ответами к ним.)
Задание для вашей группы – выбрать карточки - задания для двух этапов интеллектуального турнира и отметить ответы на данные задания для жюри. Вложить подобранный материал в кармашки ПАМЯТОК.
2 группа (игроки) - разработка спортивного турнира (ПАМЯТКА: форма проведения, этапы, реквизит, критерии оценки, штрафные баллы, таблица для судьи; карточки «Эстафеты»)
Ваша задача – из предложенных карточек выбрать необходимое количество заданий – эстафет, прописать спортивный инвентарь, критерии оценки для жюри. Вложить подобранный материал в кармашек ПАМЯТКИ.
3 группа (судьи) - оформительская работа:
Задание для вашей группы - разработка турнирной таблицы, протоколов для жюри, грамот.
4 группа(болельщики) - организационная работа:
Ваша задача - реклама турнира; приглашение для команд, жюри, зрителей.
IV. Контрольный этап
Вожатая: Вот мы и подошли к 5 этапу КТД - коллективному подведению итогов. Настало время проверки готовности групп к проведению турнира.
Капитанов просим пройти к центральному столу для представления проделанной работы. (Представление капитанами групп проделанной работы (до 2 минут).
Вожатая: Ребята, ответьте на вопросы: (вопросы на экране)
- что понравилось и почему?
-что удалось или не удалось?
- что возьмете на будущее?
- чему научились?
- сможете ли сами провести данное КТД?
V. Рефлексия
Вожатая: Наше занятие заканчивается. Для меня очень важно ваше мнение о занятии. Если вы получили новые знания, вам было интересно -–то прошу эти замечательные смеющиеся смайлики поместить на наш пьедестал.
Тем, кто не получил новых знаний, но считает, что провел время с пользой для себя и других могут выбрать просто улыбающийся смайлик и тоже разместить его на пьедестале.
А если кому-то было грустно и неуютно в роли разработчиков КТД – для вас грустные смайлики.
(На экране пьедестал, движущиеся смайлики, которые дети выбирают в соответствии со своим настроением).
Прошу вас встать в общий круг. «Давайте скажем: МЫ – команда! У нас все получится!»
Мне было очень интересно с вами. И на память я хотела бы вам подарить медали за активную работу в рамках данного занятия. Спасибо всем!
ЛИТЕРАТУРА
1. Время выбрало нас!: в помощь организаторам педагогической поддержки детского общественного движения/ Деп. образования Нижегородской обл., Центр эстетического воспитания детей Нижегородской обл. – Книга 3. -/под ред. Е. Л. Родионовой. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 138 с.
2. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел/ И. П. Иванов. – М.: Педагогика, 1989.
3. Кипарис – 7. Учебное пособие/ авт.-сост. И. Хуснутдинова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.